Что такое семья церковь
Семья — малая Церковь
Сотворив человека, Господь говорит: не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18). Бог сотворил первому человеку жену. Так на заре истории человечества был установлен особый жизненный союз — семья. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1,28).
В Новом Завете в Церкви Христовой семья получает еще более высокое значение. Семью нередко называют еще малой церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской.
Православный брак имеет великое значение, он венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. (Выделено нами. — Авт.) И далее: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25). Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. В Таинстве венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей.
Задача Церкви Соборной — спасение ее членов: мы собрались в Церковь, чтобы спасти свою душу и помочь спастись другим. В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин, путешествие всегда легче, если есть хорошие попутчики. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молясь друг за друга, нося тяготы друг друга, смиряясь, мы спасаемся.
Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины, где муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви.
Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19, 6).
Семья – крест или радость?
Руководитель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерей Димитрий Смирнов, отвечая на вопросы Татьяны Петровой, рассказал, в чем кроется главный смысл семьи, с какими проблемами приходится сталкиваться при вступлении в брак, стоит ли пытаться переделать своего супруга(у) и что отличает православную семью от неправославной.
– В чем основной смысл семьи?
– В том, чтобы научить человека любви. Любовь, как и многие явления в нашей жизни, трехчастна: любовь телесная, любовь душевная и любовь духовная. И человек должен пройти все эти стадии. Смысл – в достижении любви через воссоздание образа Божия. Потому что человек тричастен и создан по образу и подобию Божию.
Образ Божий – это семья. В семье три ипостаси – мужская, женская и детская. Одно существо, но разность в лицах. Вот эти три лица тварной человеческой троицы. В этом состоит образ Божий человека. Человек – это троица. Он так создан Богом, такова воля Божия. Чтобы человек был не один, ибо не хорошо быть человеку одному ( Быт.2:18 ), человек, его сердце, должны иметь возможность любить. Для этого Бог создал жену, увидев которую Адам сказал: сие есть плоть от плоти моей и кость от костей моих ( Быт.2:23 ). Он возлюбил ее как самого себя. Он в ней узнал самого себя и полюбил. Ради этого и нужна семья. Ведь Пресвятая Троица пребывает в любви: Отец любит Сына и Духа, Сын любит Духа и Отца, Дух любит Отца и Сына – вся Троица пребывает в любви. В такой же любви должен пребывать и человек, созданный по образу Божию.
Церковь состоит из семей, каждая семья – это малая Церковь, где отец есть священник, помощник ему, диакон – жена, а дети – народ, данный мужу и жене, который нужно воспитать и привести к Богу. Каждая семья исполняет такие функции Церкви. И проповедь слова Божия, и личный пример, и взаимная помощь, и все вместе. Что делает вся Церковь, то делает одна маленькая семья. Поэтому семья – это ячейка Церкви, это ее живая клетка.
– Чем отличается православная семья от всех других?
– Тем, что жизнь свою строит на Христе как на камне, а все остальные подчиняются инстинктам и, смотря по сторонам, заимствуют положительный и отрицательный опыт у тех людей, среди которых живут. А православная семья строится на христианских нормах.
– Может ли человек обходиться без семьи?
– Может, но его жизнь не вполне полноценна, потому что многие вещи ему трудно реализовать. Монашество – это удел очень небольшого количества людей, и это жизнь уже как бы не совсем человеческая, она так и именуется – равноангельской: человек начинает жить ангельской жизнью, что для него не вполне свойственно. Но это стремление к высшему, потому что Ангел выше человека.
– Каковы главные проблемы современной семьи?
– У современной семьи одна главная проблема – недостаток любви. Эгоизм побеждает.
– Какой путь чаще всего Вы советуете выбрать молодым – монашеский или семейный? Какой из них тяжелее в наше время?
– Это зависит от призвания человека. Если человек, призванный к монашеству, женится, ему этот крест будет тяжелым и, наоборот, если человек, который призван к семейной жизни, примет монашество, ему будет тяжело. Я ничего не советую людям – это выбор каждого человека. Как можно советовать? Я только советую подождать, подумать, и если монашество, то попробовать себя, как бы неоднократно испытать себя, приезжая в избранный монастырь на все большее и большее время, прежде чем решиться поступить в него.
Благословляя на семейную жизнь, стараюсь наставлять, чтобы молодые люди были знакомы не меньше, чем год, чтобы знали друг друга не только с хорошей стороны, но увидели бы и недостатки и решили для себя: смогут ли они с этими недостатками мириться всю жизнь.
– Как выбирать себе спутника жизни?
– «Спутник жизни» – это неправильный термин, спутник – это что-то временное, а супружество – это вещь постоянная. Поэтому выбирать нужно по любви и по благословению родителей, и, может быть, духовника, если такой обретается. К этому вопросу нужно отнестись основательно, лишь бы не сгоряча и не по одним только влюбленным страстям. Как минимум год подождать. Меньше года – уже и смысла не имеет: вероятность ошибки в таком случае возрастает. Если выбирать по каким-то формальным признакам, нужно смотреть: из какой семьи человек, трудолюбивый или ленивый, не алкоголик ли папа. Но ведь бывают и такие случаи, что папа – алкоголик, а дочка – хорошая. Конечно, лучше брать из той семьи, где не один ребенок, потому что если один ребенок, то, как правило, избалованный и ничего не умеет – это будет раздражать.
– Как понять, «твой» это человек или нет?
– Дело в том, что брак – это подвиг. Человек берет на себя ответственность за другого человека и хочет перед Богом и людьми сделать этого человека счастливым. Нужно просто иметь готовность преодолеть все трудности. «Твой», «не твой» – это очень условно. Потому что у молодых людей в период женитьбы или замужества представления самые смешные и о жизни, и о том, какой должен быть супруг, даже о том, что он сам хочет. В большинстве случаев я не видел, чтобы вступающий в брак отдавал себе отчет в том, чего он хочет и чего ждет.
– То есть достаточно чувствовать расположение к человеку, чтобы строить семью?
– Человеку и желание ему послужить: один – в сане мужа, другая – в сане жены. Жена должна быть помощница мужу во всем. Если же она хочет только использовать его ресурсы для себя, то это неправильный подход к браку. Может быть, он ждет совсем другого. Молодым жениху и невесте нужно очень много времени провести в разговорах, как бы все для себя о другом выясняя. Потому что обычно молодые люди хотят себя показать с очень хорошей стороны и многое замалчивают, и потом, естественно, их ждет разочарование. Так что время до заключения брака нужно потратить на то, чтобы все точки над i были расставлены, и потом уже сделать, как теперь говорят, «информированный выбор».
– Какие чувства мы должны испытывать к своему избраннику?
– Любовь – этим все сказано. Это очень многосложное чувство. Если не любишь, тогда, мне кажется, лучше в брак не вступать, потому что потом будешь думать, что сделал ошибку, что женился или вышла замуж не по любви. Чтобы таких искушений избежать, нужно еще подождать, еще друг друга узнать. Торопиться с этим по возможности не надо.
– Можно ли строить отношения с православным человеком в надежде на то, что, если вы будете стараться жить по заповедям, сложатся хорошие семейные отношения?
– Можно, конечно, надеяться, но надо тоже понимать, что сама принадлежность человека к православной вере очень незначительно действует на его характер, на его привычки, которые другого человека могут раздражать, и он не сможет с собой справиться. Но если люди стараются жить по заповедям, значит, они уже зрелые христиане и у них все обязательно получится. Но, к сожалению, я еще раз повторюсь, эгоизм очень силен, особенно в молодых людях.
– Как начать строить семейные отношения, чтобы сохранить их хорошими на долгие годы?
– Надо в самом начале относиться друг к другу не панибратски, а с любовью, с участием, деликатно, очень вежливо, предупредительно, стараясь ничем не обидеть. Нужно относиться друг к другу бережно, уважительно.
– Можно ли стараться переделать своих супруга или супругу, если что-то не устраивает?
– Стараться можно, но это, во-первых, бессмысленно, во-вторых, разрушает брак. В процессе жизни многие недостатки полируются, перестают быть такими острыми, как сначала, потому что каждый человек чувствует, если что-то в нем неприятно другому. Вообще супруги обычно друг друга понимают уже без слов и поэтому, если они любят друг друга, то каждый старается устранить то, что другому доставляет боль.
– Выбирать себе мужа или жену православному человеку нужно только среди православных? Можно ли вступать в брак с крещеным, но невоцерковленным человеком. Например, если человек в храм не ходит, говорит, что у него Бог в душе. Это уже не православная семья.
– Это Писание так говорит: брак должен быть в Господе, а то какой же это брак? А когда дети родятся? Не будет неверующий муж молча все переносить: «Ну вот, опять ты их в свой храм потащила, что ты их все таскаешь?» Будут после этого дети охотно ходить в храм? И как их потом воспитывать? Только рыдать в подушку и смотреть, как они на глазах у тебя распадаются под влиянием папочки и школы? И конечно, если человек принципиально в храм не ходит, не понимает, что такое Евхаристия, то он не может считаться христианином. Но если же он хоть раз в год причащается, он уже христианин.
– А если жить с надеждой, что под твоим влиянием человек изменится?
– В истории у некоторых женщин это получалось, но это единичные явления. По статистике, если папа верующий, то дети верующие в 80 процентах случаев, а если верующая мама, то только в семи. Если такой риск женщину устраивает, то – пожалуйста. Попадет ли она в эти семь процентов? Правда, эта статистика двадцатилетней давности, может быть, сейчас этот процент увеличился – я не знаю.
– По слову апостола, не надо разводиться даже с неверующим человеком, так как муж освятится женой.
– Это о другом речь. Например, два человека жили, пили, гуляли, и вдруг один из них уверовал в Бога. В таком случае разводиться не надо. Вот о чем речь, а не о том, чтобы выходить замуж за неверующего, который только пьет и гуляет. Речь о том, что если брак уже был, то его не надо разорять. Для христианина же брак должен быть в Господе, а если он не в Господе, то тогда, как говорится, хлебай по полной программе холодные щи без сметаны и соли!
– А если один уверовал, то продолжай жить с неверующим и неси свой крест?
– Да, конечно. Брак для Бога слишком драгоценная вещь, чтобы его так просто разорять. Брак есть брак, даже независимо от того, венчанный он или невенчанный. Но, конечно, если христиане, то должны быть венчаны. Мы все, по своему безумию, натягиваем то, что невозможно в наш ум вместить, и все хотим выполнить, так сказать, все «инструкции», чтобы нам было потом неплохо. Но Бог от нас не выполнения «инструкции» ждет, а чего-то другого, гораздо большего. Никогда за формальностями мы не укроемся. Об этом все Евангелие: «Горе вам, фарисеи и лицемеры», – которые за формальностями хотели укрыться от Бога, и укрылись настолько, что когда Он пришел, они Его убили. Результат формализма духовной жизни – богоубийство. Это страшно!
– Может ли православная семья как-то пытаться ограничить количество детей в семье?
– Конечно, может. Только это через воздержание, а не через контрацептивы.
– Насколько муж хозяин жены?
– Настолько, насколько в нем проявляется ипостасное свойство. Современные мужчины стали больше похожи на детей. Поэтому, чтобы семья хоть какой-то образ имела, приходится жене становиться на пьедестал мужа. Есть даже специальный термин «инфантилизм» от слова «инфант», что значит «ребенок». Он и женится, чтобы старенькую маму сменить на новую, молоденькую, чтобы она ему кашку варила и отправляла ее в ротик. Какой он хозяин? Он де-факто никакой не хозяин, да и не мужчина. Я знаю много семей, где жена является главой семьи, и такие семьи прекрасно живут. В этом ничего страшного нет, но женщине все-таки гораздо труднее быть мужчиной, чем женщиной. Любая женщина, даже очень сильная и активная, если бы ей попался настоящий мужчина в жизни, она, конечно, вышла бы замуж за такого. То есть каждой женщине все-таки хочется быть женщиной, а не мужиком в юбке. Какая бы она ни была.
– А возможно попытаться мужа сделать главным в семье?
– Невозможно. Можно отрезать голову и пришить ему свою? Многие женщины сгоряча выходят замуж, а потом всю жизнь мучаются.
– Все ли в семье должно быть только вокруг детей?
– Нет. Все должно в семье быть вокруг Христа, и дети тоже вокруг Него. А если все будет вокруг детей, то воспитаем эгоистов.
– Как пережить кризис семейных отношений в среднем возрасте?
– Никаких кризисов не бывает. Кризис возникает потому, что люди ищут своего. А если люди ищут пользу другого, то никакого кризиса не возникает. Надо все время помнить, что супружество – это совместная жертва на общий алтарь. Как только кто-то об этом забывает (например, жена забывает о муже и занимается только детьми) – может возникнуть кризис. Мужу может встретиться на пути женщина, которая будет к нему более внимательна, чем собственная жена. И у него начнутся мысли: «Жена все только о детях…» Поэтому все в семье должно быть гармонично.
– А что делать, если связал судьбу все-таки «не с тем» человеком?
– То же самое, если ребенок оказался не таким, как твои ожидания. Не разводиться же с детьми. Так же и здесь. Вообще «того» человека, на самом деле, нет, слишком редкое явление. С чем-то все равно придется мириться. В социальной концепции Русской Православной Церкви изложено, по какой причине можно расторгать брак. Все же остальное надо со смирением нести как крест, потому что брак – это тоже крест, а венчальные венцы – это венцы мучеников.
– Может ли проявиться любовь в браке, если ее не было до свадьбы?
– Так бывает. Недаром говорят: стерпится – слюбится.
– Так семья – это радость или крест?
– А крест – это радость. Поэтому это и то, и другое. Крест – это же не есть что-то ужасное, крест – необходимое. Когда женщина рожает – скорбит, а когда родит – радуется, потому что человек пришел в мир. Семья – это радость по великому и прекрасному замыслу Божию о человеке.
Семья – это таинство рая
Что такое христианская семья
Сегодня серьезной проблемой является вопрос, что такое христианская семья и брак. Сейчас это понятие достаточно трудно осмысляется в приходской жизни. Я вижу очень многих молодых людей, которые дезориентированы в том, что они хотят увидеть в своей семье. В их головах существует масса штампов отношений между юношей и девушкой, на которые они ориентируются.
Современным молодым людям очень сложно найти друг друга и создать семью. Все смотрят друг на друга под искаженным углом: одни — почерпнув свои знания в «Домострое», другие — в телепрограмме «Дом-2». И каждый по-своему пытается соответствовать прочитанному или увиденному, при этом отказываясь от собственного опыта. Молодые люди, составляющие приход, очень часто смотрят вокруг себя, чтобы найти себе пару, которая могла бы соответствовать их представлениям о семье; как бы не ошибиться — ведь православная семья должна быть именно такой-то. Это очень большая психологическая проблема.
Второе, что подбавляет градус к этой психологической проблеме: разделение понятий — что является природой семьи, а что является ее смыслом и целью. Недавно я прочел в одной проповеди, что целью христианской семьи является деторождение. Но это неправильно и стало, к сожалению, необсуждаемым штампом. Ведь такая же цель у мусульманской, буддистской, у любой другой семьи. Деторождение является природой семьи, но отнюдь не целью. Оно заложено Богом в отношения между мужем и женой. Когда Господь создавал Еву, Он сказал, что нехорошо человеку быть одному. И не имел ввиду только деторождение.
Первое признание в любви
В Библии мы видим христианский образ любви и брака.
Здесь мы встречаем первое признание в любви: Адам говорит Еве: кость от костей моих и плоть от плоти. Вдумайтесь, как это прекрасно звучит.
В самом чине венчания сначала говорится о помощи друг другу, а потом только восприятие рода человеческого: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле». И потому многодетность тоже не является целью. Если семье задать такую задачу: обязательно воспроизводить и воспроизводить, то может возникнуть искажение брака. Семьи не резиновые, люди не бесконечные, у каждого свой ресурс. Нельзя ставить такую колоссальную задачу, чтобы Церковь решала демографические вопросы государства. У Церкви другие задачи.
Всякая идеология, которая вносится в семью, в Церковь — страшно губительна. Она всегда сужает ее до каких-то сектантских представлений.
Семья – малая Церковь
Помочь семье стать малой Церковью — вот наша главная задача.
И в современном мире слово о семье, как о малой Церкви, должно прозвучать громко. Цель брака – это воплощение христианской любви. Это место, где человек присутствует по-настоящему и до конца. И реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении друг другу. Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам, которая читается на Венчании, содержит образ христианской семьи, на который мы ориентируемся.
У о. Владимира Воробьева есть замечательная мысль: семья имеет свое начало на земле и имеет свое вечное продолжение в Царствии Небесном. Вот ради чего создается семья. Чтобы двое, став единым существом, это единство перенесли в вечность. И малая Церковь и Небесная стали едиными.
Семья – это выражение антропологически заложенной в человеке церковности. В ней реализуется осуществление Церкви, заложенное Богом в человеке. Преодоление, выстраивание себя по образу и подобию Божию — очень серьезный духовный аскетический путь. Об этом надо нам очень много и серьезно говорить с приходом, юноше с девушкой, друг с другом.
А сведение семьи к стереотипам надо разрушать. И я считаю, что многодетная семья – это хорошо. Но каждому по силам его. И оно не должно приводиться в исполнение ни духовническим руководством, ни какими-то соборными решениями. Деторождение есть исключительно исполнение Любви. Дети, брачные супружеские отношения – это то, что наполняет семью любовью и восполняет ее как некое оскудение.
Супружеские отношения – отношения любви и свободы
Когда мы говорим об интимных отношениях в семье, возникает много сложных вопросов. Монашеский устав, по которому живет наша Церковь, не предполагает рассуждения на эту тему. Тем не менее, этот вопрос существует, и никуда нам от него не деться.
Осуществление супружеских отношений — вопрос личной и внутренней свободы каждых супругов.
Было бы странно из-за того, что супруги причащаются во время чина Венчания, лишать их брачной ночи. А некоторые священники так и говорят, что не стоит супругам причащаться в этот день, потому что им предстоит брачная ночь. А как быть тем супругам, которые молятся о зачатии ребенка: чтобы он был зачат с Божьего благословения, им тоже не причащаться? Почему ставится вопрос о принятии Святых Христовых Тайн — Бога Воплотившегося — в нашу человеческую природу с некой скверной в отношения, освященных Венчанием? Ведь написано: ложе не скверно? Когда Господь посетил брак в Канне Галилейской, Он же наоборот добавил вино.
Здесь встает вопрос сознания, которое все отношения низводит до какого-то животного отношения.
Брак венчается и считается неоскверненным! Тот же Иоанн Златоуст, который сказал, что монашество выше брака, говорит и о том, что супруги остаются целомудренными и после того, как они поднимаются с супружеского ложа. Но это в том случае, если у них честен брак, если они берегут его.
Поэтому супружеские отношения – отношения человеческой любви и свободы. А бывает и так, и это могут подтвердить и другие священники, что всякая излишняя аскеза может являться причиной супружеских ссор и даже распада брака.
Любовь в браке
Люди соединяются в браке не потому, что они животные, а потому что они любят друг друга. А вот о любви в браке за всю историю христианства сказано не так много. Даже в художественной литературе проблема любви в браке впервые поднимается лишь в 19 веке. И никогда не обсуждалась ни в каких богословских трактатах. Даже в семинарских учебниках не говорится нигде, что люди, создающие семью, должны любить друг друга обязательно.
Любовь является основой для создания семьи. Об этом и должен радеть каждый священник прихода. Чтобы люди, которые собираются жениться, ставили перед собой цель любить по-настоящему, хранить и умножать, сделать ее той Царской Любовью, которая приводит человека ко Спасению. В браке ничего другого и быть не может. Это не просто бытовая структура, где женщина – воспроизводящий элемент, а мужчина – зарабатывает на хлеб и имеет немного свободного времени, чтобы поразвлечься. Хотя сейчас именно так чаще всего и происходит.
Церковь должна охранять брак
И только Церковь сейчас еще способна говорить, как создать и сохранять семью. Существует масса предприятий, которые дают возможность брак заключать и расторгать, и рассказывают об этом.
Раньше Церковь действительно была тем органом, который брал на себя ответственность законного брака и одновременно осуществляла церковное благословение. А теперь понятие законного брака все более и более размыто. В конечном итоге законный брак будет размыт до последнего предела. Очень многие люди не понимают, чем законный брак отличается от гражданского. Некоторые священники тоже путают эти понятия. Люди не понимают смысла заключения брака в государственных учреждениях и говорят, что лучше повенчаются, чтобы встать перед Богом, а в ЗАГСе – что? В общем, понять их можно. Если они любят друг друга, то им не нужна справка, какое-то формальное свидетельство о любви.
С другой стороны, Церковь имеет право заключать только те браки, которые заключены в ЗАГСе, здесь и получается странная вещь. В итоге некоторые священники говорят странные слова: «Вы распишитесь, поживите немножко, — годик. Если не разведетесь, то приходите венчаться». Господи, помилуй! А если разведутся, что не было брака? То есть такие браки как бы не считаются, как будто их не было, а которые Церковь повенчала – это на всю жизнь…
С таким сознанием невозможно жить. Если такое сознание мы принимаем, то и любой церковный брак тоже будет распадаться, — ведь есть причины для расторжения церковного брака. Если таким образом относиться к государственному браку, что он такой «недобрак», то количество разводов будет только увеличиваться. У брака венчанного и невенчанного одна и та же природа, последствия развода везде одинаковы. Когда допускается странная идея, что можно пожить до венчания, то каким у нас будет сам брак? Что тогда мы понимаем под нерасторжимостью, под «двое – плоть едина»? Что Бог сочетал, человек не разлучает. Ведь Бог сочетает людей не только через Церковь. Люди, встречающиеся друг с другом на земле, — по-настоящему, глубоко — они все равно осуществляют природу брака, данную Богом.
Только вне Церкви они не получают той благодатной силы, которая преображает их любовь. Брак получает благодатную силу не только потому, что он венчан в Церкви священником, а еще и потому, что люди вместе причащаются, вместе живут единой церковной жизнью.
Многие за обрядом венчания не видят сущности брака. Брак – это союз, который сотворен Богом еще в раю. Это таинство рая, райской жизни, таинство самой природы человека.
Здесь возникает огромная путаница и психологические препятствия для людей, которые ищут себе жениха или невесту в православных молодежных клубах, потому что лишь бы православный с православным, а иначе никак нельзя.
Подготовка к браку
Церкви нужно готовить к браку и тех людей, которые приходят не изнутри церковной общины. Тех, которые сейчас могли бы прийти в Церковь через брак. Сейчас огромное количество невоцерковленных людей желают настоящей семьи, настоящего брака. И знают, что ЗАГС ничего не даст, что истина дается в Церкви.
А здесь им говорят: получите свидетельство, заплатите, в воскресенье приходите к 12. Хор за отдельную плату, паникадило за отдельную.
Перед венчанием люди должны пройти серьезный подготовительный период – и готовиться несколько месяцев как минимум. Это должно быть совершенно четко. Хорошо бы принять решение на Синодальном уровне: так как Церковь несет ответственность за нерасторжимость брака, то и допускает его только между теми, кто в течение полугода регулярно приходил в Храм, исповедовался и причащался, слушал беседы священника.
При этом гражданская регистрация в этом смысле отступает на второй план, потому что при современных условиях она дает возможность закрепить какие-то имущественные права. Но Церковь не за это несет ответственность. Она должна соблюсти совершенно четкие условия, на основания которых совершается такое Таинство.
А иначе, конечно, эти проблемы с развенчанными браками будут только расти.
Ответы на вопросы
Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждую мысль, каждое слово, за каждый свой поступок, тогда у человека начинается настоящая жизнь
— Что вы делаете в приходе, чтобы восстановить ценность брака?
Брак — ценность самой Церкви. Задача священника помогать человеку эти ценности обретать. Современные молодые люди часто дезориентированы в том, что является сущностью брака.
Когда человек начинает жить церковной жизнью, приобщаться Таинствам, все сразу становится на свои места. Христос и мы рядом с Ним. Тогда все будет правильно, тут нет специальных приемчиков, их не должно быть. Когда люди пытаются изобрести какие-то специальные приемы, становится очень опасно.
— Какие существуют выходы, чтобы решить эту проблему? Что Вы посоветуете молодым людям?
— Во-первых, не торопиться, успокоиться. Довериться Богу. Ведь чаще всего люди не умеют этого делать.
Освободиться от штампов и идей, что все можно сделать какими-то специальными способами, так называемые рецепты счастья. Они существуют в головах многих православных прихожан. Якобы для того, чтобы стать тем-то и тем-то, нужно сделать то-то и то-то — поехать к старцу, например, прочитать сорок акафистов или сорок раз подряд причаститься.
Нужно понять, что нет рецептов счастья. Есть личная ответственность за свою собственную жизнь, и это самое главное. Когда человек понимает, что он лично отвечает за каждое свое слово, за каждый свой шаг, за свой поступок, тогда, мне кажется, у человека начнется настоящая жизнь.
И отказаться от ненужного: внешнего, надуманного, от того, что подменяет собой внутренний мир человека. Современный христианский церковный мир сейчас сильно тяготеет к застывшим формам благочестия, не осмысляя их полезности, плодоносности. Замыкается только на самой форме, а не на том, насколько это правильно и действенно для духовной жизни человека. И воспринимается только как некая модель отношений.
А Церковь – живой организм. Всякие модели бывают хороши только постольку-поскольку. Есть только некоторые векторы направления, а идти человеку приходится самому. И уповать на внешнюю форму, которая тебя якобы приведет к спасению, не стоит.
Половина
— Есть ли у каждого человека своя половина?
—Господь таким образом человека сотворил, изъяв из него часть для сотворения второй половины. Это Божественный акт сделал человека неполноценным без соединения с другим. Соответственно человек поэтому и ищет себе другого. И восполняется он в Тайне Брака. И это восполнение происходит либо это в семейной жизни, либо в монашестве.
— Половинками рождаются? Или все-таки половинками становятся уже после венчания?
— Я не думаю, что люди таким образом сотворены: будто бы есть два таких человека, которым нужно обязательно друг друга найти. И если они друг друга не найдут — будут неполноценными. Было бы странно думать, что есть только одна единственная и один единственный, который тебе послан Богом, а все остальные должны пройти мимо. Я думаю, что это не так. Сама природа человеческая такова, что она может преображаться, и сами отношения тоже могут преображаться.
Люди ищут другого именно как мужчина и женщина, а вовсе не как два конкретных индивидуума, которые существуют на свете. Выборов в таком смысле у человека достаточно много. Все друг другу подходящие и неподходящие одновременно. С одной стороны — человеческая природа искажена грехом, а с другой — у человеческой природы такая огромная сила, что по благодати Божией даже из камней Господь себе творит детей.
Иногда люди тяжело друг другу прирастающие, вдруг становятся такими неделимыми, единством в Боге и при усилии друг друга, при желании, при огромной работе. А бывает, что вроде у людей все хорошо, но они не хотят друг другом заниматься, друг друга спасать. Тогда самое идеальное единство может распасться.
— Некие люди ищут и ждут некоторого внутреннего сигнала, что это твой человек, и только после такого ощущения они готовы принять, остаться с человеком, которого Бог перед ними поставил.
— Трудно такому чувству до конца доверять, с одной стороны. А с другой, нельзя ему не доверять абсолютно. Это Тайна, это всегда останется Тайной для человека: Тайной его душевных мук, сердечных терзаний, его тревоги и его счастья, радости. Нет на этот вопрос ответа ни у кого.