Что такое синтаксические единицы языка примеры
Основные синтаксические единицы языка.
Синтаксис как раздел языкознания
Две основные подсистемы русского языка: морфологическая и синтаксическая (как правило, в грамматику не включаются фонетика, лексикология и семантика). Синтаксис в иерархии языковых уровней занимает высшую ступень, поскольку связан с коммуникативной функцией языка.
Выделим два основных значения понятия «синтаксиса».
1.Синтаксис –одна из сфер грамматического строя языка, синтаксический строй языка. Другими словами, это высший, коммуникативный уровень языка, на котором единицы других уровней организуются с целью построения речи: фонетический уровень, лексический уровень, морфологический уровень, соединяясь друг с другом, формируют сообщение о действительности, о воле говорящего или о его отношении к миру.
2.Синтаксис – это раздел языкознания, который описывает правила построения связной речи и предметом изучения которого являются синтаксические единицы, синтаксические отношения, синтаксические связи, синтаксические средства.
Очевидна связь синтаксиса с фонетикой в области интонации (без интонации нет предложения).
Многоаспектна связь синтаксиса с лексикой, которая определяет и семантику синтаксических единиц, и их структуру
Если морфология исследует отдельное слово и систему его форм, то синтаксис анализирует устройство и функционирование единиц более сложных, чем слово.
Основные синтаксические единицы языка.
Синтаксические единицы – это элементы синтаксического строя (синтаксической системы), определяющие его специфику и обладающие определёнными функциями и признаками.
Характерными сторонами единиц синтаксиса являются структура и функции. Поэтому при решении вопроса об основных единицах синтаксиса могут быть использованы разные основания для их классификации.
Если за основу классификации берётся функциональный принцип, то выделяют две единицы: предложение и словосочетание. Следует подчеркнуть, что словосочетание и предложение, будучи синтаксическими единицами, имеют разное назначение, отличаются своими существенными признаками.
Предложение – это главная единица синтаксиса, оно оформляет высказывание и выполняет коммуникативную функцию, функцию общения, сообщения.
Словосочетание – это вспомогательная синтаксическая единица, строительный компонент предложения, оно выполняет номинативную функцию– называет предметы, признаки и т.п. Однако в синтаксическом строе номинативная функция тоже проявляется, но своеобразно: предложение называет, но не отдельные предметы, признаки, действия и т.д., а называет событие, положение дел, ситуацию.
Если за основу классификации берётся структурный критерий, то выделяют пять единиц, начиная с элементарной и заканчивая самой сложной, к тому же с учётом того, что каждая последующая единица «строится» на базе предыдущей:
1) Синтаксическая словоформа (синтаксема) – минимальная единица синтаксиса, которая является структурно-смысловым компонентом словосочетания и предложения.
2) Словосочетание;
3) Простое предложение;
4) Сложное предложение;
5) Сложное синтаксическое целое (ССЦ) – это группа предложений, которые определённым образом связаны между собой в относительно завершённом отрезке текста, объединённом тематически и логически.
Основные синтаксические единицы
Синтаксическими единицами принято называть устойчивые единства, обладающие определенной синтаксической структурой, значением и функцией.
Полный список синтаксических единиц приведен в «Грамматике русского литературного языка» (1980). К синтаксическим единицам относятся:
1) слово, словоформа;
3) предикативная единица;
4) простое предложение;
5) сложное предложение;
6) сложное синтаксическое целое;
Кратко охарактеризуем каждую из этих единиц.
Слово – это представитель группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением.
Словоформа– конкретное употребление слова, конкретная реализация слова в речи. Форма слова – это прежде всего элемент словосочетания. Например, купить книгу, интересная книга. Однако роль и назначение её не ограничиваются этим. Словоформа может выступать в качестве «строительного элемента» не только словосочетания, но и в составе предложения, когда она распространяет само предложение или участвует в построении его основы, например: В лесу сыро; За окнами падает снег; Москва в праздничном убранстве. Из этого следует, что словоформа участвует в построении предложения либо непосредственно, либо через словосочетание.
Существование словоформы как единицы синтаксической подтверждается крайним случаем её функционирования, когда словоформа преобразуется в предложение, т.е. в единицу иного синтаксического уровня. Например: На пароходе, на пути из Палестины в Одессу. Среди палубных пассажиров – множество русских мужиков и баб (Бунин).
Словосочетание – это смысловое и грамматическое объединение двух или нескольких знаменательных слов или форм слов на основе подчинительной связи. Например: светлая аудитория, статья по лексикологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь, наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетание – это синтаксическая единица докоммуникативного (допредложенческого) уровня, которая служит средством номинации.
Словосочетание строится по определенному образцу: существительное + согласуемое прилагательное, глагол + управляемая словоформа и т.д.
Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое), т.е. слово грамматически независимое и 2) зависимое слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова (письменный стол, ходить на работу, бегать босиком и др.).
Предикативная единица – это синтаксическое построение, в котором формально выражены объективная модальность и синтаксическое время, т.е. предикативность.
Рассмотрим два случая:
приезд отца – нельзя определить время и наклонение
Отец приехал – можно определить время (прош. вр.) и наклонение (изъявит.).
Объективная модальность – это отношение сообщаемого к реальной действительности.
Предикативная единица становится предложением, если приобретает коммуникативную функцию.
Предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью.
В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единицы – предикативности.
Предикативность – это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности (его реальность или нереальность, возможность или невозможность, необходимость или вероятность). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).
Существенным признаком предложения является модальность, так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и своё отношение к содержанию высказывания (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.). Средствами выражения модальности являются: 1) категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное) и 2) особые лексико-грамматические средства (модальные глаголы, модальные слова и частицы).
Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация. Различаются интонации вопроса, сообщения, побуждения и т.д.
Таким образом, основными признаками предложения являются предикативность (отношение содержания предложения к действительности), модальность (отношение говорящего к высказываемому), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.
Простое предложение является основной центральной синтаксической единицей. Оно имеет в своем составе одну предикативную единицу.
Сложное предложение – предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих в смысловом, конструктивном и интонационном отношении единое целое.
Сложное синтаксическое целое, или межфразовое единство, – это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.
Текст – организованный на основе языковых связей и отношений отрезок речи, содержательно объединяющий синтаксические единицы в некое целое.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что является единицей синтаксического кода языка? Основные единицы языка
Содержание:
Единица измерения — это стандарт, который принимается за исходную величину при сопоставлении с однородными. Например, длина измеряется в сантиметрах и т. д.
В языкознании выделяются основные единицы языка для каждого уровня системы: фонетика — звук, словообразование — морфема, морфология и лексика — слово, синтаксис — словосочетание и предложение.
Что такое синтаксис?
Синтаксис — термин в языкознании, имеет две трактовки:
Пунктуация — подраздел синтаксиса.
Что такое пунктуация?
Свод правил, регламентирующих расстановку знаков препинания в предложениях различной структуры, определяет содержание данного термина. Правила пунктуации касаются условий разделения запятой однородных членов, частей высказывания, выделения прямой речи и цитат, выбора двоеточия и тире в бессоюзных конструкциях.
Что такое синтаксические единицы? Примеры
Традиционно в языкознании выделяются две синтаксические единицы— словосочетание и предложение. Кроме того, самой крупной формой является текст как единица языка и речи.
Словосочетание — синтаксическая единица, строение которой оформлено взаимозависимыми знаменательными словами. Эти лексемы объединены семантически и грамматически и выражают развернутое наименование явлений действительности: добрый человек, шагать по тротуару, дымящаяся пашня, здание справа.
Словосочетание выступает как элемент структуры предложения.
В некоторых старых грамматиках, где раскрывается вопрос о том, что такое синтаксис и пунктуация, синтаксис определяется как «учение о словосочетании».
Предложение — это синтаксическая единица, главная функция которой — выражение мысли, побуждения и чувства, оформленное грамматически и интонационно. От словосочетания отличается наличием грамматической основы (подлежащего и сказуемого) как концентрированного оформления ключевого содержания: Наступила поздняя осень. Дети побежали к реке. Ученик решил уравнение.
Какой основной объект изучения синтаксиса?
Синтаксис — раздел языкознания, предмет его внимания — синтаксический код языка, строение его элементов, их взаимосвязь и условия сочетаемости.
Синтаксические единицы — это синтагмы, составные части которых объединяются на основе устоявшихся в языке связей: сочинения и подчинения.
Сочинительный тип присутствует в равноправных элементах: однородные члены, подлежащее и сказуемое, сложносочиненная структура.
В подчинительные отношения синтаксические единицы языка вступают в рамках конструкций, имеющих главные и зависимые элементы. Имеется ряд грамматических средств выражения подчинительной связи:
Основные объекты изучения синтаксиса — словосочетание и предложение. Отношения, выявляемые в них, делятся на непредикативные и предикативные.
Словосочетанию свойственны непредикативные отношения, так как его функция — номинация явления действительности без выражения отношения к нему.
Основные синтаксические единицы: характеристики
Словосочетание противопоставлено предложению отсутствием предикативности и интонационной и смысловой завершенности. Предложение выполняет коммуникативную функцию, словосочетание — номинативную.
Основные типы словосочетаний:
Лингвистика отмечает, что такая синтаксическая единица, как предложение, выделяется категорией предикативности — отношением описываемого действия к реальности. Это выражается в системе временных форм глагола и выбором наклонения.
Классификация предложений на основании:
Текст как единица языка и речи
Лингвистика утверждает, что текст также является единицей синтаксического кода языка.
Текст как единица языка — это совокупность синтагм, сформированная в определенной последовательности, объединенная выражаемым смыслом.
В тексте как наиболее сложной и объемной форме выделяется синтаксическое целое (сверхфразовое единство) — структура из нескольких предложений, связанных семантически и грамматически.
Сверхфразовое единство — единица синтаксического кода языка, которой свойственны логические связи:
Синтаксические единицы языка и правила их употребления в речи образуют код языка — свод грамматических правил объединения слов в суждение.
РУСТЬЮТОРС
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса русского языка
Содержание:
↑ Синтаксис как раздел науки о языке
Синтаксис позволяет использовать язык как средство общения, ведь при общении мы обмениваемся не звуками, приставками или изолированными словами, а целостными высказываниями, построенными по законом того или иного языка.
Речь невозможна без соблюдения правил. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.
Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь, а отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:
Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.
Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.
↑ Синтаксические единицы
Основными синтаксическими единицами (согласно школьной программе по русскому языку) являются словосочетание (докоммуникативный уровень) и предложение (коммуникативный уровень).
*В языкознании выделяют также в качестве синтаксических единиц: словоформу, сложное синтаксическое целое и текст.
Традиционно выделяются синтаксические единицы докоммуникативного уровня — словоформу и словосочетание, являющиеся строительным материалом для предложения — простого и сложного, представляющего собой главную единицу коммуникации, а также единицы более высокого синтаксического уровня — сложное синтаксическое целое и текст.
↑ Словоформа как единица синтаксиса
Эта роль предопределена как его лексическим значением, так и местом в морфологической системе языка. По аналогии с такими единицами, как фонема, морфема, лексема, словоформа получила также наименование синтаксема. Как правило, словоформа обладает смысловой и грамматической валентностью — способностью присоединять к себе другие словоформы, причем строго или не слишком строго предопределенные системой языка.
↑ Словосочетание как единица синтаксиса
Подчинительные связи предполагают, что от одного слова к другому можно задать смысловой вопрос (он же окажется и грамматическим). Только знаменательные, значимые части речи, обладающие лексическим значением, выступают в роли компонентов словосочетания.
Таким образом, словосочетание — не что иное, как распространенная словоформа, или соединение словоформ.
Если словоформу мы определили как минимальную синтаксическую единицу, то словосочетание можно охарактеризовать как минимальную единицу связной речи, состоящую из двух и более словоформ. В словосочетании уже появляется синтаксическая связь — подчинительная, что выводит словосочетание за пределы морфологии и лексики и превращает его в сугубо синтаксическую единицу.
Словосочетание, так же как слово, называет явление действительности, но более точно, более детально, чем слово. Тем самым словосочетание сужает называемое понятие.
Словосочетание отличается от предложения функцией. Объем здесь не важен. Предложение может состоять из одного слова, из двух и более слов. Важно только то, что предложение, в отличие от словоформы и словосочетания, становится единицей коммуникации, оно не просто называет явления действительности, а сообщает о фактах и событиях, содержит суждение о них.
↑ Предложение как единица синтаксиса
Язык как средство общения начинается с предложения.
Наиболее адекватное определение «предложения» можно дать с точки зрения его функций. Именно этот взгляд положен в основу определения, сформулированного В.В. Виноградовым: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения и сообщения мысли».
Кажется отчасти странным иллюстрировать предложение как единицу языка и речи. Мы окружены фразами, они живут в нас, многие из них являются общеизвестными высказываниями:
Я мыслю, следовательно — существую.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Любви все возрасты покорны.
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было.
Бабушка надвое сказала.
Карету мне, карету!
Выше себя не прыгнешь.
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда.
А ларчик просто открывался.
Формируя мысль, мы пользуемся одной из готовых языковых структур и наполняем ее тем лексическим содержанием, которое обеспечивает выражение необходимого нам смысла. Предложение может содержать сообщение о событиях и фактах, волеизъявление, характеристику предметов и явлений, общее суждение, запрос информации, побуждение к действию и прочее.
↑ Сложное синтаксическое целое как единица синтаксиса
Если высказанную в предложении мысль развить, снабдить ее аргументами, примерами, то получится развернутый отрывок на ту же тему, но более подробный, чем отдельное предложение. Такой отрывок, посвященный одной теме и оформленный по законам данного языка, предписанным связной речи, получил название сложного синтаксического целого. В лингвистической литературе для обозначения такого единства используются также синонимы — сверхфразовое единство (СФЕ), прозаическая строфа, компонент текста и др.
Термины «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство» отражают сложноустроенность данной языковой единицы, выход за пределы предложения, связную упорядоченность высказываний по правилам синтаксиса и смысловую целостность, единство темы.
Как всякое «целое», данная единица речи структурирована и обладает ярко выраженным началом, серединой и концовкой.
Например, заметки фенолога в «Вечерней Москве» построены по схеме:
Сегодня утром крыши Москвы покрылись инеем (зачин). Этот первый «белый утренник» наступил на месяц позже среднего срока. Инеем покрылись поля и лесные поляны (развитие темы). В еловые и лиственничные чащи заморозок еще не проник (концовка).
В коммуникативном плане сложное синтаксическое целое находится между предложением как отдельным высказыванием и текстом как завершенным речевым произведением. Чем объемнее произведение, тем больше оно нуждается в делении на смысловые части. Иногда эти отрывки регулируются жанром произведения и определяются автором. Тома, главы, части, рубрики, параграфы являются принадлежностью разных типов деловых, художественных, публицистических, учебных текстов. Но и при отсутствии специальной рубрикации читающий вольно или невольно фиксирует переход к новой теме, новому эпизоду, новому отрывку текста.
↑ Текст как единица синтаксиса
Протяженность текста определена его задачами, целями, коммуникативным намерением. Объем и структура текста заданы избранным жанром. Все речевые жанры: научный доклад, любовная записка, учебное пособие, роман-эпопея, информационная заметка, рекламная листовка — соответствуют своему коммуникативному предназначению в определенных стилевых и формальных рамках.
Объемные, сложно устроенные произведения Льва Толстого отвечают главному назначению художественного текста — образному отображению действительности (в отличие от нехудожественных текстов, которые, описывая, объясняя, анализируя окружающий мир, оперируют понятиями). Роман Льва Толстого «Анна Каренина» умещает свои два тома (в каждом из которых по четыре части, состоящие из 20–30 глав) между хрестоматийным началом (Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских) и малоизвестным высказыванием Левина (Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, которы я властен вложить в нее!).
Общей коммуникативной задачей, помимо сугубо эстетической, являлось для Толстого раскрытие смысла эпиграфа, взятого к этому произведению (Мне отмщение, и аз воздам), хотя сам автор утверждал, что, чтобы объяснить идеи романа, ему понадобится весь его текст без изъятий.
Есть тексты, которые по размеру совпадают со сложным синтаксическим целым. Чаще всего это малые газетные жанры. Например: Двухкомнатная квартира загорелась на первом этаже в доме номер 96, корпус 4, на Ленинградском проспекте. Когда приехали пожарные, одна из комнат уже полыхала вовсю. Виновницей пожара оказалась настольная лампа, которую зажгли в чулане, чтобы достать с верхних полок что-то нужное. Хозяйка, к счастью, оказалась жива, хотя и попала в больницу.
Текст имеет очень узкое коммуникативное назначение — проинформировать о случившемся. Без комментариев и авторской позиции. Такое содержание легко укладывается в заданную форму.
Текстом является и деловое письмо, которое, казалось бы, умещается в одно предложение: Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания с 5 по 12 октября по семейным обстоятельствам.
Однако и в таком документе присутствуют необходимые для данного жанра структурные элементы, как-то: кому, от кого, название документа (заявление), подпись, дата.
Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы, их различительные признаки. Синтаксические единицы как единицы речи языка
Разные научные концепции содержат разные перечни синтаксических объектов. В современном отечественном языковедении широко распространено учение о трех синтаксических единицах: словосочетании, простом предложении и сложном предложении.
Предмет синтаксиса
Синтаксис изучает, с одной стороны, правила связывания слов и форм слов, а с другой — те единства, в составе которых эти правила реализуются,— синтаксические единицы. Минимальные составляющие их — слово и форма слова. Таким образом, синтаксические единицы состоят из компонентов, которые материально представлены высшими морфологическими единицами. Это дает основание рассматривать синтаксис как грамматический уровень системы языка, стоящий над морфологическим.
Разные научные концепции содержат разные перечни синтаксических объектов. В современном отечественном языковедении широко распространено учение о трех синтаксических единицах: словосочетании, простом предложении и сложном предложении. Объектами синтаксиса также являются, с одной стороны, слово (лексема) и форма слова, но не сами по себе и не во всех своих свойствах, а лишь со стороны их связей с другими формами слов и их функции в составе синтаксических единиц, в которые они входят как компоненты, а с другой стороны — единства большие, чем простое или сложное предложение (их называют сверхфразовыми единствами, сложными синтаксическими целыми или текстами); они изучаются в синтаксисе также лишь со стороны связей между входящими в них простыми и сложными предложениями. Так как и слово, и форма слова, и сверхфразовое единство проявляют себя в синтаксисе не во всех своих свойствах, эти объекты и не являются синтаксическими единицами.
Синтаксические единицы
Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц — словосочетания и простого предложения.
В. В. Виноградов назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого предложения. Вслед за многими русскими языковедами он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого. Ср.: Тут солнце.— Только бы тут было солнце! — Пусть всегда будет солнце! — при почти полном тождестве грамматического строения и лексического наполнения эти предложения различаются тем, что содержание первого оформлено как сообщение о реальном факте, существующем одновременно с моментом речи, второго — как пожелание, третьего — как побуждение.
В речи каждое предложение имеет модально-временное значение: реального факта, отнесенного к тому или иному времени (а значит, соотнесено с речевым актом — «моментом речи» — как точкой отсчета времени), или определенного вида ирреальности, в частности (как это было в наших примерах) желательности или побудительности. Модальные значения тоже связаны с речевым актом, но не через «момент речи», а через позицию говорящего: они несут в себе значение, отражающее позицию говорящего при соотнесении им содержания предложения с действительностью (в нашем примере — желание, волю или констатирующую объективность позиции говорящего). Именно в комплексе грамматических значений, соотнесенных с актом речи, опирающихся на него и его отражающих, увидел Виноградов грамматическую сущность предложения Этот комплекс грамматических значений, всегда имеющий формальное выражение, он назвал предикативностью, использовав термин, который в истории науки наполнялся разным содержанием, но всегда связывался с предложением, отражая так или иначе понимаемую специфику предложения как синтаксической единицы.
Таким образом, различие между словосочетанием и предложением может быть сформулировано как различие между непредикативной и предикативной синтаксическими единицами. Это различие коренное, фундаментальное. Все другие различия или производны от данного, или не всеобщи. Так, производным от признака предикативности
непредикативности является признак различия в функциях предложения и словосочетания, а именно: функция коммуникативной единицы у предложения и неспособность словосочетания выступать в этой функции.
Известно несколько существенных, но не всеобщих признаков, различающих предложение и словосочетание. Так, предложение может быть однокомпонентным: Пожар!; Светает; Уходи; Холодно; словосочетание же минимум двухкомпонентно. Однако этот различительный признак не обладает всеобщностью, и потому, опираясь на него, нельзя во всех случаях отличить словосочетание от предложения. Есть предложения, для которых двухкомпонентность совершенно обязательна, она необходимое условие построения предложения как предикативной единицы: Я студент; Курить — здоровью вредить; Погода хорошая и т. п.
Традиционное для русской науки понимание объектов синтаксиса характеризуется тем, что наряду со словосочетанием и простым предложением как особая синтаксическая единица рассматривается сложное предложение.
В функциональном плане оно имеет много общего с простым предложением (что и дало основание сохранить в его наименовании слово «предложение»), но со стороны своей формальной организации сложное предложение является сочетанием предикативных единиц на основе определенной синтаксической связи. Его части обязательно обладают основным конституирующим признаком предложения — предикативностью. В большинстве случаев части отличаются от самостоятельных предложений только тем, что содержат показатели синтаксической связи — союзы и союзные слова: Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настаёт (П.); Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных (П.); И невозможное возможно, дорога дальняя легка, когда блеснёт в дали дорожной мгновенный взор из-под платка (Бл.).
Различительные признаки синтаксических единиц
Итак, в соответствии с общим направлением русской научной традиции и теми идеями, которые представлены в большинстве современных синтаксических теорий, прежде всего в концепции В. В. Виноградова, определим синтаксис как учение о словосочетании, простом предложении и сложном предложении.
Словосочетание — это непредикативная синтаксическая единица, компонентами которой являются слово и форма слова или несколько форм слов, соединенных между собой синтаксической связью.
Простое предложение — это предикативная синтаксическая единица, состоящая из нескольких соединенных между собой синтаксической связью форм слов или из одной формы слова.
Сложное предложение — это синтаксическая единица, компонентами которой являются предикативные единицы, соединенные между собой синтаксической связью.
Различия между синтаксическими единицами имеют чисто грамматический характер; по своему вещественному содержанию словосочетание, простое предложение и сложное предложение могут совпадать. Условием такого совпадения является тождество лексического состава (лексически значимых морфем). Ср.: вечернее рассказывание сказок бабушкой (словосочетание) — Вечером бабушка рассказывала сказки (простое предложение).— Когда наступил вечер, бабушка рассказывала сказки (сложное предложение). Три разные синтаксические единицы дают название одному и тому же событию и различаются лишь теми элементами смысла, которые определяются грамматическими различиями между ними. Словосочетание, являясь непредикативной единицей, представляет событие вне связи с ситуацией речи и оценивающей позицией говорящего. В простом предложении, являющемся предикативной единицей, называемое событие соотнесено с ситуацией речи; причем это соотношение таково, что событие сразу, все в целом оценивается говорящим как реальный факт прошлого. [Ср. тот же смысл, но иную модальную оценку и временную характеристику события говорящим в предложениях: Пусть вечером бабушка рассказывает сказки (побуждение, временной план будущего); Вот бы вечером бабушка рассказывала сказки (желательность, временной план будущего).] В сложном же предложении, каждая из частей которого обладает предикативностью, с ситуацией речи соотнесены порознь оба компонента сообщения о событии, содержащиеся в частях сложного предложения: указание на вечер и на рассказывание сказок бабушкой. При этом оценка говорящим этих составных частей события может и не быть тождественной, как в нашем примере, где в обеих частях значение реальности события и временной план прошлого. Ср.: Вот бы бабушка рассказывала сказки, когда наступит вечер; Пусть бабушка рассказывает сказки, когда наступит вечер — модальная оценка желательности и побудительности относится только к рассказыванию сказок, а наступление вечера оценивается как реальный факт.
Таким образом, различительными признаками синтаксических единиц являются: отсутствие соотнесенности с ситуацией речи, оценки говорящего — непредикати вность (словосочетание); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим сразу всего объективного содержания — монопредикативность (простое предложение); соотнесенность с ситуацией речи, оценка говорящим объективного содержания по частям— полипредикативность (сложное предложение). Эти признаки составляют основные, конституирующие характеристики синтаксических единиц, определяют принципы их формальной организации и потому достаточны для того, чтобы, опираясь на них, можно было отличить одни синтаксические единицы от других. Но определения синтаксических единиц могут быть уточнены, развиты и дополнены при специальном рассмотрении каждой из них.
Единицы синтаксиса представлены множеством речевых проявлений, однако они являются единицами не только речи, но и языка. За каждым конкретным словосочетанием, простым или сложным предложением стоит некая не собственно речевая, а языковая сущность. Например, словосочетание рисует берёзу, употребленное в предложении Сейчас художник рисует берёзу, представляет собой соединение двух словоформ: формы 3-го лица единственного числа настоящего времени глагола рисовать (главный компонент) и формы винительного падежа существительного берёза (зависимый компонент). Но в этом соединении можно увидеть и иное синтаксическое устройство. Его определение предполагает обобщение конкретного речевого материала на основе анализа в парадигматическом аспекте (т. е. по ассоциации) и ведет нас от речи к языку. Анализ предполагает два этапа.
На первом этапе анализа обращение к другим потенциальным речевым соединениям с той же лексемой рисовать, но в иных ее формах (рисовать берёзу, рисуй берёзу, рисуя берёзу, рисующий берёзу и т. д.) и с той же лексемой берёза, но в другой возможной в данном сочетании форме (рисует берёзы — вин. п. мн. ч.), т. е. обращение к иным возможным без нарушения синтаксических правил соединения формам слов рисовать и берёза позволяет установить, что исходное словосочетание рисует берёзу построено по правилу, предполагающему, что словосочетание является соединением слова (лексемы) рисовать, которое может в составе этого соединения быть в любой из своих форм, и формы винительного падежа слова берёза. Форма числа зависимого существительного не участвует в синтаксической связи, она передает только номинативное значение единичности
множественности: рисовать берёзу (берёзы). Таким образом, за конкретным речевым сочетанием из двух словоформ стоит образец сочетания слова (рисовать) с определенной формой (вин. п.) другого слова (берёзу).
Если сравнить словосочетание рисовать берёзу (также на основе ассоциативных связей) с такими словосочетаниями, как рисовать лес (поле, ребёнка, прошлое), с одной стороны, и видеть берёзу (поле, ребёнка, прошлое), описать берёзу (поле, ребёнка, прошлое), вспоминать берёзу (поле, ребёнка, прошлое) и т. д.— с другой, то станет ясно, что данный образец словосочетания не специфичен для слов рисовать и берёза. По этому образцу могут быть построены словосочетания из многих слов. Конституирующим признаком таких словосочетаний является то, что главный их компонент — прямопереходный глагол, а зависимый — форма винительного падежа существительного с синтаксическим значением ближайшего объекта ‘. Строение таких словосочетаний может быть выражено формулой VlransN.nt, где V — глагол, N — существительное, trans — переходный, 4 synt — винительный (четвертый) падеж с синтаксическим значением. Формула читается так: «переходный глагол и имя существительное в форме винительного падежа с синтаксическим значением».
Отвлеченные образцы стоят и за всеми простыми и сложными предложениями, употребляемыми в речи в составе текстов или как отдельные высказывания. Эти образцы и есть простые и сложные предложения, рассматриваемые как единицы языка. В современной науке они называются структурными схемами, моделями или формулами предложений. Понятие структурной схемы появилось недавно и не в равной мере применено ко всем синтаксическим единицам. Пока описаны в виде закрытого, т. е. исчерпывающего все разнообразие структурных схем, списка лишь простые предложения.
Принцип единства описания разных синтаксических единиц требует, чтобы в виде закрытых списков структурных схем были перечислены также отвлеченные образцы, по которым строятся словосочетания и сложные предложения. О применении понятия структурной схемы к словосочетанию мы уже говорили. Теперь покажем, что оно приложимо и к сложному предложению.
27.01.2018, 7120 просмотров.