Что такое сетевая технология в образовании
уЕФЕЧЩЕ ФЕИОПМПЗЙЙ Ч ПВТБЪПЧБОЙЙ. уЕФЕЧЩЕ УППВЭЕУФЧБ ПВНЕОБ ЪОБОЙСНЙ
тБЪЧЙФЙЕ ФЕМЕЛПННХОЙЛБГЙПООЩИ ФЕИОПМПЗЙК Ч ТЕЗЙПОЕ РТЙЧПДЙФ Л ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙА ТБЪМЙЮОЩИ УЕФЕЧЩИ УППВЭЕУФЧ. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧП ЧУЕН НЙТЕ Ч ПВМБУФЙ ПВТБЪПЧБОЙС ТБУФЕФ ЙОФЕТЕУ Л ФБЛПК ТБЪОПЧЙДОПУФЙ УЕФЕЧЩИ УППВЭЕУФЧ ЛБЛ УППВЭЕУФЧБ ПВНЕОБ ЪОБОЙСНЙ (communities of practice). уППВЭЕУФЧБ ПВНЕОБ ЪОБОЙСНЙ ПУПВЕООП ЙОФЕТЕУОЩ ДМС РЕДБЗПЗЙЛЙ, РПУЛПМШЛХ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП УЧСЪБОЩ У ХЮЕОЙЕН Й ПВХЮЕОЙЕН. чОХФТЙ УППВЭЕУФЧ ПВНЕОБ ЪОБОЙСНЙ ОБЙВПМШЫЕЕ ЧОЙНБОЙЕ РТЙЧМЕЛБАФ ПВЯЕЛФЩ Й УТЕДУФЧБ, ЛПФПТЩЕ УЧСЪЩЧБАФ ЮМЕОПЧ УППВЭЕУФЧБ Й ЧЩДЕМСАФ ЙИ ЙЪ ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ. дМС УЕФЕЧЩИ УППВЭЕУФЧ ПВНЕОБ ЪОБОЙСНЙ УЧСЪХАЭЙНЙ ПВЯЕЛФБНЙ СЧМСАФУС НБФЕТЙБМЩ ГЙЖТПЧЩИ ЛПММЕЛГЙК Й ЙОЖПТНБГЙПООЩЕ РТЙМПЦЕОЙС, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙЕ ЛПММЕЛФЙЧОПЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ЬФЙИ НБФЕТЙБМПЧ. ч УЙМХ УЧПЕК ГЙЖТПЧПК РТЙТПДЩ УПЧТЕНЕООЩЕ ЛПММЕЛГЙЙ Й ЙОЖПТНБГЙПООЩЕ РТЙМПЦЕОЙС РПФЕОГЙБМШОП ПФЛТЩФЩ ДМС РПЧФПТОПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС Ч ХЮЕВОЩИ ГЕМСИ. чЛМАЮЕОЙЕ ГЙЖТПЧЩИ ЪБРЙУЕК Ч ХЮЕВОЩЕ НБФЕТЙБМЩ Й ХЮЕВОХА БЛФЙЧОПУФШ РПЪЧПМЙФ ЪОБЮЙФЕМШОП ТБУЫЙТЙФШ Й ПВПЗБФЙФШ Й ХЮЕВОХА ЛПННХОЙЛБГЙА, Й ХЮЕВОЩК РТПГЕУУ.
чОХФТЙ УППВЭЕУФЧБ ПВЭЙИ ЙОФЕТЕУПЧ РТПЙУИПДЙФ ПВНЕО НОЕОЙСНЙ РП РПЧПДХ УПВЩФЙК Й НБФЕТЙБМПЧ, ОБ ЛПФПТЩЕ ЮМЕОЩ УППВЭЕУФЧБ ОЕ ПЛБЪЩЧБАФ ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЗП ЧМЙСОЙС. ч ДБООПН УМХЮБЕ РПМЕ УПВЩФЙК, РПМЕ УПДЕТЦБФЕМШОЩИ ДЕКУФЧЙК ПФДЕМЕОП ПФ РПМС ПВУХЦДЕОЙК. оБРТЙНЕТ, ЧПЛТХЗ ЖХФВПМШОПЗП РПМС УХЭЕУФЧХЕФ УППВЭЕУФЧБ ВПМЕМШЭЙЛПЧ. ьФЙ ВПМЕМШЭЙЛЙ НПЗХФ БЛФЙЧОП ПВЭБФШУС НЕЦДХ УПВПК, ДТХЦЙФШ ЙМЙ ЧТБЦДПЧБФШ У ЮМЕОБНЙ ДТХЗЙИ УППВЭЕУФЧ, ОП ОЙ РТЙ ЛБЛЙИ ПВУФПСФЕМШУФЧБИ ПОЙ ОЕ НПЗХФ РТЙОЙНБФШ ХЮБУФЙЕ Ч ЙЗТЕ ОБ РПМЕ Й ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ЧМЙСФШ ОБ ЬФХ ЙЗТХ.
юМЕОЩ УППВЭЕУФЧБ ПВНЕОБ ЪОБОЙСНЙ ПВНЕОЙЧБАФУС ЙОЖПТНБГЙЕК, ЛПФПТХА ПОЙ УНПЗХФ ЙУРПМШЪПЧБФШ Ч УЧПЕК ДЕСФЕМШОПУФЙ. юМЕОЩ ОБХЮОПЗП ПВЭЕУФЧБ, ОБ ЪБУЕДБОЙЙ ЛПФПТПЗП ПВУХЦДБЕФУС УФБФШС, РПНПЗХФ БЧФПТХ УФБФШЙ ЧОЕУФЙ ОЕПВИПДЙНЩЕ ДПРПМОЕОЙС Й РПСУОЕОЙС Й РПД ЧПЪДЕКУФЧЙЕН ПВУХЦДЕОЙС ЧОЕУХФ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ТБВПФЩ.
пВЭБС УИЕНБ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ТЕЪХМШФБФЩ, ДПУФЙЗОХФЩЕ РП ЛБЦДПНХ ЙЪ ОБРТБЧМЕОЙК, РТЕДУФБЧМЕОЩ ОБ УМЕДХАЭЕН ТЙУХОЛЕ (уН.тЙУХОПЛ 1 пВЭБС УИЕНБ ДЕСФЕМШОПУФЙ)
тЙУХОПЛ 1 пВЭБС УИЕНБ ДЕСФЕМШОПУФЙ
1. тБЪТБВПФЛБ НПДЕМЙ ХЮЕВОПЗП УЕФЕЧПЗП УППВЭЕУФЧБ
ьМЕНЕОФБНЙ НПДЕМЙ ХЮЕВОПЗП УЕФЕЧПЗП УППВЭЕУФЧБ СЧМСАФУС ЬМЕНЕОФЩ, ОЕПВИПДЙНЕ ДМС ХЮЕВЩ: ХЮЕВОЩЕ ТЕУХТУЩ; РТЙНЕТЩ ДМС РПДТБЦБОЙС, РБТФОЕТЩ РП ПВХЮЕОЙА. хЮЕВОЩЕ ТЕУХТУЩ Ч УЕФЕЧПН УППВЭЕУФЧЕ УЛМБДЩЧБАФУС ЙЪ ЛПММЕЛГЙК ГЙЖТПЧЩИ ПВЯЕЛФПЧ Й ЙОЖПТНБГЙПООЩИ УЕТЧЙУПЧ.
оЕПВИПДЙНБС ЧЪБЙНПУЧСЪШ ЬМЕНЕОФПЧ РПДЮЕТЛОХФБ ОБ УМЕДХАЭЕН ТЙУХОЛЕ (уН. тЙУХОПЛ 2. нПДЕМШ ХЮЕВОПЗП УЕФЕЧПЗП УППВЭЕУФЧБ):
тЙУХОПЛ 2 нПДЕМШ ХЮЕВОПЗП УЕФЕЧПЗП УППВЭЕУФЧБ
дМС ФПЗП ЮФПВЩ РТЙОСФШ ХЮБУФЙЕ Ч ЦЙЪОЙ УЕФЕЧПЗП УППВЭЕУФЧБ ЮЕМПЧЕЛ ДПМЦЕО ПВМБДБФШ ЧПЪНПЦОПУФША ПВНЕОЙЧБФШУС УППВЭЕОЙСНЙ У ДТХЗЙНЙ ЮМЕОБНЙ УППВЭЕУФЧБ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ЗМБЧОПЗП ПУОПЧБОЙС ДМС ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ УЕФЕЧЩИ УППВЭЕОЙК НЩ ЙУРПМШЪПЧБМЙ ОБМЙЮЙЕ РПУФПСООПЗП УЕФЕЧПЗП БДТЕУБ.
ьФПФ РТПУФПК РТЙЪОБЛ ЙЗТБЕФ ЧБЦОХА ТПМШ РТЙ ХУФБОПЧМЕОЙЙ ПФОПЫЕОЙК Й НЕЦДХ УППВЭЕОЙСНЙ Й НЕЦДХ МАДШНЙ, ЛПФПТЩЕ ЬФЙНЙ УППВЭЕОЙСНЙ ПВНЕОЙЧБАФУС. еУМЙ Х УППВЭЕОЙС ОЕФ ХУФПКЮЙЧПЗП УЕФЕЧПЗП БДТЕУБ, ФП ПОП ОЕ ЙНЕЕФ УФБФХУБ УЕФЕЧПЗП ДПЛХНЕОФБ. оБ ФБЛПЕ УППВЭЕОЙЕ ОЕМШЪС УПУМБФШУС ЙЪ ДТХЗПЗП УЕФЕЧПЗП ДПЛХНЕОФБ, Й ПОП ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ОБКДЕОП РТПЗТБННОЩНЙ БЗЕОФБНЙ.
хЛБЪБООПЕ ТБЪМЙЮЙЕ НПЦЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС ДМС ФЙРПМПЗЙЙ ЛБЛ ТЕБМШОЩИ, ФБЛ Й УЕФЕЧЩИ УППВЭЕУФЧ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ДБООЩН ПФМЙЮЙЕН НОПЗППВТБЪЙЕ ЖПТН ЛПНРШАФЕТОЩИ ЛПННХОЙЛБГЙК НПЦЕФ ВЩФШ ТБЪДЕМЕОП ОБ ДЧБ ПУОПЧОЩИ ФЙРБ.
чФПТПК ФЙР ЛПННХОЙЛБГЙК РТЕДУФБЧМЕО ЬМЕЛФТПООПК РПЮФПК, ЖПТХНПН Й ЮБФПН. ьФП ДЙОБНЙЮОЩЕ ЖПТНЩ ЛПННХОЙЛБГЙЙ, РТЕДРПМБЗБАЭЙЕ ДЙУЛХУУЙА, ДЙБМПЗ, ПВНЕО НОЕОЙСНЙ. рТЙ ЬФПН ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС ЧОХФТЙ ДЙОБНЙЮЕУЛЙИ ЛПННХОЙЛБГЙК ОЕ ЙНЕАФ УФБФХУБ УЕФЕЧПЗП ДПЛХНЕОФБ Й ОЕ НПЗХФ ВЩФШ РПЧФПТОП ЙУРПМШЪПЧБОЩ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ГЙЖТПЧЩИ ПВЯЕЛФПЧ. рТПУФП РПФПНХ, ЮФП Ч ЮБФБИ Й ЖПТХНБИ Х РПМШЪПЧБФЕМЕК ЕУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ УДЕМБФШ УУЩМЛХ ОБ ЧОЕЫОЙЕ ТЕУХТУЩ Й ОЕФ ОЙЛБЛПК ЧПЪНПЦОПУФЙ УДЕМБФШ УУЩМЛХ ОБ УППВЭЕОЙЕ, ПРХВМЙЛПЧБООПЕ ЧОХФТЙ ЮБФБ ЙМЙ ЖПТХНБ. рПМХЮБЕФУС, ЮФП РТЕДУФБЧМЕОЙЕ УПДЕТЦБОЙС ОЕ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ПВУХЦДЕОЙС, Б ПВУХЦДЕОЙЕ ОЕ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ УПЪДБОЙС УПДЕТЦБОЙС.
чБЦОПЕ ПФМЙЮЙЕ УПГЙБМШОЩИ УЕФЕЧЩИ УЕТЧЙУПЧ УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФП ПОЙ РПДДЕТЦЙЧБАФ ХУФПКЮЙЧЩЕ, РПУФПСООП ДЕКУФЧХАЭЙЕ УУЩМЛЙ. ъБ РПУМЕДОЙЕ ОЕУЛПМШЛП МЕФ Ч УЕФЙ РПСЧЙМПУШ ПЗТПНОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП УППВЭЕУФЧ, НБФЕТЙБМЩ ЛПФПТЩИ УПЪДБАФУС ЙИ ЮЙФБФЕМСНЙ. юЙФБФЕМЙ РХВМЙЛХАФ ОПЧПУФЙ Й ЛПННЕОФБТЙЙ Л ОПЧПУФСН. лТПНЕ ЧПЪНПЦОПУФЕК ПВУХЦДЕОЙС Х ЮЙФБФЕМЕК ЕУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ ПГЕОЙФШ Й ЛБЮЕУФЧП РХВМЙЛБГЙЙ, Й ЛБЮЕУФЧП ЛПННЕОФБТЙЕЧ. ьФПФ НЕИБОЙЪН ЗТХРРПЧПК ЖЙМШФТБГЙЙ ДПМЦЕО ПВЕУРЕЮЙЧБФШ ЧЩУПЛПЕ ЛБЮЕУФЧП НБФЕТЙБМПЧ ОБ УБКФЕ. сУОПУФШ Й ДПУФХРОПУФШ ВМПЗБ ЧЩЪЩЧБАФ ЙОФЕТЕУ НОПЗЙИ ЙУУМЕДПЧБФЕМЕК, ЛПФПТЩЕ ТБУУНБФТЙЧБАФ ЕЗП ЛБЛ ЧБТЙБОФ МЙЮОПЗП ПВТБЪПЧБФЕМШОПЗП РТПУФТБОУФЧБ. чУЕ РТЕДУФБЧМЕООЩЕ ТБОЕЕ УРПУПВЩ РХВМЙЛБГЙЙ НБФЕТЙБМПЧ Ч УЕФЙ йОФЕТОЕФ РТЕДХУНБФТЙЧБАФ ПФОПУЙФЕМШОП ПЗТБОЙЮЕООЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ ДМС УПФТХДОЙЮЕУФЧБ. х ЛБЦДПЗП УППВЭЕОЙС ЕУФШ БЧФПТ Й ЧУЕ, ЮФП НПЗХФ УДЕМБФШ ЮЙФБФЕМЙ УППВЭЕОЙС, ЬФП ДПВБЧЙФШ УЧПЙ ЛПННЕОФБТЙЙ Л БЧФПТУЛПНХ УППВЭЕОЙА.
2. гЙЖТПЧЩЕ ЛПММЕЛГЙЙ
дМС тПУУЙЙ УЕЗПДОС ПУПВПЕ ЪОБЮЕОЙЕ НПЗХФ ЙНЕФШ ТЕЗЙПОБМШОЩЕ УЕФЕЧЩЕ УППВЭЕУФЧБ Й НЕУФОЩЕ ГЙЖТПЧЩЕ ЛПММЕЛГЙЙ, УПУТЕДПФПЮЕООЩЕ ЧОХФТЙ ПФДЕМШОПЗП ЗПТПДБ. пФМЙЮЙФЕМШОПК ЮЕТФПК НЕУФОЩИ ЛПММЕЛГЙК УМХЦЙФ ФП, ЮФП ПОЙ УПЪДБАФУС ЧОХФТЙ ПФДЕМШОЩИ ЙОУФЙФХФПЧ ОБХЛЙ, ЛХМШФХТЩ, ПВТБЪПЧБОЙС, ВЙЪОЕУБ, ЪДПТПЧШС Й Ф.Д. рПУЛПМШЛХ ЛПММЕЛГЙС ОБИПДЙФУС ЧОХФТЙ ПДОПЗП ЪДБОЙС, ЗПТПДБ ЙМЙ ТЕЗЙПОБ, ЧПЪНПЦЕО ПВНЕО ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ПВЯЕНОЩНЙ НБУУЙЧБНЙ ЙОЖПТНБГЙЙ, РЕТЕДБЮБ ЛПФПТЩИ Ч ТБНЛБИ МПЛБМШОПК УЕФЙ ТЕЗЙПОБМШОПК УЕФЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ВЩУФТП Й ВЕУРМБФОП.
лБЛ ТЕЪХМШФБФ, УППВЭЕОЙС, ЛПФПТЩНЙ ПВНЕОЙЧБАФУС ЮМЕОЩ УППВЭЕУФЧБ ЧОХФТЙ НЕУФОПК УЕФЙ, НПЗХФ ВЩФШ УХЭЕУФЧЕООП ТБУЫЙТЕОЩ ЬМЕЛФТПООЩНЙ ДПЛХНЕОФБНЙ, БХДЙП Й ЧЙДЕП ЖБКМБНЙ. нЕУФОЩЕ УЕФЕЧЩЕ УППВЭЕУФЧБ ЧПЪОЙЛБАФ ЧОХФТЙ ЗПТПДБ Й ТЕЗЙПОБ, ЛБЛ ТЕЪХМШФБФ ТБУЫЙТЕОЙС йОФТБОЕФ-УППВЭЕУФЧ Й ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙС ТБЪМЙЮОЩИ хЮТЕЦДЕОЙК рБНСФЙ, УПУТЕДПФПЮЕООЩИ Ч ПДОПН ЗПТПДЕ. чОХФТЙ ЗПТПДУЛПК УЕФЙ НПЦОП ПТЗБОЙЪПЧБФШ Й ВЕУРМБФОЩК ПВНЕО ВПМШЫЙНЙ ПВЯЕНБНЙ ЙОЖПТНБГЙЙ, Й ТБЪДЕМЕОЙЕ ЖХОЛГЙК НЕЦДХ ЧУЕНЙ ПТЗБОЙЪБГЙСНЙ, ЪБЙОФЕТЕУПЧБООЩНЙ Ч ТБЪЧЙФЙЙ ЗПТПДУЛПЗП ПВТБЪПЧБОЙС. оБ ХТПЧОЕ ЗПТПДБ Й ТЕЗЙПОБ ТБЪМЙЮОЩЕ хЮТЕЦДЕОЙС рБНСФЙ (НХЪЕЙ, ВЙВМЙПФЕЛЙ, БТИЙЧЩ), ОБХЛЙ Й ПВТБЪПЧБОЙС НПЗХФ РПУФТПЙФШ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩК ЙОЖПТНБГЙПООЩК ПВНЕО.
мБВПТБФПТЙС ХЮЕВОЩИ ЛПННХОЙЛБГЙК зох тПУойй тр ХЦЕ ПЛПМП ДЕУСФЙ МЕФ РПДДЕТЦЙЧБЕФ ТСД ЛПММЕЛГЙК ТБЪОППВТБЪОЩИ ГЙЖТПЧЩИ ПВЯЕЛФПЧ Ч ЗПТПДУЛЙИ УЕФСИ рЕТЕУМБЧМС-ъБМЕУУЛПЗП (uchcom.botik.ru) Й оЙЦОЕЗП оПЧЗПТПДБ (www.iatp.nnov.ru/). ъБ ЬФП ЧТЕНС НЩ ОБВМАДБМЙ ТБЪМЙЮОЩЕ ЖПТНЩ ПВТБЪПЧБОЙС УЕФЕЧЩИ УППВЭЕУФЧ ПВЭЙИ ЙОФЕТЕУПЧ Й ПВНЕОБ ЪОБОЙСНЙ Ч ЗПТПДУЛЙИ Й ТЕЗЙПОБМШОЩИ УЕФСИ. уБНП ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ЙОЖПТНБГЙПООПЗП ЗПТПДБ, ЛБЛ УБНПУФПСФЕМШОПК Й УБНПДПУФБФПЮОПК УФТХЛФХТЩ ВПМЕЕ ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПК Ч ТБЪЧЙФЙЙ ЧОХФТЕООЙИ ТЕУХТУПЧ, ЮЕН Ч УЧСЪЙ У ЧОЕЫОЙН НЙТПН, ОЕЪБНЕФОП РТПЙУИПДЙМП Ч рЕТЕУМБЧМЕ-ъБМЕУУЛПН ЕЭЕ Ч ЛПОГЕ РТПЫМПЗП ЧЕЛБ. (уН. ТБЪДЕМ тБЪТБВПФЛБ УЕФЕЧЩИ ПВТБЪПЧБФЕМШОЩИ ТЕУХТУПЧ Й НЕУФОЩИ ГЙЖТПЧЩИ ЛПММЕЛГЙК).
3. уРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩЕ УЕФЕЧЩЕ УЕТЧЙУЩ
1. йЪЧМЕЮЕОЙЕ Й РТЕДУФБЧМЕОЙЕ ЪОБОЙК ОБ ПУОПЧЕ фЕУФБ тЕРЕТФХБТОЩИ тЕЫЕФПЛ. оБ ВБЪЕ ДБООПК ФЕИОПМПЗЙЙ ВЩМ ТЕБМЙЪПЧБО ТСД ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛЙИ РТПЕЛФПЧ: «ьЛУРЕТФЙЪБ ЪОБОЙК ЙЪХЮБАЭЙИ СРПОУЛЙК СЪЩЛ», «рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УЧПЕН ЙНЙДЦЕ Х ТХЛПЧПДЙФЕМЕК ЛТХРОЩИ ТПУУЙКУЛЙИ ЙОФЕТОЕФ-ЛПНРБОЙК», «зТХРРПЧБС УЙУФЕНБ ЛПОУФТХЛФПЧ, ПФТБЦБАЭБС РТЕДУФБЧМЕОЙС П РТЕРПДБЧБФЕМСИ»
4. пТЗБОЙЪБГЙС ХЮЕВОЩИ РТПЕЛФПЧ
ч ИПДЕ УПЪДБОЙС ЬФПК ЛПММЕЛГЙЙ НЕДЙБ-ПВЯЕЛФПЧ ВЩМБ РТЕДМПЦЕОБ Й БРТПВЙТПЧБОБ НПДЕМШ РЕТЕДЧЙЦОПК НЕДЙБФЕЛЙ, ПВМЕЗЮБАЭЕК ЙОЖПТНБГЙПООЩК ПВНЕО Ч ФЕИ УМХЮБСИ, ЛПЗДБ УЕФЕЧЩЕ ЛПННХОЙЛБГЙЙ ДПУФБФПЮОП УМБВЩ МЙВП ПФУХФУФЧХАФ. ч РТПГЕУУЕ УВПТБ НБФЕТЙБМБ Ч ЛБЦДПК ДЕТЕЧОЕ ЬФЙ НБФЕТЙБМЩ УПИТБОСМЙУШ Ч ВБЪЕ ДБООЩИ Й РТЕДУФБЧМСМЙУШ Ч ЧЙДЕ ЧЕВ-УБКФБ. рП ЪБЧЕТЫЕОЙЙ ЫЛПМЩ ЧУЕ НБФЕТЙБМЩ ЪБРЙУЩЧБМЙУШ ОБ CD, Й ЬФПФ ДЙУЛ ПФРТБЧМСМУС Ч УМЕДХАЭХА ДЕТЕЧОА. лБЦДБС РПУМЕДХАЭБС УЕМШУЛБС ЫЛПМБ РПМХЮБМБ ЧЕУШ ОБТБВПФБООЩК Л ЬФПНХ ЧТЕНЕОЙ НБФЕТЙБМ Й ЮБУФП ЬФПФ НБФЕТЙБМ ЙУРПМШЪПЧБМУС ЛБЛ ПФРТБЧОБС ФПЮЛБ ДМС ДЕСФЕМШОПУФЙ.
фБЛЙН ПВТБЪПН, ХДБМПУШ ПВЕУРЕЮЙФШ ФТБОУРПТФ НБФЕТЙБМПЧ Й ЙДЕК ЙЪ ПДОПК ЫЛПМЩ Ч ДТХЗХА. лБЛ Й ПЦЙДБМПУШ, ТБВПФБ У УПЧТЕНЕООЩНЙ ГЙЖТПЧЩНЙ ХУФТПКУФЧБНЙ ЧЩЪЧБМБ Х ЫЛПМШОЙЛПЧ ЗПТСЮЙК ЙОФЕТЕУ. лТПНЕ ФПЗП, ПОЙ ДПРПМОЙМЙ ВБЪЩ ДБООЩИ УЧПЙ УПВУФЧЕООЩНЙ ТБУУЛБЪБНЙ ПВ ПВЯЕЛФБИ. нЩ РПРТПУЙМЙ ЫЛПМШОЙЛПЧ ЪБРЙУЩЧБФШ Ч ТБЪДЕМ «пРЙУБОЙЕ» ФПМШЛП УЧПЙ МЙЮОЩЕ ПФОПЫЕОЙС Л ПВЯЕЛФХ ЙМЙ УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ЧПУРПНЙОБОЙС. фБЛБС РПУФБОПЧЛБ ЪБДБЮЙ ПВЯСУОСЕФУС ФЕН, ЮФП ДМС НОПЗЙИ ПВЯЕЛФПЧ НЩ ХЦЕ РПМХЮЙМЙ ДПУФБФПЮОП РПМОХА ЙОЖПТНБГЙА Й ЙИ ПФУФТБОЕООЩЕ ТБУУЛБЪЩ ЧТСД МЙ УНПЗХФ ДПВБЧЙФШ Л ЬФПК ЙОЖПТНБГЙЙ ЮФП-ФП ОПЧПЕ Л ЖПФПЗТБЖЙСН, БХДЙП Й ЧЙДЕПЪБРЙУСН. дМС ВПМШЫЙОУФЧБ ХЮБУФОЙЛПЧ РТПЕЛФБ ФБЛБС ЪБДБЮБ ПЛБЪБМБУШ ДПУФБФПЮОП УМПЦОПК Й ОЕРТЙЧЩЮОПК.
пДОБЛП МАДЙ НПЗХФ ДПЗПЧПТЙФШУС НЕЦДХ УПВПК Й ТБЪВЙФШ ЧУА ТБВПФХ РП ПРЙУБОЙА ПЗТПНОПЗП ПВЯЕЛФБ ОБ ПФДЕМШОЩЕ ЛХУПЮЛЙ. фПФ ТЕЪХМШФБФ, ЛПФПТЩК ПОЙ РПМХЮБФ Ч ЙФПЗЕ УЧПЙИ ДЕКУФЧЙК, ВХДЕФ ЪОБЮЙФЕМШОП РПМОЕЕ Й ЙОФЕТЕУОЕЕ, ЮЕН ФПФ, ЛПФПТПЗП ВЩ ПОЙ ДПВЙМЙУШ, ТБВПФБС РП ПДЙОПЮЛЕ.
оП, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЛПММЕЛФЙЧОЩИ ДЕКУФЧЙК НЩ РПМХЮЙМЙ ЗЙРЕТФЕЛУФ, УПДЕТЦБЭЙК ВПМЕЕ 80 ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ ЪБРЙУЕК. рТЙОГЙРЙБМШОЩН СЧМСЕФУС ФП, ЮФП ОЕ ФПМШЛП УПДЕТЦБОЙЕ РТПЕЛФБ ВЩМП УЧСЪБОП У ЬЛПМПЗЙЕК, ОП Й УТЕДУФЧБ Й ЖПТНБ ЕЗП ЧЩРПМОЕОЙС ВЩМЙ ОБРТБЧМЕОЩ ОБ ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ПРЩФБ ЛПММЕЛФЙЧОПК УБНППТЗБОЙЪБГЙЙ. ч ТЕЪХМШФБФЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩИ ДЕКУФЧЙК, ЛПЗДБ ЛБЦДЩК ХЮЕОЙЛ УПЪДБЧБМ ФЕЛУФ П УЕВЕ, ПДОПН ЙЪ НЕУФ уФБТПК рХУФЩОЙ, ПДОПН ЙЪ ТБУФЕОЙК Й ПДОПН ЙЪ ЦЙЧПФОЩИ, РПМХЮБМБУШ УЕФШ ЧЪБЙНПУЧСЪБООЩИ НЕЦДХ УПВПК ПВЯЕЛФПЧ.
3. лПММЕЛФЙЧОЩК ЗЙРЕТФЕЛУФ ОБ ПУОПЧЕ лТБУОПК лОЙЗЙ. цЕМБС ЙУРЩФБФШ ЧПЪНПЦОПУФЙ ФЕИОПМПЗЙЙ WikiWiki, НЩ БДБРФЙТПЧБМЙ ЛМБУУЙЮЕУЛЙК ЧБТЙБОФ WikiWiki ДМС ТБВПФЩ У ТХУУЛЙНЙ ВХЛЧБНЙ Й УМПЧБНЙ. лТПНЕ ФПЗП, НЩ ТБУЫЙТЙМЙ WikiWiki ЧПЪНПЦОПУФША РТСНПК УЧСЪЙ У ФЕЛУФБНЙ ТСДБ ЬМЕЛФТПООЩИ ВЙВМЙПФЕЛ.
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ОБ ВБЪЕ ЬФПК ФЕИОПМПЗЙЙ Ч УЕФЙ РПДДЕТЦЙЧБЕФУС ТСД ОЕУЛПМШЛП УЕФЕЧЩИ УППВЭЕУФЧ, ЮМЕОЩ ЛПФПТЩИ ЧПЧМЕЮЕОЩ Ч ОБРЙУБОЙЕ ЛПММЕЛФЙЧОПЗП ЗЙРЕТФЕЛУФБ. ч ТБВПФЕ ОБД ЛПММЕЛФЙЧОЩН ЬЛПМПЗЙЮЕУЛЙН ЗЙРЕТФЕЛУФПН РТЙОЙНБАФ ХЮБУФЙЕ ВПМЕЕ ДЕУСФЙ ХЮБУФОЙЛПЧ РТПЕЛФБ. ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЛПММЕЛФЙЧОЩК ЗЙРЕТФЕЛУФ ОБУЮЙФЩЧБЕФ ПЛПМП РСФЙДЕУСФЙ УФТБОЙГ. чОХФТЙ УФТБОЙГ ЗЙРЕТФЕЛУФБ ЧПЪНПЦОЩ УУЩМЛЙ ОБ ЬМЕЛФТПООЩЕ НБФЕТЙБМЩ лТБУОПК лОЙЗЙ оЙЦЕЗПТПДУЛПК пВМБУФЙ, ЛПФПТЩЕ УПДЕТЦБФ РПДТПВОЩЕ ПРЙУБОЙС, ЖПФПЗТБЖЙЙ Й ТЙУХОЛЙ ЦЙЧПФОЩИ.
Технологии дистанционного обучения
Дистанционное обучение развивается уже больше 300 лет. За это время появились не только более удобные и быстрые способы передачи материала ученикам, но и педагогические методики, которые повышают качество и эффективность обучения на расстоянии.
Из этой статьи вы узнаете, что такое технологии дистанционного обучения, какими они бывают, какие преимущества, недостатки и перспективы у них есть.
Что такое технология дистанционного обучения?
Технологии дистанционного обучения – это комплекс технических и методических инструментов, обеспечивающий все необходимые процессы для качественного обучения.
Технологии дистанционного обучения решают такие задачи, как:
Без этих элементов образовательный процесс затрудняется и теряет качество результатов.
Какими бывают технологии дистанционного обучения?
Технологии дистанционного обучения различаются по многим факторам, таким как:
На основе этих критериев в наше время выделяют три вида технологий дистанционного обучения:
Кейс-технология
Кейс-технология – это передача учащемуся готового набора учебно-методического материала для самостоятельного изучения. Это старейший вид дистанционного обучения, но он все еще пользуется спросом, особенно при заочном обучении в вузе. Обратная связь осуществляется через проверку контрольной работы преподавателем или консультантом и повторной ее отправкой студенту.
Из его плюсов – малое отличие методического подхода от традиционного обучения, из-за чего существует много эффективных способов скомпоновать курс.
Из минусов – если учебные материалы передаются на физических носителях – в виде книг, CD-дисков, флеш-накопителей – стоимость обучения для преподавателя растет прямо пропорционально количеству учеников. Кроме этого у такого вида дистанционного обучения очень низкая интерактивность, что значительно снижает его качество.
ТВ-технология
ТВ-технология – это дистанционное обучение посредством телевидения. Студенты получают видеоуроки в хорошем качестве через свой телевизор. Такого рода дистанционное обучение было популярно во второй половине прошлого века и сильно повлияло на развитие e-learning – интерактивного вида обучения с использованием большого количества мультимедиа.
Из плюсов такого вида обучения – доступность и интерактивность, хорошее качество передачи изображения.
Минусы – зависимость от расписания уроков для студентов и высокая цена создания и запуска такого обучения для автора курса.
Сетевая технология
Сетевая технология – это дистанционное обучение, при котором ученик получает доступ к урокам через Интернет или локальную сеть. Относительно новая технология дистанционного обучения, которая стала трендом и заняла большую часть рынка обучения за последние годы.
У нее больше плюсов, чем минусов. Например, возможность связи и получения обратной связи от преподавателя, высокая интерактивность, обучение в удобное время, простой доступ к материалу и его разнообразие. Также техническая простота создания и доступа к этой технологии делает ее цену выгодной для учащихся.
Минусы – это необходимость иметь минимальную компьютерную грамотность и доступ в Интернет для студента и преподавателя.
Перспективы развития технологий дистанционного обучения
За последние 20 лет самым перспективным видом дистанционного обучения стало онлайн-обучение. То, что у большинства людей есть компьютер или гаджет с доступом в Интернет, делает его отличной средой для образования.
К техническим перспективам развития относится снижение цены на гаджеты и развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Последние уже нашли свое применение в корпоративном обучении крупных корпораций, таких как РЖД и Газпром. Возможность изучить внутреннее строение и процессы работы с помощью дополненной или виртуальной реальности помогает сотрудникам получить необходимый опыт работы с отсутствием рисков. Кроме этого, технологии позволяют создавать тренажеры, которые помогают оттачивать практические навыки в том, в чем раньше на расстоянии было невозможно.
С точки зрения методик обучения, все большей популярностью пользуется мобильное обучение и микрообучение.
Мобильное обучение делает получение знаний более доступным и удобным для пользователей. А система микрообучения позволяет быстро получить нужный навык или информацию, просто пройдя короткий урок. Она переводит обучение в такой же удобный способ поиска необходимого, как поиск в Интернете, но с качественно лучшими результатами.
Также сохраняется тренд на использование e-learning – системы обучения, построенной на разнообразном и доступном для понимания мультимедиа-материале и работе с тренажерами и автоматическими тестами для закрепления материала. Из этой статьи (статья про илернинг) вы можете узнать больше о e-learning.
Системы геймификации обучения – введение в них элементов игры – это новый тренд, который уже доказал свою эффективность как в обучении детей, так и взрослых, как в любительских курсах, так и в сложном корпоративном обучении. Прочитайте эту статью, чтобы узнать больше о выгоде от игрофикации своего курса и способах это сделать. (статья про геймфификацию)
В программном обеспечении за последние годы тоже возникли серьезные изменения. Все больше онлайн-педагогов и владельцев компаний переводят свое обучение в Интернет. В связи с этим платформы для его размещения и системы дистанционного обучения – СДО – развиваются семимильными шагами. На данный момент современные СДО очень просты в управлении, поддерживают множество форматов учебных материалов и уроков, автоматизируют рутинные процессы и оптимизируют обучение для преподавателя и студента.
В качестве послесловия
Дистанционное обучение за 300 лет прошло историю развития от курсов, рассылаемых через газету, до целых школ, вмещающихся в телефон. Вместе с техникой развивались педагогические и методологические процессы, чтобы обучение на расстоянии смогло стать прямым конкурентом традиционных уроков. Конечно, некоторым навыкам невозможно обучить без постоянной практики и обратной связи от эксперта, но подавляющее большинство обучающих курсов отлично передаются и на дистанцию. Это стало возможным благодаря развитию технологий дистанционного обучения.
В самой распространенной классификации выделяют три технологии: кейсовая, ТВ и сетевая. Каждая из них решает какие-то отдельные задачи лучше остальных, поэтому нужно знать их сильные и слабые стороны, чтобы выбрать подходящую.
Самой перспективной технологией дистанционного обучения является сетевая. Простота и удобство доступа к ней, постоянное развитие, небольшая цена и простота в использования делают ее доступной для большинства. Максимальной эффективности сетевые технологии дистанционного обучения достигают при использовании СДО, поэтому перед тем, как запускать свой онлайн-курс, изучите рынок систем и выберите оптимальную для вас.
Статья «Сетевые информационные педагогические технологии в образовательном процессе»
Статья «Сетевые информационные педагогические технологии в образовательном процессе»
Годы идут, меняется наша жизнь, меняются и технологии в различных облас-тях деятельности человека, в том числе, и в сфере информационных технологий. Существовавшие до сих пор методики обучения устарели, и на смену им пришли новые, которые становятся подходящим инструментом для осмысленного, заинте-ресованного обучения.
Итак, компьютерная сеть – это объединение компьютеров, линий связи меж-ду ними, и программ, обеспечивающих обмен информацией. В зависимости от удалённости компьютеров, объединённых в сеть, в качестве линий связи могут использоваться кабели, телефонные линии, радиосвязь, с том числе спутники, а также оптоволоконная связь, в которых информация передаётся с помощью света.
Компьютерные сети бывают локальными и распределёнными. Локальной на-зывается компьютерная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в од-ном здании или в соседних зданиях. Если же соединённые компьютеры находятся в разных частях города, а иногда и в разных городах и странах, то такие сети на-зывают распределёнными . Иногда распределённые сети называют также терри-ториальными . Часто к распределённой сети подключаются не отдельные компь-ютеры, а локальные сети. Таким образом можно создавать корпоративные сети для предприятий, имеющих филиалы в других городах. Распределённые сети миро-вого масштаба также называют глобальными сетями . Интернет и является самой известной глобальной компьютерной сетью.
Локальные вычислительные сети позволили поднять на качественно новую ступень управление производственными объектами, повысить эффективность использования ЭВМ, поднять качество обрабатываемой информации, реализовать безбумажную технологию, создать новые технологии. Объединение ЛВС и глобальных сетей позволило получить доступ к мировым информационным ресурсам. Отличительной особенностью Интернета является высокая надёжность. При выходе из строя части компьютеров и линий связи сеть будет продолжать функционировать. Такая надёжность обеспечивается тем, что в Интернете нет единого центра управления. Если выходят из строя некоторые линии связи или компьютеры, то сообщения могу быть переданы по другим линиям связи, т. к. имеются несколько путей передачи информации.
Рассмотрим некоторые основные термины и понятия, представляющие компьютерную сеть и реализующие сетевое взаимодействие её компонентов.
Клиент – это приложение, посылающее запрос к серверу. Он отвечает за обработку и вывод информации, а также передачу запросов серверу.
Сервер – это персональная или виртуальная ЭВМ, выполняющая функции по обслуживанию клиента. Он распределяет ресурсы системы: принтеры, базы данных, программы и т.д. Существуют сетевые, файловые, терминальные серверы баз данных.
Сетевой сервер поддерживает выполнение следующих функций сетевой операционной системы: управление вычислительной сетью, планирование задач, распределение ресурсов, доступ к сетевой файловой системе, защиту информации.
Терминальный сервер поддерживает выполнение функций многопользо-вательской системы.
Файл-сервер обеспечивает доступ к центральной базе данных удалённым пользователем.
Сервер баз данных – многопользовательская система, обеспечивающая обработку запросов к базам данных. Он является средством решения сетевых задач, в которых локальные сети используются для совместной обработки данных.
Коммутационная сеть образуется множеством серверов и host-ЭВМ, соединённых физическими каналами связи, которые называют магистральными.
По способу передачи информации вычислительные сети делятся на сети коммутации каналов, сети коммутации сообщений, сети коммутации пакетов и интегральные сети.
Сетевая операционная система и архитектура сетей.
При разработке сетей ЭВМ возникают задачи согласования взаимодействия клиентов, серверов, линий связи и других устройств. Они решаются путём установления определённых процедур, называемых протоколами. Протокол – это правила взаимодействия компьютеров. Стандартные протоколы заставляют разные компьютеры «говорить на одном языке». Таким образом осуществляется возможность подключения к сети разнотипных компьютеров, работающих под управлением различных ОС.
Реализацию протоколов совместно с реализацией управления серверами называют сетевой ОС. Часть протоколов реализуется программно, часть – аппаратно. Для стандартизации протоколов была создана международная организация протоколов ISO. Она ввела понятие архитектуры открытых систем (модель взаимодействия OSI / ISO ), что означает возможность взаимодействия систем по определённым правилам, хотя сами системы могут быть созданы на различных технических средствах. Основой архитектуры открытых систем является понятие уровня. Система разбивается на ряд уровней, или подсистем, каждый из которых выполняет свои функции.
Уровень сети – совокупность станций одинакового ранга, входящих в иерархическую сеть. Под станцией понимается входной, промежуточный или выходной пункт передачи сообщений по каналу.
Существуют следующие уровни сетей (согласно модели взаимодействия OSI / ISO ) .
Первый уровень, физический , определяет некоторые физические характеристики канала. Сюда относятся типы кабелей, разъёмов, электрические характеристики сигнала. По типу характеристик сети делятся на аналоговые и цифровые. Единицей обмена является бит.
Второй уровень, канальный , управляет передачей данных между двумя узлами сети. Он обеспечивает контроль корректности передачи сблокированной информации посредством проверки контрольной суммы блока. Для повышения скорости обмена осуществляется сжатие данных. При получении сообщение разворачивается. Единицей обмена является пакет.
Третий уровень, сетевой , обеспечивает управление маршрутизацией паке-тов. Он распространяется на соглашение о блокировании данных и их адресов. По одному каналу может передаваться информация с нескольких модемов для увеличения его загрузки. Используются сетевые протоколы, например, IPX и SPX и др. (в локальных сетях), IP (Internet Protocol – интернет протокол) и TCP (Transmission Control Protocol – протокол управления передачей) и др. – в сетях интернета. Единицей обмена является также пакет.
Четвёртый уровень, транспортный , отвечает за стандартизацию обмена данных между портами разных ЭВМ сети. Используются протоколы TP 0. TP 1. Единицей обмена является сеансовое сообщение.
Пятый уровень, сеансовый , определяет правила диалога прикладных прог-рамм, рестарта, проверки прав доступа к сетевым ресурсам. Единицей обмена этого и следующих уровней является пользовательское сообщение.
Шестой уровень, представления , определяет форматы данных, алфавиты, коды, представления специальных и графических символов. Здесь же определяется стандарт на форму передаваемых документов. В банковской системе распро-странён стандарт Swift. Он определяет расположение и назначение полей доку-мента.
Седьмой уровень, прикладной , управляет выполнением прикладной прог-раммы.
Виды сетевых протоколов и их соответствие уровням модели OSI и протокольного стека TCP / IP приведены на рисунке 2.1:
Объединение нескольких ЛВС на основе протоколов TCP/ IP и HTTP в пределах одного или нескольких зданий получило название интрасети. На принципе интрасети формируются корпоративные сети, подсоединяемые к глобальным сетям.
Самой распространённой стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений. Такая технология получила название электронной почты (E-mail).
Электронная почта – специальный пакет программ для хранения и пересылки сообщений между пользователями ПК.
Посредством ЭП реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи любой информации (текстовых документов, изображений, цифровых данных, звукозаписи и т. д.) по сетям, и выполняет такие функции, как:
— редактирование документов перед отправкой,
— их хранение в специальном банке,
— проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,
— выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,
— получение и хранение информации в собственном почтовом ящике,
— просмотр полученной корреспонденции.
Почтовый ящик – специально организованный файл для хранения коррес-понденции. Почтовый ящик состоит из двух папок: отправления и получения.
Любой пользователь может обратиться к папке получения другого поль-зователя и сбросить туда информацию. Но просмотреть он её не может. Из папки отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Каждый почтовый ящик имеет свой адрес.
Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном, групповом и общем режимах.
При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя, и корреспонденция содержит только его адрес. При групповом режиме корреспонденция одновременно рассылается группе адресатов. Эта группа может быть сформирована по-разному. Почтовые сервера имеют средства распознавания группы. В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям – владельцам почтовых ящиков.
Электронная почта поддерживает текстовые процессоры для просмотра и редактирования корреспонденции, информационно-поисковые системы для определения адресата, средства поддержания списка рассылаемой информации, средства предоставления раcширенных видов услуг: факс, телекс и т. д.
Дистанцио́нное обуче́ние (ДО) — тип обучения, основанный на образователь-ном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующем-ся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компонен-ты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
электронная почта (в том числе и списки рассылки)
теле- и видеоконференции
Дистанционное обучение по своей методологии претендует на отдельную фор-му обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Дистанционное обучение имеет несколько моделей. В том числе — модель ин-теграции очного и дистанционного обучения в различных пропорциях. Благодаря экономичности (не требуется затрат на аренду помещений, поездки и т. п.) дистан-ционное обучение — удобная форма обучения для заочников, экстернов, вечерни-ков.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образо-вания. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2006 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый кон-троль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологи-ях) можно проводить как очно, так и дистанционно. ГосДума РФ рассматривает проект поправок к закону «Об образовании», связанных с дистанционным обучени-ем.
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телеком-муникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-тех-нологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновре-менный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений дейст-вует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паути-ны».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-фо-румы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помо-щью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответству-ющей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (мно-годневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педаго-гов.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»).
Из опыта интеграции ДО и других форм обучения
При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используе-мых технологий — от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/ видеоконференции, E-Learning/online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).
Виртуальный класс
Виртуальный класс является пользовательским ядром образовательной ИТ-среды и представляет собой комплексную распределённую систему. В неё обычно входят инфраструктурные программные и технические компоненты, виртуально объединяющие рабочие места преподавателя и учащихся в учебную группу, рабо-тающую в сети (локальной или глобальной).
Для вузов — электронные курсы лидеров российского дистанционного обуче-ния – МЭСИ и Ульяновского государственного технического университета.
Идеи научно-технического прогресса стремительно входят в повседневную практику современного образования. А ведь одним из основных его требований яв-ляется компетентностный подход к обучению, заключающийся в развитии у студен-тов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в команде, комму-никативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
— Управление учебным заведением:
— Программное обеспечение для учебных классов:
Программа управления мультимедийным классом NetClass pro CRMS, постро-енная на основе технологии «клиент-сервер», и программа цифрового лингафонно-го класса NetClass pro DLL, используемая для эффективного изучения иностранных языков. Этот комплекс является наиболее функциональным и удобным среди прог-раммных мультимедийных сетевых обучающих классов.
Новые методики обучения также можно частично осуществить при помощи программы Remote Administrator. Она позволяет наблюдать за событиями, происхо-дящими в классе, а именно, в процессе работы учащихся за их компьютерами, на экране монитора преподавателя, что намного удобнее, чем на белом экране при использовании проектора или воспринимать на слух новую информацию. Remote Administrator дает возможность учащемуся взаимодействовать с преподавателем, задавать вопросы и приобретать новые навыки в течение on-line уроков. Кроме того, использование этой программы не только помогает учащемуся визуально восприни-мать информацию, но и облегчает труд преподавателя. Педагог может быстрее и качественнее пошагово объяснить материал урока, проверить выполненное задание, а также контролировать работу учащегося в течение урока.
Пошаговое обучение имеет ценность в том, что после него даже новички смо-гут незамедлительно применить полученные знания. Результат – уверенность в себе, мотивация и, без сомнения, более высокая эффективность обучения в любых учебных заведениях.
В связи с этим использование программы Remote Administrator позволяет на-много упростить преподавательский труд в плане отслеживания действий учащего-ся и помощи ему в случае затруднения при выполнении заданий. Кроме этого, про-двигаются высокоэффективные навыки мышления, что даёт преподавателям воз-можность действовать, как консультантам или гидам, а часто – и как соученикам с другими учениками.
Помимо использования этой программы на уроке, Remote Administrator позво-ляет производить административные действия с сервера на удаленном компьютере. Таким образом, облегчается труд преподавателя, как сетевого администратора.
Удобства и недостатки Remote Administrator.
Основные преимущества использования Remote Administrator перед традици-онными методиками преподавания:
Проще следить за действиями отдельных учеников и оказывать им по-мощь (без необходимости покидать своё место за рабочим столом).
Показывать экран любого монитора в классе всем ученикам.
Прорабатывать значительно больший материал на уроке.
Давать всем присутствующим пошаговые инструкции.
Можно забыть о дополнительных затратах на дорогое оборудование (например, проектор).
Уменьшить время, затрачиваемое на решение той или иной проблемы.
Программа занимает процессорное время и оперативную память.
Нет возможности получить удаленный доступ к BIOS, так как на этом этапе загрузки компьютера операционная система, а, следовательно, и Radmin Server, ещё не запустились.
Программе необходимо некоторое время, чтобы обработать команды и отправить ответ, поэтому, даже если у вас мощный сервер и быстрая сеть, все будет происходить с небольшой задержкой. Чем слабее удаленный компью-тер и медленнее сеть, тем больше задержка.
Ход урока с использованием Remote Administrator.
Учитель находится на своем рабочем месте за сервером.
Каждый ученик сидит на своем рабочем месте за удаленным компь-ютером.
Все ученики подключаются в режиме ОБЗОР к серверу и наблюдают за действиями учителя на своих мониторах, при этом учитель может объяснять и показывать в on-line режиме все действия, а может показывать заранее подго-товленную презентацию, сопровождая показ необходимыми комментариями. На этом этапе урока ученики могут записать основную информацию в тет-радь.
Ученики отключают Remote Administrator и выполняют задания учите-ля. Учитель же подключается к удаленным компьютерам в режиме КОНТ-РОЛЬ и отслеживает действия учеников, при необходимости корректируя выполнение заданий.
Выполнение лабораторной работы. Ученики выполняют задания лабо-раторной работы. Учитель наблюдает за ходом лабораторной работы. После того, как ученик выполнил задания, учитель проверяет правильность решения и, при необходимости, просит ученика выполнить задания заново или испра-вить существующие ошибки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья «Сетевые информационные педагогические технологии в образовательном процессе»
Годы идут, меняется наша жизнь, меняются и технологии в различных областях деятельности человека, в том числе, и в сфере информационных технологий. Существовавшие до сих пор методики обучения устарели, и на смену им пришли новые, которые становятся подходящим инструментом для осмысленного, заинтересованного обучения.
В настоящее время во многих учебных заведениях существует компьютерный класс, оснащенный сетевыми компьютерами, а то и несколько таких классов. Практически одновременно с появлением ЭВМ возникла проблема передачи информации между ними. Можно передавать информацию с помощью машинных носителей информации. Но этот способ достаточно медленный и неудобный. Значительно лучше связать ЭВМ кабелями, чтобы они обменивались информацией самостоятельно, без участия человека. Если соединить две ЭВМ и написать программы для передачи информации, то можно получить простейшую вычисли-тельную сеть. Когда соединяются вместе несколько компьютеров, обмениваться информацией становится сложнее. Но, несмотря на возникающие проблемы, принципы соединения множества компьютеров в сеть остаются те же, что и для двух. То есть, компьютеры должны быть соединены с помощью линий связи. Для подключения линий связи к компьютерам используются специальные электронные устройства, и кроме того на каждом компьютере устанавливаются программы для совместной работы в сети.
Итак, компьютерная сеть – это объединение компьютеров, линий связи меж-ду ними, и программ, обеспечивающих обмен информацией. В зависимости от удалённости компьютеров, объединённых в сеть, в качестве линий связи могут использоваться кабели, телефонные линии, радиосвязь, с том числе спутники, а также оптоволоконная связь, в которых информация передаётся с помощью света.
Компьютерные сети бывают локальными и распределёнными. Локальной на-зывается компьютерная сеть, объединяющая компьютеры, расположенные в од-ном здании или в соседних зданиях. Если же соединённые компьютеры находятся в разных частях города, а иногда и в разных городах и странах, то такие сети на-зывают распределёнными. Иногда распределённые сети называют также терри-ториальными. Часто к распределённой сети подключаются не отдельные компь-ютеры, а локальные сети. Таким образом можно создавать корпоративные сети для предприятий, имеющих филиалы в других городах. Распределённые сети миро-вого масштаба также называют глобальными сетями. Интернет и является самой известной глобальной компьютерной сетью.
Локальные вычислительные сети позволили поднять на качественно новую ступень управление производственными объектами, повысить эффективность использования ЭВМ, поднять качество обрабатываемой информации, реализовать безбумажную технологию, создать новые технологии. Объединение ЛВС и глобальных сетей позволило получить доступ к мировым информационным ресурсам. Отличительной особенностью Интернета является высокая надёжность. При выходе из строя части компьютеров и линий связи сеть будет продолжать функционировать. Такая надёжность обеспечивается тем, что в Интернете нет единого центра управления. Если выходят из строя некоторые линии связи или компьютеры, то сообщения могу быть переданы по другим линиям связи, т. к. имеются несколько путей передачи информации.
Рассмотрим некоторые основные термины и понятия, представляющие компьютерную сеть и реализующие сетевое взаимодействие её компонентов.
Клиент – это приложение, посылающее запрос к серверу. Он отвечает за обработку и вывод информации, а также передачу запросов серверу.
Сервер – это персональная или виртуальная ЭВМ, выполняющая функции по обслуживанию клиента. Он распределяет ресурсы системы: принтеры, базы данных, программы и т.д. Существуют сетевые, файловые, терминальные серверы баз данных.
Сетевой сервер поддерживает выполнение следующих функций сетевой операционной системы: управление вычислительной сетью, планирование задач, распределение ресурсов, доступ к сетевой файловой системе, защиту информации.
Терминальный сервер поддерживает выполнение функций многопользо-вательской системы.
Файл-сервер обеспечивает доступ к центральной базе данных удалённым пользователем.
Сервер баз данных – многопользовательская система, обеспечивающая обработку запросов к базам данных. Он является средством решения сетевых задач, в которых локальные сети используются для совместной обработки данных.
Коммутационная сеть образуется множеством серверов и host-ЭВМ, соединённых физическими каналами связи, которые называют магистральными.
По способу передачи информации вычислительные сети делятся на сети коммутации каналов, сети коммутации сообщений, сети коммутации пакетов и интегральные сети.
Сетевая операционная система и архитектура сетей.
При разработке сетей ЭВМ возникают задачи согласования взаимодействия клиентов, серверов, линий связи и других устройств. Они решаются путём установления определённых процедур, называемых протоколами. Протокол – это правила взаимодействия компьютеров. Стандартные протоколы заставляют разные компьютеры «говорить на одном языке». Таким образом осуществляется возможность подключения к сети разнотипных компьютеров, работающих под управлением различных ОС.
Реализацию протоколов совместно с реализацией управления серверами называют сетевой ОС. Часть протоколов реализуется программно, часть – аппаратно. Для стандартизации протоколов была создана международная организация протоколов ISO. Она ввела понятие архитектуры открытых систем (модель взаимодействия OSI/ISO), что означает возможность взаимодействия систем по определённым правилам, хотя сами системы могут быть созданы на различных технических средствах. Основой архитектуры открытых систем является понятие уровня. Система разбивается на ряд уровней, или подсистем, каждый из которых выполняет свои функции.
Уровень сети – совокупность станций одинакового ранга, входящих в иерархическую сеть. Под станцией понимается входной, промежуточный или выходной пункт передачи сообщений по каналу.
Существуют следующие уровни сетей (согласно модели взаимодействия OSI/ISO).
Первый уровень, физический, определяет некоторые физические характеристики канала. Сюда относятся типы кабелей, разъёмов, электрические характеристики сигнала. По типу характеристик сети делятся на аналоговые и цифровые. Единицей обмена является бит.
Второй уровень, канальный, управляет передачей данных между двумя узлами сети. Он обеспечивает контроль корректности передачи сблокированной информации посредством проверки контрольной суммы блока. Для повышения скорости обмена осуществляется сжатие данных. При получении сообщение разворачивается. Единицей обмена является пакет.
Третий уровень, сетевой, обеспечивает управление маршрутизацией паке-тов. Он распространяется на соглашение о блокировании данных и их адресов. По одному каналу может передаваться информация с нескольких модемов для увеличения его загрузки. Используются сетевые протоколы, например, IPX и SPX и др. (в локальных сетях), IP (Internet Protocol – интернет протокол) и TCP (Transmission Control Protocol – протокол управления передачей) и др. – в сетях интернета. Единицей обмена является также пакет.
Четвёртый уровень,транспортный , отвечает за стандартизацию обмена данных между портами разных ЭВМ сети. Используются протоколы TP 0. TP 1. Единицей обмена является сеансовое сообщение.
Пятый уровень, сеансовый, определяет правила диалога прикладных прог-рамм, рестарта, проверки прав доступа к сетевым ресурсам. Единицей обмена этого и следующих уровней является пользовательское сообщение.
Шестой уровень, представления, определяет форматы данных, алфавиты, коды, представления специальных и графических символов. Здесь же определяется стандарт на форму передаваемых документов. В банковской системе распро-странён стандарт Swift. Он определяет расположение и назначение полей доку-мента.
Седьмой уровень, прикладной, управляет выполнением прикладной прог-раммы.
Виды сетевых протоколов и их соответствие уровням модели OSI и протокольного стека TCP/IP приведены на рисунке 2.1:
Каждый уровень решает свои задачи, и обеспечивает сервисом расположенный над ним уровень. Правила взаимодействия соседних уровней в одной системе называют интерфейсом.
В виду многоплатформенности сетевых ОС наблюдается тенденция стандартизации серверных платформ, обеспечивающих функции сетевых ОС. Наиболее популярными являются Server Windows NT фирмы Microsoft, NetWare фирмы Novell, а также UNIX-совместимые сетевые ОС.
Объединение нескольких ЛВС на основе протоколов TCP/ IP и HTTP в пределах одного или нескольких зданий получило название интрасети. На принципе интрасети формируются корпоративные сети, подсоединяемые к глобальным сетям.
Электронная почта.
Самой распространённой стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений. Такая технология получила название электронной почты (E-mail).
Электронная почта – специальный пакет программ для хранения и пересылки сообщений между пользователями ПК.
Посредством ЭП реализуется служба безбумажных почтовых отношений. Она является системой сбора, регистрации, обработки и передачи любой информации (текстовых документов, изображений, цифровых данных, звукозаписи и т. д.) по сетям, и выполняет такие функции, как:
— редактирование документов перед отправкой,
— их хранение в специальном банке,
— проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,
— выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,
— получение и хранение информации в собственном почтовом ящике,
— просмотр полученной корреспонденции.
Почтовый ящик – специально организованный файл для хранения коррес-понденции. Почтовый ящик состоит из двух папок: отправления и получения.
Любой пользователь может обратиться к папке получения другого поль-зователя и сбросить туда информацию. Но просмотреть он её не может. Из папки отправлений почтовый сервер забирает информацию для рассылки другим пользователям. Каждый почтовый ящик имеет свой адрес.
Пересылка сообщений пользователю может выполняться в индивидуальном, групповом и общем режимах.
При индивидуальном режиме адресатом является отдельный компьютер пользователя, и корреспонденция содержит только его адрес. При групповом режиме корреспонденция одновременно рассылается группе адресатов. Эта группа может быть сформирована по-разному. Почтовые сервера имеют средства распознавания группы. В общем режиме корреспонденция отправляется всем пользователям – владельцам почтовых ящиков.
Электронная почта поддерживает текстовые процессоры для просмотра и редактирования корреспонденции, информационно-поисковые системы для определения адресата, средства поддержания списка рассылаемой информации, средства предоставления раcширенных видов услуг: факс, телекс и т. д.
Дистанцио́нное обуче́ние (ДО) — тип обучения, основанный на образователь-ном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующем-ся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компонен-ты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
Дистанционное обучение по своей методологии претендует на отдельную фор-му обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом).
Дистанционное обучение имеет несколько моделей. В том числе — модель ин-теграции очного и дистанционного обучения в различных пропорциях. Благодаря экономичности (не требуется затрат на аренду помещений, поездки и т. п.) дистан-ционное обучение — удобная форма обучения для заочников, экстернов, вечерни-ков.
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образо-вания. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2006 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый кон-троль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологи-ях) можно проводить как очно, так и дистанционно. ГосДума РФ рассматривает проект поправок к закону «Об образовании», связанных с дистанционным обучени-ем.
Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телеком-муникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-тех-нологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений дейст-вует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»).
Из опыта интеграции ДО и других форм обучения
Как правило, при дистанционном вузовском обучении от студентов не требует-ся всё время находиться в аудитории. Например, в большинстве программ и курсов Открытого Университета регулярно по выходным проходят очные занятия. Эти занятия не обязательны для посещения, но, как правило, крайне полезны для выработки у учащихся практических навыков. Также используются короткие (одно-двух-дневные) выездные школы, позволяющие собрать учащихся на выходных для групповой работы.
При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации. Уже сменилось несколько поколений используемых технологий — от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий (радио, телевидение, аудио/видеотрансляции, аудио/ видеоконференции, E-Learning/online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).
Виртуальный класс
Виртуальный класс является пользовательским ядром образовательной ИТ-среды и представляет собой комплексную распределённую систему. В неё обычно входят инфраструктурные программные и технические компоненты, виртуально объединяющие рабочие места преподавателя и учащихся в учебную группу, рабо-тающую в сети (локальной или глобальной).
Как пример, рассмотрим концептуальную модель для перехода учебного заве-дения на дистанционные формы работы, предлагаемую на сегодняшний день ком-панией «Виртуальные технологии в образовании».
Она включает:
— Дистанционное обучение:
на основе Системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей», самой востребованной СДО среди вузов России и стран СНГ.
— Электронные курсы:
Для вузов — электронные курсы лидеров российского дистанционного обучения – МЭСИ и Ульяновского государственного технического университета.
Для институтов дополнительного профессионального образования и учебных центров — курсы корпоративной направленности. Одновременное приобретение СДО и курсов позволит учебному заведению значительно ускорить процесс внедрения дистанционного обучения в свою деятельность.
— Оценку компетенций:
Идеи научно-технического прогресса стремительно входят в повседневную практику современного образования. А ведь одним из основных его требований яв-ляется компетентностный подход к обучению, заключающийся в развитии у студен-тов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в команде, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.
— Управление учебным заведением:
— Программное обеспечение для учебных классов:
Программа управления мультимедийным классом NetClass pro CRMS, построенная на основе технологии «клиент-сервер», и программа цифрового лингафонно-го класса NetClass pro DLL, используемая для эффективного изучения иностранных языков. Этот комплекс является наиболее функциональным и удобным среди программных мультимедийных сетевых обучающих классов.
Новые методики обучения также можно частично осуществить при помощи программы Remote Administrator. Она позволяет наблюдать за событиями, происходящими в классе, а именно, в процессе работы учащихся за их компьютерами, на экране монитора преподавателя, что намного удобнее, чем на белом экране при использовании проектора или воспринимать на слух новую информацию. Remote Administrator дает возможность учащемуся взаимодействовать с преподавателем, задавать вопросы и приобретать новые навыки в течение on-line уроков. Кроме того, использование этой программы не только помогает учащемуся визуально восприни-мать информацию, но и облегчает труд преподавателя. Педагог может быстрее и качественнее пошагово объяснить материал урока, проверить выполненное задание, а также контролировать работу учащегося в течение урока.
Пошаговое обучение имеет ценность в том, что после него даже новички смо-гут незамедлительно применить полученные знания. Результат – уверенность в себе, мотивация и, без сомнения, более высокая эффективность обучения в любых учебных заведениях.
В связи с этим использование программы Remote Administrator позволяет на-много упростить преподавательский труд в плане отслеживания действий учащего-ся и помощи ему в случае затруднения при выполнении заданий. Кроме этого, про-двигаются высокоэффективные навыки мышления, что даёт преподавателям возможность действовать, как консультантам или гидам, а часто – и как соученикам с другими учениками.
Помимо использования этой программы на уроке, Remote Administrator позволяет производить административные действия с сервера на удаленном компьютере. Таким образом, облегчается труд преподавателя, как сетевого администратора.
Удобства и недостатки Remote Administrator.
Основные преимущества использования Remote Administrator перед традиционными методиками преподавания:
Ход урока с использованием Remote Administrator.