Что такое синонимы антонимы омонимы 3 класс
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Слово, лексическое значение слова
Слово имеет важное значение в нашей речи. Именно с помощью слов мы можем рассказать о себе, о другом человеке, о каком-то событии или вещи. Слова помогают точно описать все, что находится и происходит вокруг.
Вспомни, что могут обозначать слова?
Верно, слова обозначают предметы, признаки предмета и его действия.
Это значит, что каждое слово что-нибудь знает, по-другому можно сказать так: каждое слово имеет лексическое значение.
Посмотри на картинку. Назови слова, изображенные здесь – сначала предметы, затем признаки этих предметов, а потом их действия.
Верно, книга – красная – лежит, глобус – круглый – стоит и т.д.
Однозначные и многозначные слова
Примеры посмотри на картинке.
Можешь ли ты сам придумать примеры однозначных и многозначных слов?
Если затрудняешься, давай потренируемся.
Распредели слова в два столбика.
Многозначные слова часто употребляются в переносном смысле, чтобы передать черты характера или особые свойства предметов.
Посмотри пример на картинке. Какие словосочетания можно подобрать со словами золотая, горячая, меткий, чтобы они употреблялись в переносном значении?
Например: золотые руки, горячее сердце, меткие слова.
Антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы
В зависимости от своего лексического значения все слова русского языка делятся еще на несколько групп. Ты часто встречаешься с ними, но не знаешь, как они называются.
В русском языке много слов-синонимов. Синонимы – это слова одинаковые или близкие по значению.
Они нужны для того, чтобы не повторяться и сделать речь более насыщенной и яркой. Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он может выражать свои мысли.
Например, добросовестный ученик – прилежный, старательный и усердный.
Подбери синонимы к следующим словам:
Вот что у тебя должно было получиться:
Подбери недостающее слово.
Для противопоставления друг другу предметов, признаков или действий используются слова-антонимы.
Подбери антонимы к словам:
А теперь посмотри на картинки к словам. Что в них интересного?
Верно, разные предметы обозначаются одним и тем же словом. Такие слова называются омонимами.
Посмотри примеры омонимов на картинке. Составь с ними предложения.
Мне под ноги упал осиновый лист. – Для проверочной работы каждому ученику выдали чистый лист.
Я повернул ручку и открыл дверь. – Мама купила Васе зеленую ручку.
Замок открывается старым ключом. – Дедушка поехал на ключ за чистой водой.
Есть еще одна группа слов, которая делает нашу речь более выразительной. Это – фразеологизмы.
Например, фразеологизмы могут быть такими:
Скорей всего, и ты, и твои родители, и друзья употребляете такие устойчивые выражения в своей речи, но даже не замечаете этого. Попробуй обратить на это свое внимание.
Сегодня ты узнал про слова то, что всегда знал, но не задумывался об этом. Поэтому тест будет для тебя несложным заданием.
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Содержание:
Синонимы
Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.
Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.
Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».
Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.
Все синонимы по значению можно разделить на группы.
Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.
Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.
Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.
Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.
Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.
Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.
Примеры синонимов
Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.
Антонимы
Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.
Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.
Различают антонимы языковые и речевые.
Антонимы бывают:
Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.
Примеры антонимов
Антонимы-наречия:
Омонимы
Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.
Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.
Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –
Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.
Примеры омонимов
Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.
«Слово в речевом общении. Синонимы, антонимы и омонимы в речи.» 3-й класс
Класс: 3
Предметные: | Создать условия для развития у учащихся умения: — использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога; — находить слова-синонимы, антонимы, омонимы; — осуществлять самоконтроль |
Личностные: | Уметь проводить самооценку успешности |
Коммуникативные УУД: | Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; |
Познавательные УУД: | Уметь анализировать Сравнивать объекты (находить общее и отличия), формулировать выводы, обобщать |
Регулятивные УУД: | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать с таблицей; оценивать правильность выполнения действия; высказывать свои предположения. |
1. Введение. Актуализация темы.
2. Вводное слово учителя. Формулировка темы и цели урока.
Сегодня мы совершим путешествие по Стране Слов и узнаем, что делает нашу речь выразительнее и богаче. Давайте определим тему нашего урока.
Назовите тему урока.
Синонимы, антонимы и омонимы в речи (слайд 4)
Мы должны узнать что-то новое об этих словах, для этого проведем исследование.
Вы выступите в роли исследователей.
Объектом исследования: будет наша речь.
Предмет исследования: слова (слайд 5)
Исследование предполагает выдвижение гипотезы.
Гипотеза – это предположение, догадка.
Я ее начну, а вы закончите.
(будет понятной, точной, яркой, выразительной) (слайд 6)
Наша задача доказать эту гипотезу.
А для этого мы должны найти ответ на вопрос:
Для чего нужны в речи синонимы, антонимы и омонимы? (слайд 7)
3. Решение проблемной ситуации. Проведение исследования.
Исследование 1.Индивидуальная работа по карточке №1 (Приложение 3)
Прочитайте рассказ и попытайтесь закончить его. Чтобы продолжить рассказ, возьмите его начало, замените выделенные слова противоположными по значению.
Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот уже я считаюсь.
(И вот я уже считаюсь хорошим учеником. Тетради у меня чистые, пишу я аккуратно. Весело я бегу домой после уроков. Мама всегда радуется, когда видит мой дневник. И мне самому всё это нравится.)
Сравним героев в этих текстах.Какие слова помогли это сделать?
Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным, то аккуратным, то небрежным. А вам какой больше нравится?
Вернемся к нашему вопросу? Для чего же нужны в речи антонимы?
Они помогают раскрыть противоположные явления, придают ясность.
Aнтонимы имеются в загадках, пословицах, поговорках, рассказах и стихотворениях, в народных сказках. Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, сделать нашу речь выразительной, занимательной.
Занимательная информация.
Уменя сегодня для вас есть ещё интересный познавательный материал.
Знаете ли вы, что самая большая в мире книга находится в Америке? Её высота три метра, толщина — один метр. Перелистывает книгу специальный электрический аппарат.
А самая маленькаярусская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?
Исследование 2. Анализ театральной минутки.
Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно.
Какие слова будем исследовать далее? В этом нам поможет театральная минутка.
Посмотрите инсценировку отрывка из рассказа “Овсянка” Н. Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
– И я люблю! – сказал Матвей.
– Она жёлтая, красивая такая! – сказал Сашка.
– И вкусная. Особенно с молоком! – сказал Матвей.
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела! – изумился Матвей.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
— Почему друзья сначала не поняли друг друга?
— Сколько значений имеет это слово? Какие? (Крупа или каша из неё; маленькая перелётная птичка из отряда воробьиных).
Показ картинки птицы овсянки(использование веб-камеры).
Для чего нужны в речи омонимы? Омонимы нужны, чтобы понять речь собеседника, расширяют словарный запас.
Подбор синонимов к рисункам (слайды 8, 9)
Для чего нужны в речи синонимы? Для повышения выразительности речи, помогают избегать повторов.
4. Подведение итогов.
— А теперь подведём итоги.
Что же вы узнали сегодня на уроке? Что нового вы для себя открыли?
Самостоятельная работа с карточкой №2 (Приложение 3)
Самопроверка (слайды 10, 11, 12, 13)
2. Омонимы – это слова одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению.
Для чего нужны в речи слова-синонимы, антонимы, омонимы?
Помогают понять речь собеседника, расширяют словарный запас.
Помогают избегать повторов, более точно передают мысли и чувства.
Какая учебная задача была поставлена на уроке?
“Хромое слово – кривая речь”, – гласит русская пословица. Действительно, чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Чтобы речь не была “кривой”, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное, сумеете точно рассказать об этом.
5. Упражнения в умении распознавать антонимы, синонимы и омонимы в тексте.
Использование интерактивной доски.Электронное приложение к учебнику “Русский язык” Л.Ф. Климановой (CD).
Презентация по русскому языку 3 класс (Антонимы, синонимы, омонимы)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Омонимы, синонимы, антонимы Русский язык 4 класс г. Ноябрьск МАОУ СОШ № 2 УИИЯ учитель начальных классов Степанова Галина Владимировна
Слова не совсем обычные: и сходные, и различные.
Если слова пишутся и произносятся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения, то такие слова называются омонимами.
Тренировочное упражнение. Назовите омонимы и определите их значение. 1.Сшито из байки; конец веселой байки 2.Деревянные балки; лесные балки 3.Пушистая норка; глубокая норка 4.Красивая строчка на блузке; стихотворная строчка
Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые по значению.
Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый Жёлто – розовый – кленовый.
Если слова обозначают одно и тоже, но могут отличаться оттенками лексического значения, то они называются СИНОНИМАМИ.
Тренировочное упражнение. Выберите из данных слов синонимы и запишите отдельно каждую группу Мчаться, тревожный, бросать, пища, нестись, кидать, еда, огромный, беспокойный, бежать, швырять, громадный.
Проверь себя. Бежать, мчаться, нестись. Еда, пища. Кидать, бросать, швырять. Огромный, громадный. Беспокойный, тревожный.
Антонимы – слова, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, вверх – вниз.
Если слова имеют противоположные значения, то такие слова называются антонимами.
Тренировочное упражнение. Подберите антонимы к словам: Сильный, пришёл, трудный, звонкий, добро.
Проверь себя. Слабый, ушёл, лёгкий, глухой, зло.
Запомни! Если слова по своим значениям Одинаковы или близки, но различны по звучанию Различаются, но по звучанию одинаковы Противоположны синонимы омонимы антонимы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-718315
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое синонимы антонимы омонимы 3 класс
Синонимы — слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.
Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).
Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).
Синонимы объединяют в синонимические ряды. Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта — это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный, отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами».
Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.
Синонимы могут быть абсолютными (осьминог — спрут, лингвистика— языкознание, доказательство — аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:
Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:
Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы: очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.
Антонимы
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход — выход, большой — небольшой, сжать — разжать) и разнокорневыми (атака — оборона, твёрдый — мягкий, терять — находить).
Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.
Омонимы
Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:
Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!
Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выезжать в свет. Вращаться в свете.
Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова — лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.
Существует несколько разновидностей омонимов.
Виды омонимов:
Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.
Таблица. «Синонимы, антонимы, омонимы«
Вы смотрели конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы«. Следующая тема: Паронимы