Что такое символический язык

язык символический

Смотреть что такое «язык символический» в других словарях:

СИМВОЛИЧЕСКИЙ — (от символ). Относящийся к символу, выражающий какое либо отвлеченное понятие, иносказательный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИМВОЛИЧЕСКИЙ от символ. Относящийся к символу, выражающий отвлеченное … Словарь иностранных слов русского языка

символический — маленький, символичный, условный, математический, ничтожный, символьный, малый, чисто символический, символистичный Словарь русских синонимов. символический 1. символичный 2. см. маленький Словарь синонимов русского … Словарь синонимов

ЯЗЫК — знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом Я., помимо словаря, также с и н таксиса и семантики. Синтаксис определяет правила образования выражений Я. и их преобразования,… … Философская энциклопедия

символический язык — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN symbolic language … Справочник технического переводчика

символический язык программирования в ЭВМ — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN computer language … Справочник технического переводчика

символический язык — simbolinė kalba statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. symbolic language vok. symbolische Sprache, f rus. символический язык, m pranc. langage symbolique, m … Automatikos terminų žodynas

Язык исскуства — знаковая система, обеспечивающая существование и развитие художественно эстетической реальности, а также ее синхроническое и диахроническое взаимодействие с социокультурным миром. Основными элементами языка искусства являются художественные… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ЯЗЫК — знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и передачу информации и т. п. Вопрос о знаковом существе Я. занимал уже древних греков. В диалоге Платона Кратил… … Современный философский словарь

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — Вообще – любой психический процесс, основывающийся на использовании символов, символизация или символическое представление. Этот термин часто встречается в работах как когнитивных психологов, так и психологов с психоаналитической ориентацией.… … Толковый словарь по психологии

Геральдический язык — (геральдическое описание, блазонирование) описательный код, выработавшийся в западно европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков,… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК — (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В конституциях стран с многонациональным населением (например, Индии, Канады, Швейцарии) определяется … Юридическая энциклопедия

Источник

язык символический

Смотреть что такое «язык символический» в других словарях:

СИМВОЛИЧЕСКИЙ — (от символ). Относящийся к символу, выражающий какое либо отвлеченное понятие, иносказательный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИМВОЛИЧЕСКИЙ от символ. Относящийся к символу, выражающий отвлеченное … Словарь иностранных слов русского языка

символический — маленький, символичный, условный, математический, ничтожный, символьный, малый, чисто символический, символистичный Словарь русских синонимов. символический 1. символичный 2. см. маленький Словарь синонимов русского … Словарь синонимов

ЯЗЫК — знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом Я., помимо словаря, также с и н таксиса и семантики. Синтаксис определяет правила образования выражений Я. и их преобразования,… … Философская энциклопедия

символический язык — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN symbolic language … Справочник технического переводчика

символический язык программирования в ЭВМ — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN computer language … Справочник технического переводчика

символический язык — simbolinė kalba statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. symbolic language vok. symbolische Sprache, f rus. символический язык, m pranc. langage symbolique, m … Automatikos terminų žodynas

Язык исскуства — знаковая система, обеспечивающая существование и развитие художественно эстетической реальности, а также ее синхроническое и диахроническое взаимодействие с социокультурным миром. Основными элементами языка искусства являются художественные… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ЯЗЫК — знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и передачу информации и т. п. Вопрос о знаковом существе Я. занимал уже древних греков. В диалоге Платона Кратил… … Современный философский словарь

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — Вообще – любой психический процесс, основывающийся на использовании символов, символизация или символическое представление. Этот термин часто встречается в работах как когнитивных психологов, так и психологов с психоаналитической ориентацией.… … Толковый словарь по психологии

Геральдический язык — (геральдическое описание, блазонирование) описательный код, выработавшийся в западно европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков,… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК — (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В конституциях стран с многонациональным населением (например, Индии, Канады, Швейцарии) определяется … Юридическая энциклопедия

Источник

символический язык

Смотреть что такое «символический язык» в других словарях:

символический язык — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN symbolic language … Справочник технического переводчика

символический язык — simbolinė kalba statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. symbolic language vok. symbolische Sprache, f rus. символический язык, m pranc. langage symbolique, m … Automatikos terminų žodynas

символический язык программирования в ЭВМ — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN computer language … Справочник технического переводчика

СИМВОЛИЧЕСКИЙ — (от символ). Относящийся к символу, выражающий какое либо отвлеченное понятие, иносказательный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СИМВОЛИЧЕСКИЙ от символ. Относящийся к символу, выражающий отвлеченное … Словарь иностранных слов русского языка

символический — маленький, символичный, условный, математический, ничтожный, символьный, малый, чисто символический, символистичный Словарь русских синонимов. символический 1. символичный 2. см. маленький Словарь синонимов русского … Словарь синонимов

ЯЗЫК — знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Системность Я. выражается в наличии в каждом Я., помимо словаря, также с и н таксиса и семантики. Синтаксис определяет правила образования выражений Я. и их преобразования,… … Философская энциклопедия

Язык исскуства — знаковая система, обеспечивающая существование и развитие художественно эстетической реальности, а также ее синхроническое и диахроническое взаимодействие с социокультурным миром. Основными элементами языка искусства являются художественные… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ЯЗЫК — знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и передачу информации и т. п. Вопрос о знаковом существе Я. занимал уже древних греков. В диалоге Платона Кратил… … Современный философский словарь

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — Вообще – любой психический процесс, основывающийся на использовании символов, символизация или символическое представление. Этот термин часто встречается в работах как когнитивных психологов, так и психологов с психоаналитической ориентацией.… … Толковый словарь по психологии

Геральдический язык — (геральдическое описание, блазонирование) описательный код, выработавшийся в западно европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков,… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК — (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В конституциях стран с многонациональным населением (например, Индии, Канады, Швейцарии) определяется … Юридическая энциклопедия

Источник

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

Переход от языка функции к языку бытия совершается, когда знаки заменяются символами. Разница состоит в том, как схватывается опыт. Построение знака осуществляется в соответствии с интерпретацией опыта, т.е. посредством прояснения и разграничения значения распознаваемого в повторяющейся ситуации. Знак извлекает значение из его контекста и дает ему собственный статус. В этом процессе цельность опыта приносится в жертву, как, например, когда мы создаем знаки «мозг» и «ум» для прояснения значений, которые мы находим в физиологическом и психологическом подходах к акту мысли. Мы можем употребить термин интуиция для обозначения процесса распознавания значений без интерпретации, т.е. без извлечения их из контекста опыта. Интуиции никогда не могут быть адекватно выражены или переданы посредством знаков, поскольку они (интуиции) распознают значение контекста так же, как и значение символизируемого элемента. Если, например, мы используем слово «мысль» как символ, мы должны быть готовы оставить ясность и определенность и принять его как относимый к отношению между конечным центром сознания и потоком осведомленности, присутствующим в этом центре. Хотя возможно таким образом указать в словах место символа «мысль» в контексте опыта, нет ни прояснения, ни разграничения, которое дало бы слову «мысль» право считаться знаком. С другой стороны, это также и больше чем знак, поскольку он вбирает в себя все значения, которые мы ассоциируем с такими словами как «восприятие», «распознавание (узнавание)», «ассоциация», «осведомленность», а также «ум» и «мозг».

Интуиции – сырой материал языка бытия, как чувственные впечатления – сырой материал языка функции. Каждое слово, относящееся к бытию, должно иметь гибкость значения, принимающую во внимание тот факт, что каждое целое относительно и каждый контекст неограничен. Для того, чтобы создать язык бытия, мы должны располагать набором символов, каждый из которых замещает группу соотнесенных интуиций.

Язык бытия должен иметь на одно измерение больше, чем язык функции, и, следовательно, если знаки могут быть одномерными, то символы должны быть многомерными. Сила символа состоит в связывании различных градаций целостности. Знаки не могут употребляться для выражения как содержания различных уровней, так и отношения между уровнями. Например, может возникнуть лишь путаница, если слово «поверхность» употребляется так, как будто оно имеет одно и то же значение в применении как к атому, так и к столу. Слово «поверхность», следовательно, было бы правильным употреблять как символ нашей интуиции свойства целостности, посредством которого каждое целое А делит существование на часть, которая есть А, и часть, которая не есть А. Интуиция не имеет фиксированного значения, которое могло бы быть обозначено знаком.

Если бы не было различных знаков бытия, можно было бы создать знаковый язык, который был бы адекватным для обозначения всех возможных значений. Из-за наличия разных уровней данная ситуация может иметь более чем одно значение, и эти значения должны быть разделяемы. Для этого необходим символизм. Но восприятие разных уровней не в большей степени символично, чем распознавание значений само по себе является знаком. В очень широком смысле мы можем определить осведомленность об одновременном присутствии разных уровней как «мистический опыт». Мистический опыт может быть либо оставлен в качестве интуиции, либо интерпретирован, порождая теологию. Во втором случае мистик употребляет знаки и трактует свой опыт, как если бы в нем обнаруживалось и было выражено недвусмысленное значение. В альтернативном варианте он может попытаться удержать мультивалентность (многозначность) опыта, и в этом случае его высказывания символичны. В большинстве мистических высказываний путаются знаки и символы, и коммуникация неэффективна.[48]

Путаница становится наибольшей, когда мистик употребляет обычные слова со значением, которое для него имеет силу символа, но читателем воспринимается как не более, чем знак. Если читатель хочет обнаружить предполагавшееся значение написанного, он должен все время помнить, что слова, используемые как знаки, лишены измерения сознания, которое для мистика является наиболее важным элементом его опыта.

Значение символа никогда не может быть полностью знаемо. В нем всегда есть нечто, переходящее пределы функции и скрыто указывающее на сознание бытия. Поэтому, сталкиваясь с символом, мы должны всматриваться в наш собственный опыт, чтобы обнаружить, что здесь отражено. Мы находим, что мы сами присутствуем в символе, и символ в нас, поскольку это не абстрактный знак, который может существовать отдельно от живого опыта.[49]

В функциональном языке знаки могут быть привязаны к внешним значениям, но бытийный язык символов возвращает нас назад к опыту и таким образом может служить связыванию одного опыта с другим. Знак – инструмент знания, в то время как символ вызывает состояние сознания.

Возможности символизма не могут быть схватываемы в функциональных терминах. Символы должны быть наделены интуициями бытия, чтобы служить орудиями для второго или теоретического языка. В смешанном языке обычной речи слова употребляются без различия как знаки и символы. В результате возникает неподлинная значимость, обманчивое значение, теряющее соприкосновение с опытом. В общем следует согласиться с тем, что символ не имеет никакого содержания, кроме опыта, который он замещает, и что, следовательно, употребление символов требует специальной дисциплины, которая весьма отлична от той, которая нужна для философского языка знаков, контекст знаковых значений функционален, а контекст символических значений – сознателен. Все время подчеркивалось, что состояния сознания не могут быть ни знаемы, ни коммуницируемы, и, следовательно, символизм в смысле, сформулированном так, может показаться невозможным. Тем не менее, подлинный язык символов может быть создан группой людей, предпринимающих общие усилия в области сознания. Создание теоретического языка бытия – также работа школ, но другого порядка и с другой дисциплиной и требованиями, нежели те, которые необходимы для школ на уровне абстрактного философского языка. Язык бытия является инструментом, в котором значения не обнаруживаются посредством интерпретации, а создаются посредством усилия. Те, кто достигают употребления символического языка, сами прошли через внутреннюю трансформацию, которая освобождает сознание от функции. В таких людях разные уровни бытия сознательно различаются, поэтому разные и даже противоречивые значения могут быть испытываемы в одной интуиции. Лишь люди, прошедшие такую трансформацию, способны участвовать в разговоре о бытии. Символизм покоится на категориях опыта, но превращает их в более богатое единство. Символизм не аналитичен, а синтетичен. Проблема коммуникации встречает здесь препятствие, которое не существует для функционального языка, где один постоянный контекст может быть обнаружен и разделяем. Значение символов не обнаруживается, а создается; коммуникация зависит от взаимного узнавания шагов, посредством которых достигается значение символа. Не каждый, кто хочет, может придти к владению символическим языком. Можно знать, что должно быть сделано, но не иметь силы, чтобы это сделать.

Источник

Древнейший универсальный язык символов

До возникновения письменности люди использовали универсальный язык символов. Остатки и отголоски этого языка присутствуют в современной культуре.

В основе этого древнейшего праязыка лежат две категории, вокруг которых группируются все символы, которые в большинстве своём неиерархичны, но взаимосвязаны по смыслу. Почти все символы парные. Один символ из пары тяготеет к одной главной категории, а второй — к другой.

Главными категориями является пара: Мужское — женское. Все символьные пары сквозным образом связаны друг с другом по смыслу. Именно эта сквозная смысловая связь делает эти пары символов языком, с помощью которого можно легко расшифровывать смысл древнейших мифов, изображений, пластики и сооружений.

Далее перечислены некоторые пары, сгруппированные для удобства восприятия в условные смысловые группы.

Структура языка

Главные (сквозные) категории

Группа №1

Группа №2

Группа №3

Группа №4

Группа №5

Группа №6

Группа №7

Группа №8

Можно привести и другие пары. Но для понимания структуры и принципа «работы» данного языка этих пар вполне хватит.

Эти пары символов пронизаны сквозной ассоциативной связью. Например, отец — это творец души (ребёнка). Светлый день, когда светит солнце, — это время применения его силы на охоте. Он крупный и высокий как гора, которая устремлена в небо. Выше, чем мать. Он сильный как бык, быстрый как олень, страшный как медведь. Его инструменты — дубина, молот, топор и копьё. Он подобен твердому и прямому стволу дерева или столбу.

Мать даёт тело ребёнку. Она является мягкой и влажной утробой, как пещера внутри горы. Как земля для растений, по которой пресмыкаются змеи и другие рептилии. Как водная бездна. В полутьме пещеры она занимается хозяйством и детьми. Она округлая. Её время ночь (когда светит луна, летает и плачет сова), когда она (мать) соединяется с мужчиной (отцом). Он (отец) входит к ней (матери) как луч солнечного света во время солнцестояния «входит» во тьму дольмена (храма) через каменный вход, попадая на воду в бассейне внутреннего помещения (святая святых), озаряя всё внутреннее помещение лучами света из бассейна (внутреннее строение некоторых сохранившихся дольменов в Англии). Её инструмент — посуда и серп.

Развитие языка

Этот язык возник до письменности и ещё в дописьменнный период претерпел серьёзные изменения, которые связаны с религией. Этот язык был культовым и описывал создание мира. По аналогии с зачатием и рождением ребенка (новая жизнь) древние люди описывали создание мира как соединение мужского и женского первоначал. Соответственно религиозные обряды включали в себя соединение мужчины и женщины, которые отождествлялись с соответствующими первоначалами.

Можно предположить, что люди воспринимали эти два первоначала как некоторые абстрактные категории. Об этом может говорить схематичность культовых объектов (артефактов и храмов). Например, палеолитические Венеры имели отчетливо выраженные органы воспроизводства, а лиц не имели — голова, ноги и руки изображались исключительно схематично. Менгиры также являлись исключительно схематичными сооружениями.

Первое искажение — обмирщение

В дальнейшем параллельно шли несколько процессов, которые сказались на языке символов:

Результатом этих процессов стал сначала стереотеизм (Бог-Отец взаимодействует с (богиней) Великой Матерью для создания мира), а потом и политеизм (когда локальные стереотеистические персонификации размножились и наложились друг на друга в империоподобных обществах Египта, Месопотамии, Греции и др.).

Возможно, во времена акцентирования женского начала и одновременного его нравственного осуждения, возникли следующие символьные пары (также соответствующие мужскому и женскому) как осознание происходящих в религии и культуре процессов:

Таким образом, в ранее нейтральных сбалансированных парах появились сквозные морально-нравственные оценки. Баланс был нарушен. Так ночь, луна, тьма, хаос, бездна, змея, сова, черный цвет, пещеры, подземелья и т.п. стали ассоциироваться с чем-то плохим и злым. А богини становились всё более отрицательными, сюжетно «затягивая» за собой и мужские божества. Поэтому, например, Платон возмущался, что современная ему мифология развращает молодёжь и не даёт положительных образов богов и героев, на которых молодые люди могли бы равняться.

Гипертрофия женского начала, а также политеизм, дали эффект, который отразился в мифологии как оскопление верховного мужского божества. Этот мотив есть как в средиземноморской мифологии (оскопление Урана), так и в месопотамской (оскопление Ану), и в египетской (оскопление Сета). Оскопление осуществлялось серпом — символ луны, ночи, тьмы и т.д.

Имена Урана и Ану не только созвучны, но и символически тождественны. По всей видимости, они имеют значение: один, единственный. Ур-ана, Ану — один (единица) — уан (по-английски), уно (по-итальянский, по-испански), айнц (по-немецки), un (по-французски). При этом слово «ан» по-шумерски означает «небо». Возможно, единица — это черта, которая уходит или направлена в небо. В противоположность мужской «единице» можно привести, например древнее египетское божество первозданного океана Нун (не-ун — не единый, хаос, пустота, бездна, вода). Также не исключено, что имена месопотамских городов Ур и Урук каким-то образом связаны с богом, которого в Средиземноморье называли Ураном, либо прямой связью, либо народной этимологией.

У римлян имя Урана звучит как Целлум — целый, единый, абсолютный.

Таким образом, в оскоплении Ану, Урана или Целлума мы видим мотив вытеснения мужского первоначала из культуры и богослужения «тёмным» женским первоначалом, которое, напротив, набирает силу.

Возможно, придание ценностного, нравственно-морального сквозного смысла изначально нейтральным парам символов было первым значительным историческим искажением древнего языка символов.

Второе искажение — рождение монотеизма

Когда характер языческого (политеистического) богослужения дошел до диких оргий в пьяном угаре (например, финикийцы стали использовать для «обрядов» более крепкое, чем пиво, вино), членовредительств (включая ритуальное оскопление) и жертвоприношений, благочестивые люди предприняли «реформу», которая заключалась в возврате к почитанию почти забытого Бога-Отца — Творца-Создателя мира, а также в полном забвении женского первоначала как «тёмного» земного оргиастического образа. Так появился монотеизм.

Монотеизм усилил ценностную морально-нравственную сквозную связь женских символов с тёмным злом, а мужских со светлым добром. Одновременно произошла путаница некоторых символов. Например, ранее положительный мужской символ огня был перенесен в «темную» область, чёрный цвет был перенесен из «темной» области в «светлую», а пещера стала атрибутом самых ревностных монотеистов (монахов-отшельников). «Мужские» рога языческих божеств стали символом сатаны — врага монотеистического Бога. Некоторые другие символы также были «спутаны» похожим образом.

Путаница значений символов

Огонь был атрибутом языческих культов, с которыми боролись монотеисты. В частности финикийцы предавали детей и стариков огню в честь Баала и Астарты. Поэтому в монотеистической картине мира огонь «перекочевал» в злую преисподнюю, ад (бывший Аид, который у греков был тёмным и сырым, без огня). Около этого же времени или позже «женские» по символике драконы, которые ранее были холодными водными чудовищами-рептилиями, научились вдруг плеваться «мужским» огнём. Классический дракон именуется змеем, обладает чешуёй рептилии, живёт в холодной и тёмной пещере и спит на золоте и драгоценных камнях, отобранных у преданных лютой смерти жертв. Всё это «женские»символы. А вот огонь драконов, рога и отчасти крылья — это уже больше «мужские» символы.

Одежды жрецов Баала и других языческих священников по всей Европе были белыми. Поэтому христианские священники и монахи выбрали своим цветом чёрный, как цвет «мужского» аскетизма. Монашеская традиция придала пещере оттенок благости и святости. Ранее пещера несла отчётливую символику женского первоначала как утробы матери-земли.

Перепутанные символы стали «всеядными» — они теперь используются как в положительном, так и в отрицательном виде. Адский огонь сосуществует с небесным огнём, который сопровождает явления монотеистического Бога и Его ангелов. Рога изображаются как у сатаны, так и у Моисея, величайшего из пророков Бога. Таких примеров можно привести много.

Необходимо понимать причины и суть этих двух глобальных искажений, чтобы «увидеть» древнейший язык символов в его первозданной чистоте и в его развитии в течение тысячелетий неприсьменной и письменной эпох человечества. Знание этого языка позволит лучше понимать образы древних мифов и сказаний, которые дошли до нас. Этот язык отличается исключительной поэтичностью и образностью, не даром большинство мифов и сказаний дошли до нас в стихотворной, поэтической форме гимнов и песен.

Современное состояние

С другой стороны, наблюдается новый виток забвения мужского первоначала Отца-Творца и гипертрофии женского первоначала, но уже не в виде женских богинь, а в виде идеологии городского атеистического материализма. Великая Мать-материя, посредством которой Отец-Творец создал мир, остывает от Его прикосновения, вытесняет Отца и превращается во всеобъемлющий абсолют, деспотично довлеющий над всем, не терпящий себе альтернативы. При этом женское материальное первоначало, которое не уравновешивается и не сдерживается мужским духовным первоначалом, затягивает мир в покой смерти, тьмы, небытия, пустоты, мрака, бездны и хаоса. Как Тиамат, которая хочет уничтожить своих назойливых и беспокойных детей-богов. Как Гея, которая тяготится любвеобилием Урана, за что последний и подвергся оскоплению. Сотворенный изначально сбалансированный мир, сегодня лишен баланса мужского и женского начал, и всё больше «заваливается» в «женский» хаос небытия.

Все эти процессы мы можем осознать, только поняв древнейший язык символов, который использовали наши великие предки и который находится сегодня у нас глубоко в подсознании, выходя наружу только в виде непонятных для большинства людей основательно забытых архетипов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *