Что такое северное сияние и как оно происходит для детей
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Есть чудо в свете-северное сияние!»
Кашаева Гульнара
НОД для детей старшего дошкольного возраста «Есть чудо в свете-северное сияние!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» муниципального образования город Губкинский
Непосредственно-образовательная деятельность
для детей подготовительной к школе группы
«Есть такое в свете чудо-Северное сияние!»
Кашаева Гульнара Магомедовна,
2018 год, г. Губкинский
Продукт проекта: северное сияние в результате экспериментальной деятельности обучающихся.
Алгоритм действия в процессе проектной деятельности:
1. Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей, согласно образовательной программе.
2. Определение цели проекта, продукта исследовательской деятельности, формирование мотивации педагогом в современной деятельности с ребёнком (педагог-ребёнок, ребёнок-ребёнок).
3. Определение продукта проектной деятельности.
4. Планирование деятельности и реализации намеченного плана (в совместной деятельности: педагог-ребёнок, ребёнок-ребёнок).
5.Совместная деятельность для получения результата: ребёнок-ребёнок, педагог-ребёнок.
6. Совместный анализ выполнения проекта, полученного продукта; переживание результата.
1.Цель проекта: воплощение представления детей о северном сиянии, как явление северного полюса.
2. Задачи проекта (педагогические):
1.Развивать интеллектуальную компетентность:
— умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребёнка ситуации;
-умение планировать этапы своей и совместной с детьми деятельности;
-умение понимать и принимать задание и предложения взрослого (умение работать по инструкции);
— умение выполнять алгоритм действия;
— умение устанавливать причинно-следственные связи;
— умение оценивать свою деятельность;
— умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, рассказ сверстника, взрослого, телевидение);
— умение делать выводы из полученной информации;
— умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
2. Умение задавать вопросы на интересующую тему.
Формировать представления у детей о многоцветности в природе; вызвать желание выражать положительные эмоции, радость от увиденного и услышанного, от многообразия красок в живой природе.
-презентация о северном сиянии;
— модели источников знаний для дошкольников;
— цветовая видеогармонизация (Н. А. Кузнецова);
— проектор с экраном;
— аудиозапись музыкальных произведений (вальс).
4.Продукт проекта: северное сияние в результате экспериментальной деятельности обучающихся; рисунок в технике монотипия.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Участники занятия: дети подготовительной к школе группы.
Количество участников: 12 человек.
Методы и приёмы: коммуникативные упражнения, экспериментирование, проблемные и ассоциативные ситуации, коллективный диалог, беседа, групповая работа, демонстрация цветовой видеогармонизации (по И. А. Кузнецовой, моделирование отношений сотрудничества, как процесса взаимодействия в подгруппе (Модель «Лесенка» по В. И. Логиновой, самооценка.
Технологии: творческое проектирование, эксперимент, технология сотрудничества, волновая технология воспитания, кинезиология, графическая технология «монотипия».
Словарная работа: северное сияние (явление природы, полярная ночь, вкрапления, разноцветными вспышками.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Приветствие (нетрадиционным способом).
(Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает поздороваться с помощью мячика).
Интригующее начало, отвечающее потребностям детей (создание проблемной ситуации): педагог-ребёнок-ребёнок.
Воспитатель: Ребята, нам пришло видеописьмо. Давайте просмотрим.
(презентация и запись голоса)
Презентация: (изображение северного сияния, медвежонка Тишки).
Голос Тишки: Это чудо, которое нигде больше не встретишь, и оно пропало. Ребята, я слышал, что вы любознательные, любите исследовать новое, помогите узнать, что случилось с северным сиянием, куда оно делось? Попросите воспитателей сделать видеописьмо для меня и отправить ко мне на северный полюс. Спасибо, я очень надеюсь на вашу помощь!
Воспитатель: Ребята, что будем делать? (ответы детей) Поможем Тишке? (ответы детей)
Полярные пингвины, тоже хотят помочь нам в поиске северного сияния и прислали подсказку, в ней обозначены все препятствия, которые нам могут встретиться в пути.
Воспитатель: В путь! Давайте возьмем с собой лупы, как настоящие исследователи. Вдруг они нам понадобятся. Этот путь непростой, нам могут встретиться трудности, которые мы должны будем преодолеть. Но прежде чем мы отправимся на поиски, должны выяснить, что, же такое северное сияние?
Воспитатель: А кто знает, что такое северное сияние? (ответы детей (северное сияние выглядит как сияющая занавеска) А какими цветами переливается северное сияние? (ответы детей (синим, зеленым, иногда красными и розовыми цветами).Откуда мы можем узнать, что такое северное сияние? (схемы-подсказки (ответы детей) Правильно! Найти 1-?ответ в книжке, сходить в библиотеку, посмотреть в компьютере или же можно спросить у взрослого (беседа с детьми). Я взрослый-спросите у меня.
Воспитатель: А хотите, я расскажу вам сказку о том, как появилось северное сияние? (ответы детей)
Планирование совместной деятельности в подгруппе (Модель «лесенка» по В. И. Логиновой):
— Принятие цели совместной деятельности.
— Согласование и планирование совместной деятельности.
— Совместные действия. Управление и регуляция ими.
— Получение результата совместной деятельности.
— Оценка результата совместной деятельности.
Воспитатель: Вам понравилась сказка? Теперь вы знаете, как появилось северное сияние? (ответы детей) Ну тогда, давайте заглянем в подсказку, какое же первое препятствие нас ждёт? Ребята, из этих карточек нужно составить модель появления северного сияния. Как оно появилось? Что для этого необходимо? (моделирование детей по схемам) Молодцы ребята, первое препятствие мы преодолели! Давайте продолжим наш путь? (ответы детей)
Воспитатель: Где же наши лупы, будьте внимательны, в подсказке написано, что нам нужно идти в этом направлении (показ направления в какую сторону идти).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие необычные льдинки. Это не просто льдинки, а следующее наше препятствие, которое необходимо пройти, чтоб продолжить путь. Сейчас я посмотрю нашу подсказку пингвинов, они нам пишут, что мы должны собрать из этих льдинок северного оленя. А сделать мы это можем вот по этой схеме (на экране высвечивается схема задания).
Воспитатель: Молодцы! И с этими трудностями справились! Пошли дальше?
Воспитатель: Ой, смотрите, следы. Ну-ка где наши лупы, проследим, чьи следы это могут быть (дети с лупами идут по следу).
Физминутка: «Танец пингвинят» (использование метода кинезиологии).
Воспитатель: Ребята, какой веселый сюрприз они нам подготовили? Вам понравилась зарядка? (ответы детей) Ну нам нельзя задерживаться долго, продолжим путь? (ответы детей)
Итог непосредственно-образовательной деятельности. Определение цели проекта взрослым совместно с детьми.
Воспитатель: Теперь нам нужно идти по стрелочкам, так написано в подсказке.
(презентация на экране)
Воспитатель: (Обсуждение с детьми вопроса, что же такое эксперимент) Давайте проведём такой эксперимент? Хотите? (ответы детей)
Воспитатель: Готовы? Что необходимо для того, чтобы появилось сияние в природе, как вы думаете? (солнце, северная земля-холодная, ночь полярная)
Путём коллективного выбора приходим к выводу:
Воспитатель: Мы будем использовать фонарик – солнце, полярная земля– диск CD, ночь – темнота. Чтобы у нас получился этот эксперимент, должно быть темно, как при полярной ночи, давайте завесим окна. Нам нужно каждому найти себе пару, чтобы все получилось,следовать правилам: помогать друг другу, не ссориться, делать все сообща, вместе. Готовы? (ответы детей) Наводим фонарик на диск так, чтобы появилось свечение. Что мы сначала сделаем?
Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
Планирование деятельности и реализация совместно намеченного плана взрослого и детей:
Совместная деятельность взрослого и детей:
-Что мы будем делать? (северное сияние)
-Как мы будем это делать? (направим фонарик на диск CD и попробуем поймать солнечный лучик).
Самостоятельная деятельность детей:
Подготовка рабочего места.
Распределение ролей (кто и что будет делать).
(на экране появляется северное сияние) («Волновая технология воспитания», автор И. А. Кузнецова. Просмотр детей – 1 мин.)
(реакция детей)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! А хотите мы еще одно волшебство сотворим? (ответы детей) А хотите, создадим своими руками с помощью красок «северное сияние»? (ответы детей) Какие цвета есть в северном сиянии? (ответы детей) (зеленый, синий и розовый и красный). Если нанести краски вот на эти досточки, приложить сверху бумагу и аккуратно стянуть сверху вниз бумагу, у нас получится, необычный рисунок северного сияния. С чего начнем? (распределить поэтапно) Готовы? Наносим краски на первую доску…. И т. д.
Воспитатель: У нас все получилось! Вы можете подарить свои рисунки кому захотите. Молодцы!
Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Воспитатель: А теперь мне надо приготовить видеописьмо для Тишки о нашем расследовании. Я буду снимать на камеру, а вы рассказывайте.
Итог: Дети рассказывают о пройденном пути (о поисках).
Выражение положительных эмоций, общая радость от увиденного и услышанного, от того, что справились, получилось; от ощущения того, что ты не один, как хорошо выполнять работу коллективно, сообща.
Список используемой литературы:
1. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина/, 2011;
3. «Технология проектирования в ДОУ» / Е. С. Евдокимовой/;
4. Технология экспериментирования Н. М. Зубкова;
5. «Педагогические технологии в дошкольном образовании», 2010./Т. В. Хабаровой/;
6. «Формирование навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста» 2010/ Л. С. Римашевской/;
7. Формирование гуманных взаимоотношений между детьми старшей и подготовительных групп/ Т. Н. Инкрянникова –Волгоград: Корифей, 2008.-128с. ;
Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж «Северное сияние» «Северное сияние».Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж. Знакомя детей с темой «Север» нельзя обойти стороной.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-картошечка!» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию /опытно – экспериментальная деятельность/ «Чудо картошечка!».
Конспект ООД по аппликации «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной к школе группе Конспект ООД по аппликации «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной к школе группе Цель: побуждать детей к самостоятельному.
Конспект урока по ДПИ (квиллинг) «Северное сияние» Конспект открытого урока Панно «Северное сияние» ФИО педагога Молчанова Л. В. Место работы ТМК ОУДО «Хатангский центр детского творчества».
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Северное сияние для Умки» Доброго времени суток, друзья и коллеги! Вчера я познакомила своих трёхлетних художников с пульверизатором и с Умкой! Ни один ребёнок.
НОД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию: «Северное сияние» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46» городского округа город Салават Республики.
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной форме «Умка и северное сияние» Вид занятия: рисование в нетрадиционной форме. Цель: воплощение творческого замысла посредством выполнения работы в нетрадиционной технике.
Конспект интегрированной ООД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы
Тема: «Северное сияние»
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: Знакомство детей с природным явлением: северное сияние и отображение особенностей его красоты через продуктивную деятельность в технике «пластилинография»
1. Познакомить детей с северным природным явлением: северное сияние.
2. Закрепить умение смешивать основные цвета пластилина для получения оттенков.
1. Способствовать проявлению детской любознательности к природным северным явлениям с опорой на имеющийся опыт детей.
2. Развивать творческие способности детей посредствам выполнения работы в нетрадиционной технике «пластилинография».
1. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы северного края.
2. Воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении работы.
Картон чёрного цвета ¼ А4; пластилин синего, жёлтого и красного цвета; шаблоны: олень, чум, нарты, человек в малице; цветные карандаши; клей – карандаш; салфетки; подставки; презентация «Северное сияние».
Предварительная работа: чтение сказок народов Севера, просмотр мультфильмов «Умка», «В яранге горит огонь».
Красивые фотографии? Мои друзья восхищаются южной природой, её красотой, яркими цветами, а больше всего – морем, а недавно они наблюдали вот такое природное явление – шторм. Мне тоже хочется их удивить чем-то необычным. Ведь наш Коми край такой бескрайний и удивительно по- своему прекрасный. Хочется удивить природным явлением, свойственным только нашему Северному краю. Может вы, мне подскажите, какие, именно северные природные явления вы знаете.
(А вот такое природное явление, когда и днём и ночью темно.)
Дети: снежные бури, снегопад, полярная ночь, северное сияние.
Вы много назвали природных явлений, именно северных, но какое нам выбрать, как вы считаете? А почему ты так считаешь?
А что вы знаете о северном сиянии?
Где его можно наблюдать? Когда? Как оно появляется? (Ответы детей.)
Я тоже не очень много знала о северном сиянии. Поэтому искала информацию в интернете, читала энциклопедию и даже звонила в городской геологический музей и этой информацией хочу поделиться с вами. Поддерживаете моё предложение? Присаживайтесь, пожалуйста, где кому удобно.
В ясные морозные ночи Северное небо, озаренное лишь светом луны и бесчисленными звездами, неожиданно окрашивается в разные цвета.
Настолько яркие, что становится светло, как днем. Северное сияние – это природное явление, с чем его можно сравнить? (Версии детей.)
В народе этому явлению давным-давно придумали меткие определения.
Называют сполохи, потому что все небо вспыхивает и играет лучистыми дугами.
4 слайд:
Пазори – вроде бы и зори, но полярные.
Полярное сияние можно увидеть только в ночное время суток, (правильно вы сказали) так как днем его затмевает солнечный свет.
А самое загадочное – это, как северное сияние появляется. Когда я была такая же маленькая, как вы, бабушка мне рассказывала сказку о северном сиянии. Я предлагаю рассказать её вам.
«Сказка о северном сиянии»
Далеко на севере Коми края, где большие деревья становятся маленькими, а землю покрывает не трава, а мох- ягель, жили люди. Они жили тем, что охотились на животных, собирали ягоды и коренья, а еще разводили оленей.
Однажды собрались вместе солнце, луна и ветер, и заговорили о том, как людям трудно живется: весной и осенью они терпят слякоть и постоянно моросящий дождь, зимой – мороз, пургу и вьюгу. И только лето радует их: яркие цветы веселят глаз, то разноцветная радуга появится после дождя.
— А почему бы нам не подарить им радугу зимой?- предложил ветер.
— Но как?- спросили солнце и луна.
Так они и сделали. Солнце высекло искры. Луна сделала так, что они стали переливаться, а ветер своим дуновением разнес их по небу.
6 слайд: Когда после короткого, трудного дня и вкусного ужина люди вышли на улицу из своих чумов, они увидели на небе яркие сполохи, которые переливались чудными цветами. И радостью от такой красоты наполнились их сердца.
С тех пор у северных людей есть не только цветная радуга летом, но и северное сияние зимой, которые радуют глаза и веселят душу.
Вот как много я узнала, а теперь и вы о северном сиянии.
Ксюша, что интересного ты узнала о северном сиянии? А Лёша…? А как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? Для чего? (Ответы детей.)
Мои друзья очень любят подарки. Я покупала и дарила им открытки, магниты, тарелки и всё о нашем коми крае, но никогда не делала подарки своими руками. Очень хочу подарить северное сияние, но не знаю, как в подарке передать всю красоту и необычность северного сияния.
Из чего можно сделать подарок своими руками? Может, вы мне подскажите?
(Предлагаемые версии детей.)
А с помощью пластилина можно сделать подарок?
Ребята, выручите меня, помогите мне изготовить сувениры с изображением северного сияния.
7 слайд: Посмотрите, какое оно уникальное, красивое, волшебное, разнообразное, разноцветное.
А теперь закройте глаза и подумайте, каким будет ваше северное сияние, представьте его и начинаем работу. (Дети подходят к столам и занимают места, звучит тихая музыка.)
(Индивидуальная работа с каждым ребёнком, с учётом индивидуальных особенностей.)
Какая красота у вас получается, вот если бы добавить зелёного цвета и будет настоящий шедевр. (Дети говорят, что зелёного пластилина нет.) Как так? Что же теперь делать? (Дети предлагают смешать.) Давайте попробуем! (По аналогии – оранжевый.)
Вот у Саши уже получился зелёный цвет, можно дополнять работу, а у Ратмира?
Какое красивое северное сияние получилось, такое может быть только в Коми Республике.
Если желаете, то можно дополнить ваши работы аппликацией. Для этого у меня на столе приготовлен разнообразный материал. Подходите и выбирайте
Дети наклеивают на свои работы, вырезанные заранее шаблоны: олень, чум, нарты, человек. Цветными карандашами прорисовывают детали.
Ребята, какое же разнообразное северное сияние у вас получилось. У каждого по- своему- особенное! Какие чудесные подарки вы приготовили, выходите, покажите друг другу.
(Дети, с помощью воспитателя, делают анализ работ.)
Сложим подарки в конвертики (они на столах), а затем в большой конверт, я сегодня же его отправлю моим друзьям.
Спасибо вам ребята, что выручили меня, подсказали, чем и как удивить моих южных друзей.
У меня для вас тоже есть подарок, я хочу угостить вас южными фруктами, они и полезные, и настроение поднимают.
Как объяснить ребенку природу северного сияния
Интересный факт: древние люди принимали северное сияние, как весточку с того света, предвестника грядущей войны или болезни, а также как гнев, который боги обрушивают на людей.
Однако сегодня мы знаем, что в северном сиянии нет ничего таинственного или сверхъестественного. Однако северное сияние все равно завораживает, не так ли?
Первым, кто смог открыть секрет северного сияния, был Михаил Ломоносов. После многочисленных опытов именно он предположил, что природа северного сияния зависит о того электричества, которое есть в атмосфере. Последователи Ломоносова через некоторое время полностью подтвердили его теорию.
Солнце – это гигантский шар, в котором главными веществами являются водород и гелий. Облако, которое опоясывает Солнце, иногда выбрасывает частички этих атомов, тем самым раскидывая атомы во все стороны, включая и ту, что ведет к Земле. Эти кусочки парят с гигантской скоростью – до 960 метров в секунду. Такие течения получили название солнечного ветра.
А Земля – это своего рода магнит, который притягивает частички солнечного ветра. А они, приближаясь к Земле, начинают отражаться, однако некоторые из них все же поникают в магнитное поле Земли. Как раз столкновение этих частичек с молекулами воздуха в самых верхних слоях атмосферы и называется северным сиянием.
Конспект занятия «Северное сияние» в подготовительной группе
Ирина Шевцова
Конспект занятия «Северное сияние» в подготовительной группе
.Тема: «Северное сияние».
Цель: Совершенствовать технику рисования постелью, тушевки и штриховки. Вызвать интерес к изображению северного сияния в виде «каскадов» многоцветных штрихов. Развивать восприятие цвета. Поддерживать интерес к познанию явлений природы.
Ход занятия.
Ребята, вы знаете, что в природе круглый год происходят чудеса?
Какие это чудеса вы узнаете, если отгадаете загадку.
Там сверкают небеса!
Яркий всплох там и тут,
Только это не салют (северное сияние)
Сейчас же известно, что северное сияние появляется, когда на солнце происходят взрывы.
Северное сияние всегда интересно. Само название говорит нам о том, что данное явление происходит на крайнем Севере, за полярным кругом, а также на Кольском полуострове в Мурманске. Там это явление происходит довольно часто. Но подобные чудеса природы доступны не для всех жителей Земли. В России северное сияние можно увидеть во всех регионах, расположенных вблизи Полярного круга, начиная от Мурманска и заканчивая Чукоткой. Это зрелище захватывает дух, и может продолжаться от десяти минут до нескольких суток. В общей сложности жители Заполярья могут наблюдать это уникальное явление до двухсот ночей в году.
Воспитатель предлагает сравнить северное сияние с радугой (в радуге цвета размещены в определенном порядке и неподвижны: если радуга появляется, мы какое то время видим ее без изменений. Пока она не «растает», а в полярном сиянии нежные цвета переливаются и сверкают, как огоньки на новогодней елке.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Дети садятся за столы.
Ребята, давайте представим, что вы юные художники, а это ваша творческая мастерская. Вы сейчас посмотрели на чудо природы. Как называется это природное явление? Северное сияние! Это великолепие ни с чем не сравнимо! Скажите на что похоже северное сияние? (ответы детей) – на заборчик, зигзаги, волны, цветомузыку, гирлянду, цветной дождь, и т. д.
А что ж такое на севере сияние?
Когда оно сияет и крутится в узор,
И красотой своею притягивает взор.
То крутится в спирали, то тянется дугой,
И каждую минуту цвет разный и другой
Сверкает и играет, цветами небосклон,
Хотя на темном фоне ведь полон ночи он.
Бывает лишь зимою, когда полярная ночь,
А день такой короткий, уходит быстро прочь.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
Дети приступают к рисованию.
Рассматриваем полярное сияние, добавляем цветные штрихи и пятна (растираем пальцем). Если вы хотите завершить ваш рисунок необычно. Можно взять клей карандаш и нанести на лист бумаги вот такие движения||||.Или же можно взять полоску фольги и приклеить на свой рисунок—вот так. Возьмем кисточку и обратной стороной процарапаем несколько неровных полосок в фольге. /\/\/\/\ вот так. Вот вы и нарисовали северное сияние.
Итог занятия.
Северное сиянье-
Это красок хоровод.
Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж «Северное сияние» «Северное сияние».Мастер-класс по созданию композиции с применением техники граттаж. Знакомя детей с темой «Север» нельзя обойти стороной.
Нетрадиционные техники аппликации. Аппликация из шерстяных ниток «Северное сияние» Вот такую интересную аппликацию мы решили сделать с детьми на кружке «Радуга красок», который я веду раз в неделю. Конечно,предварительно.
Конспект ООД по аппликации «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной к школе группе Конспект ООД по аппликации «Белый медведь и северное сияние» в подготовительной к школе группе Цель: побуждать детей к самостоятельному.
Конспект урока по ДПИ (квиллинг) «Северное сияние» Конспект открытого урока Панно «Северное сияние» ФИО педагога Молчанова Л. В. Место работы ТМК ОУДО «Хатангский центр детского творчества».
Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста «Северное сияние для Умки» Доброго времени суток, друзья и коллеги! Вчера я познакомила своих трёхлетних художников с пульверизатором и с Умкой! Ни один ребёнок.
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Малая родина-Северное Медведково» в речевой группе 5–6 и 6–7 лет НОД по ознакомлению с окружающим Малая родина –Северное Медведково речевая группа №6 комбинированного вида 5-6 и 6-7 лет ГБОУ Школа №1506.
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной форме «Умка и северное сияние» Вид занятия: рисование в нетрадиционной форме. Цель: воплощение творческого замысла посредством выполнения работы в нетрадиционной технике.