Что такое сипр для детей инвалидов
Доклад и презентация по теме: ««Разработка и написание СИПР (специальной индивидуальной программы развития ребенка – инвалида) для обучающегося индивидуального надомного обучения»
Выбранный для просмотра документ Морозкина А.И..pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Разработка и написание СИПР (специальной индивидуальной программы развития ребенка – инвалида) для обучающегося индивидуального надомного обучения Учитель: Морозкина А.И.
Что такое СИПР? Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – программа разработанная на основе АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, его индивидуальных особенностей.
Основная цель реализации СИПР построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей
Для каких детей разрабатывается СИПР? 1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП) в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.); 2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении; 3) дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает: 1.Общие сведения о ребенке: 2.Характеристика 3.Индивидуальный учебный план 4.Содержание образования в условиях организации и семьи: 4.1 Формирование базовых учебных действий 4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов 4.3 Нравственное развитие 4.4 Формирование экологической культуры. Здорового и безопасного образа жизни 4.5 Внеурочная деятельность 5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре 6.перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР 7.перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося 8.перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 9.средства мониторинга и оценки динамики обучения
Выбранный для просмотра документ Морозкина А.И.Доклад по теме Специальная индивидуальная программа развития Особенности разработки и реализации.doc
Разработка и написание СИПР (специальной индивидуальной программы развития ребенка – инвалида) для обучающегося надомного обучения
Автор: учитель Морозкина А.И.
Специальная индивидуальная прорамма развития (СИПР) пишется на обучающихся, которым в протоколе ПМПК было рекомендовано обучение по СИПР (чаще всего это обучение по ФГОС О УО ( вариант: 2), ФГОС ОВЗ РАС(вариант 8.4.)
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – программа разработанная на основе АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) с учетом особенностей психофизического развития конкретного обучающегося, его индивидуальных особенностей.
Основной целью реализации СИПР является: построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей
Составление СИПР проходит в 6 этапов: (Слайд №3)
Сбор сведений о ребенке, оценка потребностей ребенка в образовании, составление психолого-педагогической характеристики на начало учебного года.
Разработка СИПР: изучается АООП, подбираются методики,формы технологии работы с учащимся, составляется индивидуальный маршрут обучающегося, маршрут согласовывается с родителями.
Реализация СИПР: осуществляется деятельность учащегося в соответствии с АООП и СИПР
Промежуточная диагностика, внесение изменений в СИПР: организуется мониторинг учебных достижений и социальной компетентности обучающегося
Реализация СИПР: осуществляется деятельность обучающегося в соответствии с АООП и СИПР
В конце года проводится итоговый мониторинг, составляется итоговая характеристика с рекомендациями.
Выделяют 3 основные группы обучающихся которым необходимо составлять СИПР:
1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);
2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;
3) дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.
Обучающийся, на которого я составляла СИПР относится к 3 группе. Обучающийся 3 класса по программе ФГОС О УО (2 вариант) умеренная умственная отсталость. Ребенок обучается на дому.
За основу был взят алгоритм составления СИПР, предложенный «Псковским Государственным Университетом» (УМК.СИПР.РФ) в котором подробно описаны цели, задачи, этапы составления СИПР, а также разработан конструктор СИПР, кардинально упрощающий работу учителя при его создании.
Составленная на обучающегося СИПР имеет следующую структуру (соответствующую требованиям ФГОС)
1.Общие сведения о ребенке;
4. Содержание образования в условиях организации и семьи:
4.1 Формирование базовых учебных действий;
4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов;
4.3 Нравственное развитие;
4.4 Формирование экологической культуры. Здорового и безопасного образа жизни;
4.5 Внеурочная деятельность;
5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре;
6.Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Общие сведения о ребенке содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого учителем с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (шПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
СИПР для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого (дополнительного) класса
срок реализации: 1 год
Общие сведения об учащемся:
Имя, фамилия ребёнка: Эльшан М.
Возраст ребёнка: 15лет
Класс: 1 (дополнительный)
Год рождения: 01.07.2001 года
Место проживания: с. Долиновка, ул. Байрамова 319
Законный представитель мать- М.Х.А.
Ребенок поступил в первый (дополнительный ) класс МОУ СОШ № 7 01. 09. 2016 г оду на индивидуальное обучение на дому. Дошкольной подготовки не проводилось.
Согласно заключению «Краевой детской клинической больницы» и заключение ПМПК от 11.06. 2013 г. У ребёнка раннее поражение ЦНС, ДЦП смешанный тетрапорез, синдром ликвородинамических нарушений, симптоматическая фокальная эпилепсия (стойкая ремиссия), гипердинамический синдром с дефицитом внимания и умственная отсталость в тяжелой степени выраженности. Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности. Дизатрия.
Ему рекомендовано индивидуальное обучение на дому по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.
СИПР составлен на основе Положения о психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) МОУСОШ № 7.
— Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
— Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.
— Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»».
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
— Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект).
— Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МОУСОШ № 7- Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под.ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).
3. Локальные акты ОО:
— Положение о совместном психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) МОУ СОШ № 7
— Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МОУ СОШ № 7.
— Положение о специальной индивидуальной программе развития.
Общая характеристика развития обучающегося с умственной отсталостью и ТМНР:
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, спастический тетрапарез в сочетании с гиперкинезами), системным недоразвитием речи, повышенной судорожной готовностью (эписиндром).
Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. У обучающегося не сформированы элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.
Языковые средства несформированны, ребенок практически не владеет речью. Говорит отдельные нецензурные слова, знает имя матери. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к., по Заключению РПМПК № 22 от 11.06.2013 г., согласно заключению обследования ребенка «Краевой детской клинической больницы» от 20.03.2015 г., у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками и ногами). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу. В ответ на обращенную речь знакомых людей двигается навстречу, выполняя хаотичные движения руками, издает возглас. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны для Эльшана занятия с музыкальным сопровождением, слушать детские песенки, смотреть динамичные мультфильмы, играть с колючим мячом, погремушкой. Однако и на этих занятиях его внимание ослаблено, он теряет интерес к ним.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно- потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Мальчик отказывается от выполнения трудных заданий. Эльшан М. проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, издает звук и иногда идёт на встречу учителю, реагирует на свое имя, (поворачивается в сторону зовущего), на фамилию не реагирует, проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль (начинает махать ногами и руками). Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (без помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., не фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, запланирована работа по их формированию в рамках учебного предмета «Человек». Режим дня не соблюдается. Совместно со взрослым моется, вытирается. Ориентируется в доме, где проживает (знает, где туалет, телевизор). Реагирует на сигнальные слова типа «не бросай». Знает своё имя. Ребенок сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об стол, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук самостоятельно. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.
Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.
Ребенок нуждается в постоянном присмотре во всех видах помощи.
Приоритетные образовательные предметы:
1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Математические представления
4. Окружающий природный мир
5.1. Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в обществе , к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
— Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи») ;
— Использование по назначению учебных материалов;
— Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
— В течение определенного периода времени,
— От начала до конца,
— С заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам в рамках учебного плана.
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Рабочая программа по организации учебного процесса в 1 дополнительном классе составлена на основе:
ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;
учебного плана школы;
Программа включает следующие разделы:
— Язык и речевая практика
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 2).
Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 2) направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.
2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.
3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.
4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.
5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений:
упражнения с картинками;
Виды деятельности учащегося на уроке:
— упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
— игры-имитации, жестово-образные игры;
— рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
— предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,
— обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
В качестве средств для выполнения заданий необходимы материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе необходимо использують информационно-компьютерные технологии: ноутбук, планшет с программным обеспечением (развивающие программы, игры).
Программы сотрудничества специалистов с семьей обучающегося нет, т. к. при рождении родители отказались от ребенка.
Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:
— Развитие и воспитание ребенка : Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 10 – 20 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.
Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).
Нужно проводить с ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачке», «Пойдем в группу» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку.
— Социальное развитие: Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить называть свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).
— Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми куклу).
Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).
Индивидуальный учебный план на 2015 – 2016 учебный год