Что такое сговор в свадебном обряде

Предсвадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, девичник

Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть фото Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть картинку Что такое сговор в свадебном обряде. Картинка про Что такое сговор в свадебном обряде. Фото Что такое сговор в свадебном обряде

Традиционно цикл образования новой семьи делится на несколько этапов:

• досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания);

• предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник и жениховы посиделки);

• свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир);

• послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Сватовство

Смотрины

Сговор

Это событие происходило в доме невесты, на него собиралась ближайшая родня жениха и невесты. По сути это была помолвка, объявление о решении молодых людей вступить в брак, на которой оговаривались условия заключения брака, планировали свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники, назначался день венчания. Со дня сговора видеться жениху и невесте не полагалось, общались они только с помощью записок, могли передавать друг другу подарки. Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. Завершался сговор молитвой, жених, невеста и родственники трижды обходили вокруг стола.

Приметы и обычаи сговора

Рукобитье

Накануне свадьбы. Девичник

В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы; подружка, которой удавалось поймать что-нибудь из этих предметов, по поверью, должна была в скором времени выйти замуж.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Предсвадебные обряды: сватовство, смотрины, сговор, девичник.

Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть фото Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть картинку Что такое сговор в свадебном обряде. Картинка про Что такое сговор в свадебном обряде. Фото Что такое сговор в свадебном обряде

Традиционно цикл образования новой семьи делится на несколько этапов:

• досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания);

• предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник и жениховы посиделки);

• свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир);

• послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть фото Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть картинку Что такое сговор в свадебном обряде. Картинка про Что такое сговор в свадебном обряде. Фото Что такое сговор в свадебном обряде

Это событие происходило в доме невесты, на него собиралась ближайшая родня жениха и невесты. По сути это была помолвка, объявление о решении молодых людей вступить в брак, на которой оговаривались условия заключения брака, планировали свадьбу, подарки, которые должны были сделать жених, невеста и ближайшие родственники, назначался день венчания. Со дня сговора видеться жениху и невесте не полагалось, общались они только с помощью записок, могли передавать друг другу подарки. Именно со сговора положено было невесте плакать, даже если жених ей нравился и шла она замуж по любви. Завершался сговор молитвой, жених, невеста и родственники трижды обходили вокруг стола.

Приметы и обычаи сговора

В завершение невеста через плечо, не глядя, бросала мыло, веник, ленту из косы; подружка, которой удавалось поймать что-нибудь из этих предметов, по поверью, должна была в скором времени выйти замуж.

Источник

О сговоре перед Любомиром

Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть фото Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть картинку Что такое сговор в свадебном обряде. Картинка про Что такое сговор в свадебном обряде. Фото Что такое сговор в свадебном обрядеПосле смотрин важным обрядом у наших предков был сговор. Если смотрины ещё позволяли дать, говоря современным языком, «задний ход», то сговор уже был важным и практически нерушимым соглашением. Сговор означал, что два Рода не против слияния в один Род.

Поэтому сговор у славян имел очень большое значение, даже большее, чем сама свадьба – Любомир. Свадьба была праздником для уже свершившегося, а сам процесс вершения происходил на сговоре.

К сожалению, изначальный сговор, как и другие обряды предков, оказался трансформирован под влиянием христианских традиций и потерял свой сакральный смысл.

На сговор приглашались родные с обеих сторон, а также друзья и подруги жениха и невесты. Они садились за общий стол и вели себя как одна большая семья. Невеста в это время находилась в другой комнате, но в любой момент собравшиеся могли позвать её, и в этот момент она выходила и объявляла всем, что сосватана. После этого представители Родов разделяли между собой специальный обрядовый хлеб. Он выпекался родителями жениха в форме солнца, и на него при помощи специальных деревянных форм наносился символ Макоши – знак удачи и плодородия, а также другие, чаще солярные, символы. Разделение хлеба окончательно устанавливало связь между Родами.

После этого на сговоре могли обсуждаться уже «деловые» вопросы: назначение даты свадьбы, расходы, шитьё обрядовых нарядов и так далее.

По сути, славянский сговор соответствовал тому, что сейчас называется «помолвкой». Но никакого обмена кольцами не происходило. Кольца у славян были оберегами, символизировали защиту от чего-либо, и были сугубо личным предметом. Позже, в христианстве кольцо начало означать скованность, узы. И такой смысл мало соотносился со свадебными традициями наших предков.

При этом отказ от уже произошедшего сговора считался тяжёлым оскорблением, нанесённым всему Роду. Только какие-то стихийные бедствия, набеги, или злые козни третьих людей могли стать поводом для переноса или отмены свадьбы после сговора.

Источник

Что такое сговор в свадебном обряде

Сговор, или помоловка

Свадьбе, как правило, предшествует сговор, который происходит в доме невесты. На этой встрече будущие родственники обсуждают подготовку к свадьбе, финансовые вопросы, связанные с ней. Составляют меню для свадебного застолья и, можно сказать, разрабатывают план предстоящего торжества. Родственники со стороны жениха приносят угощения. В старину это обычно были пироги. Родители невесты накрывают стол. За столом и происходит обсуждение основных вопросов.

Еще в начале прошлого века без сговора не обходилась ни одна свадьба. На сговор сваты приезжали после смотрин невесты. Смотрины, как правило, заканчивались застольем. Родственники с обеих сторон и подруги хвалили невесту, ее красоту и умения. Рассказывали о хозяйственных навыках невесты, подружки показывали рукоделия будущей новобрачной. Невеста могла одарить будущих родственников платками, расшитыми своими руками. И жениха, и невесту спрашивали: «Любы ли вы друг другу?» На смотринах невеста еще могла отказать жениху. Но случалось это крайне редко, потому что в таких вопросах все решали родители. На сговоре стороны распределяли материальные затраты на свадьбу, дары молодым. Оговаривалось приданое невесты. Переговоры заканчивались обрядом рукобития. Отцы молодых с размаху, сильно били рука об руку, а после обменивались крепким рукопожатием. На этом обсуждение заканчивалось, и сваты обменивались угощениями, как уже говорилось выше, в основном это были пироги. Молодых благословляли, и они обменивались кольцами. С этого момента пара считалась обрученной. Следующий этап в народе назывался «запой» или «пропой». Начиналось совместное застолье, которое порой продолжалось всю ночь. Невеста должна была одаривать гостей своим рукоделием. Как правило, это были расшитые полотенца, рубахи, платки.

Вместе с подарком невеста предлагала вино и кланялась при этом. В ответ будущий родственник одаривал невесту деньгами и целовал троекратно. Потом жених также одаривал и угощал родственников невесты. Все это сопровождалось прибаутками. Жених и невеста ужинали отдельно от гостей, в другой комнате. А застолье продолжалось, сопровождаясь песнями и шутками. После этого невесту называли пропитой или сговоренной.

У многих африканских народов сговор проходит в виде так называемой купли-продажи невесты. Родственники и друзья жениха долго торгуются с родственниками невесты. Выкупом обычно служат домашние животные: коровы, козы, овцы. Чем богаче семья невесты, тем больший выкуп отдает за нее жених. Обычно друзья жениха с песнями гонят стадо к дому родителей невесты. Жених с серьезным видом шествует за выкупом. Переговоры ведут в основном старшие женщины в роду.

Надо отметить, что брачный договор скреплялся тоже во время сговора. Наши предки называли брачный договор рядной записью. В этом договоре оговаривалось множество пунктов, начиная с приданого и заканчивая работами, которые предписывалось выполнять в доме мужа молодой жене. Действительно, брачный договор существует с древнейших времен. Его назначение – соблюдать и охранять имущественные и другие права супругов.

Приданое обычно состояло из кухонной утвари, холстов, постельного белья, украшений. Все это оставалось собственностью молодой супруги. В случае ее смерти отдавалось детям или возвращалось родителям.

В мусульманской традиции принято дарить невесте золотые украшения. Иногда невеста получает в подарок несколько килограммов золота. Золотые украшения являются личной собственностью женщины, и впоследствии она передает их своим дочерям. В Киргизии девочке с самого рождения начинают дарить золото. Чем выше положение семьи, тем больше должно быть золота у невесты. Жених и его родственники тоже традиционно дарят девушке золотые украшения.

После сговора жизнь девушки менялась. Она надевала темное платье и почти не выходила из дома. А если и выходила, то обязательно в сопровождении подруг. Невеста навещала родственников и приглашала их на свадьбу, на это время сговоренную освобождали от всех дел по дому и по хозяйству, она занималась только подготовкой своего приданого. Шила белье и одежду, вышивала, вязала. Подружки обычно помогали невесте, за рукоделием девушки пели грустные песни, а сама невеста причитала и голосила, печалясь, что скоро ей придется расстаться с родительским домом. В период между сговором и венчанием девушка прощалась с вольной жизнью и готовилась к нелегким обязанностям жены.

Жених должен был каждый день навещать свою нареченную, привозить ей гостинцы и подарки. Он, проявляя заботу, просил невесту не утруждать себя работой, не сидеть до ночи за «шитвом». Жених также навещал родственников, приглашал их на свадьбу, покупал подарки для будущей родни.

Мать жениха тоже навещала невесту, привозила угощения. В основном это были сласти, пироги, блины. Будущая теща тоже должна была подкармливать зятя. Вообще, пище для молодых придавалось особое значение, готовили ее с молитвой и добрыми пожеланиями. Надо отметить, что обычай подкармливать невесту и жениха существует почти у всех народов. В древности это имело магическое значение.

У эвенков существует обычай: перед свадьбой жених и невеста питаются отдельно от всех. Никто не должен наблюдать за этим, во время еды девушка и юноша окуриваются дымом пахучих трав. Считается, что так можно защититься от злых духов, которые стремятся навредить молодоженам. Каждый вечер шаман обходит жилища будущих супругов и тоже окуривает их травами, при этом читаются заклинания, призванные защитить жениха и невесту от сил зла.

Подготовка к свадьбе начиналась сразу после сговора. Приводили в порядок дом и двор, заготавливали продукты и спиртное. В срочном порядке чинилась мебель, забивалась живность. Невеста покупала все необходимое к свадьбе, пополняла гардероб, приобретала кухонную утварь. За покупками девушка ездила либо с родителями, либо с подругами. Подружки невесты тоже старались приобрести себе обновки к торжественному дню. Ведь на свадьбе будут друзья жениха, то есть возможные кандидаты в мужья. На свадьбе у родителей была возможность присмотреть партию для своих подросших детей, особенно если молодые были из разных деревень. Поэтому все старались выглядеть нарядно; и мужчины, и женщины надевали лучшие одежды, девушки вплетали в косы разноцветные ленты.

Жених и невеста перед свадьбой должны были посещать церковь. Перед венчанием необходимо было исповедаться и причаститься. Это правило неизменно и в наши дни. Сейчас многие пары считают важным для себя, чтобы их брак был скреплен церковью. В старину в России это был единственно возможный вариант брачного союза. Поэтому, наши предки относились к венчанию очень серьезно. Если невеста была сиротой, то за несколько дней до свадьбы она заказывала молебен и панихиду по умершим родителям. Сопровождала ее при этом крестная мать. С низкими поклонами невеста просила священника благословить ее. Также вместе с крестной девушка навещала могилы родителей.

На Руси родительское благословение имело очень большое значение. Считалось, что брак не будет счастливым, если отец и мать не дали своего благословения. Поэтому очень редко молодые люди решались создать семью вопреки родительской воле.

В Древнем Египте девушка считалась невестой, если ее отец отдавал претенденту в мужья одну из ее сандалий. Это означало, что стопы невесты направлены к дому будущего мужа, и она практически принадлежит его семье. С этой же целью саксонский жених легко прикасался своей туфлей к голове избранницы, выражая тем самым свое намерение увести ее из семьи родителей.

В наши дни цель сговора остается той же, что и сто лет назад. Будущие родственники встречаются, чтобы договориться о предстоящей свадьбе. Приходят в основном самые близкие родственники. Родители жениха, он сам, и сваты. Сватов обычно выбирают из родни. Предпочтительно, если они будут разговорчивыми, не робкого десятка. Ведь настрой сговора создает именно сват или сваха. И будет, конечно же, неплохо, если сваты будут разбираться в свадебных обрядах и приметах.

Родственники невесты приглашают сватов к накрытому столу. Обычно это значит, что семья девушки согласна отдать дочь жениху, символизирует объединение семей. Сваты приносят с собой угощения, вино, и часто цветы для невесты и будущей тещи. Родственники девушки нахваливают ее, подчеркивают ее достоинства: внешность, характер, хозяйственность, приданое. Все это делается с шутками, присказками – это своего рода игра. Сваты жениха могут изъявить желание проверить сноровку невесты, предложив ей, например, разрезать пирог.

Вообще, раньше для этой цели пекли каравай, который и приносили с собой сваты в дом девушки. Хлеб-соль был важным атрибутом сватовства. Солонка впоследствии оставалась в доме невесты. Сейчас каравай с успехом может заменятся пирогом или тортом. Разрезать пирог надо на равные куски, по количеству присутствующих. Без подготовки это сделать непросто. Поэтому лучше потренироваться заранее. Считается, если девушка нарезала меньшее количество кусков, скуповата будет хозяйка, если же больше, – то расточительна. Далее следует раздать пирог, начиная с родителей жениха. Потом по порядку – сватам и всем остальным. Последний кусочек невеста оставляет себе.

Обычно после испытания сваты спрашивают: «Что желают молодые?». «Конечно, свадьбу!» – отвечают те в ответ. После этого роль молодых на сговоре несущественна. Стороны приступают к обсуждению расходов на свадьбу и примерного сценария, по которому будет проходить торжество.

В Швеции, до XIX века существовал такой обычай, как «ночь сватовства». В выходные дни после танцев парень, провожая девушку домой, объяснялся ей в своих чувствах. Если девушка отвечала взаимностью, парень мог остаться у нее на ночь. Свадьбу играли, как правило, уже в связи с беременностью невесты. Вообще, у народов Скандинавии, особенно в крестьянской среде, девушки выходили замуж, уже родив ребенка или будучи в положении. Тогда семья жениха могла быть уверена, что род будет продолжаться.

Перед тем как начать составлять смету расходов, предварительно необходимо определиться, какой будет свадьба: скромной, где будут присутствовать лишь самые близкие родственники и друзья, или пышной, с большим количеством приглашенных.

Также нужно решить, будет торжество проходить один или два, а может быть и три дня.

Когда эти вопросы уже решены, можно приступать к списку всего необходимого, без чего не обходится ни одна свадьба:

Источник

Свадьба на Руси: сговор и помолвка

Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть фото Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть картинку Что такое сговор в свадебном обряде. Картинка про Что такое сговор в свадебном обряде. Фото Что такое сговор в свадебном обряде

После смотра происходил сговор. Один из самых важных моментов в предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее — помолвки. Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное веселье, т.к. эти действа являлись исполнением достигнутого ранее договора двух семейств. Только при Екатерине II, в 1755 г. святейший Синод сумел соединить обряд обмена колец (обручение) с венчанием, но помолвка (по определению древнеримского юриста — mentio et repromissio nuptiarum futurarum — предварительный договор о заключении брака — сокращ. футурарум).

Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть фото Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть картинку Что такое сговор в свадебном обряде. Картинка про Что такое сговор в свадебном обряде. Фото Что такое сговор в свадебном обряде

Этот футурарум продолжал жить в народной традиции как оповещение о намерении двух любящих сердец вступить в брак.

Незаключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства (вроде стихийного бедствия) или злые козни, и холостая жизнь или девичество заканчивались именно помолвкой. Нарушить сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.

В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом. Происходило это в любое назначенное родителями невесты время. Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и усаживали на почетные места под божницей. Некоторое время, по правилам приличия той поры, надо было сидеть молча. Потом отец или родственник жениха говорил о причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее должны ее выдать и дать за ней такое-то приданое. Роспись приданого называлась тогда рядной записью, куда подробно заносилось все, что давалось за невестой, причем в противном случае оговаривалась неустойка или попятное. Отступавшая сторона была обязана платить сумму, величина которой соответствовала состоянию и была всегда настолько велика, что тяжелым бременем ложилась на нарушителя. Следует отметить еще одну немаловажную запись, а именно: в качестве условия иногда добавлялось, что муж не должен бить свою жену, чтобы при случае можно было бы, как сказали бы сейчас, «обратиться в суд» и взыскать за обиду. К сожалению, эта мера была необходимой, поскольку иначе новобрачный мог в полной мере безнаказанно лютовать.

При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим от имени невесты подарки. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств. Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и венчанием проходило несколько месяцев.

Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До помолвки (во всяком случае, так было принято) он имел право видеть свою суженую только во время смотрин. Конечно, оставались встречи в общественных местах, но любой tete-a-tete до родительского благословения был невозможен.

Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту и жениха благословлял священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого. Деньги передавал отец невесты сразу же после благословения. В средних слоях устраивалась вечеринка. Вот как живописует ее И. Т. Кокорев: «Неделю, иногда две-три тянутся предсвадебные вечера. Наконец, приданое все в порядке, жених управился с делами, приготовления к свадьбе на исходе: пора бы, кажется, положить конец томительным ожиданиям обрученных? Но требуется еще исполнить один долг, и долг этот отдается обществу, которое равно взыскательно на всех ступенях своей лестницы, на нижних и на верхних. Необходимо справить народный сговор (семейным было рукобитье), необходимо предварительно познакомить с будущими супругами людей, с которыми отцы их водят хлеб-соль. Смотря по состоянию родителей невесты, сговор или принимает размеры бала (на среднюю ногу), или просто смахивает на щедрую вечеринку; на ином бывает музыка и разряженные, непременно «по последней моде», дамы танцуют с удивительно завитыми и сильно надушенными кавалерами, — дерзают даже и на польку; на ином скромно довольствуются разлаженным органом, взятым напрокат, пляшут по-русски, и в простоте сердца забавляются теми играми, что многие презрительно привыкли называть простонародными, но которые очень любила видеть на своих эрмитажных вечерах Екатерина Великая… Как бы то ни было, а для веселья принимаются все возможные меры. Утром жених дарит своей возлюбленной шаль и кольцо, а к вечеру присылает для пира порядочное количество бутылок, конечно, не порожних; последнее обстоятельство зависит, впрочем, от большего или меньшего хлебосольства его будущего тестя. На сговор сзывают столько гостей, сколько могут вместить в себя покои; а радушие хозяев и темные сделает просторными, так что даже для посторонних людей найдется место, и в продолжение вечера немало любопытных соседок придут посмотреть жениха с невестой. Пируют долго, и какой бы церемонный вид ни имело собрание в первые часы пира, под конец русская натура возьмет свое, приветливость хозяев переспорит любое жеманство, и веселье пойдет нараспашку, не выходя, однако, из границ уважения к обрученным, которые занимают самое видное место за столом и едва успевают подслащивать вследствие бессчетных требований гостей». («Русский очерк»).

Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть фото Что такое сговор в свадебном обряде. Смотреть картинку Что такое сговор в свадебном обряде. Картинка про Что такое сговор в свадебном обряде. Фото Что такое сговор в свадебном обряде

В богатых домах по такому случаю давался бал с угощением. Приглашения рассылались в виде специальных билетов, иногда давались и объявления в газетах от лица старших членов семьи, где родители «с превеликой радостью» оповещали «о помолвке сына имярек с девицей имярек».

Кроме родственников и друзей, на помолвку обязательно приглашались почетные и влиятельные члены, городского светского общества. Отец представлял жениха и невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно, по степени знатности, подходили с официальными поздравлениями. В крупных городах существовали для этой цели специальные дома с обеденной и танцевальной залами, зимним садом, специальным штатом поваров и прислуги. Некоторые дома считались наиболее престижными. В Москве — это был дом Кузина на Канаве, дом Золотарского на Долгоруковской и Оконишникова на Якиманке. Отмечали помолвки и в банкетных залах крупнейших гостиниц. А в начале XX столетия стало модно отмечать помолвки на дачах и в загородных имениях. В пригласительных билетах гостям любезно указывалось, каким поездом удобнее всего добраться до нужной станции, а там их уже непременно встречали наемные экипажи.

Впрочем, помолвки могли быть и совсем скромными, «домашними», без присутствия гостей. Родители или приглашенный священник благословляли жениха и невесту иконой, и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы брачующихся отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы. Если отца невесты не было в живых, то вместо него выступал, по старинной славянской традиции, ее брат, крестный отец или кто-то из родственников-мужчин.

Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. В обязанности жениха входил еще заказ обручальных колец, на внутренней стороне которых гравировалась дата обручения. Также на кольцах изображались инициалы: жениха — у невесты, и невесты — у жениха. (Обычай носить обручальное кольцо, как уже говорилось, заимствован у древних римлян. Еще одна версия происхождения обручального кольца: в Римской империи было широко распространено «кольцевание» людей, которое являлось своеобразной паспортизацией рабов и полузависимых членов общества. По форме колец и знакам на них можно было установить, кто чей раб и кому принадлежит та или иная женщина.)

Отдельный рассказ о помолвках августейших лиц; здесь существовало отступление от общепринятых обрядов. Считается, что женитьбы на иноземных принцессах ввел Петр I. Однако попытки делались и значительно раньше. Еще Иван Грозный пытался высватать (при живой 7-й жене!) племянницу английской королевы Елизаветы; Борис Годунов сватал свою дочь за датского принца Иоанна и т. д. С петровских времен браки на иностранках стали делом обычным. Как правило, это были немецкие принцессы, которых разделенная на мелкие княжества Германия в изобилии поставляла европейским венценосцам. Для этого великими князьями даже предпринимались путешествия по Германии с целью высмотреть себе невесту. Так, Александр II, тогда еще цесаревич, увидел в ложе театра совсем юную принцессу, будущую императрицу Марию Александровну. А ранее царских невест «выписывали» в Петербург, как это произошло с будущими императрицами Екатериной II, Марией Федоровной (жена Павла I) и Елизаветой Алексеевной (жена Александра I).

Для лиц царской крови законы предусматривали возможность заочной помолвки, во время которой жениха «замещал» кто-либо из его приближенных. Прежде всего учитывались интересы династии, а лишь затем — сердечная склонность. Впрочем, последний российский император Николай II проявил самостоятельность и нашел в себе твердость противостоять родительской воле в выборе супруги. Он не пожелал в жены ни Елену, дочь графа парижского, ни Маргариту Прусскую и даже пригрозил, что скорее уйдет в монастырь, чем женится на последней. А мать Николая II, датская принцесса Дагмара, была первоначально помолвлена со старшим братом Александра III, Николаем, умершим еще до свадьбы. Вместе с титулом цесаревича Александру досталась и темноволосая изящная невеста. Впрочем, брак оказался счастливым.

Вернемся к простым смертным. Во всех сословиях на 2-й день после сговора совершался обряд вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом жениха. В обряде принимали участие, кроме невесты и ее родителей, крестная мать и крестный отец, которые и благословляли ее иконой. В промежутке между помолвкой и свадьбой начиналась самая счастливая для жениха и невесты пора. Для жениха она оказывалась еще и очень хлопотной: по традиции, он должен был привозить подарки и гостинцы не только для невесты, но и для ее подруг и домочадцев. У невесты же в доме завершалась подготовка приданого — шились новые платья и метились новыми инициалами вещи. Перевозка же приданого в дом, где станут жить молодые, должна была произойти до венчания, составляла она не только важную часть свадебного обряда, но зачастую и внушительное, впечатляющее зрелище.

Приданое во все времена было важным условием свадьбы и состояло прежде в постели, платьях, домашней утвари, украшениях, в крепостных, деньгах и имениях, если девица была дворянского происхождения. От жениха ничего не требовалось. Существовал также старинный обычай давать за невестой вино, но к XVI-XVII столетиям он исчез. О том, насколько серьезно относились к приданому наши предки, можно судить по «Домострою». Гл. 20 «Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать» гласит:

«Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится — в городе ли торгует или за морем, — или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь (и в деревне также): или животинку растят ей с приплодом, или из доли ее, что там Бог пошлет, купит полотна и холстов, и куски ткани, и убрусы (по В. Далю — платок, фата, полотнище, полотенце и пр.), и рубашка — и все эти годы ей в особый сундук кладут или в короб и платье, и уборы, и мониста, и утварь церковную, и посуду оловянную, и медную, и деревянную, добавляя всегда понемножку, каждый год, как сказано, а не все вдруг, себе в убыток. И всего, даст Бог, будет полно. Так дочь растет, страху божью и знаниям учится, а приданое ей все прибывает. Только лишь замуж сговорят — отец и мать могут уже не печалиться: дал Бог, всего у них вволю, в веселии и в радости пир у них будет. Если же отец и мать незапасливы, для дочери своей, по сказанному здесь, ничего не приготовили, и доли ей никакой не выделили, лишь станут замуж ее отдавать — тотчас же кинутся и покупать все, так что скорая свадьба — у всех на виду. И отец, и мать впадут в печаль от свадьбы такой, ведь купить все сразу — дорого. Если же по божьей воле дочь преставится, то поминают ее приданым, по душе ее сорокоуст, и милостыню раздают. А если есть и другие дочери, таким же образом заботятся и о них».

В купеческой среде приданое перевозили на пяти подводах, на каждой из которых должны были находиться определенные вещи: на головной — иконы и самовар, на следующей — посуда, на средней — постель невесты со всеми необходимыми принадлежностями, на четвертой — мебель, на последней ехала мать или тетка невесты с росписью приданого, и там же сидела сваха, которая держала в руках живую индюшку в чепчике. Встречали приданое мать жениха или его старшая, замужняя сестра. Существовал обычай класть под перину парадную постель, которую стелила сваха, яйцо (вареное или расписное деревянное), «чтобы у молодых детки родились»; убрать его новобрачная могла лишь на четвертый день после свадьбы.

У дворян перевоз приданого и постели не сопровождался публичными обрядовыми действиями. Существовал единственный чисто православный обряд уединенного совместного моления невесты и ее матери. Выполнялся он сразу же после отъезда поезда от дома невесты.

Не изменилось отношение к приданому и в более поздние времена.

Что же касается брачного контракта, то в России он не представлял из себя того официального документа, определяющего финансовое и имущественное положение супругов, как это было раньше принято (и принято сейчас) в европейских странах. Начать с того, что значительная часть населения подобных письменных соглашений попросту не знала. Так называемые «рядные росписи приданого» не имели, строго говоря, серьезной юридической силы, и гарантией их выполнения могло быть лишь честное слово отца невесты. Подлинные брачные контракты, в западном смысле, существовали лишь в тех российских местностях, которые традиционно тяготели к западноевропейской культуре, — в остзейских губерниях, Финляндии и Польше. В Царстве Польском подобный документ должен был заверяться нотариусом, а при вступлении в брак лиц из купеческой среды брачный контракт подлежал огласке, что выражало, в первую очередь, интересы торговых партнеров брачующихся. Могли заключать брачные контракты и неправославные иностранцы, проживавшие в центральной России.

Девичник имел место только у групп населения, наиболее близких к крестьянским традициям. А вот «мальчишник» — встреча с приятелями и прощание с молодостью — был популярен во всех сословиях. Так, Пушкин перед свадьбой устроил в Москве «мальчишник», на который пригласил Вяземского, Нащокина и других друзей. Отужинав, поехали к цыганам слушать песни.

И, наконец, после исполнения многочисленных предсвадебных обрядов, инициатива переходила в руки служителей церкви, обязанностью которых было освятить союз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *