Что такое система безопасных расчетов
Как не остаться без денег при сделках с недвижимостью? Сервис безопасных расчетов от Сбербанка
В апреле 2017 года Сбербанк запустил новую услугу – Сервис безопасных расчетов.
Для чего нужен сервис
Как следует из названия, этот сервис обеспечивает безопасность при расчете между сторонами договора при купле-продаже недвижимости. Оплата по сделке проходит в безналичной форме.
В первый год работы Сервиса не все сотрудники банка понимали нюансы процедуры, следовательно, не могли их объяснить своим клиентам. Кроме этого, затягивались сроки выплаты и проверки документов. Но на данный момент почти во всех отделениях «Сбербанка» этот сервис работает в нормальном режиме.
Принцип работы сервиса
Принцип работы Сервиса безопасных расчетов заключается в следующем:
Преимущества для сторон сделки
Этот способ расчета поможет избежать негативных последствий заключения договора с недобросовестной стороной. Воспользовавшись таким способом, продавец не сможет забрать себе деньги и уклониться от регистрации перехода права, а покупатель будет лишен возможности не выплатить стоимость объекта.
Другой вопрос безопасности – большое количество наличных средств. Нужно один раз внести деньги на счет в безналичной или наличной форме. Дальнейший расчет с продавцом будет произведен переводом средств по реквизитам.
Преимущества для продавца:
Преимущества для покупателя:
Особенности использования сервиса при неполной сумме в договоре
На указании неполной суммы в договоре купли-продажи недвижимости могут настаивать обе стороны. В первом случае продавец предложит такой вариант, если хочет сэкономить на оплате налогов. Во втором случае покупатель хочет избежать «лишних вопросов» к себе. То есть его доход, отражаемый в справках, не позволяет приобрести дорогую недвижимость. А в случае приобретения появится вопрос, на какие средства была приобретена такая недвижимость.
В целом эксперты не рекомендуют занижать стоимость недвижимости. Потому что при обращении в суд будет сложно доказать реальную стоимость объекта. Такой вариант возможен, если стороны уверены в добросовестности друг друга.
Сервис безопасных расчетов Сбербанка позволяет провести сделку при указании неполной стоимости объекта недвижимости. Главное, указать эту стоимость в договоре. Тогда и вся сделка с использованием этого Сервиса пройдет в «общем порядке».
Стоимость
Банк берет за свои услуги 2 тысячи рублей. Кто именно оплатит стоимость этих услуг, стороны должны обговорить самостоятельно. Можно поделить эти расходы пополам либо какая-то из сторон возьмет оплату полностью на себя.
Что такое безопасная сделка
Спойлер: третий не лишний.
Факт — в интернете могут обмануть:
Один из способов защититься от мошенников — работать через безопасную сделку.
Как работает безопасная сделка
Суть: третья сторона (посредник) гарантирует финансовую безопасность для всех участников сделки.
Допустим, копирайтер Даша пишет объявление, где предлагает свои услуги. Интернет-маркетологу Васе понравилось портфолио, он решает заказать у неё с десяток текстов для сайта.
Но Вася пока не доверяет Даше: вдруг она возьмёт деньги и не пришлёт готовые статьи. Даша тоже побаивается — вдруг Вася получит тексты и исчезнет. Поэтому они решают работать через посредника — например, сервис безопасной сделки:
Таким вот образом работают все безопасные сделки. Конечно, такая услуга небесплатна: гарант-сервис берёт определённую комиссию.
Если возникает спорная ситуация, сервис, как правило, выслушивает обе стороны и принимает решение после проверки фактов. Например, если Вася заявит, что никаких текстов не получал, Даша может показать соответствующие скриншоты.
Автор и редактор юридических статей. Пишет для «Тинькофф-журнала», «Билайна» и «Сравни.ру». Любит общаться с коллегами в чатиках, читать книги и слушать умных людей.
Примеры сервисов с безопасной сделкой
Для фрилансеров, — тех, кто оказывает услуги удалённо или ищет для себя разовую работу, — много тематических площадок: Kwork, Etxt, Workzilla, YouDo, «Яндекс.Услуги». Во всех есть безопасная сделка.
Название биржи/сервиса | Целевая аудитория | Размер комиссии |
---|---|---|
Kwork | Любой специалист — дизайнер, разработчик, юрист, вокалист | При обороте до 30 тысяч рублей — 20%, от 30 до 300 тысяч рублей — 12%, свыше 300 тысяч рублей — 7,5%. При пополнении баланса по безналичному расчёту взимается дополнительная комиссия 6,5% |
Etxt | Копирайтер, переводчик, фотограф | 10% (делится поровну между заказчиком и исполнителем, покупателем и продавцом) |
Workzilla | Любой фрилансер — разработчик, таргетолог, бухгалтер, менеджер по персоналу | 10% (вычитается из стоимости задания, установленной заказчиком, при переводе средств исполнителю) |
YouDo | Любой исполнитель — курьер, строитель, перевозчик, фотограф, юрист | 11% от стоимости услуг исполнителя + 35 рублей. Комиссию платит только заказчик |
Яндекс.Услуги | Любой исполнитель — репетитор, ремонтник, программист, врач | Комиссия состоит из двух частей: первая — 2% — за перевод на транзитный счёт; вторая — за выплату на карту, 0,7%, но не менее 30 рублей. Платит только исполнитель |
Есть безопасные сделки и для тех, кто продаёт и покупает вещи через интернет. Например, такой услугой можно воспользоваться на «Авито» и «Юле» — самых популярных досках объявлений (классифайдах).
«ДомКлик» предлагает безопасные расчёты покупателям и продавцам недвижимости. А ещё такой сервис есть у банков («Тинькофф», ВТБ) и электронных платёжных систем (WebMoney).
Во всех случаях безопасная сделка работает по похожей схеме: деньги на счёте заказчика/покупателя замораживаются → исполнитель/продавец выполняет обещанное → заказчик/покупатель подтверждает, что всё хорошо → исполнитель/продавец получает деньги.
Безопасная сделка требует внимательности
Нужно работать только через официальные платформы и по установленным правилам. Нельзя:
Что такое система безопасных расчетов
4 МИН
Безопасные расчёты: зачем заключать сделки с аккредитивом
Вы заключаете сделку с контрагентом и не уверены, что он выполнит обязательства. Поможет аккредитив — инструмент безопасных расчётов, который защищает обе стороны сделки. Рассказываем, как он работает.
Что такое аккредитив
ООО «Осмотрительный бизнес» хочет купить у компании «Лучшие сувениры» партию ковров. «Лучшие сувениры» не против, но им нужны гарантии, что оплата поступит вовремя и в полном объёме, поэтому просит предоплату. А ООО «Осмотрительный бизнес» сомневается, что получит товар в срок, так как поставщик новый. Взаимное недоверие мешает заключить сделку.
Решение
Расчёт с участием банка. Стороны договариваются о сделке с аккредитивом, после чего ООО «Осмотрительный бизнес» переводит деньги за ковры на специальный счёт. Теперь компания «Лучшие сувениры» уверена в том, что у покупателя есть деньги, поэтому поставляет партию ковров и передаёт в банк подтверждающие документы. Банк проверяет документы и перечисляет деньги продавцу.
Аккредитив — это гарантия, что сделка состоится только при выполнении всех условий.
У него четыре ключевых преимущества:
Защищённая форма расчётов
Нет рискованных авансовых платежей, оплата только за фактически выполненные обязательства. Отказ от выполнения или изменение условий аккредитива возможны только с согласия обеих сторон.
Юридическая безопасность сделки
Расчёты по аккредитиву подчиняются Гражданскому кодексу и правилам Центрального Банка.
Банк бесплатно консультирует, как корректно отразить аккредитивную форму расчётов в договоре и помогает оформить заявление на открытие аккредитива.
Аккредитив — гибкий финансовый инструмент, который подходит для разных сделок: покупки недвижимости, партии товаров, оборудования, акций компании, поставок по внешнеторговым контрактам, оказания любых услуг и т. д. Открыть аккредитив в Сбербанке можно за один день без посещения офиса.
Схема расчётов по аккредитиву
Общий порядок такой:
Продавец и покупатель договариваются о сделке с использованием аккредитива в качестве инструмента расчётов и готовят документы.
Покупатель предоставляет банку проект договора с контрагентом. Банк анализирует договор, помогает включить в него условия расчётов по аккредитиву и оформить аккредитив.
Покупатель вносит деньги на специальный счёт в банке.
Продавец выполняет обязательство по договору: поставляет товар, оформляет продажу доли и т. п. А потом предоставляет подтверждающие документы в банк.
Банк проверяет документы, подтверждающие выполнение обязательств, и переводит деньги покупателю.
Сколько платить банку
Банк берёт три основных вида комиссий:
Эти комиссии может оплатить как продавец, так и покупатель, или они могут разделить расходы. Размер комиссий зависит от типа товара, суммы, срока и других особенностей сделки. Например, расчёты по аккредитиву при покупке жилой недвижимости обойдутся в 2 000 рублей.
Короче
— 
Аккредитив — это способ безопасных расчётов с партнёрами без рискованных авансовых платежей, предоплаты или предпоставки. Продавец уверен, что получит деньги, покупатель знает, что получит товар. Гарантом выполнения обязательств выступает банк.
— 
Покупатель не следит за сроком оплаты — этот вопрос под контролем банка. Все расходы по аккредитиву может оплатить как продавец, так и покупатель.
Безопасные расчеты между физлицами: опыт Авито и CloudTips
У маркеплейсов и онлайн-площадок есть проблема с тем, чтобы гарантировать честные сделки для своих клиентов. Теперь это решаемо.
Александр Недочетов
Ведущий специалист Тинькофф Оплаты
У эквайрингового сервиса Тинькофф Кассы есть сервис по управлению расчетами между клиентами онлайн-площадок и маркетплейсов — безопасная сделка. Она помогает автоматизировать и защитить переводы между физлицами.
В статье рассказываем, как работает безопасная сделка и как ее применяют наши клиенты — Авито и сервис по переводу чаевых CloudTips.
Проблема: площадка не может гарантировать клиентам честные сделки и не зарабатывает на них
Обычно маркетплейсы, биржи фрилансеров, стриминговые платформы, сервисы клининга и другие онлайн-площадки связывают между собой физлиц, но при этом в сделках не участвуют. этого у площадок возникают проблемы.
Площадка не может гарантировать честное исполнение сделки. Например, продавец в маркетплейсе продает сломанный товар, а покупатель не может вернуть деньги.
Если площадка не контролирует сделки, она не может на них зарабатывать. Пользователи обмениваются деньгами лично, переводят друг другу на личные карты, а площадка не получает вознаграждение.
Площадка рискует деньгами пользователей и своей репутацией. Бывает, что площадка косвенно участвует в расчетах, деньги пользователей проходят через ее счет. Например, так бывает на биржах фриланса: заказчики зачисляют деньги для оплаты работы фрилансеров, они уходят на счет биржи. Но тут есть риски и для площадки, и для пользователей.
Например, налоговая накладывает арест на счет биржи фриланса. В итоге фрилансеры не могут получить деньги за свою работу. Они пишут негативные отзывы, а площадка теряет пользователей.
Как раз в этих случаях поможет внедрение безопасной сделки. Давайте посмотрим, как это работает.
✅ Прозрачный процесс расчетов с помощью безопасной сделки
Безопасная сделка — инструмент, которые помогает защитить расчеты между пользователями: покупатель бронирует товар или услугу, а продавец получает деньги, только когда покупатель подтвердил, что с товаром все в порядке.
Представим, что у нас маркетплейс. Вот как это выглядит:
Перевод идет напрямую: с карты покупателя на карту продавца. Расчетный счет площадки в процессе не участвует. Поэтому деньги пользователей защищены: даже если счет площадки арестуют, пользователи все равно получат свои выплаты.
При этом площадка видит информацию о списаниях и контролирует весь процесс в личном кабинете: подтверждает операции, делает частичный или полный возврат денег, выгружает подтверждения оплат или возвратов.
Получается, с безопасной сделкой площадка:
✅ Долгая заморозка денег на карте покупателя: до 60 дней
Обычно банк может заморозить деньги на карте покупателя от 4 до 6 дней при отложенном заказе. Например, покупатель выбрал товар в маркетплейсе и оплатил его — формально он видит смс об оплате, но деньги замораживаются. Если через 6 дней не будет подтверждения, что он принял товар, то произойдет отмена списания: деньги вернутся на карту покупателю.
Для маркетплейсов это неудобная схема. Если покупатель выбрал доставку Почтой России, то он может прийти за посылкой в течение двух недель. В пунктах выдачи Boxberry товары хранятся до двух месяцев. Получается, через 6 дней придет возврат, хотя товар еще не получен.
Тинькофф Оплата может заморозить деньги на карте покупателя в один день, а выплату продавцу сделать через два месяца. Если через 6 дней покупатель не подтвердил, что получил товар, а площадка не отменила заморозку денег, то деньги переходят на транзитный счет банка и могут лежать там до 60 дней. Это помогает площадке подстраиваться под разные правила хранения у служб доставки.
✅ Монетизация сделок для онлайн-площадки
Площадка может зарабатывать на безопасных сделках: сделать эту опцию отдельной услугой и брать вознаграждение. Площадка как бы говорит пользователям: «Если вы хотите обмениваться товарами без риска, платите вот такую комиссию, я все проконтролирую». Если сделка завершится успешно, то есть покупатель оплатит товар, а продавец получит деньги, то площадка получит вознаграждение.
Площадка сама устанавливает, какое вознаграждение хочет получить с закрытых сделок. Например, покупатель оплачивает товар в 5000 рублей, а в счете видит 5500 рублей вместе с вознаграждением площадки.
Тинькофф берет комиссию при списании денег со счета покупателя и при выплате продавцу. В целом по закрытой сделке комиссия составляет от 3% — с каждым партнером договариваемся отдельно. Эту комиссию площадка зашивает в свое вознаграждение. Когда сделка завершится, Тинькофф возьмет свою комиссию и отправит площадке ее часть вознаграждения.
Например, площадка хочет получать 500 рублей с каждой завершенной сделки, когда покупатель и продавец обменялись товарами и деньгами. Из этих 500 рублей площадка заплатит комиссию банку.
Иногда бывает, что сделка не завершилась. Например, покупатель оплатил товар, но не забрал его из пункта выдачи, и деньги ему вернулись. В этом случае Тинькофф берет комиссию за покупку, а за выплату — нет.
Авито: безопасная сделка увеличила продажи между регионами
Рассказывает Андрей Новокрещенов, старший технический специалист Авито:
«Мы внедрили безопасную сделку от Тинькофф Кассы в 2018 году. С тех пор увеличились продажи между регионами: почти всю доставку товаров мы проводим с безопасной сделкой.
Раньше продавцу было страшно отправлять товар неизвестному человеку: не было гарантии, что покупатель оплатит. А покупатель был не защищен от некачественного товара.
Теперь схема такая:
Если товар не доставили или он пришел покупателю испорченным, мы разбираемся в ситуации и можем подтвердить полный или частичный возврат.
Тинькофф Касса умеет замораживать деньги на любое время. Поэтому нам удобно работать с разными службами доставки: в Boxberry товар может ждать покупателя 21 день, а в Почте России — около 2 месяцев».
✅ Деньги можно копить и выводить мгновенно
С безопасной сделкой площадка может настроить, как часто делать выплаты физлицам: переводить деньги мгновенно после выполнения условий договора или копить мелкие переводы, а потом за раз выводить крупную сумму.
Такой формат удобен, например, для сервисов по выплате чаевых. Посетители кафе переводят небольшие суммы чаевых, они накапливаются, а потом сервис выплачивает официанту сразу крупную сумму.
Другой пример — выплаты для фрилансеров на биржах фриланса. Выплаты от заказчиков могут накапливаться на счете фрилансера, потом он может их вывести одной суммой.
Площадка сама настраивает, какое вознаграждение с суммы хочет получать и как часто. Например, по закрытым сделкам деньги могут приходить на счет площадки уже на следующий день.
CloudTips: «Принимаем чаевые по картам и без расчетного счета»
Рассказывает Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор CloudPayments:
«CloudTips — первый банковский сервис для безналичных чаевых от CloudPayments. Благодаря ему клиенты ресторанов могут оставлять безналичные чаевые лично официанту. Мы работаем с Gett, iGooods, FoodBand, ресторанами Ginza Project, 354 Exclusive Height и другими заведениями по всей России.
Расчеты между гостями и официантами происходят при помощи безопасной сделки от Тинькофф Кассы. Деньги идут напрямую со счета гостя на счет официанта, расчетный счет ресторана не участвует.
Чтобы оставить электронные чаевые, гостям не нужно авторизовываться в сервисе CloudTips и привязывать карту. Деньги будут накапливаться на транзитном счете в Тинькофф до тех пор, пока официант не привяжет свою карту, чтобы получить выплату».
✅ Защита от мошенников
Тинькофф следит за подозрительной активностью на площадках клиентов и собирает статистику. Банк составляет портрет поведения мошенников и помогает блокировать подозрительные аккаунты на этапе регистрации.
Если банк обнаружит, что перевод совершается на карту мошенника, он сразу же передаст эту информацию площадке. Так она сможет разобраться в ситуации и остановить платеж.
Авито: подозрительные карты можно добавить в черный список
Рассказывает Андрей Новокрещенов, старший технический специалист Авито:
«Обманывают и продавцы, и покупатели. Тинькофф помогает нам обучать пользователей, как защитить себя от мошенников. Например, банк сделал серию роликов про разводы в интернете, в том числе и про мошенничество на Авито.
В личном кабинете мы можем следить за каждой сделкой и вмешиваться, если идет не так. Например, мы можем добавить данные подозрительной карты в черный список, и на них невозможно будет совершить платеж.
Тинькофф поддерживает наши идеи и работает быстро: например, за два дня перекрасили платежную форму в фирменные цвета и поставили на ней логотип Авито. Это тоже защищает от мошенников: форму с логотипами и в фирменных цветах сложнее подделать».
Для подключения безопасной сделки не нужно открывать расчетный счет в Тинькофф — достаточно подать заявку и провести интеграцию. Подключение занимает неделю: все процессы подробно описаны, а технические специалисты готовы ответить на все вопросы. За проведение сделок Тинькофф Оплата берет фиксированную комиссию от 3%.
Безопасная сделка Сбербанка
Безопасная сделка Сбербанка
1. Назначение сервиса
Сбербанк предлагает своим клиентам целый ряд дополнительных услуг, которые предназначены обезопасить и сократить время сделки. Одним из них является сервис безопасных расчётов. Сервис чаще всего используется при оформлении ипотеки. Сервис позволяет продавцам недвижимости, которые не хотят иметь дело с наличными, перевести деньги безопасным способом. Кроме безопасности расчётов сокращается время расчётов. По сути этот сервис не что иное, как безналичный расчёт. Деньги переводят со счёта на счёт.
Услуга оказывается по желанию клиента. Деньги за покупаемую недвижимость аккумулируются на специальном счёте в Центре недвижимости Сбербанка. Как только прошла государственная регистрация объекта недвижимости, деньги поступают на счёт продавца.
Воспользоваться услугой могут все желающие при покупке, продаже недвижимости. Для этого нужно обратиться в ипотечный центр Сбербанка России. При сделке купли-продажи сервис безопасных расчётов чаще всего происходит при электронной регистрации сделки в Росреестре.
2. Как работает сервис
Схема сервиса проста и происходит в несколько этапов.
2.1. После заключения договора купли-продажи, покупатель вносит первоначальный взнос на специальный счёт центра недвижимости Сбербанка. Туда же перечисляются ипотечные средства. Таким образом на этом счету аккумулируется вся сумма, указанная в договоре.
2.2. Пакет документов отправляется в электронном виде на регистрацию в Росреестр.
2.3. После регистрации сделки, документы из Росреестра приходят в Сбербанк в электронном виде.
2.4. Деньги в течение одного банковского дня переводятся продавцу квартиры на его счёт. Счёт продавец предоставляет заранее.
2.5.О том, что сделка зарегистрирована, продавец и покупатель узнают через смс-оповещение. О том, что деньги переведены на счёт продавца также приходит смс от банка.
Кроме этого, участники сделки получают на электронную почту платежные поручения, подтверждающие перевод средств. Если продавец не доверяет смс и электронным письмам от банка, он может прийти в банк и получить выписку со своего счёта, чтобы удостовериться в том, что средства действительно поступили на счёт.
3. Преимущества сервиса
Многие люди не хотят связываться с наличными деньгами, это понятно, есть риск потерять деньги. Все тревожные продавцы могут успокоиться. В случае удачной продажи квартиры, деньги им переведут на заранее предоставленный счёт.
Услуга удобна больше продавцу. Главными плюсами являются:
• не нужно собираться всем вместе для вскрытия ячейки, как при наличном способе расчётов;
• отсутствует риск получения фальшивых купюр;
• отсутствует риск воровства, мошенничества при передаче денег, грабежа;
• быстрое перечисление денег после регистрации документов в Росреестре.
Эту услугу любят граждане иностранных государств, а также наши соотечественники, которые живут и работают за рубежом. За границей они привыкают к безналичным расчётам, поэтому в России отказываются иметь дело с наличными.
Кроме них, потребителями этой услуги являются пожилые люди. Это наиболее уязвимая категория продавцов, кроме того с возрастом люди становятся более осторожными и подозрительными. Поэтому они часто прибегают к этому виду расчётов.
4. Недостатки сервиса
Основной недостаток: нельзя внести условия в договор по перечислению денег. Как только сделка будет зарегистрирована, деньги поступят на счёт продавца.
По последней сделке, когда мы подписывали договор по безналичному расчёту, я попросила внести в договор, который заключается с центром недвижимости, ещё условие получения денег продавцом: чистую девятку (справку по форме №9, о том, что жильцы уже выписаны) либо акт приёма-передачи объекта недвижимости. Мне было отказано. Продавцу это ничем не грозит. Он получил свои деньги и может «умотать», куда угодно.
Чем это грозит покупателю квартиры?
Возможные последствия:
1. Это означает, как только произошла регистрация объекта, продавец может забрать свои деньги со счета и не передать покупателю квартиру, ключи, квитанции;
2. он может не выписываться из квартиры или оставить там прописанными своих родственников;
3. он может не погасить долги по квартплате.
Справедливости ради нужно сказать, что люди у нас, в основном, ответственные. Несмотря ни на что, они приходят после получения денег на передачу квартиры и отдают необходимые квитанции, ключи, адреса, пароли и т.д.
5. Стоимость сервиса безопасных расчётов
Стоимость этой услуги в 2020 году составляет 3400 рублей. От цены сделки стоимость услуги не зависит. Если сравнить со стоимостью аренды банковской ячейки, то услуга безопасной сделки почти в два раза дешевле. Если деньги поступают на счёт Сбербанка, то комиссия за перевод не взимается. Раньше в стоимость услуги входило составление ипотечным менеджером договора купли-продажи, но с весны 2020 года составление договора купли-продажи – отдельная услуга и оплачивается отдельно.
6. Необходимые документы
Кроме обычных документов по сделке, просят:
7. Отзывы об услуге: безопасный платеж Сбербанка при сделке
Многим людям этот сервис подходит и нравится. Одна моя клиентка сказала: «И что вы так ругаете сервисы Сбербанка? Всё так удобно и хорошо прошло». Просто нам в этой сделке повезло. Отрицательных отзывов тоже очень много. Люди надеются сократить время, соглашаясь на дополнительные услуги: электронную регистрацию, безопасную сделку. Но иногда вместо заявленных 2-3 дня на регистрацию уходит две недели или месяц.
Проблемы чаще происходят по техническим причинам, иногда из-за некомпетентности некоторых сотрудников Сбербанка. В ипотечных центрах работает много молодых людей с небольшим опытом работы. Как только они набирают достаточный опыт работы, они уходят. Не каждый может длительно справляться с такими нагрузками: большой объём работы, несколько сделок в день, ответственность и всё это за небольшую заработную плату.
К сожалению, очень часты ошибки сотрудников Сбербанка. Из-за этого происходят приостановки сделки.
Сам сервис неплохой, он предназначен облегчить сделку, минимизировать риски и сроки. Будем надеяться, что со временем Сбербанк усовершенствует сервис и он станет быстрым и безотказным.