Что такое сенсорное воспитание детей
Сенсорное воспитание детей
Наталия Черникова
Сенсорное воспитание детей
Развитие сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное развитие – это развитие восприятияребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Особенности сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
В отечественном словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее, по отношению к периоду возрастной сензитивности, обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.
Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов.
Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. В этом возрасте основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов. и способы их использования.
В результате сенсорного развития младший дошкольник овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.
Игра — это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.
В непосредственной образовательной деятельности такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий. Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Мотивом выполнения дидактической задачи становится естественное для дошкольника стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.
По мнению А. Н. Аванесовой для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в опознании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, желтый, синий). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т. д.). Наконец на этой основе происходит формирование (закрепление) представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре.
Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее,осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее. Роль дидактических игр в данном случае заключается в расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок. Здесь функция дидактических игр не учебная, а направленная на использование уже имеющихся знаний.
Руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте:
1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.
2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.
3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.
4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.
5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним.
6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.
7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.
8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.
9. Подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитательотмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.
10. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и др.).
Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей,развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.
Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Наталья Игнатьева
Сенсорное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.
Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей. Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.
На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания:
• формировать у детей разнообразные обследовательские действия;
• побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;
• развивать у детей умение применять обследовательские действия и эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания представляет собой определенный объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста. Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой — разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы.
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание в процессе образовательной деятельности является основой организации чувственного опыта детей. Именно при взаимодействии взрослого и ребёнка создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детейделается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.
Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты,которые характерны для многих видов обследования:
• восприятие целостного облика предмета.
• выделение основных частей этого предмета, определение свойств.
• определение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.
• повторное целостное восприятие предмета.
Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.
Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего интеллектуального развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься воспитанием сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Опыт работы: «Физическое развитие и воспитание.
Дидактическая игра «Кто спрятался в кружочках?» Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Развитие сенсомоторных навыков – главная задача в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Первый сенсорный опыт дети получают.
Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: «Сенсорное развитие» I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.
Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему «Сенсорное воспитание.
Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.
План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» (2 часть) Консультация для родителей «Капризы и упрямство малыша» Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их.
Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Цель собрания:.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.
Сенсорное воспитание детей в детском саду
Светлана Иванова
Сенсорное воспитание детей в детском саду
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов. И. М. Сеченов утверждал, что «сущность психического развития состоит в способности органов чувств воспринимать внешние влияния в форме ощущений, анализировать последние во времени и пространстве». Значит, от правильного и своевременного воспитания воспринимающих органов во многом зависит психическая жизнь человека.
Идея И. М. Сеченова раскрытие в трудах К. Д. Ушинского. В сочинении «Человек как предмет воспитания» подчёркивается особое значение раннего сенсорного развития.
Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики психологии (Е. Тихеева, Л. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Позднее может быть введена трапеция. Во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую фигуру, называть её и действовать с нею.
В настоящее время вопросами сенсорного воспитания занимаются Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. А. Михайленко и др. JI.А. Венгер в книге «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» предлагает последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорными эталонами. В этом пособии идёт речь о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета. Но и не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства пространственных отношений.
Позднее я изучила авторскую программу «Развитие», раздел «сенсорное воспитание», который опубликован в журнале «Дошкольное воспитание» за 1994 год №2. Авторы утверждают, что сенсорное развитие должно занимать одно центральных мест в работе с детьми. Кроме этого я познакомилась с работой воспитателей детского сада №66 г. Москвы А. В. Колядиной и Г. Н Нечаевой, которые использовали в своей работе специально разработанный цикл занятий для младших дошкольников.
Я полностью согласна с авторами программы «Развитие» и поддерживаю мнение педагогов и психологов о сенсорном воспитании детей, что ознакомление с сенсорными эталонами должно быть последовательным и оно должно занимать одно из ведущих мест в работе с детьми.
2. «Подбери по цвету».
3. «Угадай про кого это?» (Я описывала одежду одного из ребёнка, а дети должны были отгадать, про кого я говорю.)
(т. е. называл его дощечкой). Значит, у ребёнка было какое-то понятие. На этих же занятиях учила детей сравнивать предметы по величине разными приёмами (приложением, наложением). Формировала представление детей о длине, ширине, высоте. Особое внимание уделяла развитию глазомера.
Знакомя детей с сенсорными эталонами нельзя забывать о формировании речевых навыков. Когда в начале работы я обследовала каждого ребёнка, то столкнулась с тем, что на глаз ребёнок знает этот цвет или форму, а назвать не может. Например, когда я просила Диму К. показать красный цвет, он показывал. Но когда я меняла форму задания, просила назвать какой это цвет, он молчал. Поэтому большое внимание я уделяла формированию речевых навыков.
На первых занятиях я подробно обговаривала все свои действия, комментировала действия детей, оценивала результаты работы, вопросами вовлекала в описание предметов и действий, производимых с ними. Постепенно у детей формировалась потребность самим объяснять свои действия и оценивать то, что получилось. С этой же целью я ввела новое правило к дидактическим играм. Каждое действие своё ребёнок должен был обговаривать.Например: игра «Геометрическое домино». Когда ребёнок ставил домино, он должен был сказать, почему ставит ее сюда и назвать цвет и форму фигуры. Наши дети очень полюбили занятия по сенсорному развитию и даже в свободное время занимались с разными дидактическими играми. Весь материал, который используется на занятиях, хранится в специально отведённом месте и доступен в любое время. Я считаю, что дидактические игры и упражнения наряду с занятиями являются основным средством сенсорного воспитания. На занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить все задачи сенсорного воспитания. Дидактические игры широко использовались мною в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. Вначале я предлагала детям игры, воздействующие на развитие одного сенсорного эталона.Например: «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Спрячь мышку». Затем предлагала игры, воздействующие на несколько сенсорных эталонов.Например: «Геометрическое домино» (цвет и форма, «Радуга» (цвет, длина, ширина, игры на фланелеграфе. С помощью родителей изготовили фланелеграф и разнообразные геометрические фигуры (отличающиеся по цвету, форме, величине). Вместе с детьми придумали серию игр на фланелеграфе.Это: «Выложи узор», «Собери картинку», «Круги и углы», и еще много других игр.
Освоив сенсорные эталоны, дети стали лучше заниматься по всем другим занятиям. Особенно это было заметно на занятиях по изодеятельности и конструированию. В рисунках, лепке, аппликации дети стали лучше передавать такие характерные внешние признаки, предметов, как форма, величина, строение, цвет. Рисунки стали ярче, дети научились создавать изображения, в которых облик предмета стал узнаваемым детьми и взрослыми.
Дети перестали говорить «Я не могу», «У меня не получается». Исчезли страх и скованность на занятиях.
На занятиях по ознакомлению с окружающим и природой дети стали с интересом рассматривать картины, описывать их. Расширился и обогатился словарный запас детей. Знание цвета помогло детям усвоить правила дорожного движения, работу светофора, различные дорожные знаки.
У детей улучшилось эстетическое восприятие. Дети стали видеть красоту своей одежды, появился интерес к яркой одежде, к украшению столов цветами. Мир простых вещей стал восприниматься как чудесный и прекрасный.
В средней группе я продолжила работу по сенсорному развитию. В этой группе уже не было отдельных занятий по сенсорному развитию. Эта работа проводилась как часть занятий по изодеятельности и математике, а также в форме дидактических игр и упражнений в свободное время.
У детей закрепляются знания о цветах спектра, дети знакомятся с их оттенками, расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают и возможности получения некоторых цветов путем смешивания, выделяют голубой цвет.
Здесь нам помогали такие игры и упражнения, как «Окраска воды», «Развиваем наблюдательность».
Так как в средней группе осваивают работу с ножницами, то почти на каждом занятии по математике или изодеятельности включалась работа с ножницами.
Работа с ножницами продолжалась и в свободное время (разрезание салфеток на 4 части). Продолжила работу по ознакомлению детей с объемными телами. Кроме шара и кубы дети узнали цилиндр и конус. Особое внимание уделяла дидактическим играм и упражнениям. Например, игра «сложи квадрат», «геометрическое домино»,упражнения: «прямоугольники», и упражнения на развитие восприятия треугольников. Для развития восприятиягеометрических фигур можно использовать следующие игры: сложи фигуру из палочек. Очень нравится детям игра «рамки и вкладыши». Эта игра развивает детейв нескольких направлениях:
1) вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);
2) готовит детей по владению письмом и рисованием;
В эту игру можно играть с раннего возраста и продолжать играть во всех других группах, постепенно усложняя ее.
В средней группе я также предлагала детям игру «Вырез».Цель игры: научить детей узнавать, какая фигура получится в результате среза, сделанного в квадрате, сложенном вчетверо. Необходимо по предложенной четверти квадрата с вырезом догадаться, каким будет квадрат, то есть мысленно «развернуть» квадрат. Эту игру я нашла в журнале «Дошкольное воспитание» 1994 год, №11, где она предлагалась проводиться как занятие.
Постепенно к концу года мы с детьми перешли к играм творческим, требующим смекалки, сообразительности, обучающим моделированию.
К концу средней группы 90% детей усвоили все предлагаемые геометрические фигуры, основные цвета и их оттенки и признаки величины. В старшей группе возможности сенсорного воспитания значительно возрастают. На занятиях продолжала решать программные задачи. В этой группе использовала разные типы дидактических игр и упражнений. На первое место выдвинулись игры с правилами. У детей повысился интерес к настольно-печатным играм «Времена года» и др.
Большое значение приобрели словесные игры: «Отгадай, о каком предмете так можно сказать», «Скажи наоборот»; словесно-подвижные игры, а также игры и упражнения на развитие глазомера и координации движений; игры-головоломки, различные ребусы, которые мы брали из детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки».
Усложнение игр идёт как по линии сенсорных задач, так и овладения детьми более сложными игровыми действиями. В играх дети закрепляют свои представления многообразии свойств предметов и явлений окружающей действительности, применяют сенсорные эталоны в качестве меры конкретных свойств предметов явлений.
Большое внимание уделяла играм, подготавливающих ребят к школе, обучающих моделировать, игры на развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, развивающих фантазию и воображение.
Мною использовались игры-соревнования «Кто больше знает и умеет», игра «Школа». Большое внимание уделяла играм на составление плана. Игра так и называлась «Составь план». А также проводила занятия «Выставка игрушек», «Показ мод» и занятия по методу «Триз». Так на одном занятии мы вместе с детьми по методу фокальных объектов (МФО) придумали новое солнышко (железное, квадратное, серебристо-чёрное). Также использовала игры «Наоборот», «Хорошо-плохо».
Знание сенсорных эталонов поможет детям в усвоении многих предметов в школе. Из 24 постоянно посещающих детский сад прошли в класс шестилеток 10 детей. Ещё 7 могли бы тоже пройти, но отказались по разным соображениям родителей или по состоянию здоровья. Остальные дети также обладают хорошими познаниями в сенсорике. Они не пошли в школу лишь потому, что не подходят по возрасту или не обладают усидчивостью. Согласитесь, что результат не плохой. В дальнейшем я бы хотела начать работу по сенсорному воспитанию с другой группой именно в раннем возрасте (с 1,5 лет).
1. журналы «Дошкольное воспитание» за 1994 год, JN^2,4,5, 11.
2. Л. Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей».
3. Никитина «Развивающие игры».
4. Н. Н. Подьякова, В. Н. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду».
5. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка».
Сенсорное воспитание в детском саду Я-Сибгатуллина Анися Рустамовна. Работаю в детском саду 29 лет. Последние годы, особенно большое внимание уделяю на сенсорное воспитание.
Экспериментирование в детском саду. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста Актуальность темы: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает, формирование осознанно – правильного отношения к природным.
Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду Нравственно – патриотическое воспитание детей в детском саду. Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №2 с. Тепловка Новобурасского района.
Нравственное и эстетическое воспитание детей в детском саду и дома Большую роль в жизни ребенка имеет нравственное воспитание в саду и дома. Педагоги и родители одновременно учат детей порядочности, уважению,.
Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание детей в детском саду» Цель Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду. Задачи: Овладеть методами экологического воспитания, совершенствование.
План по самообразованию на тему «Экологическое воспитание детей в детском саду» Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании.
Консультация для родителей «Воспитание детей в детском саду» Воспитание детей в детском саду. Родителям на заметку Программа воспитания в детском саду включает обучение основным существующим законам.
Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» Конспект родительского собрания в старшей группе «Экологическое воспитание детей в детском саду и дома» Форма проведения: круглый стол,.
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в детском саду Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования.
Экологическое воспитание детей в детском саду Мир природы! Это и чарующий взор краски, это и свежий воздух, бодрящий, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые.