Что такое семейный уклад
Основы семейного уклада Семейный уклад, как динамическая система
«Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Основы семейного уклада
как динамическая система
В этой части лекции мы расскажем вам
об устоявшихся стилях семейного поведения, о динамике развития семьи, об отношениях членов семьи друг к другу.
Если Вы хотите подробно познакомиться
с различными аспектами семейного уклада,
обратитесь к следующей литературе:
Семейный уклад зависит от того, в каком цикле находится семья: молодая она, среднего возраста или состоящая из пожилых людей, от того, сколько поколений живут одной семейной жизнью.
Семейный уклад рассматривается, как совокупность следующих компонентов:
– обычаи (установившиеся, привычные формы поведения);
– традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи);
-отношения (сердечные чувствования и настроения);
– правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки);
– распорядок (установленный порядок в течение дел) дня, недели, года.
Социально-образовательное значение семейного уклада для конкретного ребенка, заключается в том, что в процессе жизнедеятельности семьи, жизненного воздействия всего семейного уклада и семейного коллектива у детей складывается представление о семье, о брачно-семейных отношениях, формируются навыки и привычки деятельности и поведения в семье, умения и способы разрешения семейных ситуаций.
Семья воспринимает, поддерживает и передаёт из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию:
— духовно-религиозные традиции имеют целью пробудить личность ребенка, сформировать чувства, основанные на традиционных исконных представлениях о добре и зле, основных христианских заповедях. Воспитывают у детей чувства благоговения к святыням, учат бережному отношению к окружающему миру – великому творению;
— национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания детей.
Семейный уклад оказывается взаимосвязанным с внешним по отношению к семье общественно-экономическим укладом. С другой стороны, уклад семьи, отражаясь в сознании ребенка, способствует формированию нравственного склада личности и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.
Для понимания особенностей уклада семьи необходимо рассматривать ее не только с точки зрения отношений, но и с точки зрения той среды, в которой эти отношения развертываются. В укладе семьи выделяется, таким образом, два уровня проявления: физический (дом, внешний мир) и социально-психологический.
Семейный уклад, будучи динамической системой, претерпевает определенные преобразования. На основании того, что он связан со структурой семьи, изменения структуры семьи приведут к изменению и семейного уклада. Когда происходят изменения?
Особую категорию составляют изменения семейного уклада, связанные с появлением ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества.
Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям.
Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.
Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности.
Родителям необходимо помнить, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Нужно сделать все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.
Таким образом, семейный уклад – это ритм жизни, динамика развития, устойчивость духовно-нравственных начал, психологический климат и эмоциональное благополучие семьи.
Семейный уклад
Смотреть что такое «Семейный уклад» в других словарях:
семейный — ая, ое. 1. Имеющий семью (1 зн.), не одинокий. С ые люди. Вы с. человек или холостой? 2. Относящийся к семье; связанный с жизнью семьи, в семье. С ое торжество. С ое счастье. С ые обязанности. С ое воспитание. С ые узы; союз (о браке). С. быт,… … Энциклопедический словарь
семейный — I см. семья II ая, ое. см. тж. семейные, семейность, семейно, по семейному 1) имеющий семью 1), не одинокий … Словарь многих выражений
НАЦИОНАЛИЗМ — духовное самосознание народа, имеющее Божественную основу. Каждый народ имеет национальный инстинкт, данный ему от природы (а это значит и от Бога), и дары Духа, изливаемые в него от Творца. И у каждого народа инстинкт и дух живут по своему и… … Русская история
Шейкеры — У этого термина существуют и другие значения, см. Шейкер (значения). Христианство Портал:Христианство … Википедия
быт — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? быта, чему? быту, (вижу) что? быт, чем? бытом, о чём? о быте и в быту 1. Бытом называют условия жизни, уклад какого либо народа, социальной среды и т. п. Городской, сельский быт. | Новый строй … Толковый словарь Дмитриева
Кавказская туземная конная дивизия — («Дикая дивизия») Годы существования 27 июля 1914 сентябрь октябрь 1917 Страна Россия Входит в 2 й кавалерийский корпус Тип Кавалерия Численность … Википедия
Культура Азербайджана — Азербайджанский народный танец под музыку народных инструментов во время фестиваля «Евровидение 2012» в Баку … Википедия
Песня — 1. Определение. 2. Поэтика и язык песни. 3. Звуковая сторона песни. 4. Социальные функции песни. 5. Песни различных социальных групп. 6. Бытование песни. 7. Жизнь песни. «Народная» и «художественная» песни. 8. Основные моменты в изучении песни.… … Литературная энциклопедия
Фонвизин, Денис Иванович — род. в Москве 3 апр. 1745 г., умер в С. Петербурге 1 дек. 1792 г. Родословные росписи рода Фонвизиных начинаются именем Петра Володимерова, титулуемого бароном. «В царство великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича, всея… … Большая биографическая энциклопедия
Семейный уклад в духовной культуре и быте семьи.
Классификация духовно-нравственных ценностей семьи как фактор формирования духовной культуры и быта семьи.
Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры: истине, благу и красоте. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни формирует она у своих детей.
Ученые, занимающиеся проблемой семейных ценностей, классифицируют их с различных научных позиций. Так, по мнению социологов М. С. Мацковского, Л. И. Савинова и т. д., в число ценностей семьи в различных брачно семейных сферах входят следующие:
– в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности – любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям;
– в сфере родительства (сострадание, взаимо- понимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга);
– дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни);
– семейные функции как ценность (хозяйствен- но-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.);
– сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.);
– выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению)
Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей.
Семейный уклад в духовной культуре и быте семьи.
Для каждого из своих членов семья является школой любви постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
Семья воспитывала детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось от предыдущих поколений.
Уклад крестьянской семьи воспитывал в детях любовь к родине, уважение к истории своей страны, толерантность. Приютить странника, накормить солдата, подать нищему считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие почитались в народе, их одевали, кормили всем миром.
Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций. Духовным воспитанием детей занимались старики, они передавали юным все лучшее, что приобрели за свой долгий век. Рассказывали сказки и жития святых, давали наставления о поведении, учили молитвам.
Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и культурную традицию.
Важнейшим признаком семьи является общность быта, который складывается и изменяется под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры и оказывает огромное влияние на другие стороны жизни людей, на формирование личности.
Быт представляет область социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функций человека, его работоспособности и творческой деятельности. Основой быта является личное, семейное и общественное производство и потребление необходимых благ. Быт—сфера внепроизводственно экономической и социальной жизни, включающая деятельность, связанную с удовлетворением материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья, и деятельность, связанную с освоением духовных благ, культуры, с общением, отдыхом, развлечениями’. Составной частью быта является домашнее хозяйство. Оно представляет сферу человеческой деятельности, при которой кустарно, на основе индивидуальных затрат труда и времени, организуется вся система производства и потребления (питание, стирка, уход за квартирой и т. д.).
Основой материального благосостояния семьи является добросовестный труд всех ее взрослых членов на общественном производстве и дома, в быту. Труд для каждой семьи является не только источником материального благополучия, но и важнейшим средством всестороннего развития личности. В пределах домашнего хозяйства выделяется домашний труд, осуществляемый преимущественно женщиной. При помощи его производятся предметы потребления и услуги, необходимые семье.
Неумение наладить семейный быт, разделить обязанности, создать крепкую семейную экономику нередко ставит под угрозу само существование семьи.
Общность быта—важнейший признак семьи. И в настоящее время невозможно представить нормальное существование семьи без повседневного домашнего труда.
Что такое семейный уклад
В последнее время возрастает интерес к исследованию различных аспектов семейной жизни. Особое внимание уделяется так называемому кризису семьи, который проявляется: в распаде семей в течение сравнительно небольшого временного интервала с момента регистрации отношений; в отсутствии желания регистрировать отношения; в появлении нетрадиционных форм семей. Подобного рода трудности в истории семьи возникали не раз в связи с трансформацией общественно-экономического строя того или иного государства. В современных условиях возникает проблема прикладного характера: каким образом возможно преодоление сложившегося временного кризиса, к какому новому устойчивому состоянию будет происходить дальнейшее развитие семьи, как оно будет соотноситься с развитием общества в целом.
Семья в социально-психологическом плане представляет собой малую группу особого типа. Общим для семьи, как для всех малых групп, является то, что она возникает при определенных условиях (численность, наличие цели, совместной деятельности); обладает формальной и неформальной структурой, задаваемой распределением ролей; проходит через определенные этапы развития; в ней существует групповая динамика.
В контексте данной работы в фокусе внимания находится такая важная характеристика семьи, как родовые связи. В качестве главных причин разрушения семьи можно назвать разрыв этих связей, ослабление взаимодействия в ряду поколений, т.е. разложение семейного уклада.
Объект исследования представляет собой феноменологию семейного уклада.
Методы исследования. В представленной статье приводится теоретический анализ взглядов отечественных психологов на проблему семейного уклада. Кроме того, описываются предварительные результаты пилотажного эмпирического исследования смыслового содержания семейного уклада русской семьи в обыденном сознании. Суть исследования заключалась в том, что 30 испытуемым в возрасте от 25 до 55 (2 поколения) лет предлагалось выделить по 10 характеристик семейного уклада. Далее проводился контент-анализ полученных характеристик (более 150), которые впоследствии сводились в единую таблицу. На следующем этапе 5 экспертов (профессиональных психологов) классифицировали эти характеристики в более крупные содержательные блоки. Анализ данных блоков позволил сделать выводы о структуре семейного уклада в его социально-психологическом проявлении.
Результаты теоретического и эмпирического исследований и их обсуждение.
В психологическую литературу понятия «семейный уклад» и «жизненный уклад» впервые ввел В.М. Бехтерев [2]. Уклад семьи, согласно В.М. Бехтереву, взаимосвязан с такими категориями, как «семейные обычаи», «семейные установления», «семейное право». Сам же уклад понимается как «. совокупность условий совместной жизни. » [2, 60]. Здесь обращено внимание на то, что уклад невозможно рассматривать в отрыве от тех конкретных исторических условий, в которых существует семья.
В.М. Бехтерев предложил концепцию возникновения семьи, из которой становится ясной и природа уклада. Основываясь на естественно-научном фундаменте, В.М. Бехтерев устанавливает в основе формирования семьи такой важный биологический инстинкт, как инстинкт размножения. Половое влечение первобытных людей имело своим следствием размножение. Так как выживание человека в одиночку было сильно затруднено, то увеличение численности людей приводило к установлению тесных социальных связей между членами одного рода. В ходе социогенеза внутриродовые отношения совершенствовались, происходило становление и развитие нравственности. Особую роль в прогрессивном развитии нравственности, с точки зрения В.М. Бехтерева, играло материнское воспитание: «. материнское воспитание создает нормы общественного уклада (курсив авт.), устраняя грубое обращение с подчиненными. » [2, 60]. В связи с этим есть основания полагать, что в становлении семейного уклада основная роль также принадлежит женщине.
В.М. Бехтерев указывал на то, что укладу всегда противостоят нововведения. Наиболее яркие его черты отражаются в произведениях искусства. Когда происходит смена одной формы общественного или семейного уклада на другую, то молодое поколение обычно высмеивает прежний порядок жизни, считая его бессмысленным. Но даже при глобальной перестройке прежнего течения жизни отвергается не все, существует преемственность.
Так, на уровне биологии за наследование полезных для сохранения вида признаков ответственна совокупность генов, передающихся из поколения в поколения, являющаяся основой для дальнейшего эволюционирования вида. В обществе существует подобный механизм, но не на уровне генов, а на уровне ценностей, смыслов культуры. В.М. Бехтерев называл это духовной наследственностью: «. целый ряд данных говорит, безусловно, в пользу того, что в жизни общества огромную роль играет фактор наследственности, но не биологической или индивидуальной, а так называемой духовной (курсив авт.). Под этим названием мы понимаем то, что наследуется обществом от предков через воспитание и преемственность, что переходит к той или иной общественной организации из прошлого в виде готовых, сложившихся форм общественной жизни. К ним относятся, прежде всего, такие духовные богатства, передающиеся потомству от прошлых поколений, как язык, обычай, предания, общие понятия и прочее, а также все, что известно под названием установившихся традиций и вообще уклада общественной жизни (курсив авт.). » [2, 287]. В социальной философии вместо духовной, или социальной, наследственности принято использовать термин «социальная память» [4, 217].
Из приведенных положений В.М. Бехтерева можно видеть, что в его понимании «семейный уклад» и «общественный уклад» оказываются неразрывно связанными друг с другом, переходящими один в другой. Исторически первым должен был сформироваться уклад семьи. Воспроизводя устойчивые формы отношений, он делал жизнь человека совместно с другими выгоднее, чем в одиночку. По мере роста и усложнения в человеческом обществе появлялись новые формы отношений (не только родственные, но и производственные, деловые и др.), также существовавшие в определенных устойчивых рамках. Следовательно, уклад приобрел широту, стал не только семейным, но и общественным. В этом можно видеть самоподобность социальных структур на различных уровнях.
В.М. Бехтерев отмечал: «. хотя и неоспоримо, что та или другая нация имеет свой темперамент и обладает той или иной степенью деловитости, что зависит от климатических, экономических и иных условий, но неоспоримо также и то, что все остальное, что характеризует нацию, зависит от ее общественной жизни и ее уклада, сложившегося веками. » [2, 289]. Из этого можно заключить, что как нацию нельзя рассматривать в отдельности от ее уклада, от ее культуры, так и личность нельзя понять, не исследовав уклад ее семьи.
На связь личности с образом ее жизни и социальными условиями обращал внимание Б.Г. Ананьев: «. на первых этапах формирования личности нейродинамические свойства влияют на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свойства (курсив авт.) связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни (курсив авт.), с историей общественного развития, особенно с историей культурного, политического и правового развития, определившей становление современного образа жизни. » [1, 91].
Б.Г. Ананьев не считал уклад жизни раз и навсегда заданным. Он видел в нем возможность изменения и развития. Пока ребенок пребывает в семье, он испытывает влияние уклада, сложившегося в ней. С началом самостоятельной жизни, человек начинает строить собственную систему отношений, приобретать собственный статус, который может быть преемственным по отношению к семье. Но «. под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени собственный статус может все более отдаляться от старого статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, однако, наиболее ценные традиции. » [1, 242]. В данном случае подчеркивается, что изменения уклада носят эволюционный, а не революционный характер, и что любые изменения важно рассматривать в широком историческом контексте.
В.А. Ядов отмечает, что «. социально-экономический уклад, как более стабильный компонент условий жизни, детерминирует и более стабильные качественные черты образа жизни социальных общностей: тип общественных отношений, идеология и принципы морали, а также содержание жизненных программ. »[7, 91]. Получается, что уклад представляет собой «социальную реальность», в терминах Э. Дюркгейма, от уровня малой группы, в которой человек рождается и на основе которой выстраивает свои отношения, до уровня общества в целом. Уклад оказывается предшествующим образу жизни. Таким образом, уклад семьи выражает устойчивые формы отношений между членами семьи друг с другом и с обществом в больших временных масштабах.
Семейный уклад оказывается взаимосвязанным, с одной стороны, с внешним по отношению к ней общественно-экономическим укладом. С другой стороны, уклад семьи, отражаясь в сознании ребенка, способствует формированию нравственного склада личности [5] и ее устойчивости по отношению к различным воздействиям извне.
В результате проведенного нами эмпирического исследования смыслового содержания семейного уклада, были выделены следующие критерии его анализа:
На основе разработанного концептуального подхода был сконструирован опросник тестовой направленности, который помимо перечисленных параметров семейного уклада, был дополнен шкалой гостеприимства и характеристикой семейной атмосферы в целом. Каждая из 8-ми шкал опросника содержит 12 суждений и предполагает 12-балльную оценку выделенных параметров семейного уклада. Опросник прошел процедуры валидизации и подготовлен к печати.
Важным следствием данного эмпирического исследования было то, что для понимания особенностей уклада семьи необходимо рассматривать ее не только с точки зрения отношений, но и с точки зрения той среды, в которой эти отношения развертываются. В укладе семьи выделяется, таким образом, два уровня проявления: физический (дом, внешний мир) и социально-психологический.
Семейный уклад, будучи динамической системой, претерпевает определенные преобразования. На основании того, что он связан со структурой семьи, логично предположить, что изменения структуры семьи приведут к изменению и семейного уклада. Какими могут быть эти изменения и когда они происходят?
Этап отделения взрослых детей является очень тонким и деликатным моментом. В научной психологической литературе данная проблема получила название «отрыв от родительских корней» [6]. Дальнейший ход исследования предполагается направить в русло анализа социально-психологических особенностей уклада в период ухода ребенка из родительской семьи и в период формирования общего семейного уклада во вновь образовавшейся семье. Несомненный интерес также представляет исследование семейного уклада в разрезе нескольких поколений одной семьи, а также в культурно-историческом и этнокультурном аспекте.
Рецензенты:
Презентация по теме «Основы семейного уклада» (выступление для родителей)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основы семейного уклада Гнедова Наталья Петровна LOGO LOGO
Семейные ценности – в сфере добрачного поведения и выбора брачного партнера: для личности – любовь, влечение, физическая привлекательность, статус в обществе, социокультурные параметры; для семьи: ценностные ориентации, связанные с возможностью продолжить род, фамилию, расширить родственные связи, следовать традициям, обычаям и образу жизни родительской семьи; для общества: поведение индивида по отношению к национальным, религиозным, общинным обычаям и традициям; – в сфере родительства (сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь, ответственность друг за друга); – дети как семейная ценность (наследники, продолжатели рода и фамилии, опора в старости, смысл жизни); LOGO
– семейные функции как ценность (хозяйственно-бытовая, досуговая, воспитательная, сексуальная, эмоциональная, социального контроля и т. д.); – сфера отношений как семейная ценность (истинные, мнимые, прерывистые, конфликтные, творческие и т. д.); – выполнение семейной роли (способность к плодотворности, разрушению); – социализация как семейная ценность (приобщение к культуре, образование, карьера, материальное благополучие) LOGO
АНКЕТА «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ» (С.С.НОСОВ) Инструкция. Оцените баллами от 1 до 10 каждую из семейных ценностей. Проранжируйте их. Семейные ценности: Нежность; Сексуальные отношения; Общение; Супруг (а) как спутник по отдыху; Финансовая поддержка; Привлекательность партнера; Искренность и открытость; Работа по дому; Посвященность семье; Восхищение. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА Чем выше ранг, тем больше значимость данной семейной ценности для испытуемого. LOGO
Тип семьи (по стадии становления) молодые (до 9 лет), для которых важным в психологическом аспекте есть отношения супругов один к одному и к общей семейной жизни; средние (10-19 лет), которые характеризуются стабильными семейными отношениями, упроченным распределением ролей, обязанностей, наличием детей, которые подросли и есть относительно самостоятельными; зрелые (свыше 20 лет), для которых характерный рост значимости супружеских отношений, в частности, благодаря обретению детьми самостоятельности и независимости. LOGO
Виды семей с разным воспитательным потенциалом воспитательно-сильные, т.е. с благоприятной моральной атмосферой семьи; воспитательно-стойкие, где создаются вообще благоприятные возможности для воспитания, а трудности, которые возникают в семье, и недостатки устраняются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы; воспитательно-неустойчивые, для которых характерная неправильная воспитательная позиция родителей (например, чрезмерная опека) при довольно высоком общем воспитательном потенциале семьи; воспитательно-слабые с потерей контакта с детьми и контроля над ними, когда родители по разным причинам (через плохой залог здоровья, перегруженность работой, низкий уровень образования и психолого-педагогической компетентности) не способные правильно воспитывать детей, уступив в своем влиянии группе ровесников. LOGO
1. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Это семьи, где знают классическую литературу, посещают театры, проводят с детьми досуговое время. Таких семей около 5%-10%. 2. Семьи со средним уровнем духовно-нравственных отношений. Семьи, в которых родители озабочены, прежде всего, добыванием средств к существованию, что сводит общение с ребенком к минимуму. Но личный пример родителей – главный критерий в поведении детей. Нет высоких идеалов, но есть нравственный стержень. Работа с такими семьями по повышению уровня духовной культуры может давать положительный результат. По нашим подсчетам таких семей около 35-40%. 3. Семьи, где внимание родителей к детям гипертрофировано, где ребенок – центр забот. Это внешне благополучные семьи, в которых, к сожалению, отсутствуют истинные нравственные ценности. Дети в таких семьях эгоистичны, избалованы. 5-10%. 4. Семьи, где родителям не до детей. Все пущено на самотек, нет разумного воспитания. Семьи, где часто происходят конфликты, социокультурный уровень низок. 10% 5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Это семьи, от которых нужно защищать детей. 3-5%. LOGO
Семейные ценности – один из самых первых и важных факторов духовно-нравственного воспитания детей. При разумном и рациональном подходе к вопросу о привитии правильного понимания, осознания и родителями и детьми, что такое духовные ценности, можно говорить и о духовно-нравственном росте личности ребенка. Важно, чтобы система ценностей не была навязана извне, а была бы осознанно принята и выражалась в стремлении жить по духовно- нравственным законам. LOGO
Обычай – это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. К обычаям относят, как правило, распространенные в конкретном обществе формы взаимоотношений в быту, семье, общепринятые приёмы труда, религиозные или дипломатические ритуалы. Обычаи имеют силу общественной привычки и потому подлежат моральной оценке. Существуют народные, профессиональные, культурные, школьные обычаи, отражающие общепринятый порядок, но чаще всего традиции поведения, привычные для членов общества способы общения, которые меняются в процессе исторического развития общества LOGO
Признаки семейных традиций ( С.А.Шмаков): 1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьей. 2. Своеобразие, самобытность. 3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. LOGO
Ритуалы, практикуемые в семейном кругу, жизненны и результативны, если отвечают следующим критериям: опираются на прошлый и настоящий опыт; соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям членов семьи (национальным, местным традициям); содержат драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям участников; имеют простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство каждого; содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары. LOGO
Правила по которым вы живете. Какие у вас правила? Какую функцию они выполняют сейчас в вашей жизни? Какие изменения, как вам кажется, необходимо сделать? Какие из настоящих правил вас устраивают? Какие из правил вы хотите отбросить? Какие новые правила вы хотите ввести? Что вы вообще думаете о своих правилах? Они открытые, гуманные, современные? Или скрытые, жесткие и устаревшие? Если ваши правила в основном относятся ко второму разряду, думаю, вы понимаете, что вы и ваша семья должны проделать важную, но необходимую работу по их пересмотру. Если ваши правила из первой категории, то у вас в семье, наверное, веселая, праздничная жизнь. LOGO
Рекомендую прочитать? Вирджиния Сатир. «Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту»: Институт Общегуманитарных Исследований; Москва Вирджиния Сатир. Как строить себя и свою семью. М. Педагогика-пресс, 1992 г. LOGO