Что такое синергетический подход в педагогике
Синергетический подход в педагогике
Что такое синергетический подход в педагогике
Синергетический подход в педагогике — методологическим направлением в учебной и воспитательной деятельности, который основывается на использовании комплексной системы, включающей идеи, понятия, приемы и методы исследования и координации открытыми нелинейными системами, способными к самоорганизации.
Педагогическая наука — это открытая система, поэтому синергетический подход применим к ней. Его внедрение в педагогику основано на том, чтобы грамотно организовать сферу образования и ненавязчиво направлять учеников и студентов на верный путь, способствовать их самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Синергетика в педагогике проявляется:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
История возникновения
Синергетика возникла в семидесятые годы XX века на стыке двух наук: физики и химии, а затем ей был присвоен статус междисциплинарного подхода.
«Синергетика» — это термин, который происходит от греческого sinergia — «сотрудничество» или «совместное действие».
Огромный вклад в становление этой новой отрасли науки внесли такие известные ученые, как Герман Хакен, Илья Пригожин, Анатолий Жаботинский и Борис Белоусов.
Основные понятия и характеристики
Синергетика занимается исследованием механизмов возникновения новых структур за счет разрушения старых.
Основные понятия синергетики — это:
Принципы и методы синергетического подхода в образовательном процессе
Принципами синергетического подхода в образовании являются модели синергетического мышления (паттерны), которые позволяют по-другому увидеть многие процессы и явления в педагогике. Происходит это за счет новых знаний о системах нелинейного типа.
Основные принципы синергетического подхода — это:
Методами синергетического подхода в педагогике являются:
Синергетический подход в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Применение синергетического подхода в современной педагогике
Современный этап общественного развития требует коренных преобразований во всех сферах жизнедеятельности. Система образования более всего нуждается в реформировании, поскольку от нее зависит воспитание и образование подрастающего поколения, обучение квалифицированных специалистов, профессионалов в сферах научно-технического и информационного направления.
Синергетика базируется на понятии открытой системы, которая существует только во взаимосвязи с окружающей средой и непрерывном притоке энергетического вещества из нее. Это способствуют самоорганизации всех ее системных процессов. Такая самоорганизация протекает на основе распада, ранее имевшейся структуры и развитием нового способа построения. Это происходит по принципу обратного взаимодействия.
С этой точки зрения можно объяснить взаимодействие системы с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на ее развитие, эволюционные изменения. При этом, система должна быть устроена таким образом, чтобы подвергаться и принимать подобное внешнее воздействие.
Процесс самоорганизации составляет фундамент эволюции. От нее зависит появление и развитие совершенно новых форм и моделей, структур, более качественных и сложных по своему развитию и функциональному значению.
Поскольку педагогическая наука представляет собой открытую систему, то синергетический подход актуален для применения в ней. Его использование в педагогике основывается на том, каким образом можно организовать процесс управления образовательной системой, не управляя ею, грамотно и результативно, но не навязчиво направлять учащихся на правильный путь, способствовать формированию у них навыков самовоспитания, самообразования, саморазвития и самосовершенствования.
Синергетический подход в педагогике исключает диктатуру и авторитет педагога в учебно-воспитательном процессе. Педагог должен не опекать ребенка и принуждать к действию, а лишь мотивировать его развивать познавательную активность и заинтересованность в непрерывной учебной работе, открывать себя, познавать окружающий мир и искать собственный путь развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Синергетический подход является методологическим направлением в учебной и воспитательной деятельности, который основывается на использовании комплексной системы, включающей идеи, понятия, приемы и методы исследования и координации открытыми нелинейными системами, способными к самоорганизации.
В образовательной сфере, синергетический подход связан с применением специальных методик и технологий, направленных на поиск нового знания, открытия истин нового значения, носящих приближенный характер и базирующихся не интуиции, творческих началах, фантазии, воображении. Он основывается на гуманистических началах и личностном ориентировании. Его применение помогает достичь положительных результатов и разрешить многие проблемы современного общества.
Синергетический подход в педагогике базируется на идее о том, что процессы воспитания и образования всегда будут носить нелинейный и ассиметричный характер, поскольку они подвержены воздействию социально-экономических факторов.
Все субъекты педагогического процесса рассматриваются, как отдельные подсистемы, поэтапно развивающиеся и переходящие к саморазвитию.
Рисунок 1. Синергетический подход в педагогике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы синергетического подхода
В качестве принципов синергетического подхода применяются паттерны – модели синергетического мышления. Паттерны позволяют расширить представление о многих процессах и явлениях педагогики, за счет содержания новых знаний о методах самоорганизации и саморазвития систем нелинейного типа.
Основными принципами или паттернами синергетического подхода являются:
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
Доклад на семинар ШМО
учителей естественно-математического цикла.
Подготовила: Лазарева Е.А.,
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИКЕ
Термин «синергетика» происходит от греческого «содружество», «сотрудничество» [12] и акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании структуры как единого целого.
По нашему мнению, синергетика входит в универсальную методологическую парадигму, относящуюся к тем областям знания, где изучаются сложные системы, явления самоорганизации, и представляет собой единый междисциплинарный подход к исследуемым предметам и объектам.
Предметом синергетики являются механизмы самоорганизации. Поэтому ее и называют теорией самоорганизации. «Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далеких от равновесия состояниях вблизи особых критических точек» [13]. Иногда самоорганизация определяется как «упорядочение каких-либо элементов, обусловленное внутренними причинами, без воздействия извне» [2].
По словам Г. Хакена [14, 15], свойства самоорганизации обнаруживают объекты самой различной природы. Процессы же самоорганизации происходят за счет перестройки существующих и образования новых связей между элементами системы. Отличительной особенностью процессов самоорганизации является их целенаправленный, но вместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды. Процесс самоорганизации происходит в результате взаимодействия случайности и необходимости и всегда связан с переходом от неустойчивости к устойчивости.
Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их внутренних возможностей.
Как показали исследования, синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, открытых систем, как общество, различных его подсистем, в том числе и образования.
В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования стали идеи, отправной точкой которых является синергетичность процесса образования, а под педагогической синергетикой понимается только становящаяся на прочную позицию область педагогического знания, мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях самоорганизации педагогических систем.
Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки зрения нашли отражение в работах В. А. Аршинова, В. Г. Буданова, В.Г. Виненко, В. А. Игнатовой, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, Г. Г. Ма-линецкого, Н. М. Таланчука, Л. Н. Макаровой, Ю. В. Шаронина, С. С. Шевелевой, В. В. Маткина, О. Н. Федоровой и др.
Несмотря на то что вопросам синергетики посвящено немало работ, такие понятия как «педагогическая синергетика», «синергетический подход» еще не получили однозначного толкования в педагогике и находятся в стадии разработки.
Интерпретация педагогических явлений с точки зрения теории самоорганизации представляется задачей сложной, но весьма важной. В существующих ныне учебниках, справочниках по педагогике нет определений термина «педагогическая синергетика», что говорит о недостаточной теоретической разработанности данного феномена в самой науке.
Причины сложившегося положения мы видим в следующем. Во-первых, термин «синергетика» характеризуется относительной новизной. Во-вторых, интересующая нас область науки, занимающаяся изучением процессов самоорганизации, еще не вполне оформилась, далека от своего завершения и потому не обладает единой и общепринятой терминологией, а математический аппарат синергетики сложен и не всегда может быть в доступной форме распространен на основные педагогические положения. В-третьих, достаточно быстрая эволюция новой области знаний не оставляет времени на то, чтобы так же быстро систематизировать все накопленные научные данные и построить логически строгую и в достаточной степени стройную систему понятий. В-четвертых, в силу своей специфики синергетические исследования проводятся разобщенно, каждая наука при этом использует «свой» словарь.
Как справедливо отмечает В. А. Игнатова [5], активному внедрению идей синергетики в образование препятствуют прежде всего традиционное педагогическое мышление и убежденность разработчиков содержания образования в том, что будто бы должно пройти не менее полувека между утверждением познавательной модели в науке и ее адаптацией в образовании. По этим причинам статус синергетики в системе педагогической науки еще не вполне определен.
Тем не менее вопрос о внедрении принципов синергетики в педагогическую теорию и практику приобретает все большую актуальность, и это осознается многими исследователями, которые разрабатывают отдельные вопросы этой теории. Так, А. А. Ворожбито-ва [3] рассматривает педагогическую синергетику в качестве синтеза многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся в личности обучающихся.
В. И. Андреев [1] предлагает назвать педагогической синергетикой «область педагогического знания, которая основывается на законах и закономерностях синергетики, то есть законах и закономерностях самоорганизации и саморазвития педагогических, то есть образовательно-воспитательных систем». Педагогическая синергетика, считает В. И. Андреев [1], дает возможность по-новому подойти к разработке проблем развития педагогических систем, рассматривая их прежде всего с позиции «открытости», сотворчества и ориентации на саморазвитие.
В некоторых педагогических источниках [10] синергетика определяется как «наука, исследующая процессы перехода сложных систем из неупорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых их суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности».
Таким образом, для педагогики синергетика начинает выступать как один из методологических принципов, поскольку в рамках целенаправленного взаимодействия в педагогическом процессе как раз и наблюдаются эффекты, изучаемые новой областью знаний.
В. А. Игнатова [5] выделяет три важнейшие составляющие использования идей синергетики в образовании:
· дидактические аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования;
· использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем;
· применение в управлении учебно-воспитательным процессом.
Как отмечает В. Д. Грачев [4], распространение синергетических идей в современных условиях стало: мощным фактором, обеспечивающим стирание границ между естествознанием и обществоведением и построение универсальной эволюционной картины мира; средством гуманитаризации образования; своеобразным «методологическим инструментом» при исследовании массовой психологии, а также механизмов творчества.
Чтобы применять принципы синергетики к анализу процессов, происходящих в образовании, необходимо определить, насколько система образования может рассматриваться как синергетическая. Для этого она должна изучаться с позиции методологии синергетики, как открытая, самоорганизующаяся, нелинейная система.
Основными понятиями синергетики являются открытость, нелинейность, неравновесность. Теория самоорганизации оперирует такими понятиями, как точки бифуркации, флуктуации, диссипативные структуры/, аттрактор, фрактальность
Систему образования можно считать открытой, поскольку, во-первых, в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и обучающимся (обратная связь), целенаправленного добывания информации. Во время этого процесса появляются новые цели, методы и средства обучения. Во-вторых, меняется содержание образования, т. к. оно не соответствует системе знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Результат образовательного процесса всегда отличен от замыслов его участников. В-третьих, постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему из устойчивого равновесия.
Как известно, синергетика исходит из принципа эволюционирования окружающего мира по нелинейным законам. В широком смысле эта идея может быть выражена в многовариантности или альтернативности выбора.
В системе образования многовариантность означает создание в образовательной среде условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса индивидуального движения к успеху, стимулирование самостоятельности выбора и принятия ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути. Более конкретно такой выбор заключается в возможности определять индивидуальную траекторию образования, темп обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип учебных заведений, учебные дисциплины и преподавателей, формы и методы обучения, индивидуальные средства и методики, творческие задания и т. п.
Процесс самоорганизации представляет собой самопроизвольное возникновение, относительно устойчивое существование в открытых неравновесных системах новых структур. Самоорганизация в педагогической системе предполагает наличие определенного взаимодействия между обучающим и обучающимся, что соответствует требованиям развития педагогической системы и вытекает из объективных предпосылок её самодвижения. Это позволяет понять и механизм развития педагогического процесса.
Прочие важнейшие понятия синергетики также достаточно корректно соотносятся с понятиями традиционной педагогики (см. таблицу).
Таблица соотношения понятий синергетики традиционной педагогики
Основные понятия синергетики
Это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования
Состояние неустойчивости нелинейной среды
Неопределенность и возможность выбора, способность к которому следует считать жизненно важным качеством человека, находящегося в критических ситуациях, аномальных условиях существования и выживания
Возникновение ситуаций неопределенности, отсутствие единого решения и подхода, проблемная ситуация. Неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого
Отход от жестких учебных программ, подчеркивание важности импровизации, интуиции, способности изменить весь сценарий занятия из-за, казалось бы, случайной реплики студента или другого «малого» события
Альтернативные развилки веера возможностей. Критический момент неопределенности будущего развития
Относительно устойчивые возможные состояния, на которые выходят процессы эволюции в открытых нелинейных средах; видимо, можно судить о некой предопределенности будущего, т. е. о том, что будущее состояние системы как бы «притягивает, организует, формирует, изменяет» ее настоящее состояние
Постоянные изменения, колебания и отклонения. Порождают состояние нестабильности, неравномерности
Таким образом, синергетика может выступить «в качестве методологической основы для прогностической и управленческой деятельности в современном мире. Синергетика ориентирована на поиск неких универсальных законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы» 9. С использованием идей синергетики, во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития; в-третьих, синергетика демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания структур, удаления лишнего [7, 8].
С позиции синергетики в обучении нет абсолютной бесструктурности, абсолютного беспорядка; даже хаос становится предметом науки. И хаос, и случайность, и дезорганизация могут быть не только разрушительными, но в определенных обстоятельствах заключают в себе созидательное и конструктивное начало.
Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет притока энергии, информации, вещества извне, но прежде всего за счет использования своих внутренних возможностей.
Новая синергетическая концепция может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных, эволюционирующих, открытых систем, как общество, различные его подсистемы, в том числе система образования.
8. Князева, Е. Н. Синергетический вызов культуре/Е. Н. Князева / Московский международный синергетический форум / http://wwwph. ras. ru/
10. Князева, Е. Н. Курдюмов С. П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов / http://www. uni-dubna. ru
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Статья: Синергетический подход в педагогике
Название: Синергетический подход в педагогике Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: статья Добавлен 21:54:46 01 сентября 2012 Похожие работы Просмотров: 1006 Комментариев: 17 Оценило: 1 человек Средний балл: 3 Оценка: неизвестно Скачать |