Что такое семинар и как к нему готовиться
Что такое семинар и как он проходит в вузе
Семинар – распространенный формат практических занятий в высших учебных заведениях всего мира. Впервые такую форму обсуждения вопросов из области геометрии, математики и философии начали применять ученые Древней Греции. Этот способ поиска истины и углубления знаний доказал свою эффективность, и сегодня семинары по-прежнему активно используются как в академическом сообществе, так и в вузах, готовящих и инженеров, и гуманитариев или научно-педагогических работников.
Семинар: определение и суть
Семинар – это одна из форм интерактивного группового обучения в вузах, при которой студенты под руководством преподавателя обсуждают ключевые темы курса, имеющие первостепенное значение в профподготовке, или наиболее трудные для понимания теоретические вопросы.
Предметом рассмотрения на занятии могут быть:
Тема семинара и список вопросов, которые будут разбираться, оглашаются заранее. Иногда материалы, вынесенные на обсуждение (например, отчет о лабораторных опытах) предоставляются его участникам для предварительного ознакомления, поэтому готовиться к предстоящему диспуту студентам обязательно – преподаватель на занятии становится всего лишь координатором беседы.
Главные цели любого семинара – научить студентов работать с массивом академической и профессиональной информации и применять свои знания на практике, а также сформировать навыки научной полемики.
Виды семинаров в вузе
Как проходят
Конкретная форма практического занятия зависит от выбора преподавателя, особенностей дисциплины и уровня подготовленности группы.
Стандартное семинарское занятие строится по традиционной схеме:
Как готовиться
Вместе с темой преподаватели заранее информируют студентов, в каком формате будет проводиться занятие, и сообщают, каким именно образом ожидают получить ответы на поставленные вопросы: в виде реферата, презентации, рецензии, отчета, доклада и т. д. Соответственно, направление приготовлений должно вписываться в заданные рамки.
Порядок подготовки к семинару:
Для подготовки можно использовать учебную литературу, лекции, научные статьи, материалы авторитетных интернет-источников.
Семинары – это не просто способ контроля успеваемости, такие занятия эффективно развивают творческую самостоятельность студентов вузов, формируют устойчивый интерес к исследовательской деятельности. Еще один большой плюс – на практике осваивается методика научной работы, приобретаются навыки ведения аргументированной дискуссии.
Как подготовиться к семинарскому занятию?
Обучение в СУЗе ил ВУЗе предполагает посещение теоретических (лекционных) и практических занятий. Если на лекциях от учащегося требуется немного: внимание, наличие тетрадей и ручек для конспектирования информации, внимание к материал, то на семинарах он должен продемонстрировать знание лекционного материала и дополнительных вопросов, заданий.
Обучение в СУЗе ил ВУЗе предполагает посещение теоретических (лекционных) и практических занятий. Если на лекциях от учащегося требуется немного: внимание, наличие тетрадей и ручек для конспектирования информации, внимание к материал, то на семинарах он должен продемонстрировать знание лекционного материала и дополнительных вопросов, заданий.
Что такое семинар и как он устроен?
Семинар – представляет собой аудиторное занятие, на котором студенты должны работать под руководством педагога. Обычно задания к этому занятию выдаются заранее (на лекции или можно взять целую методичку на кафедре). Здесь педагог выступает «путеводной звездой», неким руководителем, который координирует работу студентов и направляет их в нужное русло.
Виды семинарских занятий
Студентам предстоит самостоятельно выполнить определенные задания (решить задачи, пройти тест, подготовить развернутый ответ на вопросы). Непосредственно на семинаре учащиеся должны продемонстрировать свою подготовку: ответить на основные и дополнительные вопросы, дополнить ответчика (добавив в его рассказ новые моменты по теме), задать вопросы отвечающему или педагогу, попрактиковаться в решении задач (если предмет прикладной), порассуждать (если предмет гуманитарный, «философский») и пр.
Отвечать может как «доброволец», так и выбранный преподавателем студент чаще всего отвечают «добровольцы», но если педагог видит большой отрыв в успеваемости, пустом просиживании на паре, то он может вызвать учащегося к доске и проверить его знания.
Также на семинарских занятиях могут проводить различные промежуточные проверки: самостоятельные и контрольные работы, коллоквиумы и пр. О подобных мероприятиях студентов предупреждают заранее.
По сути, на семинарах у студентов есть «размах»: они могут проявить себя активно отвечать на вопросы, выполнять различные поручения и задания. Совершенствуя свои знания и навыки.
Как подготовиться к семинарскому занятию?
Здесь есть несколько вариантов.
В этом случае придется в одиночку справляться с полученными заданиями. Для этого нужно своевременно взять их выделить время на подготовку. В большинстве случаев студенты находят ответы на вопросы в Интернете. Важно при этом не просто взять первую попавшуюся статью, а тщательно обработать материал, выделив суть, нужные моменты, систематизировать полученные данные.
Чаще всего студенты черпают информацию их готовых курсовых работ научных статей или просто переходят по первым (наиболее популярным) ссылкам. Лучше всего отдавать предпочтение проверенным первоисточникам.
Данный способ в значительной степени упрощает подготовку к занятию. Важно чтобы в группе были ответственные студенты, которые своевременно и качественно выполнят поручение. В этом случае все задания распределяются между группой (или конкретными студентами), в определенный день и время они обмениваются найденной информацией.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Не правда ли, проще и быстрее найти ответы на 1-2 вопроса, чем полностью готовиться к семинару самому? Не забудьте только изучить все ответы, которые Вам предоставят друзья. Ведь далеко не всегда преподаватель разрешает читать с листка или брать с собой ответ. Даже тот же одногруппник может неправильно понять задание и неправильно выполнить его, найти не тот ответ. Поэтому, чтобы не упасть в грязь лицом, нужно не только найти ответы, получить их, но и ознакомиться с ними.
Рекомендации по подготовке к семинару
Морально, физически и эмоционально подготовьтесь к предстоящей работе. Искать ответы на вопросы, разбираться в задачах – процесс утомительный, но очень важный в развитии каждого специалиста. Отхлынуть от работы не удастся, поэтому берем себя в руки и не тянем с выполнением домашнего задания.
Не откладывайте выполнение задания на последний момент. Далеко не всегда студенту удается самостоятельно выполнить практическое задание (решить задачу, написать программу и пр.).
Внимательно читайте найденный ответ на вопрос, редактируйте его. Помните, от вас требуется не как можно больше рассказать, а дать точный, грамотный ответ строго по сути дела. Проще сначала находить ответы на те вопросы и решать те задания, о которых имеются минимальные представления, как правило, такой материал кратко разбирался на лекции или предмет носит общеразвивающий характер (азы изучались в школе).
Заранее планируйте свой день с учетом подготовки к предстоящим занятиям и рубежам, следите за временем и расписанием занятий. При правильной расстановке приоритетов, подходящем настрое на работу выполнить любое задание будет легко.
Команда ОЦ Дисхелп готова помочь в подготовке к семинарскому заданию. Наши специалисты предоставят исчерпывающий ответ на любой вопрос, решат любую задачу, грамотно и правильно оформят любую студенческую работу. Высокое качество услуг и конфиденциальность данных гарантированы каждому клиенту. Не забывайте, что лучше всего обращаться за помощью заблаговременно. Оформить заявку можно на сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Семинар в вузе: что это такое, как он проходит, виды и типы
Поступив в университет, первокурсники сталкиваются с новым форматом учёбы: занятия проходят парами, кроме стандартных лекций периодически проводят коллоквиумы, конференции, семинары, круглые столы — это виды проверки знаний. Мы расскажем о понятии «семинар» и дадим характеристику разных типов семинарских занятий.
Больше полезных советов, которые помогут адаптироваться к учёбе в вузе или колледже, можно найти в одном из наших телеграм-каналов. А в другом мы собрали скидки и выгодные предложения.
Что такое семинар в институте или техникуме
В школах ученики посещают обычные уроки, а знания проверяют на контрольных. В высшем или среднем профессиональном образовании есть разные формы занятий. Одна из них — семинар.
Это слово пришло к нам из древнегреческих и древнеримских школ, а само его значение раньше не было связано с учёбой и означало «сеяние».
В советской высшей школе на семинарах проходило углублённое изучение отдельных предметов, а сейчас модными стали бизнес-семинары: на них эксперты делятся со слушателями интересными практическими идеями.
Семинар в университете — что это
Семинар в универе — это разновидность группового занятия, на котором происходит проверка знаний.
Такое занятие обычно проходит в интерактивном режиме: преподаватель и студенты ведут живой диалог, рассматривая различные вопросы, касающиеся одной темы.
Вопросы для семинара преподаватель выдаёт заранее (как правило, за несколько недель), чтобы студенты успели найти нужную информацию.
Что такое семинар в колледже
Семинар как вид учебного занятия в колледже также имеет интерактивную форму организации и посвящён одной из важных тем курса.
Из отличий: в техникуме он может проводиться для нескольких групп, в вузе чаще всего — для одной группы студентов.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Независимо от вида и типа, семинар требует хорошей подготовки
Виды и формы семинаров
Расскажем подробнее о типах семинаров и их содержании.
Виды семинаров в образовании
В отечественной системе образования выделяют 3 основных вида семинаров:
В подгруппы на спецсеминарах обычно объединяют студентов одного научного руководителя, темы спецсеминара пересекаются с темами их дипломных работ.
В условиях развития интернета и дистанционного обучения многие стали проводить вебинары (онлайн-семинары), на которых участники общаются с помощью видеосвязи.
Типы семинаров
Помимо видов учебных семинаров, выделяют и разные формы (типы) их проведения:
Независимо от вида семинаров в вузе или колледже, к нему нужно хорошо подготовиться. Можно разделить вопросы между одногруппниками и надеяться, что они серьёзно отнесутся к своей работе. А можно обратиться в специальный студенческий сервис и заручиться помощью профессионалов.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Как подготовить и провести интересный семинар для студентов
Семинар — одна из форм проведения занятий, отличающаяся тем, что студенты сами готовят материалы по заданным вопросам заранее. Иногда семинар может состоять из чисто практических занятий, иногда студенты готовят развернутые монологи в качестве ответов на вопрос. В любом случае преподаватель сначала должен подготовить эти вопросы, а ученики, в свою очередь, должны найти на них ответы. Если вы преподаватель и вам необходимо подготовить семинар, то попробуйте затронуть те моменты, которые не были включены в лекции. Когда учитель начинает повторять и спрашивать студентов о проблемах, которые уже поднимались на лекциях, студентам становится скучно и у них создается впечатление, что они зря идут на занятия.
Материалы
Главное при подготовке семинара учесть то, что интересно студентам. Семинары проходят на ура, если ведется дискуссия, конфликтующие стороны пытаются доказать свою правоту и в конце урока приходят к определенному выводу. При таком споре мнение нужно аргументировать и знания, необходимые для этого, откладываются автоматически, без утомительного запоминания.
Для того чтобы семинар получился интересным, нужно заранее предоставить студентам материалы для подготовки. Это может быть как учебная, справочная литература, так и научные труды определенных авторов. Вы также можете обозначить несколько потенциальных вопросов для обсуждения, чтобы ваши ученики заранее начали обдумывать свои ответы.
Также можно использовать стратегию, которая основана на тщательном текстовом анализе одной книги или статьи. В этом случае важно выбрать текст, который предоставляет широкие возможности для интерпретации и обсуждения. Если вы выберете простой текст, смысл которого довольно очевиден, учащимся будет нечего обсуждать. Кроме того, текст не должен быть слишком длинным, чтобы его можно было внимательно прочитать за отведенное время. В одной книге можно выбрать несколько страниц.В любом случае очень важно, чтобы перед началом семинара у студентов было время подготовиться
Вопросы
Подготовьте ряд вопросов, чтобы инициировать дискуссию по ключевым областям темы. Вы можете либо поделиться этими вопросами в начале семинара, либо просто вставлять их в подходящие моменты дискуссии. Во время подготовки убедитесь, что вы учли, сколько времени группе нужно будет потратить на каждый пункт или вопрос для обсуждения, и что будет возможность обсудить все вопросы. В любом другом случае сократите количество вопросов. Вы всегда можете добавить их позже, если обсуждение закончится раньше, чем ожидалось. Также можно разделить вопросы по группам, чтобы студенты выступали коллективно по каждому вопросу.
Стратегия
Кроме тем важно запланировать стратегию обсуждения: очень легко упустить все возможности, которые дает семинар, просто рассматривая его как испытание, которое нужно пройти, а не как совместное учебное мероприятие, которое может дать множество новых идей. Подумайте, как вы можете сделать семинар более интересным с помощью иллюстративного материала, видео, музыки и т. п.
На самом семинаре вам не помешает дать студентам отправную точку для обсуждения. Можно начать с трех или четырех слайдов, чтобы изложить основные аспекты темы. Далее можно задать открытый вопрос. Типичный вводный вопрос: что, по вашему мнению, означает этот текст? Молчание — это нормально. Учащимся может потребоваться несколько минут, чтобы разогреться. После этого ваша ключевая роль — способствовать обсуждению. Раздайте аудитории листы бумаги с фломастерами. Предложите им записать ключевые моменты или зарисовать ключевые моменты. Если вы попросили учащихся обсуждать ваши вопросы в группах, перемещайтесь между группами, чтобы проверить, обсуждают ли они ваши темы, задавайте дополнительные вопросы. Если вы будете сидеть в стороне, то студенты быстро заметят ваше безразличие и будут не заинтересованы в дальнейшем обсуждении.
На какие аспекты еще важно обращать внимание
Какие вопросы можно задавать в процессе обсуждения
В конце важно прийти к общему выводу. Подготовьте его заранее, тогда единственное, что вам нужно будет обобщить на самом семинаре, — это итоги обсуждения. Также дайте студентам возможность оценить процесс в целом и свою собственную работу в частности. Размышление о процессе семинара помогает студентам улучшить свою способность размышлять и участвовать в будущих обсуждениях.
Понятие семинара в вузе: особенности для институтов и университетов
Обновлено: 16 Сентября 2021
Каждый студент обязательно сталкивался с понятием «семинар». Для чего необходима эта форма проведения занятий, и как к ней готовиться.
Что такое семинар в институте или техникуме
В учебных заведениях высшего или среднего профессионального образования семинар является самой распространенной формой проведения занятий.
Семинар – форма проведения занятий в учреждениях профессионального образования (вузы, колледжи). Предполагает интерактивное обсуждение темы в группах. Участвуют как студенты, так и преподаватель. На обсуждение выносятся вопросы из образовательных программ по какому-либо предмету, не связанные с лекционным курсом. Часто зачитываются и обсуждаются доклады.
Семинар как форма обучения стал популярен еще в Древней Греции. Ученые активно изучали такие науки, как математика и философия. С целью найти истину они обсуждали важные вопросы, выражали свою точку зрения, что и лежит в основе семинара. В переводе с латыни слово означает «сеять» (seminare). Этот способ проверки знаний используют до сих пор для обучения специалистов любых профнаправлений (технические, гуманитарные и т.д.).
Цель семинарских занятий: научить студента самостоятельно искать ответы на вопросы, уметь выразить мнение и применять знания на практике.
Семинар в университете — что это
В университете проведение семинаров занимает около 50% всех занятий. Другая половина – лекции. Вопросы преподаватель обычно оглашает заранее, чтобы студенты успели подготовиться к обсуждению, выполнить задания. В некоторых вузах семинары также называют практическими занятиями, хотя изначально это были разные формы. К практическому студенты готовят устные и письменные домашние задания, а на семинаре только дискутируют.
Главную роль на занятии играет не преподаватель. Он всего лишь координирует беседу, задает дополнительные вопросы и слушает отвечающих. Между студентами происходит взаимодействие посредством полилога. Каждый высказывает свое мнение, но обязательно придерживается плана.
Что такое семинар в колледже
Семинары в колледже по форме проведения ничем не отличаются от университетских занятий. Также на обсуждение выносится 1 тема. Отличие может быть только одно: иногда в колледжах объединяют несколько групп, в то время как в университете на обсуждении присутствует только 1 группа.
Образовательные технологии при проведении семинаров
Семинарские занятия необходимы для качественного обучения студентов. Чтобы достичь этой цели, при их проведении должны использоваться новые образовательные технологии, повышающие уровень и удобство обучения. От методов «старой» школы преподаватели редко отказываются. Ранее студенты просто отвечали на вопросы и делали задания для усвоения материала. Сейчас эти принципы совмещают с современными стандартами.
В основе новых образовательных технологий лежит принцип игры. Моделируются различные ситуации, вымышленные или вполне реальные, чтобы вместе с получением знаний студенты учились межличностному взаимодействию. На семинарах нередко проводят такие игры:
Сейчас в образовательный процесс активно внедряют тренинги. Эта форма обучения предполагает интенсивное усвоение знаний за короткий промежуток времени. Часто приглашаются специалисты из различных сфер, которые дают мастер-классы, передают полезные навыки и общаются со студентами. Если на лекциях молодые люди только усваивают знания, то семинары предназначены для практики.
Таким образом, обучающиеся не просто зачитывают доклады и другие научные работы. Они анализируют информацию, примеряют на себя роль работника той профессии, которую они выбрали.
Методические разработки семинарского занятия
К каждому семинарскому занятию преподаватель пишет план по определенной структуре. Какие компоненты должны быть:
Важнейшей задачей преподавателя является объективная оценка учащихся после занятия. Критерии оценки должны быть прописаны в плане. Чтобы выставить оценку, преподаватель должен выслушать каждого студента, проверить готовность заданий и задать вопросы по теме.
После обсуждения преподаватель подводит итог: либо задает главные вопросы, либо сам тезисно проговаривает то, что нужно запомнить в первую очередь. Затем отвечает на возражения студентов, ставит оценки и дает задание на следующую пару.
Как минимум, 1 контроль знаний преподаватель должен провести после курса семинаров. Часто проводят 2: в конце и в середине курса. Готовят контрольные вопросы.
Методические рекомендации к проведению семинаров являются опорой для подготовки планов. Преподаватель обязательно должен изучить требования и советы, чтобы занятия соответствовали программе обучения.
Для чего нужны семинары
Значение семинаров в системе обучения трудно переоценить. Их первостепенная задача: научить студента углубленно вникать в тему. После такой формы занятий учащийся умеет:
Виды и формы семинаров
В зависимости от сложности подготовки к семинару выделяют 3 категории:
Таким образом, выделяют 3 вида семинаров, но форм (типов) их реализации намного больше.
Развернутая беседа
Это самый распространенный формат для студентов. Преподаватель последовательно задает 5-6 вопросов, вовлекая учащихся в разговор. Они дают развернутые ответы, не ограничиваясь односложными фразами. Такая форма позволяет задействовать максимальное количество человек.
Доклады и рефераты
Подготовка докладов и рефератов актуальна на первом курсе. Студенты самостоятельно пишут проверочные материалы, а на паре тезисно зачитывают и принимают участие в обсуждении других работ.
Чем доклад отличается от реферата? Реферат представляет небольшое самостоятельное исследование, при этом оно должно быть записано кратко, но емко. Доклад – сообщение на выбранную тему.
Семинар-диспут
В рамках семинара-диспута участники обсуждения проявляют высокую умственную активность. Ответы на вопросы содержат не только личные убеждения, но и научную базу (исследования, мнения и публикации ученых). Умение полемизировать и убеждать являются ключевыми характеристиками участников диспута.
Конференция
По форме реализации конференция похожа на представление докладов и рефератов. В основе также лежит выступление докладчиков. Главное отличие в том, что на обсуждение вынесен узкий круг вопросов, изучение конкретных деталей темы. Часто завершает курс предмета.
Другие формы семинара
К другим формам относятся:
Подготовка к семинару
Семинар требует обязательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов.
Подготовка преподавателя
Преподаватель не только слушает ответы студентов, но и задает направление беседы, критикует высказывания, поэтому должен быть подготовленным. В первую очередь, он составляет план занятий, систему оценок, подбирает литературу для рекомендаций студентам и готовит дополнительные вопросы. Главное, чтобы преподаватель отлично разбирался в теме.
Перед обсуждением педагог объясняет, в какой форме будет проходить занятие и какие дополнительные материалы нужно готовить.
Подготовка студентов
Успешная подготовка студентов к семинарам включает такие этапы:
Для аргументации своего ответа нужно использовать научные пособия, учебники, опираться на исследования ученых. Если вы занимаетесь поиском информации в сети Интернет, то опираться нужно только на авторитетные издания или электронные версии научной литературы.
Оценки на семинаре
После семинара преподаватель выставляет оценки всем студентам, принимавшим участие в обсуждении. Оценивается не только доклад, реферат, но и активность учащегося в других формах работы. Например, задавал ли он вопросы одногруппникам или конспектировал важные уточнения.
Оценку можно получить за такую работу:
Оценка за семинар состоит из многих компонентов. Каждый преподаватель анализирует ответы студентов и присуждает заслуженный балл.
Отличие семинара от лекции
Как мы выяснили, семинар предполагает подготовку студента к вопросам. На лекции студенты редко отвечают на вопросы и делают задания, зато слушают изложение учебного материала преподавателем. Обычно на лекции выносятся самые сложные темы, которые требуют разъяснения или не имеют литературы. Также это может быть авторский курс лекций, разработанный преподавателем.
Что важнее для студента: лекция или семинар
Любое занятие и учебная дисциплина важна и необходима студенту для полного усвоения материала. На лекциях студент не получает оценки, зато перенимает знания от экспертов и педагогов. За пропуски лекций баллы не вычитают, зато могут не допустить к зачету или экзамену.
На семинарах учащиеся зарабатывают оценки, которые формируют итоговый балл. От этого зависит дальнейшее обучение и получение стипендий.
Если вы хотите стать востребованным специалистом, то не должны пропускать ни одно занятие.
Чем лекция и семинар похожи
Лекция и семинар похожи тем, что необходимы для изучения предмета и получения профессиональных навыков. Такое сочетание форм обучения позволяет работать и самостоятельно, и идти навстречу выбранной профессии под руководством преподавателя.
Обязательно ли ходить на семинары
Ходить на семинары нужно обязательно, если не хотите быть отчисленным за большое количество пропусков и отсутствие оценок. Тем более, во многих университетах действует система автоматической сдачи контрольной точки: если студент набирает большое количество баллов, то оценка за экзамен или зачет ставится «автоматом».
Готовьтесь качественно к семинарам и получайте профессию своей мечты. Если у вас возникли проблемы с написанием учебных работ, обращайтесь к специалистам сервиса ФениксХелп.