Что такое сильная и слабая позиции гласного и согласного звуков
Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»
На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.
I. Организационный момент
У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».
У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
III. Работа по повторению
У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?
Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.
У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?
У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?
Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».
У. А что это за волшебные звуки?
Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.
У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.
Д. Дети хором произносят [шупка].
У. Кто согласен с рассуждениями?
Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.
У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.
Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].
Д. Можно мне доказать?
У. Доказывай. Иди к доске.
У. А какое это чередование?
Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].
У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?
У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).
Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].
У. На доске запись (звуковая модель слов).
У. Какие звуки чередуются?
Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].
IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.
Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.
У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.
Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.
I группа: «Редька горькая, а морковь________________».
II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».
III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».
IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».
V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»
У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?
Д.Только те, которые находятся в основе слова.
Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.
У.А где не можем проверить?
Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.
Дети показывают пальчиками «+» (согласны).
Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.
После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.
V. Работа над звуковой «оболочкой» слова
У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.
Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.
Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.
Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.
Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.
Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.
У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?
Д. (у доски) составляют схему:
У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.
Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.
VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]
У:— Проверим задание.
К доске выходят два человека и записывают:
Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)
Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча
Д. Слабая позиция в окончании:
У.Дети вы согласны с работой?
Д. У меня получилось два слова: шина, репа.
VII. Работа с учебной тетрадью.
У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:
Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.
Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).
У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).
— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.
Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).
У.Запишите эти объявления на пустых строчках.
I вариант – записывает первое объявление.
Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.
Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.
VII. Домашнее задание.
М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.
Слабые и сильные позиции гласных и согласных звуков
Не пропускаем: для гласных –
Примеры : З_ ДАЧА( задача),
К_ Р_НД_ШИ( карандаши)
— их пропускаем (делаем дырочки)
Их ПИШЕМ БЕЗ ПРОПУСКОВ:
Слабые позиции согласных звуков
Согласный парный по звонкости- глухости в конце слова: ду_ ( ду б )
Согласный парный по звонкости- глухости перед другим парным согласным: например: ко _ _ь (ко ст ь)
1. парные согласные на конце слова
Парные согласные перед другим согласным
ВАР_ _ К _ (варежка)
1. Согласный парный по звонкости- глухости перед гласным ЗУ Б Ы
глухие непарные согласные
4. парные по звонкости –глухости согласные перед звуками В, В : з ва_ ь, с вой, т вой
Не пропускаем буквы:
1. Непарные согласные: Н, Л, М, Р, Й, Ц, Ч, Щ, Х
2. Не пропускаем парные согласные перед гласными
3. Не пропускаем парные согласные перед В : З ВА_Ь ( звать),
4. Не пропускаем парные по звонкости- глухости согласные перед сонорными.
1. Гласных звуков в русском языке ШЕСТЬ : А, О, У, Ы, И, Э.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1506680
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Изменение звуков в потоке речи
Перечень рассматриваемых вопросов:
Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.
Чередование звуков – замена одного звука другим.
Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.
Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.
Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.
Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.
Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.
Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.
Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.
1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.
2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.
3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.
Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.
В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.
Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.
Это называется законом редукции.
Позиционные чередования гласных звуков (редукция).
Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.
Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.
То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].
Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.
В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.
Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)
пишем справка – говорим спра[ф]ка;
пишем коробка – говорим коро[п]ка,
пишем зарядка – говорим заря[т]ка,
пишем варежки – говорим варе[ш]ки,
пишем в школу – говорим [ф] школу.
Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)
пишем просьба – говорим про[з’]ба,
пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,
пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.
Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):
Пишем власть – говорим вла[с’]ть,
Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,
пишем нести – говорим не[с’]ти,
пишем класть – говорим кла[с’]ть.
В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.
По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.
Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).
Позиционное чередование звуков не отражается на письме!
Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.
В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.
Для гласных сильным является положение под ударением.
Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.
«Редукция звука [о] (слабая позиция)»
Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.
Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.
Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.
Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.
Уподобление по глухости.
В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.
Всякому мила своя сторона.
Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.