Что такое синоним 2 класс
Конспект урока по русскому языку «Что такое синонимы» (2 класс)
Тема: « Что такое синонимы?»
познакомить с термином « синоним» ; формировать умение подбирать близкие по значению слова.
развивать речь, коммуникативные навыки, умение анализировать, делать выводы, сравнивать; развивать словарный запас учащихся;
воспитывать трудолюбие, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: индивидуальные карточки, образец написания прописной и строчной буквы «Л», смайлики.
1.Организация начала урока 1 мин.
2.Проверка домашнего задания 3мин.
3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока 2 мин.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала 10мин.
5.Осмысление знаний, связей зависимости между элементами 15мин.
6.Обобщение и систематизации знаний 10мин.
8.Сообщение домашнего задания 1мин.
1.Организация начала урока
2.Проверка домашнего задания
3.Сообщение ученикам темы, цели и задач урока
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1. Минутка каллиграфии
4.2. Словарная работа
4.3. Работа с упр. 66 (на стр.52)
4.4. Работа над правилом на с. 52.
5.Осмысление знаний, связей зависимости между элементами
5.1. Работа с упражнением 67 (на с.53)
5.2. Работа с упражнением 68 (на с. 53).
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
6.Обобщение и систематизации знаний
6.1. Работа с упражнением 69 ( на с.52)
6.2. Индивидуальная работа с карточками
8.Сообщение домашнего задания (1мин.)
1.Организация начала урока
(На доске записано число: 5 октября, классная работа)
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Начнем сейчас урок.
— Доброе утро, меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
— Давайте подарим улыбки друг другу и поднимем себе настроение.(пауза)
2. Проверка домашнего задания
— Прежде чем проверить домашнее задание, давайте с вами вспомнить, что такое прямое и переносное значение слов? (Прямое значение указывает на предмет (признак, действие), а переносное, как бы переносит частичку прямого на другой предмет (признак, действие) по какому-либо сходству)
— Вам было задано домой упражнение 65 на странице 51. Вам необходимо было определить значение выделенных слов: в прямом или переносном значении употребили писатели эти слова и для чего?. ( для
(Зелеными) хвостиками (переносное значение);
(Солнце) село ( переносное значение);
Таяли (облака) (переносное значение);
Погасло (солнце) (переносное значение).
— Также вам необходимо было списать любое предложение. (Несколько человек читают предложение.)
-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
— Ребята, посмотрите на доску ( На доске написано предложение : Пришла поздняя осень.) Прочитайте это предложение (Ученик читает предложение вслух)
— Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)
— Прочитайте еще раз предложение. Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.) У слов наступила, началась, пришла близкие значения. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.
4.Восприятие и осознание учениками фактического материала
4.1. Минутка каллиграфии
— Но прежде откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число (5 октября), слова «Классная работа».
— Давайте вспомним, как пишется строчная и заглавная буква «эль» и соединение буквы «Л» с другими буквами. ( На доске висит образец написания этой буквы).
— На доске висит образец написания этой буквы для того, чтобы вы помнили о наклоне и правильности написания буквы.
— Заглавную букву «Л» («эль») начинаем писать с нижней линии рабочей строки, не доводя до верхней линии, и ведём вниз, доводим до нижней линии рабочей строки, делая «хвостик». Строчная буква «л» пишется почти точно также, то есть начинаем писать с нижней линии рабочей строки, доводим до середины линии рабочей строки и ведём вниз, делая «хвостик».
Давайте под счёт: раз – и – два – и.
— Ло ла ли ол ил ел ал
4.2. Словарная работа.
— Ребята, сейчас я вам буду говорить слова, а вы под диктовку будете их записывать себе в тетрадь (один из учащихся записывает на доске) внимательно слушайте и потом скажите, что же это за слова.
Яблоко, весело, класс, облако, алфавит, атлас, молоко, лопата.
— Какие это слова? (Это словарные слова)
— Молодцы вы хорошо справились с заданием.
4.3. Работа над упражнением 66 на с.52 (устно)
— Откройте учебники на странице 52. Посмотрите на упражнение 66. Прочитайте стихотворение. (Ученик читает стихотворение.)
— Найдите в предложении слова, которые обозначают одно и то же: источник, текущий из глубины. (Родник и ключ журчащий)
— Одинаково или по-разному они произносятся? (По- разному)
4.3. Работа над правилом на с. 52.
— Обратите внимание на правило, которое записано в учебнике. ( Учитель читает правило).
— Ребята, синоним – это словарное слово, оно пишется с двумя буквами и.
— Давайте теперь вместе прочитаем это правило, я читаю громко, а вы в полголоса за мной.
-Почитайте еще раз правило самостоятельно. ( Затем, несколько учеников читают еще раз правило несколько раз)
5.1. Работа с упражнением 67 (на с.53)
— Откройте страницу 53 упражнение № 67. Прочитай слова первой строки. Прочитай слова второй строки. Следующую строку. И последнюю строку слов. (Учащиеся по очереди читают слова)
— Каким одним словом можно назвать каждую строку слов? (Синонимы)
— Объясните значение выделенных слов. (Родина — место, где человек родился; мир — отсутствие войны; ловкий — обладающий физической сноровкой; разговаривать — общаться с кем-либо.
— Запишите посредине тетради «Упражнение 67»
— Выполните письменное задание. Вам необходимо самостоятельно списать любую группу слов. (Дети самостоятельно списывают любую группу слов.)
(Ученики по очереди читают группу слов, которую они записали)
5.2. Работа с упражнением 68 (на с. 53).
— Найдите упражнение 68. Прочитайте, что необходимо сделать в этом задании?
— Прочитай 2 группу слов ( бежать, мчаться).
— Прочитай 3 группу слов (красный, алый).
— Являются ли слова каждой пары синонимами? ( Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.)
— Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. (Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет..
— Теперь, ребята, каждый из вас должен составить 2 предложения со словами любой пары. ( Ученики называют сразу по 2 составленных предложения. Например, «Вчера был алый закат. У меня красный шар.», «У меня хороший рисунок. На платье красивый узор».)
— Давайте запишем одно предложение. Ты иди к доске и запиши его на доске. Вы все пишите в тетради.
— Молодцы. Теперь давайте с вами отдохнем. Вы все сидите на своих местах и повторяйте движения за мной.
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
(Загибаем поочерёдно пальцы)
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел
Указательный с порога указал ему дорогу
Средний палец – самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
А мезинчик – господинчик
В землю косточки бросает.
6.Обобщение и систематизации знаний
6.1. Работа с упражнением 69 (на с.53)
— Найдите упражнение 69.
— Послушайте стихотворение и скажите, какой вы представили себе осинку? (Мерзнущую, ей очень холодно)
— Прочитайте стихотворение еще раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой. Какую картину вы представили? (Ответы учащихся)
— Почему осину автор называет осинкой? (Это ласковое слово, автор жалеет ее.)
— Ребята, как осинка дрожит на ветру? (У осинки длинный черенок листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.)
— Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет? (Стынет на солнышке и в жару.)
— Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфографически.
— Какие знакомые орфограммы встретились? ( Зябн е т, дрож и т)
— Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.
— А теперь проговорим стихотворение хором.
— Теперь закройте учебники и запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы.
6.2. Индивидуальная работа с карточками
Конспект по русскому языку «Что такое синонимы» 2 класс»
Составила: Хорева Валерия Александровна
Используемый учебно-методический комплект: Образовательная система «Школа России»
Учебный предмет (дисциплина): Русский язык
Дата проведения: 11.10.2018
Тема урока: Что такое синонимы?
Цель урока: Научиться распознавать среди предложенных слов синонимы.
Знания: Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
— Работа со словарями синонимов;
— Распознавать среди данных пар слов синонимы;
— Подбирать к слову синонимы;
— Работать со словарями синонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.
— принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
— целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
— слушать собеседника и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения).
— воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
— воспитывать чувство уважения к русскому языку и учить правилам делового этикета.
Межпредметные связи: литературное чтение.
— для учителя: учебник, 2 класс, 1 часть, презентация, карточки с заданием.
— для ученика: учебник, 2 класс, 1 часть, карточки с заданием.
— воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
— воспитывать чувство уважения к русскому языку и учить правилам делового этикета.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
— воспитывать положительное отношение к русскому языку.
— целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
— слушать собеседника и понимать речь других.
— Открываем тетрадь, записываем число, сегодня 11 октября.
В дождик вырастает,
Хоть совсем не гриб.
Я его беру с собой,
Не нужна мне шляпа,
Разверну над головой,
Если дождь закапал.
— Пропишите одну строчку буквы «з»
— А есть ли еще какое – нибудь лексическое значение этого слова?
— А значит сколько значений у слово?
— А как тогда назовем это слово?
— Что такое однозначные слова?
— Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
— Что мы с вами изучали на прошлом уроке?
— Что такое прямое значение многозначных слов?
— А что такое переносное значение многозначных слов?
— Поиграем в игру, я на слайде показываю слово а вы должны подобрать к нему близкое по значению слово, готовы?
— Далее, второе слово
Имеет одно лексическое значение
Прямое и переносное значение многозначных слов
Прямо указывает на предмет
Тяжелая сумка, золотая цепочка
Как бы переносит частичку прямого значения на другой предмет.
Золотая осень, работа стоит.
— целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
— слушать собеседника и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения).
— А знаете ли вы как называются слова близкие по значению?
— Давайте откроем учебник на странице 52 и прочитаем тему нашего сегодняшнего урока.
— С чем мы с вами сегодня познакомимся?
— Какую цель поставим перед собой?
— Ребята, давайте откроем учебники на странице, обратите внимание на упражнение 66.
— Прочитай отрывок стихотворения.
— Найдем в отрывке слова, которые обозначают одно и то же:
— Да, эти слова обозначают источник, текущий из глубины земли.
— Одинаково или по-разному они произносятся?
— Ребята, знаете ли вы, как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки?
— Слова, которые по-разному звучат и пишутся, но имеют одинаковый смысл, называются синонимами.
Что такое синонимы.
Познакомимся с понятием «синонимы».
Научиться определять синонимы.
Бежит в зеленой чаще.
Веселый ключ журчащий.
— принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
— целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
— слушать собеседника и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
— Обратим внимание на рубрику «Сведения о языке» на странице 52.
— Давайте прочитаем то, что говорится о синонимах на странице 52
— Как вы думаете, зачем придумали синонимы в нашей речи?
На доске записаны буквы У Д Г Р
— Составьте из этих букв слово.
— Объясните лексическое значение слово Друг.
— Подберите к слову друг слова синонимы.
— Что общего у этих слов?
— А какое различие у слов товарищ, приятель, друг?
— Эти слова близкие по значению, такие слова называются синонимами.
В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
Синонимы украшают нашу речь, без них она была бы бедной.
Тот, кто связан с кем-то дружбой.
Отвечают на один вопрос (кто?) и имеют близкое по смыслу значение.
— принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
— слушать собеседника и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения).
— Работа по учебнику, страница 53 упражнение 68.
— Прочитайте слова первой пары.
— Почему эти слова являются словами близкими по значению, то есть синонимами?
— Прочитайте слова второй пары.
— А почему эти слова являются словами близкими по значению, то есть синонимами?
— Прочитайте слова третьей пары.
— А эти слова почему являются словами близкими по значению, то есть синонимами?
— Молодцы. А теперь придумайте предложения со словами любой пары.
— Давайте запишем самое красивое предложение.
— Один ученик работает у доски, а остальные записывают в тетрадь с красной строки.
— Подчеркните главные члены предложения.
— Найдите второстепенные члены предложения, укажите связь стрелочками.
Докажите, что слова каждой пары являются синонимами.
Потому что узор – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней.
Мчаться это очень быстро ехать, бежать.
Алый цвет – это оттенок красного цвета.
Вите тяжело было бежать в гору. Зато с горы он мчался во весь дух.
Мороз нарисовал узоры на окне.
— принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
— целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
— слушать собеседника и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
— Сейчас поработаем с карточками, которые лежат у вас на партах.
Среди группы слов попробуйте найти лишние слова. Выпишите в тетрадь в столбик.
• Печальный, невеселый, мудрый, грустный.
• Маленький, огромный, крошечный, небольшой.
• Охранять, караулить, сторожить, лаять.
• Отдых, труд, дело, работа.
• Дорога, путь, тропинка, аллея, ехать.
• Жаркий, горячий, целый, жгучий.
Заканчиваем, начинаем проверять, посмотрите на слайд, кто допустил ошибку и в чем?
— Объясните, почему вы выбрали именно это слово.
Первое слово – мудрый, потому что печальный, невеселый, грустный это все слова относящиеся к одному лексическому значению.
Второе слово – огромная, потому что слова маленькая, крошечная, небольшая имеют одно лексическое значение.
Третье слово – лаять, потому что охранять, караулить, сторожить эти слова имеют одно лексическое значение.
Четвертое слово – отдых, потому что слова труд, дело, работа имеют одно лексическое значение.
Пятое слово – ехать, потому что слова дорога, путь, тропинка, аллея имеют одно лексическое значение.
Шестое слово – целый, потому что жаркий, горячий, жгучий имеют одно лексическое значение.
— принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
— целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
— понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
— слушать собеседника и понимать речь других;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
— Закрепим наши знания.
— Работа по учебнику. Упражнение 70.
— Прочитайте слова, которые даны в задании
— Задание следующее, с помощью словаря на странице 141 подберите к данным словам синонимы.
— Проделаем работу с первым словом вместе
— Прочитайте первое слово
— Запишите это слово
— Подберите к слову ветер слово синоним
— Запишите рядом со словом слова буря, ураган.
— Подбери к слову чуткий слова синонимы.
— Записываем на следующей строке слова (ученик записывает у доски, а остальные работают в тетраде)
— Итак, следующее слово
_ подберите к слову думать слова синонимы
— Записываем на следующей строке слова (ученик записывает у доски, а остальные работают в тетраде).
— Подберите к слову правильный слова синонимы
— Записываем на следующей строке слова (ученик записывает у доски, а остальные работают в тетраде).
— А теперь давайте проверим по словарю на странице 140, правильно ли вы подобрали слова синонимы.
Ветер, чуткий, думать, правильный
— воспитывать положительное отношение к русскому языку.
— Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?
— Урок окончен. До свидания.
Находили и определяли синонимы
Научились находить и определять синонимы.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока по русскому языку «Учимся писать буквы О и Ё после шипящих «
Конспект урока по русскому языку » О-Ё после шипящих в корне слова «
Презентация по русскому языку «Буквы О и Ё после шипящих «
Презентация «Устное собеседование» 9 класс 1 вариант
Рабочая программа «Русский язык» 6 класс
Самостоятельная работа «Падеж и склонение существительных»
Тест по теме «Наречие» 7 класс
Тест по теме «Междометие»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5411625 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.