Что такое синтаксис конспект
Что такое синтаксис – как дать правильное и понятное определение этому разделу лингвистики и как легко разобраться в сути синтаксиса
Раздел науки о языке. Изучает словосочетание, предложение и текст.
Когда учительница спросит вас, что такое синтаксис, вам надо ответить так: «Это раздел науки о языке». Она опять спросит: «А что он изучает?». Ответ: «Синтаксические единицы». «Какие?» – «Словосочетание, предложение, текст».
Всё вместе: «Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает 3 синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст».
Как понять, что изучает синтаксис
С греческого «синтаксис» переводится как «строй», «порядок». Он изучает то, как «строятся» слова для выражения какой-то мысли. Слова могут объединяться в словосочетания, словосочетания – в предложения, предложения – в тексты.
Пару слов скажу о каждом элементе
Словосочетание – это всего лишь два слова. Из них от одного всегда можно задать вопрос к другому. Например: гулять во дворе, читать книгу, красивый дом, очень высоко.
Особенность словосочетаний в том, что они не являются единицей коммуникации (общения). То есть общаемся мы не словосочетаниями, а другими единицами – предложениями.
Предложение – это несколько слов, которые обладают интонационной законченностью. То есть каждое предложение – это законченная, полностью оформленная мысль.
В любом предложении есть грамматическая основа. Она может быть представлена двумя главными членами: подлежащим и сказуемым. А может быть представлена каким-то одним из них: только подлежащим или только сказуемым. Но что-то одно всегда будет.
Текст – это несколько предложений. Но не просто собранных не пойми откуда, а связанный между собой одной темой. Например, бывают тексты об осени, о любви, о правилах нахождения площади треугольника и пр.
Текст, который сейчас перед вами, – о синтаксисе. Все предложения в нем подобраны так, чтобы объяснить вам, что такое синтаксис.
Как разобраться в синтаксисе
Надо разобраться в морфологии. Синтаксис очень тесно связан с морфологией, они вместе образуют грамматику любого языка. Если вы не умеете анализировать слово как часть речи – синтаксис для вас всегда будет темным лесом.
Детям бывает сложно строить схемы предложений как раз потому, что они не разбираются в частях речи. Например, «Я увидел человека, который играл на аккордеоне».
«Который» – какой это член предложения и какая часть речи?
Я только в вузе понял, что это подлежащее, выраженное относительным местоимением. Потому что «который» = «человек» (тот самый, который играет на аккордеоне).
«Он будет работать в госпитале». Почему «будет работать» – простое глагольное сказуемое? Потому что это глагол в будущем времени и его можно заменить одним глаголом «поработает».
Чтобы понимать синтаксис, вот это всё надо держать в голове.
Зачем нужен синтаксис
Чтобы правильно ставить знаки препинания.
В русском языке каждый знак можно объяснить. Да, бывают трудные, запутанные случаи, но обычно на каждый знак есть правило. «Отдыхать, читая книгу, и смотреть в окно» – «читая книгу» выделяется запятыми, потому что это деепричастный оборот. «В парке пели птицы и цвела сирень» – запятой перед «и» нет, потому что у двух простых предложений в составе сложного есть общее обстоятельство места – «в парке». Так объясняется каждая запятая.
И еще синтаксис нужен для того, чтобы учиться правильно излагать свои мысли. Не путаться и не сбиваться.
Когда вы делаете синтаксический разбор, вы следите за мыслью автора, наблюдаете, как он ее выражает через слова. Это развивает ваше собственное логическое мышление и умение высказываться, использовать язык для выражения мыслей и чувств.
Особенно в этом плане полезные сложные предложения классиков. Например, вот такое, из Чехова:
Полезные материалы по теме статьи
Подпишитесь на обновления сайта. Мы будем присылать вам на почту новые статьи.
Посмотрите подборки курсов по русскому языку. Там есть и бесплатные материалы. Они помогут вам лучше готовиться к контрольным работам и экзаменам:
Под статьей есть форма для комментариев – там можно задать вопросы или покритиковать статью.
Что такое синтаксис конспект
Си́нтаксис (др.-греч. σύν-ταξις — составление) — раздел лингвистики, изучающий строение и функциональное взаимодействие различных частей речи в предложениях, словосочетаниях и прочих языковых единицах.
Что такое синтаксис?
Язык — основное средство общения людей. Язык тесно связан с мышлением и сознанием человека. Свои мысли, а затем и речь мы облекаем в слова и предложения. Знания об окружающем мире, которые люди приобретают в процессе трудовой, исследовательской деятельности закрепляются в языке — в словах и словосочетаниях, которые формируют предложение. Раздел языкознания, носящий название «синтаксис», занимается изучением словосочетаний и предложений, из которых строится наша речь.
Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, предложение с точки зрения его состава и строения. В ведении синтаксиса также находятся члены предложения, грамматическая основа предложения, виды простых предложений и сложных.
Изучая синтаксис русского языка мы научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, пользоваться ими в письменной и устной речи.
Видеоурок «Синтаксис и пунктуация»
Конспект урока по русскому языку с презентацией на тему «Что такое синтаксис?»
Выбранный для просмотра документ Руский язык Синтаксис.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Что такое синтаксис? Составитель : учитель русского языка и литературы МОУ « Милославская СОШ» Рязанской области Л.А. Юдина
Глагол, синонимы, имя существительное, морфология, лексикология, антонимы, синтаксис. Терминологический диктант
Старая, кралась, мокрый, лиса, дождь, тропинка, по, в. В дождь старая лиса кралась по мокрой тропинке. Какое задание можете предложить?
1. Пароход вплотную подошел к пристани. 2.Рыжик кот сорвался с дерева и с шипением прыгнул в окно. Выбери любое предложение. Спиши, подчеркни грамматическую основу и выпишите все словосочетания.
А, не, перо, писать, ум. Что можно составить из слов? Запишите. Не пером пишут, а умом.
Осенний ветерок легко сорвал и закружил листья берёзы и клёна. осенний ветерок; легко сорвал; сорвал листья; сорвал и закружил; берёзы и клёна; листья берёзы; листья клёна; ветерок сорвал Укажите верно выписанные из предложения словосочетания: 1), 2), 3), 6), 7)
Выбранный для просмотра документ урок русского языка 5 класс.docx
1.ФИО (полностью ) Юдина Лариса Александровна
2. Место работы МОУ « Милославская СОШ» Рязанской области
3. Должность Учитель русского и литературы
4. Предмет Русский язык
6. Тема Что такое синтаксис?
учреждений в 2ч. Ч.2/Л.М. Рыбченкова, О.М Александрова-
М.: Просвещение, 2011г.
Педагогические цели урока для учителя:
— организовать учебную деятельность учащихся по освоению определения « синтаксис», его отличие от других разделов русского языка;
— сформировать умение выполнять синтаксический разбор предложений и умение находить словосочетания.
— организовать учебную деятельность для построения логического рассуждения, для развития самостоятельной мыслительной деятельности, для создания ситуации успеха, для создания навыков смыслового чтения.
— организовать учебную деятельность для использования речевых средств для решения коммуникативных задач;
— организовать учебную деятельность для создания эстетической ценности русского языка.
Цели урока для учащихся:
освоить знание определения понятия « синтаксис», его отличие от других разделов русского языка;
освоить алгоритм выполнения синтаксического разбора предложений, его шаги.
выработать умение выполнять синтаксический разбор предложений и умение находить словосочетания.
Тип урока : открытие новых знаний.
Используемые УУД : регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные.
Формы работы учащихся : самостоятельная,индивидуальная, в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация « Что такое синтаксис?»
Структура и ход урока
— Откройте тетради и запишите число и классная работа.
Приветствуют и слушают учителя.
Личностные:положительно относятся к познавательной деятельности.
Мотивация знаний учащихся. Терминологический диктант.
1)Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. ( глагол)
Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
Раздел науки о русском языке, изучающий части речи ( морфология)
Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав слова.( лексикология)
Слова, которые противоположны по смыслу( антонимы)
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, а также правила их построения ( синтаксис)
— Теперь проверим правильность выполнения.(слайд 2)
— Оцените выполнение работы. Поставьте карандашом себе оценку.
— Распределите данные слова на три группы (слайд3).Поработайте в парах.
1 группа: морфология: глагол, существительное.
2 группа: лексикология: синоним, антоним.
3 группа: синтаксис
— Какое слово вызвало у вас затруднение?
— А хотите узнать, что такое синтаксис?
Слушают и записывают.
Идет проверка слов, записанных на доске.
Самостоятельно проверяют, ставят оценку.
Познавательные:осознают познавательную задачу.
Познавательные:устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Коммуникативные:высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные: осознают недостаток своих знаний.
Постановка темы и целей урока.
Планирование этапов рока.
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Контроль и оценка знаний.
Рефлексия учебной деятельности.
Называю тему урока. Записываю н а доске.
— Запишите цели своей учебной деятельности
— Как Вы проверите, что цели достигнуты?
Давайте спланируем этапы работы на уроке.
1.Поработайте с теоретическим материалом учебника с.82
— Кто желает поделиться полученной информацией? Зачитайте определение.
— Что нового для себя узнали из определения?
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите!
Наклонитесь! Разогнитесь!Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна-
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров. И к заданиям готов!
Итак, следующий этап урока – это практическая работа, выполнение заданий, упражнений.
Старая, красться, мокрый,лиса дождь,тропинка, по,в.
— Составьте из этих слов предложение и запишите его.
В дождь старая лиса кралась по мокрой тропинке.
— Давайте, вместе выполним синтаксический разбор предложения, используя памятку учебника. С.157 (устно)
— Назовите словосочетания из этого предложения.
— Хотите попробовать выполнить самостоятельно аналогичное задание?
-Проверим правильность выполнения задания.
Пароход вплотную подошел к пристани.
Рыжий кот сорвался с дерева и с шипением прыгнул в окно.
-Выполните небольшое тестовое задание ( на слайдах7,8,9)
За каждое правильно выполненное задание ставите 2 балла.
Оцените себя по шкале:
Максимальное количество баллов-18б
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работы.
П.57 с.82., выучить определение понятия,
Творческое задание ( по желанию) с.83. упр.439.
Слушают, записывают тему в тетрадь.
Записывают на последней странице тетради.
— Первая цель будет считаться достигнутой, если я смогу ответить на вопрос « Что такое синтаксис?».
Этапы урока на доске:
— Поработаем с определением «синтаксис».
-Потренируемся в выполнении грамматических заданий.
— Проверим свои знания и умения.Оценим себя.
— Проведем рефлексию урока.
— Запишем домашнее задание.
— Словосочетание и предложение
— Можно составить словосочетание или предложение.
Составляют и записывают.
Выбирают и выполняют задание.
Выполняют, оценивают по шкале оценивания.
Записывают домашнее задание в дневник.
Регулятивные: планирование учебной деятельности
Познавательные: самостоятельно осваивают новую информацию, делятся с одноклассниками.
Познавательные:систематизируют собственные знания.
Регулятивные:планируют в (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия для выполнения задания.
Личностные: желают отработать приобретенные знания, закрепить на практике
Регулятивные: осуществление контроля по результату и способу действия.
Личностные:осуществляют нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания.
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Коммуникативные : строят небольшие монологические высказывания.
Регулятивные: актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Личностные: выбор задания.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 39686032628
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое синтаксис — предмет изучения этого раздела грамматики, основные понятия и средства
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Синтаксис – это один из самых масштабных разделов классического языкознания.
Структурировано и детально он изучается ближе к окончанию средней школы, сразу после морфологии.
Однако внимание его основному объекту – предложению – начинают уделять намного раньше. Словосочетания (что это?), члены предложения, его структура, построение текста – всё это рассматривается именно в рамках синтаксиса.
Синтаксис — это.
Слово «синтаксис» имеет древнегреческое происхождение. В языке оригинала оно пишется так: σύν-ταξις. Буквально лексема переводится как «составление», «порядок», «сочетание».
Такое трактование позволило использовать данный термин не только языковедам, но и представителям других направлений – семиотики, логики и программирования. Однако именно его лингвистическая трактовка наиболее известна широким массам.
Итак, согласно академику А.А.Шахматову, в науке о языке:
Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения. А также – сами словосочетания и предложения, их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия.
Если на уровне младших классов школы, то:
Но данный термин применим не только к самому разделу грамматики, но и к объекту его изучения. В таком значении
Синтаксис – это синтаксический строй языка, выраженный в ряде закономерностей, актуальный для построения синтаксических единиц – словосочетания, предложения, текста.
В данном случае можно говорить о синтаксисе конкретного языка – русского, английского, немецкого…
Предмет изучения и основные единицы синтаксиса
Исходя из определения синтаксиса, можно легко выделить его предмет, который условно распадается на две составляющие:
Такие единицы носят название синтаксических. В их перечень разными учеными включается разное количество компонентов.
Традиционно выделяли две единицы – словосочетание и простое предложение. Такая теория поддерживалась многими крупными учеными прошлых лет, к примеру, В.В.Виноградовым.
Однако сегодня перечень синтаксических единиц таков:
В рамках изучения синтаксиса также принято рассматривать сверхфразовые единства (в школе их могут называть сложным синтаксическим целым), а иногда и тексты. Такой подход показан в этом фрагменте презентации:
Однако эти единицы не могут быть названы синтаксическими, поскольку в уровне этой языковой системы не проявляют свои основные свойства.
Аспекты синтаксиса
Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:
В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы.
Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.
К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».
С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.
Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании).
Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.
Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично).
Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации.
Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:
Выражается это коммуникативное различие только в интонации.
Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.
И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.
Заключение
Итак, сегодня мы рассмотрели, что такое синтаксис, поговорили о его предмете, единицах и ключевых аспектах. Более просто об этом крупном языковом разделе можно узнать из видео:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Читая посты в интернете, порой кажется, что многие даже не подозревают о том, что такое синтаксис, морфология и грамматика в целом.
Синтаксис. Пунктуация
Урок 1. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Синтаксис. Пунктуация»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Зачем нам синтаксис?
· Для чего нам пунктуация?
· И чем синтаксис отличается от пунктуации?
Мы знаем, что все разделы языка связаны друг с другом.
Например, фонетика изучает буквы и слоги. А графика изучает буквы, которыми обозначаются звуки. Лексика изучает слова, которые состоят, конечно, из звуков. А записываются буквами. Морфемика изучает части слова – ведь нужно посмотреть, из чего состоят слова!
Словообразование выясняет, как при помощи различных частей слова можно образовать новые слова. Словообразование связано с морфологией, ведь она изучает части речи, и нужно понять – как они образуются.
Но с чем же связана морфология? Неужели ни с чем?
Нет, конечно. Морфология тесно связана с синтаксисом.
Но что изучает синтаксис? Для чего он нужен?
Синтаксис очень важен и совершенно необходим.
Ведь морфология очень любит слова и их формы. Но у неё они всегда в полном беспорядке: разбросаны, не связаны… Посмотрите, каждая форма слова как будто по отдельности. Во всех этих формах с трудом можно угадать смысл. А вот наводить порядок как раз и должен синтаксис.
В синтаксисе слова связываются между собой. Свяжем по смыслу формы слов, которые мы видим.
У нас получились словосочетания!
Из слов и словосочетаний в синтаксисе строятся предложения. Какие предложения мы можем построить? Красивые цветы растут на клумбе.
Как бы мы общались, если бы синтаксиса не было? Ну, например, в школе учительнице пришлось бы разговаривать с учениками при помощи отдельных слов: кто, пойти, отвечать, доска.
Ответы учеников звучали бы не менее странно: я, хотеть, рассказать, фонетика.
И никто бы друг друга не понимал.
Итак, синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.
Кстати, слово синтаксис – древнегреческое. Оно обозначает «составление, порядок, построение».
Ну вот. Теперь мы знаем, что синтаксис изучает словосочетания, предложения, текст… Но разве синтаксис не связан ни с каким разделом, кроме морфологии? Нет, у него есть постоянная, очень настойчивая спутница – Пунктуация.
Выясним, что она изучает.
Пунктуация действительно следует за Синтаксисом постоянно. Как только синтаксис решит: составлю-ка я предложение! – как пунктуация уже тут как тут. «Расставь знаки препинания, расставь знаки препинания!»
«Вот ведь приставучая, − думает Синтаксис. – Надо, наверное, текст составить!» А Пунктуация не отстаёт: «Не забудь знаки препинания, знаки препинания не забудь…»
И повсюду, куда ни глянешь – Пунктуация: знаки препинания, знаки препинания… Уже и надоела синтаксису, он сам не знает: как от неё спастись?
Никак. Ведь вы, наверное, уже догадались.
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются знаки препинания и правила их расстановки. Слово это латинское. И произошло от слова «пунктум» − точка.
И потому синтаксис и пунктуация нераздельны. Ведь если не ставить знаки препинания в предложениях – мы иногда можем не понять, о чем речь.
Вот, например, две фразы.
Разница между ними – всего-навсего расположение одной запятой. Но значения этих фраз полностью противоположны. А если бы этой запятой не было – как мы бы поняли, о чем речь?
И наоборот, если мы не знаем синтаксиса, то не сможем расставить знаки препинания. Рассмотрим предложение: Цветы на клумбе красные, синие, жёлтые.
Зачем тут нужны знаки препинания? Нужны ли они? Если мы знаем синтаксис, то сразу же можем ответить: запятые ставятся между однородными членами предложения.
Не следует путать синтаксические и пунктуационные ошибки!
Вася дотронулся к стволу берёзы. Предложение неправильно построено. То есть, выбрана неправильная форма слова: нужно говорить «дотронулся до ствола берёзы». Значит, это вопрос синтаксиса. Это синтаксическая ошибка.
А вот если мы напишем: Вася, дотронулся, до ствола берёзы… В этом предложении две лишние запятые. Ведь нам совсем незачем выделять сказуемое запятыми. Если ошибка связана со знаками препинания, то это вопрос пунктуации. Это пунктуационная ошибка.
Что нам требуется запомнить?
Синтаксис и пунктуация – это разделы науки о языке.
Синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст. А также правила их построения.
Пунктуация изучает знаки препинания и правила их расстановки. Два раздела науки о языке тесно связаны между собой.