Что такое сентиментализм особенности сентиментализма
Сентиментализм в живописи: сердечные переживания и чувствительные сюжеты
Сентиментализм — это стиль в живописи, противопоставивший холодному классицизму теплоту естественных человеческих чувств. Само название стиля происходит от французского слова sentiment — «чувство». Сентиментализм в живописи был частью широкого культурного тренда 1720-1780-х годов, охватившего и литературу, и театр, и различные ветви искусства (в России, в отличие от Европы, сентиментализм утвердился чуть позже, и доминировал в конце XVIII — начале XIX веков). Сентименталисты провозгласили главенство чувств над разумом, а в своём творчестве воспевали милые радости человеческого бытия и «чувствительные темы», трогающие душу. Художники-сентименталисты внесли большой вклад в развитие портрета и пейзажа.
Сентиментализм: особенности стиля
Сентиментализм — что же это такое? Что отличает картины, написанные в этом стиле? Изучая творчество сентименталистов, можно выделить следующие черты этого художественного направления:
Назовём традиционные для сентиментального искусства мотивы и сюжеты:
История сентиментализма в живописи
Сентиментализм зародился в 1720-е годы в Англии и обрёл силу в середине XVIII столетия. Он поспособствовал развитию английского пейзажа, а также оказал влияние на развитие искусства акварели.
Из Великобритании сентиментальная живопись пришла и в другие страны Европы, достигнув пика популярности в 1760-х годах. А вот в Россию этот стиль явился чуть позже, к концу XVIII века.
Сентиментализм отчасти напоминает другой камерный стиль, развивавшийся в этот же период, — рококо, адепты которого также противопоставляли себя классицизму и воспевали идиллические радости. Но рококо был более аристократичен, игрив, фриволен и чувственен. А вот у живописцев-сентименталистов вместо эротической чувственности доминируют сердечные порывы, настроение у картин более спокойное, персонажи — более естественны. Кроме того, сентименталисты порой вносили в свои работы дидактичность и назидательность.
Впрочем, были и примеры совмещения этих стилей в одном произведении, например — у Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean Baptiste Siméon Chardin).
Часто сентиментализм сочетался с классицизмом или романтизмом. Иногда — вплетался в симфонию из нескольких стилей.
Угасание сентиментального искусства пришлось на 1780-е годы (в России — на начало XIX столетия), хотя некоторые авторы творили в этом стиле и позже — например, Луи-Леопольд Буальи (Буайи) (Louis-Léopold Boilly). Живописцев-сентименталистов критиковали за излишнюю «слащавость» и давление на чувства зрителя, за наигранные эмоции героев, за «выжимание слезы» простейшими живописными методами.
Тем не менее, художники-сентименталисты внесли немалый вклад в развитие живописи. Сентиментализм, обратившись к душе человека и его переживаниям, выступил предтечей романтизма, в котором психологические мотивы стали более глубокими.
Знаменитые художники-сентименталисты
Известные художники-сентименталисты были и в Англии, и во Франции, и в Германии, и в России. В этом стиле плодотворно работали:
Произведения мастеров-сентименталистов нередко появляются на аукционах, позволяя коллекционерам пополнять свои собрания живописи. А работы современных художников, творящих в эмоциональном стиле, можно приобрести на сайте Very Important Lot. На этой платформе поклонники современного искусство имеют уникальную возможность связаться с автором и недорого купить картину — возможно, для своего интерьера, а может быть, в подарок ценителю эксклюзивных вещей.
Сентиментализм в литературе – это определенное литературное направление, основной чертой которого является акцент на чувстве, именно ему в сентиментальных произведениях уделяется основное внимание.
Само понятие сентиментализма значительно шире и охватывает не только литературу, но и всю культуру в целом, но наибольшее свое распространение это направление приобрело в литературе и живописи.
Основные литературные направления представлены в таблице:
Зарождение сентиментализма
Сентиментализм как литературное направление зародилось на Западе, родиной его считается Англия. Именно в английской литературе уже в 10-20-х годах XVIII века возникает сентиментальная традиция.
Ее появление связано не с прозой, как произошло в нашей литературе, а с поэзией. В начале века английские поэты-сентименталисты уже сформировали свою школу, но в основном национальном литературном процессе не играли практически никакой роли.
Произошло это по той причине, что в первую половину XVIII века в Англии процветал просветительский роман и классическая поэзия. Эти процессы отодвинули триумф сентиментализма на более поздние годы.
На расцвет сентиментализма повлияли исторические процессы. В 1850-60-е годы происходит кризис английской просветительской идеологии, как следствие аграрно-промышленного переворота.
В этих условиях просветительская литература отходит на задний план, теряет своего читателя, в то время как сентиментализм выходит на ведущее место среди литературных направлений.
Черты сентиментализма
Первыми чертами сентиментализма, чуждыми предшествовавшему ему классицизму, становятся следующие особенности ранних сентиментальных текстов:
появление новой тематики: обращение к описанию природы родных мест, жизни низких социальных слоев;
негативная реакция на «правила» классической поэзии;
отбрасывание в сторону рассудительности, в замен этому обращение к «голосу сердца»;
изображение внутренней борьбы человеческих чувств;
правдивое повествование о жизни людей, соединенное с описанием природы;
исключение из лирики античных персонажей, богов и богинь, замена мифологии на христианскую религию;
допущение использования белого стиха (что было немыслимо в эпоху классицизма).
Особой чертой сентиментализма является идеализация жизни бедняков, крестьян, земледельцев и других незнатных сословий. Эту черту использовали практически все сентименталисты без исключения: как в ранний период развития литературного направления, так и во все последующие годы его существования.
Отдельную черту имела английская сентиментальная традиция. К ней относится введение в текст большой доли религиозного христианского учения, на что повлияла идеалистическая философия Беркли. Эта черта стала характерной исключительно для Англии, не получив распространения ни во Франции, ни позже в России.
Первый и основной жанр английской сентиментальной поэзии – это элегия. Особенностью этого жанра является изображение чувств горя и радости, как уже пережитых когда-то давно, благодаря этому буйство страстей было чуждо сентиментальной поэзии.
Другие виды жанров сентиментализма: ода, баллады, послания, эпиграммы, сентиментальный рассказ, сентиментальная повесть и др.
Сентиментализм в Европе
Зародившийся и расцветший в Англии сентиментализм был принят и другими странами, в частности Францией, тогда как другие европейские государства с меньшей степенью восприняли это литературное направление.
В 80-х годах, когда сентиментализм процветает в Англии и во Франции, в Германии Шиллер пишет труд «О наивной и сентиментальной поэзии», в котором утверждает, что сентиментализм оторван от реального мира, а распространился он за счет разрыва между жизнью и идеалом.
В Англии же сентиментализм был во главе около полувека и дошел до наивысшей точки популярности в обществе. Одним из первых крупных английских сентименталистов был Джеймс Томсон, шотландец по национальности, которому способности к литературе и фантазиям помешали стать священником, зато сделали его известным поэтом.
Он написал цикл поэм, которому дал общее название «Времена года». Другое его известное произведение это пьеса «Агамемнон», также он написал ряд других пьес, од и посланий.
Последователем Томсона является Эдуард Юнг. Нелегкая судьба драматурга, поэта и священника стала поводом к написанию его главного произведения «Жалобы, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии».
Самым известным английским сентименталистом, безусловно, является Роберт Бернс. Если кратко описать его жизнь, следует сказать, что он был выходцем из шотландских крестьян и земледельцев, который приобрел неожиданную славу в Эдинбурге и Лондоне благодаря своему сборнику стихов «Стихотворения на шотландском диалекте».
Но эта слава была кратковременной. После прогремевшей французской революции взаимоотношения между ним и высшим обществом испортились, в народном поэте стали видеть силу и опасность для государства, поэтому дальнейшая жизнь Бернса была очень сложной и непростой.
Его главные произведения: «Веселые нищие», «Две собаки», «Макферсон перед казнью», «Честная бедность» и др.
Известным французским сентименталистом, оказавшим особое влияние на наш отечественный сентиментализм, является Жан-Жак Руссо. Его творчество в целом и в особенности произведение «Юлия или Новая Элоиза» приобрели огромную популярность в России.
Сентиментализм в России
Основоположником русского сентиментализма, безусловно, является Николай Михайлович Карамзин.
Русский сентиментализм как литературное направление сформировалось гораздо позже, чем это произошло в Англии или Франции. Изначально он существовал в качестве переводных книг. В России в 70-х годах любили читать Руссо, Ричардсона, Гёте. Определение русского сентиментализма возникло несколько позже, в 90-х годах.
Отличительные черты русского сентиментализма: сохранение культов природы и чувства, добавление культа нравственной чистоты, идеализация внутреннего мира людей, относящихся к низшим сословиям, внимание душевным переживаниям героев.
Первым отечественным сентиментальным произведением являются «Письма русского путешественника» Карамзина.
Помимо Карамзина у русского сентиментализма есть и другие представители, например, И.И. Дмитриев, А.Е. Измайлов, Г.П. Каменев, также сентиментальными являются и ранние произведения В.А. Жуковского, в частности, его элегии.
Тематика русских сентиментальных произведений осталась той же, как и за рубежом. Русские писатели также создавали тексты, где на первый план выходили чувства героев, они писали в основном про бедняков, крестьян и другие низшие слои населения.
Поэтому сравнения русского сентиментализма и западного важны в ключе преемственности нами литературной традиции европейских стран.
Что такое сентиментализм
«Человек сентиментальный воображает, что любовь может длиться, —
романтик вопреки всему надеется, что конец близок».
Френсис Скотт Фицджеральд, «Издержки хорошего воспитания»
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Рассматривая два течения в культуре XVII–XIX веков — разумный, упорядоченный классицизм (что это?) и восставший против него, полный сильных эмоций романтизм, мы обнаруживаем еще одно направление, больше всего проявившее себя в литературе.
Сентиментализм даже название свое получил благодаря роману англичанина Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», в котором автор прославляет жизнь во всех ее проявлениях.
Что же такое сентиментализм — прослойка между двумя колоссами или вполне самодостаточное культурное явление? В чем его особенности? Как отличить сентименталиста от романтика?
Почему нельзя ставить знак равенства между понятиями сентиментальность и сентиментализм? Давайте разбираться.
Сентиментальность vs сентиментализм: в чем разница
В основе слов сентиментализм и сентиментальность лежит французский корень sentiment — чувство. Во французский язык слово пришло из латинского, где глагол sentire обозначал чувствовать, ощущать.
Не случайно, когда мы говорим о ком-то сентиментальный, подразумеваем, что перед нами человек чувствительный, остро воспринимающий происходящее. Правда, есть в этом слове какая-то нота негатива.
*Сергей Корсун, карикатура «Сентиментальность», 2010 год
«Неспособные любить склонны к сентиментальности точно так же,
как неспособные к братству склонны к панибратству».
Фазиль Искандер, советский писатель
Сентиментализм — это художественное направление в искусстве и литературе, которое зародилось в 1710-х годах и в полную силу заявило о себе во второй половине XVIII века.
Разумность классицизма к этому времени сдает свои позиции, и литература начинает поглядывать в сторону обыкновенных людей и их простых человеческих чувств.
Главное открытие сентиментализма
Границы сентиментализма трудно определить — это течение еще сильно привязано к традициям классицизма, но уже стремится слиться с романтизмом (его иногда так и называют — предромантизм).
Более того, сентиментализм оказал огромное влияние на реализм (что это?), особенно на творчество Диккенса, Флобера, Достоевского. Даже Пушкин в сентиментальных романах Лоренса Стерна отбраковывал лишнюю, на его взгляд, вычурную чувствительность и восхищался реалистичной наблюдательностью автора «Сентиментального путешествия».
Философский фундамент сентиментализма — идеи Жан-Жака Руссо о «естественном человеке» и сенсуализм английского мыслителя Джона Локка (1632–1704).
В человеке природой заложено нравственное чувство, с помощью которого он различает добро и зло и стремится к добродетели, но сохранить нравственную чистоту можно только вдали от цивилизации.
Открытие сентиментализма в том, что он переосмысливает человека и его связи с другими людьми. Чувствительность становится критерием нравственной ценности героя.
Сентименталистам не интересны ни героическое прошлое, ни яростная борьба страстей и пороков с добродетелью — все то, что так любили классицисты.
Круг интересов сентиментализма — частная жизнь простого человека.
Причем простого в самом демократическом смысле — героями сентиментальных произведений становятся представители низших сословий, но богатство внутреннего мира возвышает их над высшими слоями общества. Все это немыслимо для классицизма.
Основные признаки и черты сентиментализма
Выделим несколько базовых признаков сентиментализма:
*Жозеф-Дезире Кур, «Сборщица колосьев»
Больше всего сентименталисты почитали романы.
Чтобы читатель как можно глубже проник во внутренние переживания героя, авторы эпох сентиментализма находят новые жанры для произведений:
Часто повествование ведется от первого лица, а жанры произвольно смешиваются.
Сентиментализм в зарубежной литературе
Англия
Начало сентиментализму положили английские поэты Джеймс Томсон (1700–1748), Эдвард Юнг (1683–1765), Роберт Блэр (1699–1746), Томас Грей (1716–1771).
Их лирика (что это за жанр?) полна описаний природы, пронизана печальными мотивами, именно эти авторы продвигали жанр «кладбищенской поэзии», которая декларирует идею всеобщего равенства перед смертью.
«Сентиментальное путешествие» Стерна дало не только название течению сентиментализма, но и задало тон последующей литературе этого стиля — эмоциональную непринужденность, свободу выражения авторских мыслей и глубокий интерес к духовному миру и чувствам человека.
Франция
Первая скрипка французского сентиментализма — мыслитель, предвестник Французской революции, писатель Жан-Жак Руссо (1712–1778).
Философ утверждает, что человеческий разум пассивен, и именно чувства вдохновляют человека на деятельность.
«Вечно рассуждать — это мания мелких умов».
Жан-Жак Руссо
Особенности сентиментализма Руссо:
У Руссо было множество последователей как во Франции, так и в других странах.
Германия
В Германии сентиментализм начался в 1740–х годах со споров о праве поэта на фантазию. В классицизме с этим были явные проблемы.
Вылились эти споры в громкое течение 70–80-х годов, известное под названием «Буря и натиск» по одноименной драме Клингера «Sturm und Drang». Штюрмеры считали, что творчество должно отображать отношение автора к описываемой им действительности.
Их взгляды на искусство опирались на идеи Руссо, традиции Шекспира.
Своеобразие «Бури и натиска» заключается в сплаве традиций сентиментализма с реалистической манерой изображения действительности.
Сентиментальный герой штюрмеров стремится к природе, признает начальное равенство людей, стремится к справедливости, но находится в тесном взаимодействии с обществом, часто выводится из узкого семейного круга на историческую арену, становится деятельным борцом за справедливость.
*Страдания, как они есть.
Иллюстрация к роману «Страдания юного Вертера» художника Жана-Батиста Симоне
Раннее творчество Шиллера и Гете стало наиболее ярким образцом движения «Бури и натиска». А лирический роман Гете «Страдания юного Вертера» (1774) выводит немецкую литературу из разряда местечковой на невиданные доселе высоты, заодно вводя моду на самоубийства.
Сентиментализм в русской литературе
Первая волна сентиментальных романов началась в России в 1790 году с «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.
После него к жанру романа-путешествия обращались многие писатели: Карамзин, Сумароков, Измайлов, Шаликов и др. Такая форма открывала новые возможности для свободного выражения своих мыслей — это было важно для писателей-сентименталистов.
В романе-путешествии постоянно меняется картинка, чувства автора зависят от пейзажа за окном и от общения с простыми людьми.
Маленький человек приходит в русскую литературу именно в эпоху сентиментализма. Оказывается, что честь — это удел не только высших сословий. Доброе имя может быть у всякого человека, если у него чистая совесть.
В русской литературе сентиментализм расходится на два крыла:
*А.Г.Венецианов, Портрет Н.М.Карамзина, 1828 г.
Признаки и черты сентиментализма в повести Бедная Лиза
Жемчужиной русского сентиментализма становится повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792) о роковой любви простой крестьянской девушки к дворянину.
Крестьянка в роли главной героини, да еще и наделенная способностью к высоким чувствам — такого русская литература до Карамзина и представить себе не могла! И хотя причиной неудавшейся любви становится социальная пропасть между героями, эту тему автор не поднимает.
В «Бедной Лизе» в полной мере раскрываются черты русского сентиментализма:
*О.А.Кипренский, «Бедная Лиза», 1827 г.
Повесть Карамзина стала предметом подражаний, а экспериментальный литературный язык, который вводит писатель в свои сочинения, вызвал бурные споры на несколько десятков лет вперед.
Наивность и далекие от реальности нравственные идеалы — признаки, характеризующие сентиментализм в «Бедной Лизе» и многочисленных сочинениях последователей Карамзина, тем не менее это литературное направление задало демократический вектор развития русской литературы.
Сентиментализм в живописи
В живописи сентиментализм — это то, что сегодня мы назвали бы «ми-ми-ми». Задача художника-сентименталиста — вызвать у зрителя эмоции сострадания или умиления.
В погоне за сочувствием художники часто перегибали палку, делая изображение чересчур приторными.
Грешили сентиментальные живописцы и излишним морализаторством, француз Жан-Батист Грёз, например, дополнял свои полотна нравоучительными комментариями, чтобы мы уже наверняка все поняли как надо. Такое направление в живописи называют дидактическим символизмом.
*Жан-Батист Грёз, «Отцовское проклятие» («Неблагодарный сын»), 1777 г.
К 20-м годам XIX века сентиментализм уходит с арены, уступая место романтизму.
Но традиции этого душещипательного направления часто встречаются в разных видах искусства. Произведения с эпитетом «сентиментальный» получают признание и в XIX веке, и в XX, и даже в нынешнем.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Сентиментализм может украсить произведение и сделать его более чувственным, но только в разумных пределах. Если же злоупотреблять этим приемом, то можно испортить даже хорошую задумку.
Ну какой богатый внутренний мир может быть у людей из низшего сословия? Эти люди только и способны думать о куске хлеба и вообще о выживании в условиях дикого капитализма. Обогащать свой духовный мир можно только на сытый желудок, а для этого нужно быть богатым и успешным.
Олег: потрясающе. А не слушали выражение, что сытое брюхо к учению глухо.