Что такое синтаксическое значение
синтаксическое значение
Смотреть что такое «синтаксическое значение» в других словарях:
грамматическое значение — (формальное) значение. Значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к липу, совершающему действие, или другим лицам,… … Словарь лингвистических терминов
схема анализа многочленного предложения с разными видами связи — (предложения контаминированной структуры) 1) тип предложения по структуре; 2) тип предложения по количеству предикативных частей; 3) подтип многочленного предложения контаминированной структуры: а) многочленное предложение с сочинением и… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
схема анализа сложносочиненного предложения — 1) тип предложения по характеру основной синтаксической связи и количеству предикативных частей; 2) тип предложения по количеству субъектов: а) моносубъектное; б) полисубъектное; 3) тип предложения по структуре: а) однородного состава; б)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Творительный падеж — (грамм.; латинское название instrumentalis) сохранился в санскритском, зендском, древнеперсидском, литовском, латышском и славянском, а в остатках в латинском, греческом и германском. Он образуется различными суффиксами, разнообразие которых до… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Английский язык — Самоназвание: English, the English language Страны: распространён по всему миру … Википедия
Слово отдельное — один из важнейших членов нашей речи. Для определения этого понятия мы прежде всего должны определить более общее понятие члена речи. Под «членом» мы будем разуметь всякую языковую единицу, выделяемую сознанием в процессе речи путем… … Литературная энциклопедия
Слово отдельное — СЛОВО ОТДЕЛЬНОЕ один из важнейших членов нашей речи. Для определения этого понятия мы прежде всего должны определить более общее понятие члена речи. Под «членом» мы будем разуметь всякую языковую единицу, выделяемую сознанием в процессе речи… … Словарь литературных терминов
Английский язык — яз. смешанный. По своему происхождению он связан с западной ветвью германской группы яз. (см.). Принято делить историю А. Яз. на следующие периоды: древнеанглийский (450–1066), среднеанглийский (1066–1500), новый английский (с 1500 до нашего… … Литературная энциклопедия
объяденье — Загляденье, объяденье. Есть слова, которым присуще только функционально синтаксическое значение. Например, слово загляденье в академическом словаре под ред. акад. А. А. Шахматова (т. 2, 1907, с. 916 917) определяется прежде всего как действие по… … История слов
Предложный падеж — (грамм.) русское название древнего местного падежа, данное ему потому, что он употребляется теперь только в соединении с предлогами (в, на, о, по, при). Местный падеж в индоевропейских языках в единственном числе образуется двумя способами: 1) в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых масштабных разделов классического языкознания.
Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.
Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.
Синтаксис — это.
Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. В языке оригинала оно пишется так: σύν-ταξις. Буквально лексема переводится как «составление», «порядок», «сочетание».
Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.
Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.
Если на уровне младших классов школы, то:
Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении
Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.
В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…
Предмет изучения и основные единицы синтаксиса
Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:
Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.
Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.
Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:
В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:
Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.
Аспекты синтаксиса
Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:
В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы.
Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.
К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».
С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.
Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании).
Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.
Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично).
Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации.
Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:
Выражается это коммуникативное различие только в интонации.
Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.
И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.
Заключение
Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое синтаксис, поговорили о его предмете, единицах и ключевых аспектах. Более просто об этом крупном языковом разделе можно узнать из видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.
Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса
Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.
Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».
Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Полезные материалы по теме статьи
Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.
Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:
Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ
Синтаксические значения формы словосочетания — это те смысловые отношения, которые устанавливаются между соединяемыми словами. Все многообразие таких смысловых отношений может быть обобщено в четыре следующих типа.
1. Объектные отношения. Объектными являются отношения, которые устанавливаются между словом со значением действия или состояния и словом, обозначающим предмет, охваченный данным действием или состоянием: читать книгу, гордиться успехами, осуждать преступника, занятия спортом, необходимость перестройки.
2. Определительные отношения. Определительными являются отношения, которые устанавливаются между словом со значением предмета и словом, называющим признак предмета: чистая скатерть, новый дом, наши соседи, дом отца, тетрадь для заметок.
3. Обстоятельственные отношения. Обстоятельственными являются отношения, которые устанавливаются между словом, обозначающим действие, и словом, называющим разного рода обстоятельства протекания действия (время, место, причину, условие и т. п.): пришел вовремя, уехал из города, не поехал из-за болезни.
4. Комплетивные отношения. Комплетивными являются такие отношения, которые устанавливаются между словами, одно из которых с необходимостью требует по смыслу другого. Например, словосочетание много людей означает людей в большом количестве, начал работать — показывает процесс работы в начальной стадии; слова много, начать и под. с необходимостью требуют указания соответственно на предмет, действие.
Названные четыре типа синтаксических отношений могут выражаться разными средствами подчинительной связи. П о дчинительная связь в словосочетании с точки зрения средства ее выражения обобщается в три типа: согласование, управление, примыкание.
Согласование — это такая подчинительная связь, при которой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или некоторых) грамматических формах, в которых выступает главное слово. Поскольку при согласовании в словосочетаниях всегда есть имя существительное, то согласование осуществляется в формах, присущих существительному,— в формах рода, числа и падежа:
ед. ч.. ир.. И. п. ел. ч.. м. р.. П п ед. ч.. м Р- Т. п
больиюй^дом, в старом^парке, за обеденным столом.
Какое слово в словосочетаниях с согласованием является главным, а какое зависимым, определяется на грамматической основе. Главным является то слово, которое можно поставить в любой присущей ему форме, при этом всегда у зависимого слова окажутся соответствующие согласовательные формы, ср.: хороший учитель — хорошие учителя —о хорошем учителе. Зависимым является то слово, которое в данном словосочетании не может реализовать все присущие ему формы, а реализует лишь только те, которые диктует главное слово: невозможно, например, словосочетание ^хорошее учитель.
В тех случаях, когда связью согласования объединяются два существительных, определить главное и зависимое слово на грамматической основе нельзя. Так, в словосочетании красавец-мужчина можно в каких угодно формах поставить существительное красавец и для него всегда окажется соответствующая форма существительного мужчина, и наоборот: красавцы-мужчины, о красавце-мужчине, красавцам-мужчинам и т. п. В словосочетаниях с согласованием, в которых нельзя на грамматической основе определить главное и зависимое слово, представлена особая разновидность согласования — взаимосогласование.
При взаимосогласовании различать главное и зависимое слово можно только по смыслу. Если, например, считать, что слово, называющее более широкое понятие, является главным, а более узкое — зависимым, то в словосочетаниях с взаимосогласованием судно-рудовоз, юноша-студент, осетин-извозчик, красавец-мужчина главными являются первые по местоположению слова.
На основе согласования чаще всего сочетаются существительное в роли главного слова и прилагательное, причастие, местоименное прилагательное в роли зависимых слов: высокий человек, увядший цветок, мой портфель.
На основе взаимосогласования сочетаются существительные: словарь-справочник, грузовик-самосвал, город-герой.
Согласование может быть полным и неполным. При полном согласовании согласуемые слова упо добляются во всех формах, при неполном — не во всех формах. Например, в словосочетании город Москва согласование происходит в формах числа и падежа, но нет согласования в роде. Особый случай неполного согласования представлен в словосоче таниях хорошая врач, молодая доцент, где женский род зави симого прилагательного показывает реальный пол (женский) лица, профессия, звание которого обозначаются существительным мужского рода. Такое рассогласование в роде возможно только в нестрогих сферах литературного языка, например в разговорной речи, в официально-деловой речи такие сочетания недопустимы; там правильным будет: хороший врач, молодой доцент, даже если речь идет о женщине.
Основное грамматическое значение формы связи согласования — выражение определительных отношений.
Согласование — связь чисто грамматическая. Это значит: можно ничего не знать о лексическом значении главного слова и знать только его грамматические показатели, чтобы точно сказать, в какую форму должно быть поставлено любое по своему лексическому значению зависимое слово. Например, все существительные мужского рода ед. числа в Т. падеже будут иметь при согласовании прилагательные в тех же формах: молодым лесом, скорым поездом и т. д.
Согласование — связь необязательная, т. е. в предложении зависимое слово можно снять, не разрушив структуры предложения, ср.: Высокие ели стояли под снегом.— Ели стояли под снегом.
Управление — это такая подчинительная связь, при которой для выражения определенных смысловых отношений главное слово требует постановки зависимого слова — существительного— в определенном падеже, с предлогом или без предлога: читать книгу, заниматься спортом, поехать в деревню.
Главным словом при управлении является то, которое можно употребить в любых присущих ему формах, з а-висимое слово при управлении реализует только одну из падежных форм: читать (читаю, читал, читал бы, читай) книгу.
Управление в отличие от согласования является л е к с и к о-г рамматической связью. При управлении выбор зависимого слова определяется не только грамматическими формами главного слова, но и его лексическим значением. Так, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распространяется на определенный объект (объектные отношения), этот объект при одних глаголах должен быть выражен существитель-
пи в В. падеже без предлога (видеть фильм), при других — в П. падеже с предлогом о (говорить о фильме).
Управление может быть разных типов. В основе выделения типов управления лежат два признака: предсказуемость/непредсказуемость форм зависимого слова и обязательность/необязательность зависимого слова.
Предсказуемост ь/н епредсказуемость форм зависимого слова. Если известны главное слово и тип смыслового отношения между главным и зависимым словом, то в одних случаях форма зависимого слова может быть точно предсказана, в других — точная предсказуемость неосуществима. Например, пусть дан глагол видеть, по отношению к которому должен быть указан объект (тип отношений — объектные). В этом случае форма зависимого существительного, называющего объект, точно предсказана: В. падеж без предлога (видеть дом, знакомого, фильм и т. д.). Пусть дан тот же глагол видеть, по отношению к которому должно быть указано место осуществления действия (тип отношений — обстоятельство места). В этом случае форма зависимого существительного предсказана быть не может: видеть (товарища) в парке, на стадионе, около школы и г. п. Чтобы определить, в какой форме должно быть употреблено существительное с обстоятельственным значением, мало знать тип отношений, нужны более конкретные сведения о месте действия и сведения о конкретном существительном, которое это место обозначает. Иногда совершенно одинаковые по своей природной сути места обозначаются разными формами существительных, ср.: жить в Крыму и на Чукотке, ехать на Украину и в Армению.
Возможны случаи, когда предсказываются не одна, а две формы, одинаково пригодные для выражения заданного типа отношений, ср.: говорить о книге и говорить про книгу. Примеры подобного рода являются примерами вариантного предсказуемого управления.
Обязательность/необязательность зависимого слова. Обязательным является такое управляемое слово, без обращения к которому нельзя истолковать лексическое значение главного слова. Глаголы видеть, читать, писать, делать и многие другие нельзя истолковать, не указав, что они (в отличие от глаголов расти, болеть и под.) обозначают не просто действие, а действие, распространяющееся на определенный объект.
Роль обязательного управляемого слова хорошо видна на таком примере. Чтобы истолковать значение глагола продавать, необходимо указать: что, кому и за сколько (какую сумму) продают (продать холодильник соседу за пятьдесят рублей). Чтобы истолковать значение глагола отдать, необходимо указать: что и кому отдают (отдать холодильник соседу). Можно видеть, таким образом, что значение глагола продать отличается от значения глагола отдать только тем, что у глагола продать на один обязательный член больше. Можно сказать так: если отдают за определенную сумму, то это и значит продать.
Как ясно из приведенных примеров, число обязательных управляемых слов у разных по значению главных слов различно. Еще несколько примеров. У глагола переехать два обязательных управляемых слова: переехать из города на дачу, у существительного переговоры три: переговоры Англии с Францией о торговле.
В предложении могут употребляться не все управляемые слова. Например, у глагола награждать есть три обязательных управляемых слова: наградить солдата медалью за храбрость. Наряду с предложением, в котором употреблены все три управляемых слова (Генерал наградил солдата медалью за храбрость), возможны и такие предложения: Генерал наградил солдата; Гене-рал наградил солдата медалью; Генерал наградил солдата за храбрость.
Необязательным является такое управляемое слово, которое не требуется для истолкования лексического значения главного слова. Например, обстоятельственное управляемое слово в словосочетании читать (книгу) в комнате (в библиотеке, в лесу) ничего не говорит о лексическом значении глагола читать.
Возможность управления быть как обязательным, так и необязательным является важной особенностью, отличающей управление от согласования, которое бывает, как правило, необязательным.
Различные комбинации признаков предсказуемость/непредсказуемость и обязательность/необязательность дают следующие типы управления:
а) предсказуемое обязательное управле-
ние: читать книгу, заниматься математикой, вынуть из портфе-
ля, подойти к стадиону;
б) предсказуемое необязательное управле-
ние: дом брата, карманы платья;
в) непредсказуемое обязательное управле-
ние: поселиться на даче (в новом доме, у леса);
г) непредсказуемое необязательное управ-
ление: читать (книгу) в комнате, дом у дороги.
Зависимым словом в сочетаниях со связью управления может быть, как уже сказано, только существительное. В роли главного слова могут выступать:
— глаголы: читать книгу, решать задачу, загорать на пляже;
— глагольные формы (причастия и деепричастия): читая книгу, читавший книгу, загоревший на пляже;
— имя существительное: решение задачи, полет космического гбля, стакан молока;
— имя прилагательное: сердитый на сына, полный благородии,
— наречие: наедине с природой.
На основе связи управления могут оформляться в словосо-1 и и и следующие типы отношений:
— объектные: рисовать картину, заниматься спортом, общение к искусству, обсуждение доклада;
— определительные: книга для чтения, ботинки для пиджак из кожи, гнездо вороны;
обстоятельственные: гулять в парке, спуститься с
— комплетивные: один из нас, три дома.
Примыкание — это такая подчинительная связь, при рой главное слово не вызывает у зависимого опреде-нных грамматических форм, поскольку зависимое слово является неизменяемым: быстро идти, очень хорошо.
Главное слово при примыкании может быть изменяемым и неизменяемым. Если главное слово является изменяемым, то именно по этому признаку оно определяется как главное: быстро идти (идешь, шел, шел бы). Если оба слова являются неизменяемыми, то главным является то слово, которое в предложении может употребляться без зависимбго, а зависимым то, которое в предложении вне сочетания с главным не употребляется, ср.: Он учится очень хорошо, где хорошо — главное слово, потому что можно сказать: Он учится хорошо, а очень — зависимое, потому что нельзя сказать: *Он учится очень.
Если при согласовании и управлении ведущую роль в установлении связи играют флексии зависимых слов, в первую очередь прилагательных и существительных, то связь примыкание формируется иными средствами, порядком слов и интонацией. В предложении Он научился быстро решать задачи наречие быстро зависит от инфинитива глагола решать, потому что располагается с ним контактно и интонационно примыкает к нему. Ср.: Он быстро научился решать задачи, где то же наречие осмысляется уже при глаголе научился. Связь примыкание может формироваться и на иной основе: если в предложении есть только одно слово, с которым сочетается зависимое слово, то оно и является показателем связи, ср.: Быстро ты сегодня вернулся с работы.
Примыкание, как и управление, в отличие от согласования бывает обязательным и необязательным. Обязательным является примыкание, при котором главное слово своим лексическим значением предсказывает зависимое примыкающее слово. Например, глагол учиться предполагает обозначение того, чему учатся: учиться шить, говорить, писать
и т. п., глагол повернуть предполагает обозначение того, куда поворачивают: повернуть направо. Между обязательным управ лением и обязательным примыканием существуют определен ные соответствия: часто обязательное зависимое слово может был, как управляемым, так и примыкаемым. Например: учиться (немецкому) языку — учиться говорить (по-немецки), продолжать учение — продолжать учиться.
В роли главного слова в словосочетании с примыканием могут выступать:
— глаголы: стремительно бежать, крепко спать, кончить говорить;
— глагольные формы (причастия и деепричастия): стремительно бегая, стремительно бежавший, крепко уснув, крепко спавший, кончив говорить;
— прилагательные: очень яркий, слишком глупый;
— наречия: очень хорошо, невероятно глупо;
— существительные: яйца всмятку, пальто нараспашку. Зависимыми словами при примыкании могут быть:
— наречия: быстро решать, решительно поступить, сделать наспех, успеть вовремя;
— прилагательное или наречие в форме сравнительной степени: бежать быстрее (лани), быть умнее (кого-нибудь);
— деепричастия: говорить не умолкая, работать не уставая,
— инфинитив глагола: кончил работать, перестал смеяться;
— неизменяемое прилагательное: пальто реглан, цвет хаки. На основе связи примыкания формируются следующие отношения:
— обстоятельственные: пришел вовремя, сейчас приду, остался там, ярко блестит, очень быстро;
— определительные: пальто реглан, цвет беж;
— комплетивные: стремился уехать, решил заниматься
§ 96. О РАЗЛИЧИЯХ В ПОНИМАНИИ СИНТАКСИЧЕСКИХ ФОРМ СВЯЗИ
Следует подчеркнуть, что в понимании синтаксических форм связи нет и не было единства. Нельзя даже назвать одну наиболее авторитетную точку зрения на эту проблему. Это разнообразие взглядов непосредственно отражается и в вузовских, и в школь ных учебниках. Поэтому следует понять, как изложенная система типов подчинительной связи соотносится с другими.
Традиционно в синтаксисе различается сильное и слабое управление. Согласно одной точке зре ния, сильным считается предсказуемое управление, слабым — непредсказуемое. Согласно другой точке зрения, сильным счита ется обязательное управление, слабым — необязательное. При таком подходе различаются сильное и слабое примыкание, поскольку примыкание, как и управление, может быть обязательным и необязательным.
Нужно заметить, что в понимании признака обязательность/ необязательность зависимого компонента также нет единства. Так, например, в отличие от изложенной выше точки зрения обязательным считают не всякий член, необходимый для толкования значения главного слова, а только такой, который всегда сопровождает главное слово в предложении. Например, лексическое значение глагола пилить предполагает три члена: он распилил бревно пилой на три части, но сильно управляемым (т. е. обязательным) считается только член с объектным значением — бревно, все другие члены считаются слабоуправляемыми.
Спорным является вопрос о разграничении управления и примыкания. Считается, что в словосочетаниях с обстоятельственными отношениями, в которых зависимое слово выражено предложно-падежной формой имени существительного, имеет место не связь управления, а связь примыкания. Тем самым выделяется особый тип примыкания — именное примыкание: гулять в парке, читать у окна, ждать около стадиона: Основанием для такого решения является убеждение в том, что в главном слове таких словосочетаний нет ничего, что предопределяло бы выбор формы зависимого слова, и поэтому такие формы рассматриваются как самостоятельно существующие. Их особенность в том, что они могут быть соединены со словами разных лексических значений: гулять в лесу, читать в лесу, встреча в лесу и т. д.
Своеобразие того, что называют именным примыканием, сомнений не вызывает. В нашей системе типов связи это своеобразие показано так, что выделена особая разновидность управления — непредсказуемое, необязательное.
§ 97. СЛОЖНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Сложные словосочетания бывают трех типов: с соподчинением; с последовательным подчинением; с соподчинением и последовательным подчинением одновременно.
Сложным словосочетанием с соподчинен и-е м является такое, в котором одно главное слово имеет при себе несколько зависимых слов, находящихся по отношению к главному в разных смысловых отношениях:
В предложении зависимые соподчиненные члены находятся на одной ступени зависимости. Можно сказать, что соподчинен ные члены служат для развития предложения вширь.
Среди словосочетаний с соподчинением особо выделяются такие словосочетания, в которых все соподчиненные главному слову зависимые слова являются обязательными.
Главное слово со всеми обязательными зависимыми словами — это модель обязательных связей слова.
Например, модель обязательного подчинения глагола переливать включает соподчиненные зависимые слова, указывающие, что, откуда и куда переливают:
переливать бензин из канистры в бак (машины); переливать
молоко из бидона в кастрюлю; переливать воду из ведра
модель обязательного подчинения существительного соглашение включает соподчиненные слова, указывающие, кто, с кем и о чем согласился:
соглашение Венгрии с Анголой о сотрудничестве.
Сложным словосочетанием с последова тельным подчинением является такое, в котором одно и то же слово является одновременно и главным и зависимым. Например, в словосочетании читать книгу о знаменитых путешественниках слово книгу является зависимым от глагола читать, но главным по отношению к слову о путешественниках; в свою очередь, это слово главное по отношению к прилагательному знаменитых. Еще примеры:
В предложении последовательно подчиненные друг другу слова находятся на разных ступенях зависимости. Можно сказать, что они развивают предложение вглубь.
Вполне обычны такие сложные словосочетания, в которых соподчинение и последовательное подчинение выступают одновременн о. Примеры таких сложных словосочетаний:
провести показательный урок для студентов в базовой школе;
отложить прогулку на лыжах в парке из-за непогоды;
быстро освоить новшГметоды строительства высотных зданий.
Методическое примечание. В школьном учебнике формируются первые понятия о словосочетании (без введения самого термина «словосочетание»). Основное внимание обращается на смысл: на возможность выделить из предложения пары слов, связанных по смыслу, и на возможность установить эти пары с помощью вопросов от слова к слову. Вопросный метод при установлении словосочетания и направления зависимости в нем вполне надежен.