Что такое сетевое обучение
Что такое сетевое обучение
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.
2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.
Сетевая форма обучения
«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 9
Одной из современных форм организации обучения является сетевая (сетевое обучение). Данный способ получения образования наиболее применим при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. Как организуется сетевое обучение, как оформляются взаимоотношения между его участниками и каков порядок его финансирования, рассмотрим в данной статье.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сетевое обучение осуществляется на основании договора между образовательными и иными организациями, участвующими в его реализации. Эти организации совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
Правовые основы сетевого обучения
При реализации образовательных программ в сетевой форме могут быть использованы ресурсы зарубежных организаций при условии заключения соответствующего договора между зарубежной организацией и российской организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Законом об образовании.
Такая форма обучения обеспечивает учащимся свободный доступ к современной инфраструктуре, технологиям и средствам получения образования.
Сетевое обучение может применяться в результате интеграции деятельности и образовательных ресурсов двух и более организаций. При формировании сетевой структуры заключается договор между ее участниками о совместной деятельности. Предметом договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона об образовании в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
Экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в процессе реализации образовательных программ, составляет оказание услуг (предоставление ресурсов) организациями, располагающими соответствующими для реализации образовательной деятельности возможностями, организации-исполнителю, заключившей договор об образовании с заказчиком. Договоры, на основании которых осуществляется взаимодействие между организациями, совместно реализующими образовательные программы в сетевой форме при оказании платных образовательных услуг, в практике хозяйственной деятельности представляют собой договоры возмездного оказания услуг.
Частным случаем договора о сетевом взаимодействии является договор об организации обучения, заключаемый между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и иной организацией, ответственной за подготовку и организацию образовательного процесса с использованием собственной материально-технической базы, за информирование, набор слушателей и комплектование учебных групп. Этот договор по своему содержанию также представляет собой договор возмездного оказания услуг. Ответственность за качество образования, соблюдение лицензионных требований при использовании материально-технической базы сторонней организации и иных ресурсов при этом несет организация, осуществляющая образовательную деятельность.
Сетевая форма обучения предполагает проведение образовательной организацией, проектирующей образовательную программу, всестороннего исследования рынка доступных образовательных ресурсов и средств обучения с целью выбора партнера (партнеров) по сетевому взаимодействию.
В целях разработки различных по своему содержанию образовательных программ, учебных и учебно-методических материалов для обеспечения образовательного процесса может привлекаться профессорско-преподавательский состав других организаций, а также специалисты и консультанты различных сфер деятельности, в том числе организаций, предоставляющих материально-техническую, научно-техническую и организационно-методическую базу для проведения практики, стажировок как формы обучения и иных практико-ориентированных мероприятий.
Взаимоотношения между организацией, разрабатывающей образовательные программы, и привлекаемым внешним персоналом могут строиться на основе договоров гражданско-правового характера.
Качество образования в сетевой форме определяется:
Условия применения сетевой формы обучения
Условиями применения сетевой формы организации образования являются:
Инициаторами применения сетевых форм обучения могут выступать:
Организация образовательного процесса в сетевой форме осуществляется с привлечением материально-технических, научно-технических, учебно-методических, организационно-методических, информационно-коммуникационных и иных ресурсов и средств обучения организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также силами научно-педагогических, педагогических и иных работников этих организаций.
Управление ресурсами и совместной деятельностью осуществляется на основе:
а) договора о сетевом взаимодействии или иной форме интеграции между организациями (управление взаимодействием);
б) положения об интегрированной структуре (образовательном или научно-образовательном консорциуме, центре, комплексе, лаборатории).
Особенности заключения договора и ответственность за его реализацию
Заказчиком может выступать физическое лицо (сам обучающийся или иное заинтересованное лицо, оплачивающее образовательные услуги) или юридическое лицо, направляющее обучающегося (обучающихся) для прохождения обучения по образовательной программе в целях непрерывного образования взрослых.
Образовательная программа, реализуемая в сетевой форме, должна быть согласована с партнерами по сетевому взаимодействию и утверждена образовательной организацией в установленном порядке.
Разработанная и согласованная участниками сетевого взаимодействия образовательная программа является приложением к договору об образовании, заключаемому между организацией и заказчиком платных образовательных услуг. Организация обязана обеспечить заказчику оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательной программой и условиями договора.
Договор об образовании в сетевой форме заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения (разд. 3.2 Методических рекомендаций):
Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение и обучающихся, или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством РФ об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ.
При обнаружении недостатков или существенных недостатков платных образовательных услуг, в том числе при нарушении сроков, изменении объемов оказания услуг или содержания образовательной программы, обнаружении иных недостатков, влекущих ответственность со стороны исполнителя в порядке, предусмотренном Правилами N 706, ответственность возлагается на организацию-исполнителя, заключившую договор об образовании с заказчиком.
Заключение договора о сетевом взаимодействии может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты образовательной организации: правила внутреннего распорядка, порядок оплаты труда педагогических работников, коллективный договор и иные документы.
Особенности организации образовательного процесса в сетевой форме
Договор об образовании является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность и организацию образовательного процесса при реализации образовательной программы в сетевой форме.
При разработке образовательной программы по профессиональной переподготовке и повышению квалификации учитываются требования профессиональных стандартов, квалификационные и иные требования.
Образовательная программа согласовывается образовательной организацией с другими организациями, участвующими в ее разработке, а также при необходимости с заказчиком и утверждается образовательной организацией. В случае если договором о сетевом взаимодействии предусмотрено получение обучаемым при успешном завершении обучения документов об образовании (квалификации) нескольких организаций, участвующих в реализации образовательной программы, программа утверждается всеми организациями, участвующими в ее реализации при организации непрерывного образования взрослых в сетевой форме.
Учебный план, календарный учебный план (график), расписание занятий и иные документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности, разрабатываются образовательной организацией и согласовываются с организациями, участвующими в сетевом взаимодействии.
Расписание занятий составляется с учетом видов учебной нагрузки, места фактического прохождения обучения или используемых дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Организация образовательного процесса регламентируется локальными нормативными актами образовательной организации, которые должны предусматривать возможность реализации образовательной программы в сетевой форме.
Место проведения обучения, характер используемых материально-технических, учебно-методических и иных ресурсов, место хранения учебной документации определяются договором о сетевом взаимодействии между организациями.
При обучении по индивидуальному учебному плану индивидуальный годовой календарный график и индивидуальное расписание занятий разрабатываются и утверждаются образовательной организацией и согласовываются с организациями, ресурсы которых планируется использовать при обучении. При этом индивидуальный учебный план может определять количество часов на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, при условии обеспечения обучающегося необходимыми ресурсами.
Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении учебных курсов, дисциплин, модулей, видов учебной деятельности засчитываются образовательной организацией независимо от места фактического прохождения промежуточной аттестации.
Проведение итоговой аттестации осуществляется организацией, заключившей договор об образовании с заказчиком.
По окончании обучения обучающиеся, прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о квалификации, форму которого устанавливает организация самостоятельно. По соглашению между организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме, могут быть выданы несколько документов о квалификации, если это предусмотрено совместно разработанной образовательной программой и договором о сетевом взаимодействии.
Учет рабочего времени и оплата труда преподавателей, в том числе профессорско-преподавательского состава, осуществляются на основании локальных нормативных актов организации, с которой заключается трудовой договор или договор гражданско-правового характера. При участии в сетевом обучении преподавателей из нескольких организаций оплата труда осуществляется каждой из них самостоятельно, если договором о сетевом взаимодействии не предусмотрено иное.
Заключение
Сетевая форма обучения
Перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.
Неизбежная реорганизация производства, связанная с развитием науки и внедрением инновационных технологий, ставит новые задачи перед образовательными организациями, которые занимаются подготовкой квалифицированных кадров. В том числе, эти изменения требуют совершенного нового подхода в обучении молодых специалистов.
Отметим, что стратегия развития науки и образования уже закреплена законодательно, Указом Президента России № 559 и Постановлением Правительства №211. В данных документах 2020 год обозначен, как дата, когда не менее пяти ВУЗов России должны войти в список лучших мировых университетов.
Согласно утвержденной стратегии, ключевым направлением развития российских ВУЗов должна стать:
Специалисты уверены, что такие задачи могут быть реализованы только при условии внедрения новых форм обучения. Именно поэтому перед Министерством науки и образования сегодня стоит новая цель – внедрение сетевой формы обучения, которая позволит не только укрепить связи с мировой наукой, но и обеспечить максимально тесное взаимодействие с другими учебными заведениями внутри государства.
Что такое сетевая форма обучения?
Сетевая форма обучения – метод реализации образовательных программ с использованием ресурсов самых разных организаций (образовательных (в том числе иностранных), производственных, медицинских, научных и т.д.), обладающих возможностями для проведения учебной/производственной практики или других видов учебной деятельности в рамках реализуемой образовательной программы.
Хорошо известно, что прогресс в науке невозможен без тесного взаимодействия ученых всего мира. Вместе с тем, учитывая, что все продукты научной деятельности используются, прежде всего, в ведущих отраслях экономики и бизнеса, возникла необходимость внедрения сетевой формы обучения, которая предполагает практическую деятельность молодых специалистов в условиях прямого сотрудничества с производством и бизнесом.
Нельзя не отметить, что сетевая форма обучения также направлена на мотивирование руководителей предприятий, которые могут оказать содействие в практическом обучении студентов, проявлять заинтересованность к привлечению молодых квалифицированных кадров. При этом главный вклад предприятий в процесс подготовки квалифицированных кадров – предоставление материально-технической базы, позволяющей студентам закрепить теоретические знания на практике, а ученым – создавать новые технологии, основываясь на реальных потребностях производства.
Сетевое обучение, как форма, предполагающая вовлечение в ход подготовки специалистов всех сфер производства, материальных и кадровых ресурсов, должна иметь четкую структуру с определением круга обязанностей и ответственности всех участников процесса.
Кстати, именно разработкой четкого плана регулирования межсетевого взаимодействия различных организаций и занимается Минобрнауки, поскольку в сфере компетенции ведомства как раз и находится создание единого плана обучения и выдача лицензий на тот или другой вид образовательной деятельности.
Преимущества сетевой формы обучения
Построение сетевой формы обучения существенно расширяет возможности всех участников обучающей программы. Но хочется отметить, в первую очередь, преимущества, открывающиеся для будущих специалистов. Благодаря сетевой форме обучения они имеют возможность:
Подчеркнем, что параллельное обучение в разных образовательных организациях осуществляется по единой учебной программе. Например, студент изучает симметрично программы двух ВУЗов, имеющих согласованный учебный план, но при этом молодой специалист получает два диплома по смежным специальностям.
Кроме такого варианта обучения, сотрудниками Минобрнауки разработаны программы, включающие любое из направлений:
Все эти составляющие по выбору студента могут быть включены в учебный план, и на каждом этапе обучения он получает диплом, сертификат или удостоверение о прохождении обучения и присвоении квалификации.
Дополнительным бонусом сетевого обучения является признание дипломов ВУЗами-партнерами, что существенно расширяет возможности студентов, в том числе – на международном уровне.
Перспективы сетевого обучения
В свете неуклонного развития научно-технического прогресса и в связи с объявленными Президентом России приоритетными направлениями повышения роста экономики и обеспечения конкурентоспособности/безопасности государства, сетевая форма обучения сегодня признана едва ли не самой прогрессивной системой образования. Специалисты утверждают, что именно она открывает максимально полный доступ к самым передовым достижениям науки и техники.
Сетевое обучение
Сетевое (взаимное) обучение (англ. networked learning, peer-to-peer learning ) — относительно новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников.
Содержание
Общая характеристика
Концептуальные основы сетевого обучения
Определение термина
На сегодняшний день нет устоявшегося определения сетевого обучения.
Сетевое и совместное обучение
В этой связи возникает вопрос о том, как соотносятся сетевое и совместное (коллаборативное) обучение. Чёткого разграничение между этими видами обучения нет.
Совместное обучение основывается на ряде важных принципов и представлений об учащихся и о процессе обучения [7] :
Педагогика сетевого (взаимного) обучения
Концепция взаимного обучения на основе модели «равный равному» отнюдь не являются чем-то новым. Несмотря на то, что подобные принципы до сих пор не стали решающими в современной культуре образования, эти идеи достаточно глубоко осмысленны в педагогической мысли, а некоторые из них реализованы на практике.
Корреспондентская сеть и учебные объекты в педагогике Селестина Френе
Кооперация основывалась на целом ряде принципов организации учебного процесса:
Инструментальная педагогика Джона Дьюи
Таким образом, определяющим является не только совместная деятельность, но и взаимодействие (общение, коммуникация, диалог) по поводу этого общего дела. При этом каждое сообщество имеет определённую культуру и обладает своими механизмами социализации, обеспечивающими устойчивость существования сообщества. Благодаря этим двум элементам, существуют сообщества, члены которых почти не имеют непосредственных контактов друг с другом: художники, литературный и ученый мир. Эти люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определенному сообществу, поскольку имеет общие цели и в своей деятельности ориентируется на созданное другими его членами.
Связь с идеями конструкционизма
Положения конструктивизма об обучении как об активном процессе перестройки опыта были дополнены и развиты в подходе Сеймура Пейперта, получившем название конструкционизм. Сеймур Пейперт говорил о важности создания учебной среды в сообществах, в которых новички становятся значимыми участниками совместной деятельности или получают возможность создать что-то важное для них самих или их окружающих. В этих условиях учащиеся создают новое знание особенно эффективно.
Таким образом, в методических разработка Пейперта акцент смещается на поиск объектов (продуктов-моделей), работа над которыми позволяет учащимся проверить личные «гипотезы» на практике, осуществляя конструктивные действия и осмысляя их.
Идея сообществ, в которых участники обмениваются результатами своей деятельности и обсуждают их, является ключевой для конструкционизма.
«Учебная паутина» Ивана Иллича
Идеи отказа от диктата сертифицированных педагогов и жёстких институциональных структур лежали в основе разработок Ивана Иллича об учебной сети. В «учебной паутине» Иллич видел воплощение идеальной образовательной системы, которая: (1) обеспечивает всем желающим доступ к имеющимся ресурсам в любое время и независимо от их возраста; (2) поддерживает усилия всех, кто хочет поделиться своими знаниями и умения, в поиске тех, кто хочет у них научиться; (3) предоставляет всем желающим возможность публиковать, представлять на обсуждение общественности результаты своего обучения.
Под «паутиной возможностей» Иллич понимал «сетчатую структуру взаимного доступа» к каждому из четырех «различных каналов учения или полей обмена знаниями». Этим каналами являются:
1. Служба рекомендации образовательных объектов, которая облегчает доступ к предметам или процессам, используемым для формального учения. Этими образовательными объектами могут быть носители данных и информации, оборудование и техника, посредством которых может происходить обучение. Важной задачей при создании учебной сети Иллич считает именно расширение доступа к такого рода образовательным ресурсам, которые должны стать «подлинной общественной собственностью» именно в целях расширения возможностей обучения.
2. Служба обмена навыками, которая позволяет людям перечислить имеющиеся у них навыки, условия, на которых они согласны служить моделью для тех, кто хочет этим навыкам научиться, и адрес, по которому их можно найти. Для её функционирования необходимы институты, обеспечивающих свободное и недорогое использование информации и справочной службы, осуществляющих тестирования и сертификацию, помогающих созданию законодательства и защите от монополистической практики.
«Образец навыка» — это человек, который обладает навыком и готов продемонстрировать его на практике. При этом сертификация выступает вовсе как не обязательное требование, поскольку учащиеся с высокой мотивацией, часто не нуждается ни в какой помощи, «кроме показа того, чему он хочет научиться». Диагностика трудностей в учении также должна быть делом самих учащихся. Преграду на пути развития «рынка» навыков как раз и возводит требование сертификации носителей навыков. Подобного рода дефицит создаётся и множеством корыстных интересов, в том числе и самих носителей навыков. Поэтому для них должны быть созданы побудительные мотивы. Иллич видит следующий путь преодоления этих затруднений: — Создания свободных и открытых центров навыков, в которых будет доступно приобретение «фундаментальных» навыков, то есть тех, которые составляют основу для овладения ремеслом («чтение, печатание, счетоводство, иностранные языки, программирование на компьютере и численные вычисления, специальные навыки, такие, как язык электрических цепей, работа на определенных машинах и т. д.»). — Введение образовательной валюты, пригодной для посещения центров приобретения навыков. Минимальный базовый кредит на получение «фундаментальных» навыков может быть дополнен теми, кто зарабатывает распространением навыков. («Только те, кто передавал навык другим, будут иметь право быть более продвинутыми учителями. Так будет создаваться новая элита, элита тех, кто зарабатывает свое образование, делясь им с другими»).
3. Служба подбора партнеров — коммуникационная сеть, которая позволяет людям описать учебную деятельность, в которой они хотят участвовать, и найти партнера для совместного исследования. Эта служба должна функционировать подобно клубам, сводя вместе людей имеющих общие интересы и возможности, стремящихся вместе упражняться и улучшать имеющиеся навыки.
В традиционной образовательной системе человека также окружают партнёры-сверстники, которые иногда помогают друг другу овладевать основами определённой предметной области. «Группа сверстников всегда формируется вокруг цели учителя. Однако хорошая образовательная система должна позволять каждому человеку самому определять вид деятельности, для которой он ищет партнера». Такой выход за пределы мест проживания и учебных заведений потребует от учащихся особого типа грамотности: умения искать, встречать и оценивать «новых партнеров для новых усилий».
4. Служба рекомендации преподавателей, которые могут быть перечислены в справочнике, дающем адреса и резюме профессионалов с высшим образованием, профессионалов без высшего образования и «свободных художников» вместе с условиями доступа к их услугам. По мнению, Иллича с увеличением автономности учащихся побудит их искать «независимых» наставников, основная задача которых «поддержать новичка в его образовательном предприятии».
Коннективизм
Коннективизм (англ. Connectivism) — относительно молодая теория, рассматривающая существенные характеристики и специфику процесса обучения в эпоху цифровых технологий. Основы теории разработаны Джорджем Сименсом (Канада).
Дж. Сименс исходит из того, что экспоненциальный рост знаний требует нелинейных моделей для учёбы (процесс) и знания (состояние). Расширение доступа к знаниям в век сетевых технологий требует пересмотра того, как мы учим, учимся, и приходим к знанию. Для коннективизма, характерно несколько основных взглядов на процесс обучения и учения, в отличие от традиционных представлений:
Дж. Сименс также сформулировал ряд принципов коннективизма: