Что такое синонимичные словосочетания
Что такое синонимичные словосочетания?
Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.
Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.
Словосочетания синонимичны, если одно и то же грамматическое значение выражается различными грамматическими формами, например: ваза из фарфора — фарфоровая ваза; посмотреть с восхищением — посмотреть восхищенно; пение птиц — птичье пение; темнота ночи — ночная темнота — темная ночь; говорить тихим голосом — говорить тихо; город сегодня — сегодняшний город. Синонимия словосочетаний помогает ученику правильно определить грамматическое значение словосочетания и разнообразит его речь.
Синонимия словосочетаний
Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене.
Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.
Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, синонимичны. Особенно богаты синонимами именные словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже.
Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны.
Некоторые из этих словосочетаний различаются стилистически, по употребительности, а иногда и по смыслу. Например, отсутствовать из-за болезни – нейтральное словосочетание, а отсутствовать по причине болезни – книжное. Соревнования по плаванию – словосочетание, широко употребляющееся в современном языке, а соревнования в плавании – устаревшее. В конструкциях типа лететь самолётом в качестве зависимого может быть употреблено название не всякого транспортного средства, а лишь самодвижущегося (сравните: ехать поездом, трамваем, автобусом). Если же имеется в виду, например, велосипед, то возможна только конструкция с предлогом на: ехать на велосипеде.
Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:
Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:
Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:
Таким образом, алгоритм замены словосочетания синонимом будет следующим:
Что такое синонимичная пара словосочетаний
Синтаксическая синонимия: определение понятия синтаксических синонимов
Содержание:
Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.
Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.
В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.
Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными
Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.
Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:
Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов
Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:
Задание к тексту: «Подберите к первому предложению синтаксический синоним» подразумевает подобную указанным выше замену.
Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).
Синтаксические синонимы словосочетаний. Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Синтаксические синонимы (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку)
Системное изучение словосочетания начинается в 5 классе и продолжается в течение двух лет. В 8 классе изучается тема «Связь слов в словосочетании», даются понятия «согласование», «управление», «примыкание», формируются умения определять вид связи в словосочетании, заменять словосочетание синонимичным с другим видом связи. Навык отрабатывается на протяжении реализации всей программы по русскому языку (включая 11 класс).
Предлагаемые материалы направлены на систематизацию и обобщение знаний по этой теме и могут быть использованы на разных стадиях работы: объяснение материала, закрепление изученного, контроль.
Планируемый результат: сформированность навыков определения вида связи в словосочетании, замены синонимичным словосочетанием с другим видом связи.
А) Замените зависимое слово однокоренным прилагательным.
Образец: бак для мусора (У) – мусорный бак (С)
2. тьма без просвета –
3. командир дивизии –
5. соревнования по шахматам –
7. заболевания сердца –
Б) Замените зависимое слово однокоренным существительным
Образец: обиженно ответить (П) – ответить с обидой (У)
2. радостно согласиться –
4. станционный буфет –
5. напряжённо всматриваясь –
6. бесцельно бродить –
7. уважительно относиться –
В) Замените зависимое слово однокоренным наречием
Образец: сибирские пельмени (С) – пельмени по-сибирски (П)
2. выслушать с вниманием –
3. относиться с заботой –
4. работал с упорством –
5. сделанный с умом –
6. покраснеть от смущения –
7. исчезнуть без следа –
8. заниматься без системы —
Задание 5. УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ. ЗАПИШИТЕ СИНОНИМИЧНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ЗАМЕНЯЯ ЗАВИСИМОЕ СЛОВО (ПОРЯДОК СЛОВ МОЖНО ИЗМЕНЯТЬ). УКАЖИТЕ СПОСОБ СВЯЗИ СЛОВ В ПОЛУЧИВШИХСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.
А) Замените зависимое слово однокоренным прилагательным.
1.варенье из груш (У) – грушевое варенье (С)
2.тьма без просвета (У) – беспросветная тьма (С)
3.командир дивизии (У) – дивизионный командир (С)
4.стол из дерева (У) – деревянный стол (С)
5.соревнования по шахматам (У) – шахматные соревнования (С)
6.утро сентября (У) – сентябрьское утро (С)
7.заболевания сердца (У) – сердечные заболевания (С)
8.работа вручную (П) – ручная работа (С)
Б) Замените зависимое слово однокоренным существительным
1.узнать беседуя (П) – узнать в беседе (У)
2. радостно согласиться (П) – согласиться с радостью (У)
3. журавлиный клин (С) – клин журавлей (У)
4. станционный буфет (С) – буфет на станции (У)
5. напряжённо всматриваясь (П) – всматриваясь с напряжением (У)
6. бесцельно бродить (П) – бродить без цели (У)
7. уважительно относиться (П) – относиться с уважением (У)
8. травяной отвар (С) – отвар из трав (У)
В) Замените зависимое слово однокоренным наречием
1. корейский салат (С) – салат по-корейски (П)
2. выслушать с вниманием (У) – внимательно выслушать (П)
3. относиться с заботой (У) – заботливо относиться (П)
4. работал с упорством (У) – упорно работал (П)
5. сделанный с умом (У) – умно сделанный (П)
6. покраснеть от смущения (У) – смущённо покраснеть (П)
7. исчезнуть без следа (У) – исчезнуть бесследно (П)
8. заниматься без системы (У) – заниматься бессистемно (П)
М.В.Козулина. Подготовка к экзамену по русскому языку. Саратов. Издательство «Лицей»,2013
Образовательный блог Крюковой Марины Анатольевны
Виды связей в словосочетаниях
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
над чем-нибудь неясным,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
Прилагательное + существительное:
Существительное + существительное:
радость от встречи,
Наречие + существительное:
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания
Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании.
Синонимичные словосочетания
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например: липовая аллея – липовой аллеи, осенний сад – об осеннем саде, эта девушка – этой девушке.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например: в этой цветущей липовой аллее, этой цветущей липовой аллее.
Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится в определенном падеже по отношению к главному. Например: помочь маме (Д. п.), написать другу (Д. п.), рассказать о выставке (П. п.).
При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется. Например: рассказать другу (Д. п.), расскажу другу (Д. п.), расскажет другу (Д. п.).
Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Например: постоянно заботиться, говорить улыбаясь.
При примыкании зависимое слово является неизменяемым.
Самостоятельная часть речи
Местоимение, по форме сходное с ними
Местоимение, по форме сходное с ним
Инфинитив (начальная форма глагола)
Формы сравнительной степени прилагательного
Неизменяемые притяжательные местоимения её, его, их
Алгоритм выполнения заданий в формате ОГЭ
1. Найти главное слово (то, от которого можно задать вопрос к зависимому), оставить его без изменения.
2. Найти зависимое слово (то, к которому задается вопрос от главного). Определить, какой частью речи оно выражено.
3. Прочитать в задании, какой тип связи необходимо получить.
4. Изменить способ связи зависимого слова с главным.
3. Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
4. Если просто поменять слова местами, то способ связи между ними не изменится.
Примеры выполнения заданий в формате ОГЭ
Задание 1. Замените словосочетание «еловые шишки» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(1)Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. (2)Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
(3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку… (По К. Паустовскому)
Рассуждаем следующим образом:
1.Словосочетание «еловые шишки». Шишки (какие?) еловые. Главное слово – «шишки», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «еловые». Это прилагательное. Зависимое слово следует изменить (это должно быть существительное или местоимение, по форме сходное с ним).
3. Необходимо получить связь управление.
4. При согласовании зависимое слово чаще всего находится перед главным, а при управлении – после главного. Подбираем к зависимому слову однокоренное (существительное «ели»). Записываем ответ: «шишки ели» (словосочетание со связью управление). Задание выполнено.
Задание 2. Замените словосочетание «флажки из бумаги» (предложение 15), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
… (14)Там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе… (По А. Лиханову)
Рассуждаем следующим образом:
1.Словосочетание «флажки из бумаги». Флажки (какие? Из чего?) из бумаги. Главное слово – «флажки», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «из бумаги». Это существительное с предлогом. Зависимое слово следует изменить (это должно быть прилагательное, причастие, порядковое числительное, местоимение, отвечающие на вопрос какие? )
3. Необходимо получить связь согласование.
Задание 3. Замените словосочетание «с удивлением посмотрел» (предложение 56), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
… (50) На первом этаже этого огромного дома горел свет, из приоткрытого окна лилась фортепьянная музыка.
— (51)Кто это там на фортепьяно играет? — спросил Костя.
— (52)Ты что, с луны свалился? (53)3десь художник живёт, знаменитый. (54) А на пианино его дочка играет, — сообщил Стёпка.
— (55)Дочка? — переспросил Костя.
(56)Стёпка с удивлением посмотрел на Костю… (По Т. Ш. Крюковой)
Рассуждаем следующим образом:
1. Словосочетание «с удивлением посмотрел». Посмотрел (как?) с удивлением. Главное слово – «посмотрел», оно остается без изменения.
2. Зависимое слово – «с удивлением». Это существительно с предлогом. Зависимое слово следует изменить.
3. Необходимо получить связь примыкание.
4. Подбираем к зависимому слову однокоренное (неизменяемое слово, отвечающее на вопрос как?). Это наречие «удивленно»). Записываем ответ: «удивленно посмотрел» (словосочетание со связью примыкание). Задание выполнено.
Задания для тренировки
Задание 1. Заменить предложенные словосочетания со способом связи согласование синонимичными со способом связи управление
с предлогом:
норковая шуба
плюшевая игрушка
львиная грива
без предлога:
родительский дом
полковое знамя
солнечное тепло
земляничный запах
ученический стол
конская сбруя
Задание 2. З аменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи согласование
снаряд для гимнастов
тропинка в лес
кусты сирени
уроки рисования
собака с гладкой шерстью
дом в пять этажей
юноша восемнадцати лет
человек без совести
вопрос по литературе
костюм в полоску
ружьё с двумя стволами
девушка с русыми волосами
совет брата
Задание 3. З аменить предложенные словосочетания со способом связи примыкание синонимичными со способом связи управление
смело взглянул
устало шагал
бесшумно подошел
безразлично посмотрел
Задание 4. Заменить предложенные словосочетания со способом связи управление синонимичными со способом связи примыкание
Синтаксическая синонимия: определение понятия синтаксических синонимов
Содержание:
Синонимия — область языка, включающая критерии замены слов и конструкций семантически общими, но лексически и грамматически различными единицами.
Главный принцип данной системы — отсутствие полной идентичности между содержанием и формой выражения. Иными словами, одно и то же содержание выражается структурно различными компонентами, позволяющими вносить дополнительные смысловые оттенки в высказывание.
В синонимические отношения вступают не только слова, но и более крупные языковые единицы, например, предложения. Возникает явление синтаксической синонимии.
Что такое синтаксическая синонимия, какие синтаксические конструкции называются синонимичными
Синтаксическая синонимия — это явление возникновения в языке предикативных единиц, тождественных по семантике, сходных грамматически и структурно и способных заменять друг друга в условиях контекста.
Синонимия синтаксических конструкций, по классификации Л.Ю. Максимова, возникает между следующими предикативными единицами:
Синтаксическая синонимия сложных предложений, примеры синтаксических синонимов
Синонимия сложных предложений выражается в тождественности семантики структурно различных предикативных единиц:
Задание к тексту: «Подберите к первому предложению синтаксический синоним» подразумевает подобную указанным выше замену.
Синонимические отношения на уровне синтаксиса проявляются иначе, чем в лексике: лексические синонимы — это разные слова с одинаковым или близким значением. Синтаксическая синонимия предполагает тождественность смысловых отношений между компонентами. Я упорно работал, и мой труд оценили высоко (ССП). Мой труд оценили высоко, потому что я упорно работал (СПП). Я упорно работал — мой труд был оценен высоко (БСП).