Что такое сенситивный период развития привести пример
Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому)
Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).
Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.
Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.
Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы.
Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.
Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.
Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.
Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.
Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.
1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.
На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.
При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.
Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.
Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)
• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.
По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.
И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.
Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.
Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.
Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.
Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.
Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.
Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.
Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.
Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.
Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.
Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.
Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.
Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.
Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.
Сенситивный период
В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
Сенситивные периоды развития ребенка
Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.
Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.
На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.
Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.
Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.
Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов. Особенностью данного этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.
Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.
Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.
Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.
В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.
Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.
Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни, в раннем возрасте это протекает намного естественнее и легче.
Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.
Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.
Сенситивные периоды физического развития
Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.
Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.
Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.
Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.
Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.
В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.
Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.
Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.
Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.
В процессах научения детей основным движениям следует целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.
Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.
Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.
Сенситивные периоды психического развития
Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.
Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.
Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.
Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.
Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.
В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.
Критические и сенситивные периоды
Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.
Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.
Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.
В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.
Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.
Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.
В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.
Сенситивный период развития речи
Сенситивный этап для формирования речи довольно большой по длительности и занимает практически весь период дошкольного детства. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.
Возраст до четырех с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте еще не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.
Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению, позиция некоторых взрослых такова, они считают, что маленькие дети ничего не понимают и поэтому пренебрегают общением с ними. Тем самым теряя его сенситивный период.
Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Это время, когда малыш постоянно надувает пузыри из слюней, все выплевывает, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее он начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочередно друг за другом, при этом стараясь выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.
Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала агуканье малыша, а затем произнесение некоторых сочетаний букв. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже научился понимать.
В возрасте приблизительно около года ребенок старается выговорить свое первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации. Он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться таким знанием из-за недостатка слов. Малыш хочет говорить, но еще не время.
Ближе к году дети уже могут употреблять осмысленно более часто произносимые слова. В этом возрасте ребенок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном так и останется их небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.
Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем, что ребенок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносят слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.
Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ним общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвической среде, т.е. тогда, когда у них есть возможность освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными в том, что путаницы у детей со словами не произойдет. Они не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.
Возраст от двух с половиной лет и до трех характеризуется тем, что ребенок начинает вести монолог с самим собой. Как было сказано выше, впоследствии монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет лишь косвенно.
Возраст от трех с половиной и до четырех лет характеризуется употреблением ребенком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, может о чем-то попросить. Данный этап обуславливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания слов.
Следующий серьезный шаг в развитии речи у малыша проявляется в возрасте от четырех и до четырех с половиной лет – ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет.
Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что малыш уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определенным образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умений их складывать в слова, еще и разумение мыслей других индивидов, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.
Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»