Что такое сильная и слабая позиция гласных

Урок русского языка во 2-м классе. Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема: «Сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков»

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и «Классная работа».

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой «о». Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Для согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков «волшебников».

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й’] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не «волшебник», то возникает ошибкоопасное место.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Думаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з’ / /с’].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з’ / /с’ ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

У.Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладкая – злая.

Дети показывают пальчиками «+» (согласны).

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД’ И Т ‘], [Г Р АЧ’ И], [ Ш Ы Н А], [3′ И М Л’ А], [Р’ Э П А], [С В’ И Ч’ А]

У:— Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» сова жила в великолепном замке «Каштаны». Под звонком у нее были объявления:

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Не согласны с Совой. Слово [ аткрывай ‘ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

— Нашли еще одну ошибку, в слове [пад ‘оргат ‘]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У.Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

Источник

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

У гласных фонем сильной позицией является позиция под ударением. С первого класса школьников учат проверять безударные гласные ударными. Чем лучше ударные? Да тем, что представляют собой настоящую фонему. А без ударения многие гласные фонемы меняют свой облик. Особенно отличаются этим фонемы О и Е – так и норовят превратиться в А и И. Вместо л[о]вить мы говорим л[а]вить, хотя есть улов, вместо б[е]жать – б[и]жит, несмотря на наличие слова бег.

Такое чередование в лингвистике называется фонематическим чередованием.

Есть в русском языке только одна абсолютно сильная и независимая гласная фонема, никогда не скрывающая своего лица – У. Ей не с кем путаться. В предложение «Я люблю кукурузную кашу.» целых пять гласных – и все произносятся как [у].

ü искомый звук должен быть в сильной позиции;

ü входить в состав той же самой части слова.

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

Подыскивая проверочное слово, мы освобождаем звук от «порабощения» позицией.

ОРФОГРАММЫ – БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

не проверяемые правилами

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласныхтравá

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласныхЧто такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласныхСлагать – сложить

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласныхЧто такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных растение – росли

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласныхЧто такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласныхотрасль – росток

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное, в котором проверяемая гласная была бы под ударением:

Источник

Понятие фонетической позиции

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных

В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой.

В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильнойпозицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [јулъ], район – [рајон], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (май – [маi], милый – [милыi]).

[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и, когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].

1) в начале слова: есть – [јэ]сть, ёж – [јо]ж, юнга – [ју]нга, яблоко – [ја]блоко;

2) после гласных: каюта – ка[ју]та, маяк – ма[ја]к, мои – мо[ји],

3) после разделительных Ъ и Ь: съел с[јэ]л, соловьи солов[ји].

ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Редукция(лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.

Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја], [суднъ – суда – судΛвоi].

Редукция качественная– это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.

Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:

в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;

в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.

Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.

Источник

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Изменение звуков в потоке речи

Перечень рассматриваемых вопросов:

Фонетические процессы – процессы, происходящие со звуками в потоке речи.

Чередование звуков – замена одного звука другим.

Позиционное чередование звуков – чередование звуков, зависящее от его позиции в слове.

Сильная позиция – позиция, в которой звук чётко слышится и произносится.

Слабая позиция – позиция, в которой звук в потоке речи изменяется.

Редукция – изменение в потоке речи гласного звука.

Закон уподобления – предыдущий звук уподобляется последующему в произнесении.

Закон конца слова – звонкие парные согласные на конце слова всегда оглушаются.

Диалектные говоры – особенности произношения одной территории.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – 191 с.

1. Челышева И. Л., Русский язык. 5 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ Челышева И. Л. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 211 с.

2. Козулина М. В., Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум. – Саратов: Лицей, 2012. – 320 с.

3. Воронина Н. В., 300 лингвистических задач: готовимся к олимпиадам по русскому языку //Воронина Н. В., Егорова Т. В. – М.: Русское слово – учебник, 2013. – 288 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В русском языке одна и та же буква может обозначать разные звуки, например буква «В» может обозначать [в] – вокруг, [ф] – кров, [ф’] – кровь.

Это объясняется фонетическими процессами, которые происходят со звуками в речевом потоке. Такие фонетические чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Запомните. Позиционные чередования гласных и согласных на письме не отражаются.

В русской речи произносятся чётко гласные, которые стоят под ударением (то есть находятся в сильной позиции): г[о´]род, с[а´]д, в[о´]лк.

Гласные, находящиеся в безударном положении (в слабой позиции), утрачивают ясность и чёткость: города – г[а]р[а]да, пятак – п[и]так.

Это называется законом редукции.

Позиционные чередования гласных звуков (редукция).

Буквы а, я, е часто произносятся как [и]: пятак – п[и]так, терять – т[и]рять.

Единственный звук, не подвергающийся изменению, – это звук [у]: в словах курица, укусить, парус слышится звук [у], различается лишь его долгота.

То же мы можем наблюдать в отношении звуков [ы], [и].

Если в слове оказываются рядом два согласных звука, то второй будет влиять на произношение первого, а первый при произнесении будет уподобляться второму. Это закон называется законом уподобления.

В русском языке согласный звук всегда уподобляется последующему звуку по признакам.

Глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим)

пишем справка – говорим спра[ф]ка;

пишем коробка – говорим коро[п]ка,

пишем зарядка – говорим заря[т]ка,

пишем варежки – говорим варе[ш]ки,

пишем в школу – говорим [ф] школу.

Звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким)

пишем просьба – говорим про[з’]ба,

пишем молотьба – говорим моло[д’]ба,

пишем сговор – говорим [з]говор, пишем вокзал – говорим во[г]зал.

Мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким):

Пишем власть – говорим вла[с’]ть,

Пишем радость – говорим радо[с ‘]ть,

пишем нести – говорим не[с’]ти,

пишем класть – говорим кла[с’]ть.

В современном русском языке чаще всего смягчаются зубные согласные З и С.

По месту и способу образования (замена двух согласных одним): купаться – [купа’ца], смеяться – [см ’ий ’а’ца], звук [ц] произносится как долгий.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов всегда оглушаются: например, говорим [мак], а пишем «маг» (волшебник), говорим [молат], а пишем «молод» (про возраст).

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабыепозиции.

В сильной позиции звук произносится отчётливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твёрдых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твёрдым согласным.

«Редукция звука [о] (слабая позиция)»

Выберите слова, в которых звук [о] подвергается редукции.

Соревноваться, хоккей, футбол, состязаться, спортсмен.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить: слабая позиция гласного звука – это его безударное положение.

Правильный ответ: Соревноваться, хоккей, состязаться, спортсмен.

Уподобление по глухости.

В предложении выделите слово, в котором согласный звук уподобляется по глухости.

Всякому мила своя сторона.

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо вспомнить материал основной части урока.

Источник

Лекция № 3

Звуковой состав русского языка (4 часа)

1. Классификация звуков русского языка

2. Гласные звуки и их классификация

3. Сильные и слабые позиции гласных звуков в потоке речи

4. Согласные звуки и их классификация

5. Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи

Все звуки речи в русском языке традиционно делятся на две группы: гласные и согласные, которые различаются акустическими и артикуляционными признаками:

1) гласные – это тональные звуки, согласные – это звуки, которые образуются с участием шума;

2) гласные – это звуки, которые образуются без участия преграды на пути воздушной струи, все согласные образуются с помощью преграды (сомкнутые губы, зубы – б, п);

3) гласные не дифференцируются по способу и месту образования, для согласных место и способ образования являются очень существенными основаниями их классификации;

4) при образовании гласных органы речи напряжены равномерно, при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда;

5) воздушная струя при произнесении гласных слабая, а при произнесении согласных сильная, т.к. ей необходимо преодолеть существующую на ее пути преграду;

6) все гласные звуки могут быть слогообразующими, согласные (кроме сонорных) не могут самостоятельно образовывать слог.

Гласных звуков в русском языке 6: и, ы, у, э, о, а. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд языка, участие губ.

По степени подъема языка (движение языка от исходного положения к небу) гласные разделяются на гласные верхнего подъема и, ы, у; среднего подъема – э, о; нижнего – а.

По ряду (движение языка по горизонтали – вперед или назад) гласные делятся на гласные переднего ряда – и, э, среднего ряда – ы, а, заднего ряда – у, о. Гласные переднего ряда образуются в результате максимального продвижения языка вперед, а гласные заднего ряда образуются движением языка назад.

По участию губ гласные бывают губными, или лабиализованными (labia – «губы»), и негубными, или нелабиализованными. Губные гласные образуются при участии губ: губы округляются и слегка вытягиваются вперед. В русском языке есть только губные заднего ряда – у, о.

Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласных Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть фото Что такое сильная и слабая позиция гласных. Смотреть картинку Что такое сильная и слабая позиция гласных. Картинка про Что такое сильная и слабая позиция гласных. Фото Что такое сильная и слабая позиция гласныхи у

В потоке речи гласные звуки подвергаются сильному изменению. Произнесение гласных звуков меняется в зависимости:

1) от отношения к ударному слогу (гласные в ударном слоге, в первом предударном и в остальных безударных слогах);

1) от положения в слове (гласный в начале слова или в конце слова);

2) от качества согласного звука, с которым сочетается гласный (в сочетании с мягкими или твердыми согласными, губными или негубными, носовыми или неносовыми) и от некоторых других условий.

Например, в словах вал и вода в первом слоге произносится звук а, но он не одинаков: в первом слове стоит под ударением и поэтому произносится с большей долготой и более отчетливо; а во втором слове гласный находится в безударной позиции, поэтому произносится менее отчетливо и с меньшей долготой. В словах мали мял гласный звук а находится под ударением, но он разный: во втором слове гласный стоит после мягкого согласного звука и получает более переднюю артикуляцию (при его образовании предшествующий мягкий согласный как бы скрадывает артикуляционные возможности гласного звука а / • а).

Чтобы объяснить характер изменения звуков в потоке речи, лингвисты прибегают к понятию сильной и слабой позиции. Понятие сильной и слабой позиции помогает лингвистам проанализировать «поведение» каждого конкретного звука в реальном потоке речи. Позиция звука – положение звука в слове (позиции бывают ударными и безударными – для гласных звуков, позиция абсолютного начала слова и абсолютного конца слова – для согласных звуков, выделяют позиции перед гласными или перед согласными звуками и т.д.). Позиции, в которые попадают звуки в речевом потоке, бывают сильными и слабыми.

Сильная позиция – это позиция, в которой звуки сохраняют свое качество, не совпадают с другими звуками, отличаются от них (конь, дом).

Слабая позиция – это позиция, в которой звуки теряют ряд или все свои отличительные признаки и начинают совпадать с другими звуками (пруд, ложь).

Учитывая зависимость качества гласных звуков от фонетических условий, лингвисты выделили сильные и слабые позиции гласных звуков в русском языке:

— Слабую позицию занимают гласные в безударных слогах, где гласные ослабляются (редуцируются). Различаются две слабые позиции безударных гласных: первая и вторая. Первая позиция наблюдается в первом предударном слоге: вода, весна, переход и в абсолютном начале слова: огород, абрикос, эхолот. В других безударных положениях гласные занимают вторую слабую позицию: пятачок, стулом. В первой позиции редукция гласных слабее, чем во второй, и поэтому в первой позиции встречается больше гласных звуков, чем во второй. Качество гласных в слабой позиции также зависит от качества предшествующего согласного: твердый он или мягкий. Менее других в слабых позициях изменяются гласные верхнего подъема: и, ы, у.

Согласных звуков в русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных звуков.

Во-первых, качество согласного зависит от характера преграды. Она может представлять собой смычку активного органа речи с пассивным, щель между активным органом и пассивным, слияние смычки и щели в результате перехода от смычки к щели и дрожание активного органа речи на пути воздушной струи. Характером преграды и определяется способ образования согласного звука.

По способу образованиясогласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты).

Согласные звуки в потоке речи подвергаются сильному изменению, которое вызвано:

1) положением согласного в конце слова;

2) тем звуком, который находится после согласного, то есть последующим за согласным звуком.

Сильную позицию занимают все согласные звуки, если находятся перед гласными звуками непереднего ряда – а, о, у, ы. Именно в этих фонетических условиях различают наибольшее количество согласных звуков – дом – том – кол – мол (пруда – прута). Положение перед гласным [а] называют абсолютно сильной позицией для всех согласных звуков.

Помимо абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для отдельных разрядов согласных, различающихся по глухости / звонкости, твердости / мягкости.

Сильными позициями для шумных согласных, парных по глухости- звонкости, являются:

1) положение перед всеми гласными: суд – зуд;

Слабую позицию по звонкости-глухости шумные согласные занимают:

1) в конце слова – код [кот]- кот [кот];

В этих позициях звонкие и глухие согласные не противопоставлены: на конце слова и перед глухими согласными произносится шумный глухой, а перед звонкими согласными – шумный звонкий.

Сильными позициями для согласных, парных по твердости / мягкости, являются:

1) положение перед гласными непереднего ряда: круг – крюк, мать – мять, нос – нес;

2) положение в конце слова – плот – плоть, трон – тронь, граб – грабь.

Слабую позицию по твердости/мягкости согласные занимают:

1) перед гласными переднего ряда – сено, синий;

2) перед всеми согласными – пастух – пасти, снасть – снять.

Слабые позиции звуков, то есть позиции, в которых звуки не различаются, в письменной речи являются орфограммами.

Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 2027 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *