Что такое семуха за праздник

Белорусы празднуют Троицу: Сёмуха, Пятидесятница или день рождения церкви

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

В этот день в храмах совершается одно из самых красивых богослужений в году, а верующие украшают свои дома ветками березы и полевыми цветами в знак того, что Святой Дух обновляет всякого человека, в знак того, что человек, питаемый Святым Духом, начинает расцветать.

Прихожане молятся не только о ниспослании Духа Святого всем присутствующим, но и особым образом просят такой милости для умерших, чтобы они тоже могли стать участниками Царства Славы в стране живых. Именно в этот день впервые после Пасхи читают коленопреклоненные молитвы. Троицу отмечают три дня — собственно в воскресенье, а также в следующие понедельник и вторник.

Троица празднуется на 50-й день после Пасхи, от чего и получила свое второе название Пятидесятница. По преданию, именно в этот день на апостолов сошел Дух Святой, и они получили дар разуметь Священное Писание, чтобы проповедовать. Дух святой явился в виде огненных языков. Огонь стал символом того, что учение Христово может опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. Именно после этого апостолы заговорили на языках, прежде им неведомых и стали распространять учение Христа по всему миру. Так родилась церковь, которая объединила людей по всему миру и продолжает и сегодня учить заповедям Христовым.

Традиции предков

Народный календарь говорит о том, что если на Троицу дождь — год будет урожайным и грибным. Жара в этот праздник напротив предвещала засуху. Девушки в этот день плели венки из молодых веток деревьев, их или надевали на головы своим избранникам во время общих гуляний или опускали на воду. Чей венок уплывет — та выйдет замуж и будет счастлива в браке. Священнослужители в наши дни обращают внимание на то, что все традиции, связанные с христианскими праздниками, являются только дополнением к ним, только украшением этих праздников, но никак не основной их сутью.

Источник

Народный календарь: день Святой Троицы в традициях белорусов

Завьем веночки на добрые денечки

У большого церковного праздника в народе было сразу несколько названий — Семуха, «Сёмка», «Сёдмуха», «Тройца», «Зелянец», «Зялёныя святкi». Праздник не закреплен за постоянной датой, а зависит от Пасхи и отмечается через семь недель после нее.

Троица символизирует окончательное расставание с весной.

В субботу в некоторых местах проходили Троицкие «дзяды», когда люди вспоминали ушедших из жизни родных. Могилы выметали вениками из веток любимого в этом регионе дерева. На кладбище несли куриные яйца, окрашенные в зеленый цвет отварами трав.

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

Накануне, под вечер, по давнему обычаю начиналось украшение улиц, домов и всех хозяйственных построек «зелянiнай» — молодыми деревцами, ветками, цветами. Чисто выметенные, посыпанные песком дорожки устилали мелко нарезанным душистым аиром, им же «аздаблялi» и пол в доме. На границе Полоцкого и Лепельского районов девочки перед Троицей ходили в лес, чтобы найти там удивительный цветок, его называли «духмянiцай», «начной красавiцай». Внешне немного похож на гиацинт, но тоньше и изящ­ней, цветы у него, как у орхидеи. Незаметный днем, вечером издает удивительный, изысканный аромат. Найти его считалось большой удачей и в прежние времена, а сейчас встречаются только единичные экземпляры.

Весь Троицкий — «Сёмушный» — цикл обрядов и песен в народной традиции является чисто женским. Важная роль в нем принадлежит девушкам и молодым «замужнiцам». На них лежит обязанность продолжения жизни и рода. Само состояние природы, ее молодость, сила, яркость и красота соответствовали тем, кто считался главным в это время. К Зеленым святкам девочкам обязательно шили платьице, пусть ситцевое, но новое, на лето.

Девушки доставали лучшие наряды, «пярсцёнкi i каралi». Существовал еще и очень мудрый обычай «кумлення» между девочками-подростками. Во время Троицы они обменивались между собой лентами, заколками, обещая сохранять дружбу и добрые отношения, отгонять прочь зависть и злость. Женщины «сталага ўзросту» не снимали с шеи «пацеркi», когда-то подаренные своим «любым» или «бацькамi». Именно они «асобна» шли куда-нибудь «у светлы гаек», прихватив с собой угощенье, обязательно «пяклi яешню», а потом вели свои «размовы» и пели песни.

Девушки шли в рощи «завiваць вянкi». Они соединяли верхушки растущих рядом деревьев, получалось подобие арки. На деревце загадывали о судьбе своих родичей. Завивали венки и «на кавалераў». К веткам деревьев добавляли «гаючыя» травы: буквицу, полынь, любисток, аир. Через неделю шли проверить. Если деревца оставались свежими, то это обещало добрый год и счастливую жизнь.

Засохшие ветки относили к недобрым знакам. Развивать венки нужно было обязательно. Считалось, что иначе дерево может обидеться и даже проклясть человека.

Дерево воспринималось как двойник человека, разделяющий его судьбу. С необъяснимой способностью дерева предсказывать будущее того, кто его посадил, мы сталкиваемся и сейчас: оно может болеть одновременно с человеком. Особенно это касается плодовых деревьев. Вторым цветением среди уже практически осенней поры дерево предупреждает об опасности.

Перед Троицей первый раз шли в ночное со всеми оберегами: веточками вербы, «зёлкамi» для окропления освященной водой.

Источник

Семуха (Троица)

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

День Троицы в Беларуси в основном называют Семухой (Семиком) либо Зелеными святками. Во многом потому, что церковное празднование происходит в летнюю пору. Чаще всего приходится примерно на середину лета, однако конкретная дата привязана к Пасхе – отмечается на пятидесятый день после нее. К слову, по этой причине некоторые деревенские жители именуют праздник Пятидесятницей. Свое название «Семуха» этот день получил поскольку праздничные мероприятия традиционно начинали отмечаться в четверг седьмой недели после Пасхи. Чем же примечателен этот церковный праздник и обряд?

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

Православное празднование Семухи (Троицы) в церквях считается одним из самых главных, а также красивых. Так, во время прославления трех святых духов пол храма украшается свежескошенной травой, а к иконам крепятся березовые веточки. Поэтому внутри церкви пахнет свежестью, полно зеленого жизненного цвета. Это обусловлено тем, что еще издревле в этот период прославлялся культ растительности: плелись венки, водились хороводы, пелись песни. Однако одним из самых главных ритуалов считалось украшение деревьев. В основном берез. На ветки дерева повязывались ленты и различные украшения. Девушки надевали красивые платья и прочие наряды. В некоторых местах обязательным считалось пригнуть низшие ветки, привязав их к траве. Однако важно было после праздника отвязать ветки, иначе природа могла затаить обиду на человека.

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

Со сплетенными венками было связано гадание на удачу и жизнь. Так, у той девушки, которой венок долгое время оставался зеленым, ее ждал успех и долгая жизнь. Поэтому многие старались плести венок из самых свежих растений (прутья и листья березы долго не увядают после их срыва). Если же венок становился вялым, его можно было бросить в водоем. Тот который плыл был предвестником еще некоторого безбедного периода, а если шел сразу ко дну, следовало ждать большого несчастья (даже смерти одного из близких в ближайший год). Нередко березы одевали в девичьи платья для того, чтобы сделать его более красивым.

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

Семуха является праздником определенного периода по времени (не одного дня). Так, сюда входят троицкие дзяды и родительская суббота – летние дни почитания умерших. С плетенными венками, сорванной зеленью и ветками березы связано еще несколько обязательных обрядов. Хранящиеся дома сухие побеги следовало впоследствии сжечь, а вот те, что приносились на Троицу в церковь, надлежало держать в сухом виде за иконами. Как минимум в течение недели. Некоторые верили, что если в праздник ходить по зеленой траве босиком, то все недуги отступят, а человек излечится не только от боли в ногах, но и во всем теле.

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

Способы празднования на белорусской земле могли отличаться. В ряде деревень на Семуху выбиралась самая красивая девушка, которую украшали зеленью, после чего большим хороводом жители ходили по своему селению, а также заходили на панский двор. Все по пути поздравлялись с летним праздником. В обязательном порядке все ходили на красивую службу в церковь, где читались специальные молитвы: о спасении молящихся, о церкви и о упокоении всех усопших душ. Людям с шествия было принято давать еду либо деньги. Все полученное обычно приносили в какой-либо большой дом, где и проходило основное гулянье. В Гомельщине было принято проводить русалок, а на Полесье даже опасались плавать накануне в водоемах, поскольку опасались утопленников. На Троицу нельзя было работать: шить, печь, убираться. Все это нужно было делать накануне.

Источник

Обычаи и традиции. Семуха

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

Семуха

Семуха, Зеленые святки – именно так называют белорусы праздник Троицы. Этот день является одним из самых важных праздников православного календаря. Отмечается он на 50-й день после Пасхи, поэтому можно услышать еще одно его название – Пятидесятница. У белорусов Троица включена в целый цикл праздничных дней, связанных между собой. Начинаются эти праздничные дни в четверг седьмой недели после Пасхи, отсюда и – Семуха.

В этот цикл кроме Троицы входят еще такие дни, как «родительская суббота», или «троицкие дзяды», когда поминают умерших предков. Понедельник после Троицы называется Духов день: считается, что именно в этот день на апостолов сошел Святой Дух, который подвигнул их проповедовать христианство. Четверг на этой неделе называли «Навской троицей», «Сухим днем» или «Кривым четвергом».

Зелеными святками эти дни наши предки окрестили не зря. Семуха праздновалась тогда, когда все вокруг было зеленым. Одним из главных обрядов этого праздника было «завивание» березки. Молодые девушки ходили в лес и закручивали на березе ветки в виде венка, украшая их лентами. В некоторых регионах березу заламывали – то есть пригибали ветки к земле и сплетали с травой. Иногда по таким венкам предсказывали будущее: у той девушки, чей венок зеленел, жизнь будет долгая. Высохшие венки бросал в воду: если плывет, то будет еще хоть один год жизни, если сразу тонет – быстрая кончина.

После «завивания» девушки начинали танцевать вокруг березки, водить хороводы, петь частушки. Например, такие:

Мы гарэлочку попили,

После праздника березку нужно было развить, чтобы дерево не затаило обиды. В некоторых местах деревце даже срубали, наряжали в девичье платье, украшали цветами и лентами и водили по деревне, а потом топили в реке или сжигали.

Дома в этот день было принято украшать зеленью – березовыми ветками, аиром. И в церковь тоже все несли березовые веточки, полевые цветы. Их потом высушивали и хранили за иконами. Зелень, которой украшали дома, принято было уничтожать. Это было нужно, чтобы избавиться от русалок. В Брестской области засохшую зелень выбрасывали только через неделю после Троицы, «а то на ней русалка будет сидеть».

Существовала примета, что если на Семуху походить босыми ногами по земле, то ноги болеть не будут.

За это им давали деньги или еду. Потом все собранное сносили в один дом, и начиналась гулянка.

В белорусских деревнях ходило много легенд о русалках, которые в эти дни начинают свои игрища. Нагие, с длинными развевающимися черными волосами и черными глазами они бегают по полям и лесам, качаются на ветках. Кто увидит их вблизи, у того лицо навсегда сведет страшной гримасой. Считалось, что русалки – это девочки, которые умерли некрещенными.

На Гомельщине даже существовал обряд проводов русалок. Опять-таки выбирали самую красивую девушку, на голову которой надевали венок. Она должна была с распущенными волосами, нагая бегать по житу и ловить других девушек. В других регионах девушки приходили к полю, бросали в него свои венки – как можно дальше – и убегали.

На Полесье существовали свои традиции, связанные с русалками. Считалось, что на Троицу нужно обязательно помянуть предков в тех семьях, где недавно умирали молодые незамужние девушки. В таких домах в ночь перед Навской Троицей устраивали поминальный ужин, за ограду вывешивалась одежда, которую носили умершие. Кроме того в этот день нельзя было шить, прясть, белить хату и печь, работать в огороде и даже купаться в реке, чтобы не обидеть русалок.

Поделись с друзьями!

Обнаружили ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Источник

Торжество Сошествие Святого Духа (Пятидесятница)

Содержание

Что это за праздник

В дни Сошествия Святого Духа зарождается и начинает действовать Христова Церковь. Святой Дух ее ведет, просвещает, освящает и хранит на дороге истины.

Светлый праздник Пасхи завершается не менее светлым и великим праздником Святой Пятидесятницы (в народной традиции используются названия Семуха и Зеленые Святки (Свентки). Сошествие Святого Духа – это словно венец и печать на деле спасения человеческого рода, которое совершил Сын Божий. В дни святой Пятидесятницы сам Святой Дух помазывает апостолов на проповедников Христова Благовестия. В дни Сошествия Святого Духа зарождается и начинает действовать Христова Церковь. Святой Дух ее ведет, просвещает, освящает и хранит на дороге истины.

«По завершении того дела, – говорит Второй Ватиканский собор, – которое Отец поручил Сыну исполнить на земле (ср. Ин 17, 4), послан был Святой Дух в день Пятидесятницы, чтобы Он непрестанно освящал Церковь и чтобы таким образом через Христа верующие имели доступ к Отцу в одном Духе (ср. Еф 2, 18). Он есть Дух Жизни, или источник воды, текущей в жизнь вечную (ср. Ин 4, 14; 7, 38-39), и через Него Отец оживотворяет людей, мёртвых для греха, пока не воскресит во Христе их смертные тела (ср. Рим 8, 10- 11). Дух живёт в Церкви и в сердцах верующих, словно во храме (ср. 1 Кор 3, 16; 6, 19), и в них молится и свидетельствует об усыновлении (ср. Гал 4, 6; Рим 8, 15-16. 26). Он, наставляющий Церковь на всякую истину (ср. Ин 16, 13) и объединяющий её в общении и служении, наделяет и направляет её различными иерархическими и благодатными дарами и украшает её Своими плодами (ср. Еф 4, 11-12; 1 Кор 12, 4; Гал 5, 22). Силою Евангелия Он даёт Церкви юность, непрестанно обновляет её и ведёт к совершенному сочетанию с её Женихом, ибо Дух и Невеста говорят Господу Иисусу: «Прииди!» (ср. Откр 22, 17). Так Вселенская Церковь предстаёт как «народ, объединённый из единства Отца, Сына и Святого Духа» (Догматическая конституция о Церкви «Lumen Gentium», 4).

Праздник святой Пятидесятницы заслуживает особого внимания в силу своей истории и своего значения.

Катехеза кс Павла Кнурека о празднике Пятидесятница (Зеленые Свентки)

Ветхозаветная Пятидесятница

Израильский народ издавна ежегодно праздновал три больших праздника: праздник Пасхи, праздник Пятидесятницы и праздник Кущей. В книге Исхода сказано: «Три раза в году празднуй Мне: наблюдай праздник опресноков… наблюдай и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою» (Исх 23, 14-16).

Свое название праздник получил от того, что это был 50 день после праздника Пасхи, а также 50 день от начала жатвы. Первоначально Пятидесятница была праздником жатвы и благодарности. В этот день по предписанию закона в Иерусалим отовсюду приходило большое количество евреев, даже из далеких краев, чтобы поблагодарить Бога за земные плоды и сложить из них в храме свою жертву. Позже к празднику Пятидесятницы, как празднику жатвы, присоединился еще и исторический мотив: годовщина получения Божьего Закона на горе Синай в 50 день после выхода из Египта.

Христианская Пятидесятница

Апостолы и первые христиане как праздник Пасхи, так и праздник Пятидесятницы переняли с Ветхого Завета и оставили его название, однако придали ему совершенно иной смысл и значение, потому что и для них это был 50 день после Пасхи (или 7 недель от Христова Воскресения – от этого происходит народное название Сёмуха).

Главный мотив празднования Пятидесятницы для новозаветной Церкви – это событие сошествия Святого Духа на апостолов. Отсюда это торжество имеет еще другое название: Сошествие Святого Духа.

Сошествие Святого Духа для ранней христианской Церкви было таким радостным, торжественным и важным событием, что этот праздник приравнивался к праздникам Пасхи и Рождества Христова. В третьем веке этот праздник становится общепризнанным.

Как природа весной обновляются зеленью и цветами, так и святая Церковь и ее верные обновляются силой Святого Духа.

Что такое семуха за праздник. Смотреть фото Что такое семуха за праздник. Смотреть картинку Что такое семуха за праздник. Картинка про Что такое семуха за праздник. Фото Что такое семуха за праздник

Старозаветная Церковь имела обыкновение в дни Пятидесятницы полы своих домов и синагог укрывать свежей травой, а дома и синагоги украшать ветвями деревьев и цветами в знак, что в то время, когда был дан Закон Божий, вся природа стояла в зелени. Этот обычай перешел и к новозаветной Церкви. Цветы и зелень деревьев являются признаком жизни, поэтому стали символом животворящего Святого Духа. Как природа весной обновляются зеленью и цветами, так и святая Церковь и ее верные обновляются силой Святого Духа. (Отсюда в народном календаре встречается название Зеленые Свёнтки (Святки).

Значение Сошествия Святого Духа

«Потому что с того, спрашиваю, что принадлежит к нашему спасению, не было нам дано через Святого Духа?»

Событие Сошествия Святого Духа имело очень большое значение для апостолов и первых христиан. Оно и сейчас имеет то же значение и для всей Церкви Христовой. Святой Иоанн Златоустый в проповеди на праздник Пятидесятницы говорит: «Преблагой Бог сегодня одарил нас великими дарами, которые тяжело словам высказать. Поэтому все вместе радуемся и, радуясь, славим Бога нашего… Потому что с того, спрашиваю, что принадлежит к нашему спасению, не было нам дано через Святого Духа? Он нас освободил из неволи, призвал к свободе, нас усыновил. Из этого источника (то есть Святого Духа) вытекают пророчества, благодать исцеления и все то от Него, чем Церковь привыкла украшаться». На стихирах великой вечерни Пятидесятницы читаем: «Все подает Дух Святой. Он изливает пророчества, совершенствует священников, невежественных научил мудрости, рыбаков явил богословами, объединяет весь сбор церковный. Утешитель, единосущный и сопрестольный Отцу и Сыну, слава Тебе».

«Через Святого Духа, – говорит святой Василий Великий, – происходит возвращение в рай, поднесение к небесному царству, привлечение усыновления. Через Него можем Бога называть Отцом, можем стать участниками благодати Иисуса Христа, называться детьми света, участвовать в вечном прославлении…» (О Святом Духе, гл. 15).

Святой Дух дал апостолам дар языков, дар понимания Священного Писания и дар мужества в проповеди и исповедании святой веры. «В день Пятидесятницы, – говорит Второй Ватиканский собор, – когда Он сошёл на учеников, чтобы пребыть с ними вовек, Церковь была открыто явлена множеству людей, началось распространение Евангелия среди народов через проповедь и, наконец, было предызображено единство народов в кафоличности веры через Новозаветную Церковь, которая глаголет на всех языках…» (Декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes», 4).

Дары Святого Духа вправду большие и щедрые. О них святой апостол Павел говорит: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5, 22-23). Святой Дух сошел и на нас в таинстве миропомазания со своими дарами и помазал нас на Христовых воинов, а наше тело сделал своим храмом. Об этой великой истине напоминает нам Павел апостол и наставляет нас, чтобы мы так жили: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор 6, 19-20).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *