Что такое семья рисунок
Рисуночный тест «Моя семья»: оценка и интерпретация психологов
Рисуночный тест «Моя семья» может использоваться для детей с четырех-пятилетнего возраста. Основной целью теста является диагностика внутрисемейных отношений. В психологической практике этот тест является одним из самых информативных.
Очень часто родители атмосферу семейных отношений оценивают положительно, в то время как ребенком она воспринимается совсем иначе. В «невинном» детском рисунке можно хорошо увидеть не только психологическое состояние ребенка, неосознанные или скрытые проблемы, но и его отношение к каждому члену семьи и восприятие семьи в целом. Узнав, какими ребенок видит семью и своих родителей, можно эффективно помочь ему и постараться исправить неблагоприятный климат в семье.
Задание
Дайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему – по его желанию – добавить к рисунку и другие детали.
Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.
Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.
ВАЖНО!
Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.
Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.
При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.
Оценка рисунка семьи
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели
(показатели психомоторного тонуса)
Слабый нажим – низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим – высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) – гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим – показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, – показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка семьи
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка – знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, – символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног – на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле).
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей – показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи – признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках – знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта, губ у себя – признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Наличие других деталей на рисунке
Изображение солнца или осветительных приборов – показатель отсутствия тепла в семье.
Изображение ковра, телевизора и других предметов быта говорит о предпочтении, оказываемом им ребенком.
Если ребенок рисует куклу или собаку, – это может означать, что он ищет общения с животными и игрушками из-за нехватки тепла в семье.
Облака, и особенно тучи, могут являться признаком отрицательных эмоций у ребенка.
Изображая дом вместо семьи, ребенок выказывает свое нежелание находиться в семье.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Анализ рисунков к тесту «Моя семья»
Вероника из благополучной семьи, но девочка несколько замкнута, и это вызывает беспокойство у матери. Поэтому было решено провести тестирование. На просьбу изобразить свою семью Вероника с желанием и очень старательно стала рисовать (рис. 1). Первым она нарисовала папу, затем маму, после свою младшую сестру, кошку и в последнюю очередь себя. Таким образом, по-видимому, Вероника оценивает себя как малозначимого члена семьи. Семья дружная, так как все нарисованы взявшись за руки и на одном уровне. Кисти рук у всех членов семьи прорисованы, а это также является важным показателем нормального внутрисемейного общения. Правда, папа держит руки в карманах, что говорит о его закрытой позиции в семье и некоторой замкнутости в общении. У всех четко прорисованы ступни ног, что указывает на уверенность позиций всех членов семьи. В целом рисунок получился позитивным и хорошо отражающим психологический климат семьи.
Рис. 1. Слева направо: кошка, отец, мать, сестра, Вероника
В последнее время маму Николая очень тревожит поведение сына, который перестал ее слушать, часто проявляет агрессивность. На рисунке (рис. 2) мальчик изобразил всех членов своей семьи разрозненно, а это значит, что ребенок не чувствует взаимопонимания и семейного тепла. Отсутствие у всех членов семьи ушей только подтверждает это. Каждый живет и слышит только себя, игнорируя мнения других: уши – «орган» восприятия критики и любого мнения другого человека о себе.
Рис. 2. Слева направо: брат, папа, мама, Николай
Зато папу, с большой головой, в очках, он изобразил самым большим, подчеркивая этим его главенствующую роль в семье. Голова – важнейшая часть тела, и самый умный член семьи, по мнению ребенка, на рисунке непременно будет наделен самой большой головой. Себя Николай нарисовал ближе к маме, но выше нее ростом, а это указывает на конфронтацию отношений с ней и ориентацию на себя. Взгляд привлекает и то, что Николай изобразил себя с резко преувеличенной кистью руки. Подобное изображение кисти руки говорит о высокой потребности в общении и о том, что эта потребность не удовлетворена. Двухлетний брат нарисован последним и на значительном расстоянии от Николая. Очень вероятно, что появление малыша в семье изменило внутреннее состояние мальчика. Часто старший ребенок в этом случае начинает чувствовать ослабленное внимание к нему, пугается, тревожится, переживает, ревнует. Облака на рисунке также отражают некоторое неблагополучие в семье и тревогу мальчика.
О каких тайнах расскажет детский рисунок его семьи: психология детского рисунка
Есть несколько популярных психологических методик, призванных выявлять детские эмоциональные проблемы. Одна из них – «Рисунок семьи». С помощью этого рисунка можно понять, какую следует оказать помощь при сложных семейных взаимоотношениях, а также выявить беспокойства ребенка.
В этой статье будет рассказано о психологии детского рисунка. Каким образом проводится данное тестирование и как делать анализ полученных результатов.
Работа методики
Рисование помогает ребенку правильно выразить свои эмоции, а вот на словах ему сделать это гораздо труднее. В рисунке, дети показывают свое видение семьи и того, что их окружает. Внимательно рассмотрев нарисованное, можно понять, что тревожит детей, выявить причины разных проблем и принять ряд мер по их устранению.
Тестирование
Необходимо взять бумажный листок и карандаши. Дайте задание ребенку нарисовать семью.
Не надо в процессе рисования давать подсказки и вообще оказывать какую-то помощь. Ребенок должен сам справиться с поставленной задачей.
Первое на что стоит обратить внимание – последовательность, в которой дети изображают членов семьи. Это одна из самых важных деталей.
После окончания работы, задайте ребенку вопросы и проанализируйте рисунок в деталях. Для того чтобы полностью понять кого изобразил малыш, необходимо выяснить имена всех персонажей. Переходите от одного члена семьи к другому, соблюдая очередность их появления на рисунке.
Порядок нарисованных персонажей
Порядок появления персонажей на бумаге имеет большое значение. Это напрямую показывает то, как ребенок к ним относится. Обычно, малыши начинают рисовать сначала себя, но бывает, что первым появляется тот, кого ребенок считает главным в семье. Посмотрите, все ли члены семьи изображены на картинке. Если кого-то нет – это значит, что у ребенка с ним не самые теплые взаимоотношения. В таком случае необходимо поинтересоваться, почему этот человек отсутствует на рисунке. Неполная изображенная семья – пища для размышлений!
Как ребенок изобразил себя
То, как ребенок изобразил себя, тоже играет важную роль в психологии рисунка ребенка. Если дети ставят себя во главу композиции – это является хорошим знаком. Значит ребенок чувствует, что семья его любит. Гораздо хуже, если ребенок вообще себя не изобразил. Это значит, что он может чувствовать одиночество и ненужность. Но, для того чтобы сделать окончательный вывод, необходимо поговорить с ребенком и выяснить, по какой причине он себя не нарисовал. Бывает, что дети не совсем понимают суть задания.
Кто высокий – тот и главный
Кто изображен самым высоким, тот, по мнению ребенка, и является главой семьи. Вот такая расшифровка рисунков в психологии ребенка. Стоит обратить внимание на рост всех персонажей, включая ребенка. Если малыш нарисовал себя очень маленьким, это может означать, что он ощущает отверженность. А вот дети, которых излишне балуют, могут изобразить себя слишком больших размеров.
На каком расстоянии изображены персонажи
Следует внимательно рассмотреть, на каком расстоянии друг от друга находятся персонажи рисунка. Это также имеет большое значение. Если ребенок нарисовал всех плотно, это означает, что малыш чувствует гармонию и теплую атмосферу в семейных взаимоотношениях. Если ребенок рисует себя близко к кому-то конкретно, значит именно с этим членом семьи, у него сложились наиболее теплые и доверительные отношения. А вот изображения предметов между персонажами картинки, напротив, говорит о том, что взаимоотношения этих членов семьи натянутые и сложные.
Как влияет цвет
Все самое любимое и хорошее будет изображено теплыми цветами и оттенками. Если ребенок привязан к кому-то больше – это будет отображено ярким цветом.
Части тела – трактовка нарисованного
Дети стараются как можно красивее нарисовать того, кого больше любят и уважают. Если ребенок таким же образом трудится над своим изображением, это говорит о самолюбовании и повышенном внимании к себе любимому. Однако, следует учитывать, что для детей до четырехлетнего возраста это является нормой.
Обратите внимание на то, каким образом нарисован рот каждого члена семьи. Изображение большого рта персонажа указывает на то, что этот человек часто упрекает малыша и делает ему замечания. Маленький рот – признак того, что персонаж не эмоциональный или не привык выражать свои чувства.
Большие зубы указывают на агрессию члена семьи. Изображение длинных рук указывает на властный характер. Таким же образом трактуется рисунок, на котором руки полностью отсутствуют. В жизни, ребенок может ощущать моральное давление со стороны этого члена семьи. Если малыш рисует кому-то короткие ручонки, значит, он чувствует внутреннюю слабость этого персонажа.
Сложности в истолковании рисунков
Порою возникают сложности анализа и толкования рисунка семьи. Иногда рисунок заставляет делать неоднозначные выводы. В таких ситуациях следует попросить малыша сделать изображение на тему, «Какую я бы хотел семью». Дайте ребенку возможность пофантазировать и нарисовать все, что он пожелает. Истолковать такой рисунок, понять желания малыша и то, чего ему не хватает, будет гораздо легче.
Как нарисовать семью своими руками пошагово: учимся создавать оригинальные рисунки карандашом или красками
Дети очень часто рисуют свою семью, ведь для них — это весь мир. Ребенок рисует себя в этом мире в окружении самых близких людей: мамы и папы. В этот круг могут входить сестренки и братишки, бабушки и дедушки, и даже домашние животные.
Содержание
Рисунок семьи расскажет многое
Нарисовать семью — это также тестовое задание, которое детский психолог дает ребенку, чтобы ненавязчиво выяснить, какая обстановка царит в семье. По тому, как ребенок нарисовал семью, можно определить, кто из членов семьи ему ближе. По выбору цветов можно судить о психологическом комфорте.
Но каким бы ни был рисунок, ни в коем случае нельзя критиковать ребенка за то, что он «забыл» изобразить кого-то из членов семьи. Можно расспросить его о том, чем заняты на картинке разные персонажи и сделать свои выводы.
Нарисованные картинки семьи у детей разного возраста значительно отличаются, ведь умение рисовать растет с каждым годом. И если на рисунке четырехлетнего — это условные каля-маля, где у каждого члена семьи есть голова, тело и руки-ноги, и отличаются они друг от друга лишь цветом, то на рисунке дошкольника или ребенка 7-8 лет члены семьи изображаются более правдоподобно.
Как разместить членов семьи на рисунке
Чаще всего ребенок выстраивает всю семью в одну линию: человечки разного роста стоят, взявшись за руки. Но можно сдвинуть их поплотнее, или даже изобразить детей прямо на родителях, на переднем плане. Вот несколько советов, как легко нарисовать семью, чтобы рисунок стал более интересным.
Маму и папу изобразим вплотную друг к другу, как будто они стоят обнявшись. А детей разместим по бокам от родителей. Если в семье есть младенец, нарисуем его у мамы на руках в виде овала, в верхней части которого круг лица с глазами-точечками.
Эскиз головы
Начнем рисунок с эскиза. В центре рисунка изобразим два овала — головы мамы и папы. Папина голова будет чуть повыше. Головы детей делаем круглыми, в зависимости от роста каждого ребенка изображаем их чуть выше или чуть ниже, но примерно на середине высоты тел папы и мамы.
Шея и плечи
К каждой голове добавляем небольшую шею и рисуем плавной линией плечи. У мамы и детей плечи более покатые, у папы они пошире и практически горизонтальные — папа у нас будет высокий и широкоплечий.
Руками пока пропустим, дальше рисуем тело. Маме делаем тонкую талию, для этого две линии от плеч идут на сужение, а от талии вниз — на расширение, чтобы получилась юбка. Папе от плеч опускаем две вертикальных линии до самого низа.
Разделяем контур папиного тела пополам горизонтально — это талия, там можно нарисовать ремень, а нижнюю часть делим вертикальной линией пополам — это две ноги в брюках. Мальчиков рисуем, примерно, как папу, а девочек можно изобразить трапецией — они будут в коротких платьицах.
Наша семья, нарисованная карандашом, будет очень дружной. Одной рукой папа обнимает маму — самой руки не видно, но на уровни маминой талии рисуем «варежку» с пальцем вверх. Другую руку папы «кладем» на плечо или голову ребенка, который изображен рядом с ним.
Руки мамы разводим в разные стороны, одна уходит за спину папы, другая идет к ребенку.
Чтобы нарисовать семью красиво, прорабатываем детали. Для правильных пропорций лица овалы и круги, изображающие головы всех членов семьи, делим на четыре части — через центр круга проводим вертикальную и горизонтальную линии.
Если мы хотим добиться того, чтобы персонажи смотрели друг на друга, то вертикальную линию смещаем от центра в нужную сторону.
На горизонтальной линии рисуем глаза — небольшие кружочки или овалы, чуть выше над ними — брови. Чуть ниже уровня глаз по бокам рисуем небольшие уши. Если кто-то из членов семьи носит очки, рисуем кружочки вокруг глаз и дужки очков линией до ушей. По вертикальной линии одним или двумя штрихами изображаем нос, пониже рисуем улыбку.
Прическа
Переходим к прическе. У папы короткая стрижка, изображаем ее в верхней части головы, выходя немного за границы круга. У мамы красивые длинные волосы, мы можем нарисовать их вокруг головы, двумя линиями спускаясь к плечам, или плавными линиями «перекинуть» волосы на одну сторону.
Верхнюю половину маминого лица занимает челка: прямая, косая на одну сторону или с пробором на две стороны. Можно добавить в мамину прическу цветок или нарисовать на волосах ободок.
Прически детей изобразить еще проще: мальчикам рисуем короткую стрижку, как у папы, девочкам делаем пышную челку и добавляем по бокам косички или хвостики. Косички дочки можно украсить бантами.
Одежда
Переходим к детализации одежды. Папа может быть в рубашке, тогда делим верхнюю часть пополам, рисуем точки — пуговки, а на шее прямоугольниками рисуем воротничок. Можно одеть папу в футболку, тогда делаем округлый ворот, и чуть удлиняем низ футболки, а ремень сотрем.
Папа может быть и в свитере, тогда нарисуем горлышко вертикальными полосками на шее, как и у футболки, удлиним низ и нарисуем какой-то орнамент на груди. На брюках двумя округлыми линиями выделяем боковые карманы, а внизу подрисовываем крупными овалами ботинки.
Платье мамы рисуем или с V-образным вырезом или с круглой горловиной. На уровне груди двумя вогнутыми линиями обозначим объемы. Юбку можно сделать в складочку, нарисовав вертикальные линии, или в клетку.
Можно сделать простое изящное платье, украсив его цветами или горошком. Ножки у мамы тонкие, Можно от платья опустить две линии, сужаясь книзу, и разделить эту деталь рисунка пополам. Внизу ног рисуем маленькие туфельки.
Сына нарядим в футболку с коротким рукавом и шорты. Можем дать ему в руки мяч — нарисуем круг на уровне талии мальчика, а руку заведем за него, вторая рука пусть просто будет вниз. Ножки мальчика торчат из широких шортов и заканчиваются полукругами ботинок.
Для дочки платье украсим цветочками или нарисуем два кармана, можно добавить короткие рукава-фонарики или превратить платье в сарафан на лямках. Ножки девочки стоят близко друг к другу и оформлены в маленькие округлые туфельки. Тоненькие ручки опустим вниз, в одну можно вложить цветок или куклу.
Наша замечательная дружная семья готова. Можно переходить к разукрашиванию. Но что, если ваш ребенок узнал о семейном древе и получил задание изобразить его? Для начала побеседуйте о родственных связях внутри семьи, помогите ребенку вспомнить имена бабушек и дедушек.
Рисуем семейное дерево
Когда выяснили генеалогический состав семьи, можно задуматься о том, как нарисовать дерево семьи. Проще всего сначала изобразить на листе квадратики, в которых будут лица всех родственников. В центре листа рядом друг с другом два квадрата — для мамы и папы. Под ними нужное количество — для детей.