Что такое сейчас византия

Византия

Византи́я – (Восточ­ная часть Рим­ской импе­рии, Визан­тий­ская импе­рия), госу­дар­ство, суще­ство­вав­шее в период с IV в. по 1453 г., обра­зо­ван­ное при рас­паде Рим­ской импе­рии на две части: восточ­ную и запад­ную.

Что такое сейчас византия. Смотреть фото Что такое сейчас византия. Смотреть картинку Что такое сейчас византия. Картинка про Что такое сейчас византия. Фото Что такое сейчас византия

Какая форма прав­ле­ния была в Визан­тии?

От Рим­ской импе­рии Визан­тия уна­сле­до­вала монар­хи­че­скую форму прав­ле­ния с импе­ра­то­ром во главе. С VII в. глава госу­дар­ства име­но­вался авто­кра­тор (греч. Αὐτοκράτωρ – само­дер­жец) или васи­левс (греч. Βασιλεὺς – царь).

Когда обра­зо­ва­лась Визан­тия?

У ученых нет еди­ного мнения отно­си­тельно даты обра­зо­ва­ния Визан­тии как отдель­ного госу­дар­ства: то есть той даты, кото­рую, соб­ственно, сле­дует при­нять за началь­ную точку отсчёта суще­ство­ва­ния Визан­тии (а не просто восточ­ной части Рим­ской импе­рии). Многие счи­тают, что она сфор­ми­ро­ва­лась в 395 г. в связи с окон­ча­тель­ным раз­де­ле­нием Рим­ской импе­рии на запад­ную и восточ­ную части после смерти импе­ра­тора Фео­до­сия I. Другая рас­про­стра­нен­ная дата – 330 г. – услов­ная точка отсчета, при­ня­тая под вли­я­нием мнения, что в этом году Кон­стан­ти­но­поль – Новый Рим – был объ­яв­лен сто­ли­цей Восточ­ной Рим­ской импе­рии; сере­дина IV в. (пре­вра­ще­ние Кон­стан­ти­но­поля в пол­но­прав­ную сто­лицу, время Кон­стан­ция II); сере­дина VI в. (прав­ле­ние импе­ра­тора Юсти­ни­ана I); сере­дина VII в. (эпоха после войн Ирак­лия I с пер­сами и ара­бами).

Как офи­ци­ально назы­ва­лась Визан­тия?

Само­на­зва­ний у Восточ­ной Рим­ской импе­рии начи­ная с III–IV вв., в том числе после паде­ния Кон­стан­ти­но­поля в 1453 г., было несколько: госу­дар­ство ромеев, или римлян, (βασιλεία τῶν Ρωμαίων), Романи́я (Ρωμανία), Ромаи́да (Ρωμαΐς). Слово «визан­тийцы» исполь­зо­ва­лось, в основ­ном, для обо­зна­че­ния жите­лей Кон­стан­ти­но­поля – по назва­нию древ­него города Визан­тий (Βυζάντιον), кото­рый был своего рода «пред­те­чей» Кон­стан­ти­но­поля, а сами жители импе­рии назы­вали себя роме­ями – рим­ля­нами (Ρωμαίοι), ими правил рим­ский импе­ра­тор – васи­левс (Βασιλεύς τῶν Ρωμαίων), а их сто­ли­цей был Новый Рим (Νέα Ρώμη) – именно так обычно назы­вался осно­ван­ный Кон­стан­ти­ном город. Запад­ные источ­ники на про­тя­же­нии боль­шей части визан­тий­ской исто­рии име­но­вали ее «Импе­рией греков», в Древ­ней Руси Визан­тию обычно назы­вали «Гре­че­ским цар­ством», а ее сто­лицу – Царь­гра­дом.

Почему Визан­тия сего­дня назы­ва­ется Визан­тией?

Данное назва­ние впер­вые встре­ча­ется в запад­но­ев­ро­пей­ской тра­ди­ции: первое исполь­зо­ва­ние этого тер­мина было зафик­си­ро­вано в сочи­не­ниях Приска. Упо­треб­ляли его также Малх Фила­дель­фиец, Аммиан Мар­цел­лин, Иордан. После паде­ния Рима в 476 г. необ­хо­ди­мость как-то отдельно обо­зна­чать Восточ­ную и Запад­ную Рим­ские импе­рии отпала – оста­лась един­ствен­ная Рим­ская импе­рия, и термин, утра­тив функ­ци­о­наль­ность, фак­ти­че­ски вышел из упо­треб­ле­ния. В науч­ный обиход слово вер­ну­лось уже после паде­ния Визан­тии, бла­го­даря труду немец­кого гума­ни­ста и исто­рика Иеро­нима Вольфа (в XVI в.) «Корпус визан­тий­ской исто­рии», пред­став­ля­ю­щему собой неболь­шую анто­ло­гию сочи­не­ний исто­ри­ков Восточ­ной импе­рии с латин­ским пере­во­дом. Именно с тех пор это поня­тие вошло в оборот в Запад­ной Европе, а затем и во всем мире.

На каком языке гово­рили жители Визан­тии?

Ромеи гово­рили и писали, в основ­ном, на сред­не­гре­че­ском языке (ρωμαϊκή γλώσσα – букв. рим­ский язык), назы­ва­е­мом также визан­тий­ским гре­че­ским и визан­тий­ским языком. Хро­но­ло­ги­че­ски сред­не­гре­че­ский этап охва­ты­вает прак­ти­че­ски все сред­не­ве­ко­вье от окон­ча­тель­ного раз­де­ле­ния Рим­ской импе­рии до паде­ния Кон­стан­ти­но­поля в 1453 г. и рас­по­ла­га­ется между древ­не­гре­че­ским языком антич­но­сти и совре­мен­ным ново­гре­че­ским языком Греции и Кипра. На латыни же раз­го­ва­ри­вали в запад­ных про­вин­циях Визан­тии и на Бал­ка­нах, кроме того, до VI в. она оста­ва­лась офи­ци­аль­ным языком юрис­пру­ден­ции: послед­ним зако­но­да­тель­ным сводом на латыни стал Кодекс Юсти­ни­ана (529 г.), после кото­рого законы изда­вали уже на гре­че­ском.

Правда ли, что в усло­виях монар­хии в Визан­тии мог про­биться к власти чело­век из «про­стых смерт­ных»?

Для пра­вя­щего класса Визан­тии была харак­терна мобиль­ность. Дей­стви­тельно, во все вре­мена чело­век из низов мог про­биться к власти. В неко­то­рых слу­чаях ему было даже легче: напри­мер, была воз­мож­ность сде­лать карьеру в армии и заслу­жить воин­скую славу. Напри­мер, Васи­лий I был кре­стья­ни­ном, а затем объ­езд­чи­ком лоша­дей на службе у знат­ного вель­можи. Роман I Лака­пин был также выход­цем из кре­стьян, Михаил IV, до того как стать импе­ра­то­ром, был меня­лой.

Когда Визан­тия достигла наи­боль­шего вели­чия?

Наи­боль­шую тер­ри­то­рию Визан­тия кон­тро­ли­ро­вала при импе­ра­торе Юсти­ни­ане I (527–565 гг.), вернув себе на несколько деся­ти­ле­тий зна­чи­тель­ную часть при­бреж­ных тер­ри­то­рий бывших запад­ных про­вин­ций Рима и поло­же­ние самой могу­ще­ствен­ной сре­ди­зем­но­мор­ской дер­жавы. В даль­ней­шем под натис­ком мно­го­чис­лен­ных врагов импе­рия посте­пенно утра­чи­вала земли. После сла­вян­ских, бул­гар­ских, лан­го­бард­ских, вест­гот­ских и араб­ских заво­е­ва­ний импе­рия зани­мала лишь тер­ри­то­рию Греции и Малой Азии. Неко­то­рое уси­ле­ние в IX–XI вв. сме­ни­лось зна­чи­тель­ными поте­рями в конце XI в., во время наше­ствия сель­д­жу­ков и пора­же­ния при Ман­цик­ерте, уси­ле­нием при первых Ком­ни­нах, после рас­пада страны под уда­рами кре­сто­нос­цев, взяв­ших Кон­стан­ти­но­поль в 1204 г., оче­ред­ным уси­ле­нием при Иоанне Ватаце, вос­ста­нов­ле­нием импе­рии Миха­и­лом Палео­ло­гом, и, нако­нец, гибе­лью в 1453 г. под натис­ком осма­нов.

Можно ли назвать жизнь в тыся­че­лет­ней Визан­тий­ской импе­рии отно­си­тельно спо­кой­ной?

Среди веру­ю­щих, дей­стви­тельно, нередко бытует мнение о том, что жизнь в Визан­тии была спо­кой­ной и без­опас­ной: визан­тий­ские монархи являли собой образцы бла­го­че­стия и муд­ро­сти, в уютных кельях с видом на море моли­лись сту­дий­ские монахи, святые отцы писали в тихой обста­новке свои фун­да­мен­таль­ные труды, и, конечно же, в таких усло­виях под­дан­ные вели­кой пра­во­слав­ной импе­рии чув­ство­вали себя как за камен­ной стеной. Увы, к исто­ри­че­ской реаль­но­сти все эти пред­став­ле­ния не имеют ника­кого отно­ше­ния.

Так, напри­мер, импе­рию опу­сто­шала пан­де­мия – так назы­ва­е­мая Юсти­ни­а­нова чума (541–700 годы). Она нача­лась в Египте (его визан­тий­ский период длился до 646 г.) и охва­тила тер­ри­то­рию всего циви­ли­зо­ван­ного мира того вре­мени. Погибло около 100 мил­ли­о­нов чело­век, Визан­тия поте­ряла при­мерно поло­вину своего насе­ле­ния.

В разное время госу­дар­ство разо­ряли вест­готы, гунны, персы, русы, бол­гары, авары, арабы, сель­д­жуки, кре­сто­носцы, османы. В резуль­тате непре­кра­ща­ю­щихся войн эко­но­мика импе­рии веками нахо­ди­лась в состо­я­нии тяже­лого кри­зиса, управ­ле­ние было пора­жено кор­руп­цией, заду­шен­ное нало­гами насе­ле­ние нищало, импе­рию сотря­сали вос­ста­ния, бунты. Кроме того, импе­ра­торы были вынуж­дены посто­янно бороться с заго­во­рами внут­рен­них про­тив­ни­ков.

Цер­ковь под­вер­га­лась атакам ложных док­трин, стал­ки­ва­лась с мно­го­об­раз­ными ере­ти­че­скими тече­ни­ями: ари­ан­ством, несто­ри­ан­ством, моно­фи­зит­ством, моно­фе­лит­ством, ико­но­бор­че­ством и др. В 1054 г. про­изо­шел офи­ци­аль­ный разрыв между хри­сти­ан­скими церк­вями, что усу­гу­било до пре­дела натя­ну­тые отно­ше­ния с Запа­дом.

Жизнь в Визан­тий­ской импе­рии никак не была похожа на сказку, однако этот пози­тив­ный миф дожил до наших дней, и неко­то­рые совре­мен­ные кон­спи­ро­логи и поли­то­логи, свя­зан­ные с евразий­ством, порой заяв­ляют о том, что любой чело­век, кри­ти­ку­ю­щий Визан­тию, пособ­ник Запада, что Визан­тия для нас есть вопло­ще­ние абсо­лют­ного добра и одно из оружий в борьбе с враж­деб­ным англо­сак­сон­ским миром.

На Западе нередко встре­ча­ется пред­став­ле­ние о том, что Визан­тия была неве­же­ствен­ной стра­ной. Как это объ­яс­нить?

Нега­тив­ные пред­став­ле­ния пришли вместе с тра­ди­цией новой евро­пей­ской куль­туры, для кото­рой Визан­тия была при­ме­ром тота­ли­тар­ного госу­дар­ства, где правят интриги, где на всех уров­нях гос­под­ствует веро­лом­ная поли­тика. Так, Воль­тер назы­вал Визан­тию «ужас­ной и отвра­ти­тель­ной» стра­ной. Не луч­шего мнения о ней были и другие фран­цуз­ские про­све­ти­тели XVIII в., в дей­стви­тель­но­сти име­ю­щие мало пред­став­ле­ния об этой стране, кото­рая рас­смат­ри­ва­лась ими только с одного ракурса.

Что такое «Гре­че­ский проект»? Какое отно­ше­ние он имел к Визан­тии?

В Рос­сий­ской импе­рии при Ека­те­рине Вели­кой суще­ство­вал проект воз­рож­де­ния Визан­тии – «Гре­че­ский проект». Рос­сий­ская импе­рия тогда вела войны с Осман­ской импе­рией, и план преду­смат­ри­вал, в случае без­ого­во­роч­ной победы над тур­ками и взятия Кон­стан­ти­но­поля, созда­ние новой «Визан­тий­ской импе­рии». Импе­ра­то­ром этой воз­рож­ден­ной Визан­тии должен был стать Кон­стан­тин Пав­ло­вич, вели­кий князь, сын наслед­ника Павла Пет­ро­вича (буду­щего Павла I) и внук Ека­те­рины. Воль­тер при­зы­вал Ека­те­рину дойти в войне с тур­ками до Стам­була, вновь пре­вра­тить его в Кон­стан­ти­но­поль, раз­ру­шить Турцию, спасти бал­кан­ских хри­стиан. И даже дал прак­ти­че­ский совет: для боль­шего сход­ства с подви­гами древ­но­сти исполь­зо­вать в степ­ных боях против турок колес­ницы. Однако взятия Кон­стан­ти­но­поля не про­изо­шло, и о плане впо­след­ствии забыли.

Каково зна­че­ние Визан­тий­ской импе­рии?

Пра­во­сла­вие, а также вера и куль­тура, родив­ши­еся на основе этой веры, пришли к нам из Визан­тии. Фор­ми­ро­ва­ние Руси-России, как госу­дар­ства, из вар­вар­ских сла­вян­ских племен свя­зано с тем, что Древ­няя Русь в 988 году при­няла хри­сти­ан­ство от Визан­тии (от пред­ста­ви­те­лей Кон­стан­ти­но­поль­ской Церкви) и впи­тала в себя в очень корот­кие сроки самую слож­ную, изощ­рен­ную, глу­бо­кую куль­туру того вре­мени. Куль­туру, вос­при­няв­шую все наи­бо­лее зна­чи­тель­ное, что было создано в антич­но­сти. По мнению фран­цуз­ского исто­рика, визан­то­лога Шарля Диля, «Визан­тия создала бле­стя­щую куль­туру, может быть, самую бле­стя­щую, какую только знали сред­ние века, бес­спорно един­ствен­ную, кото­рая до XI в. суще­ство­вала в хри­сти­ан­ской Европе. Кон­стан­ти­но­поль оста­вался в тече­ние многих сто­ле­тий един­ствен­ным вели­ким горо­дом хри­сти­ан­ской Европы, не знав­шим себе равных по вели­ко­ле­пию. Своей лите­ра­ту­рой и искус­ством Визан­тия ока­зы­вала зна­чи­тель­ное вли­я­ние на окру­жав­шие её народы. Остав­ши­еся от неё памят­ники и вели­че­ствен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства пока­зы­вают нам весь блеск визан­тий­ской куль­туры. Поэтому Визан­тия зани­мала в исто­рии сред­них веков зна­чи­тель­ное и, надо ска­зать, заслу­жен­ное место».

Источник

Что такое Византия

Что такое сейчас византия. Смотреть фото Что такое сейчас византия. Смотреть картинку Что такое сейчас византия. Картинка про Что такое сейчас византия. Фото Что такое сейчас византия
Константинополь незадолго до захвата

11 мая 330 года от Рождества Христова на европейском берегу Босфора римским императором Константином Великим была торжественно основана новая столица империи – Константинополь (а если быть точным и использовать его официальное название, то – Новый Рим). Император не создавал нового государства: Византия в точном смысле слова не была преемницей Римской империи, она сама и была – Рим. Слово «Византия» появилось лишь на Западе в эпоху Ренессанса. Себя византийцы именовали римлянами (ромеями), свою страну – Римской империей (Империей ромеев). Замыслы Константина соответствовали такому названию. Новый Рим был возведен на главном перекрестье основных торговых путей и изначально спланирован как величайший из городов. Возведенный в VI веке собор Святой Софии более тысячи лет был самым высоким архитектурным сооружением на Земле, а по красоте сравнивался с Небом.

Что такое сейчас византия. Смотреть фото Что такое сейчас византия. Смотреть картинку Что такое сейчас византия. Картинка про Что такое сейчас византия. Фото Что такое сейчас византия

Новый Рим получил богатое наследство. Однако это стало и его главной «головной болью». В современном ему мире было слишком много претендентов на присвоение этого наследства. Сложно вспомнить хоть один длительный период спокойствия на византийских границах; империя находилась в смертельной опасности не реже, чем раз в столетие. До VII века ромеи по периметру всех своих рубежей вели тяжелейшие войны с персами, готами, вандалами, славянами и аварами, причем в конечном счете противостояние закончилось в пользу Нового Рима. Так бывало очень часто: молодые и пышущие свежестью народы, боровшиеся с империей, уходили в историческое небытие, а сама империя, древняя и чуть было не поверженная, зализывала раны и продолжала жить. Однако затем на смену прежним врагам пришли с юга арабы, с запада – лангобарды, с севера – болгары, с востока – хазары, и началось новое многовековое противостояние. По мере ослабления новых противников их сменяли на севере русы, венгры, печенеги, половцы, на востоке – турки-сельджуки, на западе – норманны.

В борьбе с врагами империя использовала силу, отточенную веками дипломатию, разведку, военную хитрость, иногда – и услуги союзников. Последнее средство было обоюдоострым и крайне опасным. Крестоносцы, воевавшие с сельджуками, были для империи крайне обременительными и опасными союзниками, и закончилось это союзничество первым для Константинополя падением: город, почти тысячу лет успешно отбивавший любые приступы и осады, был жестоко разорен своими «друзьями». Дальнейшее его существование, даже после освобождения от крестоносцев, было лишь тенью предыдущей славы. Но как раз в это время появился последний и самый жестокий враг – турки-османы, которые по своим военным качествам превосходили всех предыдущих. Европейцы по-настоящему опередили османов в военном деле лишь в XVIII веке, причем первыми это сделали русские, а первым полководцем, осмелившимся появиться во внутренних областях султанской империи, был граф Петр Румянцев, за что и получил почетное именование Задунайский.

Что такое сейчас византия. Смотреть фото Что такое сейчас византия. Смотреть картинку Что такое сейчас византия. Картинка про Что такое сейчас византия. Фото Что такое сейчас византия

Внутреннее состояние Ромейской империи также никогда не было спокойным. Государственная территория ее была крайне неоднородной. В свое время Римская империя поддерживала единство за счет превосходного военного, торгового и культурного потенциала. Правовая система (знаменитое римское право, окончательно кодифицированное именно в Византии) была самой совершенной в мире. Несколько веков (со времен Спартака) Риму, в пределах которого проживало более четверти всего человечества, не угрожала ни одна серьезная опасность, войны шли на дальних границах – в Германии, Армении, Месопотамии (современном Ираке). Лишь внутреннее разложение, кризис армии и ослабление торговли привели к дезинтеграции. Только с конца IV века положение на границах стало критическим. Потребность в отражении варварских нашествий на разных направлениях неизбежно вела к разделению власти в огромной империи между несколькими людьми. Однако это имело и негативные последствия – внутреннее противостояние, дальнейшее ослабление связей и стремление «приватизировать» свой кусок имперской территории. В результате к V веку окончательное разделение Римской империи стало фактом, но не облегчило ситуацию.

Восточная половина Римской империи была более населенной и христианизированной (ко времени Константина Великого христиан, несмотря на гонения, здесь было уже более 10 % населения), но сама по себе не составляла органического целого. В государстве царило удивительное этническое многообразие: здесь проживали греки, сирийцы, копты, арабы, армяне, иллирийцы, вскоре появились славяне, германцы, скандинавы, англосаксы, тюрки, италийцы и многие другие народности, от которых лишь требовалось исповедание истинной веры и подчинение императорской власти. Самые богатые ее провинции – Египет и Сирия – географически были слишком отдалены от столицы, отгорожены горными хребтами и пустынями. Морское сообщение с ними по мере упадка торговли и расцвета пиратства было все более затрудненным. Кроме того, подавляющее большинство населения здесь составляли приверженцы монофизитской ереси. После победы Православия на Халкидонском соборе 451 года в этих провинциях вспыхнуло мощное восстание, с большим трудом подавленное. Менее чем через 200 лет монофизиты радостно встречали арабских «освободителей» и впоследствии относительно безболезненно переходили в ислам. Западные и центральные провинции империи, прежде всего Балканы, но также и Малая Азия, в течение долгих столетий испытывали массовый приток варварских племен – германцев, славян, тюрков. Император Юстиниан Великий в VI веке попытался раздвинуть государственные пределы на западе и восстановить Римскую империю в ее «естественных границах», однако это привело к колоссальным усилиям и затратам. Уже через век Византия вынуждена была ужаться до пределов своего «государственного ядра», преимущественно населенного греками и эллинизированными славянам. Эта территория включала в себя запад Малой Азии, Черноморское побережье, Балканы и Южную Италию. Дальнейшая борьба за существование в основном шла уже на этой территории.

Что такое сейчас византия. Смотреть фото Что такое сейчас византия. Смотреть картинку Что такое сейчас византия. Картинка про Что такое сейчас византия. Фото Что такое сейчас византия
Святые Константин и Елена

Обстоятельства византийской жизни укрепляли осознанную потребность в самодержавной власти императора (василевса ромеев). Но от его личности, характера, способностей зависело слишком многое. Именно поэтому в империи сложилась гибкая система передачи верховной власти. В конкретных обстоятельствах власть могла передаваться не только сыну, но и племяннику, зятю, шурину, мужу, усыновленному преемнику, даже собственному отцу или матери. Передача власти закреплялась решением Сената и армии, народным одобрением, церковным венчанием (с X века была введена заимствованная на Западе практика императорского миропомазания). В результате императорские династии редко переживали свой столетний юбилей, только наиболее талантливой – Македонской – династии удалось продержаться почти два века – с 867 по 1056 годы. На престоле мог оказаться и человек низкого происхождения, выдвинувшийся благодаря тем или иным талантам (например, мясник из Дакии Лев Макелла, простолюдин из Далмации и дядя Великого Юстиниана Юстин I или сын армянского крестьянина Василий Македонянин – основатель той самой Македонской династии). Крайне развитой была традиция соправительства (соправители сидели на византийском троне в целом около двухсот лет). Власть надо было крепко держать в руках: за всю византийскую историю произошло около сорока успешных государственных переворотов, обычно они заканчивались гибелью поверженного властителя или удалением его в монастырь. Своей смертью на троне скончались только половина василевсов.

Само существование империи было для Византии скорее обязанностью и долгом, чем преимуществом или рациональным выбором. Античный мир, единственным прямым наследником которого и была Империя ромеев, ушел в историческое прошлое. Однако его культурное и политическое наследие стало основанием Византии. Империя со времен Константина была также и оплотом христианской веры. В основу государственной политической доктрины была положена идея об империи как «катехоне» – хранительнице истинной веры. Заполонившие всю западную часть римской ойкумены варвары-германцы принимали христианство, но лишь в арианском еретическом варианте. Единственным крупным «приобретением» Вселенской Церкви на западе вплоть до VIII века были франки. Принявший никейский Символ веры король франков Хлодвиг сразу получил духовную и политическую поддержку Римского патриарха-папы и византийского императора. С этого начался рост могущества франков на западе Европы: Хлодвиг был пожалован титулом византийского патриция, а его дальний наследник Карл Великий через три века уже захотел именоваться императором Запада.

Византийская миссия того периода вполне могла поспорить с западной. Миссионеры Константинопольской Церкви проповедовали на пространстве Центральной и Восточной Европы – от Чехии до Новгорода и Хазарии; тесные контакты с византийской Церковью поддерживали английская и ирландская Поместные Церкви. Однако папский Рим достаточно рано стал ревниво относиться к конкурентам и выдворял их с помощью силы, вскоре и сама миссия на папском Западе приобрела открыто агрессивный характер и преимущественно политические задачи. Первой масштабной акцией после отпадения Рима от Православия было папское благословение Вильгельма Завоевателя на поход в Англию в 1066 году; после этого многие представители православной англосаксонской знати вынуждены были эмигрировать в Константинополь.

Внутри самой Византийской империи на религиозной почве шли острые споры. То в народе, то во власти возникали еретические течения. Под влиянием ислама императоры начали в VIII веке иконоборческие гонения, вызвавшие сопротивление православного народа. В XIII веке из стремления укрепить отношения с католическим миром власть пошла на унию, но опять не получила поддержки. Все попытки «реформировать» Православие исходя из конъюнктурных соображений или подвести его под «земные стандарты» не удавались. Новая уния в XV веке, заключенная под угрозой османского завоевания, уже не могла обеспечить даже политического успеха. Она стала горькой усмешкой истории над суетными амбициями властителей.

Западное влияние на византийских императоров из династии Комнинов в XII веке было сильнейшим: они копировали западное военное искусство, западную моду, долгое время выступали союзниками крестоносцев. Византийский флот, столь обременительный для казны, был распущен и сгнил, его место заняли флотилии венецианцев и генуэзцев. Императоры лелеяли надежду на преодоление не столь давно произошедшего отпадения папского Рима. Однако усилившийся Рим уже признавал лишь полное подчинение его воле. Запад удивлялся имперскому блеску и в оправдание своей агрессивности громко возмущался двуличностью и развращенностью греков.

Тонули ли греки в разврате? Грех соседствовал с благодатью. Ужасы дворцов и городских площадей перемежались с подлинной святостью монастырей и искренней набожностью мирян. Свидетельством тому – жития святых, литургические тексты, высокое и никем не превзойденное византийское искусство. Но искушения были очень сильны. После разгрома 1204 года в Византии прозападное течение только усиливается, молодые люди отправляются учиться в Италию, в среде интеллигенции возникает тяга к языческой эллинской традиции. Философский рационализм и европейская схоластика (а в ее основе лежала та же языческая ученость) стали рассматриваться в этой среде как более высокие и утонченные учения, чем святоотеческое аскетическое богословие. Интеллект брал верх над Откровением, индивидуализм – над христианским подвигом. Позднее эти тенденции вместе с переехавшими на Запад греками сильно поспособствуют развитию западноевропейского Ренессанса.

Империя выжила в борьбе с крестоносцами: на азиатском берегу Босфора, напротив поверженного Константинополя, ромеи сохранили свою территорию и провозгласили нового императора. Через полвека столица была освобождена и продержалась еще 200 лет. Однако территория возрожденной империи практически сводилась к самому великому городу, нескольким островам в Эгейском море и небольшим территориям в Греции. Но и без этого эпилога Империя ромеев существовала практически целое тысячелетие. Можно в данном случае даже не учитывать то обстоятельство, что Византия прямо продолжает древнеримскую государственность, а своим рождением считала основание Рима в 753 году до Рождества Христова. Даже без этих оговорок другого такого примера в мировой истории нет. Империи существуют годами (империя Наполеона: 1804–1814 гг.), десятилетиями (Германская империя: 1871–1918 гг.), в лучшем случае – столетиями. Империя Хань в Китае просуществовала четыре века, Османская империя и Арабский халифат – немногим больше, но к концу своего жизненного цикла стали лишь фикцией империй. Фикцией на протяжении большей части своего существования была и основанная на Западе Священная Римская империя германской нации. Не так много в мире можно насчитать и тех стран, которые не претендовали на имперский статус и непрерывно просуществовали тысячелетний срок. Наконец, Византия и ее исторический предшественник – Древний Рим – продемонстрировали и «мировой рекорд» выживаемости: любое государство на Земле выдерживало в лучшем случае одно-два глобальных иноплеменных нашествия, Византия – намного больше. Лишь Россию можно было бы сопоставить с Византией.

Что такое сейчас византия. Смотреть фото Что такое сейчас византия. Смотреть картинку Что такое сейчас византия. Картинка про Что такое сейчас византия. Фото Что такое сейчас византия
Господь Вседержитель. Фреска в храме святой Софии в Константинополе.

На этот вопрос ее преемники отвечали по-разному. Псковский старец Филофей в начале XVI века считал, что Византия, приняв унию, изменила Православию, и в этом была причина ее гибели. Однако он утверждал, что кончина Византии была условна: статус православной империи был передан единственному оставшемуся суверенному православному государству – Московскому. В этом, по мысли Филофея, не было заслуги самих русских, такова была Божия воля. Однако от русских отныне зависели судьбы мира: если и на Руси падет Православие, то вместе с ним и мир вскоре закончится. Таким образом, Филофей предупреждал Москву о великой исторической и религиозной ответственности. Унаследованный Россией герб Палеологов – двуглавый орел – символ такой ответственности, тяжкий крест имперского бремени.

Младший современник старца Иван Тимофеев, профессиональный воин, указывал на иные причины падения империи: императоры, доверившись льстивым и безответственным советникам, презрели военное дело и потеряли боеготовность. О печальном византийском примере утраты боевого духа, ставшей причиной гибели великой империи, говорил и Петр Великий: торжественная речь была произнесена в присутствии Сената, Синода и генералитета в Троицком соборе Санкт-Петербурга 22 октября 1721 года, в день Казанской иконы Божией Матери, при принятии царем императорского титула. Как можно заметить, все трое – старец, воин и новопровозглашенный император – имели в виду близкие вещи, лишь в разном аспекте. Мощь Империи ромеев держалась на крепкой власти, сильной армии и верности подданных, но сами они в основании должны были иметь твердую и истинную веру. И в этом смысле империя, точнее все те люди, которые ее составляли, всегда балансировала между Вечностью и погибелью. В неизменной актуальности этого выбора – удивительный и неповторимый привкус византийской истории. Иными словами, эта история во всех ее светлых и темных сторонах – яркое свидетельство правоты речения из чина Торжества Православия: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *