Что такое симметрия асимметрия в искусстве
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ | Часть №3
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ
Средствами создания художественной формы являются: симметрия, асимметрия, пропорции, ритм,
масштаб, контраст, нюанс, т.е. явления, присущие природным формам.
Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство.
/Г.Вейль/
Симметрия – равентсво, тождество, схожесть.
Симметрия предполагает неизменность не только самого объекта, но и каких-либо его свойств по отношению к преобразованиям, выполненным над объектом. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разнообразным операциям – к поворотам, переносам, взаимной замене частей, отражениям и т.д. В связи с этим выделяют разные виды симметрии.
Симметрии на плоскости бывают:
• Зеркальная симметрия — основывается на равенстве двух частей фигуры, расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в зеркале. Воображаемая плоскость, которая делит такую фигуру пополам, называется плоскостью симметрии.
• Осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
• Асимметрия значит отсутствие соразмерности, полное нарушение симметрии, повторяющиеся элементы отсутствуют или их нельзя совместить путём сдвигов или поворота.
• Диссимметрия – частичное нарушение симметрии. Диссимметрия хорошо воспринимается, так как, обладая структурными качествами симметрии, содержит больше свободы.
В композициях ритм может быть явным и скрытым:
• явный ритм очевиден, если, например, поместить элементы на полосатый фон;
• скрытый ритм представляет собой сложное чередование акцентов, иногда смысловых, направлений, технических приемов.
Существует метрический и ритмический порядок.
Метр и ритм в основе своей имеют симметрию. Но ритм, к отличие от метра, строится на основе разных, но повторяющихся элементов. В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.
Динамический ритмический ряд можно построить следующими способами:
• увеличением или уменьшением элемента по величине при одинаковых интервалах;
• возрастанием или убыванием интервала, но при одинаковых элементах;
• одновременным возрастанием или убыванием и элементов, и интервалов.
Обязательным условием при построении ритмического ряда должно быть ясное его прочтение. Поэтому элементы или интервалы должны повторяться не менее 3-5 раз.
Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Сбой ритма, как правило, ведет к серьезным нарушениям целостности, в то время как композиционно продуманное изменение в метрическом ряду не только возможно, но подчас во многих отношениях желательно.
Метр и ритм могут взаимно сочетаться.
✔️ МАСШТАБ ПРОПОРЦИЯ
Другие виды пропорциональных отношений:
— арифметическая прогрессия: 1, 3, 5, 7, 9…;
— геометрическая прогрессия: 1, 3, 9, 27, 81…;
— квадратичные отношения: 2, 4, 16, 256…;
— ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8… и др.
• МАСШТАБ
Масштабность – соразмерность принятому эталону. Существуют композиции, строящиеся на использовании мелкого масштаба, например, как на географических картах, и строящиеся
на крупных планах, например, фотографии макросъемки. Эффект создаваемой композиции зависит
от того, как выбранный масштаб и размер изображения соответствуют цели автора.
Важно заметить, что подсознательно эталоном для сравнения у человека является сам человек.
✔️ КОНТРАСТ НЮАНС ТОЖДЕСТВО
Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме
Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет.
• Если элементы композиции сходны по форме, размерам, фактуре, пластике или другим свойствам, то в этом случае речь идет о тождестве.
Тождество – отношение полностью сходных объектов.
Используется несколько реже контраста и нюанса, так как обладает меньшими выразительными возможностями.
✔️ АКЦЕНТ ДОМИНАНТА АНАЛОГ
• Акцент — (лат. «ударение») – выделение, подчеркивание элемента, служит для выражения большей выразительности композиции. Чаще всего акцент выделяют цветом, формой (обычно малой, иначе акцент превратится в доминанту).
• Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные.
• Аналог (греч. «сходство») – уподобление (одинаковые или похожие друг на друга элементы в композиции). Аналоги придают композиции единство. Чаще всего бывают по цвету, форме, фактуре.
✔️ СТАТИКА ДИНАМИКА
• Статика – зрительное впечатление неподвижности.
Статика используется для выражения следующих смыслов: уверенность, спокойствие, остановка, «классика».
Статичные композиции могут характеризоваться симметрией, наличием четко выраженного центра и обязательно тяжестью и незыблемостью формы.
• Динамика – зрительное впечатление движения, скорости. Динамика используется для выражения смыслов: движение, энергия, сила, дерзость, порыв, «альтернатива».
Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины.
Статика и динамика не всегда взаимоисключают друг друга. В некоторых случаях можно говорить о внутренней динамике формы. Поэтому необходимо определить, что объективно доминирует – статичность или динамичность, так как композиция не может быть в одинаковой мере статичной и динамичной, что неизбежно ведет к утрате композиционной целостности.
✔️ ТЕКТОНИКА АТЕКТОНИКА
• Тектоника – установка на устойчивойсть. В отличие от статики, это не неподвижность. Динамичный, быстро и уверенно бегущий человек – тектоничен, так как не производит впечатления, что сейчас упадет.
• Атектоника – установка на неустойчивость. Атектоничны готические соборы, так как вся их неподвижная конструкция выражает стремление к полету.
✔️ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСИ
Речь вдет не только об осях симметрии в ленточных композициях, являющихся всего лишь частным случаем композиционных осей, а в большей степени о тех направлениях развития композиции,
которые ведут взгляд зрителя, создавая впечатление движения или покоя.
Эти оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными. Вертикальная направленность дает торжественность, устремленность к духу, горизонтальность как бы демонстрирует зрителю неспешное движение, диагональность наиболее динамична, она подчеркивает развитие. Во взаимодействии с другими средствами композиции оси часто выступают и в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Приемы композиции – это процесс обоснованного выбора и применения средств композиции, например: пропорционирование, ритмизация, масштабирование, контрастирование, нюансировка и т.д.
Симметрия и асимметрия в предмете Основы композиции
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа».
Методические указания по предмету «Основы композиции»
в рамках предпрофессиональной программы дополнительного
образования «Изобразительное искусство» (со сроком обучения 5 лет)
по теме:
«Симметрия и асимметрия».
на методическом совете методическим советом
МБУ ДО ДХШ МБУ ДО ДХШ
Протокол № от Протокол № от
Автор: Л.А. Какичева, преподаватель МБУ ДО ДХШ.
Рецензенты: Кузнецов В.С.
Методические указания предназначены для преподавателей детских художественных школ и детских школ искусств, работающих по программе предпрофессиональной подготовки учащихся дополнительного образования в области изобразительного искусства, со сроком обучения 5 лет.
Методические указания необходимы преподавателям ДХШ и ДШИ, ведущих предмет «Основы композиции» в классах ФГТ со сроком обучения 5 лет. Программа предмета «Основы композиции» включает в себя лекционный и практический материал.
Данные методические указания помогут сориентировать педагогов в выборе практических заданий по теме «Симметрия и асимметрия», которая запланирована для изучения в 1 четверти 1 класса в группах ФГТ.
Методические указания содержат планы-конспекты уроков по теме «Симметрия и асимметрия». Программой предусмотрено 6 уроков по заданной теме, которые включают в себя практическую работу. Методические указания содержат подробный лекционный и иллюстративно-демонстрационный материал, необходимый педагогам для ведения занятий.
Методические указания можно использовать в качестве учебного пособия для ведения уроков, исключая использование другой дополнительной литературы.
В природе можно наблюдать повсюду картины, в которых есть одинаковые по форме, тону и цвету левые и правые стороны, где равновесие наиболее выражено, чем, как мы привыкли говорить, стороны симметрии.
Существуют различные виды симметрии. Самая простейшая – это зеркальная. Примером зеркальной симметрии в природе является бабочка.
В зеркальной симметрии одна половина композиции является зеркальным отражением другой половины. На чертеже плоскость симметрии изображают линией – осью симметрии.
Расположение центрального объекта на оси симметрии в композиции подчёркивает его значимость.
Примером симметричной композиции в изобразительном искусстве являются архитектурные сооружения, например, Казанский собор.
Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют диссимметрией. Незначительные нарушения в симметрии привлекают внимание, создают акцент. Эти знания используют для получения острого эмоционального эффекта в композиции. Диссимметрия – это незначительные отклонения в симметричной композиции:
Несущественные отклонения одной из сторон от оси симметрии
Добавление в одну из сторон незначительных деталей – пятен и т.д.
Изменение насыщенности одной из сторон
В природе случаи идеальной симметричной композиции единичны, большинство объектов природы диссиметричны. Геометрическую симметрию чаще можно встретить в объектах, созданных руками человека: архитектура, техника и т.д.
Симметрия создаёт впечатление покоя, тишины, торжественности, равновесия.
Ось симметрии может располагаться в различных направлениях.
Симметрия может быть:
Симметричная композиция легко воспринимается зрителем. Симметричная композиция применяется во всех областях изобразительного искусства.
Практическая работа №1.
Тема: Создание зеркальной симметрии в композиции
Задача: Передача равновесия, устойчивости
Условия: Для выполнения творческой композиции необходимо задать формат – квадрат 15х15 мм, в котором нужно провести ось симметрии (в любом из двух направлений – горизонтально или вертикально). Из плоских геометрических тел (квадрат, круг и любые другие тела) нужно создать композицию, которая обладала бы свойствами уравновешенности и устойчивости.
Практическая работа №2.
Тема: Создание диссиметричной композиции.
Задача: Передача значимости, равновесия.
Условия: Создание худ. образа на тему цирк или театр. Фигура выполняется в квадрате 15х15, имеет плоскую форму. Образ создан из стилизованных геометрических форм, имеет частичное нарушение симметрии, за счёт разницы деталей.
Противоположным симметрии методом организации пространства является асимметрия.
Асимметричная композиция даёт динамику, разнообразие, естественность.
Как мы уже знаем, в симметричной композиции все части уравновешены за счёт зеркальности или расположения объекта вне центральной оси.
Основная задача асимметричной композиции – создание равновесия, которое достигается или расположением цветовых пятен, либо за счёт ритма.
Ритм – это сложный порядок чередования элементов композиции.
Примером асимметричной композиции может служить картина В. Серова «Портрет Ермоловой». Фигура актрисы находится в центральной части, в повороте на три четверти. Взгляд Ермоловой устремлён вправо. Равновесие создано за счёт объёмного подола платья.
Портрет носит величественный характер, передаёт торжественность и покой.
При создании творческой композиции можно играть на контрастах симметрии и асимметрии. Например, на полотне Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» изображён симметричный фон, на котором построено асимметричное действие в настроении героев.
И наоборот, на асимметричном фоне – показать симметричный объект.
Практическая работа №1.
Тема: Создание асимметричной композиции.
Задача: Передача равновесия, покоя.
Условия: Создать на асимметричном фоне условную фронтальную композицию с одним симметричным объектом в центре.
Практическая работа №2.
Тема: Создание асимметричной композиции.
Задача: Передача движения, динамики.
Условия: На симметричном фоне создать условную композицию силуэтного плана.
На методические указания к рекомендациям по организации уроков на тему «Симметрия и асимметрия» в ДХШ и школах искусств.
Методические указания составлены в соответствии с ФГОС и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся в детских художественных школах.
Методические указания знакомят с организацией уроков по теме «Симметрия и асимметрия».
Указания разработаны по актуальной теме и необходимы для решения учебных задач.
Рецензент – доцент кафедры «Дизайна и искусства интерьера» Ульяновского государственного Университета, Заслуженный художник России
____________________________________________ Горшунов Н.В.
СИММЕТРИЯ
Не все уравновешенные или сбалансированные фотографии симметричны – все симметричные композиции по умолчанию находятся в равновесии.
В фотографии наиболее часто используются три вида симметрии:
Фото: Hesham Alhumaid
Фото: Bildwerker Freidburg
Фото: Victor Mozqueda
Фото: Markus Studtmann
Фото: Hans Wolfgang Hawerkamp
Фото: Massimo Cuomo
АСИММЕТРИЯ
Асимметричное равновесие достигается тогда, когда элементы композиции, находящиеся по разные стороны от центра, имеют одинаковую визуальную массу. Достичь равновесия при помощи асимметрии сложнее, чем в симметричной композиции, так как между композиционными элементами более сложные пространственные отношения. Асимметричное равновесие более динамичное и интересное для привлечения внимания, чем симметричное.
Фото: Josef Sieberer
Фото: Uros Podlogar
Применяя знания на практике, вы можете совмещать симметрию с асимметрией и добиваться прекрасных результатов и привлекать больше внимания. Вот несколько примеров:
Фото: Stefan Neuweger
Фото: Karthi KN Raveendiran
Фото: Christian Muller
Фото: Jacqueline Hammer
Фото: Jacqueline Hammer
Фото: Knut Borge Strom
Сталкивая симметрию с асимметрией, необходимо помнить, что:
Симметрия и асимметрия окружают нас каждое мгновение в повседневной жизни, понятие данных терминов позволяет более осознанно и гармонично наблюдать за красотой окружающего мира и позволяет создавать неповторимые фотографии!
Читайте ещё о композиции в других наших статьях:
Симметрия, асимметрия в композиции
Симметрией называют одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.
Существует помимо зеркальной симметрии, симметрия центрально-осевая, винтовая, симметрия относительно диагонали.
Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Красота симметричной композиции заключается в равновесии частей, статичности, законченности.
Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человек также дисиметричен.
Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональною эффекта. Но эти «отклонения» требуют мастерство и чувство меры.
Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия.
Единство, целостность является целью построения асимметричной композиции так же, как и симметричной. Но, в отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия.
Рисунок 23- Симметрия, асимметрия
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПОЗИЦИИ
Владение рисунком, различными графическими смешанными техниками и умение использовать их в практике составления композиции, приёмами работы с цветом и цветовыми композициями, умение применять на практике приёмы гармонизации различных форм и структур при создании композиции.
Применять знание основ композиции в дизайне и для достижения художественной выразительности формы.
Умения и навыки творческой деятельности, творческое мышление, наглядно-образное мышление, творческое воображение, творческие качества личности, творческие способности, также – познавательная активность, мотивация к занятиям заданной творческой деятельности, направленность на достижение успеха в ней.
Устойчивая мотивация к творческой деятельности, овладение современной методологией творчества и применение её для генерирования нестандартных идей, решение реальных практических задач и выполнение их в заданные ограниченные сроки. Понимание междисциплинарной связи основных профессиональных и общепрофессиональных дисциплин.
ГРАФИЧЕСКИЙ АКЦЕНТ
Линия. Протяжённость и развитие на плоскости в одном координатном направлении. Основные виды линейных графических форм. Основные виды графических тональных форм. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность, тональность и цветовая гамма. Отношения площадей цветовых тонов. Зрительная удалённость. Теплота, мягкость, лёгкость. Активность и эмоциональное, психофизическое воздействие на зрителя.
Пластические композиционные средства. Развитие по трём направлениям – горизонтали, вертикали и глубине. Характеристика линейно-пластической формы: направление, открытость, расположение по координатным осям, конфигурация.
Плоскостная форма: текстура, фактура, рельеф, расположение в пространстве, силуэт.
Объёмная форма: скульптурный характер, геометрический вид, степень открытости.
Пространственная форма: движение в глубину, движение вокруг. Фронтально-пространственная композиция: конфигурация форм, ритмическое построение, графическо-пластическая моделировка. Объёмно-пространственная композиция: развитие пространственных элементов в трёх направлениях при соблюдении компактности, восприятие с разных сторон, зритель снаружи; планировочное мышление и пластическое моделирование.
Глубинно-пространственная композиция. Характер: развитие в глубину и восприятие изнутри. Степень открытости. Внешнее и внутреннее пространство. Планировка. Промежуточное членение. Графическо-пластическое моделирование.
Материал – натуральность, декоративность, однородность.
Характер пар средств гармонизации. Степень сходства и различия элементов композиции. Тождество и аналогия элементов.
Характеристика ньюанса. Слабое различие элементов композиции.
Характеристика контраста. Резкое различие элементов композиции. Полярность – полное различие элементов по всем их композиционным свойствам.
Статика – динамика
Зрительно и физически статичные формы. Стабильные: квадрат, прямоугольник, параллелепипед, положенный на широкое основание, куб, пирамида с квадратным основанием. Монументальный характер композиции из статичных форм.
Физически статичные, но зрительно динамичные формы. Впечатление неуравновешенности.
Зрительно статичные, но физически частично динамичные формы. Устойчивая основа, движущиеся элементы.
Зрительно и физически полностью динамичные формы.
Симметрия – асимметрия.
Расположение элементов композиции вокруг главной оси.
Виды симметричной композиции: зеркальная, осевая и винтовая.
Композиция с симметрией и асимметрией. Несколько осей композиции, расположенных в разных координатных направлениях.
Метр – Ритм
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Такт, ритм, чередование, ясность, монотонность.
Ритм – усложнённый порядок чередования элементов композиции. Неравномерность изменения свойств элементов композиции. Свободное и строгое расположение элементов. Изменение величины элементов. Изменение интервалов между элементами. Сложный и простой ритмы. Развитие ритма в различных координатных направлениях. Ритмическая партитура композиции.
Студент должен понимать, что это не вообще творческое задание, а нужно дать чёткий практический ответ на заданную композиционную тему.
В работе исключаются слишком сложные по содержанию и форме, многоэлементные композиции. Это связано с тем, что студент должен не отвлекаться от решения простых учебных формальных задач, которые перед ним ставятся.
Таким образом, происходит освоение того, что лучше усваивается студентами. Эта учебная работа отличается от студийного творчества тем, что направлена на решение не сразу всех композиционных задач, а только отдельных и простых.
Вместе с тем – это живое композиционное творчество, позволяющее уже на этом этапе выразить индивидуальный вкус и эстетические предпочтения студента.
Одна из задач, стоящая перед студентом – раскрытие закономерностей и правил в восприятии композиции, которые служат ориентирами для построения любой композиции не исключающей художественное творчество и выражение собственной индивидуальности и стиля.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ПО ТЕМЕ «КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ (ЗАКОНЫ)»
Алгоритм выполнения курсового проекта:
1. Сбор тематического материала для раскрытия темы, аналогов.
2. Изучение материала, осмысление, систематизирование
3. Подбор материала по описанию способов и техник рисование акварелью
4. Подбор материала по описанию различных способов и техник графики
5. Описание манеры подачи, выбранной для выполнения курсового проекта;
6. Каждый эскиз поясняется текстом
8. Провести компоновку на планшете
9. Выполнить проект на планшете
10. Пояснительная записка
· Раскрытие темы – описание закона, пояснение с приведением примеров
· Описание различных способов и техник графики и рисования акварелью
· Вставить эскизы выполненные в выбранной технике
· Заключение – достигнуты ли поставленные цели
Перечень изображений, размещаемых на формате:
1. Размещение оригинала изображения по утвержденной компоновке формата
2. Выполнение копии в технике акварель оригинала изображения
3. Преобразование объекта на изображении в геометризированную фигуру во фронтальном виде для доказательства закона композиции
4. Выполнение обратного закона композиции в той же последовательности
5. Выполнение копии изображения в одной из техник графики
6. Выполнение копии изображения в технике гризайль
Работа над указанными заданиями должна носить поисково-творческий характер. Она не должна сводиться к прямому раскрытию выявленных в образцах типов-схем композиционного решения. Необходимо создание оригинальных композиций. Выполнению такой учебно-творческой работы способствует широкой использование самых разных средств и приемов построения композиции, но в строгих рамках решения отдельных композиционно-художественных задач. Только при таком использовании действительно развивается композиционное мышление и художественный вкус учащихся. Однако формальные композиции не должны быть усложнены настолько, чтобы отвлекать внимание студентов от сути их построения.
1. Разработка сценария для курсового проектирования, определение со стилевым направлением оформления курсового проекта;
2. Работа с литературой: поиск аналогов, подбор дополнительной литературы по рисунку и композиции и оформлению интерьеров;
3. Анализ и систематизация собранного материала;
4. Разработка материалов, фактур, покрытий для достижения поставленной цели;
5. Разработка цветового решения в композиции;
6. Оформление альбома работ по курсовому проекту;
7. Защита курсового проекта.
РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СО СТИЛЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Разработка сценария для курсового проекта необходима для того, чтобы определиться с количеством рисунков для достижения раскрытия задания и компоновки планшета курсового проекта. Именно от этого зависит дальнейший смысл всего проектирования, так как, например, от количества рисунков, техник выполнения и цветового решения будет зависеть компоновка на планшете и последовательность подачи материала. Разработка сценария ведет к осмыслению всего проекта, представлению его в объемно-пространственном решении задолго до воплощения проекта в жизнь.
Что касается определения выбора техник подачи изображения, это также крайне важный момент перед началом собственно проектирования. Так как выбранная техника должна помочь раскрыть заданную тему, по-своему диктует композиционные условия, условия объемно-пространственного решения, цветового и т.д.
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ: ПОИСК АНАЛОГОВ, ПОДБОР ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РИСУНКУ И КОМПОЗИЦИИ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА
Смысл поиска аналогов и технологий работы акварелью, различные виды график,а также готовых изображений картин художников заключается в том, что на данных примерах можно определиться как с видовой точкой будущего собственного изображения композиции, так и с наполнением различных способов выполнения работы для достижения поставленной цели. Также сбор аналогов необходим для пополнения приложения в пояснительной записке.
Для поиска необходимой информации можно подобрать несколько типов источников: специализированная литература; специализированные журналы и источники по рисунку и композиции; специализированная литература по отделочным материалам и фактурам материалов для интерьерных решений.
Сбор аналогов и нормативной документации необходимо иметь в распечатанном варианте, на формате А4.
АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА
Систематизацию собранного материала необходимо производить для того, чтобы при необходимости воспользоваться информацией для разработки того или иного пункта проектирования.
Систематизировать собранный материал необходимо следующим образом: распределить по разделам весь материал, разложить по файлам каждый из разделов материала и поместить в папку с файлами. В эту же папку будут вкладываться все последующие найденные материалы. Также в данную папку необходимо будет внести дополнительный раздел по разработке того или иного пункта проектирования, и, вкладывать в распечатанном виде все проектные решения для проведения консультаций.
РАЗРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ, ФАКТУР, ПОКРЫТИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
Подбор материалов, фактур, покрытий необходимо выполнять в соответствии с заявленным стилевым направлением выполнения курсового проекта. Таким образом, крайне важно соблюдать цветовые параметры оформления рисунка. Что касается фактур поверхностей объектов используемых в композиции, то в этом вопросе также необходимо преследовать стилистическую идею композиции. К примеру, в композициях можно использовать гладкие поверхности дерева, покраски, керамических глазурованных кирпичей и т.д. также можно использовать текстуры натуральных материалов камня, кирпича, старой древесины. Что касается текстур, то их необходимо продумать на каменных поверхностях, старой древесины
РАЗРАБОТКА ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ В КОМПОЗИЦИИ
Разработка цветового решения должна опираться на предыдущие выполненные задания согласно алгоритму, а также должна соответствовать композиционному решению задания. Запроектированный цвет должен быть проработан детально, на декоративных элементах интерьера, представленных рисунков.
На сдачу необходимо выполнить цветовую шкалу на каждую представленную композицию. Цветовая шкала представляет собой линейку, разделенную на определенное количество квадратов или прямоугольников. В них должно быть представлено цветовое решение материалов.
ОФОРМЛЕНИЕ АЛЬБОМА РАБОТ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТУ
Оформление работ выполняется в виде альбома с подшитыми листами каждого раздела выполненного проекта. Помимо всех выполненных чертежей необходимо подшить к листам титульный лист формата А4, где должно быть указано: наименование учебного заведения, вид работы (курсовой проект), наименование дисциплины, тема курсовой работы, ФИО студента, ФИО преподавателя, город, год.
Все эскизы по алгоритму выполнения курсового проекта должны быть оформлены в рамку и иметь архитектурный штамп.
ЗАЩИТА КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Защита курсового проекта проводится в виде представления студентов своей работы, рассказе о ходе выполнения и устных ответов на вопросы.
Алгоритм защиты курсового проекта:
1. Название темы курсового проекта;
2. Описание стилистического направления, выбранного для выполнения курсового проекта;
3. Доказательство законов композиции представленных в курсовом проекте;
4. Описание основных художественных техник, используемые для раскрытия темы;
5. Описание объемно-планировочного решения;
6. Описание цветового, светового и пр. решения;
ЗНАТЬ:
— основные средства выражения художественного образа: форма, цвет, фактура;
— законы композиции и восприятия формы на плоскости и в пространстве: равновесие, единство и соподчинение, композиционный центр;
— средства гармонизации композиции: ритм, контраст, ньюанс, тождество, пропорции, масштаб;
— виды композиции: фронтальная, объёмная, глубинно- пространственная
— знать и ориентироваться в специальной литературе, как по профилю своего вида искусства, так и смежных областях художественного творчества;
— обладать знаниями основных закономерностей развития композиционных приёмов;
— знать и понимать специфику выразительных средств различных видов композиции;
УМЕТЬ:
— разрабатывать композиционную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению поставленной задачи;
— использовать возможные композиционные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;
— разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений от простых к сложным;
— применять полученные знания композиционных закономерностей
при создании композиции
— выполнять поисковые эскизы композиционных решений
— создавать художественный визуальный образ
ВЛАДЕТЬ:
— владеть практическими навыками различных видов изобразительного искусства.
— владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта;
— владеть принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка;
— разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи;
— возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем;
— разрабатывать комплекс функциональных, композиционных решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. «Комбинаторные идеи в дизайне» ТЭ 1983 №1
4. «О некоторых вопросах теории композиции промышленных изделий»
5. Вакс и др. М. МАрхИ 1977»
6. «Основы композиции» ТЭ 1966 2
8. «Основы комбинаторики в худ. конструировании «Кир» 1986»