Что такое сетевая форма реализации образовательных программ это
Что такое сетевая форма реализации образовательных программ это
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.
Сетевая форма обучения
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 9
Одной из современных форм организации обучения является сетевая (сетевое обучение). Данный способ получения образования наиболее применим при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. Как организуется сетевое обучение, как оформляются взаимоотношения между его участниками и каков порядок его финансирования, рассмотрим в данной статье.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сетевое обучение осуществляется на основании договора между образовательными и иными организациями, участвующими в его реализации. Эти организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Правовые основы сетевого обучения
При реализации образовательных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Законом об образовании.
Такая форма обучения обеспечивает учащимся свободный доступ к современной инфраструктуре, технологиям и средствам получения образования.
Сетевое обучение может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. При формировании сетевой структуры заключается договор между ее участниками о совместной деятельности. Предметом договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона об образовании в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими соответствующими для реализации образовательной деятельности возможностями, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.
Частным случаем договора о сетевом взаимодействии является договор об организации обучения, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и иной организацией, ответственной за подготовку и организацию образовательного процесса с использованием собственной материально-технической базы, за информирование, набор слушателей и комплектование учебных групп. Этот договор по своему содержанию также представляет собой договор возмездного оказания услуг. Ответственность за качество образования, соблюдение лицензионных требований при использовании материально-технической базы сторонней организации и иных ресурсов при этом несет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Сетевая форма обучения предполагает проведение образовательной организацией, проектирующей образовательную программу, всестороннего исследования рынка доступных образовательных ресурсов и средств обучения с целью выбора партнера (партнеров) по сетевому взаимодействию.
В целях разработки различных по своему содержанию образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса может привлекаться профессорско-преподавательский состав других организаций, а также специалисты и консультанты различных сфер деятельности, в том числе организаций, предоставляющих материально-техническую, научно-техническую и организационно-методическую базу для проведения практики, стажировок как формы обучения и иных практико-ориентированных мероприятий.
Взаимоотношения между организацией, разрабатывающей образовательные программы, и привлекаемым внешним персоналом могут строиться на основе договоров гражданско-правового характера.
Качество образования в сетевой форме определяется:
Условия применения сетевой формы обучения
Условиями применения сетевой формы организации образования являются:
Инициаторами применения сетевых форм обучения могут выступать:
Организация образовательного процесса в сетевой форме осуществляется с привлечением материально-технических, научно-технических, учебно-методических, организационно-методических, информационно-коммуникационных и иных ресурсов и средств обучения организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также силами научно-педагогических, педагогических и иных работников этих организаций.
Управление ресурсами и совместной деятельностью осуществляется на основе:
а) договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организациями (управление взаимодействием);
б) положения об интегрированной структуре (образовательном или научно-образовательном консорциуме, центре, комплексе, лаборатории).
Особенности заключения договора и ответственность за его реализацию
Заказчиком может выступать физическое лицо (сам обучающийся или иное заинтересованное лицо, оплачивающее образовательные услуги) или юридическое лицо, направляющее обучающегося (обучающихся) для прохождения обучения по образовательной программе в целях непрерывного образования взрослых.
Образовательная программа, реализуемая в сетевой форме, должна быть согласована с партнерами по сетевому взаимодействию и утверждена образовательной организацией в установленном порядке.
Разработанная и согласованная участниками сетевого взаимодействия образовательная программа является приложением к договору об образовании, заключаемому между организацией и заказчиком платных образовательных услуг. Организация обязана обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательной программой и условиями договора.
Договор об образовании в сетевой форме заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения (разд. 3.2 Методических рекомендаций):
Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение и обучающихся, или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ.
При обнаружении недостатков или существенных недостатков платных образовательных услуг, в том числе при нарушении сроков, изменении объемов оказания услуг или содержания образовательной программы, обнаружении иных недостатков, влекущих ответственность со стороны исполнителя в порядке, предусмотренном Правилами N 706, ответственность возлагается на организацию-исполнителя, заключившую договор об образовании с заказчиком.
Заключение договора о сетевом взаимодействии может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты образовательной организации: правила внутреннего распорядка, порядок оплаты труда педагогических работников, коллективный договор и иные документы.
Особенности организации образовательного процесса в сетевой форме
Договор об образовании является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы в сетевой форме.
При разработке образовательной программы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации учитываются требования профессиональных стандартов, квалификационные и иные требования.
Образовательная программа согласовывается образовательной организацией с другими организациями, участвующими в ее разработке, а также при необходимости с заказчиком и утверждается образовательной организацией. В случае если договором о сетевом взаимодействии предусмотрено получение обучаемым при успешном завершении обучения документов об образовании (квалификации) нескольких организаций, участвующих в реализации образовательной программы, программа утверждается всеми организациями, участвующими в ее реализации при организации непрерывного образования взрослых в сетевой форме.
Учебный план, календарный учебный план (график), расписание занятий и иные документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности, разрабатываются образовательной организацией и согласовываются с организациями, участвующими в сетевом взаимодействии.
Расписание занятий составляется с учетом видов учебной нагрузки, места фактического прохождения обучения или используемых дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Организация образовательного процесса регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации, которые должны предусматривать возможность реализации образовательной программы в сетевой форме.
Место проведения обучения, характер используемых материально-технических, учебно-методических и иных ресурсов, место хранения учебной документации определяются договором о сетевом взаимодействии между организациями.
При обучении по индивидуальному учебному плану индивидуальный годовой календарный график и индивидуальное расписание занятий разрабатываются и утверждаются образовательной организацией и согласовываются с организациями, ресурсы которых планируется использовать при обучении. При этом индивидуальный учебный план может определять количество часов на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, при условии обеспечения обучающегося необходимыми ресурсами.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении учебных курсов, дисциплин, модулей, видов учебной деятельности засчитываются образовательной организацией независимо от места фактического прохождения промежуточной аттестации.
Проведение итоговой аттестации осуществляется организацией, заключившей договор об образовании с заказчиком.
По окончании обучения обучающиеся, прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о квалификации, форму которого устанавливает организация самостоятельно. По соглашению между организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме, могут быть выданы несколько документов о квалификации, если это предусмотрено совместно разработанной образовательной программой и договором о сетевом взаимодействии.
Учет рабочего времени и оплата труда преподавателей, в том числе профессорско-преподавательского состава, осуществляются на основании локальных нормативных актов организации, с которой заключается трудовой договор или договор гражданско-правового характера. При участии в сетевом обучении преподавателей из нескольких организаций оплата труда осуществляется каждой из них самостоятельно, если договором о сетевом взаимодействии не предусмотрено иное.