Что такое сильная нервная система
Как лечить неврастению
Прежде, чем рассказать, как лечить неврастению, сначала следует разобраться, что это такое и каковы симптомы данного патологического состояния.
Неврастения или астеноневротический синдром – самый распространенный вид расстройства психики с маловыраженными изменениями. В сущности, это сильное истощение нервной системы. В силу похожести симптомов, его иногда отождествляют с синдромом хронической усталости, однако, как показали недавние исследования, у этих состояний различное происхождение, поэтому и лечение должно быть другим.
Срыв нервной системы, коей и является неврастения – обратимое явление, вне зависимости от того, насколько интенсивно и длительно наблюдались проявления данного синдрома. Протекает он без сильных личностных расстройств и психоза. Но человек прекрасно осознает свое состояние и достаточно тяжело его переносит, чем ухудшает качество своей жизни.
Возникает астенический невроз на почве какой-либо ситуации, травмирующей психику, вкупе с хроническим «недосыпом» или недостатком другой физиологической потребности, а также перегрузкой организма. К этим факторам добавляются различные болезненные состояния, в том числе и инфекции.
Расстройству одинаково подвержены и мужчины и женщины, но у последних, в силу отягощения разными патологиями, оно протекает тяжелее. Что касается возрастного ценза, то больше всего заболевших – люди старше 25 лет. Это заболевание даже получило «народное» название «синдром менеджера». Но наша стремительная эпоха внесла свои коррективы: из-за сложной школьной программы, интеллектуальной и спортивной активности, у представителей нынешнего подрастающего поколения тоже стала диагностироваться неврастения.
Будет заблуждением считать, что астеноневротический синдром присущ только жителям больших городов. Просто люди, живущие в небольших населенных пунктах, в том числе, и в селах, привыкли все проблемы со здоровьем такого рода списывать на простую усталость, лень, плохой характер. А между тем, неврастения подстерегает каждого человека.
Причины срыва нервной системы
Развитию болезни способствует множество факторов, которые можно поделить на группы.
К биологическим факторам, прежде всего, относят плохую наследственность. В списке также:
Психологическими причинами развития неврастении являются психотравмы, полученные в детском возрасте. Кроме этого, способствует и:
Не обходится и без социальных факторов:
Симптомы
Неврастения проявляет себя такими признаками:
Говоря же подробней о симптоматике астеноневротического синдрома, правильнее рассматривать расстройство пофазно, так как интенсивность его проявления постепенно нарастает. Но чаще болезнь останавливается на какой-то определенной фазе, то есть, ее развития не происходит, что находит отражение в постановке диагноза.
Гиперстеническая (возбудимая) форма
Это – начальная стадия заболевания, которая фиксируется чаще всего. Характеризуется она нервозностью, раздражительностью, возбудимостью.
Больного нервируют любые, даже тихие, звуки (скрип и легкий стук двери, шёпот, ход часов, капанье воды и т.п.), яркий свет, присутствие рядом людей и их передвижение. Самый незначительный повод вызывает вспышку эмоций, неудержимого раздражения или даже гнева. Не осознавая причины агрессии, человек может оскорбить или обидеть кого-то.
Больной нетерпелив, стремится сделать сразу несколько дел, суетится, но его работоспособность оставляет желать лучшего. Виновата в этом не слабость или быстрая усталость, а проблема с концентрацией внимания, постоянное отвлечение.
Нарушается режим сна: днем больной вялый, а ночью засыпает с трудом и спит плохо, с кошмарами, часто просыпается. Пробуждение случается либо раньше обычного, либо позднее.
Раздражительная слабость (промежуточная форма)
Данная фаза сочетает сильную раздражительность со стремительным уменьшением ресурсов организма. В принципе, это и есть отражение клинической сути расстройства.
Приступы раздражения наиболее интенсивны, вспышки гнева моментально переходят к потоку слез, совершенно индивиду несвойственному. Такая слезливость возникает от несостоятельности больного преодолеть всепоглощающее недовольство. Настроение меняется мгновенно: то мрачность, то веселье.
Больной чаще вялый, его ничего не интересует, аппетит становится хуже или вовсе пропадает. Страдает пищеварение, что отражается диареей, запорами, отрыжкой, изжогой. Сердечный ритм учащается, пульс и кровяное давление колеблется. Конечности становятся вялыми, появляется неустойчивость и так называемые мушки перед глазами, прилив жара сменяется ознобом, покраснение кожи – бледностью. Снижается либидо, у мужчин возможны проблемы с эректильной функцией. Возможны частые позывы к мочеиспусканию.
Гипостеническая (тормозная) форма
При данной стадии особенно ярко проявляются подавленность, слабость, мрачность, вялость. Ничего делать не хочется, но тревожности и тоски не ощущается. Мысли больного сосредоточены только на собственных неприятных ощущениях в теле, и он, предполагая у себя какую-то серьезную болезнь, обращается к врачам, которые, естественно, таковой не обнаруживают.
Очень часто неврастению можно устранить хорошим полноценным отдыхом. Но если это не помогает и болезнь зашла слишком далеко, то придется отдаваться в руки профессионалов.
Постановка диагноза и лечение
Опытному врачу – неврологу, психиатру или психотерапевту, не представит большого труда определить астенический невроз, отделив его от других патологических расстройств. Учитывая все вышесказанное, ему нужно исключить наличие у пациента соматических болезней, онкологии и органических поражений центральной нервной системы.
Специалист соберет анамнез, побеседует с больным. В случае классических симптомов при преобладании реакции возбуждения
ставится диагноз «гиперстеническая неврастения». Если же тормозных реакций больше, в том числе сонливости, то есть основания полагать, что это гипостеническая неврастения.
Комплексное лечение расстройства подразумевает, прежде всего, нормализацию жизни больного, а также использование психотерапии и медикаментов.
Сразу нужно отметить, что самостоятельно «прописывать» себе препараты нельзя, особенно психостимулирующие – они могут привести к зависимости и усилению проявлений расстройства.
Врач подбирает лекарственные средства, основываясь на наличии и выраженности определенных симптомов (форма неврастении), индивидуально для каждого пациента прописывается доза и срок приема. Это тонизирующие или успокаивающие препараты, приводящие в норму работу сердечно-сосудистой системы, транквилизаторы. В обязательном порядке включают и общеукрепляющие, восстанавливающие функции организма, улучшающие обмен веществ средства, а также витамины групп С и В, антиоксиданты, нейрорубин и т.п. Не помешают и растительные экстракты.
Психотерапия включает в себя психоанализ, индивидуальные и групповые сеансы, беседы с психотерапевтом, тренинги. Это позволяет выявить и устранить причины расстройства, изменить отношение пациента к ним, получить навыки отделения главного от второстепенного и умения получать удовольствие от жизни.
Аутогенная тренировка научит самовоспитанию и самовнушению, а гипноз поможет нормализовать сердцебиение, кровоснабжение, тонус мышц.
Такая болезнь, как неврастения, госпитализации не требует. Специалисты, проводя терапевтическое и медикаментозное лечение, обычно дают пациентам такие советы:
Неплохой вариант лечения неврастении – использование народных методов, но перед этим следует посоветоваться с лечащим врачом. Из самых действенных вариантов, благотворно влияющих на вегетативную и центральную нервные системы, можно порекомендовать такие:
Профилактика нервного срыва
Для предупреждения неврастении следует правильно планировать свой рабочий день. Его график должен быть таким, чтобы нашлось время для спокойного выполнения поставленных задач и, в случае непредвиденных ситуаций, их нормального решения.
Нервная система не железная – ей нужно восстановление. Поэтому трудоголики должны зарубить себе на носу: рабочие дни должны обязательно перемежаться выходными и отпусками. Отдыхать следует систематически, полноценно, не торопясь, питаться, полноценно высыпаться.
Необходимо также заниматься спортом, укреплять здоровье. Вообще, нелишним является научиться правильно распоряжаться своим временем.
Все вышеописанные рекомендации помогут избежать астеноневротического синдрома, всегда быть в форме в физическом и психологическом смысле.
Так как одной из причин неврастении является гиподинамия – недостаток движении, то врач обязательно посоветует ввести физические нагрузки. Они не должны быть очень сильными, а строго дозированными. Отличный вариант – плавание.
Что касается рациона питания, то требуется употреблять продукты, способные быстро восстановить организм. Пищу нужно употреблять регулярно, не объедаться.
Очень полезны теплые ванны с отварами трав, эфирными маслами.
Часто для лечения истощения нервной системы используется гипноз, который снимает напряжение нервов, навязчивые мысли, тревоги. Всего час гипносна заменяет многочасовой обычный, при этом можно добиться глубокого расслабления и активировать силы организма на излечение.
Медикаментозная терапия предполагает прием сосудорасширяющих средств, ноотропов, антидепрессантов, улучшающих метаболизм мозга препаратов, успокаивающих лекарств. Также очень важны определенные витамины, которые назначают на разных стадиях лечения.
Что касается психотерапии, то она позволяет устранить причины, приведшие к болезни, проанализировать ошибки и найти пути их исправления.
Правильно подобранное профессиональное лечение дает возможность вылечить неврастению за короткий срок. Наступает полное выздоровление, и человек снова может радоваться жизни и получать от нее удовольствие.
Что такое сильная нервная система
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Арт-терапия для беременных. Возможности и ограничения
ВЕБИНАР: Юнгианская песочная терапия психосоматических расстройств
ВЕБИНАР: Дети и подростки в сети интернет: профилактика рискованного поведения, коррекция гаджет-зависимости
Скоро
I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Типы нервной системы и темперамента и стиль учебной деятельности
Авторы
В современной системе образования школьная психологическая служба, сегодня называемая «Практическая психология образования», в качестве перспективных направлений своей деятельности рассматривает развитие индивидуальности каждого ребенка, научное обоснование и операционализацию путей и средств индивидуального подхода к любому ребенку в контексте его индивидуального варианта возрастного развития с целью реализации ресурсов его творческого и нравственного потенциала в образовательных учреждениях различного типа и уровня [5], поскольку «формирование творческой личности предполагает учет как ее собственных индивидуальных возможностей, так и требований самой деятельности» [1; 2].
С этих позиций в данной статье освещаются вопросы о том, как раскрываются, проявляются и развиваются у школьников природные предпосылки их психофизиологического и личностного развития в учебной деятельности и жизнедеятельности.
1. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента человека
Как известно, на Земле нет двух людей с одинаковыми кожными узорами на пальцах рук, на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев. Точно так же в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека уникальна и неповторима.
Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдаются индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, в деятельности, жизнедеятельности, в различных видах активности: эмоциональной, интеллектуальной, волевой, моторной, коммуникативной и т.д. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нам свойства личности, они образуют у каждого человека своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, «вырастают» свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от рождения свойства. Эти свойства у всех разные.
Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления — свойства темперамента. В чем заключается их своеобразие? Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены. Особенности течения этих рек зависят от ряда природных условий.
Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической деятельности разных людей. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно. Такие люди внешне всегда спокойны, уравновешенны и даже медлительны. Они редко смеются, взгляд их всегда строг и холоден, движения скупы и целесообразны. Попадая в трудные обстоятельства или в «смешное « положение, эти люди остаются внешне невозмутимыми. Их мимика и жесты не отличаются разнообразием и выразительностью, речь спокойная, походка твердая. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно. Такие люди, наоборот, очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены. Речь их порывистая и страстная, движения хаотические, мимика богатая и разнообразная. Нередко даже в обычном разговоре их слова сопровождаются жестами — человек машет руками, притопывает ногами. Они всегда суетливы и нетерпеливы. Другими словами, свойства нервной системы и темперамента и есть те природные, т.е. врожденные, свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности человека [4].
Научное объяснение их природы дал академик И.П. Павлов в учении об основных свойствах нервной системы. Он выделил три следующих основных свойства: 1) силу процесса возбуждения и торможения, зависящую от работоспособности нервных клеток; 2) уравновешенность нервной системы, т.е. степень соответствия силы возбуждения силе торможения (или их баланс); 3) подвижность нервных процессов, т.е. скорость смены возбуждения торможением, и наоборот. И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не от одного какого-либо из этих свойств, а от их сочетания. Такое сочетание свойств нервной системы, которое определяет и индивидуальные особенности условнорефлекторной деятельности, и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов различал четыре основных типа нервной системы:
Выявленные И.П. Павловым основные комбинации свойств, или типов, нервной системы, от которых зависит темперамент, являются общими у человека и животных. Поэтому они получили название общих типов. Эти общие типы нервной системы лежат в основе четыре х традиционных типов темперамента: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического, которые достаточно отчетливо выражены уже в школьном возрасте.
Сангвиник.
Это субъект c сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы. Сангвиник отличается повышенной реактивностью, которая проявляется в той живости, с какой откликается на все его эмоциональная натура. Ему присуща большая активность — он способен проявлять значительную энергию, работоспособность и настойчивость. Активность и реактивность у сангвиника уравновешены — он может сдерживать чувства, волнения. Темп реакции довольно высокий, поэтому он любит быстрые движения. Сангвинику свойственны высокая пластичность и экстраверсия, вследствие чего он общителен, легко привыкает к новым людям и условиям, легко переходит от одного вида деятельности к другому, но недостаточно усидчив и сосредоточен, особенно в условиях однообразной работы. В процессе обучения быстро схватывает основные моменты, но допускает ошибки. Не любит кропотливой и длительной работы по усвоению сложных знаний или формированию умений и навыков. Достаточно работоспособен, уверен в себе, результаты его деятельности стабильны и, как правило, в ответственных ситуациях (экзамен, соревнования и т.п.) бывают выше, чем в ситуации обычного урока или тренировки.
Холерик.
Обладает сильным, неуравновешенным (с преобладанием возбуждения) типом нервной системы. Для него, как и для сангвиника, характерны высокая реактивность, активность, быстрый темп реакций. Но реактивность у него преобладает над активностью, в связи с чем в трудной ситуации он легко становится вспыльчивым, резким, быстро выходит из себя. Как и сангвиник, любит быстрые движения, охотно и с увлечением начинает заниматься избранным видом деятельности, но быстро охладевает. Не любит длительную и монотонную работу. Его результаты недостаточно стабильны, ибо он склонен к излишнему возбуждению перед началом ответственной работы, что часто не позволяет ему реализовать полностью свои возможности.
Флегматик.
Это человек с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. В отличие от сангвиника и холерика, обладает малой реактивностью, поэтому его трудно вывести из себя. Незначительная эмоциональная возбудимость позволяет ему оставаться спокойным перед серьезной, ответственной работой. Высокая активность преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку и самообладание. Движения и речь у флегматика медлительные, реакции запаздывающие. Ему присуща ригидность и интроверсия, что определяет устойчивость привычек и навыков, малую общительность.
Меланхолик.
Субъект со слабым типом нервной системы. Наиболее характерна для него высокая сенситивность, проявляющаяся в болезненной чувствительности, ранимости. Малая реактивность и пониженная активность способствуют тому, что он легко «теряется», быстро устает, не уверен в себе. Меланхолик ответственен, но недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям. Высокая тревожность нередко порождает неуверенность в себе и низкую самооценку. В ситуации ответственной работы меланхолик, как правило, показывает менее высокие результаты, нежели в ходе повседневной деятельности.
2. Роль свойств нервной системы и темперамента в деятельности человека
Если оценивать приведенные выше характеристики, то можно отметить, что в каждой из них есть как позитивные, так и негативные свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как правило, осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов «плохих», нет темпераментов «хороших» — каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека — от темперамента не зависят склонности, мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.
Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования. Эти требования нельзя произвольно изменять, так как они зависят от объективных причин — от содержания деятельности.
Темперамент и тип нервной системы, определяя динамику деятельности, могут влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности их роль неодинакова. В учебной деятельности и в «массовых» профессиях (токарь, слесарь, менеджер, врач, учитель, инженер) одни свойства, необходимые для успешной деятельности и слабо выраженные у данного человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и обусловленных ими приемов работы. Например, установлено, что учителям сильного подвижного типа нервной системы (сангвиникам по темпераменту) присущ организационно-коммуникативный стиль деятельности на уроке. Хорошая организация урока обеспечивает его высокую эффективность. У них преобладает дисциплинирование словом, причем непосредственно при возникновении нарушений дисциплины либо после них (легко переносят действие сильных раздражителей), в меньшей степени пользуются при организации учащихся наказаниями, часто вступают в контакт с учащимися и непосредственно с классом с целью передачи учебной информации и дисциплинирования учащихся. Конструктивный компонент деятельности у них менее выражен, чем организаторский и коммуникативный. План урока у них, как правило, свернутый, схематичный. В ходе урока он значительно детализируется, уточняется. Это объясняется тем, что предварительная ориентировка у них почти полностью отсутствует — она происходит в процессе исполнения. Такие учителя очень активны, они могут легко перестраиваться в ходе урока в зависимости от состояния учащихся, степени усвоения ими учебного материала, склонны к экспромту, импровизации, всегда бодры, оптимистичны, жизнерадостны, добиваются успеха за счет хорошей организации и готовности. В этих особенностях деятельности учителя налицо присущие сильному и подвижному типу нервной системы положительные проявления: уверенность, решительность, активность, самостоятельность, оперативность. Отрицательные проявления — торопливость, несдержанность, импульсивность, самонадеянность — компенсируются целесообразными способами действий, педагогическими приемами, а недостаточная заблаговременная подготовка к уроку тем, что эти учителя могут «с ходу» мобилизовать свои знания, умения, навыки, оперативно продумывать сложившиеся ситуации урока и творчески решать их.
Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха, чем другим. Зависит от темперамента и эмоциональная сфера личности, а отсюда и эффективность дисциплинарных воздействий или побудительная сила мотива, и влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых напряженной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. Доказано, что повышение или понижение функционального уровня деятельности определяется величиной раздражителя, вызывающего нервно-психическое напряжение.
Величину раздражителя, при которой функциональный уровень повышается, принято называть оптимальной, при которой понижается — пессимальной. Оптимальная и пессимальная величины действующего раздражителя зависят от типа нервной системы и темперамента. Например, замечание учителя, сделанное ученику-сангвинику в резкой форме, лишь дисциплинирует его, а ученика-меланхолика надолго выбивает из колеи. Таким образом, от темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, влияние эмоциогенных раздражителей, трудностей работы, дисциплинарных воздействий и т.д.). Такое регулирование учебной деятельности школьников путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека рекомендуется психологами и применяется (правда, скорее стихийно) учителями-мастерами. Приспособление темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Существует наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности — формирование ее индивидуального стиля. Одни и те же задачи и требования учебной деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены посредством различных приемов и способов. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Одно из условий формирования индивидуального стиля — учет свойств типа нервной системы и темперамента. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей движения. Например, ученик-меланхолик при выполнении письменной работы из-за неуверенности в себе и тревожности очень много времени тратит на составление черновика, его проверку и исправление и сравнительно меньше — на переписывание начисто. Ученик-сангвиник, наоборот, пишет иногда черновик очень сокращенно или даже вовсе не пользуется им и очень мало проверяет и исправляет свою работу.
Стиль учебной деятельности (СУД) в Пермской психологической школе традиционно является предметом пристального изучения. Была обнаружена и доказана зависимость индивидуального стиля от свойств нервной системы и темперамента [3; 6]. Так, например, младшие школьники сильного, уравновешенного, подвижного типа нервной системы обладают быстрым темпом деятельности, активны на уроках, помимо основных заданий успевают выполнить дополнительные. Для них характерны продуманность ответов, предпочтение выполнять трудные задания, большая сосредоточенность во время уроков, внимание к объяснению материала учителем. Они, как правило, не делают перерывов при выполнении домашнего задания, долго и тщательно проверяют выполненную ими работу, предпочитают выполнять задания самостоятельно, не списывать у товарищей и не пользоваться подсказками.
Подростки с аналогичным типом нервной системы не склонны к длительным и тщательным проверкам выполненных работ, предпочитают заниматься в одиночестве, менее склонны отвлекаться во время уроков. Они на уроке успевают выполнять дополнительные задания, помимо основных, не торопятся, тщательно продумывают свои ответы, у них редко встречаются ошибки, допущенные из-за невнимательности, они внимательны к объяснению урока учителем и своевременно готовят рабочее место к уроку. Обычно они склонны проверять задания только в ходе их выполнения, не осуществляя при этом итоговый контроль [7].
Одно из важнейших условий возникновения индивидуального стиля — сознательное, творческое отношение к выполняемой работе. Индивидуальный стиль возникает только в том случае, если школьники сами ищут оптимальные приемы и способы, помогающие им достигать лучших результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у более успешных учеников и не появляется сам собой, стихийно. Он формируется в процессе обучения и воспитания.
В каждом классе есть дети с разными свойствами нервной системы и темперамента. Те приемы и способы учебной деятельности, которые приемлемы для одного ученика, могут не соответствовать индивидуально-психологическим особенностям другого. В связи с этим одна из задач педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку найти наиболее подходящий для него стиль учения. Для этого необходимо следующее.
1. Прежде чем начать работу по формированию стиля учебной деятельности у конкретного ребенка, педагогу (родителю) в сотрудничестве со школьным психологом следует с помощью наблюдений, различных тестов и опросников исследовать его индивидуально-психологические особенности и проанализировать, какие именно приемы и способы учебной деятельности являются для данного ученика наиболее приемлемыми, благоприятными (в Приложении 1 и Приложении 2 представлены конкретные методики диагностики свойств нервной системы и стиля учебной деятельности у школьников — прим. ПГ). Анализ существующих учебных программ дает основание говорить, что современные условия организации учебной деятельности в целом в большей степени соответствуют индивидуальным особенностям детей с сильным и подвижным типом нервной системы. В связи с этим особое внимание учителей и родителей должно быть направлено на формирование адекватного стиля учебной деятельности у детей со слабым и инертным типом нервной системы. Так, например, при работе с учащимися со «слабой» нервной системой следует помнить, что таких детей крайне нежелательно ставить в ситуацию неожиданного вопроса и немедленного ответа на него, так как для более удачного ответа и (что не менее важно) для большего внутреннего комфорта и эмоционального удовлетворения им требуется больше времени на обдумывание; как правило, такие дети чувствуют себя более уверенно, давая ответы в письменной форме; во время урока их следует как можно меньше отвлекать от работы; к ответственному заданию (экзамену, контрольной работе и т.п.) учеников с подобными природными особенностями следует психологически подготовить, внушить им уверенность в своих силах, научить справляться со своими страхами, тревожностью и т.п. От учеников с инертным типом нервной системы не следует требовать быстрого включения в работу, высокой активности на уроке, им требуется больше времени на подготовку и проверку задания и т.д.
2. Проявление индивидуально-психологических особенностей школьника в учебной деятельности может играть как позитивную, так и негативную роль. Учителю и родителям, помогая ребенку в формировании рационального СУД, не следует навязывать ему те или иные приемы и способы работы. Работа должна строиться таким образом, чтобы он (ребенок) осознавал, что в одних ситуациях его индивидуальные особенности способствуют более высокой успешности деятельности, а в других — некоторым образом препятствуют ей. Умение учащегося строить работу с учетом собственных индивидуальных особенностей поможет ему не только достичь более высоких результатов в учебе, но и избежать нежелательных состояний (перегрузка, эмоциональное перенапряжение, стресс и т.д.).
3. В каждом конкретном случае в зависимости от диагноза намечается процесс индивидуализации в обучении и воспитании школьника в целях их оптимизации. В любом случае желательно проконсультироваться у школьного психолога.
Приложения
Приложение 1. Диагностика жизненных проявлений свойств нервной системы у школьников (Б.А. Вяткин) — скачать в формате pdf
Приложение 2. Пермский опросник стиля учебной деятельности (ПОСУД) (О.С. Самбикина) — скачать в формате pdf
Список литературы
Источник: Вяткин Б.А., Самбикина О.С. Типы нервной системы и темперамента как природные предпосылки формирования стиля учебной деятельности школьника // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. Вып. 1. С. 81–100.
22 сентября 2021 года — юбилей Оксаны Семеновны Самбикиной, заведующей кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководителя магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. «Психологическая газета» поздравляет Оксану Семеновну и желает здоровья, вдохновения и сил для реализации всех творческих и научных планов!
Автор
Вяткин Бронислав Александрович
доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Главный редактор журнала «Вестник ПГПУ. Серия 1. Психология». Председатель Пермского регионального отделения РПО.
Самбикина Оксана Семёновна
кандидат психологических наук, доцент. Заведующая кафедрой теоретической и прикладной психологии факультета психологии, руководитель магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» ПГГПУ. Практикующий семейный психолог-консультант, системный психотерапевт, психодраматерапевт, арт-терапевт.
Пермь