Что такое синдром каннера

Что такое синдром каннера

Распространенность синдрома характеризуется показателем 2—4 больных на 10 000 человек с преобладанием его развития у мальчиков (более чем в 2 раза).

Клинические проявления. Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 36 мес (3 лет) жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Для этого заболевания характерны явления протодиакризиса, недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игры аутичных детей характеризуются стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия как дискомфорта, так и комфорта. Форма общения с родными (особенно с матерью) — симбиотическая или индифферентная, т. е. без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.

Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов и посторонних лиц вызывают у аутичных детей реакцию избегания либо недовольства и страха с хаотической агрессией и самоагрессией.

Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.

Моторика аутичных детей угловатая со стереотипными движениями, атетозоподобными движениями в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках». Но наряду с этим у больных аутизмом возможно развитие достаточно сложных

и тонких моторных актов. Речь рецептивная и особенно экспрессивная развивается слабо; отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, т. е. непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может быть разным — от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Последнее сохраняется и после первого физиологического кризового периода. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смещение мыслей, иногда исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм; фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.

В связи с отмеченными особенностями речи представляет интерес процесс ее развития в этих случаях. Первые слова обычно появляются к 12—18 мес, первые фразы к 24—36 мес. Но уже в этом возрасте обращает на себя внимание, что дети не задают вопросов, не используют по отношению к себе личных местоимений, говорят о себе во втором или третьем лице и одновременно наблюдается скандирование или, напротив, напевное произношение слогов слова, незавершенность фраз, бессмысленное и невнятное повторение слов, отказ от утвердительных и отрицательных слов. У детей длительно сохраняются ранние, лепетные интонации, ударения на последних слогах слов, растянутое произношение слогов. Тем не менее дети (хотя и не все) способны запоминать отдельные четверостишия, отрывки прозы, хотя они не могут передать смысла и содержания прочитанного. В дальнейшем наряду с правильным наблюдается невнятное произношение звуков и слов. Постепенно все более отчетливыми становятся отсутствие или полное недоразвитие обобщающей и коммуникативной функции речи. Отмеченные речевые недостатки примерно в Д случаев могут преодолеваться к 6—8 годам, а в других — речь, особенно экспрессивная, остается недоразвитой.

Особенностями детского аутизма являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности, которые в этих случаях сочетаются с примитивными протопатическими формами, т. е. познанием с использованием преимущественно тактильного, обонятельного и вкусового рецепторов, особенно в первичных ориентировочных реакциях. Такие реакции на звуковые и световые раздражители в раннем возрасте могут отсутствовать или резко извращены. Отсутствие указанных реакций дает повод подозревать у аутичных детей глухоту и даже слепоту.

У больных ранним аутизмом Каннера особенно резко изменена игровая деятельность. Она нередко сводится к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. После 3 лет описанное поведение иногда сочетается со сверхценным отношением к отдельным предметам (к машинкам, железкам, лентам, колесам и др.). В течение ряда лет игры обычно не усложняются, становясь все более и более стереотипными, не имеющими единого смыслового содержания.

Имеет некоторые особенности и поведение этих детей по отношению к сверстникам и близким людям. Одни дети активно избегают своих сверстников, другие к ним безразличны, третьи в присутствии других детей испытывают страх. Отношение к близким достаточно противоречиво.

Хотя аутичные дети находятся в симбиотической зависимости от родных, они не дают адекватной реакции на их присутствие или отсутствие. Дети могут тревожиться при отсутствии матери и при этом не проявлять реакции на ее появление. Более редкой по сравнению с индифферентной реакцией на мать встречается негативистическая реакция, когда дети гонят от себя мать и проявляют недоброжелательность к ней. Эти формы общения с матерью могут сменяться одна другой.

Эмоциональные реакции больных аутизмом различны. Одни дети отличаются относительно ровным настроением, другие могут быть веселы, о чем свидетельствует довольное выражение лица, проскальзывающая улыбка, третьи равнодушны и не проявляют ни недовольства, ни радости.

Для раннего детского аутизма Каннера особенно характерны отрицательные реакции на любые попытки изменить привычный жизненный стереотип — вывести на прогулку в новое место, поменять одежду, предложить новую пищу. Все указанное неизменно вызывает протест, негативное отношение, капризность и даже тревогу. Это своеобразное сочетание психической ригидности и косности с чрезвычайной чувствительностью и аффективной неустойчивостью с годами подвергается медленному, частичному смягчению, но полностью эти особенности никогда не исчезают.

С раннего возраста при синдроме Каннера нарушается инстинктивная жизнь. Так, обращают на себя внимание изменения аппетита. Больные с трудом привыкают к новому виду пищи, на протяжении многих лет предпочитают одни и те же виды продуктов. Наблюдаются инверсия цикла сна и бодрствования, затрудненное засыпание, прерывистый сон. Мышечный тонус отличается непостоянством — он то снижен, то повышен. У одних детей практически отсутствует реакция на окружающее, у других отмечается повышенная чувствительность, проявляющаяся беспокойством, беспричинным плачем и т. п.

Течение синдрома Каннера. Синдром детского аутизма приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3—5 лет. В большинстве случаев к этому времени определяются окончательная задержка в развитии инстинктивной жизни, моторики, особенно тонкой, нарушения речевого развития, игровой, эмоциональной сферы, которые и формируют аутистическое поведение в целом.

Специфика синдрома Каннера заключается в сочетании сложных и примитивных реакций в пределах каждой функционирующей системы — феномен «переслаивания». Если на первых этапах развития ребенка это проявляется в основном в нарушении физиологической иерархии простых и сложных структур, то в последующем отмечается и в структуре вторичной задержки психического развития. IQ больных в большинстве случаев ниже 70.

После достижения ребенком 5—6 лет проявления синдрома Каннера, частично компенсируясь, сглаживаются, но это менее всего касается нарушений умственного развития. У детей нередко формируется выраженный олигофреноподобный дефект с аутистическими формами поведения. Иногда на фоне основных проявлений синдрома Каннера возникают неврозоподобные, аффективные, кататонические или полиморфные расстройства, которые утяжеляют прогноз.

Приведенные данные о раннем начале детского аутизма и его клинических проявлениях типичны для врожденных задержек психического развития, а отсутствие в большинстве случаев выраженных позитивных симптомов и явной прогредиентности, а также частичная компенсация к возрасту 6 лет служат основанием для отнесения синдрома Каннера к нарушениям развития, протекающим по типу асинхронного дизонтогенеза.

Этиология и патогенез. Общепринятой концепции об этиологии и патогенезе раннего детского аутизма не существует. Наиболее распространенные представления о причинах его развития делятся на две группы — теории психогенеза и теории биологические.

Теории психогенеза. Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Но относительно быстро эти представления трансформировались в достаточно распространенное и сейчас мнение, что детский аутизм является следствием отсутствия в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла и внимания и общей аффективной положительной атмосферы. Особое значение в этом случае придается взаимодействию в системе мать — ребенок, которое неразрывно связано с постоянным воздействием самых различных раздражителей (стимулов), столь необходимых для созревания функций ЦНС. По-видимому, полностью психосоциальными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания. Об этом, в частности, говорят факты существования чисто психогенного (депривационного) аутизма, который может развиваться, например, у детей-сирот.

Биологические теории. В группу этих теорий входят генетические концепции, теория нарушения развития мозга, теории, связанные с действием перинатальных факторов, а также нейрохимические и иммунологические концепции. Наиболее распространенной среди них является генетическая теория. В пользу особой роли генетических факторов при раннем детском аутизме свидетельствуют следующие данные: 2—3 % сиблингов детей-аутистов страдают тем же заболеванием, что в 50 раз превышает популяционную частоту раннего детского аутизма; конкордантность по детскому аутизму в парах монозиготных близнецов, по данным разных авторов, колеблется от 36 до 89 %, в то же время в парах дизиготных близнецов она равна 0; риск развития раннего детского аутизма у второго ребенка после рождения первого с аутизмом достигает 8,7 %; у родителей детей аутистов распространенность аутистических симптомов превышает таковую в общей популяции. Несмотря на наличие столь убедительных данных, о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма, модус наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположения к нему. В рамках генетической теории рассматривается и роль Х-ломкой хромосомы, поскольку ранний детский аутизм сочетается с синдромом Х-ломкой хромосомы в 8 % случаев (колебания от 0 до 20 %). Однако существо этой связи еще не вполне ясно [Campbell M., Shay J., 1995].

Теории, в которых наибольшее значение придается отклонениям в развитии мозговых структур, основаны как на сугубо теоретических представлениях о незрелости мозговых образований, так и на нейроанатомических и компьютерно-томографических наблюдениях последних лет. Если макроскопически мозг больных детей обычно не имеет каких-либо особенностей, то при микроскопии выявляется уменьшение размеров нейронов в гиппокампе, энториальной коре, миндалине, маммилярных телах и в некоторых других отделах мозга, в том числе в мозжечке (уменьшение числа клеток Пуркинье). При рентгеновской компьютерной и магнитно-резонансной томографии были выявлены уменьшение размеров лобных и височных отделов мозга, особенно слева, и расширение внутренних ликворных пространств. Предполагают, что в пренатальном периоде возможны нарушение созревания нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также нарушения миграции под влиянием генетических или «экзогенных» факторов.

К патогенетически значимым перинатальным факторам относятся различные негативные воздействия в неонатальном, во время родов и раннем постнатальном периодах. Это — кровотечения у матери во время беременности, употребление ею избыточного количества лекарственных веществ, другие токсические и инфекционные воздействия на плод. К этой группе представлений близко примыкают иммуновирусологические теории. К иммунологическим теориям относят, в частности, предположения о возможном наличии в крови матерей аутоантител (например, к некоторым серотониновым рецепторам, белкам нейрофиламент и др.), нарушающих развитие соответствующих элементов нервной ткани. Из вирусных инфекций наибольшее внимание привлекают к себе вирусы краснухи, простого герпеса, гриппа и цитомегаловирусная инфекция, которые особенно опасны на ранних стадиях развития плода.

Нетрудно заметить, что все перечисленные теории полностью соотносятся с таковыми при шизофрении. Поэтому до сих пор не исключена возможность, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических расстройств шизофренического спектра. Необходимо сказать, что на развитие представлений о патогенезе детского аутизма большое влияние оказали работы отечественных детских психиатров по изучению структуры нарушений развития у больных шизофренией детей, так как они отметили ряд вариантов этих нарушений, а именно типы стигматизированного (шизотипического), искаженного (шизоидного) и задержанного развития [Юрьева О. П., 1973]. К ним может быть добавлен и тип асинхронного развития, которое, как правило, сопровождается задержкой развития [Башина В. М., 1970, 1980, 1989]. С нашей точки зрения, синдром детского аутизма Каннера должен рассматриваться в континууме патологии личностного развития: конституциональные шизотипические и шизоидные варианты — промежуточные (синдром раннего аутизма Каннера) состояния — постприступные, шизофренические типы личностных изменений.

Особое внимание придается асинхронности развития функциональных систем, т. е. дезинтегративному типу развития ЦНС при аутизме [Башина В. М., 1970, 1980, 1989; Козловская Г. В., 1996; Mahler M, 1952; Fish В., 1975, и др.].

Некоторые авторы считали, что основные проявления раннего детского аутизма могут быть связаны с недоразвитием активирующих систем мозга [Мнухин С. С., Зеленецкая А. Е., Исаев Д. Н, 1967; Каган В. Е., 1981; Bosch L., 1962; Rutter M., 1966; Diatkine A., 1970].

Имеются также представления о расстройствах адаптационных механизмов у незрелой личности с неустойчивостью и слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка. Асинхронный характер развития при детском аутизме может иметь общие истоки с явлениями «расщепления» при шизофрении. В связи с незрелостью ЦНС последние при детском аутизме могут иметь иное клиническое выражение. Другими словами, своеобразие классического детского аутизма заключается в том, что в его структуре можно обнаружить и черты общего нарушения развития, и его асинхронность, и нарушения развития эндогенного характера. Именно поэтому детский аутизм занимает промежуточное положение в приведенном выше континууме расстройств.

Источник

Синдром Каннера

1) Невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни. В грудном возрасте отсутствует “комплекс оживления” при контакте с матерью (ребенок не реагирует на ее уход, приход, пассивен или негативистичен к ней). Иногда отмечается симбиоз – ребенок не расстается с матерью, но не проявляет к ней ласки.

2) Аутизм – “уход в себя”, проявляется в виде самоизоляции с неспособностью к установлению контакта с окружающими (т.е. контакты с окружающими снижены или отсутствуют):

3) Отсутствует адекватное эмоциональное реагирование (холодны, отчуждены с близкими).

5) Обращает на себя внимание крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными. Также отмечается слабость эмоционального резонанса с гиперестезией к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Т.е. окружающая среда для них является источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается отрицательнымфоном настроения.

6) Болезненная гиперестезия и эмоциональный дискомфорт приводят к повышенной боязливости, легкости возникновения страхов у детей-аутистов. У них часто отмечаются страхи шума бытовых приборов, воды, ветра, которые могут сохраняться годами. (Аутистические страхи связаны с искаженным восприятием окружающего мира, который воспринимается на основании отдельных аффективно значимых признаков, а не целостно).

8) Поэтому для детей-аутистов характерно отсутствие или недостаточность зрительного контакта (который воспринимается как чрезмерный раздражитель). Отсутствие взгляда в лицо создает трудное и для родителей, и для врача переживание отстраненности, отчуждения, приводящее к попыткам активно стимулировать зрительный контакт. Но результатом чаще всего становится полное прекращение контакта.

9) При аутизме отсутствует поведенческая ориентировка на людей, отмечается неспособность к отличению их от неодушевленных предметов. Аутичный ребенок относится к людям как вещам, “ходит мимо людей”, “смотрит сквозь людей”, не реагирует на обращение и обычно ведет себя с людьми как с неодушевленными носителями интересующих его свойств, что может вводить в заблуждение родителей, приписывающих его внимание себе.

10) Физический контакт, если и случается, носит неуклюжий и очень манипулятивный характер, нередко производя формальное впечатление агрессии: ребенок может наступить на голову другому ребенку или обнять за голову так, что тот не может дышать.

11) Аутичный ребенок не только не участвует в детских играх, но и в своей одинокой игре не обнаруживает коммуникативных тенденций (характерных для здоровых детей). Игровая деятельность носит стереотипный, монотонный характер. Чаще всего это механические манипуляции с неигровыми (веревки, гвозди, бумажки) (реже игровыми) предметами (например, ребенок стереотипно перекладывает кастрюли, включает и выключает свет). Отмечается овладевающее пристрастие к играм с неконструктурированным материалом (песком, водой).

12) В последнее время получены данные, согласно которым 70-80% детей с синдромом Каннера страдают умственной отсталостью. Но в любом случае отмечается неравномерность интеллектуального развития и “западение” невербальных показателей по сравнению с вербальными при исследовании по методике Векслера. Нормальная интеллектуальная деятельность всегда характеризуется аутистической направленностью (игры, интересы, фантазии оторваны от реальной ситуации).

13) Речь, вне зависимости от того, развивается она в обычные сроки, с задержкой или, наоборот, с опережением, не используется или используется крайне ограниченно в коммуникативных целях. Речевая продукция обычно спонтанна, ограничивается непосредственными и (или) отставленными эхолалиями (внеситуативным и стереотипным воспроизведением когда-то слышанного). В более мягких случаях обращает на себя внимание несоответствие правильной (грамматически и синтаксически), сложной речи с неспособностью к диалогу. Модуляции голоса вычурные и неестественные, интонирование бедное. При хорошем развитии речи ребенок часто использует метафорические высказывания, необычные языковые стратегии.

14) Особенности коммуникативности взаимосвязаны с формированием “Я”, которое у многих детей с аутизмом происходит лишь к 6-8 годам. Местоимение “Я” появляется в речи не раньше, чем ребенок начинает достаточно свободно и правильно использовать местоимения “он, она, они” и “ты”. Даже к 5-6 годам большинство детей называют себя по имени или во 2-ом или 3-ем лице, не используя слово “Я”, которое, однако, произносят в эхолалической речи.

15) Для детей, страдающих аутизмом типична недостаточность моторики – движения угловатые, неловкие, нередко с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости отмечаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движений.

18) Прогноз при детском аутизме зависит:

Источник

Синдром Каннера (ранний детский аутизм)

Синдром Каннера имеет множество синонимов (ранний детский аутизм, детский аутизм Каннера, эволютивно-процессуальный аутизм Каннера, инфантильный аутизм Каннера) и относится к многообразию аутистических расстройств. Несмотря на то, что первые научные исследования, посвященные этой проблеме, появились еще в первой половине прошлого века, свое название – синдром Каннера данное состояние получило только в 1943 году. Произошло это благодаря врачу-психиатру Лео Каннеру, который выделил и описал особые изменения в поведении детей, которые становятся заметны уже на 1-2 году жизни.

Что такое синдром каннера. Смотреть фото Что такое синдром каннера. Смотреть картинку Что такое синдром каннера. Картинка про Что такое синдром каннера. Фото Что такое синдром каннераК сожалению, на вопрос о точных причинах возникновения синдрома Каннера наука пока что ответить не может. Ведущую роль в его формировании различные исследователи приписывают генетическим нарушениям, патологии развития мозга, расстройствам нейрохимических и иммунных процессов.

В целом, основные проявления синдрома Каннера сводятся к отгороженности от реального мира, наличию стереотипных форм поведения и своеобразию становления психоречевых функций.

Раннее развитие ребенка

Рожденный в положенный срок, с нормальными показателями веса и роста, младенец проходит определенный последовательный путь психоневрологического, речевого, эмоционального и моторного развития: новорожденный зажмуривается при ярком свете, вздрагивает или поворачивает голову на громкий звук; к месяцу он умеет улыбаться, реагирует на обращение к нему, начинает на короткое время удерживать голову.

К 3 месяцам ребенок демонстрирует комплекс оживления (активно двигается, гулит и улыбается); тянет руки при появлении значимого взрослого или интересной игрушки, начинает переворачиваться. В 5 месяцев способен уверенно различать своих и чужих, к 6 месяцам проявляет все больший интерес к окружающему, реагирует на свое имя, лепечет. Уже в 8 месяцев малыш все больше включается в общение, используя лепет и жесты, может подражать взрослым, умеет сам вставать и садиться. Постепенно расширяется репертуар эмоциональных реакций, становится более разнообразной игра, ребенок начинает обращаться с игрушками, учитывая их назначение: катает машинку вперед-назад, кидает мяч. В год в речи появляется порядка 5 лепетных слов, используется указательный жест, обнаруживается интерес к иллюстрациям в книгах, ребенок начинает ходить, совершенствуется мелкая моторика, становится доступным пользование ложкой.

Синдром Каннера в раннем возрасте. Что могут заметить родители?

При синдроме Каннера ребенок с самого начала своей жизни развивается по другому пути.

В раннем возрасте такие дети могут не реагировать на свет и звук, бывают безразличны или, наоборот, чрезмерно чувствительны к дискомфорту, вызванному, к примеру, мокрыми пеленками или голодом, что проявляется в пассивности или плаксивости. Они могут отказываться от еды, «выворачиваться» из рук матери при попытках накормить.

Эти малыши не реагируют на обращение, не заглядывают в лицо, не смотрят в глаза, не тянутся на руки, не различают своих и чужих, нередко бывая равнодушными, в том числе и к собственным матерям. Комплекс оживления может быть выражен слабо, возникать спонтанно или вовсе иметь направленность на неодушевленный объект. Ребенок не всегда может отличить одушевленный объект от неодушевленного.

Игра ребенка с ранним детским аутизмом также весьма своеобразна: порой интерес к игрушкам не пробуждается довольно долгое время, а впоследствии предпочтение отдается и вовсе неигровым предметам: кухонной утвари, ватным палочкам, пакетам, кусочкам бумаги – желанной вещью может стать что угодно.

Прослеживается склонность к так называемым стереотипным играм, суть которых сводится к бесцельному и многократному повторению одного и того же действия. Это может быть пересыпание песка, переливание воды, выстраивание предметов в ряд или же повторяемая последовательность действий: сначала надо положить кастрюлю на кровать, стукнуть по ней куклой, потом произнести определенное слово. Только так и никак иначе! Любое вмешательство взрослого с целью нарушить привычный ход событий может быть встречено бурной негативной реакцией – от плача до агрессии. Впрочем, такое положение дел касается не только игр: дети с синдромом Каннера вообще особо чувствительны к постоянству окружающей обстановки и болезненно реагируют на любые, даже незначительные с точки зрения взрослых изменения. К примеру, ребенок может категорически отказаться от новой одежды или попытки взрослого повести его на прогулку другой дорогой. Разумеется, свое несогласие он будет выражать в доступной ему форме – крик, плач, «истерика», побег, разрушительные действия, агрессия, направленная на окружающих или самого себя.

Ребенок с ранним детским аутизмом. Особенности поведения

Своеобразие пищевого поведения довольно часто встречается у детей при раннем детском аутизме. Накормить ребенка порой становится настоящей проблемой для семьи в связи с выраженностью изменений вкусовых пристрастий: снижение аппетита, отказ от знакомства с новой едой, предпочтение строго ограниченного и далеко не всегда полезного «репертуара» продуктов, непринятие твердой и мясной пищи – это то, с чем наиболее часто сталкиваются родители.

Окружающая среда зачастую становится источником дискомфорта. Вероятнее всего это связано со специфическими особенностями сенсорного профиля малыша – повышенной чувствительностью к определенным видам раздражителей: слуховых, тактильных, световых и пр. Интересно отметить, что гиперчувствительность может быть весьма выборочной. К примеру, ребенок спокойно переносит грохот отбойного молотка, а звук включенного пылесоса вызывает у него панический ужас.

На почве вышеописанного сенсорного своеобразия очень легко формируются устойчивые, сохраняющиеся годами и порой необычные, несвойственные возрасту страхи: боязнь шума бытовые приборов, определенных животных, вещей какого-то одного цвета и т.д.

Внешнее выражение неудовольствия, неудобства или страха может, как уже говорилось, проявляться по-разному: от крика до аутоагрессивных (самоповреждающих действий), когда малыш способен ударять себя, кусать, царапать, биться головой о твердые предметы.

Синдром Каннера у детей: особенности развития

Речь детей с синдромом Каннера также необычна. Как правило, она лишена коммуникативной направленности, т.е. не служит средством для общения, выстраивания продуктивного, целенаправленного диалога.

Первые слова нередко появляются уже к году, фраза – к 2-3 годам, а по мере пополнения словарного запаса мы наблюдаем эхолалии и эхофразии (повторение услышанных слов и фраз), которые произносятся вне контекста ситуации без понимания смысла сказанного. Ребенок может декламировать стихи, воспроизводить длинные и сложные фразы из мультфильмов, обнаруживая хорошую механическую память и богатый словарный запас, вот только значение собственных высказываний для него будет недоступно.

Часто встречаются нарушения звукопроизношения, интонации и темпа речи – ребенок не выговаривает отдельные звуки, его речевая деятельность лишена интонаций или наоборот, окрашена своеобразным интонированием («интонационная вычурность»), ускорена или замедлена.

В отдельных случаях речевое развитие может выровняться примерно к 7-8 годам.

Особые отношения выстраиваются и с местоимением «я». Его появление свидетельствует о том, что ребенок начал выделять себя из окружающего мира – это часть формирования самосознания и взаимодействия с социумом.

Ребенок с синдромом раннего детского аутизма как бы пребывает в «ином психическом пространстве». Малыши могут говорить о себе во втором или третьем лице: «Ты устал», «Катя хочет гулять». В ряде случаев «я» становится доступным ближе к 8 годам.

Говоря о любых речевых расстройствах, важно помнить, что речь не существует сама по себе, отдельно от психического и интеллектуального развития, а является непосредственным отражением высших психических функций. Именно поэтому, преодоление речевых нарушений стоит на втором месте после преодоления нарушений интеллектуальных, которые отличаются неравномерностью и могут достигать уровня умственной отсталости.

Отмечаемые при раннем детском аутизме снижение способности к абстрактному мышлению, буквальное восприятие мира и неспособность к аналогиям существенно уменьшают возможности ребенка к обучению.

Становление моторных навыков также имеет свои особенности. На фоне общей неловкости, неуклюжести прослеживаются двигательные стереотипии – многократно повторяющиеся движения (взмахи руками, хлопанье в ладоши, кружение на месте, хождение на цыпочках). Нарушено формирование так называемых тонких моторных актов. Ребенку трудно дается застегивание пуговиц, завязывание шнурков, удержание в руке карандаша.

Взаимодействие с другими детьми выстраивается непросто. Дети с ранним детским аутизмом могут бояться или избегать других ребят, а могут быть безразличны к ним. Они не включаются в совместные игры, не демонстрируют интереса к сверстникам, предпочитая находиться в стороне. Позже, в школьном возрасте, могут становиться жертвами насмешек из-за своей непохожести на сверстников и неспособности улавливать тонкие эмоциональные проявления других людей.

Отношения с матерями складываются также своеобразно: чаще всего это симбиотическое существование, когда ребенок не отпускает от себя мать и нуждается в постоянном ее присутствии. Однако при этом в ответ он не проявляет никаких положительных эмоций. Куда реже мы можем наблюдать негативное и даже враждебное отношение, когда ребенок прогоняет мать, проявляет к ней агрессию.

Ранний детский аутизм. Постановка диагноза

Как правило, в поле зрения специалистов ребенок с синдромом Каннера попадает не раньше 2-3 лет, когда родители, персонал дошкольных учреждений и работники служб здравоохранения обращают внимание на всё более выраженные особенности его развития.

Окончательный диагноз ставится врачом-психиатром после подробного сбора анамнестических данных (то есть истории жизни и развития ребенка, включая внутриутробный период), консультирования со специалистами (педиатром, неврологом, при необходимости с другими врачами, а также психологом, логопедом и/или дефектологом) и в сочетании с рядом обследований (анализы крови, мочи, ЭКГ и ЭЭГ и т.д.).

Лечение раннего детского аутизма

Своевременно начатое лечение – одно из важнейших условий достижения положительной динамики. В терапии детей с ранним детским аутизмом в настоящее время используются как лекарственные, так и нелекарственные способы.

Любые медицинские препараты назначаются врачом при наличии строгих к этому показаний. К сожалению, волшебной таблетки для терапии раннего детского аутизма пока не существует. Лекарственные методы воздействия направлены на коррекцию основных нежелательных проявлений, которые препятствуют обучению и адаптации ребенка, нарушая повседневную жизнь: гиперактивность, повышенная возбудимость, протестность, агрессия, расстройства настроения и мышления, интеллектуальное недоразвитие. Чаще всего назначаются нейролептики, антидепрессанты и ноотропы.

Широкий спектр немедикаментозных методов дает возможность успешной интеграции малыша в общество, повышает его жизненную и бытовую адаптацию.

На сегодняшний день активно используются методики психологической и нейропсихологической коррекции, занятия с логопедами и дефектологами.

Включение в психокоррекционную работу семей помогает родителям и близким родственникам не только научиться справляться с собственным переживаниями, связанными с состоянием ребенка, но и находить ресурсы для разрешения кризисных ситуаций, создавать вокруг ребенка гармоничную и безопасную среду, способствующую его росту и развитию.

Важной частью реабилитации является дошкольное и школьное обучение, программы которых подбираются индивидуально с учетом сохранности интеллектуальной сферы.

Прогноз

Прогноз зависит от выраженности симптомов. Часто с возрастом и на фоне лечения проявления заболевания сглаживаются. Можно наблюдать некоторую положительную динамику в виде улучшения контактов с окружающими и расширения спектра социально-бытовых навыков, однако при этом многие эмоциональные, личностные и интеллектуальные особенности сохраняются на протяжении всей жизни.

Римма Кондратьева, врач-психиатр детский Отделения №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *