Что такое синонимичные морфемы
Синонимия и омонимия морфов
Морфы нередко вступают в отношения синонимии и омонимии.
Синонимичные морфы – это морфы, которые имеют одно и то же значение, но различны по своему звуковому составу. Например, синонимичными являются окончания множественного числа существительных: крестьян-е, учител-я, стол-ы, сосед-и. Но в отличие от синонимов в лексике морфы-синонимы не являются взаимозаменяемыми. Синонимичными являются и суффиксы, обозначающие лицо по месту жительства: москв-ич, париж-анин, екатеринград-ец.
Омонимичные морфы – это морфы, которые имеют идентичный состав фонем, но не имеют общих семантических признаков. Так, суффикс со звуковым составом [ик] имеет три значения: лицо по признаку (стар-ик), наименование предмета по признаку (пухов-ик), оценочное уменьшительно-ласкательное значение (дом-ик) и так далее.
Выделяются и омонимичные приставки. Так, приставка за- может иметь значение завершенности действия: за-двинуть – или значение начала действия: за-петь.
Омонимия корневых морфем рассматривается в лексикологии.
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис
или приехать к нам в офис по адресу:
РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
помещение № IV
Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Морфемы синонимичные и омонимичные
Морфемы исконные и заимствованные
При диахроническом изучении словообразования с точки зрения происхождения различают морфемы исконные и заимствованные, пришедшие в русский язык в составе тех или иных слов. Это противопоставление относится и к корневым, и к аффиксальным морфемам, из последних в первую очередь к деривационным. В русском языке среди словоизменительных морфем заимствования встречаются крайне редко.
Учитывая происхождение морфем, можно в обобщенном виде так представить строение русского производного слова: 1) Рк + Ра; 2) Рк + Иа; 3) Ик + Иа; 4) Ик + Ра; где Р — русская морфема, И — иноязычная, к — корневая, а — аффиксальная.
Примеры: 1) нож-ик, бел-изн-а, вы-черн-и-ть, пере-бел-и-ть, гряз- н-ый; 2) архи-глуп-ый, анти военн ый, ультра-лев-ый. ультра-звук, контр-удар, значк-ист, звуко-фикацщ-а, хвост-ист, лист-аж; 3) жур- нал-ист, диплом-ант, анти-либераль-н-ый; 4) газет чик, пальт-ец-о.
Существуют аналогичные виды морфов как конкретных представителей морфем, т. е. имеются морфы корневые и аффиксальные, префиксальные и постфиксальные, словоизменительные и словообразовательные, приставочные и суффиксальные, исконные и заимствованные.
Особенности суффиксов и приставок
Основные виды словообразовательных морфем в русском языке, как уже говорилось, суффиксы и префиксы (приставки). Различие между ними не сводится только к различию их места в составе слова. Внешние структурные особенности лежат в основе целого ряда специфических черт суффиксов и приставок.
(бел-и-ть, син-и-ть, стар-и-ть, молод-и-ть). Ср.: На горизонте синеет лес и Это белье синить не требуется; Семенов заметно стареет и Эта шляпа его старит.
Приставки более автономны, свободны: они независимы от влияния флексий и не несут информации о грамматических свойствах слова.
2. Присоединение приставки не изменяет принадлежности слова к части речи, а присоединение суффикса может и оставить слово в пределах той же самой части речи (луна — лун-ник, артист — артист-к-а, дом — дом-ик, колхоз — колхоз-ник, переплет — переплетчик), и перевести производное слово в иную часть речи (жёлтый — желт-ок, желт-ить, бегать — бег-ун, трясти — тряс-к-ий).
Для приставок не обязательна тесная связь со словами какой-либо одной части речи. Существуют приставки, которые могут присоединяться к словам различных частей речи, сохраняя одно и то же «универсальное» значение:
раз-: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица, рас-красавчик;
пре-: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия;
со-: со-автор, со-гражданин, со-редактор; со-пере- живать, со-существовать; новообразования: со-стыко- ваться, со-стыковка.
4. Суффиксы и приставки по характеру выражаемых ими значений различны. Присоединение к слову приставки обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же действия, что и глагол лететь. Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения. Глаголы отгреметь, отцвести обозначают то же действие, что и глаголы греметь, цвести, приставка от- лишь добавляет к их значению указание на прекращение действия. Наречие презабавно, прилагательные премилый, разлюбезный, сверхскоростной обозначают тот же признак, что и слова без приставок, но с оттенком большой степени его проявления.
Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака.
Для имен существительных соединение с приставками менее характерно: частица — античастица, раздел — подраздел, экспресс — суперэкспресс, демократ — ультрадемократ. Однако число таких слов (сравнительно с существительными, не включающими приставок) не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень (плут — архиплут, кубок — суперкубок) или указания временного характера (язык — праязык, родина — прародина, история — предистория, человек — дочеловек).
Суффиксы имен существительных в русском языке — самые многочисленные и разнообразные. Они классифицируют предметы действительности, как бы делят весь мир на классы: названия людей по профессии, по признаку, по действию, по месту жительства; названия невзрослых существ и т. д.
5. Суффиксы нередко вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), так как на границе морфов происходит взаимоприспособление основы и суффикса, ср.: горох — горош-ек, горош-ин-а; бумага — бумаж-н-ый (см. подробнее в гл. 3) Приставки обычно не влияют на строение начала слова Таким образом, приставки ведут себя в слове как элементы формально более отъединенные, самостоятельные, чем суффиксы.
6. Обособленность приставок в составе слова поддерживается еще одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократйч- ный, прдтиво-воздушный, прдтиво-пожарный, сд-нани- матели, внутрй-клёточный, анти-нейтралитет). Суффиксам это не свойственно. Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместности в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ] или [а] ‘: сонаниматель, соопекун, сдру- ководйтели.
Позиционные изменения согласных (например, ассимилятивное смягчение согласных) на стыке приставки и корня иные, чем на стыке корня и суффикса.
7. Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются более продуктивными морфемами, чем суффиксы. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы (о понятии продуктивности см. гл. 6).
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 4021 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Примеры слов с синонимичными морфемами, что такое синонимичные морфемы?
Морфемный состав следующих слов соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + окончание, среди которых
существительные:
прилагательные:
формы глаголов:
В русской орфографии существует правило написания буквы ы в корне слов после русской приставки на согласный, кроме слов с приставками меж- и сверх-, поскольку после букв ж и х никогда не пишется буква ы. Вот так можно запомнить это исключение.
Примеры слов с ы после приставок:
Примеры слов с буквой и в корне слова после приставки:
межинститутский, межигровой, межиздательский;
сверхинтересный, сврхиндивидуальный, сверхинтеллигентный, сверхизобретательный;
постимпериализм, постинфарктный, постимпрессионизм.
контриск, контригра, контригровой.
Примеры слов с безударной гласной в корне -скак-:
проскакать на лошади, быстрые скакуны, на скаку, заскакать на лошади, подскакать, скакалка, скакнуть:
Примеры слов с безударной гласной в корне -скоч-:
выскочка, заскочить на минутку, вскочить, проскочить поворот, обскочить.
В ударном положении пишется та гласная, которая ясно слышится:
заскок, обскок, отскок, скачки.
Разумеется, не каждое слово, в котором имеется буква е, может служить примером вышесказанному. Всё зависит от позиции этой буквы, то есть от места расположения этой буквы в слове. Так, буква е будет обозначать два звука в следующих позициях:
если будет находиться в начале слова (то есть будет самой первой буквой в слове);
если будет находиться после ь (мягкого знака);
если будет находиться после ъ (твёрдого знака);
если будет находиться после других гласных.
еда * [йэ]да
колье * коль[йэ]
въехать * въ[йэ]хать
сомнение * сомнени[йэ]
Кстати, напоминание всем тем, кто будет делать фонетический анализ этих слов: при фонетическом анализе в таких словах количество букв и количество звуков будет разным.
Дополним примеры: ежевика первая буква е обозначает два звука); пьеса (буква е после мягкого знака обозначает два звука); съехать (буква е после твёрдого знака обозначает два звука); крещение (последняя буква е после гласной и обозначает два звука).
Методическая разработка. Русский язык. Морфемный состав слова.
Методические разработки по русскому языку учителя начальных классов МБОУ «ЦО – гимназия № 30» г. Тулы Мартыновой Евы Викторовны.
«Изучение морфемного состава слова»
1)Объяснение значения ряда однокоренных слов с помощью «главного»;
1.Соленый, солить, засолить. Главное слово соль. Посмотрите на эти слова, и скажите, что они обозначают. (Ученики говорят). Общая часть родственных слов называется корнем. В этих словах есть общий корень «сол». А родственные слова называются однокоренными.
2.Даны три группы слов (на доске)
Гора, горный, пригорок, гореть.
Лес, лесной, лесенка, лесник.
Вода, водяной, водитель, подводник.
Найти лишнее слово, выписать однокоренные слова, выделить корень.
2) замена описания понятия одним однокоренным словом;
1. Дом из дерева. (Изображение на доске) Какой это дом? (Деревянный). Ребята посмотрите вокруг, много ли вы видите предметов из дерева. (Да). Назовите несколько. (Парты, стулья, окно). То есть, эти предметы какие? (Деревянные). Таким образом, мы можем заменить описание понятия одним однокоренным словом.
3) «выращивание» слов из одного корня;
1.Прочитайте цепочки слов, разобрать по составу.(Ученики записываюти разбирают)
Что вы заметили вы заметили в этих цепочках слов?(Одинаковый корень)С помощью чего образовывались новые слова(Приставка, суффикс, окончания)
4) разграничение слов с омонимичными морфемами, слов с синонимичными морфемами;
Необходимо различать омонимичные корни — совпадающие по звучанию (и написанию), но разные по значению:
носить – переносить – выносить – корень НОС
нос – носовой – носоглотка – корень НОС. Синонимичные приставки близки по значению, употребляются в одинаковых по смыслу словах и различаются оттенками значений:
1)сбежать, скатиться (с горы) – движение вниз;
2) сбегать, сходить (в магазин) – движение в пространстве туда-обратно; По значению суффиксы могут быть
синонимичными — различаются сферой употребления:
омонимичными — при одинаковом произношении и написании имеют разное значение:
5) исправление и объяснение детских словообразовательных ошибок;
1.Словообразовательные ошибки – это неоправданное словосочинительство, а также искаженное употребление корней и приставок.
Например: На всех окружающих мой друг запоглядывал весело.
Его отец по национальности был грузинец, а мать осетинка.
2.Учитель читает детям слова (Пылесосю, побежу, ложу, ездию, хочут, жжчет, писательщик, ежица) и просит сказать как будут правильно читаться эти слова. Дети отвечают ( Использую пылесос, одержу победу, кладу, езжу, хотят, жжёт, писатель, ежиха). Запомните и не совершайте ошибок.
6) конструирование слов по следам редактирования с правильным использованием тех же морфем;
1.Посмотрите слова написанные мальчиком Даней, какие ошибки он совершил? В какой части слово он их допустил, почему? Разберите слова по составу, исправить ошибки в написании прилагательных.
Кузнецский, матроский, француский, солдацкий, близский, гиганцкий, рыбацский(Кузнецкий, матросский, французский, солдатский, близкий, гигантский, рыбацкий)
7) определение значения морфемы по ряду одноморфемных слов;
1. Выделите приставку в этих прилагательных, и определить ее значение: Без голосый, без болезненный, бес плановый ( лишенный чего-либо)
2.Разобрать слова по составу и определить значение суффикса
Клюкв енн ый, клятв енн ый, утр енн ий, традици онн ый (признака или свойства)
8) составление слов по заданному значению морфем;
1.Выделите суффикс, составьте 2-3 примера с данным суффиксом
Мастер-мастер иц а, царь-цар иц а, император-императр иц а.
(Суффикс иц-лицо женского пола, образованное от лица мужского пола)
2.Выделить приставку, составить 2-3 примера с данной приставкой
9) анализ «ненастоящих» слов;
1.Учитель рассказывает: слово медведь это название животного, слово кактус-называет растение. А вот И. Токмакова придумала слово «плим». Можно ли его назвать «настоящим» словом?
Ложка – это ложка
Ею суп едят;
Кошка – это кошка,
У кошки пять котят.
Тряпка – это тряпка,
тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово –
Смешное слово «ПЛИМ»,
И повторяю снова «плим, плим, плим».
Прыгает и скачет «плим, плим, плим»,
Ничего не значит «плим, плим, плим».
Перед нами ничего не значащее слово ПЛИМ.
Если бы плим не прыгал и не скакал, мы могли бы принять его за междометие или звукоподражание. Одушевлённость не определяется, но Ирина Токмакова, автор стихов, написала его со строчной буквы: мы знаем, что это не имя собственное. Это не слово в общем понятии. так как оно не несет никакой смысловой нагрузки. не относится ни к одной части слова.
2.Учитель предлагает поиграть с этим стихотворением в игру «Добавь словечко»
3. Учитель предлагает прочитать этот стих с разной интонацией и произнести слово «плим» с разной интонацией. Учитель предлагает придумать свое слово и подставить его в стих за место «плим».
10) конструирование слов по заданной модели;
1. По модели [ ] + арь образуйте слова со значением человек (библиотекарь, аптекарь) ,птица (глухарь), предмет (букварь, словарь ).
2. Запишите слова по заданной модели [___]+к+а обозначая их состав(березка, бородка, ягодка)
3. Кто напишет больше слов, образованных указанным способом?
[ ] + говорить(Поговорить, заговорить, наговорить)
5.Напиши по 2-3 существительных к каждым из суффиксов (-оньк-;-еньк-;-ишк-;-ышк-;-ик-;-ек-)
11) морфемный анализ слова;
1.Выполните морфемный анализ данных слов
1) насекомое, 2) спят, 3) пекарня,4)наследница, 5) ждать, 6) жгут (существительное), 7) жгут (глагольная форма)
12) наблюдение за использованием слов с определенными морфемами в текстах;
На данном этапе урока реализуется следующая целевая установка: формирование умений учащихся различать слова и разные формы одного и того же слова с помощью словообразовательных и формообразовательных морфем. (предлагаются две группы слов: писать – писатель, окно – подоконник; пишу – пишет, делаю – делаем.)
13) лингвистический эксперимент, связанный с использованием морфем в словах текста
1.Подставьте к глаголу «лить» разные приставки
… лить чай в чашку; …лить цветы; …лить воду из ведра; …лить сок из банки в кувшин; (Налить, перелить, полить, вылить)Что происходит с этими словосочетаниями? Изменяется ли смысл? Какое значение получают данные глаголы с изменением приставки?
Состав слова
Соединительные гласные о, е (интерфиксы) — словообразующие аффиксы, выполняющие в слове функцию соединительных элементов. Например: паровоз, птицелов.
Окончание (флексия) — изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении. Это формообразующий аффикс, так как выражает грамматическое значение. Например:
божество, где -о — окончание существительного среднего рода, единственного числа, именительного (винительного) падежа;
пишут, где -ут — окончание глагола I спряжения, 3-го лица, множественного числа, настоящего (будущего) времени;
белый, где -ый — окончание прилагательного единственного числа, мужского рода, именительного падежа.
Окончание может быть материально выраженным и материально невыраженным (нулевым). Например: в слове — нулевое окончание. Ср.: у стол-а, к стол-у, за стол-ом, о стол-е.
В неизменяемых словах окончание отсутствует. Например: кашпо∅, депо∅, глядя∅, сделав∅, где∅, быстро∅, завтра∅.
Постфикс — аффиксальная морфема, находящаяся после окончания и служащая для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс). Например:
рисовать картину — картина рисуется (-ся — формообразующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола);
рисовать — рисоваться («вести себя жеманно»; -ся — словообразующий постфикс, служит для образования нового слова).
Среди суффиксов и приставок есть морфемы, близкие по значению, т. е. синонимичные. Например: выпить — испить, рыбак — рыбарь и т. п.
Основное отличие синонимичных морфем — стилистическое. Ср.: закричать — вскричать (за- — нейтр., вс- — книжн.); выбрать — избрать (вы- — нейтр., из- — книжн.).
В современном русском языке есть также морфемы, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся по значению, т. е. омонимичные. Например, корни: проводник (водить) — водяной (вода); суффиксы: песчинка (единичность) — смешинка (признак, проявляющийся в малой степени).
64. Разберите слова по составу.
Образец:
Пароходство, столица, Приморье, последовательность, продавщица, исчезнувший, заместитель, безыскусный, искусственный.
65. Выпишите слова в два столбика: а) с формообразующими аффиксами; б) со словообразующими аффиксами. Охарактеризуйте выделенные морфемы.
Читающий, читая, делопроизводство, докладчик, профессура, рассчитывать, пригород, земледелец, приамурский, подпилить, подписать, просил.
66. Выделите в словах морфемы и охарактеризуйте их.
Учительская, учительница, перечитать, разбежаться, пекарь, перестройка, выкрасить, переписать, пищевой, выключатель, велогонки, читал, сильнее.
67. Сгруппируйте слова по признаку: а) с материально выраженным окончанием; б) с нулевым окончанием; в) не имеющие окончания.
Столик, стол, стола, столу, столами; пишу, пишет, писал, пишите; беру, берите, брал; песня, песни, песенный, песенка; синий, кормчий, ловчий, заячий, комментарий, медвежий, зодчий, дельфинарий; метро, село, пальто, окно, маэстро.
68. Найдите в словах синонимичные морфемы. Чем они различаются? Аргументируйте свой ответ.
Изгнать — выгнать; ловчий — ловец; гордыня — гордость; жизнь — житие; рыбак — рыбарь; избрать — выбрать.
69. Найдите в словах омонимичные морфемы. Укажите их значения.
Образец: сту́ла (окончание -а выражает значение род. п. ед. ч. сущ. м. р. 2-го скл.) — собака (окончание -а выражает значение им. п. ед. ч. сущ. ж. р. 1-го скл.); приспустить (приставка при- выражает значение неполноты действия) — припевать (приставка при- выражает значение сопутствующего действия).
1. Прообраз — прокол; настольный — написать; приоткрыться — приблизиться; привязать — присвистывать; превознести — преградить.
2. Писатель — двигатель — выключатель; докторша (просторен. женщина-доктор) — докторша (устар. жена доктора); стенка — закалка; писец — резец; секретарша — генеральша.
3. Стола́ — стена; домище — поле; го́рода — города́; городишко — полюшко; топорище (ручка топора) — топорище (большой топор).
Вопросы для повторения
1. В чём сходство и различие морфемы и слова?
2. Что такое корневая морфема? Какова её роль?
3. Что такое аффиксальные морфемы? Какие функции они выполняют?
4. Приведите примеры синонимичных аффиксальных морфем. Покажите их сходство и различие.
5. Приведите примеры омонимичных аффиксальных морфем. Определите их значения.