Что такое синкинезия в логопедии
Синкинезии у ребенка
Многие родители отмечают, что при попытке показать возраст на пальчиках, малыш задействует всю руку или даже обе. К произвольному движению одной части тела присоединяется рефлекторный ответ другой. Это вариант проявления синкинезии. Он может быть как нормой, так и указывать на патологию развития, в зависимости от симптомов.
Признаки и проявления
В раннем детстве малыши совершают много бессознательных действий. Например, младенцы приоткрывают рот, когда шевелят ручками и ножками, но до года это проходит. Чем старше ребенок, тем меньше сопутствующих движений он делает. Такая тенденция считается нормальной.
Существуют возрастные нормы количества синкинезий, связанных с мелкой моторикой:
У современных детей моторное отставание выражено сильнее, чем у их предшественников, поскольку сегодняшний образ жизни требует меньше ручного труда. Синкинезии также развиваются и как самостоятельный симптом поражений нервной системы или ее отделов.
У современных детей моторное отставание выражено сильнее, чем у их предшественников, поскольку сегодняшний образ жизни требует меньше ручного труда. Синкинезии также развиваются и как самостоятельный симптом поражений нервной системы или ее отделов.
Причины
Одновременное сокращение не связанных между собой мышц происходит, когда они управляются из одного центра в головном мозге (отдельные центры еще не сформированы). Это определяется незрелостью нервной системы малыша.
К причинам патологических синкинезий относятся:
Когда необходимо обращаться к врачу
Если количество синкинезий не соответствует возрастным нормам, требуется работа с мелкой моторикой. Игнорировать проблему нельзя, иначе ребенку будет трудно освоить элементарные навыки — письмо, рисование. Возможно отставание в учебе.
При серьезных патологиях крайне важно вовремя диагностировать проблему и обратиться к специалисту. Это поможет избежать осложнений в виде речевой, двигательной дисфункции, остановить прогрессирование болезни.
Как мы можем помочь
Помните, что симптомы, описанные выше, часто указывают на наличие тех или иных проблем с ЦНС и проводимостью нервных путей. Если у ребенка наблюдаются синкинезии, обратитесь к специалисту. В нашем Центре Вы можете проконсультироваться у невролога и пройти комплексную диагностику.
Синкинезии в практической логопедии
Кроме речевой симптоматики, у детей с неврологическими патологиями наблюдаются и другие изменения. Синкинезии в логопедии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Например, при поднятии языка поднимается верхняя губа.
Подобные явления могут наблюдаться не только в артикуляционной моторике, но и в скелетной мускулатуре. Особенно в отделах, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. Иногда во время разговора ребенок двигает пальцами, хотя в этом нет необходимости, – это синкинезия. Такие непроизвольные движения являются одним из признаков сложных речевых расстройств.
Существует несколько разновидностей непроизвольных сопутствующих движений, которые могут проявляться у людей с нарушениями речи.
Синкинезии часто сопровождают дизартрические расстройства, особенно когда у человек испытывает сильное психоэмоциональное напряжение. Происходит нарушение артикуляционной моторики, иногда появляется гиперсаливация (сильное слюнотечение).
При диагностике логопед отмечает наличие тремора (дрожания) языка, нарушение работы мимической мускулатуры, непроизвольные движения нижней челюсти. Коррекционную работу над преодолением синкинезий в логопедии проводят параллельно с другими видами работ при речевых расстройствах.
Этиология
Раньше медики и логопеды полагали, что справиться с данной патологией нельзя. Считалось, что причина – необратимое нарушение иннервации лицевого нерва. Но дальнейшие исследования и уточнение определения показали, что этиология синкинезий – обширна, соответственно можно подобрать методики по их преодолению. Причины:
Все перечисленные причины – серьезные, и требуют медицинских знаний, чтобы подобрать правильное лечение. Поэтому детям, в анамнезе которых есть синкинезии, оказывают комплексную помощь, в том числе и медицинскую. Это повышает эффективность коррекционной работы.
Особенности логопедической диагностики
Наличие непроизвольных сопутствующих движений можно выявить и на логопедическом обследовании. Для этого проверяют состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной и мимической.
Оценка общей моторики
Для ее оценивания предлагают упражнения на статику (удержание) определенной позы и динамические задания:
Специалист обращает внимание на координацию, на наличие сопутствующих движений: например, при поднятии ноги ребенок может высовывать язык или при стоянии на одной ноге вторая пытается распрямиться и др. Также оценивается и состояние ребенка: насколько быстро он устает, как реагирует, если задание не получается. Иногда дети с нарушениями мышечного тонуса могут отказываться выполнять какие-либо задания, потому что они испытывают физический дискомфорт. Например, могут быть болезненные ощущения при выпрямлении ноги или руки. Все это признак нарушения общей моторной сферы.
Оценка пальчиковой моторики
Множество исследований доказали, что пальчиковая моторика связана с работой речевых центров. Поэтому ей уделяется особое внимание в коррекционной работе. Если ребенок испытывает затруднения в освоении тонких дифференцированных движений пальцами, то у него могут возникнуть сложности в формировании звукопроизношения.
Все упражнения выполняют в определенной последовательности. Сначала делают правой рукой, потом левой и обеими одновременно. Удерживать позы нужно под счет до 5.
Во время выполнения вышеперечисленных упражнений логопед обращает внимание на точность их выполнения; координацию; трудности в переключении. Синкинезии могут проявляться в содружественных движениях мимических мышц (например, опускание нижней челюсти, поднятие языка и др.) или одновременном выполнении всех проб на обеих руках.
Оценка мимической мускулатуры
Часто при тяжелых речевых расстройствах отмечается нарушение лицевой моторики. Для ее проверки ребенку предлагают изобразить эмоции удивления, злости, грусти, радости. При выполнении этого задания могут проявиться лицевые и оральные синкинезии. Ребенку перед выполнением показывают картинки с изображением этих эмоций, если у него возникают затруднения с пониманием инструкции.
Оценка артикуляционной моторики
Для проверки предлагают задания на удержание позы и на проверку динамической стороны.
Во время выполнения упражнений специалист смотрит на точность движений; особенности переключения; наличие тремора языка и состояние его мышечного тонуса. При дизартрии во время проверки артикуляционной моторики могут проявиться синкинезии. Например, при опускании языка вниз ребенок морщит лоб или опускается верхняя губа, могут возникать и другие виды непроизвольных движений.
Коррекционная работа
Чтобы преодолеть синкинезии нужно комплексное воздействие. Это упражнения для улучшения состояния общей моторики, расслабление мышечного тонуса. Поэтому таким пациентам часто рекомендуют заняться плаванием, потому что оно благотворно влияет не только двигательную активность, но и на нервную систему.
Дети с наличием синкинезий посещают занятия ЛФК, проходят курсы терапевтических массажей, которые назначает врач. Если они проявляются в артикуляционной и лицевой моторике, то добавляют курс логопедического массажа. Выполнять его должен только логопед, окончивший специальные курсы. В домашних условиях можно делать несложный самомассаж, также благотворно влияющий на лицевые и артикуляционные мышцы.
При дизартрии назначают медикаментозное лечение. Оно не только стимулирует работу речевых центров, но и влияет на состояние мышечного тонуса.
Чем раньше родители обратились за консультацией к специалисту, тем эффективнее будет коррекционная работа. Преодоление синкинезий благотворно влияет не только на речевую деятельность, но и на нервную систему и состояние мышечного тонуса.
Детские синкинезии
Они появляются, когда один из центров мозга берет на себя функции „соседей». Например, участок, ответственный за двигательную активность одного пальца, берет на себя еще и чужие функции: скажем, другого пальца, руки или ноги, языка, для которых в мозге не образовалось своей зоны. И проблемы, которые возникли у малыша сейчас, — еще цветочки по сравнению с тем, с чем предстоит ему столкнуться в школе.Головной мозг и руки тесно связаны между собой, и проблемы с ручками рождаются именно в голове.
Сегодня, по статистике, у 67 процентов детей, поступающих в школу, есть какие-то неврологические проблемы, и синкинезия — одна из них. Таким детям не дается грамота, им трудно освоить написание букв и цифр (может появиться их зеркальное отображение), у них низкая работоспособность и концентрация внимания.
От синкинезии вполне можно избавиться, заставив мозг разбить объединенные функции так, чтобы каждый двигательный компонент получил свой „центр управления» в головном мозге.
Вот некоторые советы, как распознать это заболевание и какие упражнения можно делать дома, чтобы к школе малыш догнал сверстников.Если ребенок на протяжении длительного времени неправильно держит ложку — это уже повод насторожиться. К 3 годам дети вполне в состоянии хорошо управляться со столовыми приборами. После 3 лет малыша, который упорно берет ложку в кулачок, необходимо показать специалистам.
Неловкость ребенка — тоже повод насторожиться. Если в игре 6-7-летние дети не вписываются в дверной проем, задевают углы мебели или ребенок берет книжку и одновременно опрокидывает стакан — это явные признаки нарушения координации, пространственных представлений и, возможно, синкинезии. Но родители и это зачастую списывают на природную неуклюжесть и неповоротливость малыша. Или, скажем, ребенок отказывается рисовать. Неправильно держит карандаш, кисточку, и даже специальные „пальчиковые» краски его не могут заинтересовать. Скорее всего, кроха чувствует, что рисование ему дается хуже, чем сверстникам. По мнению специалистов, малыш отказывается от рисования чаще всего по двум причинам. Либо в его памяти остался негативный след, если в раннем возрасте его не похвалили за рисунок, либо это синкинезия — и тогда малышу просто физически тяжело держать в руке карандаш.
Удостовериться в том, что с крохой не все в порядке, помогают довольно простые тесты. Их вполне можно сделать дома.
Ребенок с синкинезией либо вообще не может, либо неправильно выполняет элементарные на первый взгляд упражнения. Итак, проверим?
Собственно говоря, синкинезия — это непроизвольные содружественные движения. Они присутствуют почти у каждого человека.
Например, при ходьбе мы машем руками или, когда подкрашиваем ресницы, от усердия высовываем язык. Но это синкинезия, которая не мешает нам в жизни.
Проблема детской синкинезии в том, что ребенку требуется значительно больше сил на обучение, чем его сверстникам. Та энергия, которая могла бы расходоваться на внимание и работоспособность, вместо этого идет на компенсацию дополнительных и совершенно лишних движений.Например, малыш рисует и одновременно активно двигает языком. Или при какой-то деятельности у него вдруг начинают шевелиться губы.
Когда вместе с рукой у ребенка работает язык — значит, у него один центр в головном мозге отвечает и за три пальца, и за язык. И этот центр берет энергии в три раза больше, чем должен был бы брать. Один центр в мозге может объединять пальцы и зрение. И тогда одновременно с работой пальцев напрягаются глаза, и ребенок неправильно списывает задания с доски. Это происходит не потому, что он невнимательный. Стоит ему приподнять голову, чтобы рассмотреть, что же написано на доске, как глаз перестает работать „правильно». Он хаотически выхватывает лишь куски из написанного учителем на доске.Был случай, когда к хирургу на консультацию привели ребенка, у которого во время занятий в первом классе стали болеть ноги. Самое удивительное, что причиной оказалась опять же синкинезия. Как только ребенок брал ручку и начинал писать, мышцы у него на ногах напрягались и у малыша сводило ноги.
Почему же так важно правильно держать карандаш и ручку? Ответ прост как дважды два: именно так меньше всего сил мы затрачиваем на письмо, при этом не напрягая руку. А значит, сохраняется масса энергии на другую деятельность: например, можно одновременно слушать объяснения или списывать с доски. А если карандаш взять неправильно и локоть повиснет в воздухе, то огромные усилия ребенок потратит только на то, чтобы удерживать руку в нужном положении.
Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность. Да это и понятно: ведь его энергетический запас съедается сопутствующими письму движениями, которые ему вовсе не нужны! Раз малыш утомлен — значит, он мало что воспринимает и ему надо погрузиться в себя, чтобы поднакопить энергии. А если в это время идет урок? Методики специалистов для работы с такими детишками, как правило, базируются на двигательных упражнениях и медикаментозном лечении.
Что такое синкинезия в логопедии
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Синкинезии в логопедии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Например, при поднятии языка поднимается верхняя губа.
Бесплатные занятия с логопедом
Кроме речевой симптоматики, у детей с неврологическими патологиями наблюдаются и другие изменения. Синкинезии в логопедии – это непроизвольные движения, сопутствующие произвольным. Например, при поднятии языка поднимается верхняя губа.
Подобные явления могут наблюдаться не только в артикуляционной моторике, но и в скелетной мускулатуре. Особенно в отделах, связанных с речевыми центрами коры головного мозга. Иногда во время разговора ребенок двигает пальцами, хотя в этом нет необходимости, – это синкинезия. Такие непроизвольные движения являются одним из признаков сложных речевых расстройств.
Существует несколько разновидностей непроизвольных сопутствующих движений, которые могут проявляться у людей с нарушениями речи.
Синкинезии часто сопровождают дизартрические расстройства, особенно когда у человек испытывает сильное психоэмоциональное напряжение. Происходит нарушение артикуляционной моторики, иногда появляется гиперсаливация (сильное слюнотечение).
При диагностике логопед отмечает наличие тремора (дрожания) языка, нарушение работы мимической мускулатуры, непроизвольные движения нижней челюсти. Коррекционную работу над преодолением синкинезий в логопедии проводят параллельно с другими видами работ при речевых расстройствах.
Этиология
Раньше медики и логопеды полагали, что справиться с данной патологией нельзя. Считалось, что причина – необратимое нарушение иннервации лицевого нерва. Но дальнейшие исследования и уточнение определения показали, что этиология синкинезий – обширна, соответственно можно подобрать методики по их преодолению. Причины:
Все перечисленные причины – серьезные, и требуют медицинских знаний, чтобы подобрать правильное лечение. Поэтому детям, в анамнезе которых есть синкинезии, оказывают комплексную помощь, в том числе и медицинскую. Это повышает эффективность коррекционной работы.
Особенности логопедической диагностики
Наличие непроизвольных сопутствующих движений можно выявить и на логопедическом обследовании. Для этого проверяют состояние моторной сферы: общей, пальчиковой, артикуляционной и мимической.
Оценка общей моторики
Для ее оценивания предлагают упражнения на статику (удержание) определенной позы и динамические задания:
Специалист обращает внимание на координацию, на наличие сопутствующих движений: например, при поднятии ноги ребенок может высовывать язык или при стоянии на одной ноге вторая пытается распрямиться и др. Также оценивается и состояние ребенка: насколько быстро он устает, как реагирует, если задание не получается. Иногда дети с нарушениями мышечного тонуса могут отказываться выполнять какие-либо задания, потому что они испытывают физический дискомфорт. Например, могут быть болезненные ощущения при выпрямлении ноги или руки. Все это признак нарушения общей моторной сферы.
Оценка пальчиковой моторики
Множество исследований доказали, что пальчиковая моторика связана с работой речевых центров. Поэтому ей уделяется особое внимание в коррекционной работе. Если ребенок испытывает затруднения в освоении тонких дифференцированных движений пальцами, то у него могут возникнуть сложности в формировании звукопроизношения.
Все упражнения выполняют в определенной последовательности. Сначала делают правой рукой, потом левой и обеими одновременно. Удерживать позы нужно под счет до 5.
Во время выполнения вышеперечисленных упражнений логопед обращает внимание на точность их выполнения; координацию; трудности в переключении. Синкинезии могут проявляться в содружественных движениях мимических мышц (например, опускание нижней челюсти, поднятие языка и др.) или одновременном выполнении всех проб на обеих руках.
Оценка мимической мускулатуры
Часто при тяжелых речевых расстройствах отмечается нарушение лицевой моторики. Для ее проверки ребенку предлагают изобразить эмоции удивления, злости, грусти, радости. При выполнении этого задания могут проявиться лицевые и оральные синкинезии. Ребенку перед выполнением показывают картинки с изображением этих эмоций, если у него возникают затруднения с пониманием инструкции.
Оценка артикуляционной моторики
Для проверки предлагают задания на удержание позы и на проверку динамической стороны.
Во время выполнения упражнений специалист смотрит на точность движений; особенности переключения; наличие тремора языка и состояние его мышечного тонуса. При дизартрии во время проверки артикуляционной моторики могут проявиться синкинезии. Например, при опускании языка вниз ребенок морщит лоб или опускается верхняя губа, могут возникать и другие виды непроизвольных движений.
Коррекционная работа
Чтобы преодолеть синкинезии нужно комплексное воздействие. Это упражнения для улучшения состояния общей моторики, расслабление мышечного тонуса. Поэтому таким пациентам часто рекомендуют заняться плаванием, потому что оно благотворно влияет не только двигательную активность, но и на нервную систему.
Дети с наличием синкинезий посещают занятия ЛФК, проходят курсы терапевтических массажей, которые назначает врач. Если они проявляются в артикуляционной и лицевой моторике, то добавляют курс логопедического массажа. Выполнять его должен только логопед, окончивший специальные курсы. В домашних условиях можно делать несложный самомассаж, также благотворно влияющий на лицевые и артикуляционные мышцы.
При дизартрии назначают медикаментозное лечение. Оно не только стимулирует работу речевых центров, но и влияет на состояние мышечного тонуса.
Чем раньше родители обратились за консультацией к специалисту, тем эффективнее будет коррекционная работа. Преодоление синкинезий благотворно влияет не только на речевую деятельность, но и на нервную систему и состояние мышечного тонуса.
Синкинезии у детей
Полтева Елена
Синкинезии у детей
— поднимаются и напрягаются плечи,
— когда должна работать одна рука, вторая никак не слушается и идет в работу тоже, появляются мимические и оральные оживления, что в комплексе усложняет всю деятельность…
Природа синкинезий берет свое начало из примитивных рефлексов! Рефлекс по сути это паттерн,двигательная цепь: когда движения нескольких частей тела связаны между собой единой нейронной сетью. И эти связки даны нам от рождения. Подтверждение тому сосательный рефлекс, который связывает движения губ, языка и рук. При сосании груди, ребенок автоматически кладет руки на грудь матери. Таким образом, и работает связь «рука-рот». Мозг использует «проторенные» дорожки до тех пор, пока не выстроит новые нейронные связи для осуществления каких-либо действий. Если этого не происходит, мы имеем синкинезии, которые и являются признаком незрелости нервной системы. Есть и безвредные синкинезии, когда ребенок осваивает какой-либо новый для него двигательный навык, и если нет сопутствующих, возможных проблем, то по мере освоения навыка это пройдет само. Синкинезии считаются нормой в возрасте 6-7 лет, когда ребенок осваивает письмо. То же самое касается других видов ручной деятельности (лепка, рисование) – на этапе освоения.
На первый взгляд, может показаться, что эти движения помогают организму, но вовсе нет, такие добавочные движения в целом для организма очень энергозатратны. Энергия, которую можно было бы расходовать на работоспособность и внимание, ребенок тратит на компенсацию совершенно лишних, дополнительных движений, он быстрее устает, начинает терять концентрацию внимания, и возможность распределить и переключить внимание. К примеру, ребенок рисует и одновременно с этим активно двигает языком. Либо при какой-то деятельности вдруг он начинает активно шевелить губами. Когда наряду с рукой у малыша работает язык — это сигнал, что у него в головном мозге один центр несет ответственность и за три его пальчика, и за его язык. И центр этот берет на себя в три раза больше драгоценной энергии. Также один центр головного мозга может отвечать за контроль пальцев и зрения. В указанном случае, напрягаются глаза одновременно с работой пальцев. И невнимательность тут ни при чем!
Выход из ситуации – работать над преодолением синкинезий! Методики, разработанные специалистами для работы с подобными проблемами, базируются на двигательных упражнениях. Для устранения непроизвольных движений нам необходимо, чтобы мозг понял, что например руки и язык это разные органы, и когда двигаются руки, язык не должен работать!И научить мозг мы можем двумя способами:
Первый связан с тем, что синкинезии переводятся из непроизвольного движения в произвольное, т. е. становятся волевыми. Например, когда ребенок пишет и двигает языком, тогда мы специально загружаем и руки и язык! И ребенок уже целенаправленно двигает и руками и языком по заданной программе. Например, рисует ромашку и на каждый лепесток делает переключение языка вправо-влево, рисует лепесток – язык вправо, рисует следующий-влево и т. д. Тогда же мозг начинает понимать, что нужно контролировать и язык и руки.
Второй способ связан с блокировкой синкинезий, также за счет произвольного внимания. Ребенку необходимо целенаправленно обратить внимание на свой язык и стараться остановить его своей волей! Например, делать движениями руками, а на языке держать карандаш, чтобы он не упал, то есть силой останавливать язык. И здесь мозг тоже начинает понимать, что это абсолютно разные органы, и они могут работать вполне самостоятельно друг от друга!
Упражнений на преодоление синкинезий огромное количество, развивая межполушарное взаимодействие, выполняя разнонаправленные движения руками, добавляя целенаправленно язык и ноги в работу, мозг научится все держать под контролем.
Так как синкинезии в первую очередь указывают на недостаточность подкорковых образований мозга,то их преодоление следует начинать с воздействия на :
1) Функциональный раздел мозга,а именно: повышать нейродинамику, работоспособность.Варианты упражнений:
— игра «Дутибол». 2 игрока, сидя или лежа друг напротив друга, дуют на шарик от пинг-понга (кусочек ваты, бумажки) и пытаются загнать его в ворота соперника, сделанные из карандашей или любых других материалов.
— игра «Муха». В центр расчерченного поля 3х3 помещается «муха». Взрослый дает ей команды – вправо, влево, вниз, вверх – при этом муха перемещается на одну клетку. Ребенок следует глазами за ее передвижениями и должен хлопнуть в ладоши, когда она будет покидать пределы поля.
-игра «Нос-пол-потолок». Ведущий показывает пальцем на свой нос, затем на пол, затем на поток, одновременно называя их. Затем, увеличивая скорость,начинает путать играющих: показывает одно, а называет другое. Играющие должны показывать правильно, следуя голосовой инструкции. Обязательно предложите ребенку побыть ведущим!
— подвижные игры, игры с мячом.
— игра в «Ладушки» в разных вариациях несет огромную пользу для развития межполушарного развития, чувства ритма, стабилизации и активации энергетического потенциала.
2) Для разрыва связей «рука-рот» не следует забывать о пальчиковой гимнастике, которая совершенствует тонкие моторные движения. Эффективны упражнения артикуляционной гимнастики (движения челюсти) с вовлечением рук.
3) Для устранения синкинезии «глаза-язык» эффективны глазодвительные упражнения по четырем основным, четырем диагональным направлениям, от себя и к себе с одновременными движениями языком в ту же или в противоположную сторону.
Очевидно, что все перечисленные упражнения необходимо выполнять без чрезмерного давления на ребенка, постепенно, а так же по мере усвоения, автономизации и автоматизации усложняться.
Сценарий праздника к 8 Марта «Игрушки в гостях у детей» для детей ясельной группы Уважаемые коллеги предлагаю к 8 марта праздник для самых маленьких. На конкурс Лучший детский сад РЖД мы представляли наш детский сад необычно,.
Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.
Подарки детей самым близким и дорогим. Фотоотчёт о творческих работах детей Февраль и начало марта воспитатели всех садов и школ озадачены важным вопросом: «Что подарить папам и мамам на праздник?» Очень хочется.
Стихотворения для воспитания у детей 5–12 лет хороших манер «Сюжеты из жизни детей и взрослых» К сожалению дети, как и некоторые взрослые, сначала совершают поступки, затем расплачиваются за них и только после этого происходит процесс.
Сценарий совместного праздника родителей и детей «1 июня — День защиты детей» «1 июня — День защиты детей»Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты.
Стихотворения «Пословицы — народная мудрость, глазами детей» для детей 5–11 лет. Часть 1 Уважаемые товарищи, педагоги, находясь на МААМ, я увидел, что при знакомстве детей с народным творчеством Вы обращаете внимание на такой.
Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Формирование мужского и женского начала у детей» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.
Тематическая осенняя прогулка «Наблюдение за ветром» для детей 4 группы детей с ОВЗ Тема: Наблюдение за ветром. Цель: продолжить знакомство с таким природным явлением, как ветер; вырабатывать наблюдательность посредством.
Творческие работы детей подготовительной группы «Осень глазами детей» сень- самое красивое время года! Такого буйства красок вы не встретите ни зимой, ни весной, пожалуй, летом тоже очень красочно, когда цветут.