Что такое сетевые электронные ресурсы

Вопрос 17. Сетевые электронные ресурсы в структуре справочно-поискового аппарата библиотеки

Сетевые информационные ресурсы расширяют границы СПА любой библиотеки, снижают трудоемкость выполнения сложных запросов пользователей, предоставляют сведения из широкого набора источников, повышают качество работы библиотеки в целом.

Сетевые компоненты СПА – эл. каталоги др. библиотек, полнотекстовые архивы и БД, справочные интернет-ресурсы, сайты профильных организаций, тематические и краеведческие сайты.

Для того, чтобы информресурсы удаленного доступа реально являлись органичной часть СПА, необходимо:

1.Тщательно отобрать разновидности и конкретные источники.

2.Оценить частоту их возможного использования в библиотеке.

3.Обеспечить право на коллективный (постоянный или эпизодический) доступ к ресурсу.

Для выполнения единичных запросов эпизодически используются каталоги книжных Интернет-магазинов, материалы офиц. сайтов учреждений, тематсайты, новостные ленты. Эл. каталоги б-к разновелики по объему, хронологическому периоду отражения фондов, формам вывода библиографической информации. Доступ к каталогам может быть свободным, или требующим регистрации и пароля.

Более того, в ряде б-к для пользователей открыт удаленный доступ с домашних компьютеров к отдельным полнотекстовым ресурсам. Индивидуальный логин и пароль выдается в б-ке по предъявлению читательского билета, или по эл. почте. Возможны две формы использования электронных каталогов б-к в качестве активного компонента СБА:

2. Тщательный отбор электронных каталогов в сети по профилю и типу своей библиотеки, по востребованной тематике в запросах читателей. Обязательна оценочная характеристика поискового интерфейса, наполнения и условий доступа к каталогу. Оформление полученного и пополняемого списка в виде путеводителя, снабженного гипертекстовыми ссылками для прямого выхода к первому экрану каталога. Размещение этого списка на компьютерах в тех отделах, где осуществляется справочно-библиографическое и консультационное обслуживание читателей.

Часто востребованными в рамках СПА являются масштабные БД общероссийского уровня, универсальные по тематике. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU, Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки. Полнотекстовая БД «East View», Гребенников, Паблик.ru.

Справочные Интернет-ресурсы. Размещены в сети в разных формах, их сочетаниях, с высокой долей дублирующихся текстов:

-электронные, свободно пополняемые энциклопедии;

-тексты классических справочных изданий;

-единичные тексты новых справочников;

-встроенные толковые и языковые словари.

Проблемы использования сетевых компонентов СПА. Обязательным условием является поиск достоверных данных, либо уведомления читателя об электронном источнике данных с неподтвержденной достоверностью.

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Источник

ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Электронные ресурсы – вид информационной продукции на физических носителях (электронные оптические диски, видеодиски и т.д.), различная электронная информация в режиме локального и удаленного доступа.

Понятие «электронный ресурс» – собирательное и является обобщающим для всех видов электронных документов и электронной информации.

По режиму доступа электронные ресурсы делятся на:

· локальные (ресурсы, распространяемые на машиночитаемых носителях и доступные только на индивидуальных рабочих местах или локальных сетях, в т.ч. компакт–диски, дискеты, флешкарты и т.д.). Сегодня на данных носителях информации издаются различные справочники, энциклопедии, словари, обучающие программы, записываются библиографические, полнотекстовые базы данных, видеофильмы;

· ресурсы удаленного доступа или сетевые (распространяемые через глобальные телекоммуникационные сети, в частности, через Интернет, размещенные на каком–либо сайте и имеющие сетевой адрес, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через сети).

Наибольшее затруднение в настоящее время вызывает создание библиографической записи именно на электронный ресурс. С одной стороны, она подчиняется общим правилам, с другой стороны, у электронного документа есть ряд особенностей, отразить которые необходимо. Тем более, что при обращении к книге потребителю чаще всего не требуется знать её технические характеристики. Для электронного ресурса эти знания могут быть решающими, поскольку уникальные технические требования могут ограничить возможности доступа к информации. Можно выделить наиболее значимые особенности в библиографическом описании электронных документов:

ü сведения об источнике основного заглавия. Как известно, основными источниками библиографического описания документа на бумажном носителе служат титульный лист и его оборот, содержание (или оглавление), колонтитулы и т.д. В ситуации с электронным ресурсом мы опираемся на источники информации такого же рода: в качестве титульного листа выступает этикетка компакт–диска или титульная страница сайта.

Поэтому указывается источник получения заглавия (это косвенным образом даёт потребителю информацию об издании). Например: загл. с экрана; загл. с этикетки диска; загл. с вкладыша;

ü область примечаний содержит дополнительную информацию, в том числе о наличии библиографии, о вспомогательных указателях, разночтениях в заглавии с обложки и титульного листа и т.д. Для электронных ресурсов область примечания является обязательной, поскольку именно здесь даются основные сведения о технических параметрах документа.

Библиографическое описание электронного ресурса позволяет его идентифицировать, т.е. получить представление о его: содержании; назначении; физических характеристиках; системных требованиях; режиме доступа; способах распространения и т.д.

Источник

5. Электронные сетевые ресурсы

Без освоения современных информационных технологий нет библиотеки ХХ1 века, нет равного доступа к информации всех граждан нашей страны. Внимание к этому направлению развития библиотек демонстрирует изменение показателей по данной стороне библиотечной деятельности в новых федеральных статистических формах. Именно этот информационный блок в стат. формах был значительно расширен в 2015 г. Это несколько затрудняет сопоставление цифр с предыдущим годами, но задает перспективу развития.

5.1. Создание электронных каталогов (ЭК) и других баз данных

а) наличие лицензионного программного обеспечения,
б) наличие технических средств в количестве и ассортименте, достаточном для внедрения автоматизированной технологии,
в) наличие достаточного количества персонала, обученного соответствующей технологии,

К сожалению, библиотека Октябрьского района, работающая на уже устаревшей программе, не соответствует вполне этим условиям, поэтому количество библиотек, создающих электронные каталоги по факту оставшись прежним, по стат. данным уменьшилось на 1 и составило в 2015 г. 4 библиотеки. Но в количество записей электронных каталогов её данные вошли.

Общее количество библиографических и авторитетных записей, созданных в 2015 г. общедоступными библиотеками ЕАО составило 11,16 тыс. ед., выбыло за тот же период 17,25 тыс. записей. На 1.01.2016 г. объём совокупного электронного каталога составил 186,87 тыс. записей, что меньше на 6 тыс. зап. по сравнению с 2014 г., когда показатель составлял 193,1 тыс. записей. Сокращение вызвано большим выбытием записей у муниципальных библиотек г. Биробиджана, где в связи с переходом ведения электронных картотек на новую программу АБИС «OPAC-Global» произошло большое выбытие записей (15,95 тыс. записей).

Доступно в Интернете в 2015 г. стало 174,28 тыс. записей. К сожалению, пока предоставляет доступ к электронным каталогам через Интернет лишь 1 библиотека в области. Это БОУНБ им. Шолом-Алейхема.

Динамика за три года

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

В 2013-2014 г.г. указывалось число записей только электронного каталога, доступных в Интернете. В 2015 г. было указано количество всех библиографических записей (и каталога и картотек), доступных удаленным пользователям через Интернет. Именно с этим изменением связан столь заметный рост показателя.

В региональную «дорожную карту» включен следующий показатель: увеличение количества наименований библиографических записей (изданий), направленных для включения в сводный электронный каталог библиотек России. Он составил в 2015 г. 18 записей и выполняет его БОУНБ им. Шолом-Алейхема.

Областная библиотека является инициатором и базой регионального проекта «Создание сводного электронного каталога муниципальных библиотек (СКБ ЕАО) и сводной электронной картотеки статей (СКСБ ЕАО)». Работа ведется на базе автоматизированной библиотечной информационной системы «OPAC-Global». В 2015 г. продолжалась работа с базами данных БОУНБ, муниципальных, школьных библиотек.

5.2. Объем электронной (цифровой) библиотеки, сформированной общедоступными библиотеками.

Документы в электронном виде в качестве муниципального обязательного экземпляра в библиотеки области не поступают. В небольшом количестве документы в электронном виде поступают в дар областной библиотеке от авторов для пополнения локального электронного ресурса «Электронная библиотека Еврейской автономной области».

Так как электронная библиотека БОУНБ начала формироваться совсем недавно, то выбытия из неё документов в 2015 г. не было.

На конец отчетного года объём электронной (цифровой) библиотеки составил 0,35тыс. ед. сетевых локальных документов, из них 0,26 тыс. ед. документов в открытом доступе.

В связи с изменением показателей в стат. формах за 2015 год рассмотреть динамику за три года можно лишь одного показателя.

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Что касается содержания формируемого контента, то в первую очередь решается задача сохранение культурного наследия нашей области. Продолжалась работа по формированию электронной коллекции «Биробиджанский проект». Продолжилось формирование локального электронного ресурса «Электронная библиотека Еврейской автономной области» (ЭБ ЕАО). На основе проекта «Память народная» была сформирована и размещена на сайте и локальном доступе ЭБ ЕАО коллекция «Дальний Восток и Победа»: к 70-летию Второй мировой войны».

5.3. Обеспечение пользователям доступа к полнотекстовым документам электронных библиотечных систем и баз данных.

В ЕАО муниципальные библиотеки не используют в работе НЭБ. Единственная библиотека, которая заключила в 2015 г. договор с НЭБ, но пока не приступила к работе с её ресурсами, это БОУНБ им. Шолом-Алейхема. Ею начата работа по подготовке регионального контента для передачи в НЭБ.

Областная библиотека обеспечивает свободный доступ любого гражданина ЕАО к ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.

Инсталлированных баз данных ни одна библиотека области в 2015 г. не имела.

5.4. Представительство библиотек в сети Интернет.

Две муниципальные сельские библиотеки, не имеющие собственных сайтов и веб-страниц, активно сотрудничая с информационными отделами администрации районов. Каждый месяц на протяжении 2015 года выходил анонс мероприятий МКУК «ЦБС» Ленинского муниципального района и информация о работе «РБ» Биробиджанского района появлялись на сайтах администрации.

Аккаунты в социальных сетях имеют 2 библиотеки – это БОУНБ им. Шолом-Алейхема и ЦГБ г. Биробиджана.

На сайтах и вебстраницах организуется виртуальное обслуживание пользователей, размещается информация о режиме работы, контактные данные, анонсы и отчеты о мероприятиях. Сайт БОУНБ предоставляет доступ желающим к большей части электронной библиотеки, изданиям, выпущенным библиотекой.

Муниципальные библиотеки области недостаточно используют для продвижения чтения, ресурсов и услуг, такой безграничный ресурс, как сеть «Интернет».

В ЕАО нет корпоративного портала библиотек региона; у библиотек нет веб-сайтов или веб-страниц, доступных для слепых и слабовидящих.

5.5. Анализ состояния и использования электронных сетевых ресурсов

По данным 2015 г. в фондах библиотек Еврейской автономной области содержится 2,9 тыс. экз. документов на электронных носителях (в том числе 0,9 тыс. экз. в муниципальных библиотеках), что составляет 0,2 % от общего состава фонда (0,07%). В течение 2015 г. объем фондов электронных изданий увеличился на 149 экз. или на 0,05%. 6 общедоступных библиотек области (6,8%) (в том числе 5 муниципальных) наряду с собственными базами данных используют приобретенные. В основном это правовые БД: «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.

В 2015 г. ни одна библиотека области на удаленные базы данных подписки не оформляла. БОУНБ им. Шолом-Алейхема организовывала предоставление тестового доступа к информационно-библиотечным системам ЭБС IPRbooks и «РУКОНТ».

Ведение статистики в течение 2015 г. по пользованию электронными ресурсами в большинстве библиотек велось в достаточно произвольной форме, поэтому цифры, представленные в новых формах стат. отчетности не полны и не точны. В соответствии с ними всего обращений к электронным ресурсам (электронной библиотеке, сетевым удаленным лицензионным документам, доступным в виртуальных читальных залах) было 875, или 0,06% от общей книговыдачи.

Наиболее востребованные пользователями библиотек ресурсов: правовые базы данных «КонсультантПлюс», «Гарант», официальные правительственные сайты, порталы госуслуг, образовательные порталы и сайты, каталоги крупнейших библиотек и информационных центров России, серверы электронных библиотек, справочные и энциклопедические ресурсы, тематические сайты и др.

5.6. Краткие выводы по разделу

Подводя итог, стоит отметить, как положительные, так и отрицательные моменты развития данного направления. К плюсам можно отнести, следующие факторы:

Но есть и серьёзные минусы:

Важнейшая из задач – активизировать освоение возможностей в комплектовании и использовании электронных ресурсов в фондах библиотек, предоставляемых современными информационными технологиями. Расширение присутствия библиотек области в сети Интернет.

Источник

Виды электронных ресурсов

1.1. Понятие электронного ресурса

В самом общем случае понятие электронного ресурса можно определить как любую информацию, для воспроизведения которой необходимы электронные устройства. При таком определении понятия электронного ресурса нет указаний ни на тип воспроизводимой информации, ни на ее содержание. Очевидно, что не любая информация предназначена для образования и может использоваться в учебном процессе. Информация для образовательных целей, как правило, характеризуется последовательностью и системностью изложения материала, ориентацией на конкретную аудиторию, нацеленностью на получение заранее заданного результата и рядом других отличительных

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Именно такие ЭОР являются наиболее современными и эффективными при их использовании в образовании и их часто называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), поскольку в компьютерах используются цифровые способы записи, хранения и воспроизведения различной информации. ЦОР представляют собой фотографии, видеофрагменты, модели объектов и явлений, картографические материалы, звукозаписи, текстовые документы и иные материалы, которые могут быть использованы для организации и проведения учебного процесса. С другой стороны, цифровые форматы сейчас используются и для записи аудио/видеоинформации на компакт-диски (CD). Вероятно по этой причине термин ЦОР хоть и используется специалистами не нашел отражения в нормативных документах. Например, согласно межгосударственному

стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру «ЭОР».

По сложности исполнения ЭОР можно разделить на четыре основных типа:

Последний тип ЭОР является наиболее зрелищным и эффективным в обучении. Английское слово multimedia в переводе означает «много способов (сред)». Мультимедиа ЭОР реализуют возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера текста, рисунков, анимации, звука и видеофрагментов в некоторой взаимосвязи, подчиненной определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты высшего качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Электронный учебный курс предназначен, как правило, для самостоятельного обучения, но, в отличие от учебника, обеспечивает:

В результате структура комплексного ЭОР по предмету приобретает следующий вид, представленный на рис. 1.3, которую будем называть ИПК структурой. Следует отметить, что чем больше модулей одного типа в интегральном ЭОР, тем такой ресурс является более глубоким и всеохватывающим.

К наиболее сложным ЭОР, которые интегрируют в себе разнообразные передовые технологии относятся экспертные и интеллектуальные обучающие системы.

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта. ИОС могут осуществлять управление на всех этапах решения учебной задачи, начиная от ее постановки и поиска принципа решения и кончая оценкой оптимальности решения, с учетом особенностей деятельности обучаемых. Такие системы обеспечивают диалоговое взаимодействие, как правило, на языке, близком к естественному. При этом в ходе диалога могут обсуждаться не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения, планирования действий, приемы контроля и т.д. В ИОС на основе модели обучаемого (уточняемой в ходе учебного процесса) осуществляется рефлексивное управление обучением. Многие ИОС могут совершенствовать стратегию обучения по мере накопления данных. Отличительным признаком ИОС является то, что они не содержат основных и вспомогательных обучающих воздействий в готовом виде, а генерируют их.

Последние два типа ЭОР широкого внедрения в повседневной практике учебных заведений еще не нашли и могут рассматриваться как инновационные проекты, нацеленные на перспективу.

Источник

Консультация для воспитателей «Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? База ЭОР»

Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть фото Что такое сетевые электронные ресурсы. Смотреть картинку Что такое сетевые электронные ресурсы. Картинка про Что такое сетевые электронные ресурсы. Фото Что такое сетевые электронные ресурсы Ольга Некрасова
Консультация для воспитателей «Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)? База ЭОР»

1. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР, подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.

2. Чем отличаются ЭОР от учебников?

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

· Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т. е. перенести на бумагу.

· ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления, а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

· Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм, ни звук для полиграфического издания невозможны

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

3. А что такое мультимедиа ЭОР?

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т. е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

4. Что такое ЭОР нового поколения?

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

5. Как можно получить электронные учебные модули?

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет)

Доступ из школ, детских садов и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за соответствующий трафик (объем одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности).

ЭОР НП могут распространяться также на перемещаемых носителях: компакт-дисках, Flash-накопителях, внешних жестких дисках (HDD) и др.

Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т. д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.

Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.

База ЭОР

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников

http://bukashka.org – «Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, разукрашки, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т. п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры.)

http://teramult.org.ua/ Сайт «Старые мультфильмы»

http://teremoc.ru/ Детский портал «Теремок»

http://pochemu4ka.ru/ Детский портал «Почемучка»

http://internetenok.narod.ru/ Детский портал «Интернетёнок»

http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр школьников и дошкольников «СОВЁНОК»

Электронные образовательные ресурсы для педагогов

Журнал «Детский сад: теория и практика

Журнал «Справочник старшего воспитателя»

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Журнал «Детский сад будущего»

опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;

набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;

разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;

новые идеи и интересные находки Ваших коллег.

Журнал «Воспитатель ДОУ»

это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;

ценнейший опыт лучших ДОУ;

четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);

не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т. д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

упорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержаниями номеров, контактные данные.

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

— авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно-хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.

— иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.

Журнал «Детский сад от А до Я»

— научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.

Газета «Дошкольное образование»

-электронная версия газеты «Дошкольное образование», выпускаемой издательским домом «Первое сентября». Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы, Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

— наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»

Сайт «Фестиваль педагогических идей. Открытый урок»

Конспекты занятий, сценарии, статьи, различные приложения

Это сайт для детей и взрослых, для малышей и их родителей, для дошкольников и воспитателей детских садов. Имеются и конспекты занятий, сценарии праздников, статьи для родителей, аудиозаписи, художественная литература.

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

Здесь и методическая работа, оздоровительная работа, игровая деятельность, работа с родителями, проведение праздников, конспекты занятий.

Всё для детского сада

Сайт работников дошкольного образования. Методические разработки, консультации и для воспитателей, и для родителей, дидактические игры, основы безопасности и т. д.

Социальная сеть работников образования

Можно создать свой персональный мини-сайт.

Зарегистрированные пользователи могут создавать сайты образовательных учреждений, где можно рассказать о своей работе, добавлять новости и объявления, создавать обсуждения и фотоальбомы.

ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю детского сада.

конспекты занятий в детском саду по различным категориям.

Статьи, конспекты, консультации и для воспитателей и для родителей, масса полезной информации для самообразования

Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.

Консультация для родителей «Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников» Воспитательные ресурсы семьи в формировании физической культуры дошкольников Абсолютно все папы и мамы хотят, чтобы их дети выросли здоровыми,.

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и для чего ее надо развивать» Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?» Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую.

Консультация для воспитателей «Образовательные терренкуры на территории ДОУ» Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является развитие детской инициативы и самостоятельности,.

Консультация для воспитателей «Развитие восприятия ребенка как база формирования мышления, речи» Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы:.

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ДОУ» Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ДОУ». Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство».

Электронные образовательные ресурсы и особенности их использования в непосредственной образовательной деятельности Степанян Л. А., luso0777@mail.ru ГБОУ г. Москвы «Школа № 183», г. Москва Электронные образовательные ресурсы и особенности их использования.

Электронные ресурсы во время проведения образовательной деятельности Еще Чарльз Дикенс писал: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не идет в ногу со временем». Происходящие в настоящее.

Консультация «Здоровьесберегающие образовательные технологии» •В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. •Изменения во.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *