Что такое синонимы и антонимы 7 класс ладыженская
Что такое синонимы и антонимы 7 класс ладыженская
Синонимы — слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности.
Синонимы могут быть лексическими (дом, здание; обязанность, долг, повинность), словообразовательными (придуманный, выдуманный) и синтаксическими (соломенная шляпа, шляпа из соломы).
Лексическими называются синонимы, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла, или сферой употребления, или экспрессивно-эмоциональной окраской (базар, рынок; быстрый, скорый, поспешный, торопливый, стремительный, борзый, проворный, молниеносный; будущий, грядущий, наступающий, предстоящий, следующий).
Синонимы объединяют в синонимические ряды. Каждому из членов ряда присуще общее для всех значение. Общее значение выражает один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминанта — это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистической нейтральностью. Например, для синонимического ряда: неприятный, отталкивающий, отвратительный, мерзкий, гадкий, скверный доминантой является слово неприятный, отражающее общий смысл: «Обладающий отрицательными свойствами».
Каждое из слов-синонимов имеет свой оттенок значения. Поэтому не всегда можно легко заменить одно слово другим.
Синонимы могут быть абсолютными (осьминог — спрут, лингвистика— языкознание, доказательство — аргумент), но чаще всего слова в синонимическом ряду отличаются:
Многозначные слова могут входить в несколько синонимических рядов. Например, слово тихий входит в состав 4-х синонимических рядов:
Члены разных синонимических рядов нередко синонимичны между собой. В состав синонимических рядов могут входить также фразеологизмы: очаровывать, околдовывать, пленять, покорять 0 сводить с ума; приукрашивать, лакировать 0 изображать в розовом свете; страстно, пламенно, жгуче 0 всем сердцем, всей душой, всеми фибрами души.
Антонимы
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокорневыми (вход — выход, большой — небольшой, сжать — разжать) и разнокорневыми (атака — оборона, твёрдый — мягкий, терять — находить).
Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой смысловой полноты и выразительности.
Омонимы
Омонимы — слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению:
Свет 1 — 1. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Солнечный свет. 2. Тот или иной источник освещения. Принести свет. Подойти к свету. 3. Рассвет, восход солнца. Ни свет ни заря (очень рано). Чуть свет (едва начало рассветать). Ласковое обращение (устар.) Свет ты мой ясный!
Свет 2 — 1. Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю. Путешествие вокруг света. Произвести на свет (родить). Свет не без добрых людей. 2. Круг лиц, принадлежащих к привилегированным классам. Высший свет. Выезжать в свет. Вращаться в свете.
Свет 1 и Свет 2 совпадают в звучании и написании и относятся к одной части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Эти слова — лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений.
Существует несколько разновидностей омонимов.
Виды омонимов:
Наряду с многозначностью слов в художественной литературе может использоваться явление омонимии как яркое средство для создания различного рода каламбуров, словесной игры.
Таблица. «Синонимы, антонимы, омонимы«
Вы смотрели конспект урока «Синонимы, антонимы, омонимы«. Следующая тема: Паронимы
ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §79. Лексика и фразеология. Упражнение №*
Для чего служат в языке слова? Фразеологизмы?
Чем отличается лексическое значение от грамматического?
Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами?
Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, профессиональные, устаревшие слова? Что такое заимствованные слова?
Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и обычные слова? Какие вы знаете словари русского языка?
Решение
Для чего служат в языке слова? Фразеологизмы? Слова в языке служат для того, чтобы называть предметы, признаки, действия, чтобы человек с их помощью мог выразить свои мысли, чувства, передать свой опыт. Фразеологизмы, как и слова, могут называть предметы (камень преткновения), признаки (без царя в голове — легкомысленный, спустя рукава — плохо), действия (бить баклуши), но их употребление придает речи особенную выразительность, а также подчеркивает стилистическую окраску речи (нить Ариадны, камень преткновения — высокий стиль; сесть в калошу, зарубить на носу, навострить лыжи − разговорный стиль).
Чем отличается лексическое значение от грамматического?
Лексическое значение — это то, что слово обозначает.
Грамматическое значение — это набор определённых морфологических признаков, благодаря которому мы причисляем слова к определённым частям речи.
Что общего имеют и чем различаются слова, являющиеся синонимами? Антонимами? Синонимы — это слова, имеющие одно и то же значение, могут являться одной и той же частью речи, но могут отличаться оттенками значений (большой, огромный, громадный).
Антонимы − слова, противоположные по значению, общим у них, как и у синонимов, является принадлежность одной и той же части речи.
Какую роль играют в художественных произведениях диалектные, профессиональные, устаревшие слова? Что такое заимствованные слова?
Диалектные, жаргонные, профессиональные, устаревшие слова в художественных произведениях необходимы для создания местного (диалектизмы), исторического (устаревшие слова — архаизмы и историзмы) колорита, а также для характеристики речи персонажей, относящихся к разным профессиональным и социальным группам (профессионализмы, жаргонизмы). Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков: балык, барабан, компьютер, сканер, диван, витрина, бутерброд и т. п.
Что общего имеют и чем различаются фразеологизмы и обычные слова? Какие вы знаете словари русского языка?
Фразеологизмы состоят из двух и более слов (спустя рукава, держать язык за зубами), но лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом, так как каждое слово, входящее в его состав, теряет своё лексическое значение. Словари бывают лексическими,
фразеологическими, словари синонимов, словари антонимов, орфографические словари, толковые словари, словари иностранных слов, исторические словари, словари сокращений слов русского языка, этимологические словари.
Синонимы. Антонимы. Омонимы
Содержание:
Синонимы
Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.
Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.
Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».
Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.
Все синонимы по значению можно разделить на группы.
Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.
Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.
Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.
Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.
Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.
Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.
Примеры синонимов
Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.
Антонимы
Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.
Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.
Различают антонимы языковые и речевые.
Антонимы бывают:
Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.
Примеры антонимов
Антонимы-наречия:
Омонимы
Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.
Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.
Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –
Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.
Примеры омонимов
Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.
Конспект урока по русскому языку на тему «Синонимы» (7 класс)
Тема: Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Цели: повторить и систематизировать знания о синонимах. омонимах. антонимах, развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся; воспитание внимательного и бережного отношения к слову.
Тип урока: урок закрепления изученного.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Орг. момент. Приветствие. Создание коллаборативной среды.
Работа по теме урока.
Слово учителя. В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнем –
И сами до всего дойдем.
– Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны! Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать,
Как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово
– А для чего служат слова, что они обозначают?– Как называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня мы с вами будем говорить о синонимах, антонимах, омонимах и учиться пользоваться толковыми словарями. Читают эпиграф на доске: «Язык – наш верный друг, когда мы его хорошо знаем; он же неприятель, если им владеем плохо или мысль туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая необходимое слово, тот никогда не чувствовал радости, открывая самое меткое, самое точное, единственно нужное слово». (В. Кодухов)
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока
Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.
— Обратите внимание на выделенные слова. В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.
— Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?
— Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.
Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы. Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.
Синонимы – слова одной части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Например : вьюга, метель, пурга; смелый, отважный, храбрый.
Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать синонимы к слову «старый».
— Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.(показать словарь синонимов)
— Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.
Давний, старинный, ветхий, древний.(написать на доске слова)
Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.
Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.
Задание “Найди друга”.Самостоятельно. Взаимопроверка.
Ребята, слова-синонимы вышли на прогулку. Но в Царстве Лексики столько всего интересного и занимательного, что друзья не заметили, как потерялись. Давайте поможем словам найти своих близких по значению друзей. К словам левой колонки подберите синонимы из правой колонки.
Алфавит, огонь, опрятный, багаж , прыгать, бросать, сила, лес, оглавление, аккуратный, бор, мощь, скакать, азбука, содержание, пламя, вещи, кидать.
алфавит – азбука,огонь – пламя,опрятный – аккуратный,багаж – вещи,прыгать – скакать,бросать – кидать,сила – мощь,лес – бор, оглавление – содержание.
Как вы думаете, как такие слова называются в Лексике?
Антонимы – слова одной и той же части речи, противоположные по значению.
Например: зима – лето, белый – чёрный, идти – стоять.
Выразительно прочитайте стихотворение. Выпишите антонимы.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
В этом стихотворении антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий.
Задание. Подберите антонимы к следующим словам, используя словарь антонимов.(в учебнике или сами).Устно.
Грязный – чистый,Высокий – низкий,Зима – лето,Тяжёлый – лёгкий,Чёрный – белый,Бежать – идти,Далёкий – близкий,Сухой – мокрый,Внутри – снаружи,Тишина – шум,
— Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в речи?
С помощью антонимов мы отличаем предметы по их признакам (напр.: большой – маленький, толстый – худой), противопоставляем их.
Как и настоящие близнецы, эти слова одинаковы внешне, но внутри абсолютно разные.В Лексике их называют омонимами.
Омонимы – слова одной и той же части речи, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
шишка – сосновая шишка; бугорок на голове, образованный от удара твёрдым предметом;
кран – подъёмный кран; водопроводный кран;
язык – орган в полости рта; часть обуви у ботинок;
ключ – родник; ключ к замочной скважине, скрипичный ключ.
Пользуясь словарем или самостоятельно, составьте словосочетания со словами-омонимами.
Например: коса – девичья коса, орудие для косьбы.
Проверь себя.Лук-зелёный лук, лук для стрельбы.Очки-очки для зрения, количество очков, Гусеница-гусеница бабочки, гусеница трактора,Кисть-кисть руки, кисть рябины, кисть для рисования,Месяц-первый месяц; месяц на небе.
Весёлые загадки. Отгадай омоним! (Устно)
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской .
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я.
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.
Закрепление. Работа в группах.
Дополнить пословицы антонимами. (1 группа)
2.Сытый … не товарищ.
3.Старый друг лучше … двух.
4.Не бойся врага …, бойся … глупого.
5.В глаза хвалит, а за глаза…..
6.Добрый плачет от радости, а ….. – от зависти.
7. Легко сказать, да …… доказывать.
9. По платью встречают, по уму …..
Подобрать антонимы к следующим словам. 2 группа
Безделье, горек, истина, отвратительно, бранить, горе, свежий, скучный, тяжелый, исчезать, поздний, уменьшить, мириться, бесценный, бодрый, отдавать, уходить, ложь.
Подбирают и записывают синонимы.
Дети – ребята, азбука – алфавит, узор – рисунок, воин – солдат, холод – мороз, скоро – быстро, луна – месяц, папа – отец, друг – товарищ, путь – дорога.
4. Физминутка. Игра «Топайте – хлопайте»
Весёлый – радостный, весёлый – грустный, молодость – старость, нежный – ласковый, тихо – громко, строить – разрушать, друг – товарищ
1. Я – антоним к слову зной,
я в реке в тени густой
и бутылке лимонада,
а зовут меня …(прохлада).
2. Я – антоним шума, стука,
без меня вам ночью мука,
я для отдыха, для сна
называюсь …(тишина).
3. Я – антоним к слову смех,
не от радости, утех, –
я бываю поневоле
от несчастья и от боли,
от обиды, неудач,
догадались? Это … (плач).
VII. Итог урока. Рефлексия
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Послушайте стихотворение Николая Рыленкова. Какую силу имеют слова?
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни, –
Какими к ним в свой час
И сколько отдал им
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
– Для того чтобы оценить нашу с вами работу, заполните анкету, которая перед вами на партах
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
Заполняют анкеты: подчеркивают ответ, соответствующий своему настроению.
Урок русского языка по теме «Антонимы. Синонимы»
Тема урока: «Синонимы.Антонимы».
Тип урока: «открытия» нового знания
Цель: формирование знаний о синонимах, антонимах, создание мотивации на совместную работу, закрепление умения определять лексическое значение слова разными способами, способствовать развитию умения использовать в речи синонимы и антонимы, формирование умения работать со словарями, делать выводы, анализировать; развивать творческие способности.
закрепить умение определять лексическое значение слова,
формировать умение подбирать слова – синонимы и антонимы в соответствии с их лексическим значением, умение использовать в речи синонимы и антонимы,
углубить знания о роли синонимов и антонимов в речи, о способах определения лексического значения слова ;
познакомить учащихся с разными видами словарей с целью дальнейшего их использования.
• определять и формулировать цель деятельности ;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• умение высказывать своё предположение (версию);
• умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
• умение адекватно воспринимать оценки.
• поиск и выделение необходимой информации для ответа на данный вопрос;
• анализ, сравнение; выполнение разных по уровню заданий;
• ориентирование в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя ;
• подведение под понятие;
• нахождение ответов на вопросы;
• выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.
• умение слушать, слышать и понимать ;
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
• выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
• умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников;
умение оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.
обогащение словарного запаса учащихся
развитие познавательных интересов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, доброжелательности, ответственности).
1. Мотивация к учебной деятельности
Вы к новым открытиям в области слова?
Готовы? Прекрасно! Скорее тогда
На каждый вопрос отвечайте мне: «Да. »
Вам нравится учиться?
Учитель. Поприветствуйте своих партнеров по команде!
Своих партнеров по работе в классе!
На ваших партах цветные карточки для ответов. Я зачитываю утверждение, вы поднимаете ваш ответ да – зеленая сторона карточки, нет- красная.
— Лексикология- это раздел науки о языке ( да )
— Лексическое значение слова разъясняется в орфоэпических словарях ( нет )-толковых
— Однозначные слова имеют одно лексическое значение( да )
— Многозначные слова имеют много значений, между которыми нет общего( нет )-есть
— Слово игла- многозначное слово ( да )
— У слов могут быть прямое и переносное значения ( да )
— В словосочетании ледяной взгляд- прилагательное ледяной используется в прямом значении ( нет )
На парте в листе оценивания ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ!
1. Повторение (Лексика)
2.Определение темы урока
3. Составление интеллект-карты
Ученик. Нужно закрепить материал, чтобы лучше понять новый.
III . Выявление места и причины затруднения.
Слова : красный, алый, доктор, врач, загадка, отгадка, сверкает, блестит, теряет, находит, аккуратно, неряшливо, въезд, выезд, чудесный, сказочный
Учащиеся работают в группах, первая из них объясняет принцип разделения на группы.
Проверка по эталону
Слова : красный, алый, школьник, ученик, сверкает, блестит, теряет, находит, аккуратно, неряшливо, хорошо, плохо, чудесный, сказочный
Оцените свою работу в листе оценивания.
V . Реализация построенного проекта.
Учитель. Записываем дату и тему урока в тетрадях.
Учитель. Кто может сказать, какие слова называются синонимами? Антонимами?
Учитель. Как мы можем проверить правильность определения?
Учитель. Читаем учебник на с.162,166.
Я предлагаю, используя материал учебника, дополнить интеллект-карту по разделу «Лексика» к тому материалу, который вы уже знаете.
Учитель. Давайте добавим новые ветви синонимы и антонимы.
Учитель. Все ли согласны с таким вариантом интеллект-карты?(да)
Ученики. Распечатать и повторять темы. Передавать школьникам для изучения этих тем.
В художественных произведениях используется стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств, которая называется в литературе антитезой :
твердый – мягкий, умный – глупый, вверх – вниз, рано – поздно.
В литературе антонимы используются в названиях произведений у многих авторов.
Самое знаменитое детское стихотворение, в названии которого есть антитеза начинается строчками:
Крошка сын к отцу пришел
Кто знает автора этого стихотворения? (Маяковский)
Более подробно вы узнаете об этом приёме на уроках литературы.
Выходите к доске, давайте отдохнём. Вам даны половинки пословиц, ваша задача двигаясь под музыку, найти свою пару.
1. Добро всегда побеждает зло.
2. Ученье свет, а неученье- тьма
3. Горька работа, да сладок хлеб.
4. Подальше положишь, поближе возьмешь.
5. Готовь сани летом, а телегу зимой.
6. Друг спорит, а враг поддакивает.
VI . Первичное закрепление.
Учитель. Ребята, как закрепить данный материал?
Ученик. Выполнить задание.
Учитель. Есть такое задание.
Знаете ли вы почему наш город называется Мамадыш? Существует несколько версий возникновения названия нашего города. Одна из них содержится в книге нашего земляка писателя Владимира Калашникова. Над этим текстом мы и поработаем.У вас на партах тексты с пропусками слов, используя слова-синонимы обогатите текст, сделав описание нашего родного города ярче. При затруднении используйте словари синонимов.
А как пользоваться словарями? (ответы детей)
Легенда о Мамадыше
Само название города Мамадыш по рассказам летописей свидетельствует о том, что он появился в глубокой, …, … древности. Из уст в уста веками передаются легенды о том, почему Мамадыш назван таким необычным, …, … именем. По началу это была пустошь, затем на месте этой пустоши образовался небольшой, …, … починок Мамадыши. Легенда, пришедшая к нам из далекой древности, гласит:
«Когда-то очень давно славянская женщина прибыла на это место с маленькой, …, … дочуркой и, облюбовав его, осталась жить в хижине, построенной на пейзажном, …, … берегу реки Вятки древними рыбаками. Шло время, девочка подросла, стала заниматься рыбной ловлей, сбором грибов, трав и ягод.
Однажды она, возвратившись домой, заметила, что матери очень плохо, она заболела какой-то непонятной, …, … болезнью, тогда дочурка решила ей помочь. Увидев случайного прохожего, она позвала его на помощь, он оказался деревенским знахарем.
Вместе они сварили на костре необходимое зелье из различного множества целебных, …, … трав. Пока варилось в котелке нужное лекарство для матери, дочка приговаривала «Мама, дыши!», «Мама, дыши!». И чудо свершилось! Мать несколько раз испив целительного, …, … зелья, выздоровела и поднялась на ноги. С той самой поры эта пустошь стала называться «Мамадыши». Так называется она и по сей день. Не зря наш любимый, …, … город созвучен с именем матери.
Ученик. Никаких затруднений, мы легко справились.
VIII . Включение в систему знаний и повторений.
Учитель. Молодцы, ребята. Умеете ли вы разгадывать кроссворды?(да). Предлагаю проверить ваши умения.
Учащиеся разгадывают кроссворд
Учитель. Пополнили ли вы сегодня багаж знаний?
Ученик. Да, мы знаем, что такое синонимы и антонимы, чем отличаются друг от друга, что есть словари синонимов.
Учитель. Чему был посвящен урок?
Ученик. Пополнили знания о лексике.
Вспомнили синонимы и антонимы, их отличия.
Учитель. Что делали?
Ученик. Находить синонимы и антонимы в словаре, подбирать синонимы и антонимы, работать в группе…
Ученик. Не всегда знаем какой синоним подобрать, нужно обращаться к словарю и уметь с ним работать.
Используя ресурсы Интернета, подбери 5-6 примеров названий художественных произведений, состоящих из антонимов.
«Толстый и тонкий» А.Чехов
«Белый Бим Черное ухо» Г.Троепольский
«Принц и нищий» М.Твен
«Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфман
«Война и мир» Л.Толстой
«Живые и мертвые» К. Симонов
«Молодость и старость» И.Бунин
Для умников и умниц: Напишите сочинение-рассуждение «Нужны ли людям словари синонимов?»