Что такое система диспетчеризации

Диспетчеризация. Основные понятия

Диспетчеризация — (от англ. dispatch — быстро выполнять) — централизация (концентрация) оперативного контроля и управления на энергетических, промышленных и других предприятиях, основанная на применении современных средств передачи и обработки информации. Диспетчеризация обеспечивает согласованную работу отдельных звеньев управляемого объекта в целях повышения технико-экономических показателей, ритмичности работы, лучшего использования производственных мощностей.

Система диспетчеризации — это набор аппаратных и программных средств для централизованного контроля за технологическими процессами, инженерными системами, системами энергоснабжения и снабжения сырьевыми ресурсами. Информация обо всем оборудовании, подключенном к системе диспетчеризации, выводится на экран компьютера рабочего места оператора-диспетчера в режиме реального времени.

Системы диспетчеризации инженерных объектов делятся на локальные и удаленные.

Локальная диспетчеризация позволяет передавать технологические данные как от одной, так и от нескольких инженерных систем на компьютер оператора (пункт диспетчеризации). В данном случае мы имеем замкнутую систему, т.е. оборудование и пульт управления размещены на одном объекте или в одном здании. Зачастую локальную диспетчеризацию называют автоматизацией.

Удаленная диспетчеризация позволяет осуществлять передачу параметров от одной или нескольких автоматизированных систем с территориально удаленных объектов на центральную станцию диспетчеризации, с помощью различных каналов передачи данных. Удаленная диспетчеризация может применяться для объединения нескольких объектов, например зданий, имеющих локальную диспетчеризацию.

Зачем нужна диспетчеризация?

Система диспетчеризации позволяет организовать плотное взаимодействие между различными подсистемами инженерного оборудования, она также выполняет автоматизированный оперативный контроль и управление. Необходимость создания подобной системы очевидна. Использование системы диспетчеризации тем оправданнее, чем шире спектр инженерного оборудования объекта.

Эффект от внедрения комплексной системы диспетчеризации не заставит себя ждать. Он проявляется в виде:

Диспетчеризация обеспечивает учёт потребления ресурсов, современный сервис, согласованную работу всевозможных автономных систем, входящих в инфраструктуру объекта/комплекса объектов, зданий, а также производит многоуровневое оповещение в случае возникновения аварийной ситуации.

Что дает комплексная диспетчеризация инженерных систем?

Можно выделить следующие ключевые функции систем диспетчеризации:

Обеспечение человеко-машинного интерфейса

Любое современное здание имеет в своем составе большое количество разнородных инженерных систем. Информация, поступающая от оборудования зачастую непонятна для персонала службы эксплуатации, в частности мигающая лампа «авария» на лицевой панели щита управления системы вентиляции мало что скажет персоналу и в лучшем случае, подвигнет на звонок в компанию поставщика данного щита или обращение к руководству по эксплуатации, если таковое существует. Неисправность в компрессорно-конденсаторном блоке системы кондиционирования придется опознавать считая период мигания светодиодов на соответствующей плате управления и т.д. При этом подавляющее большинство современных контроллеров, управляющих системами вентиляции, имеют возможности коммуникации и позволяют передавать детальную информацию о состоянии системы, неисправностях, режимах работы и т.п. Необходимо только получить эту информацию и представить в удобном для пользователя виде. Тогда написанное по-русски сообщение о загрязнении фильтра или об обрыве ремней вентустановки, неисправности датчика давления, температуры или компрессора компрессорно-конденсаторного блока будет восприниматься оператором единственно верным способом.

Ведение архива параметров и действий операторов

При выходе из строя какого-либо ответственного и дорогостоящего оборудования зачастую происходит длительный «разбор полетов» с непредсказуемым результатом по поиску виновных и мероприятиями по восстановлению оборудования. Система диспетчеризации обеспечивает представление данных за прошедший период времени, помогающее в оценке результатов и качества функционирования системы, кроме этого архив действий операторов играет роль «черного ящика» и позволяет вкупе с архивом параметров проследить действия либо бездействие оператора.

Ведение архива аварийных событий

Служба эксплуатации должна своевременно реагировать на аварийные ситуации, возникающие в инженерных системах, но зачастую, даже имея информацию о параметрах системы, оператор не может среагировать на аварийную или предаварийную ситуацию. Обеспечить контроль возникновения аварии поможет система диспетчеризации, например, имеем подачу тепла от городских сетей, собственно источником тепла является автономная котельная, в которой нет постоянного персонала, сигнал о давлении на вводе в индивидуальный тепловой пункт, контролируется датчиком давления из комплекта тепловычислителя, имея сигнал от этого датчика можно задать граничные значения вида «низкое давление», «аварийно-низкое давление», «высокое давление», «аварийно-высокое». Таким образом, будет автоматически формироваться сигнал о понижении либо повышении давления и своевременно доводиться до оператора в понятной форме.

Ограничение доступа к функциям контроля и управления

Инженерные системы – важный элемент в жизнедеятельности предприятий, поэтому любая ошибка может стоить очень дорого. Для предотвращения риска несанкционированных манипуляций и повышения ответственности сотрудников ведется журнал всех действий диспетчера. Различные категории пользователей имеют определенные права на доступ.

Сигнализация и отображение информации

Отображение параметров систем диспетчеризации в режиме реального времени

На экране диспетчера в режиме реального времени появляется информация об основных показателях системы. Если данные показатели вышли за определенные пользователем пределы, оператор будет оповещен посредством цветовой и звуковой сигнализации.

Инструмент «тренды» удобен тем, что позволяет следить за изменением параметров системы в динамике, это помогает предупреждать аварийные ситуации. Инструмент «цифровая панель» предназначен для вывода на экран диспетчера сразу нескольких трендов.

Управление и диспетчеризация объекта может производиться посредством интерактивной мнемосхемы, которая отображает необходимые параметры и элементы управления в интуитивно понятной форме. Мнемосхемы могут составляться как на отдельные объекты, так и на системы в целом, что позволяет дать оценку общему состоянию системы.

Удаленное информирование (WEB, SMS)

В целом необязательно постоянное присутствие оператора на рабочем месте. Современные системы сбора и обработки данных позволяют удаленно оповещать пользователей при возникновении аварийных ситуаций и дистанционно контролировать состояние и управлять оборудованием через интернет, в том числе с использование мобильных устройств типа планшет и смартфон.

По теме

Популярные товары

Источник

Системы диспетчеризации инженерного оборудования

Система диспетчеризации предназначена для удалённого отображения сбора и хранения данных о работе технологического оборудования здания или производственного процесса, она передает информацию о параметрах протекающих процессов, режимах работы инженерных систем, нештатных ситуациях. Интерфейс системы диспетчеризации позволяет оператору удаленно задавать режимы работы системы в целом или отдельного оборудования.

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

Иногда возникает путаница, когда систему диспетчеризации здания определяют как систему управления зданием BMS. Это связано с тем, что в диспетчеризации применятся контроллеры и программное обеспечение SCADA систем BMS. Однако, система диспетчеризации является интерфейсной частью системы интеллектуального здания, она всего лишь выводит информацию на пульт и позволяет оператору вручную управлять частью процессов, пусть и удаленно. Алгоритмы оптимального и экономичного взаимодействия между подсистемами здания должны быть разработаны проектом автоматизации и запрограммированы в контроллерах управления, только тогда оператор освобождается от принятия большинства рутинных решений.

Обычно, в функции системы диспетчеризации входит:

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

На пульт диспетчера выводится информационный поток от следующих систем:

Могут выводиться параметры температуры наружного воздуха, охлаждённой воды в/от системы вентиляции, охлажденного этиленгликоля, подогретой воды отопления; значения давления охлажденной воды или этиленгликоля систем вентиляции и кондиционирования; положения регулирующих клапанов; мощности на двигателях циркуляционных насосов или вентиляторов; ; данные о засорении фильтров; сигнализация об угрозе замораживания калориферов информации о состоянии лифтов, подкрепленные видеоданными; состояния автоматических выключателей в электрощитах и т.п.

Управление оборудованием в диспетчеризации ограничивается возможностью включения определенных режимов работы, например, режим запуска системы зимой или летом, режим максимальной производительности, аварийное отключение установки, ручное переключение с основного на резервный насос и т.д. В теории, диспетчер имеет возможность управления каждым из устройств, имеющих привод, однако на практике, один человек физиологически не сможет вручную управлять большой инженерной системой.

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

Управление такой системой осуществляется в режиме 24/7 квалифицированным персоналом, прошедшим специализированные курсы обучения. Кроме того, для каждой системы в процессе проектирования, наладки и эксплуатации технологами разрабатываются протоколы действий при возможных нештатных ситуациях.

Возможности современных систем диспетчеризации

Современные системы диспетчеризации все чаще реализовываются на контроллерах и программном обеспечении систем BMS. Это обуславливает большое количество программных возможностей по настройке их функций. В общем случае, системы диспетчеризации должны обеспечивать:

Отличие системы диспетчеризации от системы автоматического управления и диспетчеризации здания (САУиД)

Основные отличия функций системы диспетчеризации инженерного оборудования и системы автоматического управления зданием видны на приведенных ниже схемах. Типовая схема диспетчеризации инженерных систем объекта

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

Типовая схема автоматизации и диспетчеризации инженерных систем объекта (синонимы: BMS, интеллектуальное здание)

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

Таким образом, подсистема диспетчеризации является только частью системы управления зданием BMS.

Оборудование и программное обеспечение систем диспетчеризации

Задача диспетчеризации – отображение информации и предоставление возможности управления, следовательно, основными элементами системы диспетчеризации является программное обеспечение оператора и преобразователи интерфейсов, часто устанавливаемые в щитах автоматизации инженерного оборудования.

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

Как правило, современные контроллеры автоматизации имеют возможности работы со SCADA ПО системы диспетчеризации, они являются одновременно и преобразователями интерфейсов. Программное обеспечение обеспечивает реализацию таких функций как:

Передача данных от локальной системы автоматизации к SCADA системе диспетчеризации может осуществляться напрямую или через интерфейс OPC (Open Platform Communication) сервера. При этом OPC сервер является переводчиком между языком, которое понимает установленное оборудование, и языком программного интерфейса диспетчера.

Главной целью стандарта ОРС явилось обеспечение возможности совместной работы средств автоматизации, функционирующих на разных аппаратных платформах, в разных промышленных сетях и производимых разными фирмами.

После того, как стандарт OPC был введён в действие, практически все SCADA-пакеты были перепроектированы как ОРС-клиенты, а каждый производитель аппаратного обеспечения стал снабжать свои контроллеры, модули ввода-вывода, интеллектуальные датчики и исполнительные устройства стандартным ОРС сервером. Благодаря появлению стандартизации интерфейса стало возможным подключение любого физического устройства к любой SCADA, если они оба соответствовали стандарту ОРС. Разработчики получили возможность проектировать только один драйвер для всех SCADA-пакетов, а пользователи – возможность выбора оборудования и программ без прежних ограничений на их совместимость.

IP оборудование

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

С удешевлением IP оборудования, функции передачи данных в сеть постепенно распространяются на полевые устройства (клапаны, преобразователи частоты и т.п.), однако это решение пока в любом случае более дорогое, а также требует разработки стабильной и безопасной СКС на объекте, это так же дорогостоящее мероприятие.

IP оборудование для систем автоматизации и диспетчеризации инженерных систем подбирается в зависимости от требований к его функциям. Как правило, достаточно иметь программный стык системы диспетчеризации с IP сетью предприятия, и появляется возможность подключения к SCADA системе дополнительной информации. В частности, для визуального наблюдения за с диспетчерского пункта за важными узлами или помещениями, к системе подключаются используются IP камеры наблюдения системы промышленного телевидения или безопасности.

Разработка и проектирование систем диспетчеризации

Проект системы диспетчеризации выполняется разделом комплекта чертежей системы автоматизации и диспетчеризации здания. Сигналы, выводимые на пульт диспетчера, определяются разработчиками технологии систем здания.

Норматив проектирования: ВСН 60-89 «Устройства связи, сигнализации и диспетчеризации инженерного оборудования жилых и общественных зданий. Нормы проектирования»

Проект системы диспетчеризации обычно сдержит следующие листы:

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

В рамках проекта диспетчеризации разрабатывается так же и автоматизированное рабочее место диспетчера. В зависимости от масштаба системы оно может быть оснащено:

Щитом с нанесенной мнемосхемой (в настоящее время такие системы встречаются все реже и на производствах);

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

ПК с установленной SCADA программой;

ПК с доступом по веб-интерфейсу к контроллеру-серверу системы (пример: automation server Schneider Electric);

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

ПК с установленной SCADA системой с выходом на несколько мониторов и на мониторную стену.

Системы управления электроэнергией. Контроль и автоматизированное управление работой системы. Подробнее »

В ближайшем будущем, появится возможность увеличения КПД солнечных панелей до 50%. Эффективность. Подробнее »

Руководство Филиала КОО «ЛОГРАР ЛИМИТЕД» выражает благодарность коллективу ООО. Подробнее »

КОО «ЛОГРАР ЛИМИТЕД» 1 сентября 2015

Уважаемый Ринат Шакирзянович! ООО «ФИНПРОЕКТ» выражает благодарность компании ООО. Подробнее »

Источник

К вопросу о диспетчеризации Ч.1

Что такое система диспетчеризации. Смотреть фото Что такое система диспетчеризации. Смотреть картинку Что такое система диспетчеризации. Картинка про Что такое система диспетчеризации. Фото Что такое система диспетчеризации

часть 1

Как устроены системы диспетчеризации?

Стандартная система диспетчери­зации состоит из шкафов автоматики и диспетчерского пункта, которые обеспечивают функции управления, а также сбора данных с определен­ного инженерного оборудования. В диспетчерском пункте находится один или несколько персональных компьютеров, оснащенных специали­зированным программным обеспече­нием. Все оборудование связано с ПК диспетчера через технологическую сеть. Количество сегментов в сети, а также число подключаемых шкафов практически не ограничено. В зави­симости от характеристик автомати­зируемого объекта и объема обра­батываемой информации структура построения систем диспетчеризации реализуется в каждом случае индиви­дуально.

Какие задачи решает диспетчеризация?

Система диспетчеризации обеспе­чивает многоуровневый комплексный контроль и управление:

Преимущество применения систем диспетчеризации:

Остановимся на каждом из пере­численных пунктов более подробно.

1. Контролирующая система

Вопрос заключается в следующем: система будет осуществлять только мониторинг объекта или же оператор должен иметь возможность управлять объектом удаленно с диспетчерского пункта. Входит ли в «обязанности» оборудования, расположенного на объекте, управление технологическим процессом? На основании этого бу­дет принято решение о применении контроллера со свободно програм­мируемой логикой или же достаточно локальных регуляторов с прошитой ло­гикой, интерфейсом связи или простых модулей ввода/вывода.

2. Канал передачи данных

Каналы связи между различными уровнями системы могут быть провод­ными и беспроводными на основе выде­ленных и коммутируемых телефонных линий, локальных компьютерных сетей, сетей сотовой связи, радиоканалов. Если речь идет о диспетчеризации на уровне цеха или предприятия, зачастую прокладка кабеля решает вопрос орга­низации связи диспетчерского пунк- та с установленным оборудованием. В случае удаленной диспетчеризации используются беспроводные линии, ко­торые вызывают наибольший интерес и все большее распространение, об их применении и пойдет далее речь.

Компания ОВЕН вместе со своими партнерами предоставляет возможнос­ти решения задач удаленной диспетче­ризации на основе сети GSM. Передачу данных в сети GSM можно осуществлять тремя способами: SMS, CSD и GPRS.

SMS (Short Message Service – служ­ба коротких сообщений) – техноло­гия, позволяющая осуществлять при­ём и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном, вхо­дит в стандарты сотовой связи. SMS используется, как правило, для ин­формирования главного специалиста и диспетчера о произошедшем собы­тии. SMS для передачи данных прак­тически не используется из-за вы­сокой стоимости. Кроме того, время доставки SMS не регламентировано, и, следовательно, ставит под вопрос ак­туальность получаемой информации.

CSD (Circuit Switched Data – техно­логия передачи данных) использует один временной интервал для переда­чи данных по голосовому каналу связи в подсистему сети и коммутации, где они могут быть переданы через экви­валент модемной связи в телефонную сеть. На текущий момент CSD является самым надежным и гарантированным способом передачи данных. Принцип действия: устанавливается прозрач­ный канал связи между модемами, и данные передаются от устройства, под­ключенного к одному модему, на дру­гое, подключенное к другому модему. Как правило, такой способ передачи данных используется при создании систем, в которых требуется инициа­тивная связь объекта с диспетчерским пунктом. Основным препятствием его широкого использования является вы­сокая стоимость времени соединения из-за гарантированного времени со­единения (при нахождении в сети всех абонентов).

GPRS (General Packet Radio Service – пакетная радиосвязь общего пользо­вания) – один из наиболее востребо­ванных способов передачи данных. Он позволяет пользователю сети сотовой связи производить обмен данными с другими устройствами в сети GSM и с внешними сетями, в том числе Интер­нет. GPRS предполагает тарификацию как по объёму переданной/полученной информации, так и по времени, про­ведённому он-лайн. Такой способ связи позволяет объекту постоянно находить­ся на связи. Тем не менее и этот вари­ант не лишен недостатков. Канал связи GPRS не является приоритетным в отли­чие от голосового канала (CSD), и время доставки пакетов не регламентировано. Кроме этого, число предложений и от­сутствие стандартных решений отнима­ют много времени при создании подоб­ных систем. Компания ОВЕН предлагает потребителям три варианта решения задачи соединения по каналу GPRS:

Статический IP

С оператором связи заключается договор на предоставление стати­ческого IP-адреса (услуга платная), закрепленного за СИМ-картой. После регистрации в сети ПЛК к нему мож­но будет обращаться по этому IP-ад­ресу. Обращение можно организо­вать с любого ПК, подключенного к Интернету.

Динамический IP (реальный IP)

C оператором связи заключается договор на предоставление услуги «ре­альный» IP (услуга платная), но значи­тельно дешевле услуги «статический IP».

Пользователь регистрируется на одном из сервисов DynDNS (платно или бес­платно), ему предоставляется логин и пароль для регистрации в Интернете. После регистрации ПЛК он определяет свой текущий IP-адрес, сообщает его DynDNS-серверу и обращаться к нему можно через Интернет, используя не IP-адрес, а DNS-имя.

3. Архив данных

Потребность создания и ведения архивов непосредственно на самом объекте и передача их при очередном сеансе связи на диспетчерский пункт возникает в том случае, если связь с объектом носит периодический ха­рактер, а информация о состоянии оборудования и технологическом про­цессе необходима в полном объеме. Возможность создания архивов оп­ределяется перечнем установленного оборудования. При необходимости архива не обойтись без контроллера, если же архив не требуется, то можно использовать локальные приборы или модули ввода/вывода с модемом.

4. Опрос устройств с нераспро­страненными протоколами пере­дачи данных

Часто совместно с автоматически­ми системами управления на объекте устанавливаются средства учета тепло­вой и электрической энергии, и возни­кает дополнительная задача передачи информации и от этих средств учета. В этом случае необходимо использо­вать контроллер в качестве шлюза пе­редачи данных от средств учета на ПК оператора. Основной особенностью такой задачи является то, что, как пра­вило, подобные средства имеют свой протокол передачи данных, который необходимо поддерживать в основном контроллере (шлюзе). Такие протоко­лы зачастую поддерживаются в SCADA и SoftLogic-системах, и их примене­ние значительно облегчает процесс объединения контроллеров и средств учета. В случае отсутствия поддержки необходимого протокола клиент может организовать поддержку протокола са­мостоятельно.

5. Программное обеспечение

Выбор программного обеспече­ния – один из основных вопросов при создании новой системы диспет­черизации. Ведь от выбора ПО зави­сит стоимость и скорость создания проекта, квалификация нанимаемо­го специалиста, уровень поддержки производителя. Компания ОВЕН предлагает своим клиентам несколь­ко программных продуктов.

Среда программирования CoDeSys

CoDeSys – одна из самых распро­страненных независимых сред про­граммирования как в России, так и за рубежом, разработана компанией 3S-Software (www.3s-software.com). CoDeSys выбрали для своих контрол­леров такие крупнейшие разработчики как Beckhoff, Wago, Turk и др. CoDeSys полностью поддерживает пять языков программирования согласно стандарту IEC 61131-3 и дополнительный язык CFC и обеспечивает поддержку прото­колов передачи данных: Мodbus ASCII/ RTU/TCP, DCON, OWEN. Помимо стандар­тных протоколов CoDeSys позволяет создавать оригинальные протоколы с использованием библиотек, поставля­емых компаниями 3S-Software и ОВЕН.

CoDeSys идеально подходит для решения задач, в которых необходимо организовывать сложные алгоритмы управления и системы со сложными вычислениями, она позволяет созда­вать системы диспетчеризации с ис­пользованием как проводных, так и беспроводных сред передачи данных.

Единственным ограничением можно назвать только отсутствие поддержки нераспространенных про­токолов обмена с внешними устройс­твами – такими как расходомеры, теп­лосчетчики, электросчетчики и т.п. Кроме того, интеграция в SCADA–сис­темы хотя и является стандартной процедурой через ОРС-сервер, но тем не менее при большом количестве пе­ременных занимает много времени.

Среда программирования ISaGRAF

Разработка компании ICS Triplex ISaGRAF (www.isagraf.com) – ин- струмент для создания прикладных программ состоит из среды разра­ботки (Workbench), адаптируемой под различные аппаратно-программные платформы исполнительной системы (Target). ISaGRAF поддерживает пять языков стандарта IEC 61131-3 и язык Flow Chart, обеспечивает поддержку большого количества стандартных протоколов (Modbus ASCII/RTU/TCP и DCON). ISaGRAF является открытой платформой и позволяет добавлять в него драйверы для собственных ПЛК, библиотеки и дополнительные модули.

Диапазон применения ISaGRAF очень широк – от крупных ТЭЦ до не­больших теплиц.

На основе ISaGRAF компанией «ФИОРД» (www.fiord.com) разрабо­таны расширения, которые сделали ISaGRAF универсальной средой для создания интегрированных решений как в области АСУ ТП (www.isagraf.ru), так и в системах диспетчеризации.

ISaGRAF является универсальной средой программирования контролле­ров и обладает такими же ограничени­ями, как и CoDeSys.

SCADA и Softlogic-система Master- SCADA

Одна из самых популярных рос­сийских SCADA-систем (www.insat.ru), представленных на российском рын­ке. Поставляется компанией ОВЕН и ее дилерами. При использовании SCADA- системы целесообразно использовать контроллер с предустановленной на нем Softlogic-системой MPLC. Связано это с тем, что при использовании дан­ного продукта пользователь создает свою программу из единой среды раз­работки – MasterSCADA. Это значи­тельно облегчает связь переменных нижнего уровня (ПЛК) с верхним (АРМ диспетчера). Преимущество ис­пользования SCADA и Softlogic-систе­мы перед средой программирования очевидны в случае создания систем мониторинга. Поддержка SCADA–сис­темой большого количества как стан­дартных, так и нестандартных про­токолов передачи данных позволяет использовать контроллер в качестве шлюза, объединяющего в единую сеть все установленное на объекте обору­дование.

Ограничение в использовании по­добного подхода только в том, что при необходимости создания сложных про­грамм и алгоритмов управления среда программирования ПЛК может оказать­ся недостаточно функциональной.

SCADA и Softlogic-система Энтек

SCADA-система Энтек – одна из самых распространенных SCADA-сис­тем (www.entels.ru), работающих в российской энергетике. Она разрабо­тана компанией Энтелс, занимающей­ся внедрением автоматизированной информационно-измерительной сис­темы – АИИС ЭНТЕК. Энтек, также как и предыдущая SCADA-система, позво­ляет запрограммировать контроллер для диспетчерского пункта непос­редственно из основной среды разра­ботки, для чего на ПЛК должна быть предустановлена система исполнения En-logic от компании Энтелс. Приме­нение SCADA-системы Энтек и системы исполнения En-logic целесообразно при создании крупных распределен­ных систем мониторинга энергетичес­ких и других объектов, так как большое количество примитивов и библиотек позволяет сделать проект с минималь­ными временными затратами.

Более подробную информацию о всех этих программных продуктах можно прочитать на сайтах компаний разработчиков.

Довольно часто при создании новой системы диспетчеризации приходится интегрироваться в уже установленную на ПК SCADA-систему. При решении этой задачи необходимо понимать, ка­кие протоколы передачи данных и ка­кие интерфейсы поддерживает ранее установленный программный продукт, так как это повлияет и на выбор про­граммного обеспечения, и на выбор среды программирования для ПЛК. Если ПО необходимо устанавливать с нуля, то зачастую имеет смысл выбрать SCADA и SoftLogic-системы, которые позволят не только создать визуализа­цию, но и запрограммировать контрол­лер в одной среде программирования.

В следующей части статьи будут рассмотрены несколько способов ре­шения задач удаленной диспетчери­зации различной степени сложности, используемые аппаратные и програм­мные средства, преимущества и недо­статки предлагаемых методов.

© Автоматизация и Производство, 2021. Все права защищены. Любое использование материалов допускается только с согласия редакции. За достоверность сведений, представленных в журнале, ответственность несут авторы статей.

Издание зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ № ФС77-68720.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *