Что такое синтез искусств
Проще всего создать что-то новое путем смешения и переосмысливания чего-то старого. Что такое синтез искусств? Это смешение нескольких видов народного творчества. Таким образом появляются новые виды искусств, в которых собирается все лучшее и отбрасывается все ненужное.
Определение
Что такое синтез искусств? Это органическое соединение нескольких разновидностей народного творчества. Зачем он нужен? Путем слияния нескольких видов искусств достигается получение нового художественного явления, которое невозможно создать любым иным способом. Чтобы лучше понять, что такое синтез искусств, можно взглянуть на лучшие архитектурные ансамбли. Здание само по себе уже несет художественную ценность, но только при дополнении его мозаикой, скульптурой и витражами появляется подлинный шедевр. Благодаря комбинации художественных приемов можно раскрыть подлинную многогранность авторской задумки.
Синтез в архитектуре
В качестве примера рассмотрим всем известный Спас на Крови. Этот храм был воздвигнут в память об убийстве Александра II. Само здание невероятно красиво. Но оно поражает зрителя не только архитектурной формой, но и мозаикой.
Синтез в театре
Храмовый синтез
Синтез в кино
Синтез искусств в кино подразумевает даже зрителя. Ведь именно для него фильмы и выпускаются. Так что нужно знать и понимать, что нравится народу, чтобы создавать не просто проходные киноленты, а бестселлеры.
Синтез на телевидении
Все что говорилось о фильмах, уместно и здесь. Ведь синтез искусств на телевидении подразумевает работу специалистов различных областей. Любой выпуск новостей требует большой подготовки. Нужно написать сценарий обзора главных событий, подобрать одежду ведущему, сделать ему прическу и макияж, а также проработать задний фон. Зрителю не бросается в глаза синтез искусств на телевидении. Театр кажется более достойным понятия искусства. Но это не так. Ведь даже для создания выпуска теленовостей требуется работа большого количества специалистов.
Синтез в искусстве интерьера
Если рассматривать не квартиру среднестатистического россиянина, а интерьер дворца XIX в., то синтез искусств будет более заметен. Дворцовые залы нередко украшались скульптурами, потолок – лепниной, а вместо стекла оконные проемы заполняли витражи.
Синтез в живописи
Мало кто задумывался над тем, как формируется творчество художников. А ведь эти креативные люди берут свои сюжеты из жизни. И развитие живописи возможно только благодаря синтезу видов искусств. Ведь раньше, в X в., люди не знали об объемном рисунке. Художники изображали в основном только иконы. И только с развитием архитектуры к людям пришло понимание объема. Рисуя сначала наброски, а потом и полноценные картины, художники пришли к пониманию объема и перспективы. Благодаря скульптуре стало возможно изображение на двумерной плоскости трехмерного изображения.
Сегодня искусство потихоньку приобретает цифровой формат. Многие художники творят не на бумаге, а на компьютере. Но даже там они умудряются синтезировать искусство. Современные картины очень похожи на фотографию. И именно от этого вида искусств они и берут очень многое. Например, детальную проработку объектов или гиперреалистичное изображение деталей.
Синтез в музыке
Творческие люди часто вдохновляются чужими работами. У музыкантов это тоже практикуется. Зачастую пианист может использовать партию гитариста как вступление к своему музыкальному произведению. Причем звучать мелодия будет по-новому. Назвать это воровством просто не получится, скорее это будет синтез. Нередко музыканты берут вдохновение из литературных произведений. Например, описание волнующего свидания или сцены ревности может натолкнуть композитора на излияние душевных мук, положенных на ноты.
Синтез в декоративно-прикладном искусстве
Синтез в модной индустрии
Сегодня происходит синтез искусств?
Конечно, причем повсеместно. И это происходит не потому, что хорошие идеи у творческих людей закончились. Человек всегда искал вдохновение в прошлом. Отчасти это происходит потому, что люди не хотят терять свою историю. Периодически возрождая ее, можно находить в ней что-то новое. Этим приемом часто пользуются модельеры. Наверное, каждый взрослый человек заметил, что каждые 15 лет мода возвращается. И это не случайно. Люди пытаются переосмыслить прошлое и сделать его частью настоящего. То же самое можно проследить и в живописи. Несмотря на то что сегодня искусство переходит в цифровой формат, рассматривая иллюстрации современных художников к сказкам, вспоминаешь творения старых мастеров. Именно благодаря тому что люди научились синтезировать искусство, у них получается достигать органического соединения и рождения новых форм. Это подтверждает появление театра и кино.
Синтез искусств
Полезное
Смотреть что такое «Синтез искусств» в других словарях:
Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие синтез искусств подразумевает создание качественно нового… … Художественная энциклопедия
СИНТЕЗ ИСКУССТВ — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Архитектурно художественный синтез искусств образуют архитектура,… … Большой Энциклопедический словарь
Синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Синтез искусств — – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно… … Википедия
синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Архитектурно художественный синтез искусств образуют архитектура,… … Энциклопедический словарь
СИНТЕЗ ИСКУССТВ — (греч. synthesis соединение, сочетание) органическое единство худож. средств и образных элементов различных иск в, в к ром воплощается универсальная способность человека эстетически осваивать мир. С. и. реализуется в едином худож. образе или… … Эстетика: Словарь
СИНТЕЗ ИСКУССТВ — в архитектуре взаимосвязанное, органич. единство разл. видов изобразит, искусства (монументальная живопись, скульптура), декоративно прикладного искусства и архитектуры, в результате осуществления к poro возникает новое эстетически образное… … Большой энциклопедический политехнический словарь
СИНТЕЗ — (греч. соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы. Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно… … Энциклопедия культурологии
СИНТЕЗ — (от греч. соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен… … Философская энциклопедия
СИНТЕЗ — (греч. syn вместе, tithemi помещаю) метод мышления, состоящий в восхождения от простого к сложному, от частей к целому, от причин к явлениям, от начала к последствиям, противоположен анализу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
Синтез искусств
Синтез искусств — это объединение различных видов искусства в художественное целое, эстетически организующее материальную и духовную среду человека. Понятие художественного синтеза предполагает создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме его составных частей. Идейное, образное и композиционное единство компонентов, их общее действие во временном и пространственном расположении, их согласованность в масштабе, пропорции и ритме порождают художественные качества, усиливающие восприятие искусства и развитие идеи на многих планах. Художественный синтез оказывает всестороннее эмоциональное воздействие на человека, апеллируя ко всем его чувствам. Концепция имеет большие социальные и образовательные возможности.
В истории искусства известны различные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство часто объединяются, создавая синтез, в котором живопись и скульптура, выполняя свои собственные задачи, также усиливают и интерпретируют архитектурный образ. К такому пространственно-пластическому синтезу обычно относят декоративно-прикладное искусство, с помощью которого создается предметная среда человека, и маломасштабные произведения искусства, например станковую живопись. Синтез темпоральных искусств, например, поэзии и музыки, характеризует все жанры вокальной музыки (народная песня, художественная песня, кантата, оратория, опера). Многие произведения инструментальной программной музыки представляют собой новаторскую форму синтеза музыки и поэзии. Театр, кино и связанные с ним темпорально-пространственные искусства синтетичны по своей природе, объединяя творчество писателя, актера, режиссера, художника, а в кино — и оператора. В музыкальном театре актерское мастерство сочетается с песней, инструментальной музыкой и танцем. Компоненты театрального или кинематографического произведения эстетически объединяются режиссером в новый мир.
Синтез может осуществляться на различных уровнях — в рамках одного вида искусства (например, использование методов документального кино — кинохроники и репортажа — в художественном фильме) или среди искусств (например, введение кинематографического представления в театр). Общественная потребность в более широком и полном отражении действительности порождает объединение художественных форм в новую синтетическую. Синтез часто делает роль публики более активной, например, на народных праздниках, торжественных шествиях, торжествах победы, карнавалах и различных ритуальных обрядах (например, древняя Дионисия). Участники таких мероприятий являются одновременно и зрителями, и творцами.
В художественном синтезе роль каждого из искусств не обязательно должна быть одинаковой. Одна форма может полностью доминировать; например, в Древнем Египте скульптура и живопись были подчинены архитектуре. Качество, присущее одному из искусств, может приобрести общее значение, например, архитектоническое качество пластики в классицизме, пластичность древнегреческого искусства, живописность барокко. В соответствии с историческим периодом и конкретным замыслом художника формы искусства могут быть почти полностью интегрированы (готическая архитектура и скульптура), могут гармонично дополнять друг друга (искусство эпохи Возрождения) или могут контрастировать друг с другом (многие структуры ХХ века).
СИНТЕЗ ИСКУССТВ
Полезное
Смотреть что такое «СИНТЕЗ ИСКУССТВ» в других словарях:
Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусств в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие синтез искусств подразумевает создание качественно нового… … Художественная энциклопедия
СИНТЕЗ ИСКУССТВ — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Архитектурно художественный синтез искусств образуют архитектура,… … Большой Энциклопедический словарь
Синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Синтез искусств — органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. и.» подразумевает создание качественно нового художественного… … Большая советская энциклопедия
Синтез искусств — – создание качественно нового художественного продукта посредством органичного соединения искусства или видов искусства в единое целое. Конечное явление не сводится к сумме составляющих его компонентов, оно обобщает такие их свойства как идейно… … Википедия
синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно художественного замысла. Архитектурно художественный синтез искусств образуют архитектура,… … Энциклопедический словарь
СИНТЕЗ ИСКУССТВ — в архитектуре взаимосвязанное, органич. единство разл. видов изобразит, искусства (монументальная живопись, скульптура), декоративно прикладного искусства и архитектуры, в результате осуществления к poro возникает новое эстетически образное… … Большой энциклопедический политехнический словарь
СИНТЕЗ — (греч. соединение, сочетание, составление) соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы. Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно… … Энциклопедия культурологии
СИНТЕЗ — (от греч. соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен… … Философская энциклопедия
СИНТЕЗ — (греч. syn вместе, tithemi помещаю) метод мышления, состоящий в восхождения от простого к сложному, от частей к целому, от причин к явлениям, от начала к последствиям, противоположен анализу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
СИНТЕЗ ИСКУССТВ
В истории искусства известны разнообразные формы синтеза. Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственно задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом пространственно- пластическом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также и станковые художественные произведения (картины, статуи и т. п.). Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может полностью доминировать, подчиняя себе другие (например, древнеегипетская архитектура, подчиняющая себе скульптуру и живопись). Всеобщее значение может приобрести и качество, обычно присущее одному из искусств (например, «архитектоничность» пластических искусств в классицизме, «пластичность» в древнегреческом искусстве, «живописность» в искусстве барокко и др.). Как в отдельные исторические эпохи, так и в соответствии с конкретным замыслом художника виды искусства могут тесно срастаться между собой (архитектура и скульптура готики и барокко), гармонично дополнять друг друга (в эпоху Возрождения) и находиться в контрастном сопоставлении (в сооружениях XX в.).
В культуре поздней готики и особенно Возрождения с усилением светских начал искусства и всё большей индивидуализацией художественного творчества происходит распад «соборной» универсальности средневекового синтеза искусств. Складываются новые формы синтеза, основанные на осознании самостоятельной роли каждого из искусств. В творчестве великих мастеров Возрождения (Брунеллески, Браманте, Рафаэля, Микеланджело и др.) были с особой полнотой разработаны общие принципы соединения искусств в целостном, гармоничном ансамбле. В живописи этого времени, создающей иллюзорное пространство, и в скульптуре, органически включённой в архитектурные ритмы, изобразительные формы, не утрачивающие своего реального содержания и относительно независимого бытия, приобретают определенные черты условности, связанные с монументально- декоративным назначением произведений. В эпоху барокко отдельные виды искусства образуют торжественное и динамичное монументально-декоративное единство; в интерьерах архитектура сливается с многоцветной скульптурой, лепниной, монументальными росписями. Синтез искусств в XVI-XVIII вв. связан не только с церковными ритуалами, но и с формами светского быта (триумфы, придворные и городские феерии, спектакли и т. п.). В искусстве рококо и классицизма важной целью синтеза искусств становится создание жилой среды, отвечающей определенным нормам общественного бытия и эстетическим идеалам эпохи.
В условиях буржуазного общества разрушаются многие формы синтеза искусств, и в первую очередь архитектурно-художественный синтез, что вызвано всё большей индивидуализацией сознания, деэстетизацией повседневного бытия, распадом общезначимых общественных принципов и норм. Вместе с тем прогрессивные общественные движения вызывали и поиски новых форм синтеза искусств, что было связано со стремлением внести в жизнь художественное начало, создать предпосылки для гармоничного развития человека. Задачи формирования цельного, гармоничного человека, выдвинутые И. В. Гёте, Ф. Шиллером, ранними романтиками (см. Романтизм), преломились в романтических художественных теориях XIX в. в проблему создания так называемых оазисов красоты, противостоящих буржуазному практицизму и бездуховности. Романтические утопии духовного обновления общества с помощью синтетического «соборного» художественного творчества были позже развиты символистами (см. Символизм). Стиль «модерн» на рубеже XIX и XX вв. предпринял попытки возрождения синтеза искусств. Развивая идеи синтетической культуры, У. Моррис, Х. ван де Велде, представитель рационализма и конструктивизма (и в первую очередь объединения «Баухауз» в Германии) стремились к созданию целостной художественной среды, активно воздействующей на жизненные процессы. При этом часто образно-познавательные функции искусства отрицались, а художественное творчество рассматривалось как главный фактор «жизнестроения» (сторонники так называемого производственного искусства в Советской России, развивавшие идеи Института художественной культуры и объединения Левый фронт искусств). Значительные работы в области синтеза искусств в XX в., порождённые прогрессивными общественными и революционными движениями (произведения мексиканских художников Д. Риверы, Д. Сикейроса, Х. К. Ороско и др.), связаны с созданием общественных построек, мемориальных (см. Мемориальные сооружения) и выставочных комплексов, а также с оформлением ярких по идейной направленности празднеств, народных шествий, фестивалей и т. п.
Идеи синтез искусств в советской культуре возникли с первых её шагов. Они содержались в ленинском плане монументальной пропаганды, нашли своё выражение в агитационно-массовом искусстве периода Октябрьской революции 1917 и Гражданской войны 1918-20, в деятельности архитекторов и художников, создавших общественные здания новых типов. Они проявились в 30-х гг. в строительстве метрополитена, ВСХВ (ныне ВДНХ) в Москве. С середины XX в. в социалистических странах синтез искусств находит широкое и многогранное применение при возведении новых городов, общественных зданий и комплексов, мемориальных ансамблей, служа целям пропаганды достижений социализма и социалистических общественных идей. Синтез искусств является одним из важных средств при создании среды, отвечающей идейно-художественным запросам социалистического общества.
Литература: Р. Вагнер, Избранные статьи, М., 1935; Вопросы синтеза искусств. (Сборник, М.), 1936; Синтез искусств в архитектуре. (Сборник), М., 1963; Е. Б. Мурина, Проблемы синтеза пространственных искусств, М., 1982; Damaz P. F., Art in European architecture, N. Y., (1956); его же, Art in Latin American architecture, N. Y., 1963; Bildkunst und Baukunst, В., 1970.