Что такое система бисквит

Интегрированная банковская система БИСКВИТ

Интегрированная банковская система (ИБС) БИСКВИТ обеспечивает высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг.

Функциональная полнота позволяет автоматизировать множество операций коммерческого банка.

Модульная структура дает возможность банку нести только обоснованные в данный момент сферой его деятельности и объемом документооборота затраты на программное обеспечение, легко наращивая функциональные возможности системы по мере расширения круга выполняемых операций.

Единая технология позволяет автоматически отражать операцию, выполняемую в любом модуле, в единой БД и использовать ее результаты во всех остальных модулях.

Модули ИБС БИСКВИТ

Базовый модуль ИБС БИСКВИТ Модуль является функциональным ядром интегрированной банковской системы БИСКВИТ.
Аккредитивы Модуль «Аккредитивы» интегрированной банковской системы БИСКВИТ предназначен для автоматизации учетной деятельности кредитной организации, связанной с расчетами в форме документарных аккредитивов в российских рублях на территории Российской Федерации и в иностранной валюте по экспортным и импортным операциям с участием нерезидентов.
БИСКВИТ.CRM Модуль БИСКВИТ.CRM предназначен для повышения эффективности работы клиентских департаментов банков.
БЭСП (Банковские Электронные Срочные Платежи) Модуль предназначен для поддержки обмена срочными и экстренными платежными поручениями с общефедеральной системой БЭСП (с приемом подтверждений и отказов, возможностью изменения приоритетов и очередности документов), управления ликвидностью и установки лимитов для расчетов в системе БЭСП, загрузки и отображения информации о других участниках системы БЭСП.
Бюджетирование Модуль «Бюджетирование» интегрированной банковской системы БИСКВИТ предназначен для автоматизации бюджетной деятельности кредитной организации, связанной с учетом и управлением затрат, оценкой и управлением доходностью.
Валютный контроль Модуль «Валютный контроль» интегрированной банковской системы БИСКВИТ предназначен для автоматизации учета документов и информации, связанной с проведением валютных операций резидентов с нерезидентами по внешнеторговым контрактам и кредитам, для которых российским законодательством предусмотрено оформление паспортов сделок
Валютный рынок Модуль «Валютный рынок» интегрированной банковской системы БИСКВИТ обеспечивает деятельность кредитной организации на межбанковском валютном рынке по обработке сделок конверсии валют и рассчитан на пользователей – специалистов бэк-офиса.
Векселя Модуль «Векселя» интегрированной банковской системы БИСКВИТ предназначен для автоматизации операций банка с собственными векселями и векселями сторонних эмитентов. Модуль ориентирован на пользователей – специалистов банка, уполномоченных на выполнение операций с собственными векселями, специалистов бэк-офиса по операциям с векселями сторонних эмитентов (учтенные векселя).
Выносная операционная касса Модуль «Выносная операционная касса» (ВОК) интегрированной банковской системы БИСКВИТ предназначен для автоматизации рабочего места кассового работника. Модуль позволяет автоматизировать всю деятельности кассового работника, связанную с выполнением кассовых операций в интересах клиента, а также деятельность по организации внутренней работы с наличностью и другими ценностями, бланками строгой отчетности, выходными отчетными формами.
Денежный рынок Модуль «Денежный рынок» интегрированной банковской системы БИСКВИТ обеспечивает автоматизацию деятельности кредитной организации на межбанковском денежном рынке по обработке сделок размещения и привлечения средств и рассчитан на пользователей – специалистов бэк-офиса.

Источник

Основные характеристики АБС « БИСКВИТ»

2.1 Основные характеристики АБС « БИСКВИТ»

Созданная в 1991 г. фирма «Банковские информационные системы» («БИС») сразу приступила к разработке собственной банковской системы, используя опыт своих специалистов по применению СУБД Progress американской компании Progress Software Corp. Хотя эта компания и ее продукты (СУБД, инструментарий разработки и отладки приложений, средства взаимодействия с другими СУБД и администрирования) на рынке России не так известны, как продукты Oracle, за рубежом на них созданы и успешно функционируют различные корпоративные информационные системы, в том числе и АБС. Следует учесть и тот факт, что, по оценке системных интеграторов в Америке, компания неоднократно оказывалась в числе лидеров по уровню поддержки своих партнеров. Это дало основание фирме «БИС» стать одним из дистрибьюторов продуктов Progress и развивать АБС «Бисквит» на этой платформе.

Разработчики определяют ее как интегрированную масштабируемую банковскую систему, пригодную как для небольших, так и крупных коммерческих банков. В настоящее время имеется опыт эксплуатации системы «Бисквит» в банках с количеством проводок свыше 10 тыс. в день. Использованная в ее основе СУБД Progress придает системе полную независимость от платформы и возможность выбора оптимальной конфигурации аппаратных средств и операционной системы. Кроме того, активный словарь данных ядра СУБД позволяет автоматически осуществлять контроль за целостностью и непротиворечивостью данных единой для всех функциональных модулей «Бисквита» базы и восстанавливать ее целостность после сбоев. Из числа функциональных возможностей Progress, придающих дополнительные качества АБС, стоит отметить также полную обработку распределенных транзакций и полноценную работу в режиме удаленного доступа.

Ядро системы обеспечивает общие функции администрирования, управление доступом, ведение справочников и базовые функции банковского бухгалтерского учета, а также набор функциональных модулей — экранных и выходных форм, процедур расчета. Такая структура дает пользователям возможность оптимально настроить параметры АБС применительно к конкретным условиям работы банка — задать круг пользователей и определить права их доступа к данным, процедурам, счетам, устройствам вывода. В результате можно подготовить гибко настраиваемый набор рабочих мест для сотрудников банка и сформировать маршруты документопотоков в системе с учетом организационной структуры банка.

Сама система состоит из двух диалоговых окон. Первое – это так называемая «реплика», она служит базой данной, где можно информацию только просматривать. По функциональности она не представляет никаких сложностей. Здесь операционист находит нужного клиента и просматривает всю необходимую информацию: сведения о клиенте, его персональные данные, номера, виды счетов, вкладов, кредитов, сроки и т.д.

Основная же программа, это так называемый «боевой БИСКВИТ», в нем совершаются все основные операции, открываются и закрываются операционные дни.

Рабочий «БИСКВИТ» состоит в свою очередь из двух модулей: базовый и модуль розничных услуг. Такие основные операции, как открытие счетов, закрытие, выдача кредитов и др. проводятся в модуле розничных услуг. В базовом модуле осуществляются переводы, оформляются выписки, производится сбор информации об услугах, которыми пользуется клиент.

Каждому объекту системы — лицевому счету, клиенту, банковской проводке, финансовому инструменту — соответствует экранная форма, позволяющая конкретному сотруднику, если администратор наделил его такими правами, производить предусмотренные данной реализацией АБС операции. А за счет рекурсивной навигации связанных в базе данных объектов сотрудник может, не выходя из режима обработки документа (рис. 2), просмотреть реквизиты клиента, данные об открытых клиентом счетах и остатках на них, ранее выполненных по ним операциях, реквизиты банков-корреспондентов и пр. При этом любое изменение данных, связанное с выполнением операции, становится доступным всем пользователям системы сразу по завершении транзакции — внесении изменений во все взаимосвязанные части базы данных.

Независимо от того, в какой архитектуре — клиент—сервер или центр—терминал — реализована система, пользователь всегда будет видеть перед собой единые экранные формы и выполнять единый набор действий. Вместе с тем АБС «Бисквит» предусматривает разработку и собственных прикладных решений пользователей решения. Можно, в частности, вносить изменения в меню системы, справочники и классификаторы, поставляемые в составе системы «внешние», не затрагивающие работы ядра процедуры, а также разрабатывать индивидуальные процедуры, которые могут включаться в состав существующих технологий банка.

Специалисты «Автобанка», анализировавшие возможности «Бисквита», отметили тот факт, что к середине 1997 г. эта АБС была внедрена в 49 банках. Причем в одном из них, «Тверь УниверсалБанке», система была установлена, настроена и эксплуатировалась в 19 региональных филиалах, т. е. условия для инсталляции системы оказались близкими к тем, которые сложились в филиальной сети «Автобанка». Это стало еще одним из факторов, определившим выбор АБС фирмы «БИС».

В составе «Бисквита» кроме базового ядра реализованы такие модули (наборы функциональных процедур и форм), как «Финансовая отчетность и анализ», «Кредиты и депозиты», «Обмен электронными документами», «Расчет заработной платы», «Учет ценных бумаг», «Учет материальных ценностей» и «Сводная отчетность банка». Для филиальной сети «Автобанка» на момент внедрения АБС этого набора оказалось более чем достаточно. Но все большее развитие рыночных операций с ценными бумагами (дилинг) заставляет руководство банка искать пути внедрения современных технологий и в эту сферу деятельности, поскольку от скорости и четкости выполнения операций зависит приток новых клиентов и их удовлетворенность услугами банка.

Традиционно российские АБС сосредоточивались на выполнении всех операций, предусмотренных основной деятельностью любого банка и объединяемых в «операционные дни». В результате любой анализ деятельности сводился к анализу фактически проведенных операций и представлял по сути обработку отчетов. В условиях развития дилинга банкам нужны средства для анализа планируемых на будущее операций — позиционного учета. В «Бисквите» разработчиками создана подсистема «Анализ XL», обеспечивающая интерфейс модуля «Финансовая отчетность и анализ» к Microsoft Excel и возможность выполнения анализа средствами электронных таблиц с отображением результатов в графической форме.

Предложенное «БИС» решение оказалось достаточно гибким, не снижающим функциональные возможности системы и не перегружающим серверы БД. Более того, поскольку в АБС «Бисквит» использована единая база данных, обеспечивающая полную интеграцию функциональных модулей, разработчики пошли дальше. Ими создается отдельный пакет, названный «Ассамблея», который позволит обеспечить многомерное представление и анализ финансовой информации также с отображением результатов анализа в графическом виде. Его появление должно привлечь к системе пристальное внимание других банков, которые стремятся переходить от систем фактического учета к системам, обеспечивающим возможности широкого анализа и прогнозирования своей деятельности.

2.2 Преимущества и недостатки системы

Основными преимущества системы:

— высокая производительность, позволяющая системе в головном офисе поддерживать одновременную работу нескольких сотен пользователей с заданными временными характеристиками;

— возможность построения схемы, позволяющей дополнительным офисам работать на центральном компьютере в режиме on-line;

— наличие отработанного решения для филиалов;

— «открытость» системы в плане ее адаптации к технологии банка и расширения функциональных возможностей.

— легкое меню управления

— удобная поисковая система

— позволяет увидеть и систематизировать большой объем информации

— высокая система безопасности

— существует возможность автоматической проверки данных

— возможность работы сразу в нескольких операционных днях

— есть полный набор готовых отчетным форм

— отсутствие редактора форм для печатных документов

— плохо реализована почта

— если происходит сбой в «Реплике», то в «Боевом Бисквите» работать сложно

Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование самых современных компьютерных технологий приносит банкам крупные прибыли и помогает им победить в конкурентной борьбе. Любая автоматизированная банковская система представляет из себя сложный аппаратно-программный комплекс, состоящий из множества взаимосвязанных модулей. Совершенно очевидна роль сетевых технологий в таких системах. По сути БС представляет из себя комплекс, состоящий из множества локальных и глобальных вычислительных сетей. В БС сегодня применяется самое современное сетевое и телекоммуникационное оборудование. От правильного построения сетевой структуры БС зависит эффективность и надежность ее функционирования.

2. Ермошкин Н.Н. Информационные технологии в розничном банке / Н.Н. Ермошкин // Расчеты и операционная работа в КБ, № 5, 2005

Источник

Сотый БИСКВИТ в действии

В июле 1999 г. в филиале КБ «Интурбанк» в г. Санкт-Петербург была произведена 100-я установка интегрированной банковской системы БИСКВИТ. Санкт-Петербургский филиал КБ «Интурбанк» создан в 1995 г. и работает с корпоративными клиентами различных отраслей экономики.

Внедрению ИБС БИСКВИТ в филиале предшествовало более года ее эксплуатации в головном офисе «Интурбанка» в Москве. До этого банк использовал АБС собственной разработки на базе Oracle с серверной частью, работающей под SCO Unix и клиентскими местами под DOS. Расходы на сопровождение системы в условиях часто меняющихся требований Банка России были непомерно велики: для поддержания ее работоспособности и актуальности головной банк был вынужден содержать штат разработчиков. Систему в целом отличала высокая надежность и хорошо отлаженные модули, но основными объектами, с которым работали пользователи, были проводки, т.е. ввод происходил в режиме «дебет –> кредит –> сумма», понятие «документ» отсутствовало, а производительность категорически не устраивала пользователей.

Как часто бывает в таких случаях, в банке работало большое количество программ собственной разработки по составлению сложной отчетности и банковским продуктам: ФОР, Инструкция № 17, отчет о прибылях и убытках, расчет нормативов, составление баланса в тысячах, отчетность по денежному обращению, кредиты и депозиты, частные вклады, групповые операции, подготовка отчетности для ЦБ в электронном виде, АРМ подготовки файлов электронных платежей.

Перед выбором

После предварительного отбора остановились на двух системах: уже установленной в головном отделении «Интурбанка» в Москве ИБС БИСКВИТ и системе «Банкир» (CSBI ЕЕ). Необходимо заметить, что филиалам «Интурбанка», в том числе и в политике развития информационных систем, предоставляется достаточно большая свобода, поэтому со стороны головного банка не оказывалось никакого давления на принятие решения. Но осознание того факта, что единообразие является одним из важнейших моментов построения информационной инфраструктуры банка, несколько повлияло на наш выбор.

Подготовка к внедрению системы

На этапе принятия решения в учебный центр БИС были командированы начальник отдела автоматизации и заместитель главного бухгалтера, чтобы на месте оценить прикладные возможности ИБС с точки зрения решения тех задач, которые перед ней ставились, и оговорить приемлемую для филиала технологию внедрения. Хотя БИСКВИТ уже работал в московском офисе банка, оценить эффективность внедрения было трудно, так как для получения отдачи требуется не только и не столько подгонка новой системы под уже существующую технологию работы, сколько перестройка взаимодействия между подразделениями и технологии работы внутри подразделений с учетом новых возможностей ИБС. Частным случаем такой перестройки является сокращение технологических цепочек обработки документов с ликвидацией рабочих мест, на которых работники заняты рутинной работой. Тогда этот процесс в головном банке еще не был завершен.

Модуль «Обмен электронными документами тоже требовал серьезных доработок под требования ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу.

В первоначально приобретенный нами комплект также вошел модуль «Кредиты и депозиты».

После принятия решения о приобретении ИБС БИСКВИТ были составлен перечень необходимых доработок и достигнута договоренность о сроках выполнения работ по каждому пункту. Основными в перечне стояли: доработка модуля «Обмен электронными документами» под особенности требований ГУ ЦБ РФ по Санкт-Петербургу и составление отчетности в соответствии с этими требованиями: описей, реестров, сводных платежных поручений с высокой точностью печати, реестров конвертов, наклеек на конверты. Нужно заметить, что это был единственный пункт, по которому писалось серьезное техническое задание.

Следующим шагом была передача банку документации с описанием технологии выполнения штатного «Начального решения», в том числе форматов загрузки информации, полученной из старой АБС.

Специалистами БИС в течение двух дней была произведена установка Unix, Progress и собственно ИБС БИСКВИТ на вновь приобретенный сервер на территории банка. Причем ИБС устанавливалась сразу полностью, а ее функциональность определялась лицензионным кодом, передаваемым фирмой БИС в соответствии с набором приобретаемых модулей. Сотрудниками филиала на основании форматов загрузки, описанных в документации по «Начальному решению», была самостоятельно проведена загрузка информации о клиентах, лицевых счетах и собственно документов с 01.01.1998 г., курсов валют, стандартных комиссий и процентных ставок, информации о договорах на РКО. Информацию об операциях в старом плане счетов было решено не переносить в новую АБС. Совместно с собственной бухгалтерией была проведена выверка загруженных данных, поочередное закрытие операционных дней с расчетом и выверкой балансов. Данные, отсутствовавшие в старой системе, особенно в случае явного противоречия идеологии построения старой АБС и ИБС БИСКВИТ (дополнительные реквизиты клиентов и лицевых счетов, перепривязка конверсионных и картотечных счетов к клиентам, заведение информации о заявках по денежному обращению и т.п.), вводились вручную. Банком было подготовлено описание первичного набора стандартных транзакций на базе существующего комплекта, предложенного фирмой БИС.

Первичное обучение сотрудников проводилось на территории банка на тестовой базе, существующей параллельно «реальной». Так как новая АБС позволяла использовать уже имеющуюся технику, организация такой дополнительной работы не создавала большой проблемы, хотя, разумеется, увеличила нагрузку на сотрудников банка.

Известно, что необходимость для банка в услугах поддержки своих клиентов начинает ощущаться уже после установки 20-30 клиентских мест вне зависимости от выбранной системы. Так что времени на ожидание проблем у нас не было. Таким образом, поскольку промежуточное решение в виде системы «Банк-Клиент» под DOS не представляло интереса, а срок выхода 32-разрядного «Клиента» у «Комиты» был достаточно отдален, вопрос был решен в пользу БСС.

Внедрение ИБС БИСКВИТ

Так как изначально выбор АБС делался с точки зрения удовлетворения максимального количества потребностей всех подразделений банка, то следующим логичным шагом было внедрение банковских продуктов. На данный момент внедрены модули «Кредиты и депозиты», «Зарплата» и «Учет материальных ценностей».

Если о «Базовом модуле» и модуле «Финансовая отчетность и анализ» у сотрудников банка только положительные отзывы, то с модулем «Зарплата» не все однозначно. Модуль «Зарплата» реализован очень неплохо, но сделан он в новой версии ИБС БИСКВИТ, которая еще не внедрена в промышленную эксплуатацию, что влечет за собой необходимость вести две параллельных базы данных, обмен между которыми происходит на уровне экспорта и импорта готовых документов. Как временное решение это нас устраивает, а с выходом полной новой версии ИБС БИСКВИТ проблема отомрет сама собой.

Модуль «Кредиты и депозиты» хорошо реализует учет совершаемых операций, но пока предлагает недостаточно гибкий для сложных кредитных и депозитных схем инструментарий. Все операции реализуются с помощью имеющихся средств и находят правильное отражение в соответствующих отчетных формах, но внедрение этого модуля потребовало действительно серьезного обучения сотрудников кредитного отдела.

Результаты внедрения

Внедрение ИБС БИСКВИТ позволило сотрудникам банка перейти на качественно новый уровень работы и обслуживания клиентов, при котором ответственные исполнители работают с операциями, а не с проводками. Операция в ИБС несет ту же смысловую нагрузку, что и банковская операция (конвертация, валютные операции, кредитование, доначисление резервов по ссудам, взимание комиссии, операции с картотеками на балансовых и внебалансовых счетах и т.п.), в ней участвуют те же параметры, что и в первичных документах, а ответственный исполнитель избавлен от необходимости всякий раз рассчитывать и выполнять N-е количество проводок, каждая из которых в отдельности не отражает общей картины банковской сделки. Количество механических ошибок в силу вышеприведенных причин также резко уменьшилось.

Сегодня можно уверенно сказать, что внедрение ИБС БИСКВИТ и системы BS-Client компании БСС в Санкт-Петербургском филиале «Интурбанка» позволило значительно повысить качество обслуживания клиентов путем повышения эффективности и скорости работы банка, сохранив неизменным количество работников и занимаемых площадей, при этом объем проводимых операций увеличился в 2,5 раза. Соотношение количества ручных и автоматизированных транзакций наглядно показано на рисунке:

Источник

Тема 3. АБС «БИСКВИТ». Обзор возможностей

Цель

Познакомиться с возможностями банковской системы «БИСКВИТ».

Оглавление

3.1. Современная система автоматизации банковской деятельности «БИСКВИТ»

Интегрированная банковская система (ИБС) «БИСКВИТ» — это универсальная система автоматизации банковской деятельности, которая занимает одно из ведущих мест среди отечественных банковских систем. Поставщиком системы является фирма «БИС» (Банковские информационные системы и технологии).

3.2. Обобщенная структура системы «БИСКВИТ»

«ИБС БИСКВИТ» представляет собой набор функциональных модулей, работающих с единой логической базой данных и объединенных вокруг единого ядра. При ее разработке используются объектно-ориентированные возможности расширения реляционной модели данных. Обобщенная структура системы изображена на рис. 3.1.

Что такое система бисквит. Смотреть фото Что такое система бисквит. Смотреть картинку Что такое система бисквит. Картинка про Что такое система бисквит. Фото Что такое система бисквит

Ядро системы включает:

К основным информационным объектам, реализованным в системе, относятся такие понятия предметной области, как «сделка» (договор), «документ», «проводка», «счет», «финансовый инструмент», «клиент», «пользователь».

Хранение и обработку информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в «ИБС БИСКВИТ» обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP.

Понятие «служба» позволяет использовать гибкие принципы настройки системы без непосредственного полного перепрограммирования.

В системные службы входят: служба метасхемы, служба клиентов, служба договоров, служба документов, служба классификаторов, служба стандартных транзакций, служба начислений, служба учетной информации, служба расписаний, служба сообщений и служба финансовых инструментов.

В ИБС БИСквит реализовано учетное ядро, которое позволяет осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем пяти категориям учета.

Функциональность учетного ядра ИБС БИСквит не ограничивается поддержкой стандартных требований ЦБ. Возможности ядра позволяют пользователям самостоятельно создавать новые области учета и определять для них необходимые свойства. Данная функциональность используется, например, для ведения отдельной области налогового учета. Это позволяет также настраивать в системе планы счетов других государств.

В процессе настройки бизнес-логики важное значение принадлежит настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки — основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта.

Для хранения и расчета отчетных и аналитических данных с помощью службы OLAP применяется технология оперативной аналитической обработки данных на основе использования многомерной аналитической БД (OLAP-технология).

Работа всех входящих в систему модулей основывается на единой информационной базе и единой технологии обработки данных. Внутри единой БД выделены транзакционная (OLTP) и аналитическая (OLAP) составляющие, при этом существует возможность физического выделения OLAP-базы. При проектировании аналитической составляющей хранимые данные представляются в виде многомерного куба, имеющего два общих измерения — элементы организационной структуры банка и произвольные периоды отчетности. Зафиксировав значения по двум общим измерениям, в свою очередь, получим многомерный куб, содержащий отчетную и аналитическую информацию по выбранному для анализа объекту за указанный период времени.

Выборка информации для расчета агрегированных показателей или их динамических статистических рядов осуществляется в процессе формирования отчета непосредственно из единой БД, что гарантирует их целостность, непротиворечивость и актуальность. При этом возможно одновременное использование информации из OLAP и OLTP ее составляющих.

Схема БД ориентирована на возможность формирования отчетной и аналитической информации в режиме «on-line» с учетом требования сохранять приемлемые размеры и быстродействие при значительном увеличении объемов хранимой информации.

Структура и вид отчетных и аналитических форм могут быть модифицированы или расширены штатными средствами службы.

Описание организационной структуры банка и соответствующее структурирование выполняемых финансовых операций дает возможность анализировать эффективность работы в разрезе центров ответственности (центров прибыли).

Для автоматизации технологических операций со счетами, контроля за корректностью их выполнения, автоматизированного ведения картотек оперативного (субаналитического) учета счета могут объединяться в классификационные группы, для каждой из которых устанавливаются правила ведения счетов этой группы.

В рамках метасхемы счета могут быть классифицированы не только исходя из характеристик, определяемых действующими нормативными документами (план счетов, правила учета и пр.), но и с учетом самых различных их свойств.

Правила ведения счетов одной классификационной группы определяются совокупностью значений основных и дополнительных реквизитов, задаваемых администратором в метасхеме при описании класса «счета».

С технологической точки зрения открытие счета в системе «БИСКВИТ» — операция, в результате которой в БД формируется совокупность записей, содержащих атрибуты открываемого счета. Значения этих атрибутов определяются в соответствии с правилами ведения счета.

В зависимости от принятых в банке и описанных администратором при настройке системы соглашений, а также прав пользователя, открывающего счет, эти записи интерпретируются системой либо как действительный факт открытия лицевого счета, с которым сразу же могут выполняться необходимые бухгалтерские операции, либо как распоряжение (или запрос) на открытие счета (например, если такой счет автоматически открывается при заключении сделки сотрудником front-office). Во втором случае требуется подтверждение открытия этого счета уполномоченным сотрудником.

До тех пор, пока такого подтверждения нет, по этому счету не могут проводиться обычные бухгалтерские операции, но могут создаваться записи о планируемых операциях, которые, в свою очередь, интерпретируются как распоряжения на выполнение этих операций. Суммы таких операций учитываются на соответствующих позициях, но для проведения по балансу данные операции должны быть завизированы сотрудником back-office.

Платежный документооборот

Система «БИСКВИТ» позволяет осуществить настройку на различные схемы выполнения сложных банковских транзакций с управляемой маршрутизацией документов. Ввод платежных документов, поступающих на бумажных носителях, осуществляется в интерактивном режиме. Электронные документы в зависимости от настройки сервера обработки сообщений могут обрабатываться в полуавтоматическом или автоматическом режимах.

Пользователь при наличии определенных прав имеет возможность работать с различными видами документов в рамках единого списка созданных транзакций.

В базовом модуле системы реализована полная поддержка автоматизации безналичных расчетов клиентов в соответствии с требованиями Положений 205-П и 2-П.

Базовый модуль обеспечивает автоматизированное выполнение операций с рублевой и валютной наличностью в интересах юридических и физических лиц.

Вся работа с документами в системе «БИСКВИТ» построена по двум основным принципам: по принципу бухгалтерского журнала и по принципу картотеки. Работа по принципу бухгалтерского журнала реализована в операционных днях.

Работа по принципу картотеки реализована при автоматизации картотек 1 и 2, картотек по дебиторам и кредиторам, а также при организации пользовательских картотек. Автоматизированное ведение картотек осуществляется по любому лицевому счету, для которого такая необходимость определена правилами его ведения. Картотека по каждому счету ведется в разрезе, определяемом структурой кода аналитического учета, описанной пользователем в соответствующем шаблоне.

При работе с картотекой 2 в системе реализовано множество сервисных функций, которые облегчают работу пользователя. Это прежде всего предупреждение о наличии картотеки по счету при вводе документа, предложение по автоматической постановке документа на картотеку при нехватке средств на счет, списание документов с картотеки в рамках остатка средств.

При автоматизации валютной бухгалтерии в системе реализован принцип двойного учета (double currency). Этот принцип предполагает, что для каждого лицевого счета в системе хранится два остатка: в валюте счета и в валюте главной книги. Код валюты главной книги является настраиваемым параметром.

При вводе валютных документов осуществляется одновременная оценка суммы в валюте главной книги по официальному курсу ЦБ РФ в соответствии с требованиями законодательства.

При завершении операционного дня в системе осуществляется запуск транзакции переоценки валютных счетов в связи с изменением официального курса ЦБ РФ.

Информация о выполненных операциях любой давности хранится в базе данных в разрезе операционных дней и легко доступна пользователям. Ограничения на срок ее хранения в прямом доступе накладываются только объемом дисковой памяти сервера БД.

В зависимости от статуса операционного дня (закрыт/открыт) данные этого дня доступны соответственно только для просмотра и создания форм отчетности и анализа или для выполнения любых действий в соответствии с уровнем авторизации пользователя.

В процессе закрытия операционного дня осуществляется ряд настраиваемых технологических процедур, в том числе дополнительный контроль соответствия состояния счетов их режимам. В случае нарушения выдаются соответствующее сообщение и запрос на прекращение процедуры закрытия дня. Все нарушения фиксируются в соответствующем протоколе.

Существует возможность работы в нескольких операционных днях одновременно или открытия закрытого операционного дня для санкционированной корректировки.

В системе поддерживается возможность блокировки рабочего дня. Блокированным является день, в котором запрещены операции, при этом такой день может являться как закрытым, так и открытым. Важной функцией при этом является возможность давать определенным пользователям права на работу в открытом блокированном операционном дне.

Информация о выполненной банковской операции может вводиться в систему в виде документа и связанных с ним проводок. Для ввода документов в системе реализован механизм стандартных транзакций, позволяющий значительно снизить вероятность возникновения ошибок и трудозатраты при обработке документа. При вводе первичного платежного документа механизм стандартных транзакций инициирует выполнение определенных процедур, результатом которых является формирование совокупности логически согласованных записей в таблицах БД.

Результатом работы стандартной транзакции может быть один платежный документ с одной-единственной проводкой (мемориальный ордер или платежное поручение), один документ с группой связанных проводок или полупроводок (конверсионный документ), группа платежных документов (начисление комиссии или процентов, переоценка счетов), вновь открытые лицевые счета и платежные документы по ним (открытие депозита с внесением на него суммы) и пр.

Механизм транзакций может эффективно использоваться для дополнительных проверок.

Важным механизмом при настойке стандартных транзакций являются шаблоны транзакций. При помощи шаблона в транзакции осуществляется параметризация создаваемых транзакцией объектов — документов, счетов, сообщений и т. п.

Для транзакций массовой обработки шаблон может выполнять функцию фильтра для отбора документов или счетов, которые будут обработаны стандартной транзакцией.

Администраторы и пользователи системы могут самостоятельно разрабатывать или модифицировать стандартные транзакции, создавать иерархические меню для их вызова и определять права пользователей на те или иные транзакции.

Работа базового модуля системы «БИСКВИТ» основывается на использовании унифицированных структур для хранения данных, отражающих качественные признаки объектов учета и динамику изменения их количественных характеристик.

Различные регистры бухгалтерского учета доступны пользователю в интерактивном режиме или отражаются в виде отчетов. Каждый вид отчета может быть сформирован на любую отчетную дату (отчетный период). Стандартно поставляемое программное обеспечение позволяет создать всю предусмотренную «Правилами ведения бухгалтерского учета» отчетность и целый ряд дополнительных выходных форм по различным участкам учета.

Входящий в состав базового модуля генератор отчетов дает возможность легко создавать новые выходные формы и модифицировать существующие.

В БД системы «БИСКВИТ» хранится широкая номенклатура нормативно-справочной информации, необходимой для автоматизированной обработки платежного документооборота, составления отчетности, технологических целей. По способу хранения и технологии использования нормативно-справочная информация подразделяется на справочники и классификаторы.

Справочники — это таблицы БД системы «БИСКВИТ». Их состав, структура, связи с объектами БД определены при разработке системы.

Классификаторы — это специальные, в общем случае иерархические, структуры БД, позволяющие описывать и хранить признаки, характеризующие различные объекты учета, и динамически определять связи «объект — признак». Любые объекты базы данных с помощью классификаторов могут определяться в произвольные группы. Пользователь может самостоятельно создавать новые классификаторы различного назначения и структуры и определять их связи с различными объектами.

3.3. Модульная структура ИБС «БИСКВИТ»

Система условно может быть разбита на две подсистемы: подсистема поддержки всех банковских операций и подсистема внутреннего управления банком, как предприятием.

3.3.1. Администрирование

Модуль предназначен для параметрической настройки системы «БИСКВИТ», определения пользователей и прав доступа к различным модулям, объектам БД, бизнес-объектам и бизнес-процессам, а также для проведения обновлений системы и регламентного обслуживания.

Состав прав доступа, которые могут быть делегированы пользователю, зависит от типа объекта: для таблиц и бизнес-объектов это права на просмотр, создание, изменение и удаление, для транзакций — права на запуск. Помимо этих возможностей существуют также специальные права на отдельные виды бизнес-объектов (например, платежные документы или счета), позволяющие ограничить:

Для обеспечения безопасности паролей существуют функции, выполняющие контроль срока действия пароля, максимального количества попыток его ввода и проверку сложности строк, задаваемых в качестве действующего пароля. Параметры контроля паролей могут быть настроены.

Для целей аудита можно настроить ведение журнала изменений, позволяющего не только отследить факт выполнения пользователем тех или иных изменений в таблицах БД, но и характер этих изменений. По журналу изменений можно формировать отчеты, предоставляющие его содержимое в различных разрезах.

Модуль с помощью интерактивного пользовательского интерфейса позволяет:

3.3.2. Обмен электронными документами

Модуль «Обмен электронными документами» обеспечивает автоматизированную обработку электронных сообщений и состоит из следующих компонент:

Модуль обеспечивает выполнение следующих основных функций:

Компоненты в составе модуля обеспечивают:

Ведение необходимых справочников

Обмен сообщениями с различными категориями абонентов:

Обработку сообщений в соответствии с заданными регламентами:

На базе модуля «Обмен электронными документами» организуется универсальный расчетный центр, поддерживающий расчеты банка в рублях и иностранной валюте:

Богатые возможности параметрических настроек ИБС «БИСКВИТ», его модульная программная архитектура и использование языка четвертого поколения PROGRESS позволяют в короткие сроки произвести настройку форматов обмена данными и бизнес-процессов обработки электронных документов в соответствии с любыми требованиями Банка.

Выполнение функций расчетного центра банка:

Выполнение расчетных функций филиала банка:

3.3.3. Корреспондентские отношения

Модуль обеспечивает автоматизацию работы с банками-корреспондентами и банками-респондентами, позволяя осуществлять групповые операции с картотеками незавершенных расчетов и невыясненных поступлений и гибко осуществлять маршрутизацию платежей. Модуль включает стандартные транзакции для маршрутизации документов, работы с картотеками незавершенных расчетов и невыясненных поступлений.

Модуль обеспечивает выполнение следующих основных функций:

В рамках работы с договорами «ЛОРО», «НОСТРО» возможны добавление, просмотр, корректировка, удаление договоров, а также привязка счетов к договорам, задание лимитов по корреспондентским счетам, печать текстов договоров. Заданные лимиты контролируются в хронологическом порядке.

3.3.4. Пункт обмена валюты

Программный продукт автоматизирует все стороны деятельности, связанные с выполнением различных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой, валютой РФ и чеками с участием физических лиц, а также действий по организации внутренней работы с наличностью и другими ценностями, отчетными выходными формами и пр.

В программном продукте «Пункт обмена валюты» предусмотрено наличие двух рабочих мест:

Основные функциональные возможности «ПОВ»:

Перечень операций, учет которых реализован в «ПОВ»:

3.3.5. Инкассация и касса пересчета

В модуле реализованы следующие возможности:

Модуль обеспечивает выполнение следующих основных функций:

3.3.6. Налоговый учет

Модуль «Налоговый учет» предназначен для автоматизации расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ и формирования отчетности, необходимой для представления в налоговые органы. При этом минимизированы трудозатраты пользователя путем максимально возможного использования данных бухгалтерского учета. Синтетический учет ведется в разрезе видов (статей) доходов и расходов налогового учета (аналитических показателей налогового учета). План счетов налогового учета отражает учетную политику банка и может настраиваться пользователем. Аналитический учет ведется в разрезе объектов налогового учета, для каждого объекта создаются лицевые счета в рамках синтетических счетов.

Модуль обеспечивает выполнение следующих основных функций:

3.3.7. Депозитарный учет

Модуль «Депозитарный учет» предназначен для автоматизации учета депозитарных операций с эмиссионными ценными бумагами, находящимися в открытом хранении, переданными кредитной организации ее клиентами (для хранения и/или учета, для осуществления доверительного управления, для осуществления брокерских операций, для осуществления иных операций), а также ценными бумагами, принадлежащими кредитной организации на праве собственности или ином вещном праве. Неэмиссионные ценные бумаги, в том числе векселя, могут учитываться индивидуально или партией с заполнением одной инвентарной карточки на всю партию, однако при проведении депозитарных операций партия бумаг является неделимой.

3.3.8. Учет операций доверительного управления

Модуль предназначен для автоматизации учета операций доверительного управления имуществом, переданным ей в доверительное управление учредителем доверительного управления, и позволяет вести учет имущества, переданного в доверительное управление в разрезе его владельцев с целью получения полной и достоверной информации о применяемых к нему операциях. Кредитная организация при этом выступает в роли доверительного управляющего.

Модуль обеспечивает выполнение всех базовых функций, необходимых для доверительного управления. Кроме функций, связанных с учетом средств доверительного управления, поддерживаются функции аналитического учета эффективности управления, расчет вознаграждений и полное формирование опративной и аналитической отчетности:

3.3.9. Кредиты и депозиты

Модуль обеспечивает регистрацию договоров размещения и привлечения денежных средств, заключенных с клиентами банка — юридическими и физическими лицами, автоматизированное сопровождение заключенных договоров, автоматизированный бухгалтерский учет операций, выполняемых по кредитным договорам, в соответствии с нормативными документами Центрального Банка РФ. На основе модуля возможно создание специализированных рабочих мест, например: ответственный за сопровождение выданных кредитов; ответственный за работу с обеспечением, предоставленным по размещенным ссудам; работник бухгалтерии, ответственный за учет кредитов.

К основным функциональным возможностям модуля относятся:

Модуль поддерживает полный перечень операций, оформляющих движение основного долга по договору, а также операции по учету процентов:

В массовом режиме могут выполняться такие операции, как, например, начисление процентов в конце отчетного периода на балансовых и внебалансовых счетах, урегулирование резерва на возможные потери по ссудам (254-П), урегулирование резерва на возможные потери по прочим операциям (232-П).

3.3.10. Частные вклады

Модуль «Частные вклады» обеспечивает автоматизированное сопровождение операций, связанных с обслуживанием вкладов населения. Модуль эффективно эксплуатируется в банковских организациях, филиалах с территориально распределенной сетью дополнительных офисов и отделений.

Эксплуатация модуля включает два основных этапа:

В модуле предусмотрены настройки операций для учета положений, определенных в договорах вкладов:

Для обслуживания вкладов в модуле предусматриваются операции:

1. Открытие вклада с наличным зачислением средств:

При открытии вклада возможно ограничение периода заключения договоров вкладов заданного типа.

2. Регистрация договора вклада с безналичным зачислением средств. Предусматривается:

Открытие вклада производится по факту перечисления средств в соответствии с регламентом банка.

3. Закрытие вклада в соответствии с условиями договора. Предусмотрено:

4. Расторжение договора вклада. Предусмотрено:

5. Пролонгация на условиях договора вклада с контролем допустимого количества. При выполнении пролонгации вкладов возможно ограничение периоде пролонгации на условиях срочного вклада.

6. Резервирование процентов по вкладу в соответствии с заданным порядком начисления процентов.

7. Перечисление начисленных процентов на заданный лицевой счет с заданной периодичностью.

8. Капитализация начисленных процентов с заданной периодичностью.

9. Прием дополнительных вложений с контролем минимальной суммы и сроком выполнения операции.

10. Выдача части суммы вклада с контролем неснижаемого остатка и сроком выполнения операции.

11. Обслуживание вкладов, открываемых на третьи лица:

12. Обслуживание вкладов на основании доверенностей:

13. Выполнение операций по вкладам в соответствии с завещательными распоряжениями:

14. Обслуживание вкладов в нерабочие дни банковской организации.

15. Обслуживание группового зачисления средств на вкладные и банковские счета населения.

3.3.11. Коммунальные платежи

Модуль «Коммунальные платежи» обеспечивает автоматизированное сопровождение операций, связанных с обслуживание платежей населения. Модуль предназначен для эксплуатации в подразделениях банковской организации, осуществляющих прием платежей. Предусматривается возможность обслуживания платежей как в адрес организаций, заключивших договор на обслуживание с банком, так и в адрес произвольных получателей — юридических и физических лиц.

Модуль «Коммунальные платежи» позволяет решить следующие задачи при обслуживании платежей:

3.3.12. Пластиковые карты

Модуль «Пластиковые карты» предназначен для автоматизации деятельности банка, связанной с эмиссией и эквайрингом банковских карт.

Модуль обеспечивает следующую функциональность: Работа с несколькими платежными системами, процессинговыми центрами и банками-спонсорами.

Ведение различных типов договоров и их условий:

Работа с картами нескольких платежными системами, процессинговыми центрами и банками-спонсорами:

Ведение различных типов договоров и условий:

Выпуск и обслуживание карт для физических лиц:

Выпуск и обслуживание карт для юридических лиц:

Работа с зарплатными проектами:

Обслуживание устройств банка:

Обслуживание торговых точек:

Формирование необходимой для работы банка отчетности:

3.3.13. Финансовая отчетность и анализ

Модуль «Финансовая отчетность и анализ» ИБС «БИСКВИТ» обеспечивает потребности коммерческого банка в формировании обязательной отчетности по российским стандартам, отчетности по МСФО. Средствами модуля возможна реализация аналитических форм по произвольным методикам.

В состав модуля входят как готовые средства формирования обязательной отчетности для предоставления в Банк России, другим органам, осуществляющим контроль банковской деятельности, так и гибкие инструменты, обеспечивающие получение аналитической информации о состоянии и перспективах бизнеса.

Для многофилиального банка использование глубоко проработанной и отлаженной технологии обеспечивает: формирование обязательной отчетности в филиалах и предоставление ее в региональные учреждения Банка России:

При подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО применяется метод трансформации в соответствии с учетной политикой банка, принятой для целей ее подготовки. Реализация метода трансформации средствами модуля состоит из трех частей:

3.3.14. Анализ XL

Модуль работает как в двухзвенной, так и трехзвенной архитектуре «клиент-сервер» и позволяет использовать Microsoft Excel в качестве оболочки для создания графических отчетов.

Он позволяет создавать в таблицах Excel шаблоны отчетов, используя метаязык описания формул модуля «Финансовая отчетность и анализ», и формировать такие отчеты, обеспечивая при этом непосредственный доступ к базе данных «БИСКВИТ».

3.3.15. Выносная операционная касса

Модуль «Выносная операционная касса» (ВОК) предназначен для автоматизации рабочего места кассового работника, всей его деятельности, связанной с выполнением кассовых операций в интересах клиента, а также действий по организации внутренней работы с наличностью и другими ценностями, бланками строгой отчетности, выходными отчетными формами. В процессе работы с модулем могут быть задействованы следующие исполнители: операционный кассовый работник ВОК (кассир), ответственный операционный работник (операционист), заведующий кассой.

Модуль обеспечивает выполнение следующих основных функций:

3.3.16. Валютный контроль

Модуль «Валютный контроль» предназначен для автоматизации следующих бизнес-процессов банка:

Модуль позволяет выполнять ввод, просмотр и редактирование картотеки паспортов сделок, ведение связанных субъектов и счетов, переоформление паспортов сделок (ввод новых условий сделки), ведение справочника требований о резервировании и контроль при вводе операций на соответствие внесенных сумм резервирования (по заявлениям), просмотр картотеки, ввод и редактирование заявлений о внесении сумм резервирования; установка связи с паспортами сделок, привязку счетов, ввод/редактирование заявлений о досрочном возврате со ссылкой на исходное заявление, привязку операций к заявлениям (через связанные счета), а также свертку операций по внесению сумм резервирования от каждого клиента в общую проводку и разноску при возврате сумм резервирования. Пользователь также может просматривать проводки по валютным операциям по текущему счету клиента, для которого создавался данный ПС.

При закрытии операционного дня система контролирует состояние резервов и, в случае необходимости, автоматически выдается оповещение о наличии резервов, подлежащих возврату.

Модуль «Валютный контроль», так же как и все модули интегрированной банковской системы «БИСКВИТ», работает на единой базе, использует общие для системы объекты, а на основе его данных в модуле «Финансовая отчетность и анализ» реализованы отчетные формы 665 «Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки» и 667 «Отчет о внесении и возврате сумм резервирования».

3.4. Модули управления банком

3.4.1. Учет материальных ценностей

Модуль «Учет материальных ценностей» предназначен для автоматизации учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, а также складского учета.

Модуль легко адаптируется к существующей в банке функциональной структуре и организации бизнес-процессов и обеспечивает выполнение следующих основных функций:

При использовании модуля «Налоговый учет» дополнительно обеспечивается:

В рамках модуля реализована работа автономного склада с использованием забалансовой категории учета (АРМ кладовщика). Пользователь-кладовщик может самостоятельно открывать карточки материальных ценностей в картотеке «Склад» и вводить операции прихода и выдачи этих ценностей без отражения операций в бухучете. При этом от пользователя-кладовщика скрыто ведение операционных дней, привязка счетов и ввод проводок. Предусмотрено формирование пользователем-кладовщиком следующих документов:

Кроме того, кладовщик имеет возможность контролировать общее количество и стоимость материальных ценностей, находящихся на местах хранения, в том числе и тех, на которые выписаны требования на отпуск, но реального отпуска не было.

Бухгалтерский учет операций на складе в случае использования АРМ кладовщика осуществляется на основе данных, введенных кладовщиком. В задачу бухгалтера входит только привязка счетов учета к инвентарным карточкам и запуск транзакций формирования бухгалтерских документов прихода и расхода с автоматической подстановкой данных из ранее введенных кладовщиком документов складского учета (приходной накладной и требования выдачи со склада).

3.4.2. Расчет заработной платы

Модуль «Расчет заработной платы» предназначен для автоматизации деятельности внутренней бухгалтерии в части ведения учета рабочего времени и оплаты труда сотрудников банка, а также включает необходимые для выполнения этих функций элементы кадрового учета.

Программные средства и структура базы данных модуля позволяют, используя язык описания операций, сформировать соответствующую принятой в банке системе оплаты труда номенклатуру всех видов начислений и удержаний, описать алгоритмы их расчета, определить значения налоговых ставок, норм и коэффициентов. На базе таких описаний осуществляются автоматические расчеты всех элементов заработной платы, включая оплату больничных листов, отпусков, отчислений в различные фонды, налогов и т. д.

Все описания могут быть скорректированы при изменении нормативных актов, действующих в законодательном порядке или в масштабах банка.

Состав и структура ряда отчетных ведомостей и справок, создаваемых в модуле, описываются пользователем и при необходимости могут быть изменены.

Информация всех прошлых периодов хранится в базе данных на глубину, определяемую пользователем, и используется в автоматических расчетах.

Модуль обеспечивает выполнение следующих основных функций:

3.4.3. Хозяйственные договоры

Модуль «Хозяйственные договоры» предназначен для автоматизации бизнес-процессов банка в сфере административно-хозяйственной деятельности по ведению договоров на предоставление и потребление товаров и услуг, планированию доходов и расходов по договорам, учету операций, связанных с ними, и разовыми сделками, формированию соответствующей отчетности.

Модуль расширяет возможности ИБС БИСКВИТ по автоматизации деятельности банка как хозяйствующего субъекта, подчиняется общесистемным правилам и настройкам, имеет унифицированный пользовательский интерфейс, что обеспечивает простоту его освоения персоналом банка и оптимальные сроки внедрения.

В модуле «Хозяйственные договоры» реализованы ведение журналов выставленных и принятых счетов-фактур с возможностью регистрации и установки взаимосвязи соответствующих счетов-фактур с договорами, платежными документами и проводками по учету НДС, а также учет периодически выполняемых оплат и поступлений по счетам-фактурам, учет доходов/затрат и НДС в разрезе счетов-фактур. Состояние договоров и разовых сделок характеризуется совокупностью параметров, настраиваемой в соответствии с учетной политикой банка, и контролируется автоматически.

В целях контроля графиков оплат и своевременного учета платежей, доходов/затрат и НДС в модуле созданы и ведутся следующие картотеки: картотека выставленных счетов-фактур, картотека полученных счетов-фактур, картотека частично оплаченных счетов-фактур, картотека НДС, полученного авансом, картотека договоров налогового агента, картотека «Расходы будущих периодов». Возможно автоматическое завершение сделки на основании счета-фактуры.

Стандартная версия модуля позволяет печатать необходимые документы и формировать требуемую отчетность, например счета-фактуры, журнал учета выставленных счетов-фактур, журнал учета полученных счетов-фактур, книгу продаж, книгу покупок, отчет по НДС, полученному в разрезе видов операций, отчет по НДС, уплаченному в качестве налогового агента, перечень счетов-фактур, выставленных в данном налоговом периоде, но не оплаченных в нем, перечень счетов-фактур, оплаченных в данном налоговом периоде, но выставленных в предыдущих периодах.

Нормативно-справочная информация модуля содержит необходимые для учета операций по хозяйственным договорам банка справочники услуг/товаров, налоговых ставок и типов оплат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *