Что такое семья в библии
20 стихов из Библии о семье
Б ог придаёт особое значение семье. В конце концов, это был первый установленный Им через Адама и Еву институт. Вот почему в Библии есть так много стихов о семье.
Божьей целью создания семьи было обеспечение безопасной среды для воспитания и преобразования каждого из нас. По Божьему плану, в кругу семьи о нас заботятся, нас любят и нас защищают. Это группа связанных вместе людей, которые растут, любят и строят вместе, ободряя друг друга и помогая друг другу раскрыть свой наивысший потенциал.
Из первой книги Библии мы узнаём, что семьи близки Божьему сердцу. Книга Бытие говорит нам, что когда Бог создал человека, Он сказал: “Не хорошо быть человеку одному”, и потому создал женщину, “помощника, соответственного ему”. “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.” Даже после того, как они впали в грех, Бог продолжил Свой план для семей, и даже пророчески сказал о спасении, которое придёт от семени жены.
Вот 20 стихов из Библии о семье
1. “Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.” (1 Тим. 5:8)
2. “[Корнилий,] благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.” (Деян. 10:2)
3. “Снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.” (Кол. 3:13)
4. “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.” (Еф. 6:4)
5. “Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.” (Исх. 20:12)
6. “Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.” (Притч. 22:6)
7. “Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят].” (Нав. 24:15)
8. “Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей.” (Притч. 6:20)
9. “Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.” (Пс. 126:3-5)
10. “Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.” (1 Кор. 13:4-7)
11. “Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.” (Мф. 15:4)
12. “Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.” (Притч. 15:20)
13. “Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей.” (Притч. 1:8)
14. “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.” (Кол. 3:20)
15. “Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием.” (Еф. 6:1-2)
16. “Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.” (Пс. 102:17-18)
17. “Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.” (Втор. 5:16)
18. “Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.” (Притч. 11:29)
19. “Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.” (Притч. 15:27)
20. “Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.” (Притч. 31:15-17)
Из этих и других стихов из Библии мы узнаём, что семья является одной из самых лучших и важных вещей в жизни.
Автор — Боб Дитмер / churchleaders.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 13.11. Спасибо!
Библейское понимание семьи
Епископ Василий Ярославович Витюк
Полномочный представитель председателя Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в Ханты-Мансийском АО, доктор богословия, религиовед
БИБЛЕЙСКОЕ ПОНИМАНИЕ СЕМЬИ
Так что же Библия говорит о семье?
Брак является основой семьи.
Писание также придает огромное значение святости и чистоте в добрачных отношениях: «Юношей также увещевай быть целомудренными» (Титу 2:6). «Юношеских похотей убегай…» (2Тимофею 2:22). «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1Фессалоникийцам 4:3).
Свое начало семья берет с Божьего благословения.
Благословение семьи – цель Бога. Когда люди создают семью, они должны осознавать Божественные цели относительно семьи и нуждаются в благословении.
Венчание – начало супружества с духовного единения в становлении «одной плотью». Брак предусматривает общение и единство мужа и жены не только физически, но и духовно. Поэтому благословение брачного союза для христианских семей имеет огромное значение. Поскольку совершается таинство становления двоих «одной плотью» и единения семьи со Христом. В такой семье Христос становится главой брачного союза. Как написано: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос» (1Коринфянам 11:3). Муж в свою очередь является главой семьи. Брак освещен не только нравственными отношениями супругов, но и присутствием Христа.
В Евангелии от Матфея в 19 главе, стих 6 Иисус говорит: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Вызов Божьему единству в семье – это развод. Развод – это одна из самых больших семейных трагедий. Статистика ужасающая. К примеру, у нас в Нижневартовске, на 100 браков приходится 80 разводов.
В силу различных богословских подходов, отношение христианских конфессий к разводу разное: от полного неприятия до разрешения развода по определенным причинам.
Список причин, допускающий развод может быть разный. Но в целом для христиан развод неприемлем. Ответственность за сохранение семьи лежит не только на членах семьи, но и на церкви, поскольку церковь венчает, тем самым, беря на себя обязательство поддерживать семью.
В браке Бог одинаково благословил и мужчину, и женщину. Мужчина и женщина сотворены равными по ценности и ответственности, но с разными задачами и уровнем власти.
Мужчине определена роль главы и лидера семейного союза, а женщине – роль помощника. Слово Божье ясно говорит нам на этот счет так: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Ефесянам 5:22,23,25).
Мужу принадлежит право управлять семьей, проявляя при этом любовь и заботу, а не жестокость. А жена должна уважать и почитать своего супруга.
Отношения в христианском браке строятся на принципах взаимной любви, почтении, служении друг другу, независимо от положения.
Отцовство и материнство являются важнейшей ответственностью людей, состоящих в браке. Поскольку ребенок, как и всякий человек, имеет духовные нужды и потребности, в полной мере забота о детях проявляет себя только во взаимосвязи семьи со Христом.
Еще одна важнейшая функция семьи, проистекающая из Писания – это воспитание и духовное образование. Об этом говорит множество мест в Библии: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6), «Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его…» (Псалом 77:3,4) и другие.
В семье должно происходить не только рождение и материальное обеспечение ребенка, но и его становление, как духовно-нравственной личности. Евангельская модель семьи предусматривает формирование тесной духовной связи между родителями и детьми.
Воспитательные функции семьи проистекают из ответственности за будущее своих детей и грядущего поколения.
С позиции Библии пренебрежение попечением о членах семьи, в том числе и воспитанием детей, является грехом. Апостол Павел так об этом говорит в первом Послании к Тимофею 5 глава, стих 8: «Если же кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного».
Лишение кем-либо семьи функций духовно-нравственного воспитания недопустимо. Религиозное воспитание детей в семье – это не только право, дарованное семье государством, но прямая ответственность родителей перед Богом.
Создавая семью, Бог определил в ней место для личного наслаждения супругов. Но также семья – это место жертвенного, смиренного служения друг другу и взаимного служения Богу.
Семья не только сотворена Богом, она создана для Бога. Библия говорит, что «…все Им и для Него создано» (Колоссянам 1:16).
В Библейской модели семьи присутствуют все характерные черты духовного единства, основанного на Божественной любви. Любви, имеющей выражение в заботе и трепетном отношении друг к другу.
Женам предписано почитать мужей, мужьям – обращаться благоразумно с женами, родителям – не унижать, не оскорблять, не раздражать детей, детям – почитать родителей. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефесянам 6:1,4).
В христианской семье, как в малой церкви, имеют отображение такие добродетели как «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22,23).
Любовь супругов-христиан чиста, жертвенна, постоянна, выражена в прощении и снисхождении к слабостям и недостаткам, в терпении друг ко другу.
Семейные христианские праздники и традиции – необходимое условие для стабильной духовной жизни семьи. Они оказывают очень сильное влияние на воспитание детей и формирование семьи как единого целого. В книге Исход Бог повелевает нам через Моисея: «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши» (Исх.12:14).
Каждый человек приходит в мир через семью. Вхождение человека в общество также осуществляется через семью. Какой будет семья, таким будет и наше общество.
Сохранение семьи – это больше, чем поддержка общественно-значимого института. Это сохранность будущего человечества.
СЕМЬЯ (FAMILY)
Библия начинается с показа биологической семьи как основной общественной ячейки человеческой жизни и как главного связующего звена в общении Бога с человеческими существами. Эта общественная роль семьи затем распространяется на духовную и небесную сферу, а сообщество Божьего народа становится метафорической семьей.
Рассказы о семьях. Прежде чем приступить к исследованию конкретных образов семьи в Библии, стоит остановиться на самом жанре или сюжете рассказов о семье. Этот жанр преобладает в Бытии, где действие разворачивается на уровне не народа, а семьи, а основные события происходят не при дворе или на поле битвы (как в других древних эпических произведениях), а в домашней обстановке. Начиная с рождения Каина ( Быт. 4:1 ), повествование в Библии представляет собой последовательный ряд рассказов о семьях – Адама и Евы, Ноя, Авраама, Лота, Исаака и Иакова. Идиллический рассказ о Руфи соткан из тех же нитей: это домашняя история, в центре которой стоят семья и семейные отношения.
С началом исхода и затем с установлением монархии центр внимания смещается в сторону общественных отношений, но даже при этом в рассказах о национальных лидерах семейная жизнь редко теряется из виду. В эпическом повествовании об исходе Моисей показан не только как вождь, но и как брат, муж и отец. О домашней жизни судей нам не известно, а вот Давид, изображенный в качестве сына, брата, мужа и отца, предстает вполне семейным человеком. В рассказе о личных страданиях Иова присутствует и тема семьи, а Книгу Притчей с определенной точки зрения можно считать отеческим наставлением детям.
В Новом Завете сравнительно мало рассказов о семьях. Но в нем тоже, хоть и мельком, показаны семейные картины, в частности, в рассказах о чудесах с участием детей и в сценах домашней жизни во время посещений Иисусом дома Марии, Марфы и Лазаря. Больше всего картин семейной жизни в Деяниях, где проповеди, обращения и крещения порой происходят в домашней обстановке.
Семья как основная ячейка человеческого общества. Семья изначально появилась в Писании как выражение Божьей заботы об общении между людьми и о продолжении рода. Первая семейная пара, Адам и Ева, служит прототипом мужа и жены, соединившихся в браке, чтобы стать «одной плотью» ( Быт. 2:24 ). Совершенство этой малой и еще не развившейся семьи противопоставляется негативному образу семьи с враждебными отношениями между ее членами, когда у Адама и Евы появились дети ( Быт. 4 ).
В Бытии о семьях рассказывается больше, чем в любой другой книге Библии, и здесь можно выделить несколько ключевых тем, нашедших выражение в последующем библейском повествовании. Уже в Быт. 5 мы видим жанр родословия. В этом древнем занятии составления родословных списков находит выражение важный библейский и человеческий образ семьи, связанный с зарождением или происхождением человеческого рода. Семья сохраняет человеческий род и обеспечивает преемственность. Тот факт, что родословия основываются на именах, придает происхождению дополнительное измерение: благодаря семье физическая жизнь человека выходит за рамки ее фактической продолжительности. Семья являет собой также образ плодородия, который выражается в ветхозаветном (особенно патриархальном) мотиве детей как «семени».
Вторая связанная с семьей тема в Бытии – неоднократно повторяющаяся картина семьи как основной общественной среды, в рамках которой люди вели повседневную жизнь. Хотя отдельные люди и семьи общались с внешним миром, в Древнем мире они были в значительной степени самодостаточными единицами. О таких персонажах, как Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Исав, Иосиф и его братья мы вполне естественно вспоминаем прежде всего в семейном окружении. Таким образом, в книге начал семья символизирует образ жизни на его первичном уровне. Более того, патриархальные семьи служат источником, из которого произошел народ Израиля.
В-третьих, Книгу Бытие невозможно читать без щемящего чувства осознания, до какой степени порочен институт семьи в падшем мире. Семейные истории в Бытии – это рассказы о склоках между супругами, соперничестве между братьями и сестрами, недостойном поведении детей, склонных обычно не оправдывать надежд родителей. Книгу Бытие можно считать практическим пособием по дисфункциональным семьям.
Вместе с тем, в Бытии есть еще один образ семьи, дающий основания для надежды. Семья – это ячейка, через которую Бог сохраняет Свой завет. Первым примером служит семья Ноя, когда Бог призвал Ноя и его семью на ковчег для спасения от потопа. Здесь, как и во многих других местах Писания, под семьей имеются в виду все родственники или домочадцы, а не только базовая семья, как, по большей части, представляется в современном мире. В ветхозаветные времена люди жили, главным образом, патриархальными группами, которые росли по мере того, как сыновья приводили жен и рождались дети. Семья Ноя состояла из его жены и сыновей с их женами ( Быт. 6:18 ). Бог излил Свою спасительную благодать на всю семью и установил с ними завет «в роды навсегда» ( Быт. 9:12 ).
Таким образом, в Писании семья с самого начала показана общественной ячейкой, в рамки которой Бог поставил людей и через которую Он обращается к ним. Семья – по сути своей двойственный и противоречивый образ, в котором выражается разочарование и противостояние, с одной стороны, и надежда и благословение – с другой. В Бытии семья выражает как безопасность и защиту, так и конфликтные отношения и преследования.
Семья как единица завета. Заветы, заключавшиеся Богом с патриархами, представляли собой благословения семей и потомков из рода в род. Они относились к длительному периоду времени. Бог обещал Аврааму, что его потомство будет многочисленным, как песок земной, и что от него произойдут великие народы и цари ( Быт. 13:16; 17:5–6 ). Проводя такую широкомасштабную работу, Бог в то же время заботился о мельчайших деталях, связанных с зачатием и рождением ( Быт. 17:21 ). Каждая божественно предопределенная деталь вливалась в общий поток событий, из которых Бог формировал человеческую историю, продолжавшуюся от поколения к поколению. Во второй из десяти заповедей Бог определил Свое отношение к людям в тех же родовых категориях, заявив, что Он есть Бог, «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» ( Исх. 20:5–6 ).
Бог действовал через потомков Авраама, как Он и обещал: через ряд поколений появился царь Давид, а затем Иисус Христос. В Иисусе Христе эта связующая линия сконцентрировалась в одной блестящей точке, а затем разлилась в широкий поток. В Пс. 21 нарисована картина огромного числа людей со «всех концов земли», которые будут поклоняться Богу: «Поклонятся пред Тобою все племена язычников» ( Пс. 21:28 ). Этот образ всех племен язычников представляет собой славную конечную цель, к которой движутся все поколения.
Тем временем в каждом конкретном промежуточном поколении между началом и концом Бог последовательно изливает Свою благодать и справедливость через семьи, будь то большие или малые. На первую пасху в Египте, например, Бог велел израильтянам принести в жертву по одному агнцу на каждое семейство ( Исх. 12:3 ). Каждый дом подвергался суду или избегал его в зависимости от наличия или отсутствия жертвенной крови на косяках дверей. В ту ночь Бог обходил в Египте семью за семьей, посылая благодать или производя суд.
Положившись на Бога Израиля и спрятав лазутчиков, блудница из Иерихона Раав спасла не только себя, но и «дом отца ее и всех, которые у нее были» ( Нав. 6:24 ). Израильтяне уничтожили Иерихон, но оставили в живых Раав и ее семью. С другой стороны, в следующей главе мы читаем рассказ об Ахане, укравшем часть добычи из Иерихона. Показав устрашающий пример реакции Бога на неисповеданный грех, израильтяне забросали Ахана камнями вместе со всей его семьей. Таким образом, воздаяние за грех получила вся семья Ахана, а благодать снизошла на всю семью Раав.
В Новом Завете мы тоже видим, как в Бога уверовали целые семьи. Корнилий получил повеление свыше послать за Петром, чтобы тот сказал слова, которыми спасется сам Корнилий и вся его семья ( Деян. 11:14 ). Когда Лидия открыла свое сердце проповеди Павла в Филиппах, «крестилась она и домашние ее» ( Деян. 16:15 ). Опять же в Филиппах темничный страж Павла и Силы уверовал в Бога и «немедленно крестился сам и все домашние его» ( Деян. 16:33 ).
В этом выражается второй библейский образ семьи – не только как биологической и общественной единицы, но и как средства, через которое Бог доносит Свои благословения и производит суд. Однако Бог не ограничивается только этим каналом связи. Более того, библейское понимание семьи выходит за рамки материальной и общественной реальности. Наряду с материальной семьей, существует и духовная.
Искупленная человеческая семья. В Библии показана также семья как сочетание в идеальной форме материального и духовного институтов. В данном случае важную роль играет образ примирения и гармонии. Наиболее выразительно это показано в Мал. 4:6 : Мессия «обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их». Здесь выражается антитезис образам семейных разладов и расколов, преобладающим в ветхозаветных рассказах.
Второй образ – образ порядка. Структура семьи носит не случайный, а упорядоченный характер. В новозаветных «кодексах семейных отношений» ( Еф. 5:22 – 6:4 ; Кол. 3:18–21 ) описываются взаимосвязанные и взаимодополняющие ролевые модели и обязанности отца/мужа как главы, любящего жену и детей; жены, подчиняющейся руководству мужа/отца и уважающей его; детей, послушных родительской власти, и родителей, воспитывающих детей в страхе Божьем, не раздражая их. К этому можно добавить одно из требований к старейшинам, которые должны иметь детей «верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» ( Тит. 1:6 ).
Третий образ искупленной семьи – взаимная забота и сострадание к членам семьи. Иисус строго отчитал фарисеев за то, что они не оказывали поддержки своим родителям ( Мф. 15:4–6 ). Павел наставлял детей и внуков «почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу», добавив при этом, что «если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:4, 8 ).
Семья как метафора духовной реальности. Завет Бога с Авраамом еврейский народ принял близко к сердцу. Евреи понимали, что они стали Его семьей, как это и было на самом деле в течение многих поколений, и что через эту семью благословение получат все народы на земле. Когда благословение пришло в лице Иисуса, одно из первых Его посланий Божьему народу заключалось в том, что иудеи должны присмотреться к земной семье, чтобы увидеть небесную. «Если бы вы были дети Авраама, – сказал Он им, – то дела Авраамовы делали бы» ( Ин. 8:39 ). В этом стихе Иисус указал иудеям на Бога, Который должен быть их Отцом, и на Себя как на Того, Кто может показать им путь к Отцу ( Ин. 8:42 ). Он имел в виду единственную вечную семью – духовную семью, семью Бога.
Тем, кто не мог «разглядеть» в материальном духовное, послание Иисуса казалось непонятным. Когда Его Мать и братья стояли в ожидании, желая поговорить с Ним, Он задал вопрос: «Кто матерь Моя, и кто братья Мои?». В самом Его вопросе подразумевалось существование гораздо более прочной семьи по сравнению с земной. Указав на учеников как на Свою семью, Иисус объяснил: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» ( Мф. 12:48–50 ).
Иисус проводил четкое различие между небесной семьей, которая вечна, и земной, которая временна. Более того, Он заявил, что пришел «разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее» ( Мф. 10:35 ) в семьях, где существует конфликт между теми, кто принадлежит вечному Отцу, и теми, кто отказывается принять Его. Преданность надо проявлять прежде всего Небесному Отцу. Далее Иисус сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10:37 ).
Пришествие Иисуса сделало призыв гораздо более конкретным, но, по сути, призыв любить Бога и стать частью Его семьи – это тот же призыв, который получил Авраам, возлюбивший Бога больше, чем своего сына Исаака. Бог сделал Авраама физическим отцом многих народов и в то же время духовным отцом всех, кто имеет такую же, как он, веру в Небесного Отца ( Гал. 3:7 ). Духовная семья Авраама стала более заметной с пришествием Христа, Который, будучи представителем родословной линии Авраама, распространил ее на весь мир.
Автор Послания к евреям развивает мысль о братстве Христа со всеми верующими, принадлежащими к семье Того, Кто «должен был во всем уподобиться братиям» для совершенного искупления их грехов ( Евр. 2:11, 17 ). «Свои по вере» ( Гал. 6:10 ) или «дом Божий» ( 1Пет. 4:17 ) – привычный образ новозаветного учения. Последователи Христа, иудеи и язычники, входившие в раннюю христианскую церковь, считали себя «своими Богу» – членами большой Божьей семьи – благодаря примиряющей смерти Христа на кресте ( Еф. 2:19 ).
Церковь как метафорическая семья. Когда мы впервые встречаемся с аналогией между семьей и церковью, сразу же становится ясно, что метафора разработана детально. Прежде всего у семьи есть отец. У любой большой семьи был патриарх – старший в роду мужчина. Авраам, например, был отцом Израиля. Отца называли главой семейства или рода (напр., 1Пар. 8 – 9 ). Глава рода был биологическим, природным источником семьи и человеком, принимавшим на себя ответственность за семью и властные полномочия над ней. В Новом Завете мужа и отца семейства тоже называют главой ( 1Кор. 11:3 ; Еф. 5:23 ). В то же время в любом новозаветном отрывке общественная роль главы семьи связывается с духовной реальностью – главенством Христа над Церковью.
Быть чадом Божьим значит испытывать поддержку не только свыше, но и со стороны собратьев-верующих. Павел наставлял галатов «делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал. 6:10 ). «Бог одиноких вводит в дом» ( Пс. 67:7 ) – не просто в дом человеческой семьи, дающий заботу и утешение, но, в конечном счете, в общение с народом Божьим. Божья семья, учил Иисус, узнается по взаимной любви Его последователей ( Ин. 13:35 ).
Членство в Божьей семье означает также происхождение от Него и принятие Его имени. Колена Израиля получили названия по именам своих предков, от которых каждое из них вело биологическое начало. Физическое потомство Авраама произошло от его физического семени и было названо его детьми. Однако Павел объяснял галатам, что истинное семя, к которому ведет семья Авраама, есть Иисус Христос ( Гал. 3:15–19 ): «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово» ( Гал. 3:29 ). Верующие принимают имя семьи Авраама и становятся частью его родословной линии чрез веру во Христа.
В Еф. 3:14–15 Павел пишет о Боге Отце, «от Которого именуется вся семья на небесах и на земле» <«всякое отечество»>. Греческое слово patria переведенное как «семья» <«отечество»>, ясно указывает на отца или патриарха как на основоположника семьи. Что касается Божьей семьи, ее единственным основоположником и создателем является Небесный Отец, детьми Которого становятся все, кто принимает Его Сына и, тем самым, Его имя, Его сущность и Его славу. Еф. 3:15 можно перевести так: «От Которого именуется всякая семья на небе и на земле». Бог есть вечный Отец, источник любой семьи, которая только может существовать.
В свете вышесказанного можно сделать вывод, что обращения авторов посланий к верующим как к «братьям» и «сестрам» в Господе, встречающиеся более сотни раз, представляют собой не просто образы, служащие средством украшения речи или выражения чувств. Материальная семья – не конкретный образ абстрактной идеи; это, скорее, шаг на пути к более возвышенной и замечательной реальности. Эти авторы обращаются к членам вечно и реально существующей духовной семьи, источником которой является конечная реальность – Бог. Членов семьи объединяют семя и Кровь Христа. Когда автор Послания к евреям пишет: «Братолюбие между вами да пребывает» ( Евр. 13:1 ), – он не имеет в виду, что христиане похожи на братьев, он имеет в виду, что они соединены в подлинную Божью семью и должны действовать соответственно.
Понять образ христиан как членов Божьей семьи значит понять многие другие связанные с ним образы Писания. Например, Иисус сказал Никодиму, что ему надо «родиться свыше» ( Ин. 3:3 ), и именно так в Новом Завете описывается наше вхождение в новую духовную семью ( 1Пет. 1:23 ; 1Ин. 3:9 ). С этим связаны и образы питания, ибо люди находят обычно средства к существованию в рамках семьи. Когда Павел пишет коринфянам, что они готовы принимать только молоко, но не твердую пищу, он говорит с ними как родитель с детьми о вещах, относящихся к семейной жизни ( 1Кор. 3:1–2 ). Будучи «младенцами во Христе», коринфяне еще не достигли духовной зрелости и должны были пройти более всестороннее обучение.
С образами Божьей семьи связана также тема усыновления. Верующим в Ефесе Павел писал, что Бог «усыновил» их «чрез Иисуса Христа» ( Еф. 1:5 ). До усыновления человек похож на чужестранца или раба, а усыновленный принимается в Божью семью ( Гал. 4:1–7 ). Семья как хозяйственная единица показана в образе Божьих детей как «наследников Божиих, сонаследников. Христу» ( Рим. 8:17 ). По ходу Писания вопрос о наследовании израильтянами обетованной земли становится менее важным по сравнению с вопросом о наследовании вечной жизни и Царства Божьего (напр., Мк. 10:17 ; Лк. 10:25 ; Кол. 1:12 ; Евр. 9:15 ).
Заключение. Библия – от начала до конца книга о Божьей семье. Изначально Бог создал семьи отчасти как биологическое и общественное основание рода человеческого и отчасти как канал связи для Своего благословения и суда. Бог создает также Свою семью, состоящую из сыновей и дочерей, которые будут служить Ему, прославлять Его и царствовать с Ним во веки веков ( Отк. 22:3–5 ).
См. также: СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ ДЕТЬМИ, БРАТ, ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ, ДОМ, ДОЧЬ, ЖЕНА, ЛЮБИМЫЙ РЕБЕНОК, МАТЬ, МЛАДШИЙ СЫН, МУЖ, ОТЕЦ, РЕБЕНОК, СЕСТРА, СТАРШИЙ РЕБЕНОК, СЫН.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»