Что такое сестринская педагогика

Сестра

Что такое сестринская педагогика. Смотреть фото Что такое сестринская педагогика. Смотреть картинку Что такое сестринская педагогика. Картинка про Что такое сестринская педагогика. Фото Что такое сестринская педагогика

Что такое сестринская педагогика. Смотреть фото Что такое сестринская педагогика. Смотреть картинку Что такое сестринская педагогика. Картинка про Что такое сестринская педагогика. Фото Что такое сестринская педагогика

Функции медицинской сестры в настоящее время расширяются благодаря реформам в здравоохранении. При этом одной из важнейших составляющих профессиональной деятельности является сестринская педагогика — передача пациенту и его родственникам необходимых знаний, умений и навыков.

Эффективность сестринского процесса напрямую зависит от грамотности и профессионализма медицинской сестры. Когда пациент утрачивает способности к самообслуживанию, на помощь приходит медицинская сестра. Но не только для того, чтобы помочь произвести необходимые действия. Гораздо более важная задача медицинской сестры — обучить пациента в сложившихся условиях самому себя обслуживать.

Таким образом, одна из основных функций медицинской сестры — обучение, проводящееся в различных жизненных сферах.

Сферы обучения пациента

Познавательная сфера — способность к восприятию нового, анализу и синтезу, абстрактному мышлению, способности отличать приоритетную информацию от второстепенной.

Эмоциональная сфера — ответственна за настроение пациента в измененных условиях жизни, проявляется в зависимости от свойств личности (добросердечия или злобности, впечатлительности или черствости и т.п.). При наблюдении за пациентом медицинская сестра отмечает изменения внешнего вида и поведения пациента.

Психомоторная сфера — способность пациента к обучению новым навыкам благодаря своей умственной и мышечной деятельности, психологическая, физическая и эмоциональная готовность к обучению.

Социально-психологическая сфера — сложившаяся гражданская позиция пациента, личностные и интеллектуальные способности, умение правильно оценить ситуацию и собственные силы, выносливость, отношение к процессу обучения.

В педагогической ситуации, т.е. при обучении пациента и/или его родственников, сами обучаемые моут выполнять следующие функции:

Содержание обучения

Основное направление в содержании обучения пациента — сохранение его здоровья и поддержание максимально комфортного качества жизни. Для медицинской сестры важно разбираться в новых технологиях обучения, уметь определять приоритетные задачи обучения, использовать понятные для пациента и его семьи термины. Исходя их всего этого, можно определяться, чему и как обучать.

В процессе обучения следует определить последовательность, систематичность, глубину подаваемых знаний соответственно способностям и возможностям обучаемых.

Основное содержание сестринской педагогики — формирование умений и навыков обращения с предметами ухода, помощь в овладении навыками самоухода и принципам оказания неотложной помощи. При этом пациенты должны активно вовлекаться в практическую деятельность. Такой подход способствует скорейшему формированию необходимых навыков и формирует новые потребности и интересы.

Планирование и оценка эффективности и качества обучения

Сестринская педагогика предполагает организацию процесса обучения медицинской сестрой. Весь процесс должен состоять из формулировки мотива обучения, построения его плана, реализации и контроля и оценки результата. Планирование процесса обучения проводится совместно с пациентом, исходя из его индивидуальных возможностей и наиболее приемлемого времени для обучения.

Задачи медицинской сестры:

Эффективность обучения пациента и его родственников определяется достижением поставленных в плане целей.

Важнейшим навыком для медицинской сестры в процессе сестринской педагогики считается коммуникативный. Большую роль играют знания в области психологии, а также такие личностные качества, как такт, терпение, оптимизм, настроенность на положительный результат.

Источник

Сестринская педагогика как основа обучения пациента и его семьи

Характеристика особенностей обучения в сестринском деле. Исследование значения коммуникативных навыков, педагогического такта для обучения медицинской сестры. Рассмотрение основ обучающей функция медицинской сестры в учреждениях здравоохранения.

РубрикаМедицина
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления09.12.2020
Размер файла18,2 K

Что такое сестринская педагогика. Смотреть фото Что такое сестринская педагогика. Смотреть картинку Что такое сестринская педагогика. Картинка про Что такое сестринская педагогика. Фото Что такое сестринская педагогика

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

“Сестринская педагогика как основа обучения пациента и его семьи”

1. Методы обучения в сестринском деле

3. Этапы процесса обучения

Список использованных источников

Долг медицинского работника предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально-этических и правового регулирования медицинской деятельности. Например: медицинская сестра не всегда может оказаться рядом с пациентом, или он выразил желания лечиться на дому. Некоторые манипуляции он может совершать самостоятельно. Так же инструкции в тех или иных ситуациях, когда помощь требуется незамедлительно, или же чтобы пациент дожил до приезда квалифицированных врачей.

1. Методы обучения в сестринском деле

Сестринская педагогика имеет следующие цели:

· коррекция существующего образа жизни;

· адаптация пациента к хронической болезни.

Медицинской сестре приходится работать с разными категориями пациентов, сталкиваться с рядом проблем, требующих терпения, тактики и специальных знаний.

К методам обучения в сестринском деле относится:

· словесный (устное изложение, инструктаж, убеждение в проведении медицинского обследования, консультирование и т.д.);

· наглядный (демонстрация различных видов шприцев, иллюстраций, атласов, видеофильмов, презентаций и т. д.);

· практический (отработка самих манипуляций: измерение температуры тела, измерение артериального давления, правила пользования карманным ингалятором, небулайзером и т.д.).

Обучение пациента, его родственников включается в сестринский процесс. Сестринский процесс дает возможность систематизировать работу медсестры, выбирать приоритетные направления, планировать и выполнять действия, оценивать их результат вместе с пациентом. Вместе с тем выполнение функции обучения во многом определяется умением медсестры осуществить этапы учебного процесса от предварительного определения уровня знаний и умений пациента до оценки результатов обучения. Процесс обучения должен быть правильно построен, цели и задачи определены заранее. Таким образом, реализация обучающей функции медсестры требует от нее специальных знаний и умений в области медицинской педагогики и психологии.

Ещё медицинская сестра посредством обучения поднимает общий санитарно-гигиенический уровень, то есть учит правилам личной гигиены, что в свою очередь снижает риск заболевания.

Обучающая функция медицинской сестры в учреждениях здравоохранения имеет огромное значение, так как она ближе всех к страданиям больного, и сегодня на нее ложится часть функций, которые раньше выполнял врач.

Для того, чтобы обучать медицинская сестра должна обладать необходимыми коммуникативными навыками, обладать педагогическим тактом, знать теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин. сестринский педагогический медицинский

3. Этапы процесса обучения

После оценки, происходит формулирование проблемы пациента, связанные дефицитом знаний и умений и решить, кто из профессиональных работников может помочь, или проблемы которые м/с может решить самостоятельно (сестринский диагноз).

Медицинская сестра определяет содержание обучения. Для этого она должно разбираться в новых технологиях обучения, уметь выделять ключевые идеи процесса обучения, использовать понятия, термины, доступные обучаемому. Последовательность, схематичность, глубина передаваемых знаний и умений определяются возрастными возможностями, состоянием, степенью познавательной активности личности пациента. Содержание обучения отражает в индивидуальном плане обучения. Основным направлением в содержании обучения пациентов для м/с является сохранение здоровья, поддержание определённого уровня здоровья или качества жизни.

Список использованных источников

2. С.А. Мухина, И.И. Тарновская “Теоретические основы сестринского дела”, учебник, 2-е издание, исправленное и дополненное, г. Москва, “ГЭОТАР-Медия”, 2014 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Обязанности медицинской сестры. Сохранение и укрепление здоровья и подготовка пациента к максимальной адаптации к болезни. Приемы обучения больных. Познавательные, эмоциональные и психомоторные методы обучения пациентов. Виды и компоненты учебных занятий.

презентация [799,2 K], добавлен 14.03.2017

Анализ познавательной, эмоциональной и социально-психологической сфер обучения. Виды учения и способы обучения. Этапы процесса обучения. Оценка потребностей пациента и его семьи в обучении. Интерпретация проблем пациента, связанных с дефицитом знаний.

реферат [16,4 K], добавлен 08.01.2014

Общение в сестринском деле как одно из важных умений, необходимых для качественной деятельности медицинской сестры, его функции и методы. Уровни и средства, отличительные особенности вербального, невербального общения. Значение умения эффективно слушать.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 15.10.2015

Возрастание роли медицинской сестры-организатора и проблемы управления персоналом в учреждениях здравоохранения. Анализ использования современных технологий и оборудования в работе ЦСО клинической больницы для повышения качества медицинской услуги.

дипломная работа [6,5 M], добавлен 17.06.2011

Изучение бронхиальной астмы как наиболее распространенного хронического заболевания у детей и взрослых. Рассмотрение основ деятельности медицинской сестры профилактике бронхиальной астмы у детей. Углубленный анализ роли медицинской сестры в Астма–школе.

презентация [19,8 M], добавлен 16.06.2015

Источник

Обучение в сестринском деле (сестринская педагогика): задачи и содержание обучения. Способы обучения. Этапы обучения

Что такое сестринская педагогика. Смотреть фото Что такое сестринская педагогика. Смотреть картинку Что такое сестринская педагогика. Картинка про Что такое сестринская педагогика. Фото Что такое сестринская педагогика

ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ (сестринская педагогика): Задачи и содержание обучения. Способы обучения. Этапы обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение данной темы необходимо, так как знание этапов обучения помогает правильно построить процесс обучения пациента и, следовательно, помочь ему.

ПЕДАГОГИКА – это наука о воспитании и обучении человека. Предметом педагогики как области научного познания является:

    воспитание; обучение творческое развитие личности

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА – это та область сестринской деятельности, в которой медсестра может проявить свой творческий потенциал, опираясь на профессионализм. Эта деятельность сталкивает медицинскую сестру с рядом проблем, требующих терпения, такта и специальных знаний Медицинская сестра должна владеть методами и приемами обучения.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Содержанием обучения пациента и его родственников элементам сестринского уходя является поддержание определенного уровня здоровья пациента, качества жизни, которое обеспечит достойную жизнь в новых для пациента условиях, связанных с заболеванием.

Что такое сестринская педагогика. Смотреть фото Что такое сестринская педагогика. Смотреть картинку Что такое сестринская педагогика. Картинка про Что такое сестринская педагогика. Фото Что такое сестринская педагогика

В период реформ сестринского образования, расширяются функции медицинской сестры. Изменения, происходящие в различных сферах нашего общества, определяют стратегию сестринской деятельности. Насколько грамотно и профессионально медсестра будет выполнять свои обязанности, настолько эффективными будут сестринская помощь и сестринский процесс в конкретном лечебном учреждении.

Сестринский процесс формирует картину будущей сестринской работы, где одним из методов сестринской деятельности (вмешательства) является обучение пациентов и их родственников, непосредственное общение.

Если профессиональную квалификацию медсестры не всегда могут распознать пациент и его близкие, то нравственный облик обнажается без труда. Морально-нравственная неустойчивость, отсутствие этических и деонтологических норм поведения у медсестры несовместимы с избранной профессией. Сопереживание и милосердие должны стать внутренним содержанием, стержнем медицинской сестры.

Чтобы научить пациента выполнять действия, направленные на развитие утраченных в связи с болезнью способностей обслуживать себя, медсестре необходимы знания сфер обучения пациента, на которые она сможет профессионально воздействовать.

1. Познавательная сфера – направлена на умение пациента анализировать и синтезировать, а также абстрактно мыслить, используя полученные из окружающей среды знания, впечатления.

2. Эмоциональная сфера – характеризует настроение, зависит от эмоциональных свойств личности: впечатлительности, сентиментальности, отзывчивости, черствости и т. д. Наблюдая за пациентом, медсестра отмечает изменения внешнего вида:

    злобный – указывает на нарушение потребности общаться, обусловленной нарушением эмоциональней сферы, психическим заболеванием, дефектами характера и воспитания, плохим самочувствием; испуганный – указывает на страх, изменения психики (фобии, невроз и др.), особенности темперамента (меланхолик), мнительность, лабильность; апатичный – чаще по темпераменту «флегматик», могут быть патологические изменения сферы (апатия), патология воли (абулия или гипобулия), а также индивидуальные особенности характера; растерянный – указывает на страх (незнание сути предстоящих обследований, плана лечения, прогнозов болезни и т. д.); не может найти себе места – трактуется как психомоторное возбуждение, страх перед предстоящими обследованиями, операциями, манипуляциями и др., боль, эмоциональный шок; состояние аффекта – вспышка эмоциональной сферы, кратковременное по времени; уравновешенный – является нормой поведения, устойчивого эмоционального состояния; признаки тревожности – потирание рук, напряженность в позе, голосе – являются признаками неустойчивого эмоционального состояния или особенностями характера (мнительность), указывают на наличие страха перед манипуляциями, предстоящим обследованием и т. д.

3. Психомоторная сфера – характеризует изменение настроения, чувств, двигательную активность пациента, зависит от психомоторного развития личности, общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.

Медсестра оценивает, как пациент спит, ходит, стоит во время беседы, часто ли меняет положение тела. Если во время разговора пациент пытается дотронуться до Нас, то это может являться индивидуальной особенностью личности, национальными особенностями, патологией ощущений, психическим заболеванием, тактикой выражения отношения к собеседнику.

Часто пациенты активно жестикулируют, что не соответствует ходу разговора, а активная жестикуляция возникает в ответ на внутреннее напряжение. Такое состояние может указать на нервно-психическое заболевание, патологию двигательно-волевой сферы, эмоциональной сферы (эйфория, истерия). Двигательная скованность может явиться результатом патологии опорно-двигательного аппарата, патологии сознания (сопор, ступор), патологии эмоциональной сферы (депрессия, тоска, уныние), соматических и психических заболеваний. Жесты плавные, подчеркивающие смысл сказанного являются нормой поведения. К психомоторной сфере пациента относится и манера говорить. Медсестра должна уметь распознать манеру говорить и дать трактовку речи пациента.

Источник

Здоровье человека

Лечение, диагностика и профилактика

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Предметом педагогики как области научного познания является вос­питание и обучение.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук­репить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

2) максимальная адаптация к болезни.

Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состо­ит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близ­кие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего ос­новных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профес­сиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обу­чения пациента, а в случае необходимости, и его близких.

Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ: их три:

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

— словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

Например: (шаги по измерению АД, см. ниже задачу).

К приемам относятся:

1) Восприятие (наблюдение).

2) Запоминание (повторение, составление логических схем, выделе­ние опорных сигналов).

3) Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобще­ние, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной об­становке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполне­ния привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), пред­ставляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового об­раза жизни).

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закре­пить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструк­тора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация сти­мулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепле­ния и восстановления своего здоровья.

1) социальные (пациент и.общество)

2) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть позна­вательный интерес

УСПЕШНОЕ ОБУЧЕНИЕ НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).

— карьера и так далее.

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬ­НАЯ. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кро­потливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

1) Соответствующим подбором содержания обучения.

Содержание должно быть доступным, последовательным, интерес­ным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.

2) Разнообразием формы обучения:

— деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)

— беседа и так далее.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть ПОЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.

Источник

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Студенты должны ЗНАТЬ:

· сферы и способы обучения;

оценить потребность в обучении;

· оценить исходный уровень знаний, умений пациента;

· оценить способность к обучению;

· определить содержание обучения;

· составить индивидуальный план обучения и реализовать его;

· оценить качество и эффективность обучения.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

1. Определение сестринской педагогики. Сущность.

2. Определение обучения в сестринском деле.

3. Задачи обучения в сестринском деле.

7. Понятия формальных и неформальных методов обучения.

8. Мотивация к обучению.

9. Способность, определение, виды.

10. Готовность пациента к усвоению информации.

11. Этапы процесса обучения. Требования к каждому этапу.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Предметом педагогики как области научного познания является вос­питание и обучение.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

1) пропаганда здорового образа жизни, позволяющая сохранить и ук­репить здоровье (или коррекция существующего образа жизни);

2) максимальная адаптация к болезни.

Таким образом, СУЩНОСТЬ СЕСТРИНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ состо­ит в передаче знаний, умений и навыков от медицинской сестры пациенту или его близким в процессе обучения. В результате пациент или его близ­кие усваивают и формируют навыки для удовлетворения прежде всего ос­новных жизненно-важных человеческих потребностей. От уровня профес­сиональной подготовки медсестры, ее знаний, опыта зависит процесс обу­чения пациента, а в случае необходимости, и его близких.

Обучение является одной из функций в деятельности медсестры.

СФЕРЫ ОБУЧЕНИЯ: их три:

Медсестра должна владеть методами и приемами обучения.

К МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

1. словесный (устное изложение, рассказ, беседа)

Например: шаги по измерению АД.

желаемого результата в обучении.

К приемам относятся:

1. Восприятие (наблюдение).

2. Запоминание (повторение, составление логических схем, выделе­ние опорных сигналов).

3. Приемы мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобще­ние, коррекция).

ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ФОРМАЛЬНЫМ И НЕФОРМАЛЬНЫМ.

ОБУЧЕНИЕ пациента в ЛПУ или дома относится к формальной об­становке, когда медицинская сестра обучает навыкам, приемам выполне­ния привычных (повседневных) действий, например: умывания, одевания, приема пищи.

К неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например: как уберечь себя и близких от ВИЧ-инфекции, гепатита С и так далее), пред­ставляет информацию, необходимую для соблюдения ЗОЖ (здорового об­раза жизни).

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закре­пить навыки, полученные им у других специалистов, например: инструк­тора ЛФК, массажиста, диетолога и так далее).

Процесс обучения должен быть мотивирован. Именно мотивация сти­мулирует отношение пациента к обучению с целью сохранения, укрепле­ния и восстановления своего здоровья.

4) мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, то есть позна­вательный интерес

3) мотивы, связанные с творчеством (например, пациент левша, как бы не пытались обучить действовать по алгоритму, он будет делать по-своему).

— карьера и так далее.

ДЛЯ КАЖДОГО ОБУЧАЕМОГО МОТИВАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬ­НАЯ. Медицинская сестра тактично, уважительно, терпеливо, а иногда и настойчиво выясняет мотивы к обучению и на них ориентируется в кро­потливом, последовательном, порой очень сложном и трудном учебном процессе.

Устойчивую положительную мотивацию формируют двумя путями:

Ø Соответствующим подбором содержания обучения.

Содержание должно быть доступным, последовательным, интерес­ным, с элементами новизны, обязательно открытым для пациента или его окружения.

Ø Разнообразием формы обучения:

— деловая игра (для пациента лучше использовать ролевые игры)

— беседа и так далее.

Для достижения желаемого результата обучение должно быть ПО­ЛИМОТИВИРОВАННЫМ и ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫМ.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕ­НИЯ:

· отзывчивость и сердечность;

· способность понять проблемы пациента;

· высокий профессионализм, грамотная речь;

· умение контролировать себя, не поддаваться эмоциям;

· умение настроить себя на задушевность, конфиденциальность;

· умение выбрать оптимальный метод воздействия на пациента;

· мотивировать обучение, используя жизненные ценности.

Большое значение имеет способность медсестер к организации учеб­ного процесса.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ медсестры, необходимые в педагогической деятельности:

o педагогический такт

o внутренняя культура (если культуры нет в сердцах людей, то нигде больше ее быть не может)

o интеллектуальный уровень

o самостоятельность в действиях

o самообладание активность

o высокая профессиональная подготовка

Ваше поведение при обучении должно внушать уважение к Вам, соз­дать у пациентов уверенность, что Вы все знаете и все умеете, что Вам можно смело доверить свое здоровье и жизнь.

Важно заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений, навыков и правильно выбрать момент, когда паци­ент готов усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к усвоению информации зависит от:

Итак, осуществляя процесс обучения наI этапе сестринского процес­са, медсестра, собрав необходимую информацию о пациенте, должна:

1. заручиться поддержкой пациента (желание учиться, мотивация),

2. определить, чему учить, как учить, зачем учить.

Это возможно только в том случае, если медсестра правильно опреде­лила, удовлетворение каких жизненно важных потребностей нарушено у пациента.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *