Что такое серьезная музыка и для чего она нужна

Легкая и серьезная музыка

« Легкая и серьёзная музыка» :

Разрыв между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой произошёл в XIX веке, в XVIII его ещё не существовало, и многие великие композиторы прошлого, в том числе В.А. Моцарт и Ф. Шуберт.в той или иной мере отдали дань лёгким жанрам.

Лёгкая музыка, музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка, простотой формы. Родственные лёгкой музыке. явления представляют эстрадная музыка и салонная музыка. Как правило, произведениям лёгкой музыки свойствен весёлый, жизнерадостный характер. Охватывает большой диапазон жанров — от танцев, маршей, песен до инструментальных рапсодий, сюит, попурри, фантазий на популярные темы, а также оперетт. В большей или меньшей степени лёгкой музыке отдали дань многие крупнейшие композиторы прошлого (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт и др.). Классические образцы лёгкой музыки. созданы в 19 в. И. Ланнером, отцом и сыном Штраусами, Ж. Оффенбахом и др. Видное место она занимает в современной музыкальной жизни. Широкое распространение получила джазовая лёгкая музыка. В СССР и др. социалистических странах придаётся большое значение художественным качествам лёгкой музыки,которая занимает значительное место в музыкальном быту и служит культурно-развлекательным и просветительным задачам. Советские композиторы стремятся в области. лёгкой музыки творчески развивать лучшие традиции этого жанра, а также народного песенно-танцевального искусства.

Серьезная музыка тяжело воспринимается неподготовленным

слушателем. Там мелодия идет в постоянном развитии, иной раз меняясь

до не неузнаваемости. Она требует серьезного отношения. работы,чувств и мысли.

«Слишком много музыки»! Музыка на улице, в кафе, на вокзале, на танцплощадке, в кино, в парке, в поезде, на пароходах, в самолетах …

Музыка окружает как воздух, проливается как ливень, грохочет гром, окутывает как туман. Легкую музыку мы можем услышать почти везде, а наслаждаться серьезной музыкой только на культурных мероприятиях.

Музыку можно слушать по-разному : как ресторанный фон, как танцевальный шум, как оглушающий «звуковой наркотик»…

В легкую музыку не обязательно вслушиваться и вдумываться, а в серьёзную наоборот.

Иногда складывается ложное впечатление какую музыку слушают разные люди из-за их внешнего вид. В книге по музыке «Любимые и другие» есть статья, которая называется «Брно. Мотоциклы у собора» вот отрывок из нее: « Могуче и гордо звучит орган.

Как они слушают эту музыку, эти неверующие!

Лица девушек в брюках озарены каким-то светом, вдохновенны и благородны, а парни серьёзны и склонили головы. Музыка будто сделала их рыцарями – неважно, что они не в латах, а в джинсах…»

Мы считаем, что каждый человек должен слушать серьёзную музыку и расширять свой внутренний мир. У каждого должна быть любимая музыка. В некоторых больница в истории болезни уже появилась графа: «Любима музыка». Любимая музыка снимает нервное напряжение, возвращает душевное равновесие, «обезболивает душу». Часто это условие для выздоравливания тела.

(приложение 2) «Вокализ»

А как примеры лёгкой мы рассмотрим жанры: джаз и рок-н-ролл

Рок-н-ролл : Элвис Аарон Пресли (1935-1977) (приложение 3) «Rock Around The Clock»

Джаз : Луи Армстронг (1901- 1971) (приложение 4) «Lets my people go»

Рассмотрев их мы можем найти различия:

Основные различия в легкой и серьёзной музыке

Источник

Что такое лёгкая и серьёзная музыка?

лёгкая музыка, музыка, легко доступная для восприятия и предназначенная главным образом для развлекательных целей. Отличается несложным содержанием, доходчивостью муз. языка, простотой формы. Родственные лёгкой музыке. явления представляют эстрадная музыка и салонная музыка. Как правило, произведениям лёгкой музыки свойствен весёлый, жизнерадостный характер. Охватывает большой диапазон жанров — от танцев, маршей, песен до инструментальных рапсодий, сюит, попурри, фантазий на популярные темы, а также оперетт. В большей или меньшей степени лёгкой музыке отдали дань многие крупнейшие композиторы прошлого (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт и др.). Классические образцы лёгкой музыки. созданы в 19 в. И. Ланнером, отцом и сыном Штраусами, Ж. Оффенбахом и др. Видное место она занимает в современной музыкальной жизни. Широкое распространение получила джазовая лёгкая музыка. В СССР и др. социалистических странах придаётся большое значение художественным качествам лёгкой музыки, которая занимает значительное место в музыкальном быту и служит культурно-развлекательным и просветительным задачам. Советские композиторы стремятся в области. лёгкой музыки творчески развивать лучшие традиции этого жанра, а также народного песенно-танцевального искусства.

Серьезная музыка тяжело воспринимается неподготовленным

слушателем. Там мелодия идет в постоянном развитии, иной раз меняясь

до не неузнаваемости

Но всё-таки далеко не всю лёгкую музыку можно считать низкопробной: сравните лёгкие
вальсы Шопена и современную попсу. А ведь и то, и другое относится к жанрам лёгкой
музыки. Важно, что ты будешь выбирать лёгкую музыку, но обогащающую твои музыкальные
знания. И хоть эта музыка лёгкая она не является пустой.
С серьёзной музыкой всё по-другому. Когда я слушаю серьёзную музыку, я пытаюсь понять
её, а потом мне хочется слушать её снова и снова. Прежде всего, серьёзной музыкой я считаю
творения великих композиторов: Мастера полифонии И. С. Баха и его как детей, великих
венских классиков Гайдна, Моцарта и Бетховена и таких классиков как Шопен, Шуберт,
Шуман. Есть и у России великие творцы музыки: Скрябин и Чайковский, Глинка и Мусоргский,
Стравинский и Рахманинов, Балакирев и Даргомыжский, Прокофьев и Шостакович, Кабалевский
и Свиридов.

Не все люди могут воспринимать музыку, так как все люди имеют разные культурные
ценности.

Источник

В чём отличие серьезной музыки для души от развлекательной?

Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Картинка про Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна

И вот после распада СССР как-то всё резко переменилось. Музыка резко потеряла воспитательную составляющую (про душу пусть типа Церковь думает, если захочет), и всё стало измеряться в деньгах. Звёзды эстрады оказались нафиг не нужны со своим лирическим репертуаром, и пришлось им срочно осваивать песни в стиле «ёу, нигга». Рок вообще практически зачах, и старые звёзды сейчас по сути изображают динозавров; новые работают в жанре «Колбасня», либо их мало кто знает.

Так что давайте, ребята, ставьте тумц-тумц погромче, и вперёд, к полному разжижению мозгов зрителей.

О сознательном и подсознательном в музыке

Ещё немного мыслей по мотивам фестиваля «ВотЭтно», хотя эта тема к нему относится постольку поскольку.

Как-то шёл от фестивальной сцены к штабу, и по пути встретил мужчину, примерно моих лет, как оказалось, земляка. Он был на нашем мастер-классе в этот день, и признался, что на одной песне просто расплакался. При том, что вида был далеко не ботанического, да и вещества никакие не принимал; по виду типичный сибиряк. Тут, имхо, речь идёт про подсознательное воздействие музыки.

О народной музыке и попсе

В прошлой статье про раздраи в фольклоре упоминал тему опопсения традиционных песен и целых коллективов. Это, на мой взгляд, одна из центровых опасностей для подлинно народной культуры, потому что полуправда хуже лжи.

Я на эту тему уже многократно писал, но хотелось бы более предметно проехаться по этому аспекту, который фольклористы любят упомянуть, когда снобистски перемывают друг другу косточки.

Кому хватает упрямости, те лавируют, а кто «прогибается под изменчивый мир», того несёт по пути скатывания в попсу. И таких реально много, что не может радовать.

Про культурный базис и творения на его основе

Общие мысли про культурный базис

Про мультикультурализм и прочие творения

Здесь речь пойдёт уже про музыкантов.

Ещё раз про музыку и культуру

Источник

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Картинка про Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна

О музыке «лёгкой» и «серьёзной»: современность

Все мои поиски в направлении преодоления того разрыва, который существует между низким и высоким штилями, между интонациями бытовой музыки и интонациями музыки, выражающей, может быть, нечто очень важное, строгое, серьёзное и возвышенное, но теряющее какое-то реальное подкрепление в отрыве от тех интонаций.

(А. Шнитке, композитор)

Из высказываний о современных композиторах

Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Картинка про Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна

Прослушивание
Т. Н. Хренников. Что так сердце растревожено

Прослушивание
Д. Д. Шостакович. Песня о встречном

Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Картинка про Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна

Прослушивание
С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 1)

Прослушивание
С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 2)

Прослушивание
С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 3)

Прослушивание
С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 4)

Прослушивание
С. Губайдулина. Музыка к мультфильму «Маугли» (фрагмент 5)

Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Смотреть картинку Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Картинка про Что такое серьезная музыка и для чего она нужна. Фото Что такое серьезная музыка и для чего она нужна

Прослушивание
А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 1)

Прослушивание
А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 2)

Прослушивание
А. Шнитке. Музыка к фильму «Маленькие трагедии» (фрагмент 3)

Действительно, с наступлением ХХ века не только произошло размежевание на авторов «серьёзной» и «лёгкой» музыки, но также стало привычным негативное восприятие тех явлений музыки, какие не вписывались в границы академического искусства.

Однако сейчас разделение музыки на «лёгкую» и «серьёзную» перестало быть единственно возможной классификацией. С течением времени границы между этими видами музыкального творчества стираются, и единственным критерием остаётся художественный уровень произведения. Важно также учитывать, что в современной действительности «серьёзная» и «лёгкая» музыка всё чаще переходит от оппозиции к очевидному взаимодействию, нередко весьма плодотворному.

При этом и раньше «Серьёзные» композиторы нередко обращались к бытовому, в частности песенному, жанру. Их песни нередко становились ярким художественным достижением. Таковы, например, «Песня о встречном» Д. Шостаковича, «Москвичи» А. Эшпая, «Что так сердце растревожено» Т. Хренникова и многие другие. Эти песни в середине ХХ века пела вся страна.

Во второй половине ХХ века, благодаря развитию кинематографа, к созданию такой музыки привлекались А. Шнитке, Э. Денисов, Г. Канчели и другие известные композиторы-«академисты».

Для многих это было ещё и необходимым средством заработка, ведь композиторское творчество оплачивалось весьма скромно. Вот как вспоминает о своих работах крупнейший отечественный композитор София Губайдулина: «Я жила только композиторским трудом. А жанр киномузыки предоставлял возможность прожить. Кинорежиссёры, к фильмам которых я писала музыку, не зависели и не подчинялись Союзу композиторов. Они были свободны, и тут я была свободна. Сочиняла музыку и к документальным, и к мультипликационным, и к мосфильмовским картинам. Я поныне довольна своей музыкой к «Маугли», к киплинговской «Кошке, которая гуляла сама по себе», к «Балагану» Гарсиа Лорки. Назову ещё две картины, работу в которых проходной не считаю: «Каждый день доктора Калинниковой» и «Чучело» Ролана Быкова».

С этой оценкой трудно не согласиться. Музыка, написанная композиторами-профессионалами для кино- и мультипликационных фильмов, действительно отличается высокими художественными достоинствами. Для неё характерно не только органичное взаимодействие с воплощаемыми на экране образами и сюжетами, но и глубокая обобщающая роль. Неоднократно повторяясь на протяжении фильма, возникая в драматургически важные моменты, музыка приобретает черты лейтмотива, становится своеобразным персонажем повествования.

Послушайте музыку А. Шнитке к фильму «Маленькие трагедии» или С. Губайдулиной к мультфильму «Маугли», и вы обязательно обратите внимание на ту глубокую смысловую роль, какую способна привнести в экранное искусство только музыка.

Немного иной, хотя и не менее убедительный характер у музыки Г. Канчели к фильму «Мимино». Одной из её задач стало не просто образно-лирическое обобщение, но и воссоздание национального колорита происходящих событий. Композитору удалось создать музыку, отмеченную живым и тёплым юмором, и при этом мелодичную, глубоко самобытную и яркую.

Из отзывов о композиторской киномузыке

Пытаясь осмыслить изменения, произошедшие в музыке последних десятилетий, трудно объяснить все причины, выдвинувшие на первый план массовую музыку. Возможно, одну из причин следует искать в музыке академической. Чрезмерное увлечение различными технологическими экспериментами, наблюдаемое в значительной части академического творчества последнего столетия, привело к последствиям, о которых ещё сто лет назад никто не подозревал. Музыка перестала быть понятной современникам, так как зачастую она перестала обращаться к слушателю, к его мыслям и чувствам. Став искусством для профессионалов, некоторая часть академической музыки утратила своих слушателей.

В развлекательной музыке сохранилось многое из давнего метода понимания музыки: единство поэзии и пения, что было таким важным при зарождении музыки; единство слушателя и исполнителя; наконец, единство музыки и времени (развлекательная не может быть старше пяти-десяти лет, поскольку принадлежит настоящему). Благодаря ей можно лучше понять, чем была музыка в старину, ибо в своих пределах, при всей их ограниченности, развлекательная музыка является неотъемлемой частью жизни».

Таким образом, сам исторический опыт учит нас тому, что оценивать музыкальное произведение только по его принадлежности к тому или иному жанру бессмысленно. В каждом виде музыкально-творческой деятельности есть свои удачи и неудачи. Как справедливо сказал известный современный композитор Борис Тищенко, «музыка не бывает оперной, балетной, «лёгкой», «тяжёлой» и т. д. Она может быть только хорошей или плохой».


Вопросы и задания:

Источник

3.5. Восприятие серьезной и легкой музыки как социокультурная проблема

3.5. Восприятие серьезной и легкой музыки как социокультурная проблема

Кроме индивидуальных различий в восприятии, современная музыкальная психология выявляет отличия, обусловленные множественностью и разнообразием продуктов современной музыкальной культуры. При всей их многомерности явно складываются два полюса: на одном – музыка высокой традиции (по определению В. В. Медушевского), на другом – музыкальная масс-культура. В обиходе эти различия выражаются понятиями «серьезная» и «легкая» музыка.

Эти понятия подвижны и постоянно меняются с изменением общественного сознания, доминирующих художественно-музыкальных направлений, средств музыкальной выразительности и т. п. Под «легкой» музыкой в Западной Европе первой половины XIX века понимали вокальную или инструментальную музыку с неглубоким содержанием и обилием внешних виртуозных эффектов; сейчас такая музыка была бы воспринята как разновидность классики. Композиторы «Могучей кучки» боролись с засильем в России итальянской оперы, считая ее несерьезной музыкой. Оперетту называли «легким жанром» еще в ХХ веке; называют и сейчас, но уже скорее в смысле: легкий жанр в семействе серьезных. Оперетта (мюзикл) по содержанию музыки проще, чем, к примеру, опера и тем более симфония; ее интонационная и ритмическая организация не «возносит» человека, а «спускается» к нему. Но в сравнении с эстрадной музыкой, поп-музыкой, роком, рэпом и другими сегодняшними несерьезными жанрами оперетта – сложное, серьезное искусство.

На границе серьезной и легкой музыки сегодня находится джаз. В 1930-е – 1950-е гг. прошлого века (а в нашей стране и позднее) джаз был олицетворением музыки развлекательной. Если же снова провести сравнение с уже упоминавшимися направлениями популярной музыки, то джаз отличается от них гармонической и ритмической сложностью, которая ставит его вровень с классикой. Сейчас джаз выполняет две основные функции: гедонистическую и воспитательную. Первая делает его популярным, а вторая определяется тем, что джаз своей развлекательной стороной притягивает молодежь; в то же время общение с ним (слушание, исполнение и тем более импровизация) развивает фантазию, приучает слух к восприятию сложных гармоний и ритма, тем самым сужая поле для проникновения в сознание музыкального примитива и подготавливая почву для дальнейшего восприятия классики.

В целом можно констатировать постоянную либерализацию понятия «серьезная» музыка. Если ранее в него входила музыка, серьезная и по содержанию, и по структуре, то сейчас оно включает и музыку несерьезного содержания со сложной структурой. Отметим, что понятия «содержание» и «структура» применительно к музыкальному искусству сложны и требуют отдельных пояснений из области музыковедения, поэтому ограничимся указанием о том, что их разделение в некоторой мере условно.

Проблема соотношения в массовых предпочтениях так называемой «серьезной» и так называемой «легкой» музыки существовала всегда – по крайней мере, с возникновения профессионального музыкального творчества. Наряду с музыкой, предполагавшей углубленное, сосредоточенное восприятие, развивалась музыка для отдыха, в процессе слушания которой человек мог восстановить силы не путем переключения на другую деятельность, каковой является слушание серьезной музыки, а путем расслабления. В. И. Петрушин пишет по этому поводу: «Для развития личности человека необходимо восприятие музыки обоих жанров. То, что воспитывается в личности человека в процессе общения с музыкой одного плана, вероятно, не может быть замещено и возмещено музыкой другого» [7. С. 159]. Подобной точки зрения придерживается большинство музыкантов, в том числе «классических».

Вопрос заключается не в праве на существование того или иного типа музыки, а в их количественном соотношении. Большинство людей всегда предпочитает то, что легче, и лидировать в массовых предпочтениях, видимо, всегда будет легкая музыка. Но каким будет ее количественное преобладание – зависит от конкретной цивилизации и состояния культуры общества. В настоящий момент мы имеем основания полагать, что в России процесс массового распространения музыки низкого художественного уровня и подавления ею того, что мы называем классикой, принимает угрожающий характер. Важный критерий «серьезности» содержания музыки предлагает В. В. Медушевский. Ученый обращает внимание на то, что личность человека во многом есть его жизнь, причем прожитая не только реально, но и духовно, «промысленная в мечтаниях», прошедшая и сквозь художественную культуру. «Прожив некоторое время во внутреннем мире великой музыки, – пишет В. В. Медушевский, – слушатель нередко выходит во внешний мир духовно преображенным: мелочи жизни отодвигаются на дальний план, меркнут в сиянии открывшегося смысла жизни, который, впрочем, трудно сформулировать в словах» [3. С. 156-163]. Слушатель не отождествляет себя с композитором или неким лирическим героем произведения; он, слушая музыку, самоотождествляется, обретает самого себя, но не обыденного, а соответствующего лучшему, наиболее возвышенному из того, что таится в глубинах его психики. «С окончанием музыки кончается и полное чудес доминирование правого полушария, власть снова забирает рациональное левое полушарие. И все же я – уже другой. Кора ожесточения сброшена, сердце вновь свободно и доверчиво открыто сущему – это и есть катарсис» [Там же. С. 171].

Иначе говоря, серьезная музыка выполняет катарсическую функцию; она «поднимает» человека, выводит из его психики на поверхность (пусть кратковременно) лучшее из его потенциала (возможно, это и есть «верхнее бессознательное»). Нельзя проследить прямую зависимость между тем, что прослушал человек и что он сделал непосредственно в результате этого. Но в повторяющемся виде, путем накопления таких «обретений себя» классическая (в широком смысле) музыка направит к определенным положительным действиям, так же как музыка, стоящая на противоположном художественном полюсе, при систематическом слушании может подтолкнуть к действиям разрушительной направленности («нижнее бессознательное», инстинкты). «Обретение лучшей части себя» есть результат серьезного внутреннего труда, и в том числе поэтому такую музыку, при восприятии которой оно происходит, называют серьезной. Можно ли провести строгую разделительную черту между, предположим, симфонией Бетховена, которая такого труда, несомненно, требует, и мюзиклом, слушать который значительно легче и при слушании которого мы, следовательно, «поднимаемся» к не столь уж высоко отстоящим от обыденности слоям своей психики?

Вероятно, черты здесь вообще нет. Подобно тому, как цвета спектра переходят один в другой, музыка теряет «серьезность» или, напротив, обретает ее (в зависимости от того, как мы расположим разные произведения) постепенно. «Спускаясь» от музыки композиторов венской классической школы, мы можем постепенно прийти к современным популярным направлениям. Поэтому вопрос о том, к какому художественному уровню, к серьезной или легкой музыке принадлежит то или иное явление, лучше решать педагогам и музыковедам вместе, в зависимости от конкретной ситуации.

В. И. Петрушин, проводя сравнение особенностей легкой и серьезной музыки, особое внимание обращает на разную роль в них мелодии и гармонии, с одной стороны, и ритма – с другой. Общим для музыкального языка серьезной музыки – добавим, что самых разных ее уровней – является ведущая роль мелодии и гармонии. В легкой музыке ведущая роль однозначно принадлежит ритму, а музыкальные переживания находят выражение не в образах и эмоциях, а в движениях, чаще коллективного характера [7. С. 157].

В большей части произведений указанных направлений мелодии как таковой нет вовсе. Нет не потому, что она «растворяется» в гармонии и фактуре, как во многих произведениях «серьезных» композиторов ХХ века, а потому, что ее просто нет (как зачастую и гармонии). Зато их отсутствие восполняет ритм, роль которого увеличена не благодаря его сложности, а благодаря огромному усилению низкочастотной звучности. Находясь на улице современного города, человек иной раз ощущает себя в окружении чего-то подобного африканским «тамтамам»: низкочастотный ритм вне всех прочих средств музыкальной выразительности «бьет» из окон офисов, магазинов, киосков и машин, вырывается из наушников на головах молодых людей. Большинство уверенно называет это музыкой.

Что же означает такое массовое предпочтение ритма всем иным средствам музыкальной выразительности? Ученые, исследовавшие феномен музыкального сознания, установили, что одной из предпосылок его возникновения является «телесность» – способность человеческого тела производить определенные звуки и совершать ритмичные движения. Существует понятие «одетые» и «раздетые» народы. «Одетые», то есть народы, проживавшие в холодном климате, создавали музыку, ориентированную преимущественно на изменения высоты звука. «Раздетые» – жители теплых климатических зон – предпочитали движения под ритмичный стук ударных инструментов.

Известно, что именно «раздетые» народы частично продолжают пребывать в состоянии дикости и сегодня. Есть основания задуматься над тем фактом, что большинство цивилизованного населения предпочитает музыку, по содержанию и структуре практически не отличающуюся от музыки африканских или тихоокеанских дикарей.

В таком предпочтении, отдаваемом ритму, играет роль то, что музыкально-ритмическое чувство изначально присуще большинству людей. На этом построены, как известно, системы музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза и К. Орфа. Педагог, начиная работать с ребенком, имеющим очень маленький музыкальный и социальный опыт, старается «высвободить» или «развязать» его природный ритм, чтобы в дальнейшем на эту основу накладывалось формирующееся восприятие мелодии и других средств музыкальной выразительности.

Эти же механизмы, по-видимому, действуют и применительно ко вполне взрослым людям, которые под навязчивый ритм произведений современных популярных направлений «высвобождают» свой природный ритм, начинают совершать импульсивные движения – но, в отличие от маленьких детей в группах музыкально-ритмического воспитания, этим и заканчивают. Такая полугимнастика-полурелаксация, наверное, приносит определенную пользу организму. Проблема заключается в том, что эти люди, занимаясь деятельностью физической направленности, уверены, что они слушают музыку, и иной музыки, кроме этой, не знают и знать не хотят. В целом, видимо, можно определить границу, за которой начинается музыка «несерьезная» (или попросту плохая, граничащая с немузыкой), в области примитивизма структуры, вплоть до сведения к минимуму или полного отсутствия важнейших средств музыкальной выразительности – мелодии и гармонии. Можно также констатировать безусловное предпочтение большинством молодежи именно такой музыки.

Может быть, однозначное предпочтение низкопробной музыки у нас – только молодежное явление, и, переходя в другой возраст, люди обращаются к другой музыке? К сожалению, нет. Конечно, «бешеные» ритмы рока не подходят людям среднего и старшего возраста, но они чаще всего переключаются не на классику, а на более умеренные в ритмическом отношении виды развлекательной музыки (шансон, «попса» и др.), сохраняя, таким образом, уровень, не поднимаясь над ним.

Печальные прогнозы для музыкального воспитания молодежи подкрепляются тем, что родители нынешних подростков, а также их родители и даже предыдущее поколение уже были в массе отлучены от высокой музыкальной культуры.

Данная проблема в целом может решаться только широким комплексом социально-культурных и педагогических мер. Задачей психологов и музыковедов должно являться разъяснение механизмов музыкального восприятия, в том числе связанных с особенностями восприятия серьезной и легкой музыки; акцентировка социальной значимости изменения массовых предпочтений в сторону музыки высокой традиции; предупреждение общества о возможных социально-психологических последствиях дальнейшего неконтролируемого распространения малохудожественной музыки, а также тесное сотрудничество в этих вопросах с музыкантами-педагогами.

1. Бонфельд М. Ш. Понимание музыки: основные стадии процесса / Проблемы и перспективы музыкального образования в ХХI веке: материалы научно-практической конференции. М., МПГУ, 2000. С. 165-167.

5. Назайкинский Е. В. Некоторые особенности музыкознания на исходе ХХ в. / Преподаватель (Музыкант-педагог). 1999 г, № 4. С. 15-20.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Уроки музыки до рождения

Уроки музыки до рождения • Кроха начинает реагировать на звуки уже с 5-го месяца внутриутробной жизни. Сначала он воспринимает их костной системой, а ближе к 22-й неделе начинает слышать ушами.• Первая и самая приятная для него мелодия – биение вашего сердца. Еще он слышит,

УРОКИ МУЗЫКИ

УРОКИ МУЗЫКИ Проведите маленький эксперимент: попробуйте в течение дня прислушиваться к «звуковой атмосфере», в которой существует ваш ребенок. Что он слышит? Радио, телевизор, кассеты и диски, разговоры в доме и на улице, транспортные сигналы… Маленький ребенок часто

Восприятие

Восприятие Как считают психологи, совершенствование восприятия происходит в процессе тех действий, которые требуют различать цвета, формы, величину и классифицировать предметы по тем или иным признакам. Для развития восприятия ребенку необходимы однотипные предметы с

3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 3.1. Общая характеристика музыкального восприятия Музыкально-познавательные процессы представляют собой психические процессы, предметом и областью развертывания которых является музыка. Общая психология называет в качестве основных

3.4. Особенности восприятия музыки детьми

3.4. Особенности восприятия музыки детьми Музыкальное восприятие имеет, помимо прочих, возрастные закономерности. Процесс восприятия музыки начинается в раннем детском возрасте, и психические особенности ребенка на каждом возрастном этапе оказывают воздействие на ход

Восприятие величины у ребенка

Восприятие величины у ребенка Попробуйте поставить себя на место малыша и, вспомнив детство, представить окружающий мир. Дети рождаются очень близорукими. Более-менее четко новорожденный ребенок может видеть лишь на расстоянии до 20 см, именно столько нужно для

Восприятие и понимание речи

Восприятие и понимание речи Развитие и формирование речевой способности как ребенка, так и взрослого, овладение человеком речью, если обучение ей строится на онтогенетических началах, начинается с процессов речевого восприятия и распознавания речевых сигналов.

4. Учитель музыки

4. Учитель музыки В самом характере педагогического творчества учителя музыки есть своя особенность. Она заключается в потребности отдавать другим то, что узнал сам. Учитель музыки – это «человек отдачи», в котором живет неистребимое желание просветительства: получая –

3. Технология подготовки урока музыки

3. Технология подготовки урока музыки Школа в немалой степени – производство, успех которого зависит от научно обоснованной и практически проверенной технологии. Кстати, у древних греков понятие «технология» означало «мастерство». В этой технологии профессионального

Глава 1 План и конспект урока музыки

Глава 1 План и конспект урока музыки Уроки музыки в начальной школе должны быть прежде всего интересными и полезными для учеников. При скуке нет музыки. В начальной школе особенно важно находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними

1. Восприятие музыки

1. Восприятие музыки Музыкальный вид деятельности – слушание музыки дает возможность познакомить детей с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки. В процессе восприятия музыки

20. Восприятие движения и движение восприятия

20. Восприятие движения и движение восприятия Возраст: 5–8 месяцевУровень сложности: высокийОбласть исследований: чувственное восприятиеЭкспериментПроведите этот эксперимент дважды: с пяти– или шестимесячным ребенком, пока он еще не начал ползать, и вскоре после его

Восприятие

Восприятие Обсуждение приемов преподавания будет неполным без разговора об органах восприятия и способах получения информации. Достаточно обрывка воспоминаний, чтобы вы оказались в прошлом, в забытом месте, среди знакомых лиц. Когда играют золотые хиты, сознание выдает

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *