Что такое символическая функция дизайна
Функции дизайна в жизни человека
Груздева А. Го-35042
Что такое дизайн и его роль в общественной жизни
Диза́йн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.
«Дизайн» – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.
Дизайнер проектирует вещи для Другого.
Характеристика функций дизайна
Существуют следующие функции дизайна:
Рационализующая функция дизайна
Организующая функция дизайна
Эта функция может быть названа также упорядочивающей или антиэнтропийной. Создавая вещи, дизайн организует предметный мир и пространство. Он помогает управлять чувствами, вниманием, эмоциями людей, акцентируя внимание на определенных предметах, позволяет воспринимать пространство как целостную систему. Дизайн также организует поведение людей, последовательность эмоций и чувств, испытываемых ими. Особое значение данная функция дизайна имеет в организации пространства выставочных залов, торговых центров, супермаркетов и т.д. Дизайн позволяет управлять вниманием и поступками потребителей.
Созидательная функция дизайна.
Дизайн постоянно стремится найти что-то новое в уже переполненном пространстве.
Дизайн постоянно стремится найти что-то новое в уже переполненном пространстве. Дизайнер проектирует, планирует то, что еще отсутствует. Он реализует замысел, создавая нечто новое, расширяя пространство культуры. Одновременно происходит самосозидание, помогающее определить человеку себя и свое место в мире. Специфика творчества в дизайне заключается в том, что принципиально новые формы в культуре чрезвычайно редки, прообразы большинства форм уже существуют. Новое часто оказывается хорошо забытым либо известным старым. Это хорошо можно проследить в дизайне одежды, мода отражает весь стиль жизни общества. Дизайнеры, модельеры часто обращаются к истории и находят вдохновение на создание новых коллекций.
Гуманизирующая функция дизайна
Дизайн способствует сближению вещной среды и человека.
Социализирующая функция дизайна
Создавая что-либо, человек материализирует свои сущностные силы. Когда другой человек пользуется вещью, то воспроизводит возможные движения, формы проведения и т.д. Пользуясь вещами, каждое следующее поколение усваивает весь предметный опыт, накопленный культурой до него. Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его. При этом дизайнер ответственен за то, как поведет себя человек в сформированной им вещной среде. Таким образом, с одной стороны сам закладывает модели поведения людей, основываясь на истории, традициях и культуре общества, с другой стороны дизайн осуществляет контроль за поведением людей относительно окружающего его пространства.Идеологическая функция дизайна. Вырастает из возможности вещей воплощать различные идейно-теоретические установки. Когда для заказчика на первое место выходят социально-политические, идеологические, рыночные мотивы, дизайнер оказывается проводником их в жизнь.
Гедонистическая функция дизайна
Гедонизм не подразумевает сведения всех потребностей человека к телесночувсвенным наслаждениям и их все более интенсивной дифференциации. Наслаждение может быть интеллектуальным, когда смыслы и символика вещи оказываются, донесены до того, кто ей пользуется. Нацеленность на удовольствие дает дизайну возможность компенсировать недостаточную удовлетворенность человека жизнью.
Сигнификативная функция дизайна
Утопическая функция дизайна
В современном мире человек стремится уйти от реальности в новые миры, переместиться на другие планеты, вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. прогнозируя вероятные тенденции развития человека и его предметного мира, дизайнер способен воплотить прогноз в вещь. Любая гипотеза требует своего предметного воплощения для того, чтобы быть всесторонне воспринятой и оцененной. Утопическая функция дизайна материализуется в реальном мире в коллекциях одежды, в оформлении выставок и офисных помещениях и т.д.
Знаковая функция дизайна
Функция связана с возможностью создать предметную среду, свидетельствующую о вкусе, образованности, эстетической развитости вещей, но изменяет его у вещей более раннего происхождения.
Экологическая функция дизайна
Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть.
Эстетическая функция дизайна
Дизайн сознательно творит красоту. Он позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла». Она неразрывна со всеми функциями. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь души человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения.
Автор предлагает рассмотреть более подробно эстетическую функцию дизайна. Что же такое эстетика? По мнению автора, эстетика – это красота и гармония во всем: в предметах, в архитектурных сооружениях, в дизайнерских вещах и т.д.
Эстетика – это гармония внутреннего мира человека (души), тела и окружающего мира. Вещь, которую наблюдает зритель, должна быть красивой, удобной, грамотно и гармонично оформленной.
Дадим определение эстетики, обратившись к толковому словарю Ожегова и Даля:
Согласно утверждению Т.Ю. Быстрвой, субстратом эстетического является отношение между человеком и объектом. Можно сказать, что эстетические качества предметного мира являются производными от этого отношения, диктуются состоянием духовной гармонии и свободы, переживаемым человеком. Эстетическое отношение позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла» (А.Ф. Еремеев) предметов, явлений действительности и проявлений человека. Утилитарное отношение неизбежно односторонне и в свою очередь приводит к односторонности человеческих проявлений в нем, к зависимости от него. Преодоление этой зависимости связано с достижением целостности и полноты путем выделения и концентрации положительных значений мира и их чувственного переживания в эстетическом отношении, когда объект перестает быть средством удовлетворения утилитарной потребности, превращаясь в самоцель.
Дизайн целенаправленно творит красоту, установка на создание которой до него была прерогативой исключительно искусства, но при этом утилитарное приходит к диалектическому единству с эстетическим. Это происходит благодаря формированию собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции. Переживание эстетических ценностей ведет к духовной свободе. Поэтому «орудия труда древнего человека таят в себе следы не только утилитарного совершенствования, но и постепенного стремления людей к усилению выразительности формы. Форма предмета подтверждает позитивные проявления его создателя».
Дизайн был практически всегда. Сторонники этой точки зрения [Н.П. Гарин] отождествляют любую деятельность по созданию предметов с дизайном и используют такие выражения как «первобытный дизайн», «средневековый дизайн» и т.п. Начиная с древности, люди стремились к красоте, к пониманию окружающего мира через формы. Изобретая какие-либо орудия труда, предметы быта, люди задумывались не только о том, как ими пользоваться, но и как они будут выглядеть. Форма предмета «приноравливается» к тому, кто им пользуется, являясь как бы продолжением не только тела, но и психики, и души, т.е. всего человека в целом.
В настоящее время появляется большое количество новых форм, различных элементов. Дизайнеры пытаются сделать свои творения более оригинальными, но в то же время удобными, красивыми и эстетичными, отвечающими требованиям потребителей.
В качестве примера хотелось бы рассмотреть предмет, который не отвечает, по мнению автора, требованиям эстетики. Это мягкая игрушка Филиппа Старка. Основным модулем данной игрушки является медведь, на каждой лапе которого головы различных животных. Автор считает, что данная игрушка отрицательно воздействует на человека, а тем более на ребенка. Ребенок не сможет играть с этой игрушкой, так как у него есть определенной представление о том, как должно выглядеть то или иное животное. А если ребенок увидит, что у медведя, который должен ходить на четырех лапах, вместо этих самых лап головы других животных, это вызовет только страх и нанесет психологическую травму. Ребенок – ранимое существо, поэтому игрушка, которую приобретает для него родитель, должна быть веселой, доброй, красочной, смешной и вызывать положительные эмоции. Даже, если только рассматривать голову игрушки, можно сказать, что она не привлекает внимание (недобрый взгляд, без улыбки и т.д.). А представление ребенка об игрушке складывается из первого впечатления. То, какой игрушку ребенок увидел в первые минуты, такой она и сформировалась в его сознании. Возможно, что данная игрушка будет интересна очень маленькому ребенку, у которого еще не сформировалось представление об окружающем его мире, и которому будет интересно играть сразу же с четырьмя «зверьками». Но для детей постарше она неприемлема.
Чтобы понять роль эстетической функции дизайна, можно привести простой пример: обустройство своего дома или рабочего пространства. Каждая вещь в доме должна быть не только удобной, качественной, но и красивой, гармоничной и она должна вписываться в интерьер. Подчеркнуть индивидуальность своего дома, а также воплотить в жизнь любые дизайнерские идеи, можно с помощью окружающих предметов, каких – либо декоративных элементов.
Очень важно, какие предметы, вещи окружают человека большую часть его времени. Даже в обоях, которыми основная часть населения покрывает стены своего дома, можно увидеть эстетическую функцию дизайна. Очень часто дизайнеры придумывают различные рисунки, рельефы на обоях, имитируют разнообразные материалы (камень, дерево и т.д.) для того, чтобы человек смог почувствовать атмосферу, которая ему необходима.
В отличие от своих далеких предшественников, действовавших интуитивно и спонтанно, дизайнеры исходят из осознанной установки на гармонизацию предметной среды. В работе происходит не только усвоение опыта предшественников, но и формирование собственной концепции, программы, мировоззренческой позиции, включающей определенное представление о человеке, его потребностях, нормах вкуса, образе жизни и т.д.
Необходимо учитывать аспект, за который отвечает дизайн: внешний вид изделия, его формы, линии, пропорции, а также цвет. То есть все то, что формирует у потребителя образ продукта. Работу с внешним видом изделия осуществляет промышленный дизайнер. С точки зрения эстетики при разработке изделия нужно учитывать насколько важно созданному предмету отличаться от других. В настоящее время эстетические характеристики являются самыми основными при выборе изделия.
Работу с внешним видом изделия осуществляет промышленный дизайнер.
Смысл дизайна – «возвышать личность, делать её полной самоуважения и достоинства, открывать перед ней пути совершенствования себя и окружающего социального и природного мира». Эстетическая функция дизайна незаменимая. Именно она позволяет достичь гармонии между окружающим пространством и человеком.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные функции, которые выполняет дизайн в жизни каждого человека. А более подробно автор остановился на эстетической функции дизайна.
Дизайн – это особая отрасль жизнедеятельности людей, которая также, как и другие влияет на жизнь человека.
Дизайн — это профессиональный поиск нового образа мира и разработка его концепции.Человеку необходима красота и гармония. Влияние эстетики на жизнь человека очень велико. Оно неразрывно связано с его деятельностью. К примеру, организация предметного мира не возможна без гармонии, ибо понятие эстетики неразрывно с понятием определенного порядка. Взаимосвязь души человека и окружающего мира – вот в чем суть эстетического отношения. Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает человека повсюду – в быту, на работе, отдыхе и т.д. И с течением времени значение дизайна в жизни человека возрастает. Вещи, становятся показателями уровня жизни, определенного статуса, благополучия и социальной защищенности человека. Форма постоянно эволюционирует, приспосабливаясь к новому в жизни человеческого общества.
Функция как базовая категория дизайна
Функция — работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи.
Функция в дизайне рассматривается более широко, чем в технической сфере. Это назначение вещи в связи с ее реализацией потребителем.
Функция (лат. functio — совершение, исполнение) — деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, работа (обязанность, круг действий), производимая органом, организмом; роль, значение чего-либо; действие материального объекта по изменению параметра другого материального объекта.
Функция в дизайне— характеристика, определяющая реальное выполнение изделием своего назначения (реализованное назначение).
Свойство объекта, характеризующее его способность выполнять определенный набор функций,называютфункциональностью.
В функциональности проектируемого объекта, в его техноформе, дизайнер аккумулирует социально-культурную потребность и реализует ее в морфологических свойствах объекта. Для этого он, прежде всего, выявляет техническую функцию объекта и представляет его функциональность в технических эффектах.
Техническая функция — совокупность параметров техноформы.
Параметры техноформы — технические эффекты, которыми должен обладать конструируемый объект (устойчивость-неустойчивость, сборность-неразборность, статичность-динамичность, жесткость-подвижность, скорость движения, мощность, легкость передвижения и т.д.).
Функции:
1. Инструментальная ( орудийная). Вещь – орудие преобразования внешней среды. (мебель, одежда, весь предметный мир). Вещь – усилитель органических возможностей человека (ножницы, подъемный кран, и тд)
2 русла: защита от окр. Среды ( одежда), изменение окр. Среды, приспособление под себя. Любая веешь – образ продолжения человека.
Принцип антропоморфности (соответствие человеку). Это связано с культурой (вилка, палочки, рука)
2. Адаптивная функцияВещь – средство комфортного существования в окр. среде.
3. Коммуникативная – вещь – это “опредмеченный человек”. Это знаково-символическая система. Образное свойство – канал коммуникации дизайнера и потребителя.
Ф-ый анализ- анализ основанный на выявление и оценке ф-ций элементов проектируемой системы. Основные этапы ф-ого анализа: 1. цель этапа –сбор сведений об аналогах объекта2.изучение ф-ого процесса проектируемого изделия. Цель-изучить весь ф-ый процесс, в кот. втянута проектируемая система3. Построение ф-ционой модели нового изделия.: выявить требования к объекту проектирования:
А) Главная ф-я(полезная гл. ф-я) – для выполнения кот. в основном предназначена проектируемая система на данном этапе жизненного цикла. Б) Ранжирование ф-й (основные ф-ии, вспомогательные, дополнительные). Значимость ф-й! В) Свертывание – установление низко функ-ых элементов. Получение новой функц-ой модели, более совершенные решения.
Что такое символическая функция дизайна
Изучение особенностей формирования взаимосвязей дизайна и человека может стать ключом к пониманию самых разнообразных социальных процессов, функции дизайна в обществе и развития современного общества в целом.
Актуальность данной темы заключается в том, что изменения, вносимые в жизнь самим человеком, в той или иной степени являются продуктом дизайна. Это касается не только предметного мира окружающего нас, но и развития различных социальных сфер жизни. Нельзя сказать что дизайнеры, и весь дизайн в целом нацелены лишь на удовлетворение бытовых человеческих потребностей. Происходит расширение понимания предмета дизайна, возникает новый дизайн – «дизайн социального контекста». «Дизайн становиться дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста. Предмет дизайна расширяется до проектирования события, конструирования стилей жизни». (1)
Дизайнер в современном мире это не только реформатор и носитель изменений, а также своеобразный контролер данных изменений. Именно дизайнер, еще на стадии идеи, может контролировать грамотное развитие своего замысла, избегать возникновения ошибок, которые впоследствии могут оказать негативное влияние на человека. Исходя из перечисленного ранее, можно сделать вывод, что дизайн в современном мире это, прежде всего осмысленная деятельность профессионалов, осознающих всю важность и ответственность за свои действия. Именно по средствам дизайна создаются новые социальные ценности, взаимосвязь человека и искусства, важным становиться вовлечение потребителя в процесс проектирования, в целях внедрения более эффективных форм проектной деятельности.
Дизайн – носитель социальных изменений
Вся жизнь современного человека наполнена продуктами дизайна. Дизайн окружает нас повсюду – в быту, на работе, отдыхе и т.д. И с течением времени, функция и значение дизайна в жизни человека только возрастает. Вещи, становятся своеобразным показателями уровня жизни, благополучия и социальной защищенности человека. Рациональное использование продуктов дизайна в повседневной жизни служит основой для физического, и главное морального развития человека.
«Любая социальная структура, не располагающая минимумом предметно-материальной обеспеченности, обречена на медленное вымирание или ассимиляцию культурных и технических достижений других социальных систем. Человек, не обладающий безопасными и удобными орудиями труда, инструментами, жильем и одеждой, охраняющей не только его тело, но и человеческое достоинство, неизбежно оказывается в ситуации хронического культурного обнищания и голода.» (2) Именно поэтому, важно последовательно подходить к исследованию данного аспекта дизайн – деятельности, и если рассматривать дизайн как носитель социальных изменений, то становится неизбежным понимание того, что изменения могут носить как положительный, так и отрицательный характер, и подчас, в руках не грамотных дизайнеров, их негативное влияние может оказаться необратимым.
Изменения – неотъемлемая часть нашей жизни. Технический прогресс становиться составляющим социального и индивидуального прогресса. Но это порождает новые потребности и, следовательно, новые проблемы. Человек требует индивидуального подхода к себе со стороны дизайнера, ведь люди очень разные, индивидуальная чувствительность человека может определяться различными факторами: возрастом, полом, образованием, родом занятий, и другими личностными качествами. И для повышения эффективности сотрудничества дизайнера и потребителя, становится возможным использовать идеи «партисипационного» проектирования. «В конце 1960-х годов термин «партисипационный дизайн» широко обсуждается, а методы соучастия применяются в организации работы групп проектировщиков – архитекторов и индустриальных дизайнеров. Методы соучастия общественности в принятии решений в сфере проектной практики традиционно работающих конструкторских и проектных бюро, требовали серьезного отношения к осмыслению мнений представителей различных слоев населения.»(3)
В своей работе «Теория дизайна» Мосорова Н.Н. выделяет ряд форм соучастияпроектировщика и потребителя. И если рассматривать данный вопрос в контексте индивидуального проектирования, то самой рациональной формой соучастия, по моему мнению, можно считать «Альтернатива» («Alternative»). Данная форма соучастия заключается в прямом общении дизайнера и потребителя, причем дизайнер в формулировке своих проектных предложений использует термины понятные и не профессионалам, формы визуализации проектных предложений (чертежи, планы и т.д.) также должны быть адаптированы к пониманию потребителя. Альтернативный метод соучастия применяется только в том случае, если возможно личное знакомство проектировщика и потребителя.
Из перечисленного ранее, можно сделать вывод, что современный дизайн направлен в первую очередь на конкретизацию и индивидуализацию потребителя, внедрение методов соучастия в практику дизайна. Дизайнер становится своеобразным проводником между искусством и человеком. Но здесь необходимо напомнить о том, что все выше сказанное имеет отношение только к профессиональным дизайнерам, а не дизайнерам – самоучкам.
Трудности дизайна в наши дни значительно отличаются от прошлого, с одной стороны, дизайнер – творческая профессия, требующая определенных художественных навыков, «чувства прекрасного», чувства меры в этом «прекрасном». Но на практике, оказывается, что «дизайн является функциональным элементом индустриальных структур и должен быть ориентирован, во-первых, на решение средствами дизайна корпоративных задач по достижению высоких прибылей и, во-вторых, на определенные, уже сформировавшиеся потребности различных социальных, национальных, возрастных групп населения.»(4) Тогда получается, что функция в дизайне уходит на второй план? Ведь если говорить о коммерческой выгоде, то большим спросом на современном рынке пользуются вещи нередко лишенные этой самой функции. Больше внимания в них привлекает именно яркий дизайн, а не то, что в данный момент человек в них остро нуждается. Но некоторые предметы дизайна заключают в себе и яркий внешний вид, и глубокое функционально содержание. Но большинство потребителей, приобретая данную вещь, не используют и половину содержащихся в ней функций, а руководствуются лишь веяниями моды, тем самым пытаясь по средствам данной вещи поддержать свой социальный статус. Таким образом, получается, что дизайнер должен выбирать – коммерческая выгода или творческое удовлетворение и реализация себя в искусстве. Ведь большинство «дизайнерских» изделий оказываются вне коммерческого рынка. Но в этом есть и положительна сторона – дизайнер, у которого есть возможность, и главное, желание может совмещать два вида деятельности – коммерческую и для «души», а для остальных всегда остается выбор, каким образом реализовать себя в творчестве.
Развитие массового производства товаров несет в себе немаловажный экономический фактор, данная группа товаров вполне доступна для многих слоев населения, и это, несомненно, является положительной стороной вопроса, но в таком случае уже не приходится говорить об индивидуальности каждого человека. Но справедливости ради нужно отметить, что не массовый дизайн делает человека безликим и сливающимся с толпой, а отсутствия элементарного стиля, и четкого ощущения собственной индивидуальности. При умелом и правильном обращении с вещью, будь то предметы одежды, интерьера, даже предметы массового производства помогут выразить то неповторимое и индивидуальное, что привнес в них их обладатель. Из этого следует вывод, что человек всегда остается хозяином положения, и если у потребителя не хватает чувства вкуса и меры, сколько бы качественных и достойных продуктов дизайна не находилось бы в поле его зрения, он все равно выберет «вещицу», созданную недобросовестным дизайнером, даже если ее цена будет на порядок выше чем у вещи качественной.
. цель – сближение человека с миром прекрасного, с качественным и профессиональным дизайном.
Налаживание связей человек – вещь, становится одной из главных функций современного дизайна. История дизайна неразрывно связанна с развитием индустриальных технологий, эти два течения в какой-то степени развивают друг друга, т.е. появление новых технологий производства тут же влечет за собой разработку дизайнерами новых объектов, также как и разработка новых продуктов дизайна стимулирует развитие промышленных технологий. И как следствие, все эти направления развития индустриальных технологий призваны к одной цели – сближение человека с миром прекрасного, с качественным и профессиональным дизайном.
Функции дизайна в бытии
Все что человек когда либо делал, и делает в искусстве в наше время пронизано эстетическим ощущением прекрасного на уровне интуиции. Причем у каждого художника мера «прекрасного» своя, и при создании каждой новой работы, автор полагается, только на собственные чувства и ощущения. «И то, что мы сегодня называем искусством, т.е. некая специальная деятельность (и ее результаты), направленная, прежде всего на создание и выражение эстетического…имеет долгую историю, восходящую практически к истокам самой культуры, но оно далеко не всегда было выделено из утилитарно-бытовой или культово-религиозной деятельности в качестве самостоятельного и самоценного вида.»(5) Вот и сейчас, можно проследить тесную связь между искусством, в виде дизайна, и повседневной жизнью человека, его бытом.
Практически все предметы дизайна, созданные в наше время, служат современному человеку именно в быту. И естественно, что функциональное значение дизайна, в этом случае, трудно переоценить. В работе Т.Ю. Быстровой «Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна» рассмотрено две группы социокультурных функций дизайна: функции дизайна в бытии и антропологические функции дизайна. Рассмотрим подробно первую группу.
Эстетическая функция
Дизайн всем своим существом призывает к эстетизации предметного мира, окружающего человека. Причем, «эстетическое представляет собой не преодоление практического, а отказ от его тотальности, позволяющий достичь духовного раскрытия, Практические нужды перестают быть единственными и включаются в более широкий бытийный контекст, форма предмета подтверждает позитивные духовные проявления его создателя.»(6)
Как измерить уровень эстетического в том, или ином продукте дизайна? Бычков В.В., отвечая на данный вопрос, говорит что: «как видно из самого определения эстетического, строгих критериев «измерения» уровней эстетического не существует и принципиально существовать не может, ибо эстетическое является характеристикой взаимоотношения субъекта и объекта, а так как субъективный компонент принципиально вариативен,…то и не может существовать объективного критерия для уровня эстетического.» (7)
Существует лишь минимальная возможность измерить «долю эстетики» путем учета при анализе вещи группы или класса субъектов восприятия, религиозные взгляды, уровень образования и т.д. Поэтому, сложно судить о доле прекрасного в каждой конкретной вещи, так как это сугубо индивидуальный аспект оценки художественного произведения. Но при этом нельзя забывать о том, что дизайн призван к гармонизации среды, окружающей человека, и по возможности, должен ограждать его от некачественных товаров конвейерного производства, созданных не профессиональными дизайнерами.
Гуманизирующая функция
Дизайн неразрывно связан со своим потребителем, все, что делают дизайнеры, призвано служить человеку, удовлетворять его потребности, прихоти. Как индивидуален каждый человек, также индивидуальна среда, которую он вокруг себя создает. Нельзя со всей уверенностью утверждать, что та, или иная вещь не имеет право на существование, из-за того что мы считаем ее безвкусной, все индивидуально, и если вещь сделана для конкретного потребителя, то в ней заложена именно та функция, необходимая данному, конкретному человеку. Но это утверждение действительно только при индивидуальном, частном подходе к проектированию вещи. Если говорить о массовом производстве, то ответственность дизайнера в этом вопросе возрастает. «В дизайне не может быть мелочей в работе с формой и материалом, потому что им предстоит сосуществовать с человеком, о котором нужно думать в первую очередь.»(8) Но при массовом производстве невозможен диалог между дизайнером и потенциальным потребителем, в этом случае дизайнеру приходится полагаться на собственные представления о его потребностях, но также можно брать за основу статистические данные, практику своих предшественников или собственный жизненный опыт в работе с клиентами.
Организующая функция
Данная функция является следствием основной функции дизайна – гармонизации средывокруг человека, ведь сложно представить хоть какую-то гармонию в хаосе. Организация, упорядочение предметов в пространстве – является неотъемлемой частью этой самой гармонии. Если рассмотреть эту функцию на примере интерьера, то она является едва ли не главной задачей в создании действительно качественного объекта. Так как упорядочить предметы в пространстве, при этом создать для человека по-настоящему комфортную среду, а не просто красивую картинку, которая развалится после нескольких дней пребывания человека в данном интерьере – задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.
Упорядочить предметы в пространстве. задача очень сложная, и решить ее под силу только дизайнеру, с хорошим профессиональным чутьем, которое подкреплено знаниями и навыками в этой области.
Рационализирующая функция
Каждый вещь, претендующая называться продуктом дизайна, должна совмещать в себе две основные характеристики – быть эстетически привлекательной и функциональной. Также в работе дизайнера немаловажное значение приобретает фактор меры, нужно уметь вовремя остановиться, особенно это касается использования декоративных средств в работе над какой-то конкретной вещью или интерьером. Данные аспекты «предполагают рациональную работу дизайнера, посредством которой форма вещи приводится в наиболее адекватное соотношение с ее целью. Предметы, созданные дизайнером, вообще не предполагают излишеств, но только – продуманные излишества.» (9)
Каждый вещь. должна быть эстетически привлекательной и функциональной.
Созидательная (креативная) функция
Возможно ли в наше время, когда казалось бы, все великое уже создано, проявить себя как творческую личность, и открыть для окружающих «Америку» в виде нового, креативного, ранее не виданного дизайнерского объекта? Или уже все было создано до нас, и удел современных дизайнеров лишь переделка уже известных шедевров «под себя», под ситуацию, под заказчика? Не является ли современная эклектика лишь безысходной формой самовыражения? Способ смешения всего что уже было ранее, для получения чего то нового с одной стороны очень удобен, минимум затрат, от дизайнера требуется только знание стилей и воображение, для качественного синтеза знаний и навыков накопленных предшественниками. Но все ли так просто как кажется? В большинстве случаев, данный микс превращается во что-то совершенно немыслимое, что никак нельзя назвать дизайном.
Если рассматривать в качестве примера дизайн интерьеров, то эклектика становится едва ли не самым популярным способом передачи автора своего видения пространства, хотя сам стиль является многодельным и трудоемким, и требует от дизайнера определенных навыков и опыта. И при рассмотрении итогов данной работы, больше половины «шедевров» не заслуживают такого количества внимания, сколько им уделяют, точнее сказать, данные идеи не заслуживают даже того, чтобы быть воплощенными в жизнь. Куда смотрят заказчики, для которых все это создается? Большинство людей полагаются на мнение дизайнеров, а для некоторых, слова дизайнера «модно и актуально» становятся определяющими в принятии решений. В чем же тогда состоит возникшая проблема? В недобросовестных дизайнерах, или в отсутствии вкуса у их клиентов? Не исключено, что дизайнер сам не понимает своих ошибок допущенных в работе, по незнанию, или отсутствию опыта. Но зачем тогда ставить перед собой задачи, решить которые, пока, не предоставляется возможным.
Само понятие интерьера настолько глубокое, и, по-моему, мнению, в интерьере, как и в одежде, нельзя слепо следовать за модой. Как одежда должна идти человеку, так и интерьер должен соответствовать в первую очередь человеку, для которого он создан, а не модным течениям современности. Новое, это зачастую забытое старое, только в новой «обложке».
Сигнификативная функция
Название для вещи, предмета, может играть как значительную роль, так и формальную. Иногда требуется с помощью названия раскрыть до конца функцию, заложенную проектировщиком, в этом случае имя «выступает концентрированной формой представления концепции.»(10) Но зачастую это не требуется, само изделие является носителем необходимой информации. Например, большинство парфюмерных и косметических компаний названы именем собственным (Dior, Chanel и т.д.) а уже сериям выпускаемой продукции данных марок, дают более «говорящее» название, чтобы покупатель данных изделий, мог из многочисленных коробочек и флакончиков, выбрать нужный товар, так как зачастую, форма упаковки не является столь информативной.
Заключение
Дизайн – многогранная структура, как индивидуальна и неповторима каждая отдельная личность, так и индивидуален дизайн. Ведь без социального контекста дизайн представлял бы собой всего лишь декоративное искусство, набор чертежей. Высокая социальная значимость продуктов дизайна и дизайна в целом, обуславливают значение, которое он приобретает в современном мире. Нет людей равнодушных к тому, что их окружает, какая предметная среда становится качественной характеристикой уровня жизни. Подводя итоги проделанной работе, необходимо отметить, что дизайн проникает во все сферы нашей жизни, трудно в таком случае переоценить его влияние на быт современного человека. Определение дизайнера как носителя изменений накладывает на него большую ответственность, повышает социальную значимость его труда.
Большое значение в современном дизайне приобретают идеи сотрудничества потребителя и дизайнера, для наиболее эффективного конечного результата совместной деятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на сегодняшний день, дизайн и его социальная составляющая неразделимы, так как дизайн призван к гармонизации средывокруг человека, привнесения в нее комфорта и индивидуальности.