Что такое семья ответ для 5 класса
1. Какое значение семья имеет в жизни человека?
2. Какие семьи бывают? Чем отличаются двухпоколенные семьи от трехпоколенных?
3. Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.
4. Проанализируй свое отношение к пожилым членам семьи: всегда ли ты внимателен, заботлив? Какие семейные дела ты можешь делать вместо них?
Мое отношение к пожилым членам семьи уважительное. Да, я всегда внимательна. Я помогаю им тем, что помогаю донести тяжелые пакеты из магазина, мою посуду, помогаю в приготовлении еды.
1*. Расспроси своих родителей о том, как они познакомились. Какие события в своей семейной жизни считают самыми важными?
2. Есть такое выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому.» Чему тебя научили твои родители? Чему ты хотел еще научиться?
3. Проведите работу в парах. Прочитайте стихотворение, подготовьте совместные ответы на вопросы: «О какой особенности семьи говорит поэт?» «Что является опорой в жизни каждого человека?».
4. Используя справочную литературу или материалы интернета, объясни значение слов «свекровь», «золовка», «тесть», «невестка», «сват», «сватья».
5*. Выскажи свое мнение: кого называют домочадцами? Это слово старинное или современное? Проверь свой ответ по словарям
Домочадцами называют всю семью, а точнее всех, кто проживает в определенном доме или квартире. Скорее всего, это слово старинное, но является ходовым и в современном мире.
Что такое семья
Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры.
В этой статье мы расскажем о том, что такое семья, как она возникает, для чего она нужна, зачем мы стремимся создать союз с любимым человеком, какое значение она имеет в жизни каждого из нас.
Определение слова «семья»: что это такое в психологии, социологии, педагогике, юриспруденции
Этот термин изучают самые разные науки, и каждая даёт свое толкование.
В социологии понятие обозначает нескольких людей, которые объединены кровным родством либо узами брака.
В юридическом смысле – это люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, появившимися после официального оформления брака.
Закон РФ трактует фамилию как организованную группу людей, связанных совместным бытом и моральной ответственностью.
Психологи базируют понятие на личных взаимоотношениях, отмечая важную роль воспитания, преемственности традиций от старших к младшим.
Термин «семья» имеет множество определений и понятий, но в целом – это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону.
Как возникла семья: экскурс в историю
На заре эволюции люди жили общинами или одиночками. По представлениям ученых, первые союзы стали зарождаться, когда древние женщины перестали выбирать альфа-самцов и переключили внимание на мужчин-добытчиков, которые были более верными.
Смена приоритетов произошла по практическим соображениям – надежный мужчина мог обеспечивать питанием женщину и детей на протяжении всей жизни. С ним было спокойнее.
Пока альфа-самцы дрались за женщин, добытчики носили своим избранницам мясо, шкуры и устраивали жилище. Поэтому представительницы слабого пола быстро сообразили, с кем жить выгоднее.
Историки трактуют значение немного иначе, чем юристы или социологи. По из мнению, группу людей, имеющих общего предка, можно смело называть ячейкой общества.
У каждой ячейки есть несколько составляющих.
Признаки и функции
Мы смогли дать определение понятию современной семьи, теперь поговорим о её признаках и функциях:
Любую ячейку общества определяет наличие следующих признаков:
Функции:
Структура семьи
В результате развития общества ученые выделили несколько типов союзов.
Ресурсы семьи и их виды
Под этим термином понимается все имущество, материальные ценности, источники дохода мужа и жены.
Ресурсы можно разделить на несколько категорий.
Ресурсы – это важная составляющая, позволяющая решать различные бытовые проблемы, достигать нужных целей и удовлетворять потребности людей.
Для чего необходима семья
Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.
Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.
Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.
Что такое современная семья и каково её значение
В отличие от времен СССР, современные союзы автономны и закрыты для общества. Вмешательство в их дела происходит только в крайних случаях, когда эта ячейка становится деструктивной. В советские времена она была более открыта для государства. Контролирующие органы следили за развитием каждых официально оформленных отношений между гражданами. При возникновении конфликтов и разводов они вмешивались и пытались оказывать влияние, предпринимали возможные шаги по урегулированию ссор и сохранению брака.
Отличительные особенности: уникальность союзов нового времени
Сегодня семью невозможно определить однозначно из-за различных типов – шведская, приемная, открытая и так далее. Суть отношений между полами уже давно вышло за рамки классической формулы: одна женщина, один мужчина и дети. В Российской Федерации запрещены однополые и шведские браки, но в некоторых зарубежных странах они признаны законом, и это явление считается нормой.
Отметим некоторые особенности, характеризующие союзы нашей страны за последние 25 лет:
Государство в XXI веке уделяет больше внимания развитию института семьи, повышению его качества, развитию духовных ценностей. Сегодня брак – признак благополучия человека, его опора и поддержка. Времена меняются, но базовые принципы построения отношений между мужчиной и женщиной остаются неизменными: любовь, взаимоуважение, доверие и забота.
Роль семьи в жизни человека
Огромное значение она оказывает на детей, которые в ней проживают. Она помогает определить свои нравственные ориентиры. Несмотря на то, что в садиках, школах, секциях и кружках педагоги стремятся донести до маленького человечка базовые знания, навыки, моральные истины, опыт мамы и папы, их отношение друг к другу играют главную роль в формировании личности малыша.
Родители, бабушки и дедушки закладывают:
Только среди близких и родных человек чувствует себя защищенным. Он чувствует себя нужным и это даёт человеку уверенность в себе. Помогает ему преодолевать трудности, справляться с неудачами.
Семья – это начало всех начал, это – связь между прошлыми поколениями и нынешними. Каждая ячейка общества обладает характерными признаками: наличие брака, детей, ведение общего хозяйства. В ней формируется человек, его взгляды, навыки, духовные ценности. И наша задача – сделать все для её сохранения.
Конспект урока по обществознанию 5 класс «Семья и семейные отношения»
Семья и семейные отношения.
Семенкова Евгения Александровна., МОУ «Осташёвская СОШ» с.Осташёво
Урок составлен в рамках Программы общеобразовательных учреждений: Обществознание. 5-9 классы. Авторы – Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Москва, «Просвещение», 2016г.
дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека;
объяснить, зачем люди создают семьи;
охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье;
раскрыть значение понятий семья, счастливая семья.
Предметные: давать характеристику семейных отношений
Личностные : способствовать формированию у учащихся уважения к семейным ценностям, традициям.
Тип уроков: открытия нового знания.
1. Организационный момент: Добрый день, ребята! Я рада видеть вас здесь.
Знакомлю учащихся с притчей о семье и организует беседу по вопросам.
— О чем эта притча? В чем ее смысл?
— Чем все семьи похожи?
— Что отличает одну семью от другой?
3. Этап целеполагания
— Как вы думаете, какое отношение имеют эти вопросы к нашему уроку? Что мы сегодня будет изучать? (ответы детей)
Учитель записывает тему на доске, ребята в тетрадях.
Тема урока «Семья и семейные отношения»
— Какую цель мы перед собой ставим? Давайте вместе подумаем, что же мы сегодня будем изучать (версии детей). Учитель анализирует ответы детей, дополняет, корректирует, проговаривает и записывает на доске
Цель: узнать что такое семья, семейные отношения.
4. Работа по теме уроков
— Рассмотрите иллюстрации на с. 26-27 учебника.
— Что их объединяет? (Ответы учеников.)
Ключевым словом нашего урока является слово семья. Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает. Обсудим это на нашем уроке.
4. 1. Зачем люди создают семьи
Мудрые люди говорят: «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье».
— Как вы понимаете это высказывание?
— Согласны ли вы с ним?
Семья – важнейшая часть жизни любого человека.
Давайте попробуем дать определение слову «семья». Начало я вам подскажу:
«Семья – это группа людей, связанная отношениями…» Какими отношениями связана семья? Как понять, что перед нами именно семья, а не какая-нибудь иная социальная группа? Какой признак семье является самым важным?
Как показывает практика, учащиеся не сразу приходят к правильному ответу, предлагая самые различные варианты. Среди них могут быть такие:
Любовь.
Это признак семьи, но не самый главный. Влюбленные не обязательно образовывают семью.
Общее хозяйство.
Это признак семьи, но не самый главный. Студенты в общежитие живут и питаются вместе, но семьей не являются.
Совместный отдых.
Это признак семьи, но не самый главный. Друзья часто гуляют и отдыхают вместе, но семейными отношениями это назвать нельзя.
Воспитание детей.
Это признак семьи, но не самый главный. Воспитательницы в детских учреждениях тоже заботятся о детях, но родителями от этого не становятся.
Если учащиеся в своих рассуждениях так и не называют правильного ответа, можно задать им следующий наводящий вопрос: «Кем является ребенок по отношению к своим родителям, брат по отношению к сестре, муж по отношению к жене? Каким общим словом можно назвать их всех?»
После этой подсказки учащиеся уже быстро называют правильный ответ: « Родственники! В основе семьи лежат отношения родства».
Запись в тетради:
Семья – это группа людей, связанная отношениями родства. (по браку, по крови)
— Ребята, а как образуется семья?
— когда мужчина и женщина вступают в брак. Основой такой семьи является любовь, желание жить вместе, растить и воспитывать детей.
Бывают и другие семьи. Когда семью объединяют родственники, например одинокие сестры, бабушка и внуки, тети и их племянники. Основой такой семьи является желание помогать друг другу, заботиться о малых и стариках.
— в чем главное предназначение семьи?
+ семья – обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые поколения, развивалось общество.
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре ( хлопаем в ладоши )
Кто живёт у нас в квартире? ( шагаем на месте )
Раз, два, три, четыре, пять ( прыжки на месте )
Всех могу пересчитать ( шагаем на месте )
Папа, мама, брат, сестра ( хлопаем в ладоши )
Кошка Мурка, два котёнка ( наклоны туловища вправо, влево )
Вот и вся моя семья. ( хлопаем в ладоши )
— Выполним небольшое творческое задание. Представьте графически семью в виде солнышка с расходящимися лучами. Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи. При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.
Воспитание нового поколения
Ведение общего хозяйства, взаимная материальная помощь
Физическая, экономическая, психологическая защита
Эмоциональная разрядка (получение и отдача любви, тепла, ласки)
— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.
— Сыграем в игру «Цепочка». Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.
(В ходе проверки выполнения задания на доске составляется схема.)
Запись в тетради: Государственная поддержка семьи:
Строит детские сады
Материально обеспечивает школы
Заботится о благополучии семей
Выплачивает материнский капитал
Осуществляет помощь многодетным семьям
Помогает семьям приобрести жилье
А теперь, ребята, посмотрите на записанный список и ответьте искренне: достаточные ли меры принимает государство для того, чтобы российские семьи не испытывали материальных проблем с воспитанием своих детей?
Учащиеся высказывают свои субъективные мнения.
А сейчас вы сыграете роль юристов-консультантов, которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.
— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.
(Ученики выполняют задание.)
— Как вы понимаете фразу: «Семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?
4. 2. Если семья не выполняет своих обязанностей
— К сожалению, бывает и так, что семья не выполняет своих обязанностей.
Приведите примеры семей, которые не выполняют своих обязанностей.
Что нарушает такая семья?
+Конституцию – основной закон государства.
3. Какие права вы имеете как несовершеннолетний ребенок?
право ребенка жить и воспитываться в семье
Право знать своих родителей, право на их заботу о себе
Право на совместное с ними проживание
Право общаться с обоими родителями, другими родственниками
Право на имущество
4.Какое наказание ждет родителей, которые не выполняют свои обязанности?
+ их суд может лишить родительских прав.
— Молодцы, вы справились с этим заданием.
— Какие два главных документа защищают семью?
+Семейный кодекс РФ и Конституция РФ.
Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.
— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.
В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети
В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки
В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки
По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей
(Проверка выполнения задания.)
5. Закрепление изученного материала
Давайте подведем итог изученного материала: Зачем же люди создают семьи? И что семья дает человеку? (ответы)
Сейчас, я вам буду зачитывать предложения, если вы согласны с этим утверждением – то хлопаем в ладоши. Если не согласны – сидим молча
Главная функция семьи рождение и воспитание детей.
Государство никак не заботится о семье.
Материнский капитал может быть использован на оплату образования ребенка.
Четырехпоколенной называется семья, в которой живут двое родителей и двое детей.
Ребенок имеет право общаться с обоими родителями.
Ребенок не имеет права жить и воспитываться в семье.
6. Домашнее задание § 3 учить, вопросы. Рисунок «Мои семейные традиции»
— Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы.
На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
Урок мне показался… (коротким / длинным).
За урок я (не устал(а) /устал(а)).
Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).
Открытый урок по обществознанию для 5 класса «Семья и семейные отношения «
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ 1. цель.docx
Цели: дать представление о том, какую роль семья играет в жизни каждого человека; объяснить, зачем люди создают семьи; охарактеризовать типы семей; показать отношение государства к семье; раскрыть значение понятий семья, счастливая семья, семейные ценности.
предметные: учащиеся овладеют целостными представлениями о семье; научатся объяснять ключевые понятия семья, поколение’, научатся понимать побудительную роль мотивов в формировании семьи; проводить сравнительный анализ семейного уклада, существовавшего в прошлом и современного; применять социальные и нравственные нормы и правила, анализируя и оценивая реальные ситуации; объяснять значение коммуникации в межличностном общении;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;
личностные УУД : формирование отношения к семье как к одной из важнейших ценностей человека.
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Выбранный для просмотра документ 2. ход урока.docx
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
— Пойди посмотри, как у них так все гладко получается.
Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
— Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
— Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
— Ну что ты так долго? Посмотрел?
— Ну и как там у них?
— У них все виноваты, а у нас все правы.
— В чем смысл этой притчи?
— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?
— Чем все семьи похожи?
— Что отличает одну семью от другой?
(к.2) Тема нашего урока: «Семья и семейные отношения».
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?
1. Зачем люди создают семьи.
2. Если семья не выполняет своих обязанностей.
3. Какие бывают семьи.
Почему большинство людей создают семью?
Что семья дает человеку?
Что человек дает семье?
Нужна ли семья ребенку?
III. Работа по теме уроков
— Рассмотрите иллюстрации на с. 26—27 учебника.
Ключевым словом нашего урока является слово семья.
Большинство людей имеют семью, поэтому важно понимать, зачем ее создают, по каким законам она развивается, какой бывает.
Обсудим это на нашем уроке.
1. Зачем люди создают семьи
Мудрые люди говорят:
«Любая дорога начинается с первых шагов,
здание — с фундамента,
а человек становится человеком только в семье».
— Как вы понимаете это высказывание?
— Согласны ли вы с ним?
Проблемный вопрос. Зачем человеку семья?
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в
Разделитесь на 4 группы.
Первая группа должна определить и рассказать нам, зачем нужна семья, от имени детей,
вторая группа — от имени родителей,
третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки),
(Проверка выполнения задания.)
— Назовите главную вещь, на которой строится семья. <Любовь.)
Действительно, главная особенность семьи — чувство любви и привязанности.
— Какие пословицы о семье вы знаете?
( можно выбрать предложенные у вас на столе)
• На что и клад, коли в семье лад.
• Любовь да совет — так и горя нет.
• Согласье в семье — достаток в дому,
раздоры в семье — пропадать всему.
• Семья сильна, когда над ней крыша одна.
• Добрая семья прибавит разума-ума.
• В своей семье не велик расчет.
• Вся семья вместе — так и душа на месте.
• В родной семье и каша гуще.
• За общим семейным столом еда вкуснее.
— Семьи образуются по-разному. Внимательно рассмотрите и прокомментируйте предложенную схему.
(Проверка выполнения задания.)
— Выполним небольшое творческое задание.
Представьте семью в виде солнышка ( работа в группах)
у вас на столе листочки с расходящимися лучами.
Рядом с каждым лучом подпишите одно из назначений семьи.
При выполнении задания вспомните примеры из жизни вашей собственной семьи.
Семья — самое главное в жизни человека, самое дорогое, то, что придает ему силы. Она является обязательной частью любого общества, любого государства. Представьте себе соты пчелиного улья. Так и государство состоит из множества ячеек — семей.
Теперь нам расскажет четвертая группа от имени государства
— какое главное предназначение имеет семья, с точки зрения государства.
— Должно ли государство заботиться о благополучии семей? Ответ аргументируйте.
— Сыграем в игру «Цепочка».
— Вы должны, используя свои знания и опыт, называть те виды помощи, которую государство оказывает семьям.
(Прикрепить стикеры на доске цепочкой)
Итак, любое государство
в первую очередь заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений.
Даже в глубокой древности осознавали важность этого. Так, законы царя Хам- мурапи, одни из самых древних в мире, требовали обязательного заключения брачного договора, который записывался на глиняной табличке с последующим обжиганием ее и хранением на случай возможных в будущем конфликтов. И в нашей стране существует система законов, которые стоят на страже семьи.
(3 юриста, и пара молодая семья)
которые объясняют членам молодой семьи их права. Чтобы провести полноценную консультацию, нам надо самим хорошо знать российское законодательство.
— Откройте с. 28 учебника, прочитайте фрагмент Семейного кодекса Российской Федерации и поясните молодой семье, что значит находиться под защитой государства, с точки зрения данного кодекса.
(Ученики выполняют задание.)
1уч. Читает учебник с. 28
— Но не все семьи выполняют свои обязанности. Давайте составим портрет благополучной и неблагополучной семьи. Вы можете использовать слова из списка-подсказки, в котором перечислены черты этих двух семей. Отберите качества, которыми, с вашей точки зрения, должна обладать та или иная семья.
Список-подсказка: злобность, дружелюбие, лень, заботливость, внимательность, любовь, зависть, ворчливость, строгость, неуступчивость, верность.
(Проверка выполнения задания.)
За невыполнение государственных законов суд может лишить родителей родительских прав, тогда заботу о ребенке берет на себя государство.
2. Какие бывают семьи
Все семьи разные, но можно найти черты, которые делают их похожими.
— Работая с материалом учебника на с. 29, заполните таблицу.
В семье живут только родители (мать, отец) и их дети, т. е. в этой семье два поколения — старшее, к которому относятся родители, и младшее, к которому относятся дети
В семье живут три поколения, не только дети, их родители, но и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки
В семье живут четыре поколения, не только дети, их родители и родители родителей, т. е. бабушки и дедушки, но еще и прабабушки и прадедушки
По каким-то причинам в семье отсутствует один из родителей