Что такое сеттинг в психологии
Сеттинг. Что это такое и его функция?
Что такое сеттинг в психотерапии, зачем он нужен? Почему это понятие очень важное?
Сеттинг – это время, место, частота встреч, оплата и некоторые контрактные условия и ограничения, которые накладываются на процесс проведения психотерапевтического сеанса. Сеттинг выполняет очень важную функцию – обеспечивает безопасность клиента, что является фундаментом всей нашей жизни. Можно провести параллель с пирамидой человеческих потребностей Маслоу. Безопасность – базовая потребность любого человека. Согласитесь, трудно реализовать свои планы и мечты, достичь определенных успехов в развитии и карьере, не чувствуя себя в безопасности.
Психотерапия – очень глубокий, искренний и ранимый момент. Здесь важно ощущать границы безопасности, условно – стены воображаемого дома, в котором человек никем не будет потревожен.
Оплата психологической консультации дает клиенту гарантию, что он не будет использован психотерапевтом в личных целях. Что подразумевается? Если терапевт за свои услуги берет маленькую оплату или проводит психотерапевтические сеансы бесплатно, на «добровольной основе», велика вероятность, что он преследует личные цели в общении с человеком. В лучшем случае, это прокачивание своих навыков и опыта (начинающий психотерапевт), при таком подходе оплата для терапевта действительно не важна, подобные ситуации бывают и считаются нормой. Однако достаточно часто можно столкнуться с ситуациями, когда психотерапевт стремится удовлетворить внутреннее Эго, получить признание своего Спасательного инстинкта. Особенно это касается случаев, когда у терапевта есть непроработанный невроз в отношении собственной семьи (например, он пытался спасти брак родителей, повлиять на характер их поведения, но не смог это сделать). В таких вариантах развития событий психотерапевт «тренируется» на клиентах, пытаясь «спасти» других – во благо (что бывает достаточно редко) или во вред, заставляя людей находиться вместе, даже если это не приносит им пользу. Очень простой пример – из вас пытаются сделать художника (из-за собственных нереализованных художественных талантов), но в душе вы юрист.
Еще один вариант подобного отношения психотерапевта к материальной составляющей – удовлетворение своей нарциссическо-невротической потребности в том, чтобы быть нужным. Полезно ли это для клиента? Сложно ответить. Нужно наблюдать и анализировать все ситуации, которые происходят на сеансах терапии.
Что касается самого денежного эквивалента за услуги психотерапевта – оплата должна ясной и более-менее постоянной для клиента. Бывают моменты, когда требуется пересмотреть стоимость предоставляемых услуг, но сообщать обо всех изменениях необходимо заранее, как минимум за сутки, идеальный вариант – за 2-4 сеанса (ситуации у клиента могут быть разными, поэтому необходимо учитывать этот нюанс). В психоанализе к пересмотру оплаты относятся намного строже – зачастую стоимость услуг пересматривается по условиям договора, а человека уведомляют за полгода или год.
Итак, для клиента очень важно знать базовые установки психотерапии – куда и когда он придет, сколько заплатит. Если говорить конкретно о получении эффективных и глубинных результатов – в сеттинге должна быть оговорена частота визитов (минимум – один раз в неделю). Важный нюанс – каждый раз это должно быть одно и то же время и день недели! Почему? Подобный ритм создает определенный фон безопасности для людей с повышенной тревожностью и пограничных клиентов. При таком подходе, когда у человека сильно нарушена зона безопасности, сами по себе установки сеттинга могут быть исцеляющими – благодаря ритмичности и чувству спокойствия на бессознательном уровне у людей выравнивается психологический фон.
Место проведения сеансов чаще всего терапевт не меняет, в отношении онлайн общения – скайп также не меняется. Полезная рекомендация в последнем случае – желательно работать на одном и том же месте, в своем укромном уголке, в котором никто не слышит и не видит.
Ситуации с отменой и переносом сеансов также относятся к контрактным условиям и обсуждаются заранее. Психотерапевт и клиент определяют самостоятельно, стоит ли заключать контракт или им удобнее строить взаимоотношения на доверии, оговорив все возможные нюансы в устной форме. Рекомендуемый минимальный срок отмены или переноса сеанса – сутки. Нередки случаи, когда клиенты отменяют или переносят встречу менее чем за сутки, поэтому многие терапевты страхуют свое время – в этой ситуации сеанс обязательно оплачивается. Подобное поведение означает сопротивление со стороны человека. Все люди на подсознательном уровне сопротивляются изменениям, происходящим в их жизни, даже если они и к лучшему. Никто не хочет выходить из своей зоны комфорта. Всегда легче сделать что-то бесполезное и уничтожающее, чем действительно стоящее.
Что лечится сеттингом? Расстройство привязанности, нарушенная безопасность в детстве, повышенная тревожность, панические атаки, пограничная организация личности, пограничные кратковременные состояния (например, аффективная вспышка), психологическое состояние зависимости, нарциссический и депрессивный характер – это те состояния, при которых строгий сеттинг имеет большое значение.
Задача психотерапевта – следить за соблюдением сеттинга со стороны клиента (вовремя ли приходит и оплачивает, есть ли переносы сеансов и по каким причинам, есть ли связь с клиентом между сеансами и почему). Регулярность и постоянство сеттинга – огромный шаг клиента на пути к эффективной психотерапии, желаемому результату, росту и развитию.
В психотерапии общепринято, чтобы между терапевтом и клиентом не было отношений и общения вне сеансов. Однако если подобные контакты происходят, это заставляет психотерапевта задуматься о ситуации с клиентом, проанализировать последние сеансы в поиске ответа на вопрос «Для чего клиенту сейчас это было нужно?». Терапевт самостоятельно принимает решение о возможном общении с клиентом вне сеансов, в зависимости от сложности случая и положения человека. Но все события между сеансами, опоздание и отсутствие клиента, перенос встречи – это всегда предмет обсуждения на сессии. Поведение и действия человека могут свидетельствовать о достаточно важных вещах, разобравшись в которых можно сделать значительный прорыв в заявленной проблеме.
Потребность клиента в связи с психотерапевтом ассоциируется с привязанностью к матери. Это своеобразная проверка:
— Мама, ты есть? Где ты?
— А, ну хорошо, тогда мне спокойно!
Подобную потребность в контакте испытывают люди с повышенным уровнем тревожности или нарушением привязанности, проверяя, точно ли еще есть контакт, не бросил ли терапевт, точно ли он рядом, любит и понимает ли еще?
Почему мама? Дело в том, что первая привязанность формируется у любого из нас с мамой, а потом уже со всеми остальными. Соответственно, самый распространенный перенос в таких случаях – мама-ребенок.
Иногда в сеттинге бывает достаточно неординарная ситуация, когда клиент просит провести встречу в другом месте или самостоятельно инициирует интересные вопросы-ситуации, которые хотел бы обсудить с терапевтом и разобраться в истинной причине своих действий (например: «Я задумался над тем, почему я не хотел приходить на сессию в прошлый раз?» или «Сегодня пришел на встречу, но как-то через силу»). Подобные обсуждения могут вывести клиента на совершенно новый уровень развития, как минимум они означают важные и качественные изменения в психике, поведении и осознании терапии.
В качестве примера можно рассмотреть личную ситуацию – опоздание на свою сессию на 59 минут (длительность сеанса у психотерапевта была 60 минут). Именно в этот момент и возникло осознание чувства страха, что терапевт может бросить, отвернется, отвергнет. Благодаря таким ощущениям и непреднамеренным событиям, повлиявшим на опоздание, сессия приобретает совершенно другое значение, оттенок нового опыта, становится на порядок значимее, формирует полноценное доверие между клиентом и терапевтом. Человек начинает по-другому воспринимать себя и окружающих и перестает бояться новых отношений, тем более, если спутник ему очень дорог.
Сеттинг и его значение для психотерапии
Первое, что приходит на ум потенциальному клиенту: «В чем эффект психотерапии? Чем она отличается от обычной беседы с глазу на глаз?».
Надо отметить, не только клиенты задаются подобными вопросами, среди терапевтов тоже часто ведутся дискуссии по этому поводу. Каждый из специалистов имеет свои взгляды на то, чем хороша терапия и как она работает. Клиенту же довольно сложно понять, как простая беседа может ему помочь, ведь описание терапии, ее механизм и результат нельзя измерить.
Здесь важно понимать, что психотерапевтический сеанс все-таки не просто беседа.
Взаимоотношения терапевта и клиента включают огромный спектр очень символичных взаимодействий, обмен информацией в которых происходит на разных уровнях. Со стороны это выглядит – двое просто разговаривают, тогда как более глубокий слой коммуникации не виден явно. На самом деле именно этот глубокий слой и создает необходимое пространство для осознания себя, он же дает поле для изменений.
Что обеспечивает формирование этого поля?
Главным отличием психотерапевтической коммуникации от всех других диалогов является наличие строгого сеттинга – правил, установок работы. Вступая в любые взаимоотношения, каждый человек стремится к ощущению границ коммуникации, как необходимой гарантии целостности и неприкосновенности собственного Я. Психотерапевтические отношения не являются исключением, поэтому для начала работы клиент должен, во-первых, понимать суть и правила работы, а во-вторых, принять их. В данном случае не имеется в виду подписание бумаг (хотя и это можно при желании), а скорее разъяснение клиенту границ территорий его и терапевта, ведь формально эти отношения создаются двумя людьми для того, чтобы один из них (клиент) мог в течение некоторого времени говорить о себе, но при сохранении и нейтральной территории терапевта. С одной стороны это обеспечивает защищенность терапевта, с другой предотвращает подспудное отыгрывание клиентом своих реакций в ходе терапии. Ведь с динамикой сеансов нарастает бессознательное сопротивление клиента изменениям, а обязанность сохранения частоты и регулярности встреч и работы со своими реакциями удерживают клиента от срыва терапевтического процесса и способствуют получению результата.
Выходит, что психологический контракт удерживает бессознательное клиента в рамках терапевтических отношений и препятствует сбросу возникающего в процессе терапии психического напряжения в других сферах жизни, что дает возможность полностью проработать конфликтную ситуацию в пределах кабинета психотерапевта.
Терапевтические отношения включают две составляющие: сеттинг как «психический контейнер для переработки» и содержимое этого контейнера (мышление клиента). При этом сеттинг задает условия терапевтического взаимодействия (место, время, длительность, частота, оплата) и, в то же время, становится частью этих отношений. Благодаря означенному сеттингу, клиент может позволить себе быть на сессии любым, так как понимает временность и обратимость этого состояния. Это дает необходимую для терапии свободу, отрыв от реального мира и погружение в мир собственных эмоций, чувств, реакций для осознания себя и необходимых изменений. Кроме того, предсказуемость и повторяемость сессий символизирует материнский холдинг, заботу, готовность присутствовать и быть внимательным ко всему, что происходит с клиентом, переводя удовлетворение влечений (в широком смысле) в символическую зону и способствуя их психологической проработке. Сеттинг дает клиенту уверенность в стабильности вокруг него, которую он может поместить внутрь себя и использовать как опору.
Получается, что необходимое условие терапии – сеттинг- и есть то, что позволяет психотерапии сложиться. Это то безопасное пространство, в которое помещены личные феномены клиента, едва уловимые или вовсе неуловимые в бурном потоке обыденной жизни.
Терапевт в этих отношениях выполняет роль контейнирующей материнской фигуры, создающей безопасные, доступные, постоянные условия для отчуждения некоторой части психического материала, символизации его, осознания и придания ему определенной формы. При этом в процессе взаимодействия клиент и терапевт проходят долгий путь от формального первоначального запроса клиента, через символизацию и создание терапевтического отклика до принятия клиентом себя и осознания того, что он увидел в терапевте, то есть результата.
Еще раз отмечу, что психотерапевтическое взаимодействие нельзя рассматривать плоско, это очень объемное образование, многие грани которого так и остаются скрытыми даже от самых внимательных клиентов и самых опытных терапевтов.
Что такое сеттинг в психологии
СЕТТИНГ, ВРЕМЯ
И ТВОРЧЕСТВО
Под «сеттингом» обычно понимается обоюдный договор между психотерапевтом и клиентом, оговаривающий место, время и частоту встреч, размер и условия оплаты, длительность сессии, а также этические и технические правила поведения обеих сторон.
Рамки психотерапевтического сеттинга несут в себе три наиболее важных аспекта:
1) Создание обстановки безопасности для терапевта и клиента
2) Поддержка оптимальных условий для изменений у клиента
3) Диагностический и терапевтический потенциал сеттинга.
Если с первыми двумя пунктами, как мне кажется, все относительно понятно, то здесь я бы хотел остановится на третьем пункте. Исходя из практического и теоретического материала, большинство исследователей однозначно замечают: опыт работы с пациентами, которые бросали вызов договоренностям сеттинга или нарушали его, требует, чтобы сеттинг стал объектом повышенного клинического внимания и интереса (Фрейд З., Левальд Г., Гринсон Р., Маквильямс Н., Кернберг О., Томэ Х., Кэхеле Х. и др).
Существует достаточная вариабельность нарушений границ сеттинга; я попробую опираться на личный практический опыт и описания терапевтических ситуаций у коллег, и выделю следующие основные формы (от наиболее частых, к менее распространенным).
1) Опоздания
2) Затягивание времени окончания сессии
3) Частые переносы встреч на другой день и время
4) Пропуски сессий без предупреждения или информирование о невозможности прийти менее, чем в предварительно оговоренное время
5) Забывание оплатить сессию
6) Внеплановые телефонные звонки и сообщения
7) Нарушение регулярности оплаты и формирование задолженности
8) Подарки вне привычных контекстов, «просто так», «из любви и уважения», попытка заплатить больше положенного и т.д.
Общие принципы и рекомендации в ситуации изменения или игнорированием клиентом границ сеттинга, в основном, сводятся к стремлению их соблюдения и удержания клиента в этих рамках. И действительно, невротически организованные клиенты принимают условия терапии без особого сопротивления и конфликтов, для них это становится безопасным фоном, дающим возможность работать с их сложностями.
Но совершенно по-другому обстоит дело, когда с границами сеттинга сталкивается погранично организованный клиент с его диффузией идентичности, примитивными защитами и аффективно заряженным восприятием реальности. Именно здесь и возникает напряженная дилемма, описанная выше: что делать? Менять или не менять правила?
В ситуации терапевтического тупика всегда заостряются патологические черты самого терапевта, поэтому в этом контексте могут разыграться различные сценарии, например, обсессивно-компульсивный, где контроль минут становится важнее процесса или садистические отыгрывания, где время становится формой манипулирования, отыгрыванием конфликта контроль-подчинение, а так же выражением ненависти к клиенту.
ОТКРЫТЫЙ КУРС ДЛЯ ПСИХОЛОГОВ
Ведущий Антон Ежов
к.м.н., врач-психиатр, психотерапевт
Программа видео-курса включает знания о возможностях и ограничениях работы с клиентами психотической организации, предлагает методики диагностики и сопровождения этого типа клиентов.
Я бы хотел все-таки предостеречь читателя от того, чтобы в творческом экстазе не выпали следующие важные аспекты терапевтического процесса:
На следующей сессии, ближе к 103 минуте, у А. происходит осознавание, что она уже больше полутора часов находится на сессии. Она спрашивает терапевта, почему он ее не остановил. Т. предлагает сфокусироваться на этом эпизоде в следующую сессию и переварить этот материал. Про себя отмечая, что после этого эпизода его злость прошла, вместе с фактическим пониманием того голода и страха остаться одной, которая клиентка, похоже, испытывает в терапии.
На последующих сессиях разворачиваются следующие темы совместного исследования возникшей ситуации. Предлагая в качестве модели пищевую метафору, Т. спрашивает, достаточно ли клиентке положенных 50 мин., чтобы быть удовлетворённый и замечает, что после прошлой сессии теперь лучше понимает какой голодной оставалась клиентка, когда каждый раз когда уходила от него. А. замечает, что его мать рассказывала, что у неё не было молока и вообще, А. часто чувствовала голод по ней: «Мать всегда была в своих делах и не откликалась на мои нужды». Так же она вспомнила об эпизодах переедания, когда она не может остановится и «метет все что под руку попадется» и сталкивается с непониманием, как это связано с вопросом времени в терапии.
Второй пример: клиент Д., 40 лет. Клинически соответствует невротическому уровню организации личности. В начале второго года терапии терапевт стал замечать, что участились ситуации переноса сессии или попытки сдвинуть начало сессии на полчаса или на час в силу возросшей занятости. На одно из подобных сообщений о переносе сессии «минут на 20 позже» терапевт не смог ответить, и клиент прибежал на сессию в спешке, но вовремя, как договорились изначально со словами: «Ты мне не ответил, пришлось сделать невозможное и успеть».
Т. предложил обсудить возникшую ситуацию и сложности со временем возникшие в терапии. В ответ он услышал от Д. классический ответ в стиле «Я реально очень загружен сейчас». Т., предварительно обдумав ситуацию, предлагает клиенту эксперимент: «Давай с тобой обсудим новый формат? Мы будем договариваться на время начала, но каждый из нас может прийти на сессию в любое время в течении 50 мин от начала. Во сколько придет, столько времени из оставшихся от 50 мин работаем.
К примеру, договорились на 8. Ты пришел в 8.15, а я в 8.25, работаем 25 минут до 8.50 или я пришел в 8.05, а ты в 8.15 значит 35 минут. Пришли оба в 8 работаем 50. Что скажешь?» В ответ у Д. появляется заметное напряжение, он краснеет, начинает проявлять беспокойство. В ответ на прояснение Д., сообщает, что ему не нравится такая идея. На вопрос чем же он, преодолевая сопротивление, говорит: «Я хочу, чтобы ты всегда был на месте, а у меня была свобода выбора». Проработка этого эпизода привела к пониманию тревоги и беспокойства, лежащих в основе, удовлетворяемой с помощью постоянных переносов времени потребности: получить гарантию поддержки, присутствия и безопасности со стороны заботящейся фигуры и страх выхода из идеализации и слияния с ней через осознание отдельности терапевта, как фигуры, имеющей выбор, такой же выбор и ответственность как у клиента. Осознание и проживание клиентом этой ситуации сделало возможным преодоление регресса в терапии.
4. Рамки и сеттинг в психоаналитическом лечении
4. Рамки и сеттинг в психоаналитическом лечении
Под рамками и сеттингом[38] в психоанализе понимаются неизменные условия, в которых проходит психоаналитическое лечение. Различают три уровня ограничений:
1) уровень психоаналитического контракта, в котором определяются его обязательные формальные условия (частота, оплата, место и время проведения лечения);
2) технические требования: свободные ассоциации и основное правило (говорить все, что приходит в голову) – со стороны пациента;
3) равнораспределенное[39], «равномерно парящее» внимание/задумчивость, умеренность и нейтральность, а также интерпретации – со стороны аналитика.
Кроме формальных и технических функций, у этих рамок есть некое символическое измерение (M?ller, 1993, 2007a). Оно вмещает в себя границы и третий объект, психическую оболочку, триангулирующую функцию языка, поддержку и контейнирование, переходное пространство. С помощью этих функций и качеств рамки создают предпосылки для общения, включающего в себя речь, поведение, мышление и чувства (метакоммуникация). Одновременно эти рамки поддерживают пациента в его попытке осознать метафорический характер аналитической ситуации. Развитие концепции рамок в психоанализе имеет долгую историю. Сначала Фрейд рассматривал перенос как сопротивление припоминанию инфантильного прошлого (см. главу IX.5.2). Но постепенно он пришел к мысли о том, что перенос представляет собой «мощное вспомогательное средство в динамике процесса исцеления» (Freud, 1923b, S. 223). Поэтому Фрейду пришлось разработать такой методический принцип, который находится вне аналитических отношений и тем самым позволяет пациентам изображать и компоновать сцены из их детства в произвольной форме, одновременно исследуя их.
Отдельные школы последователей Фрейда углубили и дифференцировали концепцию рамок. Так, представители британской группы независимых психоаналитиков, опираясь на идеи Винникотта и Балинта, делают акцент прежде всего на поддерживающей функции рамок как «гаранта терапевтической регрессии и аналитического процесса, а также переходного пространства, в котором у пациента есть возможность пережить опыт поддерживающего и защищающего его окружения, что создает у него иллюзию безопасности и защищенности» (Modell, 1991, S. 791). Рамки предоставляют пространство для новых возможностей (Khan, 1977), без которого символизация просто невозможна. Благодаря однозначным, обязательным как для аналитика, так и для пациентов правилам и границам рамки защищают дифференциацию самости и объекта. По мнению этих авторов, только с учетом созданной рамками безопасности и обязательности пациент способен отважиться на «новое начало», как понимал его Балинт[40], и приобрести иной аналитический опыт, отличающийся от прежних патогенных объектных отношений (Trimborn, 1994). Кроме того, рамки позволяют осуществить шаги, направленные на символизацию, поскольку пациент может идентифицироваться с упомянутыми символическими функциями рамок. Поэтому, по мнению рассматриваемых авторов, рамки представляют собой третий важнейший исцеляющий фактор, наряду с интерпретациями и аналитическими объектными отношениями. Авторы, ориентирующиеся на теорию объектных отношений, также подчеркивают наличие у рамок бессознательного символического измерения. Здесь рамки рассматриваются как контейнер и как «третья позиция», которые не только дают пациенту возможность постепенно «переварить» неосознанный, еще не понятый травматический материал, но и сталкивают пациента с триангулярной структурой. Поэтому рамки можно считать третьей позицией, в контексте которой аналитик и пациент могут рассматривать самих себя, объект и свои отношения, не отказываясь от самих себя. Что же касается подходов психологии Я и структурной теории, то они, напротив, были направлены на дальнейшую дифференциацию технических правил. Так, например, Л. Стоун подчеркивал, что рамки воспроизводят важные аспекты репрезентантов отца и матери, включая «состояние относительного разобщения с ранними объектами» (Stone, 1961, S. 103).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ЛЕЧЕНИИ
ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ЛЕЧЕНИИ Многие из тех, кто выздоравливает от болезни зависимости, очень интенсивно работают, над выздоровлением. Они проходят консультирование и групповую терапию. Они регулярно посещают встречи 12 – Шаговых групп. И всё-таки срываются.У этих людей
СЕТТИНГ
СЕТТИНГ Временные рамкиВ моей индивидуальной практике при нормальном режиме работы продолжительность одной сессии составляет 50 минут. Иногда ответить на вопрос клиента или разработать проект решения его проблемы удается за одну сессию при помощи одной расстановки.
Волшебная сказка о психоаналитическом лечении маленькой девочки
Волшебная сказка о психоаналитическом лечении маленькой девочки «Есть в опыте больших поэтов Черты естественности той. » Б.Л. Пастернак «Пигля» является настольной книгой уже для нескольких поколений терапевтов, работающих с детьми, и о ней, без сомнения, можно и
Сексуальность и любовь в психоаналитическом дискурсе
Сексуальность и любовь в психоаналитическом дискурсе Проблема соотношения любви и сексуальности является, пожалуй, одной из центральных, вызывающих непримиримые дискуссии в науке, философии, религии, искусстве. В Древней Греции эта дискуссия наиболее рельефно была
Значение цветов при лечении
Значение цветов при лечении Механизм многих наших заболеваний обусловлен нарушением гармонии цвета или дефицитом какого-нибудь определенного цвета, который необходим для нормального функционирования всех систем и органов организма, а также для психической гармонии и
5. О лечении шоком.
5. О лечении шоком. Лечение шоком проводится, как правило, в двух формах. Хотя некоторые психиатры экспериментировали и с другими методами, признанными способами являются электрический шок и инсулиновый шок.Есть два вида лечения электрическим шоком. В одном из них,
Глава 4 Роль пациента в психоаналитическом процессе
Глава 4 Роль пациента в психоаналитическом процессе Самоанализ — это попытка быть и пациентом и аналитиком одновременно, а потому желательно обсудить задачи каждого из участников аналитического процесса. Следует, однако, иметь в виду, что речь здесь идет не только о
Глава 5 Роль аналитика в психоаналитическом процессе
Глава 5 Роль аналитика в психоаналитическом процессе Основная задача аналитика — помочь пациенту понять себя и переориентировать свою жизнь в той мере, в какой он сам считает это необходимым. Чтобы получить более четкое представление о том, что аналитик делает для
Помощь в лечении.
Помощь в лечении. Мы поощряем наших выпускников, прежде чем работать над иными проблемами человечества, касающимися денег и любви, поработать над болезнями. Причина, как мы уже говорили, в том, что выживание является высшим приоритетом мозга – его внимание привлечено
Последствия изменений в психоаналитическом мышлении
Последствия изменений в психоаналитическом мышлении Нашей целью было психоаналитическое обучение — такое, которое предотвращало бы невроз. Мы никогда не отказывались от попыток достичь этой цели, какими бы неприятными и сбивающими с толку ни оказывались порою их
ЛИТЕРАТУРА О ГРУППОВОМ ЛЕЧЕНИИ
ЛИТЕРАТУРА О ГРУППОВОМ ЛЕЧЕНИИ Если студент хочет считать себя грамотным в избранной сфере, он должен иметь общее знакомство с литературой по групповому лечению и групповой динамике, а литературу по некоторым темам должен прочесть полностью. Он должен помнить, что
О лечении мыслями
О лечении мыслями Святость — это свобода. Если куполообразная диафрагма движется вверх и вниз спокойно, подобно небу, подобно атмосфере, подобно воздуху, поступающему в тело, а оттуда вновь в атмосферу, то человек здоров. Воздух одухотворяет тело. Если воздух чистый, то и