Что такое сипр для детей инвалидов

Доклад и презентация по теме: ««Разработка и написание СИПР (специальной индивидуальной программы развития ребенка – инвалида) для обучающегося индивидуального надомного обучения»

Выбранный для просмотра документ Морозкина А.И..pptx

Что такое сипр для детей инвалидов. Смотреть фото Что такое сипр для детей инвалидов. Смотреть картинку Что такое сипр для детей инвалидов. Картинка про Что такое сипр для детей инвалидов. Фото Что такое сипр для детей инвалидов

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разработка и написание СИПР (специальной индивидуальной программы развития ребенка – инвалида) для обучающегося индивидуального надомного обучения Учитель: Морозкина А.И.

Что такое СИПР? Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – программа разработанная на основе АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, его индивидуальных особенностей.

Основная цель реализации СИПР построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей

Для каких детей разрабатывается СИПР? 1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП) в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.); 2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении; 3) дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью структура СИПР включает: 1.Общие сведения о ребенке: 2.Характеристика 3.Индивидуальный учебный план 4.Содержание образования в условиях организации и семьи: 4.1 Формирование базовых учебных действий 4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов 4.3 Нравственное развитие 4.4 Формирование экологической культуры. Здорового и безопасного образа жизни 4.5 Внеурочная деятельность 5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре 6.перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР 7.перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося 8.перечень необходимых технических средств и дидактических материалов 9.средства мониторинга и оценки динамики обучения

Выбранный для просмотра документ Морозкина А.И.Доклад по теме Специальная индивидуальная программа развития Особенности разработки и реализации.doc

Разработка и написание СИПР (специальной индивидуальной программы развития ребенка – инвалида) для обучающегося надомного обучения

Автор: учитель Морозкина А.И.

Специальная индивидуальная прорамма развития (СИПР) пишется на обучающихся, которым в протоколе ПМПК было рекомендовано обучение по СИПР (чаще всего это обучение по ФГОС О УО ( вариант: 2), ФГОС ОВЗ РАС(вариант 8.4.)

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – программа разработанная на основе АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) с учетом особенностей психофизического развития конкретного обучающегося, его индивидуальных особенностей.

Основной целью реализации СИПР является: построение образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей

Составление СИПР проходит в 6 этапов: (Слайд №3)

Сбор сведений о ребенке, оценка потребностей ребенка в образовании, составление психолого-педагогической характеристики на начало учебного года.

Разработка СИПР: изучается АООП, подбираются методики,формы технологии работы с учащимся, составляется индивидуальный маршрут обучающегося, маршрут согласовывается с родителями.

Реализация СИПР: осуществляется деятельность учащегося в соответствии с АООП и СИПР

Промежуточная диагностика, внесение изменений в СИПР: организуется мониторинг учебных достижений и социальной компетентности обучающегося

Реализация СИПР: осуществляется деятельность обучающегося в соответствии с АООП и СИПР

В конце года проводится итоговый мониторинг, составляется итоговая характеристика с рекомендациями.

Выделяют 3 основные группы обучающихся которым необходимо составлять СИПР:

1) дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, не передвигающиеся самостоятельно (вследствие сложных форм ДЦП.), в сочетании с нарушениями интеллекта, нуждающиеся в постоянной физической помощи взрослого (в переносе, передвижении коляски, при одевании и раздевании, туалете, приеме пищи и т.д.);

2) дети с расстройствами аутистического спектра в сочетании с нарушениями интеллекта, у которых присутствует агрессия, самоагрессия, крик, стереотипии, «полевое» поведение и другие проявления деструктивного характера. В связи с этим они нуждаются в постоянном присмотре и сопровождении;

3) дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, без других нарушений или в сочетании с более лёгкими формами (чем в двух вышеназванных случаях) других нарушений, не требующие постоянной помощи и контроля со стороны персонала.

Обучающийся, на которого я составляла СИПР относится к 3 группе. Обучающийся 3 класса по программе ФГОС О УО (2 вариант) умеренная умственная отсталость. Ребенок обучается на дому.

За основу был взят алгоритм составления СИПР, предложенный «Псковским Государственным Университетом» (УМК.СИПР.РФ) в котором подробно описаны цели, задачи, этапы составления СИПР, а также разработан конструктор СИПР, кардинально упрощающий работу учителя при его создании.

Составленная на обучающегося СИПР имеет следующую структуру (соответствующую требованиям ФГОС)

1.Общие сведения о ребенке;

4. Содержание образования в условиях организации и семьи:

4.1 Формирование базовых учебных действий;

4.2 Содержание учебных предметов и коррекционных курсов;

4.3 Нравственное развитие;

4.4 Формирование экологической культуры. Здорового и безопасного образа жизни;

4.5 Внеурочная деятельность;

5.Условия реализации потребности в уходе и присмотре;

6.Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

7.Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Общие сведения о ребенке содержат персональные данные о ребенке и его родителях.

Характеристика ребенка составляется на основе результата психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого учителем с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития. Характеристика включает описание бытовых условий семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка, а также заключение ПМПК.

Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится в начале и конце года. На основе анализа диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.

В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (шПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Источник

СИПР для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)

Специальная индивидуальная программа развития

обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития первого (дополнительного) класса

срок реализации: 1 год

Общие сведения об учащемся:

Имя, фамилия ребёнка: Эльшан М.

Возраст ребёнка: 15лет

Класс: 1 (дополнительный)

Год рождения: 01.07.2001 года

Место проживания: с. Долиновка, ул. Байрамова 319

Законный представитель мать- М.Х.А.

Ребенок поступил в первый (дополнительный ) класс МОУ СОШ № 7 01. 09. 2016 г оду на индивидуальное обучение на дому. Дошкольной подготовки не проводилось.

Согласно заключению «Краевой детской клинической больницы» и заключение ПМПК от 11.06. 2013 г. У ребёнка раннее поражение ЦНС, ДЦП смешанный тетрапорез, синдром ликвородинамических нарушений, симптоматическая фокальная эпилепсия (стойкая ремиссия), гипердинамический синдром с дефицитом внимания и умственная отсталость в тяжелой степени выраженности. Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности. Дизатрия.

Ему рекомендовано индивидуальное обучение на дому по Специальной индивидуальной программе развития (СИПР), разрабатываемой на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.

СИПР составлен на основе Положения о психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) МОУСОШ № 7.

— Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

— Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2015 года № 35850.

— Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011, рег. № 19993»».

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 г. Москва «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

— Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) (проект).

— Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) МОУСОШ № 7- Программа «Обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под.ред. канд. псих. наук, проф. И.М. Бгажноковой (2010 г).

3. Локальные акты ОО:

— Положение о совместном психолого – медико – педагогическом консилиуме (ПМПк) МОУ СОШ № 7

— Положение о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МОУ СОШ № 7.

— Положение о специальной индивидуальной программе развития.

Общая характеристика развития обучающегося с умственной отсталостью и ТМНР:

У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП, спастический тетрапарез в сочетании с гиперкинезами), системным недоразвитием речи, повышенной судорожной готовностью (эписиндром).

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. У обучающегося не сформированы элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения.

Языковые средства несформированны, ребенок практически не владеет речью. Говорит отдельные нецензурные слова, знает имя матери. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к., по Заключению РПМПК № 22 от 11.06.2013 г., согласно заключению обследования ребенка «Краевой детской клинической больницы» от 20.03.2015 г., у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Мальчик понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, различает по голосу окружающих взрослых. Привлекает внимание взрослых с помощью вокализаций, двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.

Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов, ребенок не способен произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что иногда проявляется в негативных поведенческих реакциях (машет руками и ногами). Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, двигательное беспокойство. Преобладают положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу. В ответ на обращенную речь знакомых людей двигается навстречу, выполняя хаотичные движения руками, издает возглас. Реагирует на отрицательные эмоции (крик) на боль, усталость. Наиболее привлекательны для Эльшана занятия с музыкальным сопровождением, слушать детские песенки, смотреть динамичные мультфильмы, играть с колючим мячом, погремушкой. Однако и на этих занятиях его внимание ослаблено, он теряет интерес к ним.

Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно- потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Мальчик отказывается от выполнения трудных заданий. Эльшан М. проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, издает звук и иногда идёт на встречу учителю, реагирует на свое имя, (поворачивается в сторону зовущего), на фамилию не реагирует, проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контроль (начинает махать ногами и руками). Ребенку сложно следить глазами за своими движениями, нарушена зрительно-моторная координация, нет единства поля зрения и поля действия. Указывает на источник звука взглядом, поворачивается к нему (без помощью взрослого), находит предмет глазами (с помощью взрослого), фиксирует взгляд на предмете 1-2 сек., фиксирует взгляд на светящемся предмете 1-2 сек., не фиксирует взгляд на лице взрослого 1-2 сек, прослеживает предмет взглядом с помощью учителя.

Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы, запланирована работа по их формированию в рамках учебного предмета «Человек». Режим дня не соблюдается. Совместно со взрослым моется, вытирается. Ориентируется в доме, где проживает (знает, где туалет, телевизор). Реагирует на сигнальные слова типа «не бросай». Знает своё имя. Ребенок сам может взять кубик, брусок в руку и положить их друг на друга. Пирамидки, мозаику собирает с прямой помощью учителя. Характер действий с предметами: хаотичный. Отмечаются неспецифические манипуляции: стучит игрушкой об стол, машет рукой. Манипулирует предметами неупорядоченно, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Осуществляет захват предметов и разжимание пальцев рук самостоятельно. Доступны кратковременные (1-2сек) элементарные перцептивные действия (ощупывание, надавливание, сжимание в руке, рассматривание предметов) с помощью взрослого.

Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.

Тактильное обследование материала (крупа, вата фасоль, горох, пластилин, глина, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность, сопровождаются вокализацией, рефлекторно закрывает глаза.

Ребенок нуждается в постоянном присмотре во всех видах помощи.

Приоритетные образовательные предметы:

1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Математические представления

4. Окружающий природный мир

5.1. Базовые учебные действия.

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в обществе , к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с людьми.

Формирование учебного поведения:

Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

— Умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи») ;

— Использование по назначению учебных материалов;

— Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

— В течение определенного периода времени,

— От начала до конца,

— С заданными качественными параметрами.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит на индивидуальных занятиях по учебным предметам в рамках учебного плана.

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Рабочая программа по организации учебного процесса в 1 дополнительном классе составлена на основе:

ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Адаптированной основной общеобразовательной программы, варианта 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей;

учебного плана школы;

Программа включает следующие разделы:

— Язык и речевая практика

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся – ребенок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития, так как интеллектуальное развитие мальчика не позволяет освоить АООП (вариант 2).

Данная учебная программа составлена для обучающегося с умственной отсталостью в тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 2) направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребенка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

Этим обоснован выбор данной образовательной программы соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с выраженной умственной отсталостью.

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков.

2.Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности.

3.Формирование представлений о себе как «я», значимой и
равноправной личности для окружающих.

4.Формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде.

5.Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

Формы организации учебного процесса:

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Последовательность использования упражнений:

упражнения с картинками;

Виды деятельности учащегося на уроке:

— упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,

аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;

— игры-имитации, жестово-образные игры;

— рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

— предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка,

— обводка, письмо цифр, письмо элементов букв и букв.

Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

5. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

6. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка

«пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала.

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

В качестве средств для выполнения заданий необходимы материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе необходимо использують информационно-компьютерные технологии: ноутбук, планшет с программным обеспечением (развивающие программы, игры).

Программы сотрудничества специалистов с семьей обучающегося нет, т. к. при рождении родители отказались от ребенка.

Задачи, которые ставит перед собой педагог, в ходе проведения занятий:

Развитие и воспитание ребенка : Соблюдение четкого режима дня: занятие проводятся регулярно по 10 – 20 минут. Нужно иметь в наличии два набора игрушек и пособий: первый, для повседневной игры (куклы, кубики, наборы посуды, мягкие игрушки и т.д.). Второй набор для обучения, этот набор дается ребенку только для занятий с взрослым.

Требовать от него соблюдение социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания: проситься в туалет, мыть руки перед едой; просить убрать игрушки и одежду и др.; здороваться при встречах (пожимать руки) с взрослым, смотреть в глаза, прощаться жестом «Пока»; во время еды – пользоваться салфеткой, пытаться удерживать ложку и т.д.; во время занятий и игр – слушать взрослого, не вертеться на стуле, не хватать игрушки или пособия без разрешения и т.д.).

Нужно проводить с ребенком заранее беседу о смене ситуации. Например, вечером: «Завтра будем играть. Сейчас посмотрим мультфильм о собачке», «Пойдем в группу» и т.д. Взрослый комментирует совершаемые действия ребенку.

— Социальное развитие: Закрепление представления о себе, схеме своего тела. Учить называть свое имя, показывать себя в зеркале, учить показывать свои вещи, игрушки, продолжать совершенствовать представления о своих частях тела и лица, их назначении, уточнить представление о назначениях рта и носа. Проводить игры по типу: «Где носик, где ротик». Формировать эмоциональные способы общения и взаимодействия со взрослыми (смотреть в глаза, обращаться жестами).

Развитие понимания обращенной речи: Учить выполнять действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они».

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1 действие (Возьми куклу).

Учить выполнять задания по речевой инструкции, включающую пространственные отношения между предметами: в, на, под (Например: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди монету, она в кошельке»).

Индивидуальный учебный план на 2015 – 2016 учебный год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *