Что такое симптомы кризиса и в чем они проявляются
Что такое кризис среднего возраста и существует ли он на самом деле?
Объясните, пожалуйста, с медицинской точки зрения, что такое кризис среднего возраста? Как определить, что он уже наступил? Какие у него бывают симптомы? В чем он проявляется? Как с ним бороться? Какие есть другие важные моменты этого кризиса, о которых я забыл спросить?
Или, может, его вообще не существует и все это от лукавого? Вдруг кризис среднего возраста придумали психологи, чтобы выкачивать деньги из людей?
Кризисом среднего возраста называют состояние острой неудовлетворенности жизнью, с которым сталкиваются люди в 40—60 лет. Его сопровождает неуверенность в себе, сожаления о сделанном выборе, а также мысли о приближающейся смерти. По разным опросам, такой кризис испытывают от четверти и до половины людей старше 50 лет.
Симптомы кризиса среднего возраста
Официального диагноза «кризис среднего возраста» не существует, поэтому сложно говорить о точных симптомах этого состояния. Обычно к ним относят эмоции, которые испытывает человек в период любого эмоционального кризиса. И для этого состояния список симптомов определен. Главная черта — это резкое изменение привычного поведения.
Как помочь в эмоциональный кризис — Американская психологическая ассоциация
Симптомы могут включать:
Кризис также часто сопровождают негативные эмоции: тревожность, депрессия, постоянные мысли о смерти и переоценивание своей жизни, импульсивность и ощущение безысходности.
Но наука точно не знает, подчиняется ли эмоциональный кризис, пусть он и пришелся на средний возраст, каким-то своим законам и существует ли как отдельная проблема. Есть аргументы в пользу существования кризиса среднего возраста, а есть против.
Аргументы за существование кризиса среднего возраста
Исследование с участием жителей 132 стран показало, что уровень удовлетворенности и счастья в нашей жизни меняется по U-образной кривой. Ее нижние точки приходятся примерно на 44—55 лет.
Cчитается, что эта неудовлетворенность жизнью может быть связана с психологическими причинами. Например, с несоответствием реальных достижений карьерным амбициям. Или с внезапным осознанием, что работа, которой была посвящена вся жизнь, не приносит настоящего удовольствия.
Эти ощущения могут быть результатом объективных перемен, например повышением давления или ответственности на работе, ведь к этому возрасту многие становятся состоявшимися специалистами.
Кроме того, это период, когда повзрослевшие дети съезжают и начинают жить отдельно, что может вызвать ощущение одиночества, а родителям начинает требоваться помощь. Еще в этом возрасте мы чаще теряем близких и знакомых и яснее осознаем, что сами тоже смертны.
Во-вторых, спад удовлетворенности жизнью не уникален для человека. Ученые выяснили, что человекообразные обезьяны переживают что-то подобное в свои 20+ или 30+ лет в зависимости от вида, то есть в среднем для них возрасте. В этот период у приматов сниженное настроение, они прикладывают меньше усилий, чтобы достигнуть целей, и получают меньше удовольствия от социального взаимодействия. Только на приматов вряд ли действуют экзистенциальные переживания или грусть из-за несбывшихся надежд. Так что кризис в середине жизни может быть связан и, например, с изменениями в работе мозга — этого никто пока не знает.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Аргументы против существования кризиса среднего возраста
В преддверии стресса: американцы и кризис среднего возраста — журнал Motivation and EmotionPDF, 1,1 МБ
Восприятие старения американцами в 21 веке — исследование NCOAPDF, 311 КБ
Кроме того, масса исследований показала, что в жизни нет какого-то специального времени, в которое люди должны испытывать некий особый кризис. Зато есть данные, что различные кризисы — по крайней мере то, что мы так воспринимаем, — становятся более частыми с возрастом. Если до 30 лет 44% опрошенных признаются, что испытывают кризис, то после 40 об этом говорят 53%. Возможно, дело не в конкретном кризисе, а в кризисах в целом. Они, безусловно, случаются и в среднем возрасте, но также происходят и раньше, и позднее.
Многие исследования показывают, что общее психологическое состояние человека улучшается, а не ухудшается в среднем возрасте. Одно исследование обнаружило, что в 41—50 лет люди менее невротичны и более сознательны, чем были до этого. Эти изменения происходят независимо от жизненных невзгод: с годами люди становятся менее нервными, более устойчивыми, способными принимать себя и сочувствовать другим. Женщины в 43—52 года отмечают, что чувствуют себя более независимыми и уверенными, менее самокритичными.
Неудивительно, что пожилые называют свой средний возраст годами, в которые хотели бы вернуться. В этот период больше забот и меньше свободного времени, но зато ты чувствуешь себя максимально компетентным, продуктивным и ощущаешь, что контролируешь свою жизнь.
Как справиться с кризисом
Даже если принять, что кризис среднего возраста — это условное название, это не отменяет того, что в разные периоды жизни мы можем чувствовать себя в кризисе. Людям тяжело даются разводы, ухудшение здоровья, потеря близких, мысли о своей смертности, осознание, что не сбылась мечта. Подобные негативные события — это стресс. Они бьют по эмоциональному состоянию, запускают мысли о том, что жизнь идет к закату, а ты ничего не добился.
Такие эмоциональные кризисы часто проходят сами. Например, исследование с участием жителей 132 стран показало, что после 60 лет у большинства людей происходит возвращение к прежнему уровню удовлетворенности жизнью. Но независимо от возраста выход из кризиса можно ускорить с помощью психотерапевта или самостоятельно. Попробуйте такие стратегии.
Нормализация. Держите в голове, что чувство разочарования и неудовлетворенности жизнью — обычное явление, с которым периодически сталкиваются если не все, то многие. Это не зависит от реальных успехов. Благодаря этой мысли вы будете меньше винить себя в неверных решениях или негативных эмоциях.
Больше общайтесь. Развитые социальные связи — один из основных элементов счастья. Проводите больше времени с важными для вас людьми, в тех группах, где вас считают своим, — именно это дает человеку ощущение значимости, важности его жизни.
Рефрейминг. Это прием из когнитивно-поведенческой терапии, который учит смотреть на сложные ситуации под другим углом. Когда мы становимся старше, переживаем, что лучшие годы позади. Но с возрастом появляется опыт, уверенность в себе, свобода заниматься тем, что нравится. Используйте это. Например, одно исследование выявило, что в результате кризиса люди становятся более открытыми для новых идей, начинают больше интересоваться самими собой и окружающим миром.
Постепенные изменения. Социальный психолог Джонатан Хайдт, автор книги «Стакан всегда наполовину полон», утверждает, что для счастья не нужно достигать своих целей. На самом деле ощущение смысла в жизни и долговременную удовлетворенность дает само движение к цели — постепенное приближение к ней. Не нужно начинать все с чистого листа — просто посмотрите, какие небольшие шаги вы можете сделать, чтобы жить жизнью, которая вам нравится.
Тактика выжидания. Экономист Дэвид Бланчфлауэр — автор того самого исследования про U-образную кривую счастья — предполагает, что мы выходим из кризиса тогда, когда понимаем, что осуществить все свои мечты невозможно. После осознания этого мы начинаем получать удовольствие от той жизни, которая у нас есть.
Что в итоге
Социологические опросы показывают, что многие люди сталкиваются со спадом удовлетворенности жизнью в 45—55 лет. Кроме того, согласно исследованиям приматы также испытывают эмоциональный спад в середине жизни, что может указывать на то, что кризис среднего возраста обусловлен биологически. Но он явно случается не со всеми и не на каком-то определенном году жизни.
Если вы все-таки столкнулись с кризисом среднего возраста, знайте, что это не навсегда. И есть все шансы, что после него ваша жизнь будет нравиться вам гораздо больше, чем в юности. Будьте внимательны и добры к себе в тяжелые моменты и при необходимости обращайтесь к психотерапевту.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Психология кризисных состояний
Наука кризисная психология (психология кризисных состояний) своим возникновением обязана громадному количеству бедствий, которые возникают в нашей действительности. Это эпидемии, террористические акты, техногенные катастрофы, военные действия, аварии и другие сложные ситуации. Человек, так или иначе, вовлечен во все эти происшествия как инициатор, пострадавший или свидетель, и справляться с опасными эмоциональными последствиями его учит психология кризисных состояний. Давайте подробнее поговорим об этом направлении, его целях и задачах.
Что такое кризис?
Кризисная психология изучает личные и социальные кризисы, возникающие из-за внешних или внутренних потрясений.
Кризис – это нарушение стабильного психического равновесия, он наступает тогда, когда обычные выходы из этого состояния не помогают, и человек вынужден искать новый способ справиться с ситуацией или адаптироваться к ней. Кризис – это следствие сильного эмоционального потрясения, он меняет мысли и поведение, что может или ухудшить психологические показатели человека, или, напротив, позволить ему выйти на более высокий уровень развития.
Если говорить простыми словами, то кризисное состояние – это такой период, при котором разрушены старые жизненные основы, а новые еще не найдены. Именно поэтому очень важно оказать человеку, переживающему кризис, квалифицированную помощь.
Что может стать причиной кризисных состояний?
Возникают кризисные состояния по разным обстоятельствам и причинам. Это могут быть социальные и ситуативные факторы, индивидуальные и психологические особенности индивида.
К кризисному состоянию предрасположены дети, подростки и пожилые люди, эти возрастные фазы характеризуются биологической уязвимостью и любая сложная ситуация в жизни в этот период способна нарушить эмоциональное состояние человека.
Группой риска также будут соматические больные, люди с диагностированным физическим истощением или имеющие психотравмы.
Причинами стрессового расстройства могут стать:
насилие и жестокость;
участие в военных действиях;
смерть или болезнь близких людей;
потеря работы и/или социального статуса (средств к существованию);
значительное снижение уровня жизни;
социальный конфликт (в семье или на работе).
Виды кризисных состояний
В зависимости от выраженности пережитого события и характера протекания стресса можно говорить о том, что существуют три уровня кризисного состояния:
рутинный – с таким приступом, как правило, человек справляется сам;
острый – предполагает безотлагательную психотерапевтическую помощь;
значительный (личностный) – характеризующийся потерей основных жизненных ориентиров и ценностей.
Вызвано состояние личностного кризиса может быть внутренними аспектами жизни (естественным развитием личности, возрастным периодом, неадекватной самооценкой и т.д.) или внешними событиями (трудовой деятельностью, сменой общественного статуса или семейного положения, экстремальными ситуациями, связанными с угрозой жизни и/или здоровью).
Если говорить подробнее, то виды кризиса, которые встречаются у людей чаще всего, следующие:
возрастной кризис – возникает в процессе созревания личности и ее перехода от одного возрастного этапа к другому и связан с соответствующими психологическими изменениями;
кризис утраты – картина переживания острого горя, которая возникает при потере близкого человека и воспринимается как частичная утрата самого себя;
экзистенциальный кризис – как последствие потери смысла жизни, важнейших ценностей, задач и целей; выход из такого состояния предполагает пересмотреть систему психологических убеждений и стабилизировать представление о своей личности и окружающем мире;
невротический кризис – может развиться вне зависимости от внешних событий, но при этом создать иллюзорное субъективное ощущение безысходности ситуации и мировосприятия;
травматический кризис – как ответная реакция на травмирующее событие, сила переживаний при этом будет зависеть от индивидуальной оценки и значимости произошедшего для конкретной личности.
Реакция человеческой психики на стрессовую ситуацию
Нужно понимать, что негативные ощущения и переживания в период стресса – это естественные реакции человеческого организма. Они должны проявляться, чтобы человек мог в последствии избежать осложнений здоровья.
Нормально, если в состоянии стресса человек:
находится в возбужденном состоянии, испытывает хаос в мыслях и может демонстрировать нетипичное для себя поведение;
паникует, боится, ощущает непреодолимое желание убежать;
агрессивен, яростен, напряжен;
испытывает зависть, ревность;
ощущает неконтролируемую нервную дрожь (тремор).
Если стрессовые проявления длятся долго, то приходит чувство безразличия, человек может ощутить нехватку сил, утратить интерес к произошедшему и в результате впасть в апатию.
Цели и задачи психологии кризисных состояний
Из стрессовых реакций и формируются главные цели кризисной психологии.
Антикризисное управление финансами организаций
Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком
9.1. Кризис организации, причины возникновения, виды и последствия
9.1.1. Возникновение кризиса в организации, его виды, фазы и последствия
К проблеме возникновения кризисов в организации следует подходить с системных позиций. Любая организация является целостной системой, она состоит из взаимосвязанных элементов, частей, компонентов и пр. Иными словами, организацию необходимо рассматривать как некоторое обособленное структурное звено в общей экономической системе. Критериями такого обособления являются экономическая самостоятельность, организационная целостность (т. е. существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур и общий результат работы. В качестве организации можно рассматривать предприятие, отдельную фирму, акционерное общество, банк, компанию, а также структурную единицу системы государственного управления.
Экономическая теория свидетельствует, что организации постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями. При этом большинство из них не готовы к таким ситуациям. Следует отметить, что в мире не было ни одной организации, которая в той или иной мере в своей производственно-хозяйственной деятельности не испытывала на себе кризисные явления, экономические и финансовые проблемы, нередко приводящие к банкротству. Поэтому в решении проблемы управления становится важным предвидение кризиса на любой стадии деятельности организации, его распознавание, а также оценка степени опасности для дальнейшего развития.
Каждая организация имеет свой потенциал развития и условия его осуществления, подчиняясь закономерностям циклического развития всей социально-экономической системы. Поэтому на организацию постоянно воздействуют как внешние факторы, так и внутренние. Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация, и от которой она не может не зависеть. К внутренним факторам относят, в свою очередь, старение технологии, ошибки в принятии экономических решений, деловые и социально-психологические конфликты, низкий профессионализм персонала, неудачный маркетинг и т. п. На практике же внешние и внутренние факторы оказывают совместное воздействие, взаимоопределяя и взаимодополняя друг друга.
Для того, чтобы иметь возможность своевременно запускать программы антикризисного управления, необходимо различать факторы, симптомы и причины его возникновения.
Таким образом, этапы возникновения кризиса можно представить в виде цепочки: причины ® симптомы ® факторы.
Оценивать кризисы следует не только по симптомам, но и по причинам и реальным факторам.
Таким образом, чтобы распознать кризис, необходимо обнаружить симптом, определить факторы, свидетельствующие о возможности наступления кризиса, выявить его причины. Средствами обнаружения возможности наступления кризисной ситуации в организации служат интуиция, опыт, анализ и диагностика, их следует применять на всех этапах существования организации.
Кризисные ситуации выражаются, прежде всего, в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации.
Практика показывает, что кризисы неодинаковы и по причинам, и по последствиям, и по самой сути. Необходимость понимания типологии кризисов важна для дифференциации средств и способов управления ими.
Применительно к организации выделяют следующие виды кризисов:
Кризисы, как правило, отражаются на финансовом состоянии организации и тесно взаимосвязаны между собой. Один возникший кризис может вызывать другой, затем третий и далее как цепная реакция.
Типология кризисов имеет большое значение в их распознавании, что дает возможность успешно управлять им, а успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступления. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможность их разрешения.
Кризисные ситуации в организации принято делить на фазы:
Результаты кризиса в организации могут быть различными. Кризис может привести к полной ее ликвидации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации. А своевременно и правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации для ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение). Таким образом, кризис не всегда приводит к негативным последствиям.
Условно факторы, оказывающие влияние на возможное возникновение кризисного состояния организации, можно разбить на две группы.
1-я группа. Факторы внешней среды:
2-я группа. Факторы внутренней среды:
Возрастные кризисы: причины, «симптомы» и как с ними справиться
Кризисные периоды случаются у человека на протяжении всей жизни. И это нормально, ведь, по мнению психологов, кризисы – это один из механизмов развития. До школы ребенок проходит через несколько возрастных кризисов: кризис новорожденности, кризисы 1 года, 3 лет. В зависимости от личностных особенностей и ряда внешних обстоятельств эти периоды могут длиться от нескольких месяцев до двух лет. В это время происходит резкий скачок развития, который сопровождается распадом того, что образовалось на предыдущем возрастном этапе. Окружающие ребенка люди замечают, что он становится капризным, непослушным, трудновоспитуемым. В этой статье мы расскажем Вам о том, в чем причины возрастных кризисов у детей и как они проявляются, а также о том, как себя вести с малышом в это время.
Кризис новорожденности
Причина данного кризиса заключается в том, что малыш из утробы матери попадает в новую среду с совершенно незнакомыми ему условиями жизни. Эта ситуация является стрессовой, ребенок вынужден адаптироваться к этим условиям, мобилизуя все свои силы. Для того чтобы помочь малышу успешно пройти через этот кризисный период, необходимо постоянно находиться с ним рядом и по возможности удовлетворять все его потребности вовремя (кормить, купать, менять подгузники, брать на руки). Очень важен тесный физический контакт.
В этом возрасте закладывается базовое доверие или недоверие ребенка к миру. Если рядом с малышом нет человека, который постоянно о нем заботится, это может отразиться на его поведении в будущем.
Мама и ребенок в этот период имеют симбиотическую связь: они чувствую друг друга на глубинных уровнях. Поэтому для эмоционального благополучия малыша нужно, чтобы и мама была спокойна. Все переживания и беспокойства так или иначе сказываются на ребенке. Основным психическим новообразование в младенческом возрасте является непосредственное эмоциональное общение. Примерно в 1,5 месяца у малыша появляется так называемый «комплекс оживления», то есть эмоциональная реакция на взрослого. Видя маму или другого близкого человека, ребенок улыбается, начинает двигать ручками и ножками, издает звуки. Впоследствии его реакции становятся более дифференцированными и зависящими от ситуации.
Кризис 1 года
Если раньше ребенок воспринимал себя и маму как единое целое, то годовалый малыш начинает отстаивать свое право на самостоятельность. Научившись ползать, а затем ходить, ребенок уже не испытывает постоянную необходимость находиться рядом с мамой. Наоборот, в нем просыпается сильнейший исследовательский интерес к миру. Родителям, до этого носившим малыша на руках и привыкшим к тому, что они могут контролировать все его перемещения и действия, бывает трудно перестроиться на новое положение дел. В результате ребенок сталкивается с тем, что взрослые часто ограничивают его свободу («не трогай это», «туда ходить нельзя» и так далее). Малыши этого возраста очень остро реагируют на запреты, капризничая и бунтуя.
Кризис первого года жизни – это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Проявите терпение и постарайтесь спокойнее воспринимать капризы крохи.
В возрасте 1 года у ребенка закладываются основы таких важных личностных составляющих, как самооценка, уверенность в себе, самоуважение. Помочь малышу активно развиваться можно, создав для него безопасную среду, в которой ребенок мог бы в полной мере проявить свою самостоятельность. Постарайтесь снизить количество ограничений и запретов. Вместо этого предложите малышу другое интересное занятие.
Кризис 3 лет
По мнению большинства психологов, кризис 3 лет является одним из самых трудных периодов детства. Иногда он просто застает родителей врасплох. Ведь очень быстро из послушного и «воспитанного» малыш превращается в своенравного, упрямого и капризного ребенка.
Возрастные кризисы могут иметь различную интенсивность. В зависимости от характера малыша и взаимоотношений внутри семьи проявления кризиса могут иметь различную интенсивность. Но основные признаки кризиса у всех одинаковы. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский выделил следующие симптомы кризиса 3 лет:
Трехлетний ребенок уже может действовать вопреки своим непосредственным желаниям. Его поведение связано не с его потребностью, а с отношениями со взрослыми.
Причина кризиса 3 лет – становление «Я» ребенка. Примерно в этом возрасте малыш начинает отделять себя от внешнего мира. Трехлетка стремится к самостоятельности и отдаляется от взрослых, устанавливая с ними новые, более глубокие межличностные отношения.
Для малыша, который находится на кризисном этапе развития, очень важна поддержка взрослых. Несмотря на его желание быть независимым, он все еще ребенок, который только узнаёт себя и мир вокруг, прощупывает границы дозволенного. Не ругайте малыша за то, что он не слушается и устраивает истерики. Ребенок трехлетнего возраста ведет себя так не специально, он просто не может иначе.
Маленький ребенок не может самостоятельно справиться с сильными эмоциями. Только присутствие близкого человека рядом, поддержка и принятие с его стороны позволяют малышу чувствовать себя в безопасности и высвободить свои эмоции.
Выводы
Возрастные кризисы – это особые и очень важные периоды, во время которых малыш активно развивается. Причину кризисов в общем виде можно обозначить как несоответствие условий (психологических, социальных), в которых живет ребенок, его потребностям. Взрослым нужно стараться с пониманием и терпением относиться к «симптомам» кризисов у детей, ведь, несмотря на все капризы, упрямства и стремление к самостоятельности, малышу очень важна поддержка близкого человека.
Заключение
В детском Монтессори-клубе «Созвездие» проводятся развивающие занятия для детей от 8 месяцев до 7 лет. Следуя принципам Монтессори-педагогики, наши специалисты бережно и уважительно относятся к каждому малышу, создавая условия для их разностороннего развития. А Монтессори-среда дает детям возможность в полной мере проявить свою самостоятельность, что очень важно для ребенка, который переживает период кризиса. Приходите и развивайтесь вместе с нами!
Статью подготовила психолог
Сафонова Мария