Что такое семья определение для детей 1 класса
Окружающий мир. 1 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 1 класс
Урок 10 «Как живёт семья? Моя семья!»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
Семья – это объединение людей, сплочённых общими интересами.
Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Это ваши мама и папа, сёстры и братья, бабушки и дедушки – самые близкие вам люди. Они любят и заботятся о вас, делают всё, чтобы ваша жизнь была счастливой.
В старину на Руси люди жили большими семьями, помогали друг другу, младшие уважали старших, а старики малых жалели. Членов семьи называли домочадцами. Старший из мужчин являлся главой семьи. Все члены семьи вместе обрабатывали землю, вели домашнее хозяйство.
В большинстве семей детей с раннего возраста приучали к труду. С семи лет мальчиков брали работать в поле, учили грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сёстрами, помогали матери по хозяйству. О дружных семьях слагали легенды.
Семья – это люди, которые живут вместе, всегда заботятся друг о друге. А самое главное – они родные друг другу.
Если раньше семьи всегда были большими, то сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
Мама – это самый важный человек в жизни каждого человека. Она всегда любит и ждёт своих детей, только она готова принять нас такими, какие мы есть! Ей можно доверить любую тайну.
Отец – является главой семейства. Папа – настоящая защита и опора своей семьи.
Он сильный и смелый, добрый и строгий, мудрый и справедливый.
Папа – мастер на все руки. Кроме этого наши папы хорошие работники: строители и врачи, полицейские и водители, повара и плотники, учителя и адвокаты.
Важную роль в воспитании детей принимают бабушки и дедушки. Они дарят нам свою любовь и заботу. Нужно относиться к ним с пониманием и уважением, помогать им.
Вы – первоклассники. Класс, в котором вы учитесь тоже можно назвать семьёй. Вы вместе проводите много времени, трудитесь, учитесь, веселитесь и отдыхаете. Поэтому нужно быть дружными и сплочёнными.
Семья – это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Дополните предложения словами:
Семья – это самые _______ люди. Членов семьи объединяют любовь и ___________ друг к другу, взаимная ______ и помощь.
Варианты ответов: близкие; знакомые; уважение; дружба; забота.
Правильный вариант ответа:
Семья – это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых.
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса: Определите, на каких карточках написаны имена, отчества и фамилии. Перенесите карточки в соответствующие столбцы.
Варианты ответов: Тихонов; Витальевич; Анатолий; Ирина; Москвина; Евгеньевна; Кирилл; Анна.
Урок окружающего мира «Что такое семья»
Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах
Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)
Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения
Тип урока: изучение нового материала
I. Организационный момент. Рефлексия
Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.
– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей
– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу И стены в доме помогают. (1 слайд)
Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
Когда строят дом?
– Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
– Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам?
(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
– Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат сердца выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите на сердце. Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.
На доске появляется 7Я
– Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья». (2 слайд) О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
3. Работа по теме урока
– Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
– Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.
Словарь Ожегова С.И.: (3 слайд)
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.: (4 слайд)
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.
– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
– До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку вещей. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку? Сделали презентацию о семье. (Слайды 5, 6) (Дети рассказывают о своих семьях)
4. Работа в парах и составление схемы
– А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема – «Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством».)
– Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)
Кого назовём домочадцами уч. с 64 (В старину членов семьи называли «домочадцами»). В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? уч. с. 64
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений.
– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? (Сообщения детей)
6. Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.
– Какая семья называется многодетной? (В которой 3 и больше детей)
– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).
– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.
Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.
– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.
7. Формирование практических умений и навыков
– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.
1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры)
2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)
– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)
– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.
В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Женя, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)
Работа в парах. Игра «Найди пару»
БАБУШКА | ВНУЧКА |
ОТЕЦ | ДОЧЬ |
БРАТ | СЕСТРА |
ТЕТЯ | ПЛЕМЯННИЦА |
Работа в группах.
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили.
Заполни пропуски.
Мама, сын, племянник, свекровь, дочь, папы.
– Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
– Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 10)
(На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
«Школьная семья»
8. Итог урока. Рефлексия
Учитель: За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
– Что же такое семья? (Близкие родственники, живущие вместе)
– Чем для вас является семья? (Самое дорогое, что у нас есть)
– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.
Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.
Конспект открытого классного часа по теме «Моя семья». 1-й класс
Класс: 1
Тип: сюжетное занятие.
Технология: игровое обучение.
Методы:
Цель: уточнить представления о членах семьи.
Задачи:
Словарная работа: семья, дружная семья, мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра.
Оборудование урока: рисунки на тему «Моя семья», дидактические игры «Назови ласково членов своей семьи», «Что бы вы пожелали своей семье?», «Настроение», сюжетные картинки: дерево без листьев, листочки красного, зелёного цвета, солнышки-настроения, телевизор, слайды, карандаши, карточки-раскраски.
Музыкальный ряд: песня «Неразлучные друзья»
Ход занятия
Организационный момент
Собирайтесь, дети, в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь!
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
— Здравствуйте, милые дети,
Вы всех прекрасней на свете!
Психогимнастика
(На доске изображения солнышек с лицами, выражающими разное настроение).
Посмотрите внимательно на доску и выберите то солнышко, которое больше вам нравится.
— Почему выбрали именно это солнышко?
Вам больше понравилось улыбающееся солнце потому, что у вас хорошее настроение?
Пусть это весёлое солнышко будет с нами всё занятие.
(На доске оставить только улыбающееся солнышко)
Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение. А сейчас посмотрите на своего соседа по парте и пожелайте друг другу удачи.
(Дети желают друг другу удачи).
Сообщение темы классного часа
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
Сегодня мы поговорим о семье.
(На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ).
Изучение нового материала
— Как вы понимаете слово семья? (Ответы детей)
— Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
— А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье.
— Кто есть в вашей семье?
— Что делает мама, папа, бабушка и т.д?
— А ты помогаешь им? (Дети рассказывают о своих семьях).
— Скажите, дети, какая семья называется дружной?
(Дети называют признаки дружной семьи: не ссорятся, помогают друг другу, вместя проводят свободное время, уважают старших и т.д. На доску вывешивается планшет с надписью ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ).
Заучивание наизусть стихотворения
Продолжение изучения нового материала (слайды)
— Скажите, а какую семью можно назвать большой?
(Дети перечисляют членов большой семьи и подсчитывают возможное количество).
— Скажите, а у вас большие семьи? Давайте посчитаем членов ваших семей.
— Хочу познакомить вас с одной большой семьёй.
(Слайды 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12)
— Можно ли назвать эту семью большой и дружной? Почему?
Физкультминутка
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
(На каждую строчку дети соединяют пальца двух рук, встряхивают руками).
Рисование-раскрашивание на тему «Моя семья»
— А сейчас я предлагаю раскрасить рисунок «Моя семья». Пока вы раскрашиваете, будет звучать песня «Неразлучные друзья». (Слайд 13)
Выставка детских рисунков (задание можно дать на дом)
(Дети кратко говорят, что изображено на рисунках-раскрасках и помещают их под надписью «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»).
Нравственные заповеди
— Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц:
Итог урока
— Что же такое семья для каждого из вас? (Это мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
— Игра: «Назови ласково по имени (маму, папу, сестрёнку, бабушку, дедушку, братика).
— Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (Пожелания детей своей семье)
Релаксация
— А теперь я хочу узнать, было вам комфортно, интересно на занятии при помощи волшебного дерева. Наше дерево пока без листьев. На столах у вас лежат листочки красного и зелёного цвета. Если вам было интересно заниматься, вам понравилось, то возьмите листочки зелёного цвета. Если занятие вам не понравилось, вам было не комфортно, страшно, вы ничего не запомнили, то возьмите листочки красного цвета. Выбрали? Прикрепите их к дереву.
Это хорошее настроение мы подарим нашим близким и родным. Нашим семьям. Смотрите, как веселее заулыбалось наше солнышко. Мне было очень приятно работать с вами. И у меня хорошее настроение.
А в заключение классного часа, я хочу прочитать вам стихотворение Т.Лукашевой «Мой дом».
Круг «От сердца сердцу»
− А теперь, дети, встанем в круг. Давайте все вместе скажем нашим родным, одноклассникам самые тёплые слова: «Очень я вас всех люблю».
— Я хочу всем присутствующим подарить прекрасное стихотворение про семью.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Что такое семья и какая её роль в жизни человека
Всем известна избитая истина о том, что семья – это ячейка общества. Но что такое семья на самом деле и так ли она необходима для нормального функционирования общества? На этот вопрос в разное время отвечали по-разному, да и сейчас у разных народов и культур существуют неодинаковые представления о семье.
Определение семьи
Общественные отношения считаются в биологии признаком продвинутости организмов. Общественные животные являются наиболее интеллектуально развитыми организмами, а также наиболее жизнеспособными. И чем более сложно устроено сообщество, тем более развитым считается данный вид животных. Таким образом, складывается впечатление, что деление человеческого общества на семьи является показателем высшего уровня развития цивилизации. В действительности это не так. Социальных групп внутри человеческого общества множество – это и нации, и профессиональные объединения, и политические, и даже группы по интересам; все они создаются лишь по мере необходимости, а затем отмирают, когда в них перестают нуждаться. Семья – лишь одна из форм организации общества, имеющая как свои достоинства, так и недостатки.
Роль семьи в жизни каждого человека
С древних времён создание семьи являлось важнейшей частью человеческой жизни. Как правило, оно начиналось с оформления брачного союза. Брак и семья освящались религией, регистрировались властями, их функционирование подчинялось государственным законам, а также неписаным общественным правилам. Почему же этой общественной структуре уделялось столь важное внимание?
Очевидно, причиной была всесторонняя беспомощность человека – перед силами природы, общественными законами, властью. Дефицит элементарных ресурсов (еда, жильё и др.) вынуждал людей объединяться в некие малые группы; воспитание подрастающего поколения также требовало совместных усилий. За редкими исключениями, человек вообще не мог жить без семьи. Одним из соображений было совместное ведение хозяйства; это было причиной и большого количества детей у супругов: дети являлись дополнительными рабочими руками, и чем их больше, тем более обеспеченной семья. К слову, понятия «ребёнок» первоначально не существовало вовсе; чуть только маленький человек обретал способность к самостоятельным действиям – его тут же определяли на работу.
Но времена менялись, и значение семейных отношений уменьшалось. В настоящее время человек вполне способен прокормить и обустроить себя самостоятельно, в одиночку, поэтому семья не является чем-то незаменимым. В наше время это всего лишь выбор человека: кому-то проще живётся в семейных узах, а кому-то проще и лучше одному. В данном случае человек не остаётся в полном одиночестве, поскольку он может входить в состав других социальных групп: работать в крупной, многолюдной организации, общаться с друзьями, он может быть публичным человеком (политик, актёр, преподаватель), играть в рок-группе…
В древности семейные отношения были единственной законной возможностью реализовать свою сексуальную жизнь. Половая сфера человеческой жизни строго контролировалась, и на это были свои здравые причины помимо обычного религиозного невежества. Ведь любой сексуальный контакт подразумевал рождение детей. Это создавало массу проблем (к примеру, соитие близких родственников приводило к появлению нездорового и нежизнеспособного потомства). В наше время человеку стало ясно, что можно вести свободную половую жизнь без необходимости рожать и воспитывать детей, поэтому семейный союз и с этой точки зрения утратил свою значимость.
Но это вовсе не означает, что семья стала совсем не нужна. Более того, появилось очень много соображений для создания семейного союза помимо функции размножения. Сегодня, к примеру, становится ясно, что непременное условие для крепкого и долгого брака – общность интересов: супруги любят одну и ту же музыку, одинаково предпочитают проводить свободное время, имеют схожие профессии, голосуют за одних и тех же кандидатов на выборах – и так далее. Кто-то создаёт семью с целью совместных путешествий, кто-то – для организации семейного бизнеса. Известны музыкальные группы, частично или полностью состоящие из членов одной семьи.
Структура семьи
Семья – достаточно сложная социальная организация, имеющая свою структуру. В первую очередь выделяют так называемое ядро семьи. Это родители и их дети. В составе сложной семьи присутствуют представители нескольких поколений: бабушки, дедушки, прабабушки и т. д., а также братья и сёстры супругов, их дети, жёны и мужья.
В такой организации выделяется несколько подсистем. Прежде всего это родители и дети. Каждая подсистема занимает своё место в семейной организации, имеет в ней свои права и обязанности.
Для описания структуры семейной организации пользуются такими понятиями, как связь и иерархия. Первое означает степень психологической близости между её членами; если она слишком тесная или, наоборот, слишком разобщённая, это может привести к семейной дисфункции.
Иерархия – это характер отношений доминирования и подчинённости в семье. Традиционные семейные союзы, как правило, основаны на неравноправии между их членами. По большей части муж считается главным, а жена обязана подчиняться. В некоторых обществах всё наоборот: главой считается жена, а муж занимает подчинённое положение. Таковы, к примеру, туареги – родственное арабам племя в Северной Африке. То же касается и детей: в традиционных обществах они занимают либо самое низкое положение в семейной иерархии и не обладают никакими правами, либо наоборот – самое высокое, и тогда им всё позволяется, а взрослые обязаны им потакать.
Современные семейные отношения предусматривают полное равноправие – как между мужем и женой, так и между взрослыми и детьми. В последнем случае, однако, равноправие соблюдается пока что не всегда. Оправданием служат юный возраст детей и их неокрепшая психика, уязвимое состояние и необходимость в защите.
Функции семьи и их характеристика
Теперь встаёт вопрос: а для чего вообще человечеству нужны семейные союзы?
Не зря семейный союз именуется «ячейкой общества». Это означает, что он является как бы миниатюрной моделью «большого» общества, поэтому и функционал у него разнообразный.
Самые элементарные функции достались нам от животных предков. Это детородная и воспитательная функции. С деторождением всё понятно: семейный союз изначально создавался для организации размножения. Воспитание – более сложная функция, примитивные формы которой имеются лишь у млекопитающих, а также птиц и эволюционно близких к ним крокодилов. Воспитание предполагает подготовку потомства к взрослой жизни: это, в частности, защита, теоретическое и практическое обучение, приобщение к труду и социальным взаимодействиям.
Ещё одна функция семейного сообщества – реализация сексуальной потребности. Этот взгляд на брачный союз появился в древних цивилизациях, когда люди столкнулись с необходимостью контролировать половые контакты.
Следующая функция семьи – хозяйственно-бытовая. Члены семейного сообщества ведут общее хозяйство и совместно удовлетворяют материальные потребности друг друга. Семейный труд становится более эффективным и продуктивным, нежели одиночный.
Среди других функций семьи выделяются духовная (совместное духовное обогащение и проведение досуга), рекреационная (совместное восстановление физических и психических сил), социальная (социализация, социальный контроль, приобщение к культуре и морально-нравственным нормам), эмоциональная (удовлетворение потребностей в понимании, признании, защите и др.).
Понятно, что семейное сообщество у людей имеет значительно более глубокое значение, чем у животных. Малые группы у млекопитающих эволюционировали вместе с самими видами. У различных животных наблюдаются даже зачатки «высших функций» семейного союза, свойственных, казалось бы, только человеку. Так, у птиц самка и самец после «вступления в брак» строят совместное гнездо. У многих животных развита совместная «хозяйственная деятельность», в том числе с разделением труда: самец охотится, а самка охраняет детёнышей.
Виды и типы семей
Выделяют множество видов семейных организаций.
При этом типы семьи могут определяться по различным параметрам:
Существуют также типы семей по месту проживания (матрилокальная – если оба супруга живут в доме родителей жены, патрилокальная – если живут с родителями мужа, неолокальная – если пара отправляется жить в отдельное жильё); по наследованию фамилии (в качестве семейной фамилии может выступать или фамилия мужа, или фамилия жены) – и по некоторым другим критериям.
Имеются и более экзотические виды семейных отношений. К примеру, в странах бывшего СССР распространилось выражение «шведская семья», которое означает полиаморную семейную группу, состоящую из нескольких партнёров (больше двух). Этот неоднозначный термин был придуман в СССР под влиянием мифа о якобы раскрепощённых нравах шведов. В действительности большинство шведов выбирают традиционные семейные отношения, хотя в последние десятилетия отношение шведского государства и даже церкви к нетрадиционным бракам является одним из самых либеральных в мире. Есть данные о том, что подобный миф развивался и в западных странах, в первую очередь в США. В США возникло похожее выражение «шведский грех». Поводами к тому послужили шведские фильмы самой середины ХХ века – излишне откровенные по тем временам, а также становление «шведского социализма» и отказ Швеции вступать в НАТО, что привело в ярость американские правящие круги.
Отдельного внимания заслуживают однополые семейные союзы. В последнее время во многих странах отношение к однополым бракам стало более либеральным, и кое-где им даже дают полноценный семейный статус, как в той же Швеции. В этой же стране однополые браки освящает Шведская Церковь, имеющая лютеранскую идеологию и возглавляемая королём.
Особо острая дискуссия развернулась в мире по поводу права однополых партнёров заводить (усыновлять) детей. Идеологи консервативного типа пытаются убедить общественность в том, что в таких семьях дети получают психологическую травму. Учёные, однако, развенчивают этот миф, показывая, что в таких семьях дети ничем не отличаются от тех, которые имеют разнополых родителей. Особенно это касается детей-сирот, которые на улице или в детских домах действительно с большой долей вероятности получат психологическую травму (вкупе с физическими) и вырастут неполноценными членами общества; обретя же родителей, пусть даже однополых, они могут избавиться от упомянутых проблем. Всё-таки два папы или две мамы – это лучше, чем вообще ни одного и ни одной.
Как создать свою крепкую ячейку общества
Семейные отношения не являются каким-то инстинктом, биологическим побуждением. Поэтому нельзя создавать семейные группы лишь по той причине, что «так положено». К вступлению в семейные отношения нужно тщательно готовиться, причём как с психологической стороны, так и с материальной.
Что же нужно, чтобы «ячейка общества» была крепкой:
Сегодняшнее общество вступило в ту стадию, когда для его дальнейшего функционирования и развития необходимо своеобразное разделение труда: часть людей вступает в браки и занимается продолжением рода, а остальные обеспечивают подрастающее поколение товарами, знаниями, защитой от естественных (болезни, стихийные бедствия) и искусственных (военное вторжение) напастей, открывают для него новые возможности. Воспитание детей и их социализация становится делом коллективным. Роль биологических родителей при этом снижается, поскольку «человеком разумным» не рождаются, а лишь становятся, если дети попадают в правильное окружение.
Настоящее признание эта идея обретает только сейчас, хотя о ней люди задумывались ещё в древности. Подобные мысли развивает, к примеру, супруг Анны Карениной в романе Льва Толстого. В раннем христианстве хождение имели самые разные радикальные концепции, и некоторые общины проповедовали полный отказ от брака и семейных отношений: дети, по их мнению, должны рождаться в свободных отношениях и воспитываться всем обществом. К сожалению, впоследствии этим идеям в рамках новой религии не суждено было реализоваться: при становлении христианства как государственной религии, то есть как имперской идеологии запугивания народных масс и манипулирования ими, брак и семейные отношения были «освящены» церковью, а свободные отношения провозглашены грехом. Таким же образом были законсервированы взгляды на предназначение человека: отныне главным долгом человека было провозглашено биологическое размножение, приращение биомассы, а все остальные возможности личности были объявлены «суетой». Бездетность не одобрялась, а большое количество детей, наоборот, поощрялось.
Однако отголоски общинного воспитания и разделения труда продолжали функционировать. Особое значение придавалось «крёстным родителям», духовным отцам и наставникам, задачей которых было духовное просвещение «сыновей» и «дочерей», их социализация, преподавание им наук и искусств. Биологическим же родителям было достаточно обеспечить первичные потребности детей, таких как пища или жильё. На практике реализация этого принципа получилась далеко не идеальной: хороших наставников имели лишь дети привилегированных родителей, представителей высших сословий и классов, а для обычных людей наличие «крёстных родителей» чаще всего было формальностью или мистическим ритуалом; «крёстными» становились случайные знакомые, независимо от их знаний, навыков и морально-нравственных качеств.