Что такое семинар в школе для педагогов
Статья «Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Семинар-практикум ДЮЦ.doc
Семинар-практикум – эффективная форма методической работы с педагогами.
Ершова Валентина Анатольевна,
c тарший воспитатель, первая квалификационная категория
МБДОУ «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»
Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?», «Каков должен быть результат?», «Что измениться в деятельности педагогов?». Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.
На сегодняшний день главной целью становиться – совершенствование методов работы с педагогами, ведь у каждого воспитателя свой уровень педагогического мастерства.
Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?», К.Д. Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».
Методическая работа в ДОУ призвана помочь добиться высоких результатов при минимальных затратах времени и усилий. Необходимо так организовать работу в данном направлении, чтобы каждый педагог мог бы проявить свои способности, приобрёл новые знания, умения и навыки, способствующие повышению его педагогической компетенции, что в свою очередь привело бы к повышению эффективности и качеству обучения и воспитания дошкольников.
Планируя методическую работу с педагогами нашего учреждения, мы используем известные, широко вошедшие в практику формы методической работы, которые можно разделить на две группы:
— групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, деловые игры и др.);
— индивидуальные (самообразование, индивидуальное консультирование, собеседование, наставничество и т.д.).
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т.к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:
— совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
— развитие творчества и фантазии педагогов;
— обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
— создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
— создание реально выполнимых рекомендаций.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого используются перфокарты, рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов. Однако можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:
1) подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т.д.) – целью является выявление проблемы;
2) организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т.д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;
4) практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. И семинары-практикумы одна их таких форм методической работы.
«Значение народных игр для развития детей раннего возраста»
Задачи: актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года; развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, распространение педагогического опыта.
I .Подготовительная работа.
Выставка народных дидактических игр, оперативный (выборочный) контроль по организации игровой среды в группах.
II . Организационный момент.
Педагогам предлагается разделиться на две команды «Теоретики» и «Практики» и из набора дидактических игр выбрать те, которые, по их мнению, являются народными. Затем команды обосновывают свой выбор и с точки зрения своей позиции доказывают «за» и «против» использования народных игрушек в педагогической практике.
III . Теоретическая часть.
1) Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.
Исследователями отмечено, что порядка 70% игрушек на прилавках детских магазинов так называемые «антиигрушки», их отличает яркость, доступная цена и плохое качество, примерно 20% – западного производства, их отличает высокая цена, хорошее качество и технопрактичность, и только около 10% – отечественные фирмы-изготовители. Как ни странно, но сегодня среди родителей бытует ошибочное мнение, что чем больше игрушек, тем лучше для ребенка, и они активно скупают некачественные товары. Не смотря на то, что, казалось бы, именно такая игрушка призвана для того, чтобы ребенок радовался, увлеченно играл с нею часами, через довольно непродолжительное время интерес иссякает, и игра с нею уже не приносит прежнего удовольствия. Мы считаем это следствием подмены качества игрового средства на количество.
По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весить очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.
Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.
С уверенностью можно сказать – если игрушка не помогает развиваться ребенку, особенно в самом раннем возрасте, то это пустая игрушка. Важно осознать, что ребенок должен играть с пользой. В большей же степени развитию самых важных умений и навыков могут помочь именно деревянные игрушки. Если давать малышам возможность взаимодействовать с развивающими деревянными и народными игрушками, то легко убедиться в том, что дети сами начинают тянуться к ним. К сожалению, современные родители зачастую считают не актуальными такие «бабушкины» игры. Видимо слишком долго современных детей отучали от не модных, не престижных «деревенских» игрушек. Даже матрешки почему-то не являются популярной детской игрушкой, хотя в них заложены большие возможности для игры. Эти «посланцы из прошлого» считаются ненужными в настоящем. Или же, например, пока ребенок маленький (1,5–3 года) хрупкие и бьющиеся глиняные игрушки ему почти не дают, а если дают, то ненадолго и под присмотром, что не может не сказываться на исследовательских процессах.
Важно отметить, что дома у детей должны быть народные игрушки с самого раннего возраста. Прежде всего, это глиняные и деревянные игрушки. Очень хорошо, если дома собрана небольшая коллекция таких игрушек, она может располагаться на небольшой полочке или в волшебном коробе. Особый интерес у малышей вызывают, например, такие народные игрушки, как матрешки, бирюльки, свистульки, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка.
С раннего детства необходимо «приучать» детей к народным игрушкам, воспитывать вкус и глаз ребенка. Понемногу приобщать детей к настоящей красоте и гармонии, которой обладают подлинные народные игрушки. Общение детей с народными игрушками необходимо и для того, чтобы ребенок, познающий окружающий мир через игры и игрушки, смог начать приобщаться к культурным ценностям, к истории своего отечества, к искусству и нравственности.
2) Педагогам предлагаются буклеты с наиболее распространёнными народными играми и описанием развивающего эффекта:
1. Матрешка – классическая народная игрушка для малышей. Дети любят разбирать и собирать и такая игра помогает им сосредоточиться, научиться терпению и усидчивости, развивается логическое мышление, пространственное воображение, крупная и мелкая моторика, координация движений рук. Уникальная народная игрушка всесторонне развивает умственную деятельность ребенка, дарит ему новые впечатления и хорошее настроение.
2. Пирамидки – уже с полугода ребенок начинает интересоваться этой игрушкой. И это хорошо, так как она благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, координации движений, логики, мышления. Если пирамидка цветная, то также происходит знакомство с цветами.
3. Волчки вызывают на удивление оживленный интерес детей. Игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, но также стимулируют развитие внимания, подражания.
5. Сортер. Суть этой игры в том, что ребенок должен взять объемный объект (например геометрическую форму) и поместить его в соответствующее место в основную часть игрушки. Объекты практически всегда бывают разного цвета. В этом случае ребенок не только изучает объемы и объекты, но и еще цвета. Игра направлена так же на развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, развития логики, памяти и внимания.
7. Развивающая игра «Бочонки» состоит из бочонков, которые легко разбирать и складывать один в другой по принципу русской народной матрёшки. В процессе игры ребёнок учится различать цвета и размеры. Также это хорошая зарядка для маленьких ручек малыша. С бочонками можно проводить игры с песком, природными материалами, шариками разной величины. Другими вариантами такой игры могут мыть мисочки, шары, яйца.
8. «Волшебный мешочек» тоже очень привлекает малышей. С ее помощью ребенок познакомится с геометрическими фигурами, развивает осязание и тактильное восприятие, перебирая игрушку пальцами и пробуя ее на ощупь со всех сторон. Тренирует процессы мышления (сличение, классификация).
9. Шнуровки могут быть самые разные, наиболее привлекательны для детей шнуровки в виде яблока, груши, апельсина, гриба, помидора и кусочка сыра. Игра рассчитана на возраст от 1,5 лет, и, как было сказано, развивает мелкую моторику рук, помогая тем самым приобретать навыки письма и речи. Кроме того, развивает соотносящие и дифференцированные движения пальцев рук.
10. Деревянные наборы посуды способствуют развитию орудийных действий. Ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые сначала нелегко даются малышу. Здесь важны именно культурные способы действий.
13. Кубики развивают мелкую моторику рук, сенсорику, координацию движений. Ребенок изучает геометрические фигуры, основные цвета (если набор окрашен), осваивает строительство башен.
15. Наборы для пальчикового театра по тематикам сказок. Направлены на развитие координации движений, мелкой моторики, творческих способностей и развитие активной речи.
16. Шершавые парные фигуры. Наборы пластинок или рамок с фигурками разной текстуры. Ребенку предлагают с закрытыми глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок. Игра способствует сенсорному развитию, тактильного восприятия и соотнесения.
Кроме того, малыши очень любят играть с деревянными пазлами, мозаиками, палочками, домино, лото, конструкторами и строительными наборами, разнообразными музыкальными инструментами и материалами М. Монтессори.
IV . Практическая работа.
Каждой команде предлагается познакомить коллег с изготовлением народных дидактических игр из заранее приготовленных экологически чистых доступных материалов, а противоположной команде сформулировать развивающую ценность продукта творчества.
Заполнение участниками семинара-практикума демонстрационной схемы:
Средство познавательной активности
Средство исследования и экспериментирования
Роль методических семинаров в повышении профессиональных компетентностей учителя
Профессиональный рост учителя сопровождается поиском новых методик, что зачастую сопровождается ошибками, заблуждениями, преодолением себя и чувством удовлетворения. Современный учитель как никогда ранее нуждается в профессиональном сопровождении со стороны методической службы, задача которой состоит в создании условий для формирования и развития ключевых профессионально-педагогических компетентностей учителей. В системе организации методической работы большую роль играют методические обучающие семинары, которые знакомят педагогов с новейшими достижениями науки и продуктивного педагогического опыта, а также позволяют познакомиться с опытом коллег коллектива. Семинары способствуют развитию предметно-методологической компетентности педагогов, совершенствуют умение транслировать передовой положительный опыт учителей в педагогическое сообщество.
Семинар по проблеме: «Школьный урок в анфас и профиль» направлен на изучение позитивного опыта работы учителей, повышение качества урока как элемента целостной образовательной среды, совершенствование педагогических методов, направленных на мотивацию к предмету и развитие познавательной сферы.
План-проект методического семинара «Школьный урок в анфас и профиль».
Цель: повышение качества урока на основе изучения современных подходов к организации классно-урочной системы, положительного опыта учителей гимназии.
Участники: педагогический коллектив.
Регламент: 1 час 30 минут.
Форма проведения: семинар-практикум.
Обеспечение: телевизор для просмотра видеофрагментов, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации к информационному блоку выступающих.
Ведущий. Потребность школы в новом учителе, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания для своих учеников, учителя, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах, так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности, учителе-методологе и учителе-управленце четко обозначена в приоритетных направлениях национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Доступность, качество, эффективность образования, начинаются, несомненно, с учителя «нового качества». Актуальный компетентностный подход переводит профессиональную деятельность педагогов с уровня интуитивного на уровень рефлексивный, позволяющий системно анализировать качество образовательного процесса, выявлять проблемы и своевременно проводить корректировку. Это означает, что эффективность управления образовательным процессом зависит от уровня подготовки каждого специалиста как управленца на своем рабочем месте, его включенности в научно организованный менеджмент.
Критерии оценки качества урока
Структура урока в личностно-ориентированном процессе (памятка для учителя):
2. Этап объяснения нового материала учитель организует так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информации (посмотрели, послушали, проговорили:)
3. При первичном закреплении материала давать каждому ученику задания с учетом уровня сформированности у него общеучебных навыков.
4. На этапе отработки предметных навыков, предметного содержания можно давать задания с целенаправленными затруднениями (на логику, синтез, схематизацию и т.д.).
5. Формы и виды домашних заданий можно дифференцировать в зависимости от уровня мотивации учащихся (повышать или снижать дозированность с выполнением обязательного уровня).
Представлен урок математики во 2-м классе.
Представлен урок математики в 6-м классе.
Представлен урок информатики в 10 классе.
Представлен урок по предмету «Окружающий мир» в 1-м классе.
Урок как средство развития социального интеллекта.
Ведущий. Надеемся, что семинар помог Вам увидеть новые ориентиры в подготовке, проведении и анализе урока. Предлагаем заполнить анкету:
Моя педагогическая философия
6. Что хорошего в работе учителя?
Данная анкета позволит Вам увидеть, на что направлена Ваша педагогическая доминанта. Надеемся, что материалы семинара помогут сформулировать Ваше педагогическое кредо.
Урок-семинар: стимул или наказание? Как провести урок-семинар в школе и учреждениях СПО
Вузовские формы и методы работы проникают в среднюю школу уже давно, с середины 1990-х. И если какие-то из них активно и плодотворно используются (кейсовые задания), а другие оказались отброшены, показав свою нежизнеспособность в условиях школы, то у такого заимствования из высшей школы, как «урок-семинар», положение в высшей степени неопределенное. Вроде бы метод и применяется, но не очень охотно, казалось бы, и находит новых сторонников среди учителей, но и противников у него в этой среде предостаточно. Разобраться в причинах этого феномена попробуем в данной статье.
Внедрять, нельзя отказаться?
Поставить ли запятую после первого, либо после второго слова в этом риторическом вопросе во многом зависит от того, как школьники относятся к такой форме работы в классе, как семинар и насколько практика проведения семинаров в конкретном образовательном учреждении соответствует ожидаемой цели: развитию познавательных, дискурсивных и исследовательских умений обучающихся. Ну а это во многом зависит от готовности учителя — профессиональной и моральной — к проведению такого вида работы.
Урок-семинар может принести большие дивиденды школьникам, если он организован правильно, а педагог не побоялся потратить на подготовку к такой форме работы 2-3 часа своего личного времени. Ведь на семинаре новый и, зачастую, сложный материал усваивается проще и быстрее, а обучающиеся развивают еще и навыки межличностного общения!
Конечно, учитель, видя, что имеет дело с откровенно слабыми учениками, может усомниться в целесообразности проведения урока-семинара, однако не стоит забывать, что даже в самом слабом классе есть «звездочки», которые помогут приобщить отстающих к изучению нового материала в нестандартном формате.
Виды уроков-семинаров
Сегодня в общеобразовательной школе целесообразно проводить семинары следующих типов:
Какую форму семинара предпочесть — решать, конечно, преподавателю, но, в идеале, предварительно следует провести мониторинг познавательных возможностей и склонностей к научной работе среди школьников, а затем, если в классе нет явно «слабых» учеников или их количество минимально, — пробовать использовать этот новый, непростой вид работы на практике.
Когда стоит проводить урок-семинар?
В современной педагогической науке описываются ситуации, когда проведение урока в форме семинарского занятия в общеобразовательной школе приносит максимум пользы:
А когда его лучше отложить
Семинар предполагает участие в работе всех учеников класса. «Отсидеться» как на обычном уроке, тут не получится. И потому учителю лучше провести перед планированием семинара мониторинг познавательных и коммуникационных возможностей каждого школьника. И если обнаружатся, например, «гиперзастенчивые» дети, то семинар лучше отложить.
Также показанием к переносу семинара может стать нехватка времени для полноценной подготовки к нему. Опыт показывает, что меньше чем за две недели даже сильные ученики не успеют полностью подготовиться к тому разнообразию форм учебной деятельности, которое предлагает семинар.
Кстати, и частить с семинарами нежелательно. Опыт показывает, что больше двух раз за учебную четверть проводить его нецелесообразно, потому что количество здесь напрямую влияет на качество, причем негативно: ученики 9-х, 10-х, а уж тем более 11-х классов так нагружены множеством домашних заданий, что им просто тяжело будет полноценно, не наспех подготовиться к заданию творческому, требующему работы с дополнительными источниками.
С чего начать подготовку учителю?
Очевидно, что столь творческая форма проведения учебного занятия, как семинар, не позволит сильному ученику в классе «играть за себя и за того парня». В том смысле, что списать решенное задание, как это часто делают школьники, при проведении семинара невозможно. Потому что задание у каждого будет свое, и ответственность за его решение будет довольно большой. Хороший учитель разъяснит это «правило игры» еще до того, как ученики начнут подготовку к семинару.
Также необходимо разработать особые критерии оценивания ответов учащихся, например, ответ на «отлично» будет предполагать выступление со своей частью презентации, беглые ответы на вопросы учителя и одноклассников, свободное приведение примеров к теоретической части ответа. А «неудовлетворительная» оценка будет выставляться ученикам, которые не проявили никаких признаков самостоятельности при ответе и совершенно пассивны в такой обязательной части семинара, как дискуссия. Педагог должен помнить о том, что качественная подготовка к ответу на семинаре требует большего времени, чем к выступлению на обычном уроке, а потому и не считать фатальными ошибки школьников в датах, именах, последовательности событий.
Именно от учителя во многом зависит, насколько все ученики класса смогут проявить активность и, соответственно, заработать свои оценки. Он должен по меньшей мере за две недели до проведения семинара уведомить всех школьников о теме, цели и задачах семинара, распланировать его проведение так, чтобы время осталось и на индивидуальную, и на командную работу.
Вкратце алгоритм подготовки наставника к семинару может выглядеть так:
Как работать над заданиями ученику?
Большим плюсом участия в семинаре для школьника является то обстоятельство, что он заранее знает тот «фрагмент» материала, который будет с него спрашиваться, и подготовиться к ответу значительно эффективнее. Учащиеся, с одной стороны, имеют возможность самостоятельно выбрать и изучить наиболее симпатичный им кусочек программного материала, а с другой — на уроке имеется возможность обсудить и скорректировать те моменты, которые не совсем понятны или кажутся спорными, например, роль Маргариты в развитии сюжета знаменитого романа М.А. Булгакова.
Старшеклассникам нужно иметь в виду, что проводя семинар с ними, учитель предполагает не только развить их умение выступать с самостоятельными докладами и вести дискуссию, но и способствовать становлению навыков отстаивания своей точки зрения и повышать культуру общения.
Учителю при проведении первого семинара в классе крайне желательно раздать каждому учащемуся памятки «Как составить план текста?», «Как выступать на семинаре?», «Основные этапы подготовки к семинарскому занятию» и т.п. На основании рекомендаций, изложенных в этих памятках, школьники оформляют основные результаты своей исследовательской работы в виде тезисов доклада, презентаций или конспектов базовых источников.
Что же может не нравиться школьникам в такой форме оценки учителем их знаний? Видимо, то, что здесь приходится мыслить самостоятельно и широко, действительно готовиться, не рассчитывая на возможность «сдуть» ответ, а также сильная зависимость оценки от общего уровня подготовленности команды. Кое-кто считает «наказанием» для себя готовиться по «неинтересной» теме, мимо которой на обычном уроке можно благополучно «проскользнуть». Однако, как показывает практика, после двух-трех удачно проведенных семинаров страх перед ними проходит и развивается интерес, а вместе с ним — и стимул в дальнейшем более активно участвовать в работе своей команды.
Ход проведения урока-семинара
Начать урок-семинар целесообразно с небольшой вводной речи педагога, в которой он еще раз проговаривает задачу семинара, напоминает условия его проведения и дает рекомендации, к какому материалу следует отнестись с особым вниманием.
Затем, в течение 35-40 минут школьники выступают с докладами или презентациями, читаются первоисточники, разбираются комментарии к ним. Чтобы уложиться во временные рамки, под семинар стоит отвести пару уроков, идущих один за другим.
На втором уроке пары одноклассники задают интересующие их вопросы по теме семинара, дискутируют, а в конце пары уроков учитель подводит итог, в котором стоит выделить наиболее запоминающиеся ответы и мягко, ненавязчиво указать на ошибки, содержащиеся в других ответах. Цель семинара можно считать достигнутой, если все аспекты темы разносторонне изучены, а все школьники способны ответить на простейшие вопросы учителя по разобранной теме.
Подводя итог
Заметим, что уроки-семинары набирают все большую популярность в школе, начиная с 6-7-х классов, поскольку позволяют обеспечить полное, пусть и кратковременное, «погружение» всех учеников в проблемную тему, способствуют «подтягиванию» даже слабых учеников, позволяют проверить не только возможности памяти школьников, но и более глубинные механизмы восприятия и усвоения ими материала.
Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, доцентом на кафедре философии, кандидат философских наук, доцент ВАК
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.