Что такое сиким азына
Ругательства народов Кавказа — унизительные и бранные слова кавказцев
«Бамбарбия, кергуду!» («Если Вы не согласитесь, они Вас зарежут»)
Бранные выражения народов Кавказа эмоциональны и подчас весьма изощренные. Но ругаются там, несмотря на южный темперамент, реже, чем в России.
На Кавказе не принято употреблять грубые слова всуе, заполняя ими, например, паузы в разговоре. А если уж собеседники начали обмениваться оскорблениями, дело легко может дойти до драки, а то и до поножовщины.
Грубо разговаривать со старшими или даже просто в их присутствии — вопиющее нарушение неписаного этикета. Ругаться, находясь в обществе женщин, также не принято.
Чеченские ругательства
Следует помнить, что в чеченском языке есть фонемы, отсутствующие в русском. Выговорить их без тренировки можно лишь приблизительно.
«I» — так обозначается звонкий гортанный согласный звук, произносимый с резким выдохом. Согласные, после которых стоит «ъ», произносятся твердо, отрывисто, с придыханием. «Ь» смягчает звук, обозначаемый предшествующей ему буквой.
В чеченских словах ударение всегда делается на первый слог.
Арсенал ругательств включает пожелания неприятностей со здоровьем.
«Хьай тIол йеста хьа!» — «Чтоб у тебя грыжа появилась!»
«Нир ял хIун!» — «Чтоб тебя понос пробрал!»
Следующее выражение намекает на военные конфликты, которые, лично или по рассказам старших, помнит большинство населения.
«АхI дукъ къуйхI бэйъ, ас хIо дъа таъ вир ву». — «Будешь много болтать, устрою ковровую бомбардировку». «Болтать» здесь синонимично русскому матерному эквиваленту.
«Аузунга чичайм!» — угроза справить большую нужду в рот обидчика.
«ЦIог маж до хьа!» — обещание надрать собеседнику задницу.
«Хьо суна кIел ву!» — выражение пренебрежения к противнику. Как «Мне на тебя наплевать», только грубее.
Самые страшные оскорбления у чеченцев, как и у других народов Кавказа, те, в которых упоминаются родители адресата.
«Ас хьа нанн дина!» Уверение в том, что автор высказывания вступал в интимную связь с матерью оппонента. По смыслу также аналогично выражению из русской ненормативной лексики.
Немногим менее оскорбительны и тоже могут стать причиной кровопролития обещание изнасиловать адресата, как правило, мужского пола («Ас хья суна!») и утверждение, что собеседник вообще не мужчина («ТIг цIa ху`л»).
Осетинские ругательства
Здесь также требуется краткое лингвистическое пояснение: «æ», единственная буква, которой нет в русском алфавите, читается на севере Осетии как «слабая», безударная «а», в южных регионах — как нечто среднее между «а» и «э», наподобие английского «a» в закрытом слоге (например, в слове «cat»).
Поводом для конфликта, как и у чеченцев, с большой вероятностью станут высказывания, затрагивающие мать собеседника.
«Дæ мадыл сбад!» — в буквальном переводе: «Сядь на свою мать!»
Крайне унизительными считаются выражения, в которых речь идет о половом контакте между двумя мужчинами.
«Дæ быкъ ма сыхкæн!» — грубое требование замолчать (закрыть рот). То же самое означает и «Шых ка ма да бык!».
Грузинские ругательства
Оскорбительные выражения, популярные среди грузин, армян и азербайджанцев, здесь передаются в написании русскими буквами.
Выражение «Шени траки лапораки» передает презрение к словам собеседника: «Это задница твоя говорит». Пренебрежение к чрезмерно словоохотливому собеседнику слышно и в угрозе: «Пирши шевеци, бичо!» — «Мальчишка, я тебе рот порву!»
Армянские ругательства
Негативно армяне могут воспринять и утверждение о том, что всё будет хорошо. Если человек расстроен своей жизненной ситуацией, он может в ответ бросить фразу «Кунэм ку лявэт!»
Азербайджанские ругательства
Поэтичное выражение «Дявя гётю йахламах» означает «Мазать маслом верблюжью задницу», то есть заниматься ерундой.
Современное ругательство со словом, заимствованным из русского, относится к водителям-лихачам.
«Сяня права верянин анасыны сиким!» — «… мать того, кто тебе права выдал!»
Русское выражение, примерный нормативный эквивалент которого — «выпендриваться», по-азербайджански звучит гораздо длиннее: «Гётюня-башына йахмаг».
Азербайджанцы щепетильно относятся к чести семьи и своего рода, поэтому упоминание в ругательстве родственников человека может обидеть мужчину.
Кадры из фильма «Кавказская пленница», 1967
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
азына-
Смотреть что такое «азына-» в других словарях:
азына — 1. Қ орда., Арал) қайықтың ішкі жағын, екі бүйірін керіп тұруға және адам отыруға арналған көлденең ағаш. А з ы н а қайықтың екі жағын керіп тұрады, а з ы н а ғ а кісілер отырады Қ орда., Арал). 2. (Қ орда: Сыр., Жал.) қайықтың алдыңғы жағындағы… … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
қазына қап — (Рес., Орын.) өкімет жасаған қап. Бізде қаптың екі түрі бар: қ а з ы н а қ а п және тоқыма қап (Рес., Орын.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
қазынақ — (ҚХР) ойма, қобы. Пышақтың қ а з ы н а ғ ы (ҚХР) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
қазына-көмбе — зат. Қазынаға тән жер асты байлығы. Мүмкін, сен жеті қабат жер қойнына қол созып, қ а з ы н а к ө м б е с і н көсіп алайтын атақты кенші боларсың (Лен. жас, 16. 03. 1973, 3) … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі
қазына арық — (Қ орда: Жал., Қарм.; Шымк., Шәу.) бас арық, үлкен арық. Егін ішіне тарайтын су қ а з ы н а а р ы қ т а н алынады (Шымк., Шәу.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
сұмын-қазына — (Монғ.) аудан, совхоз. Баяннуур с ұ м ы н қ а з ы н а шаруашылығы орталығында жуықта әйелдер жиыны өткізілді («Ж. өмір», 7.11.1985) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
азна — қ. азына … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
Кулибаев, Тимур Аскарович — Тимур Аскарович Кулибаев Род деятельности: Председатель Ассоциации KazEnergy, объединяющей предприятия нефтегазового и энергетического секторов в Казахстане. Председатель президиума национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен».… … Википедия
Самрук-Казына — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Даму — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» (Фонд «Даму») государственный фонд в Казахстане, основная цель которого ст … Википедия
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
«Называли Сикким страною молний. Конечно, и молнии здесь бывают, но не проще ли назвать: «Страна небесных ступеней». Лучшего преддверия к тайнам будущего трудно придумать. Неисследованная, мало-проникаемая страна скал и цветов»
Сикким был небольшим самостоятельным княжеством под управлением династии Намгьял с 1642 года (первым королем стал Пхунцог Намгьял). В 1975 году Сикким был поглощен Индией и вошел в ее состав в качестве 22-го штата. В период независимости Сиккима через него проходил знаменитый Шелковый путь в Китай.
Давайте узнаем подробнее про эту исчезнувшую страну …
Согласно тибетцам, княжество Сикким, расположенное в Гималаях между Непалом и Бутаном, некогда было скрытой страной, и называлось Баюл Демоджонг, или «Скрытая долина риса». Тогда там жило немногочисленное коренное население, но в основном этот район был пуст и недоступен из Тибета. Примерно в начале XV в. Ригдзин Годэм, тибетский лама, открывший множество спрятанных сокровищ, смог найти проход через заснеженные горы в тёплые и укрытые от ветров долины Сиккима. Хотя он так и не вернулся в Тибет, он написал послание о том, куда он ушёл, и отправил его в свой монастырь, привязав к шее орла. Примерно через двести лет другой лама, Намкха Джигме, завершил открытие Сиккима. Следуя указаниям Ригдзина Годэма, или возможно, путеводителя, он провёл туда через горы большое количество тибетцев, и они поселились в Сиккиме. Одного из членов своего отряда он назначил первым чогьялом, или правителем нового княжества. Династия, основанная им в XVII в., не прерывалась до последнего чогьяла, Палдэна Тхондуп Намгьяла, который в 1963 г. женился на американке по имени Хоуп Кук и потерял свой трон в 1974 г. Большая ступа, возведённая в стороне от столицы Сиккима, Гангтока, содержит череп Ригдзина Годэма, первого человека, открывшего скрытую страну Сикким…
Хорошо видно, что дизайн герба имеет европейский стиль. Действительно, нарисовал его англичанин Роберт Тейлор. Герб был дарован Магарадже Тхутобу Намгьялу (1874–1914) на заседании дурбара в Дели в 1877 году. Дурбар — это совет знати и торжественный прием у Монарха в средневековых мусульманских государствах. В этом значении употреблялся в колониальной Индии — дурбар при вице-короле Индии и губернаторах провинций.
В центре золотого щита размещен голубой цветок лотоса (падма) с алым семенем внутри. Его окружает пояс из 12 пурпурных амулетов. Падма — символ чистоты; трон из лотоса символизирует обретение просветления. В данном случае лотос как один из четырех знаков-атрибутов Вишну является индуистским символом административной власти.
Поверх щита — развернутый вправо (для зрителя влево) рыцарский шлем европейской формы с ламбрекеном (кусок материи, покрывающей шлем) золотых и пурпурных цветов. Над шлемом лазоревая раковина моллюска (санкха). Санкха является символом произнесенного слова. Также входит в число четырех знаков Вишну. В данном случае раковина символизирует религиозную власть.
Держатели щита — красные драконы, напоминающие валлийских. Драконы называются друки, они символизируют обновление и трансформацию и служат знаком китайского Императора. В данном случае они показывают значение сюзеренитета китайской Императорской власти для Сиккима, но могут также интерпретироваться как символы самого сиккимского Магараджи.
Девиз (либо на непальском языке, либо на санскрите?) OM MANI PADME HUM — главная мантра в буддизме Махаяны: «О жемчужина, сияющая в цветке лотоса!».
Будучи построенным по европейским принципам, герб Сиккима может считаться спорным. Флаг с буддистскими элементами гораздо более соответствует местной специфике. Флаг появился в 1877 году и использовался до 1962 года.
На флаге изображена Дхармачакра, или Колесо закона, связываемого с Царем Царей. Она олицетворяет праведность, добродетельность, которая является законом даже для Великого Монарха. Колесо символизирует правителя страны.
В его центре находится закручивающийся знак (свастика) гакил (gakhil), символизирующий непрерывное изменение и движение.
В верхних угла флага находятся Солнце и Луна — символы Империи или народа и государства.
Таким образом, представлены три условия человеческой организации власти — Империя, Государство и Правитель.
Данная схема типична для китайской геральдики. В Китае Солнце и Луна помещались на халат Императора, декорированного также драконами. В Корее Король (или Император) восседает перед ширмой, на которой изображены те же небесные Светила. В Тибете почитание государства сопровождается опять же почитанием (в форме изображений государственных символах) Солнца и Луны. В Непале Королевский лев со штандартом стоит между Солнцем и Луной. А в соседнем Бутане Королевская печать помещается перед горным хребтом, над которым сияют Солнце и Луна. И таких примеров еще много.
Вокруг Дхармачакры изображены Семь Драгоценных Камней (rinchen dun; ринчен дун). Они имеют свои символические названия — по часовой стрелке: слоновьи бивни, шапка ламы, серьга Короля, коралловая ветвь, колокольный звон (гармония), серьга Королевы и скипетр.
Центральная часть флага окружена с трех сторон буддистским «Огнем Сознания».
С 1975 года флаг Княжества Сикким запрещен.
Сейчас Сикким (Sikkim) — самый маленький штат Индии
Две трети населения составляют выходцы из Непала (собственно непальцы, таманги, кирати, шерпы, невары). В округе Сонгбу, к западу от Гангтока, живут лепча — древнейшее местное население; в северных и центральных районах — бхотия, в городах — выходцы из Индии (бенгальцы). Официальные языки — сиккимский диалект тибетского языка, непали и английский. Религия лепча и бхотия — буддизм (ламаизм); остальные — главным образом индуисты
В 15-16 вв. на территорию Сиккима начали проникать тибетцы. В 1641 году Пенча Намгьял стал первым чогьяла (князем) Сиккима, в то время княжество включала в себя часть Восточного Непала, Тибета, Бутана, включая районы Дарджилинг и Калимпонг. В 1717-1734 гг., в период правления четвертого чогьяла Сиккима, в результате войны с Бутаном Сикким потерял значительную часть территорий. В зависимости от Тибета Сикким оставался до конца 18 века.
Великобритания подчинила княжество Сикким по договору 1861 года. В 1890 году были определены границы Сиккима. Британцы поощряли переселение в Сикким непальцев, в результате тибетская часть населения значительно сократилась, а непальцы составляют ныне около 75% населения Сиккима.
После обретения Индией независимости (1947) автократическое правление чогьяла Сиккима вызвало народные волнения (1947-1949); чогьяла обратился к Индии за помощью. В 1949 году над Сиккимом был установлен индийский протекторат. По договору 1950 года правительство Индии взяло на себя ответственность за оборону и территориальную целостность Сиккима.
В апреле 1974 года в Сиккиме были проведены первые всеобщие выборы в Законодательное собрание. Конституция, принятая 3 июля 1974 года, ограничила власть чогьяла. В сентябре 1974 года Сиккиму был предоставлен статут ассоциированного штата Индии. В апреле 1975 года на референдуме большинство населения Сиккима высказалось за превращение Сиккима в индийский штат. С мая 1975 года Сикким — штат Индии.
Сикияз-Тамакский пещерный комплекс. Как добраться, что посмотреть, фото.
О Сикияз-Тамаке от Марины Чеботаевой
Прежде чем предоставить слово неутомимым путешественникам из «Уральских покатушек», вставлю и своих пару копеек. Я была здесь два раза. Первый раз мы добрались до деревушки «Сикияз-Тамак», где живут разные интересные люди и где можно, если повезет, переночевать, песни послушать, нанять катамаран, чтобы переехать на берег, где пещерный комплекс и расположен, нанять проводника. Мы пошли вброд — удовольствие ниже среднего- камни острые на протяжении всего пути, а, кроме того, не очень теплая вода в тот момент поднималась значительно выше колен.
Второй раз мы проводника наняли сразу и он нас довез прямо (ну почти вплотную), минут 15 мы гуляли до пещерного комплекса, по прекрасному зелёному лесу, полному земляники. В обоих случаях я была в пещерах с немецкими друзьями и однажды очень волновалась, что наш очень курпулентный директор застрянет в одном из шкуролазов. Не застрял.
Открыл и разрыл ( да, вместе с детьми из пещер было вынесено сотни тонн грунта) Владимир Юрин, бывший военный, а сейчас — знаменитый исследователь пещер и прекрасный организатор. Да и экзотичное название «комплекс» он тоже дал этому изученному им скоплению пещер, арок, проходов, потому что до него существовали отдельные пещеры и пещерки, с именами или нет, а на самом деле это реально целая агломерация. Почитайте о Владимире Юрине — благодаря ему пещер в Челябинской области стало больше в разы. Владимир Юрин
1995 году в Челябинской области на спелеологическом учете стояло всего 256 пещер, а Владимир Юрин за 18 лет обнаружил и описал более 2262 подземных полостей, из них – более 408 погребённых, первым начал их ежегодное массовое вскрытие. Он же открыл большую пещеру Палласа. И Южный Урал превратился в пещерную страну, единственную в своем роде в России! Кроме того, первым на Урале ученый начал объединять пещеры в пещерные комплексы. Под его руководством были открыты 90 пещерных комплексов: Сикияз-Тамакский, Ашинский, Баландинскийи др. Да и сам термин «пещерный комплекс» применительно к уральским находкам ввел в научный обиход Владимир Иванович.
На мой взгляд — в Сикияз-Тамак надо сьездить обязательно. Это просто, увлекательно, познавательно. О некоторых поездках можно почитать здесь.
И виды там открываются потрясающие!
Сикияз-Тамак от Алексея Силиванова
«Поездка Екатеринбург — Сикияз-Тамак 15-16 июня 2019
Об этой поездке мы начали думать еще полгода назад, когда ездили в расположенные неподалеку Идрисовскую и Кургазакскую пещеры. Пещерный комплекс Сикияз-Тамак интересен тем, что это место с наибольшим скоплением пещер в одном скальном массиве. Находится в Саткинском районе Челябинской области на границе с Башкирией в долине реки Ай.
И вот в 7 утра субботы тремя машинами мы выдвинулись из Екатеринбурга. По навигатору расстояние до места 330 километров, фактически дорога туда-обратно заняла 850 километров. Утром трасса не загружена, и мы быстро доехали до первой точки – форелевой фермы в г. Михайловске. Там готовы были продать форель и свежую и горячего копчения, а еще карпа, но мы остановились на свежей рыбе, которую поймали прямо при нас.
Вставка, полезная информация: не реклама https://фермерскаяфорель.рф/ Ну да, сайт у них сделан так, что ни дай Бог, что кто-то сообщит телефон покупателю!
По отчетам предшественников нам было известно, что до пещер есть две дороги – одна требует проезда по броду через реку Ай со стороны деревни Лаклы, а вторая – по суше со стороны поселка Межевой. Ехать решили все же посуху и примерно в 12 мы были в Межевом. Двое местных на вопрос, как поехать к пещерам Сикияз-Тамак, независимо друг от друга отправили нас к деревне Алексеевка на другой стороне реки, «а там дорогу найдете». Проехав указанным путем, мы оказались в деревне Сикияз-Тамак около брода. Глубина, по слухам, достигает 80 см… Местные отправили нас в сторону Лаклов, где можно переехать через реку, а встреченные там аборигены пытались нас отправить обратно, говоря, что там тоже есть пещеры. Но веры уже никому не было, и мы поехали в сторону деревни Кульметово, через которую и должна были идти первоначальная дорога от Межевого.
Этот путь оказался верным. Правда, полевые дороги несколько раз раздваивались, и нам приходилось несколько километров возвращаться назад. Дороги скалистые и полевые, порой с колеями, но на внедорожниках с шоссейной резиной справляешься без проблем.
Часам к трем дня мы добрались до подножья скал и встали на поляне у реки. Река широкая и достаточно быстрая, гребет много сплавщиков, многие из которых останавливаются на противоположном, более низком, берегу.
Пообедав, отправились по тропе к пещерам. Дорога занимает минут 10-15, периодически видны малозаметные крутые подъемы вверх, но по ним идти не стоит. В итоге тропа, постепенно забирая вверх, приводит к пещерам. Тут надо сказать, что готовясь к поездке, я пытался найти в сети схему пещер, но безуспешно. В навигаторе указаны штук пять без четких привязок, а всего их там насчитывают около 40. В общем, пещер, там, наверняка, множество, но все они засыпаны или еще не раскопаны. Все-таки советую почитать про Юрина )))) Те, что в легком доступе, выглядят очень живописно, выходят на реку и доступны даже для детей.
Оптимальный путь — полазить по пещерам, что на виду, потом в одной из них пройти по 5-метровому шкуродеру и вскоре вылезти на другой стороне скалы. Дальше, обойдя десяток метров по тропе, насквозь проходишь еще одну пещеру и после подъема залазишь на верх горы. После осмотра красот вокруг мы пошли в обратном направлении по тропе на вершине. По пути можно залезть в красивую расщелину внизу, держась за заботливо привязанный кем-то трос, а потом, поднявшись обратно вверх и пройдя по дороге, найти слева в скале в отдалении от реки еще одну пещеру. Она была, пожалуй, самой протяженной из посещенных. Для ориентира надо искать здоровенную кучу камней, которые достали из пещеры, раскапывая ее. Если идти быстро, этот круг можно обойти и за час, исследуя более вдумчиво, нам удалось сделать это примерно за 2,5 часа.
Утром мы проснулись от звуков табуна лошадей, долго пасшихся на другом берегу реки, кое-кто еще раз сходил до пещер, и в районе обеда поехали обратно. Часам к 5 вечера были уже дома.»
Напоминаю, это рассказ Алексея Силиванова
А теперь Сикияз-Тамак от Вячеслава Пестрикова:
«Пещерный комплекс Сикияз-Тамак на реке Ай в Челябинской области (330 км от Екатеринбурга). Состоит из более чем 40 пещер, арок, коридоров, карнизов и т.д.
Выезд #Ural_Travellers прошел 15-16 июня. Поездка на автомобилях с ночёвкой в палатках на берегу реки Ай. Общий километраж от Екатеринбурга и обратно составляет 660 км (по факту получилось больше 800).
Посещение пещер не требует специальной подготовки и специального снаряжения. Мы были семьями с детьми. Главное, чтобы были фонарики и одежда, которую не жалко испачкать, ползая по «шкуродерам» (узкие длинные коридоры).
Пещерный комплекс находится в Саткинском районе Челябинской области на границе с Башкирией, в долине реки Ай, на правом берегу, недалеко от деревни Сикияз-Тамак. Ближайший населенный пункт — деревня Алексеевка.
В Сикияз-Тамаке обнаружены археологические материалы всех исторических эпох: палеолита, мезолита, неолита, энеолита, бронзового и железного века, впервые встретились хорошо сохранившиеся изделия из дерева, здесь найдены захоронения пещерного человека. В пещерах найдены бронзовые и серебряные изделия.
Пещеры Сикияз-Тамакского комплекса, вероятно, служили не только жилищем древних людей, но и местом совершения культовых обрядов, местом захоронения умерших сородичей. Не исключено, что здесь был ремесленный центр гончарного производства и металлообработки. Вполне вероятно, что там был и базовый охотничий лагерь.
Помимо исторической значимости, территория является своеобразным природным резерватом, где редкие виды животных и птиц имеют высокую численность и ведут образ жизни, соответствующий их экологическим потребностям. Исследования пещер показали, что Сикияз-Тамак — это редкое явление, которому нет аналогов в мировой практике. Здесь природа создала естественный музей, в котором тесно переплелись ландшафт, растительный и животный мир, следы пребывания древних людей.
«Дороги на пещерный комплекс Сикияз-Тамак на реке Ай в Челябинской области. Спрашивайте у нас обязательно, как туда доехать непосредственно к поляне под пещерами. Есть сохранённый трек. Местные только через двух могут объяснить нормально дорогу по лесам и грунтовкам.»
Это рассказ от Вячеслава Пестрикова
Фото Алексея Силиванова и Вячеслава Пестрикова
Как добраться:
из Екатеринбурга: автомаршрут по Полевскому тракту г.Екатеринбург, г.Полевской, с.Половинка, г.Верхний Уфалей, г.Нязепетровск, г.Верхние Киги, г.Межевой, д.Еланлино, с.Лаклы, д.Сикияз-Тамак. Но в этом случае через реку надо перебираться на катамаране или вброд.
Если хотите добраться до пещерного комплекса посуху то в г. Межевой поворачивайте на деревню Кульметово, а там все вверх, вверх в гору.
В любом случае надо добраться до г. Межевого а затем на деревню КУльметово.