Что такое сиоп это программа

Вспомните, пожалуйста, что означает аббревиатура слова АООП.

Адаптированная основная общеобразовательная программа.

— Что такое СИОП? ( расшифровывают аббревиатуру)

В настоящее время СИОП заменена на специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Выберите правильную расшифровку аббревиатуры? ( 3)

-В чем принципиальная разница между АООП и СИПР?

— Если АООП может реализоваться сразу для нескольких обучающихся, то СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Зададим вопрос: «Зачем проектировать СИПР, если предусмотрена вариативность адаптированных программ?»

-Максимальная индивидуализация достигается разработкой СИПР. Например, СИПР разрабатывается для учащихся, имеющих одновременно НОДА ( нарушения опорно-двигательного аппарата) и тяжелые и множественные нарушения развития.

Вариант 2 АООП, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывает его специфические образовательные потребности. Вариант 2 – это вариант программ для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития. Это наиболее сложная категория учащихся, которые обучаются только по СИПР.

При проектировании СИПР необходимо обратить внимание на перечень жизненных компетенций, которые должны быть сформированы у таких учащихся. Например, компетенции, связанные с окружающим миром, начиная от бытовых навыков самообслуживания. Если учащийся изучает счет, то он его изучает не для решения примеров по математике, а для того, чтобы потом иметь возможность купить себе килограмм фруктов.

Найти пункты структуры СИПР.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИОП включает:

общие сведения о ребёнке;

характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;

индивидуальный учебный план;

содержание образования в условиях организации и семьи;

организация реализации потребности в уходе и присмотре;

перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИОП; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Рассмотрим более подробно структуру СИПР.

I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях. II. Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.

III. Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

IV. Содержание образования СИОП включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

V. Необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР, например: учитель класса, учитель музыки, учитель физкультуры или адаптивной физкультуры, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др.

VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи

VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях.

Идеология ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью построена на двух взаимодополняющих составляющих: академические результаты учащихся и их жизненные компетенции.

Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР.

Комплектация классов (ступеней) обучающихся

В образовательной организации, реализующей АООП вариант D создаются классы с 0 (пропедевтического) по 11. Вновь принятые обучающиеся зачисляются в 0 (пропедевтический) класс, в котором осуществляется психолого-педагогическое обследование ребенка, составление и реализация СИОП. Комплектация классов (ступеней) происходит с учетом возраста и особых потребностей обучающихся.

Наполняемость класса для обучающихся по варианту D АООП не превышает 5 человек.

С учетом количества обучающихся, материально-технических и других условий образовательной организации допускается объединение классов и формирование разновозрастных ступеней обучения:

первая ступень – от 7 до 9 лет (0 – 2 классы);

вторая ступень – от 10 до 12 лет (3 – 5 классы);

третья ступень – от 13 до 15 лет (6 – 8 классы);

четвертая ступень – от 16 до 18 лет (9 – 11 классы)

При комплектации классов (ступеней) кроме возраста учитываются особенности психофизического развития детей и степень их потребности в уходе, присмотре и посторонней помощи. В каждом классе (на ступени) могут быть представлены дети, имеющие нарушения различной этиологии и степени тяжести:

1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП со спастическим тетрапарезом, гиперкинезами и т.д.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;

3) дети с умеренной умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала;

4) дети с сенсорными нарушениями в сочетании с нарушениями интеллекта в форме умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, но без выраженных нарушений поведения или ОДА.

Сбалансированная вариативная комплектация классов/ступеней, во-первых, позволяет создать условия, которые благоприятствуют тому, что дети, несмотря на их разные возможности, учатся подражать и помогать друг другу. Во-вторых, позволяет рационально распределять нагрузку персонала класса, связанную с уходом за детьми и обеспечением их безопасности.

Уроки (занятия) проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием и недельным расписанием класса (ступени). Содержание календарно-тематического планирования формируется на основе содержания СИПР обучающихся класса (ступени).

Форма проведения уроков и занятий может быть индивидуальная или групповая. Она выбирается специалистами с учетом специфических образовательных потребностей обучающихся и сформированности у них базовых учебных навыков. В случае отсутствия (или дефицита) последних, в соответствии с СИПР, включающей программу формирования базовых учебных действий, планируется индивидуальное расписание и режим пребывания обучающегося в образовательной организации. Формирование базовых учебных действий происходит в форме индивидуальных занятий со специалистом, с постепенным дозированным включением ребенка в групповую работу класса. По мере формирования базовых учебных действий и готовности обучающихся к работе в группе время пребывания ребенка в образовательной организации вообще и в классе (на ступени) в частности увеличивается.

Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами, предусмотренными штатным расписанием организации и включенными в СИПР. В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (2 – 4 человека). Малые группы формируются с учетом задач, поставленных в СИПР, и готовности обучающихся к освоению содержания учебного предмета. Проведение индивидуальных занятий в классе предпочтительно для обучающихся с ТМНР, не готовых к освоению учебного материала в условиях группового обучения. Кроме того, индивидуальные занятия с обучающимися проводятся учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами с целью психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка и формирования умений и навыков, предусмотренных СИПР.

Уроки / занятия, проводимые учителем и другими специалистами, представлены в расписании класса в соответствии с учебным планом образовательной организации и индивидуальными учебными планами обучающихся класса. Учет проведенных индивидуальных/групповых уроков (занятий) осуществляется в журнале класса (ступени).

Выбор методик и средств обучения

Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и целей обучения, зафиксированных СИПР и АООП.

Методологической основой процесса обучения и воспитания является культурно-историческая школа, учение Л.С. Выготского и его последователей о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии на различных возрастных этапах, о компенсации нарушенных функций, принципа развивающего обучения, предполагающего учёт зон актуального и ближайшего развития, а также деятельностной концепции обучения и личностно-ориентированного подхода к ребенку.

В обучении могут использоваться отечественные и адаптированные зарубежные методики и программы. В частности, метод базальной стимуляции – А. Фрёлих (Basale Stimulation); методики альтернативной (поддерживающей) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной терапии и программы MOVE – развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities via ого-педагогическая работа с ребенком проводитсяEducation); программы TEACCH – лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер, Г. Мессибов (Treatment and Education of Autistic and Communication related handicapped Children); программы ABA – прикладного поведенческого анализа (Applied Behavior Analyses), эмоционально-уровнего подхода – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, игрокоррекции – Л.Б. Баряева и др. Выбор и использование того или иного подхода зависит от особенностей развития обучающихся и целей обучения, зафиксированных СИОП и АООП. Оценка результатов освоения СИОП и перевод в следующий класс (год обучения)

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?(быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули.. (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)

Покрутили..(выполняются волнообразные движения кистями рук)

Постучали …( пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошкой друг об дружку)

И открыли! (пальцы расцепились).

«Оладушки»- правая рука лежит на столе ладонью вниз, левая ладонью вверх. Одновременная смена позиции.

«Кулак-ребро-ладонь»- три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

Таким образом, используя на своих уроках, эти несложные приемы, учитель может не только дать возможность отдохнуть ребенку на уроке, но и помочь преодолеть трудности, связанные с его обучением.

Работа психолого-медико-педагогического консилиума

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации является важным инструментом психолого-педагогического сопровождения ребенка. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий, которые предписаны в заключении ПМПК, и собирается для решения следующих вопросов: организация приема обучающихся и проведение первичного знакомства с ребенком, анализ проблем обучения и воспитания ребенка в семье или в школе; организационно-методическая поддержка специалистов, работающих с ребенком. На консилиум приглашаются родители (законные представители ребенка).

Наиболее сложные вопросы оказания ребёнку комплексной помощи выносятся на обсуждение психолого-медико-педагогического консилиума, в работе которого принимают участие специалисты, работающие с ребенком, и родители обучающегося. С целью координации медицинского и психолого-педагогического аспектов помощи детям с эпилепсией, ДЦП, РАС необходимо проведение регулярных консультаций с врачами (психиатр, невропатолог, ортопед и нейропсихолог). В ходе диалога обсуждаются вопросы о возможном изменении медикаментозного лечения, о проведении медицинского обследования, об изменении подходов психолого-педагогической работы с ребенком, о введении индивидуального графика посещения ребёнком образовательной организации и другие. По итогам работы ПМПк составляется протокол и, при необходимости, вносятся изменения в СИПР. Заседания ПМПк проводятся не реже 1 раза в четверть.

Создание и действие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума действующим Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.42) не предусмотрено

Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

Оценка результатов освоения СИПР и перевод в следующий класс (год обучения)

Для мониторинга педагогического процесса два раза в год в СИОП отражается сформированность представлений, умений и навыков обучающихся, отмечается степень их самостоятельности. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИОП. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

В конце учебного года на основе анализа данных на каждого учащегося составляется характеристика, делаются выводы и ставятся задачи для СИОП на следующий год. В целях информирования о результатах обучения детей их родителям (законным представителям) направляется информационное письмо, отражающее содержание предоставленной в течение учебного года психолого-педагогической помощи ребёнку, динамику развития и оценку сотрудничества учреждения и семьи по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Перевод обучающегося в следующий класс (ступень) осуществляется по возрасту.

Организация внеурочной деятельности

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов,

склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), организации их свободного времени.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционно-развивающее, духовно-

нравственное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное. Содержание коррекционно-развивающего направления регламентируется содержанием соответствующей области, представленной в учебном плане.

Данные направления являются содержательным ориентиром для разработки соответствующих программ. Образовательная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетные направления внеурочной

деятельности, определять формы её организации учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность должна способствовать социальной интеграции обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с нарушениями развития и обучающихся, не имеющих ОВЗ из различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности необходимо подбирать с учетом возможностей и интересов как обучающихся с нарушениями развития, так и их обычно развивающихся сверстников. Для результативного процесса интеграции в ходе внеурочных мероприятий важно обеспечить условия, благоприятствующие самореализации и успешной совместной деятельности для всех ее участников.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). Задачи и мероприятия, реализуемые на внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.

Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их

выбор определяется общеобразовательной организацией: экскурсии, кружки,

секции, соревнования, праздники, общественно полезные практики, смотры

-конкурсы, викторины, беседы, культпоходы в театр, фестивали, игры

(сюжетно-ролевые, деловые и т.п), туристические походы и т. д.

О чем этот мультфильм? (о том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты

Обязательным направлением работы по реализации образовательной программы в соответствии с ФГОС является формирование социальной компетентности. Без получения метакомпетенций ( умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с ОВЗ не будет готов к реальной жизни.

Недавно по всей стране прошел Самый большой урок в мире, на котором обсуждали проблему инклюзивного образования, отношения к таким детям. клип песни «Не молчи» Д.Билана. Хочу вам предложить рекомендации по формированию инклюзивной культуры.

Роль учителя в инклюзивном образовании велика. Необходимо воспользоваться формулой трех «П»: признание, понимание и принятие.

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«УТВЕРЖДАЮ: [Наименование должности] [Наименование организации] /[Ф.И.О.]/ «» 20 г.ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Лаборант по анализу газов и пыли 5-го разряда1. Общие положения1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность лаборанта по анализу газов и пыли. »

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университетМАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В БИОФИЗИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Методические указания по самостоятельной работе Красноярск СФУ 2011 Составитель: М.Ю. Салтыков Методические указания составлены в соответствии с учебн. »

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«Урок математики в 1 классе. Система РО Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Тема урока: «Задача восстановления целого по частям. Конструирование буквенно-графической модели с «лучиками».Цели урока:1. Ввести понятие об отношении частей и целого. Научить ребёнка изображать это отношение с помощью схем, буквенных форм. »

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«Сценарий для пилотного проекта получения банком выписки из индивидуального лицевого счета Заемщика в ПФР с последующей проверкой подписи отчета с помощью сервиса проверки электронной п. »

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«Тема: Имя существительное. Повторение. Цель: повторение, обобщение об имени существительном; повторение орфографических правил имен существительных; привитие любви к природе, окружающей среде. План Слайд 1. Тема нашего урока «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.» (запи. »

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»Реферат по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности»По теме: «Методы и средства тушения пожаров. Первичные средства пожаротушения»Исполнитель: Гончарова Марина Юрьевна ФИО Москва 2017.год Оглавление TOC \o 1-3 \h \z \. »

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«Сценарій свята у першому класі 2016 рік Мета: Вчити дітей виразно декламувати вірші, формувати інтерес до читання, повторити алфавіт, закріпити знання про звуки та букви ; розвивати акторські здібності шляхом театралізації, уяву. »

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«Департамент образования и науки Приморского края КГОАУ НПО «Профессиональный Лицей № 45» г. Уссурийска Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫФИЗИКА для естественно-научного профиля начально. »

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа«Реферат дипломной работы Ушевой Кристины Игоревны студентки кафедры ядерной физики физического факультета БГУ Разработка модели отражателя и исследование его характеристик для реактора ВВЭР-. »

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.

Источник

ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) и Специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП)

Что такое сиоп это программа. Смотреть фото Что такое сиоп это программа. Смотреть картинку Что такое сиоп это программа. Картинка про Что такое сиоп это программа. Фото Что такое сиоп это программа

1.2. Настоящее Положение о Специальной индивидуальной программе развития (далее СИПР) и Специальной индивидуальной образовательной программе (далее СИОП) обучающихся с ОВЗ, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее — Положение) Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП «Добрыня») разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:

— Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26.

1.2. СИПР/СИОП разрабатывается на основе Примерных адаптированной основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, слепых обучающихся (варианты 3.4, 6.4, 8.4, вариант 2, приказ № 1599) с учетом индивидуальных и психофизических особенностей обучающихся.

1.3. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения СИПР/СИОП, определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения.

1.4. Цель разработки СИПР/СИОП – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с ОВЗ, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития для обретения обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

1.5.Временной период реализации СИПР/СИОП составляет один учебный год.

1.6. В разработке СИПР/СИОП принимают участие все специалисты, работающие с обучающимся, и его родители.

1.7. Структурно-содержательная форма СИПР/СИОП обучающегося единая, соответствует требованиям ФГОС (Приложение №1).

1.8. Настоящее Положение принимается решением Педагогического совета АНО «ЦППМСП «Добрыня».

1.9. Действие Положения вступает в силу с момента его принятия.

1.10. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются на его заседании решением Педагогического совета.

2.1. Структура СИПР включает:

2) общие сведения о ребенке;

3) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;

4) индивидуальный учебный план;

5) содержание образования в условиях организации и семьи;

6) условия реализации потребности в уходе и присмотре;

7) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР/СИОП;

8) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

9) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

10) средства мониторинга и оценки динамики обучения;

11) программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения учащимся в домашних условиях.

3.Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития/специальной индивидуальной образовательной программы

3.1. Титульный лист должен содержать:

— наименование Организации (согласно Уставу);

— срок реализации СИПР/СИОП;

— адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс/ступень);

— согласование программы с родителями обучающегося;

— год разработки СИПР/СИОП.

В правом верхнем углу ставится гриф утверждения Исполнительного директора АНО «ЦППМСП «Добрыня», в левом верхнем углу — гриф принятия на педагогическом совете.

3.2. Общие сведения содержат персональные данные об обучающемся и его родителях.

3.3. Характеристика обучающегося составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами АНО «ЦППМСП «Добрыня» с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.

Характеристика должна отражать:

1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

4) особенности проявления познавательных процессов;

5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания;

8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

3.3. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. Недельная нагрузка обеспечивает чередование учебной и внеурочной деятельности.

3.5.Содержание образования включает:

конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из:

программы формирования базовых учебных действий;

программ учебных предметов, коррекционных занятий;

программы нравственного развития;

программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

программы внеурочной деятельности;

Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на год.

3.6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Необходимым условием реализации СИПР/СИОП для большинства обучающихся является организация ухода (кормление или помощь в приеме пищи, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.

Уход предполагает выполнение следующей деятельности:

уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела и др.);

сопровождение ребенка в туалете,

высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком;

раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка;

контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);

придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресла-коляска, ходунков, и др.).

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей.

Необходимость в присмотре для обучающихся в случаях:

— агрессии (в отношении людей и/или предметов), самоагрессии;

— проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (выход за пределы помещения и др.);

— эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению.

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР/СИОП и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре.

3.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР/СИОП:

учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и др.

3.8. Программа сотрудничества школы с семьей обучающегося (перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося) включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР/СИОП и преодоления психологических проблем семьи.

3.9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР/СИОП.

3.10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

3.10.1.Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

3.10.2.В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР/СИОП.

3.10.3.Оценивание уровня сформированности представлений, действий/операций осуществляется по критериям: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

3.10.4.Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.

3.10.5.На основе итоговой характеристики составляется СИПР/СИОП на следующий учебный период.

4.1. СИПР/СИОП разрабатывается рабочей группой в составе учителя-дефектолога класса/ступени, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.

4.2. Ответственным за разработку и реализацию СИПР/СИОП назначается учитель-дефектолог.

4.3. В обязанности ответственного входит:

— объединение усилий специалистов при подготовке СИПР/СИОП;

— согласование СИПР/СИОП с родителями обучающегося;

— представление на обсуждение педагогического совета;

— внесение корректив в содержание СИПР/СИОП и другие функции.

4.4. СИПР/СИОП в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР/СИОП родителю следует поставить подпись.

4.5. СИПР/СИОП обучающегося обязательно утверждается приказом Исполнительного директора. При этом на титульном листе ставится соответствующий гриф об утверждении программы.

4.6. СИПР/СИОП обсуждается и принимается на педагогическом совете.

4.7. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы.

4.8. По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности реализации СИПР/СИОП обучающегося на психолого-медико-педагогическом консилиуме АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *