Что такое сидонский пурпур

Сидон

Полезное

Смотреть что такое «Сидон» в других словарях:

Сидон — (евр. и финик. ловля (рыбы) ): 1) старший сын Ханаана (Быт 10:15), родоначальник ханаан. племени, основавшего город Сидон; 2) финик. порт. город, в 35 км сев. Тира, совр. Сайда (Быт 10:19; Суд 1:31; 18:28; Ис 23:2). С. сначала был самым… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Сидон — Город Сидон صيدا Страна ЛиванЛиван … Википедия

СИДОН — СИДОН, город государство в Финикии (современная Сайда в Ливане). Основан в 4 м тысячелетии до нашей эры. Во 2 м тысячелетии до нашей эры крупный центр торговли; боролся с Тиром за гегемонию в Финикии … Современная энциклопедия

СИДОН — город государство в Финикии, на восточном побережье Средиземного м. (современная Сайда в Ливане). Основан в 4 м тыс. до н. э. Во 2 1 м тыс. до н. э. крупный центр международной торговли; боролся с Тиром за гегемонию в Финикии … Большой Энциклопедический словарь

Сидон — (Sidon, Σιδών). Один из самых значительных городов древней Финикии. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

Сидон — (Sidon Рыбная ловля ) древний финикийский город к Ю отустья Нар эльавали (др. Бострен), в узкой приморской равнине. время егооснования неизвестно весьма возможно, что оно восходить в IIIтысячелетие до Р. Хр. Вместе с остальной Сирией С., вероятно … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Сидон — Сайда Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

Сидон — СИДОН, город–государство в Финикии (современная Сайда в Ливане). Основан в 4–м тысячелетии до нашей эры. Во 2–м тысячелетии до нашей эры крупный центр торговли; боролся с Тиром за гегемонию в Финикии. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Сидон — Финикийский (хананейский) портовый город на побережье современного Ливана. В Сидоне работало много искусных ремесленников. Среди товаров, которыми торговал город, были резные изделия из слоновой кости, золотые и серебряные украшения, прекрасная… … Подробный словарь библейских имен

Источник

Как погибают народы и государства. Содом, Тир, Сидон, Помпея

Напомню, что в предыдущей статье мы говорили о судьбе семи ханаанских народов, опираясь на оценки и выводы святителя Николая Сербского. Святитель говорил о таком средстве уничтожения народов как войны. Но могут быть и другие средства – наводнения, землетрясения, извержения вулканов, природные катаклизмы, эпидемии и т.п.

Не следует забывать, что самое масштабное уничтожение людей – Всемирный потоп. Он произошел в XXI в. до Р.Х. Может быть, в абсолютном выражении масштабы уничтожения людей были не самыми рекордными в истории человечества. По разным оценкам, накануне потопа в мире проживало от 10 до 15 млн человек[1]; все они (выжил лишь Ной с семейством) были поглощены морской стихией. В относительном выражении это была вселенская катастрофа, прообраз тех катастроф, которые описаны в Апокалипсисе (в последние дни человеческой истории большая часть человечества также погибнет, только не от водной, а огненной стихии).

Святитель вспоминает и другие случаи гибели народов и государств: «Жители Содома и Гоморры были такими же духовными мертвецами, и вышняя сила послала на них огонь и пепел, чтобы похоронить их. Такими же были Тир и Сидон, и война их истребила. Такова была и Помпея, за что и погибла под огнём и пеплом». Содом и Гоморра, Помпея погибли не от войн, а от природных катаклизмов.

Согласно Библии, во времена Авраама Содом, который находился вблизи Мертвого моря, был цветущим и богатым городом. Рядом с ним находились города Гоморра, Адма, Севоим и Сидон, которые образовывали содомское пятиградие. Жители этих городов «были злы и весьма грешны» (Быт. 13:13), поэтому «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19:24-25). В Библии также говорится, что вместе с Содомом и Гоморрой около 3900 лет назад были уничтожены Адма и Севоим.

В работе «Война и Библия» (раздел «Исполнение пророческих слов о войнах») святитель подчеркивает, что «Содом и Гоморра погибли не от войны, а от мира – от мира без Бога». И в этой связи они приводит несколько высказываний пророка Иезекиля: «Ибо Я отнял у этого народа мир Мой, говорит Господь» (Иер. 16:5). «За что же Благой Господь отнял мир у народа? – вопрошает святитель. За то, что «устами своими говорят другу своему мир, а в сердце своём готовят ему засаду. За это ли не наказать их?» (Иер. 9:7-8). За их двуличность и лицемерие «брошены будут трупы людей, как навоз на пол, и как снопы позади жнеца, и некому будет собрать их» (Иер. 9:21).

Что такое сидонский пурпур. Смотреть фото Что такое сидонский пурпур. Смотреть картинку Что такое сидонский пурпур. Картинка про Что такое сидонский пурпур. Фото Что такое сидонский пурпурФото: www.globallookpress.com

В своей известной работе «Слове о законе» святитель пишет: «Почему погиб Тир, торговый город, богатый и роскошный? Стал он гордиться богатством своим и преследовать тех, кто держится Бога. Поэтому и погиб безвозвратно. «. Твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра, – говорит пророк Иезекииль, – . посредством торговли твоей ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим» (Иез. 28:4-5). «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои, – говорит Господь устами пророка, – и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле. и не будет тебя во веки» (Иез. 28:18-19)»[3].

Вот что говорил о бесславном будущем Тира Иезекииль: «…будут искать тебя, но уже не найдут тебя» (Иез. 26:21). Так оно и получилось. Археологи не могу найти ни его центра, ни определить где проходили стены города[4].

Что такое сидонский пурпур. Смотреть фото Что такое сидонский пурпур. Смотреть картинку Что такое сидонский пурпур. Картинка про Что такое сидонский пурпур. Фото Что такое сидонский пурпурФото: www.globallookpress.com

Рассказывая в «Войне и Библии» о Сидоне, еще одним процветающем городе Финикии, святитель Николай Сербский приводит следующее высказывание пророка Иезекииля: «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез. 28:18-19). И следующим образом комментирует эти слова пророка: «В самом деле, сегодня едва ли могут указать место, где некогда высился Сидон. А в ту пору он был чрезвычайно богат, чрезмерно «культурен», но донельзя горд и нечестив».

Напомню слова Иисуса Христа: «Тогда начал Иисус укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам». (Мф. 11: 20-22).

Конечно, в Библии говорится о судьбах еще многих других народов, кроме тех, которые мы рассмотрели выше. Святитель Николай Сербский в своих работах обращается к их историям и каждую из них сопровождает назидательными выводами.

Об этих новых поучительных историях мы поговорим в следующий раз.

[1] Сколько людей жило на Земле перед Всемирным потопом?

[2] В римскую эпоху Финикия вошла в провинцию Сирия.

[3] Святитель Николай Сербский. Слово о законе. Гл. XIV. Неотвратимость нравственного закона и судьбы людей и народов.

[5] См.: В. Катасонов. 115 лет назад человечеству было явлено грозное напоминание о жизненно важном законе.

Источник

Древний город Сидон

Древний город Сидон на современной карте Ливана называется Сайда и расположен в 48 км южнее Бейрута. При финикийцах город назывался Сидон, что в переводе с финикийского означает «рыбная ловля».

Эти места начали заселяться еще в IV тысячелетии до н. э. При финикийцах город был важным торговым центром Средиземноморья, столицей самого сильного из многочисленных финикийских городов-государств. В X–VI веке до н. э.

Сидон переживал период расцвета. Город упоминают в Библии как одно из мест, которые посетили Иисус Христос и апостол Павел. С древних времен Сидон известен как город садов, да и сегодня его окрестности утопают в апельсиновых садах и плантациях бананов.

Современная Сайда является крупнейшим городом южной части Ливана и важным коммерческим центром побережья. Еще при финикийцах здесь была разработана и построена система шлюзов, защищающих Сидон от затопления.

В районе гавани находится Старый город Сайды с холмом Мюрекс, который часто называют Пурпурным холмом Сидона.
Образовавшийся еще во времена финикийцев холм простирается на 100 м в длину, а в высоту достигает 50 м.

Пурпурный холм – это огромная груда раковин пурпуроносных моллюсков, которыми были богаты прибрежные воды и из пигмента которых добывали краситель для производства знаменитой пурпурной краски.

Бóльшую часть отходов при производстве поглощало море. А то, что оставалось на суше, со временем стало холмом. Ученые предполагают, что в его недрах скрыто более 200 000 м3 остатков ракушек.

Сейчас холм покрыт толстым слоем земли. Когда-то на нем были возведены римские постройки, а теперь расположены жилые дома горожан и кладбище.

Греческая легенда повествует о том, как был открыт пурпур. Финикийский бог Мелькарт, покровитель мореплавателей и главный бог Тира – соперника Сидона, однажды прогуливался вдоль средиземноморского побережья.

Его собака, резвясь на песке, нашла большую раковину и разгрызла ее. Увидев, что из пасти собаки капает слюна алого цвета, Мелькарт собрал слюну, выкрасил ею платье и подарил его своей супруге.

Римский ученый и писатель Плиний Старший, автор «Естественной истории», детально описал технологию производства пурпура. Из раковин извлекали моллюсков, давили их каменным прессом и три дня выдерживали под консервирующим слоем соли.

Затем десять дней раковины выпаривали в котлах на слабом огне, после чего в котел опускали ткань, которую затем сушили на солнце. Под действием солнечных лучей происходило волшебное преображение – ткань становилась пурпурной. Секрет окраски финикийцы держали в тайне, потому что от этого зависело их богатство и процветание.

Окрашенную в пурпур материю ценили не только за красоту, но и за то, что она не линяла при стирке и не выгорала на солнце. Из нее выгодно было шить одежду для воинов. Также она нравилась знаменитым модницам древнего мира – царице Савской, Семирамиде и Клеопатре.

Финикийские умельцы изготавливали ткани самых разных оттенков – от розового до лилового и фиолетового. Пурпурная материя высшего качества ценилась буквально на вес золота.

Во времена императора Диоклетиана высшая цена, которую давали за один фунт окрашенного шелка, достигала 150 тысяч денариев, а твердая цена одного фунта золота в слитках составляла 50 тысяч денариев.

Именно поэтому носить одежду из пурпура было привилегией царей, высшей знати, жрецов и богатых людей. Ее высокую стоимость можно легко объяснить: помимо высокого спроса на пурпурные изделия, их изготовление было очень трудоемким. Из 1 кг красителя-сырца после выпаривания оставалось всего 60 г красящего вещества.

Небесным покровителем финикийского города Сидона был бог плодородия, здоровья и долголетия Эшмун. Согласно финикийским мифам, Эшмун был смертным сыном финикийского бога Садика.

Красота Эшмуна пленила богиню Астарту, которая начала преследовать его, чтобы сделать его своим любовником. Не желая этой связи, Эшмун оскопил себя и умер. Потрясенная случившимся Астарта возвратила Эшмуна к жизни и превратила в бога.

В километре на север от Старого города Сидона, у берегов священной реки Авали, финикийцы возвели храмовый комплекс, посвященный богу Эшмуну, чей образ был связан с весной и возрождением жизни. Местные жители почтительно называют его Бустан Эш-Шейх.

Храм был заложен по распоряжению сидонского царя Эшмуназара II. Во времена правления его наследников Бодашарта и Ятан-милка храм был перестроен и значительно расширен.

Место для возведения храма было выбрано не случайно. Те, кто благодарил Эшмуна за излечение или уповал на его помощь, оставляли посвятительные дары в резервуарах с водой или на дне купален.

Кроме того, в храмах Эшмуна устанавливали каменные желоба и чаши, в которых верующие совершали омовение перед тем, как принять участие в обрядах. Потому храмы Эшмуна возводили в местах, где имелись источники воды. Например, в храмовый комплекс Бустан Эш-Шейха вода подводилась из священной реки Авали.

К храмовому комплексу ведет украшенная римской колоннадой дорога, а затем лестница. У лестницы расположен алтарь с изображениями бычьих голов, что было характерно для культуры древних персов.

Лестница ведет к пирамидальному подиуму, откуда открывается завораживающий вид на комплекс Эшмуна.
Перед храмовым комплексом рядом с римской колоннадой расположен римский двор с сохранившейся мозаикой, изображающей четыре времени года, византийская церковь и жилые палаты.

В V веке до н. э. храм был перестроен. Храм размерами 50 × 70 м, возведенный из мраморных блоков, стоял на огромном подиуме, который возвышался на 22 м.

В восточной части подиума видны следы водных каналов, которые сходились у священных бассейнов.

Большинство построек комплекса относится к IV веку до н. э., когда поврежденный после землетрясений храм восстанавливали. Старый храм на подиуме не перестраивали, однако рядом с ним на подиуме построили несколько новых.

Было возведено большое святилище размером 10,5 × 11,5 м, где обустроили бассейн и тронный зал, украшенный статуями львов и сфинксов. В этот же период был сооружен беломраморный алтарь размером 2,15 × 2,26 м и высотой более 2 м. Рельефы на алтаре изображают 18 греческих божеств.
В комплекс входит также храм Астарты, который возвели в III веке до н. э., во время царствования Селевкидов.

Внутри храма находятся остатки каменного трона, по обеим сторонам которого стоят сфинксы. III веком до н. э. датируют также возведенный на той же платформе храм с 22-метровым фасадом, украшенным рельефом с дионисийскими сюжетами. В это же время храм был дополнен колоннадой, в нем были построены нимфеум с мозаиками, несколько новых бассейнов и церемониальная лестница в храм.

В византийский период на территории храма была построена церковь с многочисленными мозаиками.

В 570 году произошло еще одно крупное землетрясение, которое нанесло сильный урон храмовому комплексу. На сегодняшний день от комплекса остался массивный капителий и два пьедестала для жертвоприношения.

Один пьедестал датируют VI веком до н. э., а второй – IV веком до н. э. Древнейшая часть комплекса – строение, подобное пирамиде, в элементах архитектуры которого заметно влияние вавилонских мастеров.

Источник

Сидон

Сидон (рыбная ловля) – название лица и места:

а) ( Быт. X, 15 ; IПар. I, 13 ) – первенец Ханаана, сына Хамова, как полагают, родоначальник сидонян;

б) ( Быт. X:19, XLIX:13 и др.; Мф. XI:21 ; Деян. XXVII:3 ) – древнейший, богатейший и знаменитейший финикийский город, основанный, вероятно, лицом, упомянутым в первой цитате, почему и назывался Великим Сидоном ( Нав. XI, 8 ), находился в северо-западном углу земли Ханаанской в 20 или 30 англ. милях на с. от Тира. Он был отдан колену Асирову ( Суд. XVIII, 28 ), но туземцы, жившие в оном, не могли быть совершенно изгнаны из этого города и постоянно тревожили израильтян ( Суд. X, 12 ). По слову пророка, сидоняне служили колючим тернием и волчцом для Израиля ( Иез. XXVIII, 24 ). Из пророчества патр. Иакова видно, что он был известен еще до Моисея ( Быт. XLIX, 13 ).

Сидон был велик и находился в цветущем состоянии также и во времена римского владычества. Он выдержал несколько осад во времена крестоносцев и наконец в 1840 г. был осажден и взят английским полководцем Непиром, и войска Магомета Али были выгнаны оттуда. Его положение на берегах Средиземного моря, слава об его отличном строевом лесе и об искусных рабочих, выдающаяся известность его во многих полезных и изящных искусствах доставляли ему особенно большие коммерческие преимущества, как то мы можем видеть из гражданской истории. Стекло сидонское было столько же знаменито, как и пурпур тирский. Сидонское искусство было общим приточным изречением у древних и эпитет сидонский употреблялся для обозначения всего, что могло только быть изящным и величественным. Счастливая и роскошная жизнь сидонян довела их до беспечности и нечестия, на что указывается в кн. Судей ( Суд.XVIII, 7 ).

Ап. Павел во время плавания своего в Рим, когда корабль на время останавливался в Сидоне, был радушно принят христианами сидонскими и видел их усердие к себе ( Деян. XXVII, 3 ).

В первые века христианства епископы сидонские присутствовали на соборах Никейском, в 325 г., Константинопольском в 381 г. и Халкидонском в 581 г.

В настоящее время Сидон остается небольшим бедным городом и известен под именем Саида, в котором, впрочем, считается до 10000 жителей. Знаменитая некогда гавань Сидона в настоящее время совершенно бесполезна, так как в нее не могут уже входить никакие корабли, да и вообще и сам городок очень грязен.

В окрестностях Сидона кроме других развалин находят несколько подземельев, гробниц и саркофагов, из которых самая замечательная гробница с саркофагом царя из Мунацара, открытая искателями сокровищ в 1855 г. Своему чрезвычайному значению означенный саркофаг обязан покрывающей его большой надписи финикийского шрифта. Вот эта замечательная надпись по переводу г. Олесницкого, отступающему от других переводов по их неудовлетворительности. Существующие другие переводы, пишет г. Олесницкий, делают из надписи элегию, вызывающую сожаление о беспомощности царя, о его сиротстве; мы видим в надписи твердое и строгое слово царя, не чуждого самоуважения и угрожающего из самой гробницы. «В месяц Бул, – говорится в надписи, – в год 14-й царствования его, царя Езмунацара, царя Сидонского, сына царя Табнита, ц. Сидонского, сказал Езмунацар, ц. Сидонский, говоря: поражен, пленен я, наследник дней героев; сошел во ад сын бога смерти. И теперь я лежу в саркофаге этом и в гробе этом, на месте, которое я построил. 3аклятие мое пред всем царством и всем человечеством. Никто да не вскрывает гробницы этой, да не ищет в ней сынов мамоны, потому что нет там сынов мамоны, да не поднимает с места саркофага, в котором я лежу, и да не оскорбляет гробницы этой внесением другого гроба. Если же какой-либо человек будет советовать это тебе, ты не слушай таких внушений, будь они даже от царской власти. А всякий человек, кто откроет вход гробницы этой и кто снимет с места саркофаг, в котором я лежу, и кто оскорбит меня в гробнице этой, да не будет таковым места покоя с рефаимами, да не будут они погребены в гробнице, да не будет у них сынов и потомства после них; боги святые да истребят их вместе с тем царем проклятым, который будет царствовать над ними, и который да будет лишен власти. Если же тот человек, который откроет вход гробницы этой и который выбросит саркофаг этот и семя царское это, если человек этот будет из народа, то да не будет ему корня внизу и плода вверху и процветания между живыми под солнцем. Да, я поражен, пленен, наследник дней героев, сошел во ад сын бога смерти. Я, да я, Езмунацар, ц. Сидонский, сын ц. Табнита, ц. Сидонского, а мать моя Ем-Астерот, жрица Астарты, госпожи нашей, царица, дочь Езмунацара, ц. Сидонского. Вот мы построили дом богов, дом Астарты в Сидоне, земле приморской, и веселили Астарту дарами богатыми. Мы те, что построили дом Езмуна, озаряющего глаза слабых, который и воздал мне дары богатые. Мы те, что построили домы Елону Сидонскому в Сидоне, земле приморской, дом Ваалу Сидонскому, и дом Астарте, супруге Ваала. И еще: владыка царей дал нам Дор и Иоппию, землю лучшего хлеба, что при Шар-Шароне за то великое, которое я совершил, и прибавил нам земли на границе между Хананеянами и Сидонянами во век. Заклятие мое пред всем царством и всем человечеством. Никто да не вскрывает входа моего и да не переделывает входа моего: да не оскорбляет меня в гробнице этой; да не сдвигнет с места саркофаг гробницы моей; иначе сокрушат его боги святые эти и истребят его – будет ли он царь или человек из народа – и потомство его на век».

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *