Что такое симфоническая миниатюра

Презентация по музыке на тему «Миниатюра в музыке»

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Описание презентации по отдельным слайдам:

Постоял у пруда, где от лотоса свежестью веет, Сам не знаю когда, Пропитались все складки платья Миниатюра (фр.miniature- маленький) – произведение искусства небольших размеров. Миниатюра в музыке

Миниатюра по кости, керамике, фарфору

В музыке миниатюрой называют любую небольшую пьесу, звучанием примерно до пяти минут. При этом миниатюры могут быть не только инструментальные и вокальные, но и оркестровые. К миниатюрам относятся романсы, прелюдии, ноктюрны, танцы, этюды, программные пьесы и т. д. В концертной практике миниатюры редко исполняют среди крупных сочинений. Обычно их объединяют по какому-то общему принципу. Композиторы часто выстраивают миниатюры в циклы, чтобы пестрота и разнообразие пьес были соединены какой-то общей композиционной или драматургической логикой.

Прелюдия Несколько столетий тому назад любой концерт или выступление артист – музыкант начинал незатейливой прелюдией, т.е. коротким произведением, которое предшествует главному. Пока собирались слушатели, музыкант-исполнитель задумчиво перебирал клавиши, настраивая себя и публику на нужный лад. Он играл, не заглядывая в ноты, часто импровизируя…

«Прелюдия» – на латинском языке означает «вступление, подготовка». В творчестве Шопена прелюдия совершенно изменила свое назначение и цель. Каждая из его прелюдий – законченное целое, в котором запечатлен один образ или настроение

В прелюдии Ля мажор сразу обращают на себя внимание ее мажорный лад, начальная лирическая секста, размер и ритм мазурки. Ученики Ф. Шопена В. фон Ленц и госпожа Калержи в своих воспоминаниях указывают на авторское программное истолкование этой пьесы, называя ее «Польская танцовщица». А. Корто дает прелюдии следующую «программу» : «Восхитительные воспоминания, подобно благоуханию, возникают в памяти»

Этюд (фр. etude — изучение) — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Жанр этюда известен с XVIII века. Среди композиторов, создававших этюды, наиболее известен Карл Черни: он автор более тысячи фортепианных этюдов разного уровня и на разные типы техники, объединённых в циклы («Школа беглости пальцев», «Школа фуги» и др.). На новый уровень этот жанр вывел Фридерик Шопен: его этюды не только являются упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность и часто исполняются в концертах. Этюд до-минор Ф. Шопена, часто называемый революционным. Он создан под впечатлением трагических событий польского восстания 1830—1831 гг. Гнев, отчаяние, бурный протест, мятежный дух музыки потрясают слушателей.

А. Хачатурян. Токката.

До новых встреч с музыкой

Литература: https://yandex.ru/images/search?text ttps://yandex.ru/images/search?text=картинки миниатюра в музыке http://fchopin.ru/foto.php http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4897 https://yandex.ru/images/search?text=картинки прелюдия в музыке&st https://yandex.ru/images/search?text=картинки этюд в музыке& https://yandex.ru/images/search?text=картинки токката в музыке

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Номер материала: ДБ-1446689

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи

Время чтения: 1 минута

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть фото Что такое симфоническая миниатюра. Смотреть картинку Что такое симфоническая миниатюра. Картинка про Что такое симфоническая миниатюра. Фото Что такое симфоническая миниатюра

ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Фольклор в музыке русских композиторов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— фольклор; сказка; колыбельная;

— понятие «симфоническая миниатюра»;

— тембры музыкальных инструментов.

Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.

Колыбельная песня – древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов.

Челеста – это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание. Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный».

Флейта-пикколо – деревянный духовой музыкальный инструмент. Обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.

1. Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 159 с.

1. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. – 384 с.

2. Сергеева Г. П. Русская музыка в школе. // Г. П. Сергеева, Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. – 320 с.

3. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, преданиям. Сказка – это рассказ о вымышленных событиях и приключениях. В сказках герои справляются с любыми трудностями: побеждают злых волшебников, защищают и освобождают от врагов родную землю. В борьбе со злыми силами им помогают добрые люди, животные, растения и разные волшебные предметы.

Сегодня мы познакомимся с русским народным сказанием, записанным Иваном Петровичем Сахаровым.

«В тридевятом царстве у кудесника в сказочных горах живёт, растёт Кикимора. От утра до вечера тешит Кикимору кот Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбели. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё манёшенька, со напёрсточек. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера, свистит, шипит Кикимора с вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопляную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».

Кикимора – персонаж русских сказок и мифов. Считалось, что кикиморы причиняют людям различные неприятности: мешают спать и пугают различными звуками, досаждают маленьким детям, кидаются различными предметами, роняют и ломают вещи. Активность кикиморы могла даже вынудить хозяев покинуть свой дом.

Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом Кикиморы, который сочинил русский композитор Анатолий Константинович Лядов.

Его отец был дирижёром Мариинского театра. Его мать умерла, когда Анатолию было всего шесть лет. И сцена оперного театра, где работал его отец, часто заменяла ему дом. Мальчиком Лядов участвовал в репетициях, слушал и знал все арии и хоры из опер. Придя домой, он изображал перед зеркалом понравившихся персонажей. В театре прошло детство и отрочество будущего композитора, в музыке он жил, музыкой был занят. В 15 лет Лядов поступил в Петербургскую консерваторию. Он был талантливым и разносторонним человеком: рисовал, сочинял стихи, слыл знатоком театра, музыки, истории, литературы. Учителя говорили о нём: «Он был очень талантлив и при этом умница». В 23 года ещё совсем молодой композитор Анатолий Лядов стал профессором Петербургской консерватории.

Большое влияние на его творчество оказал великий композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Именно он воспитал в Анатолии Константиновиче любовь к русскому фольклору. Народное сказание так заинтересовало Лядова, что портрет Кикиморы сразу лёг в основу симфонической миниатюры. Тема Кикиморы наводит ужас. Композитор рисует ужимки и прыжки Кикиморы. По характеру музыки мы видим злого, страшного персонажа. Мелодия колкая, скачущая, пронзительная. «Стучит, визжит Кикимора, поднимает переполох и хочет напугать всех, чтобы все разбежались. Да, ей кажется, что она торжествует, что её все боятся». И вдруг композитор, как по мановению волшебной палочки, выключает звук: оркестр на несколько мгновений замолкает. Оказывается, никто не испугался Кикимору, да и некого пугать.

Тему Кикиморы исполняет флейта-пикколо. Этот деревянный духовой инструмент обладает пронзительным и свистящим тембром, звучит на октаву выше обыкновенной флейты.

Анатолий Константинович Лядов явился создателем жанра «симфоническая миниатюра». Симфоническая миниатюра – это небольшое произведение для симфонического оркестра.

Ещё один колоритный персонаж – кот Баюн, который качает в колыбельке Кикимору. Музыкальный инструмент английский рожок исполняет тему кота Баюна. Она звучит в жанре колыбельной песни. Английский рожок – деревянный духовой музыкальный инструмент. Он является разновидностью гобоя.

Колыбельная песня –древнейший жанр музыкального фольклора, который имеет спокойный монотонный характер, обусловленный повторностью ритмоинтонаций и однообразием припевных слов. Для создания сказочного образа в произведении композитор использовал тембр инструмента челесты.

Челеста –это клавишно-ударный инструмент, внешне сходный с небольшим пианино. Состоит из деревянного корпуса и стальных пластин. Нажатие клавиши заставляет молоточек ударять по пластине, вызывая её звучание.

Название инструмента происходит от итальянского слова «небесный». Это один из дополнительных инструментов симфонического оркестра.

В творчестве Лядова есть ещё одна симфоническая миниатюра, рисующая один из самых распространенных образов русского сказочного фольклора – Бабу-ягу. Желание создать миниатюру возникло после прочтения «Народных сказок» Александра Николаевича Афанасьева и «Народных сказаний» Ивана Петровича Сахарова. Тогда-то и сложился собирательный образ Бабы-яги, наиболее ярко описанный в сказке из сборника «Василиса Прекрасная». Композитора привлекло в нём своеобразное сочетание сказочной жути и в то же время скрытой иронии. «Лядов хотел, чтобы это было и жалкое, и ужасное, и злобное, и полумифическое существо. Композитора удивил момент сказочного полета: «. Баба-яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает. Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели. ».

Музыка удивительно яркая, красочная, открывается свистящим унисоном деревянных духовых и струнных инструментов. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи передают появление ступы и помела. И начинается картина полета, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем, а затем равномерным, все больше набирающим силу.

Сегодня мы познакомились с новым жанром «симфоническая миниатюра», новыми тембрами музыкальных инструментов, композитором Анатолием Константиновичем Лядовым и с образом Кикиморы в музыке этого композитора.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Укажите древнейший жанр вокального фольклора. Выберите правильный ответ: частушки; заклички; колыбельная

Для правильного ответа достаточно вспомнить, в каком жанре написана тема кота Баюна.

Правильный ответ: колыбельная.

№ 2. Соедините названия музыкальных инструментов и соответствующие их тембрам образы симфонической миниатюры «Кикимора»:

— тема хрустальной колыбельки,

На уроке была прослушана симфоническая миниатюра «Кикимора», в которой мы познакомились с новыми тембрами инструментов. Вспомнив их, мы сможем ответить на вопрос.

Правильный ответ: челеста – тема хрустальной колыбельки, английский рожок – тема кота Баюна, флейта-пикколо – тема Кикиморы.

Источник

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Литературной основой этого музыкального произведения стало

народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.

«…Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…».

Слушание симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора».

Анализ музыкального произведения.

— Понравилась ли вам эта сказочная картина?

— Что именно понравилось вам в музыке?

Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

В основе «Кикиморы» лежит народное сказание.

Новое понятие Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.

Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

— Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?

Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

Слушание фрагмента, где звучит колыбельная.

— Что напоминает эта часть музыки?

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает.

Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

А вот и сама Кикимора.

Слушание второй части картины.

Основной раздел пьесы — presto (быстро)— открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

3. Песенная деятельность.

Исполнение пройденных песен, разучивание «Ожившая кукла». Разучивание мелодии с текстом.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

Дата добавления: 2021-02-10 ; просмотров: 36 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Конспект урока

Класс: 5 Дата: 09.11.2020

Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний в 5 классе

Цель урока: познакомить учащихся с образцами произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русского фольклора, проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Образовательные:

-Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.

-Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».

-Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».

-Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие:

-Развивать творческие способности учащихся.

-Развивать музыкальный кругозор.

-Развивать музыкальную память.

-Развивать вокально-хоровые навыки.

-Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Воспитательные:

-Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

-Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

-Воспитывать любознательность к музыке А. К. Лядова.

Ожидаемый результат:

Знать понятие программная инструментальная музыка.

Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке

Музыкальный материал:

Песня «Страна волшебная» из репертуара группы «Волшебный микрофон»

Ход урока

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

О чем-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати подушки,

Уже навострили ушки?

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

— Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? (фольклор)

— Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?

Былины, исторические песни, сказки, придания, легенды, притчи, небылицы пословицы и поговорки, частушки.

Давайте запишем тему урока: «Фотльклор в музыке русских композитеоров».

Заполните пробелы и запишите в тетрадь:

Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Ко______)

Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Час_______)

Краткое народное, поучительное изречение. (Посл_______)

Поэтическое предание об исторических событиях. (Лег_______)

Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Ска____)

Молодцы! Правильно! Остановимся на последней загадке – сказка.

-Сегодня мы познакомимся со сказочной музыкальной картиной А. К. Лядова. Давайте попробуем угадать, о каком сказочном персонаже пойдет речь.

На вид совсем некрасива.

Всех вокруг она пугает(ки_____ра).

Ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты.

Запишите в тетрадь:

Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И.Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения.

Работа с текстом.

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

— Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

— Как охарактеризовали бы действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору?

Слушание симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора»

Анализ музыкального произведения.

— Понравилась ли вам эта сказочная картина?

— Что именно понравилось вам в музыке?

— Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

В основе «Кикиморы» лежит народное сказание.

Запишите новое понятие: Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.

Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисует нам удивительный, сказочный образ. Музыка является частью жизни, а литература описывает жизнь и без музыки обойтись не может.

— Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?

Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая «вреднючка» – волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент? Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

— Что напоминает эта часть музыки?

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает.

Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки.

А вот и сама Кикимора.

Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.

Дата добавления: 2020-12-12 ; просмотров: 39 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *