Что такое сетевое взаимодействие в дополнительном образовании
Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования
Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования
Романова Татьяна Михайловна,
заведующая отделом декоративно-прикладного
и технического творчества МБОУ ДОД
«Центр детского творчества» г. Абакана
— нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
— возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».
Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:
— формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;
— межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.
Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.
Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности
— анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;
— повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;
— обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;
— расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
— расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДОД;
— объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;
— совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.
Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети. (размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).
Условия организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:
— психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;
— разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;
— грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;
— привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;
— отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;
— готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;
— наличие опытных квалифицированных кадров;
— выработка единой цели партнеров;
— активность сторон сетевого взаимодействия;
— мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.
Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.
Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:
— оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);
— получение необходимых для организации ресурсов ( кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ) ;
— расширение круга общения участников образовательного процесса;
— привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;
— расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;
— повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;
— повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;
— возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;
— построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;
— возможность организации рабочих мест для подростков;
— привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);
— рост доверия родителей к учреждению;
— рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;
— формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.
Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.
Что такое сетевое взаимодействие в дополнительном образовании
В нее входит сочетание «школа и школа», «школа и детский сад». Подбирают партнера, осуществляющего на территории идентичную программу. Учитывают степени образования, от дошкольного до среднего общего. Преимущество — наличие идентичной лицензии на выполнение выбранной деятельности, ее не потребуется получать в ходе создания сетевого взаимодействия. В школе или детском саду уже присутствуют кадровые ресурсы. При составлении договора остается выбрать план сотрудничества, образовательную программу для учеников.
Интересно! В 2022 году к сетевому взаимодействию прибегают 70% образовательных учреждений РФ.
Первоначально школа определяет партнеров, с которыми она хочет войти в выгодные взаимоотношения.
Учитывают 2 критерия составления договора и выполнения сетевого взаимодействия:
Первично перед созданием сетевого взаимодействия разрабатывают 3 документа. Только после этого составляют список учеников, которые будут участвовать в программе. Им предоставляют расписание занятий.
Положение о сетевом взаимодействии
Этой работой занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В документе прописываются следующие сведения:
‣ правила регулирования внутренних вопросов сетевой формы (руководитель сетевого взаимодействия, подготовка к обучению, правила оформления сотрудничества);
‣ регулирование частей общей программы;
‣ правила приема организацией-партнером учеников для предоставления информации, ресурсов, обучения заданной программе;
‣ правила организации партнера, отличительные от основных регламентов школьного учреждения (расписание уроков, прохождение контроля по аттестации, прием студентов, меры социальной поддержки).
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ
Документ составляет делопроизводитель. Точной формы договора нет, она примерная. В ней фиксируют следующие положения:
‣ организация, желающая произвести сетевую образовательную программу,
‣ сроки программы;
‣ количество обучающихся детей;
‣ виды ресурсов и планы реализации образовательной деятельности от организации участника;
‣ модель финансирования для создания выгодных взаимоотношений.
В отдельной категории рассматривают финансовые взаимоотношения между партнерами:
‣ отсутствие оплаты — между организациями создаются выгодные взаимоотношения, по которым стороны обмениваются услугами;
‣ наличие оплаты — оплата производится после заключения договора.
Образовательное учреждение вправе использовать следующие источники оплаты:
‣ субсидии от государства или муниципалитета;
‣ денежные средства от деятельности, приносящей доход школе;
‣ денежные средства, переданы школе от фондов;
‣ пожертвования, взносы.
Правила по финансированию регламентированы Министерством Просвещения.
Сетевая образовательная программа
Деятельность составляет педагог от школы. Он осуществляет действия самостоятельно или при помощи сетевого партнера:
‣ формирование программы, по которой будут обучаться дети;
‣ выбор заданной программы, например, ФГОС.
В программу должен включаться только тот объем, который дети смогут освоить при помощи сетевого взаимодействия. Всегда включают методические материалы, оценочные работы.
«Сетевое взаимодействие: школа – дополнительное образование»
Сегодня я хотела бы поговорить о возможностях сетевого взаимодействия между образовательными организациями.
Первым шагом нашего ЦРТ в данном направлении была разработка организационных документов: модель, положение и договор о сетевом взаимодействии в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации » и « Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн).
В современных реалиях сетевое взаимодействие в дополнительном образовании детей приобретает ещё большую актуальность и имеет свою специфику.
Мы начали построение модели сетевого взаимодействия с чёткого понимания того, что её создание означает аккумуляцию и интеграцию уникального опыта и ресурсов участников, включённых в модель, который не может реализовываться каждым из партнеров в отдельности.
Действующая модель сетевого взаимодействия поможет решать следующие задачи:
— реализация образовательной программы ОО, через расширение спектра предлагаемых ДООП;
— проектирование индивидуального маршрута учащегося, через освоение большего количества компетенций;
— совместное проведение специализированных мероприятий (конференции, олимпиады, профильные смены, профпробы и т.д.), где организации, участники модели, могут выступать как в качестве методической, так и ресурсной площадки.
Реализация модели сетевого взаимодействия позволит всем её участникам получить очевидные плюсы.
— ДООП технической, естественнонаучной, социально-гуманитарной, художественной, физкультурно-спортивной и туристско-краеведческой направленности;
— площадка для проведения муниципальных этапов областных конкурсов;
— реализация проектов в рамках профориентационной деятельности и многое другое.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и определяет цели дополнительного образования детей:
формирование и развитие творческих способностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья и организацию их свободного времени.
В сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных программ участвуют образовательные организации, физкультурно-спортивные и организации культуры, и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения. Для включения различных партнеров в сетевую форму в образовательной организации разрабатывается концепция и программа развития. Высокая мотивация организаций-партнеров к разработке и развитию программ, ориентированы на современные образовательные потребности на добровольной основе и в условиях четко сформулированных взаимных интересов сотрудничества. При разработке модели сетевого взаимодействия в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ выстраивается сетевое взаимодействие, учитываются такие условия, как информационно-коммуникативная среда, организация форм совместной деятельности.
В основу проектирования сетевой организации взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ положены такие принципы, как:
Правовой основой сетевого взаимодействия участников сети являются договорные отношения, а также нормативные акты органов управления образованием по оптимизации сети учреждений и выбору модели сетевой организации; реализации дополнительных общеразвивающих программ, обеспечивающих юридическое оформление решения органов управления образованием; договоры между участниками сети.
Основная идея сетевого взаимодействия- альтернатива для будущего образования.
Первое основание – изменение самого образования, проявляющегося, прежде всего, в смене его институционального ядра. Институциональным ядром сегодня могут быть только сетевые структуры. Для ситуации управления это означает, что необходимо связать сетевым образом ряд учебных заведений. Условием формирования такой сетевой структуры является ряд содержательно-организационных ходов.
Второе основание – формирование новых структур, отвечающих за воспроизводство человеческого капитала. Внедрение и постепенная формализация проектного, программного, экспертного методов работы приводит к более ясной политики в образовании.
Разработанный алгоритм формирования образовательного пространства, может быть использован образовательным учреждением любого типа и вида с целью максимального удовлетворения образовательных интересов участников образовательного процесса. Инновационность сетевого партнерства в образовательном пространстве обеспечит: расширение количества образовательных программ; расширение различных форм обучения; применение различных современных учебных методик.
Образовательные учреждения, входящие в сеть, обеспечивают вариативное пространство для обучения учащихся, создавая условия для усиления их учебной мобильности на основе использования возможностей партнеров образовательного процесса. Характеристикой обучения в сетевом взаимодействии становится его открытость.
Открытость является важной характеристикой, определяющей ее динамику и комплексность взаимодействия со средой. Открытое образование выполняет набор функций: социальной мобильности, социального контроля, снижения рисков неудач через обеспечение индивидуальной стратегии социализации и пр. Выявленные характеристики открытости в совместной образовательной деятельности сетевого взаимодействия позволяют определить сущность понятия «открытая система обучения» как самоорганизующейся системы, способной динамично реагировать на актуальные изменения социального заказа и результатов обучения. Структура сетевого взаимодействия способна к самоорганизации и дает возможность ее готовности к самоорганизации. В основе объединения педагогов в сеть — инициатива отдельных учителей, творческих коллективов образовательных учреждений. На уровне ОУ или района инициатива оформлена локальным актом, в котором утверждена методическая тема, ответственные лица.
Изменения в системе общего образования являются многомерными и разнонаправленными. Содержание сетевого взаимодействия представляет собой согласование действий субъектов сети для достижения общих целей инновационного развития, которое осуществляется в формах совместной коллективной деятельности, во взаимосвязи формирования ценностно-смыслового содержания и деятельности субъектов инновационного развития ОУ. Действия сетевых образовательных организаций: совместное методическое проектирование, совместное повышение квалификации участников сетевого взаимодействия, обмен опытом и результатами инновационного развития, взаимное предоставление услуг и взаимообучение, экспертиза и групповая рефлексия, совместное методическое проектирование.
Показатели эффективности проводимых изменений можно представить в виде двух групп: прямые показатели, которые возможно измерить в каких-либо единицах измерения; косвенные показатели, которые сложно измерить и которые проявятся с отсроченным эффектом.
К первой группе относятся следующие показатели: профессиональная активность учителя.
результаты мониторинговых исследований;
количество и качество методических разработок, программ, положений, ученических проектов, учебно-методических проектов учителей;
степень удовлетворенности участников образовательных проектов (учеников, родителей, учителей);
Ко второй группе относятся такие показатели, как успешность педагогического коллектива и возможность реализации интеллектуального потенциала; социальная активность и готовность к инновационным изменениям;
степень востребованности инновационного опыта;
разнообразие и эффективность применения учителями образовательных технологий.
При правильном использовании технологии внедрения инновационного продукта в образовательный процесс ОУ могут быть достигнуты следующие эффекты:
проектирование образовательного процесса на основе компетентностного подхода; четкое структурирование учебного материала;
оптимальный отбор содержания образования по учебным дисциплинам; повышение индекса инновационной активности педагогического коллектива; положительная динамика развития профессиональных компетенций.
Сетевое взаимодействие основано на равном положении учреждений в системе относительно друг друга и на многообразии горизонтальных, то есть неиерархических связей.
Каждое учреждение, включенное в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам и тем самым усиливает собственные возможности.
Существующие концептуальные трактовки сетевого взаимодействия
базируются на основных положениях программы развития школы: обеспечение равенства и доступности качественного воспитания и образования для разных и равных детей. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
определить типы социальных ресурсов, востребованных в процессе сетевого взаимодействия; разработать смысловое наполнение дефиниции «виртуальное сетевое сообщество»;
выявить функции личности как элемента социальной структуры виртуальных сетевых сообществ; разработать модель социализации участников сетевых сообществ;
систематизировать структурные компоненты в модели социальной структуры виртуальных сетевых сообществ.
Обобщить социальные практики, упорядоченные в пространстве и во времени, структурные связи, существующие внутри социальных групп сетевых сообществ, функционирующими в социальной системе.
В результате сетевого взаимодействия образовательной организации возрастает качество методической работы, направленной на сопровождение системы образования. Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия ОУ для решения задач дополнительного и неформального образования и социализации детей состоит из групп, критериев и показателей, которые связаны с:
1) созданием условий для повышения качества образования школьников, соответствующих потребностям сформированности ключевых компетентностей, качества воспитания, качества образовательных программ;
2) обеспечением доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса;
3) созданием условий для организации педагогического процесса – показателя эффективности образовательных услуг.
Разработанная концепция формирования сетевого взаимодействия ОУ для решения задач модернизации образования позволяет сформировать систему образования высокого качества.
Статья «Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании»
Подготовила: методист БПОУ ОО
«Орловский технический колледж»
Чернышева Элина Владимировна
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Сетевое взаимодействие является одной из ведущих инновационных технологий формирования единого образовательного пространства. Под сетевым взаимодействием подразумевается взаимодействие образовательных учреждений друг с другом, а также с иными организациями (культуры, спорта и т.д.). Независимые субъекты, организации и социальные группы объединяются для совместной работы по достижению общих целей, таких как разработка и апробация инновационных моделей управления и содержания образования. Создание устойчивой системы связей между организациями способствует повышению доступности и качества образования для всех категорий граждан, а также совершенствованию профессиональной компетенции участников педагогического сообщества. Сетевое взаимодействие предполагает открытость образовательных организаций и интеграцию их усилий по централизации ресурсов.
Нормативной основой для создания сетевых форм взаимодействия является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2017, с изм. от 05.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». В 15 статье Закона раскрывается понятие «сетевые формы реализации образовательных программ», под которым обозначается «возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций». В настоящий момент в стадии разработки находится проект методических рекомендаций по организации образовательной деятельности с использованием сетевой формы реализации основных общеобразовательных программ.
В настоящее время в России система образования претерпевает существенные изменения: регулярно совершенствуются образовательные стандарты, модернизируются методики преподавания и образовательные технологии, налаживается инфраструктура образовательных организаций и улучшается их материальное и информационное оснащение. Перемены направлены на то, чтобы сделать образование универсальным, непрерывным и объемлющим все стороны жизни обучающихся. В таких условиях общее, профессиональное и дополнительное образование становятся компонентами единого образовательного процесса. Значимость интеграции образовательных систем и роль дополнительного образования в данном процессе отражены в Концепции развития дополнительного образования.
Дополнительное образование в современном мире имеет важные преимущества, поскольку это уникальная практика развития личностного потенциала, основанная на свободном выборе различных видов творческой и образовательной деятельности. Дополнительное образование подразумевает вариативность, дает возможность самостоятельно определить индивидуальную образовательную траекторию. Также оно содействует организации условий для гармоничного и всестороннего развития человека, предоставляя возможность удовлетворить потребности в интеллектуальном, духовно-нравственном и творческом совершенствовании.
Сетевое взаимодействие позволяет эффективно использовать данные преимущества, расширяя границы образовательного пространства и образуя новые возможности для самореализации всех участников образовательного процесса. Идея взаимодействия учреждений дополнительного образования с иными организациями содержит в себе огромный педагогический потенциал, поскольку в ее основе находится совместная деятельность педагогов и обучающихся в условиях системно-деятельностного подхода. Формирование образовательной сети нацелено на создание условий для профессионального и личностного роста ее субъектов, а именно обучающихся, педагогов и администрации. Позитивные изменения на личностном уровне являются одним из наиболее востребованных элементов современного образовательного процесса. В рамках сетевого взаимодействия идет постоянный активный диалог между его участниками, что позволяет обмениваться накопленным опытом и информацией, распространять инновационные разработки.
Сетевое взаимодействие основывается на добровольной кооперации, самосовершенствовании и самоорганизации образовательных учреждений, методических структур и педагогов. В его условиях осуществляется обмен инновационными технологиями, идеями и опытом, организуются многочисленные совместные проекты и мероприятия, создается новый интеллектуальный продукт, происходит перестройка деятельности, влекущая за собой возникновение новых многообразных и результативных форм работы. Все это позволяет решение современных задач модернизации образования, в том числе задач, связанных с совершенствованием системы дополнительного образования.